1 что такое малая родина. Старт в науке. Государственные символы России

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников «Первоцвет»

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове "Отчизна".

Асхабова Аминат Батыровна,

ученица 4 «д» класса МКОУ «Гимназия №3».

Руководитель: Амитова Альфира Сраждиновна

г. Хасаюрт, 2017г.

    Введение.

    Проблема и ее актуальность.

    Цели и задачи.

    Теоретическое исследование.

    Сбор информации.

    Анкетирование, блиц-опрос.

    Заключение.

    Список используемых источников.

Введение

Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее, поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая родина»,

целью которой является рассказать о красоте села Калининаул, чтобы привить любовь и уважение к нему.

Цели и задачи .

2. Оценить знания одноклассников о своем родном городе.

3. Привлечь внимание ребят к истории родного края.

Методы исследования:

1. Сбор информации.

2. Анкетирование.

Источники информации:

Интернет, статьи казбековских газет.

Независимо от того обучались дети в школе или нет, патриотическое воспитание существовало во все времена. И проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была и есть одной из наиболее актуальных. Главная задача патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, который связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, способен встать на защиту своей Родины.

Что значит быть патриотом? Это значит любить землю, уважать предков, народные традиции. А что же значит слово Родина? Это можно понимать по-разному. Прежде всего – это мой родной дом, где я родилась, где живут мои родители, мои братья и сестра, мои друзья…

Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладный легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток….

(Н. Языков)

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего. Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имя и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живут. (Приложение 1 )

Вот уже несколько лет мы живем в городе Хасавюрт, но мой папа всегда твердит нам о том, как важно помнить и знать историю своих предков и своего края.

И я решила поехать в родное село Калининаул, ведь история начинается с истока. (Приложение 2 ) Вместе с семьей сходила на экскурсию в библиотеку, чтобы ознакомиться с литературой по данной теме (библиотека в селе Калининаул), где мне помогли найти нужную информацию. Сделала фотографии достопримечательностей села и природы нашего родного края вместе с папой, к тому же у нас дома висит картина с изображением села. (Приложение 3 ) С помощью родителей искала материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировала членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины. Также побывала в гостях у заслуженного учителя истории Алиева Асадулы Мусаевича, который очень много интересного рассказал по данной теме. Асадула Мусаевич работал в Калининаульской средней школе №1 с 1966 по 2014 г., его супруга проработала в этой же школе 40 лет - филологом. (Приложение 4 )

Моя Малая Родина находится в Казбековском районе Дагестана. (Приложение 5 ) Это село Калининаул, которое является одним из наиболее крупных населенных пунктов района. Оно расположено на правом берегу реки Акташ (белые камни), при впадении в нее реки Саласу (теплая вода), напротив села Ленинаул, в 18 км к югу от Хасавюрта, на границе с Чеченской Республикой. Ближайшие населенные пункты: на севере - село Ленинаул, на юге - село Алмак, на западе - села Гиляны и Зандак (Чечня), на востоке - село Дылым (районный центр). Села, Ленинаул и Калининаул, соединены между собой мостом через реку Акташ. (Приложение 6 ) Природа Калининаула завораживает своей красотой. Здесь можно воочию увидеть слияние рек Акташ и Саласу. (Приложение 7 ) Мы каждое лето ездим купаться на речку Саласу, говорят, что это лечебная вода. (Приложение 8) Недалеко расположена гора Гебек-Кала - горная вершина Казбековского района Дагестана. Высота над уровнем моря составляет 971 метров. (Приложение 9 ) Кругом леса, богатые разнообразной растительностью: шиповник, мушмула, кизил, дикие яблоки и груши. В лесах водятся кабаны, лисицы, волки, олени, белки, зайцы и т.п.

Леса! Реки! Луга! Краше нет ничего на всем белом свете! Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю. Мы с семьей часто отдыхаем на природе, ежесезонно выезжаем любоваться ее красотами. (Приложение 10 )

Из истории: 22 ноября 1928 года принимается новый проект районирования республики. По нему из бывшего Казбековского участка Хасавюртовского округа образован Казбековский подкантон (в подчинении Хасавюртовского кантона) с центром в с.Хубар. 3.06.1929 г. Подкантон переименован в подрайон. И 25 декабря 1930 года образован Казбековский район с центром - с.Дылым. Казбековский район назван в честь Солтан – Саида Казбекова, который был председателем Совета обороны и который много сил и труда вложил в установление Советской власти в Дагестане. (Приложение 11 )

В 1944 году мои предки переехали из села Алмак в Калининаул, который со временем стал для них родным очагом.

Мое село славится не только красотой и богатством природы, но и мужественными людьми. На протяжении многих лет наши предки доказывали и доказывают свою преданность родине не словом, а делом. (Приложение12 ) Казалось бы память о настоящих героях осталась на страницах книг о Великой Отечественной войне, об афганской войне, но и в мирное время есть свои герои. Один из героев - это Гайирханов Магомед-Казим Магомед-Камилович, которому присвоено посмертно звание Героя России.(Приложение 13 ) Именем героя названа средняя общеобразовательная школа №1 в селе Калининаул. Также отец рассказал мне о событиях 1999 года, когда ранним утром вооруженные бандформирования со стороны Чечни вошли в селение Алмак, по зову алмакского народа поднялись все жители Калининаула и Ленинаула, оказали отпор при поддержке вооруженных сил России и отстояли свободу алмакской земли и целостности Дагестана. Во время боевых действий были ранены добровольцы из села, один погиб - Гасанханов Раджаб Гаирбекович. Многие участники боевых действий награждены орденами мужества и медалями. Как говорится, героями не рождаются, а становятся. Благодаря таким мужественным людям, моя малая родина процветает. (Приложение 14 )

В селе функционируют средняя общеобразовательная школа №1 имени Гайирханова (о которой я выше упоминала), начальная школа №2, (Приложение 15 ) краеведческий музей, который известен по всему району и даже в республике. В музее имеется комната Воинской славы. (Приложение 16 ) Много труда и сил вложил в образование музея Асадула Мусаевич, но он говорит, что это заслуга жителей села, которые не остались равнодушными. Есть библиотека, дом администрации, дом культуры (Приложение 17 ), почта, детский сад «Ромашка». (Приложение 18 ), амбулатория, несколько аптек. В Калининауле расположено несколько мечетей, одна из которых сооружена в 1904 году. (Приложение 19 )

В Калининауле есть автомастерские, автомойки, работают сервисные центры компьютерных услуг, свои столярные мастерские, где изготавливают не только окна, двери, но и качественную мебель, деревообрабатывающий цех. Пекарня, которая обеспечивает хлебом магазины, а их там несколько (есть даже два крупных гастронома). Калининаул связан с Хасавюртом и с районным центром - Дылым пригородным автобусным маршрутом (курсируют автобусы «Газель»). (Приложение 20 ) Года два назад был построен банкетный зал «Орхидея», где играют свадьбы не только жители Калининаула, но и жители всего района.(Приложение 21 ) И, конечно же, беспроводной интернет. При въезде в село находится место малого зиярата, расположенного на месте, где отдыхал Ташев Ханжи (один из наибов Имама Шамиля). (Приложение 22 ) В прошлом году были заасфальтированы дороги, появились дорожные знаки и разметки, посажены деревья. (Приложение 23 )Жители села занимаются скотоводством, садоводством, выращивают разные фрукты: яблоки, груши, сливы, абрикосы, черешню. На полях -пшеница и кукуруза, в огородах - картофель, морковь, редис и т.д. В селе много талантливых и трудолюбивых людей, которые владеют различными профессиями: врачи, учителя, искусные мастера-ремесленники. Мне хочется, чтобы моя родина процветала и мы гордились ею.

Своей гордостью я считаю и родной Дагестан: родина великого Имама Шамиля, Гамзата Цадасы, всемирно-известного поэта Расула Гамзатова, Фазу Алиевой и многих других великих деяиелей.

Мой родительский дом, село моих предков, город, в котором я живу, Дагестан, который является частью великого государства. Россия - это и есть моя большая Родина, моя гордость, мое будущее. Только на Родине солнце не только светит, но и согревает душу. Вода не только освежает, но и спасает от жажды. Земля не только кормит, но и дает силы для будущей жизни.

А напоследок я хочу сказать: «Сколько бы ни писали о Родине, о любви к Отчизне, все будет мало!». Интерес к родной земле не пропадет никогда. Все равно найдется, что-нибудь новое, что пополнит нашу историю, природу и душу. И это касается не только моей родины, это характерно для каждой земли, будь то пустыня или плодородная равнина. И мы являемся одними из творцов своей земли. Чтобы наслаждаться своей землей, все надо делать с любовью! (Приложение 24 )

Проведенное среди односельчан-сверстников анкетирование показало, что ребята любят свою малую родину, знают свой аул и задумываются над его будущим.

В анкетировании участвовало 23 сверстника.

Вопросы анкеты:

    Любишь ли ты свой аул?

    Скучаешь ли ты по родному аулу, выезжая из нее?

    Твое любимое место в Калининауле?

    Что бы ты изменил(а) в своём ауле?

    Какие знаешь улицы родного села?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

1.Любят свой родной аул- 23чел., скучают по аулу, уезжая из нее -22 чел.

2.Любимые места это: ДКР-8чел., площадь Победы-7чел.,

памятники -3чел., река -5чел.,

    На вопрос, что хотелось бы изменить в ауле, дети ответили так:

ничего, и так всё хорошо-6чел., много новых аттракционов-5чел., приют для животных-2чел., чтобы не было мусора-3чел., чтобы всё стало дешевле- 2чел., экзотические желания-5чел.

    Детям известны улицы своего аула:

ул. Черепичная -21чел.,

ул. Родниковая -19 чел.,

ул. Исы Сурхаева -16 чел.,

ул. Магомедказима Гайирханова -9 чел.,

тупик Лермонтова -9 чел.

Заключение:

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. У каждого из нас есть сокровенное место, в котором мы родились и выросли. Из таких маленьких родин сформировано единое и могучее Отечество, наш общий дом, наполненный человеческими судьбами. Однажды в каждом маленьком сердце просыпается любовь к Родине, которая раскрывает истинный смысл патриотизма и беззаветной преданности к родной земле.

Расти тебе, шириться, хорошеть и процветать, дорогой Калининаул!

Использованная литература:

    Ресурсы интернет. Википедия.

    Казбековская газета «Вестник», «Чапар».

    Алиев А. М. Краеведение; Калиниаул, 2001г.

У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать - она дается раз и навсегда при рождении. Узнаем, что такое родина и насколько важна любовь к ней.

Определение родины

Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек - это дальний потомок какого-то древнейшего рода.

Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.

Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина - его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Россия - самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Россия на карте.

Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины - город Москва.

Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.

Государственные символы России

Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.

  • Герб России

В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона - это символы независимости нашего государства.

В правой лапе орел держит скипетр - символ закона, а в левой лапе – державу - символ объединения российского народа.

На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Рис. 2. Герб России

Государственный флаг - важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб - вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.

Государственный флаг РФ - это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине - синий, и внизу - красный.

Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета - белый, синий и красный - были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная - вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.

Рис. 3. Флаг России.

  • Гимн России

Государственный гимн - это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг - отличает страну от других государств.

Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова - С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них - любое исполнение будет считаться правильным.

Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 91.

Родина – это часть меня Малая родина. У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, родным. Моя малая родина – село Кулаево. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но моему сердцу дорога каждая мелочь.


Родина в моей душе. Родина не вокруг меня, она в моём сердце, в моих мыслях, душе и памяти. Она – часть меня, а я – часть её. Я люблю это место, в котором родился, эти тропинки, по которым гуляю со своими друзьями, людей, которые меня окружают. Слово «Родина» ассоциируется у меня с моими родителями и близкими, с моим домом, с берёзовой рощей, с маленькой Шемёлкой и большей Мёшей. Родина не вокруг меня, она в моём сердце, в моих мыслях, душе и памяти. Она – часть меня, а я – часть её. Я люблю это место, в котором родился, эти тропинки, по которым гуляю со своими друзьями, людей, которые меня окружают. Слово «Родина» ассоциируется у меня с моими родителями и близкими, с моим домом, с берёзовой рощей, с маленькой Шемёлкой и большей Мёшей. Я родился в России, в селе небольшом, Я родился в России, в селе небольшом, И ему отдано моё сердце! И ему отдано моё сердце!


Чувство Родины. Так много значит слово «Родина», что всего не охватишь и не объяснишь. У каждого из нас своя Родина, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма. Так много значит слово «Родина», что всего не охватишь и не объяснишь. У каждого из нас своя Родина, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма. Люди, которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным местам. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном краю. Люди, которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным местам. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном краю. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.


Нет сторонки краше, чем Родина наша. У каждого человека есть своё любимое место в природе, куда он любит ходить и где любит мечтать. Моё самое любимое место – это река Мёша, небольшое местечко под названием Шум. В летние жаркие дни там шумно и весело, много народа. На берегу стоят плакучие ивы, которые низко склонили свои веточки. В тёплой воде сразу чувствуешь прилив сил. Волны ласкают тебя, как будто рады твоему приходу. Лето сменяет золотая осень, и тогда по воде плывут жёлтые кораблики, унося с собой воспоминания о жарком лете. Так летят месяцы за месяцами, и наступает белоснежная зима. Зимой на Шуме тоже весело, но я всё-таки жду с нетерпением лета. Я очень люблю родную природу, ведь я являюсь её маленькой частичкой. Мне нравятся все изменения, которые происходят в природе. Какую загадочную силу хранит природа в себе! Разве можно не любить природу своего края?


Будущее моего села В будущем я представляю своё село ещё красивее. Улицы будут чистые и зелёные. Везде будут расти цветы. Я хочу, чтобы в нашем селе был построен новый Дом культуры. Чтобы была музыкальная школа и большой спортивный зал с бассейном. В будущем будет построена детская площадка. В будущем я представляю своё село ещё красивее. Улицы будут чистые и зелёные. Везде будут расти цветы. Я хочу, чтобы в нашем селе был построен новый Дом культуры. Чтобы была музыкальная школа и большой спортивный зал с бассейном. В будущем будет построена детская площадка. Наше село будет специализироваться по производству животноводческой продукции. Будут построены маленькие заводы по выработке, например, сыров, сливочного масла, мясных консервов. Наше село будет специализироваться по производству животноводческой продукции. Будут построены маленькие заводы по выработке, например, сыров, сливочного масла, мясных консервов.

Предмет: комплексная программа внеурочной деятельности учащихся «Истоки»

Класс: 2

Цель: Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о родном поселке через самостоятельный поиск информации.
1. Способствовать воспитанию патриотических чувств (гордости за свое село, любви к нему).
2. Развивать творческие способности детей через участие в различных видах творческой деятельности.

Краткая аннотация проекта: Проект «Моя малая родина » реализуется во 2 классе в рамках программы внеурочной деятельности и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса к своей малой родине, развитие творческих способностей детей. Проект расширит знания учащихся о своем селе, поможет узнать больше о его истории, обратить внимание на красоту родной местности. В процессе работы учащиеся выполнят при помощи учителя и родителей фотографии улиц села и родной природы (которые в дальнейшем будут переданы в сельский совет для размещения на поселковом сайте), познакомятся с особенностями сельского быта, нарисуют рисунки на тему «Село мое родное», разучат стихи и пословицы о Родине, напишут сочинения о своей малой родине. Завершающий этап проекта – открытое мероприятие «Что мы Родиной зовем?»

Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос

Что такое «малая родина»?

Проблемные вопросы

Для чего нужно знать историю родного села?
Сможет ли человек прожить без Родины?
Что значит «любить свою Родину»?

Учебные вопросы

Сколько улиц в п. Центральный?
В каком году был он основан?
Какие организации работают в поселке?
Какие живописные места вокруг поселка лучше всего посетить во время экскурсии или похода?
Примеры продукта проектной деятельности учащихся будут представлены в приложении.

Этапы проекта:

1. Знакомство с темой, постановка цели и задач проекта.
2. Самостоятельный поиск информации - ответов на основные вопросы проекта.
3. Учебная экскурсия (посещение и фотографирование достопримечательностей села).
4. Оформление в классе фотовыставки « Наша малая родина», передача фотографий на сайт села.
5. Написание мини-сочинений о своем родном поселке, рисование, разучивание стихов и пословиц о Родине.
6. Защита проекта – открытое мероприятие «Что мы Родиной зовем».

Приложение 1

Сценарий открытого мероприятия «Что мы Родиной зовем?»

Цель:
Подведение итогов проекта «Моя малая родина».

Задачи:
1) уточнение понятия «малая родина», формирование представлений о значении родины в жизни человека;
2) способствовать воспитанию любви к родному селу;
3) развивать мышление, память, восприятие детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды фотографий родного села.
На доске записаны пословицы, который учащимся нужно будет «собрать» из двух частей:

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, сегодня мы подводим итоги нашего проекта «Наша малая родина». Давайте поприветствуем наших гостей: родителей и учителей, которых мы пригласили в наш класс. А посвятим мы наше мероприятие родному поселку.
Все мы живем в огромной прекрасной стране – России. И должны любить ее всем сердцем, потому что, как сказал великий писатель и педагог К. Д. Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, поселку, к родному лесу и реке. Об этом я и хотела бы с вами поговорить.

Ребята, что же такое «малая родина»?
Что вы узнали о своем родном поселке во время работы над проектом?

Все мы жили в поселке и даже не представляли себе, как он красив, особенно осенью. А когда взяли фотоаппарат, сфотографировали природу, наши улицы и дома, напечатали фотографии, то захотели, чтобы все люди на земле увидели эту красоту. Давайте еще раз посетим самые любимые уголки нашей малой родины.

Показ презентации «Село мое родное».

Кроме фотографий, мы свами писали сочинения о своем родном поселке. Я хочу прочитать строчки из лучших сочинений.

«Мое село хотя и маленькое, но в нем есть два магазина, библиотека, клуб, школа, почта и даже детская площадка».

«Улицы в нашем поселке широкие. Здесь очень много красивых домов».

«Когда я вырасту, то никуда не уеду из своего села, останусь жить здесь, потому что это моя Родина».

«Вокруг моего села очень красивая природа: гора Карахай, речка Идрушка. Мой дом стоит возле реки».

«Я люблю свое село, потому что это моя родина, и я здесь родилась».

Каждому из вас, я думаю дорого все, что связано с его родиной. И купание в реке, и собирание грибов, ягод, и даже игры на детской площадке. И многие поэты писали о том чувстве, которое не проходит с годами. Давайте послушаем стихи, которые приготовили ваши одноклассники.

Дети читают стихи.

Ученик 1

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

Ученик 2

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ученик 3

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки –березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И соседней ткацкой фабрики
Громкий утренний гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Ребята, как вы считаете, человек сможет жить без Родины? Почему?
Действительно, человек без Родины жить не сможет. Об этом говорит вековая народная мудрость, отраженная в пословицах русского народа. Давайте «соберем» пословицы о Родине. Как вы понимаете их значение?

Дети «собирают» пословицы из частей, объясняют их значение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, многое узнали во время работы над проектом. И каждый из вас уяснил для себя, что такое его малая родина, и как она ему дорога.

А завершит наш разговор песня «С чего начинается Родина?», которую написали В. Баснер и М. Матусовский. Послушайте ее внимательно.

Звучит песня .

А завершить нашу беседу я хотела бы словами К.Д Ушинского: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.»

Приложение 2

Маланина Наташа
Сочинение
Мое село.

Мое село называется поселок Центральный. Село находится недалеко от Идры. В нем есть два магазина, клуб, медпункт, детская площадка, библиотека. Около села красивый лес и река Идрушка. Я люблю природу вокруг села. Мое село - это моя родина. И я в нем родилась.

Бойоглиева Арина
Сочинение
Моя малая родина.

Я живу в поселке Центральном. Наш поселок недалеко от Идры. Хоть поселок и маленький, но в нём есть клуб, библиотека, два магазина, школа, медпункт, сельсовет, почта и даже детская площадка. Вокруг нашего села очень красивая природа: гора Карахай, река Идрушка. Мой дом стоит около речки. Я люблю своё село, потому что это моя малая родина.

Плюхина Лена
Сочинение
Моя Родина.

Я родилась и живу в посёлке Центральном. У нас в посёлке есть два магазина, детская площадка, медпункт, библиотека, почта, сельсовет. Поселок находится недалеко от райцентра. Я люблю свой поселок. В нем живут почти все мои родные. А особенно мне нравится мой поселок зимой и летом. Зимой мне нравится кататься на санках и на лыжах. А летом я люблю купаться в реке и играть на детской площадке.

Приложение 3

Фотовыставка «Наша малая родина»

Родина — это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

У одних — это большой город, у других — маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок — Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

Наш поселок — это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

Красива и разнообразна местная природа.

Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

Наш поселок очень красив во все времена года.

Зимой... он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

Я желаю своему поселку процветания и благополучия.