Естественный и искусственный эксперимент. Этап планирования вкл-ет в себя. Требования к результатам организационных исследований

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

Литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 51.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Естественный эксперимент" в других словарях:

    естественный эксперимент - Автор. А.Ф.Лазурский (l910 г.). Категория. Экспериментальная стратегия. Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота… … Большая психологическая энциклопедия

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Метод психолого педагогического исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Соединяет положительные черты метода наблюдения и лабораторного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в l910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая… … Психологический словарь

    Естественный эксперимент Исследовательская деятельность. Словарь

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - эксперимент, цель которого проверить влияние какого либо фактора на отдельные стороны учебно воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях; включается незаметно для испытуемого в его трудовую или учебную деятельность. Естественный… … Профессиональное образование. Словарь

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - – вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он м. б. применен и при социально… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - метод психол. пед. исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или уч. деятельность. Впервые об опыте использования Е. э. сделал доклад А. Ф. Лазурский на 1 м съезде по эксперим. педагогике (1910). В… … Российская педагогическая энциклопедия

    Естественный эксперимент - это эксперимент, проводящийся в естественных реальных условиях (не в лабораторных), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и не знают о том, что находятся под педагогическим наблюдением. Такой эксперимент позволяет получать… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Естественный эксперимент - метод психолого педагогического исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Разработан (1910) А.Ф. Лазурским. Соединяет положительные черты метода наблюдения… … Педагогический терминологический словарь

    Естественный эксперимент - (Лазурский А.Ф., 1918). Метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента.… … Толковый словарь психиатрических терминов

Книги

  • , Дробышева Т. В.. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…
  • Экономическая социализация личности. Ценностный подход , Дробышева Татьяна Валерьевна. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…

1. Теоретическим методом научно-педагогического исследования

является:

а) беседа;

б) классификация;

в) интервью;

г) моделирование ;

е) сравнительно-исторический анализ;

ж) наблюдение;

з) педагогическийэксперимент;

и) анализ литературы;

к) тестирование.

2. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся:

а) наблюдение, беседа, изучение передового опыта, эксперимент;

в) беседа, классификация, интервью, шкалирование;

г) синтез, анализ, интервью, изучение продуктов деятельности.

3. К методам опроса относятся:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) анкетирование;

г) интервью ;

д) экспертная оценка;

е) изучение продуктов деятельности.

4. К методу педагогического исследования, который позволяетпроверить эффективность выбранной технологии или методики, относится:

а) психолого-педагогическое наблюдение;

б) анкетирование;

в) педагогическое тестирование;

г) педагогический эксперимент;

д) методы математической обработки.

5. Естественный эксперимент характеризуется условиями:

а) искусственными;

б) естественными;

в) социальными;

г) семейными;

д) природными.

6. Лабораторный эксперимент - это эксперимент:

а) семейный;

б) естественный;

в) природный;

г) специально-организованный;

д) социальный.

7. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?

а) социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция,эксперимент;

б) наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ идокументации образовательных учреждений, сравнительно-исторический

анализ, моделирование, математические методы;

в) обобщение опыта, тесты, анкеты, составление алгоритмов, моделирование;

г) педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

8. К какому из методов можно соотнести следующие отличия: постановка задачи, определение объекта, разработка схемы; результаты обязательно фиксируются; полученные данные обрабатываются.

а) эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) анкетирование

9. Преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов

а) эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) анкетирование

10. Наблюдение как исследовательский метод проводится с целью

сбора информации



фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения

разработки прогрессивных систем, которые отвечают запросам общества

обобщения независимых характеристик и диагностических ситуаций

11. Исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы - это

интервью

опрос

12. Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности - это

личностные тесты

интеллектуальные тесты

проективные тесты

нормативно-ориентированные тесты

13. Уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования - это

формализация

эксперимент

наблюдение

14. Разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление - это

эксперимент генетико-моделирующий

эксперимент формирующий

эксперимент естественный

эксперимент лабораторный

15. Формирующий эксперимент позволяет

обеспечивать возможность управления условиями экспериментирования

получение точных данных

активно воздействовать на условия выполнения деятельности

прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств

Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.

Более внимательный взгляд на в психологии

Эксперимент, лабораторный, естественный или любой другой, включает в себя манипулирование одной переменной, чтобы определить, могут ли изменения в одной переменной вызывать изменения в другой. Этот метод основан на контролируемых методах, случайном назначении и манипуляциях с переменными для проверки гипотезы.

Типы экспериментов

Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:

  1. Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
  2. Естественный эксперимент - это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
  3. Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.

Ключевые термины

Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:

  • Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
  • Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
  • Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
  • Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.

Экспериментальный процесс

Психологи, как и другие ученые, используют научный метод при проведении эксперимента. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые разрабатывают исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы. Выделяют четыре основных этапа процесса:

  1. Формирование гипотезы.
  2. Проектирование исследования и сбора данных.
  3. Анализ данных и получение выводов.
  4. Обмен результатами.

Естественный эксперимент - это что такое?

Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент - это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.

Естественные эксперименты - это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.

Условия естественного эксперимента

Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.

В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.

В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

Научный метод исследования

Эксперимент является основным методом исследования в науке. Ключевыми функциями являются контроль над переменными, тщательное измерение и установление причинно-следственных связей. Это исследование, в котором гипотеза проверена научно. В эксперименте управляется независимая (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект), а также контролируются любые посторонние переменные. Преимущество состоит в том, что эксперименты, как правило, объективны. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, так как делает данные более достоверными и менее предвзятыми.

Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

50. Хронометраж и "фотография" рабочего дня

В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как "фотография" рабочего дня и хронометраж.


Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности. Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические и логические операции - как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся к оперативному или подготовительно-заключительному периоду.

Хронометраж применяют для того:

1) чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;

2) чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;

3) чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;

4) чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.

Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника.

"Фотография" рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:

1) подготовка к наблюдению;

2) проведение наблюдения;

3) обработка данных наблюдения;

4) анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов.

При подготовке к наблюдению изучаются следующие параметры:

1) технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций;

2) организация труда на рабочем месте;

3) порядок обслуживания;

4) технические характеристики, режимы работы. Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

5. Метод эксперимента в психологии.

Эксперимент - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование.

Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.

Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемое в результате эксперимента эмерические зависимости большей частью имеют статус корреляции т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И наконец, применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент - особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.