Школьные системы высокоразвитых стран. Образовательные системы разных стран. Характеристика образовательных систем




Система государственного образования в Великобритании начала складываться в 1870 году, а в 1944 году была учреждена система бесплатного обязательного начального и среднего образования. Государственные школы Англии финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Частные школы в Англии также носят названия «независимых» и «публичных». Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.




Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. Большинство частных школ придерживаются национальной программы обучения, но имеют право варьировать преподавание предметов. В национальную программу входят следующие предметы: · Английский язык · Технология и дизайн · География · Математика · Информатика · Музыка · Естествознание · Иностранные языки · Искусство · Физ. Подготовка · История


Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей, а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы «современные» школы «Единые» школы


Учебный год с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, учебная неделя обычно 5-дневная. Родительских собраний нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем. Обязательна школьная форма Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Учащиеся многих британских школ обязаны заниматься социальными работами, например, на бензоколонках или в домах престарелых.


В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.


Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет; начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет, средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте лет; учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.


Элементарная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом, но часто есть еще помощник учителя. Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется.


Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов. Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".


А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне). Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего). F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.


Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Состав класса меняется каждый год, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го только детей 5-го, и т. д.


Выпускникам должны получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Последние четыре года рекомендуется обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин»: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2- летний курс иностранного языка.


В этих странах государство гарантирует бесплатное среднее образование Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе.

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Системы образования в странах мира.

Сыктывкар 2009


Введение

1.1 Великобритания

1.2 Германия

2. Общий анализ систем образования

2.1 Среднее образование

2.2 Высшее образование

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данной контрольной работы является изучение современных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии).

Объектом изучения являются образовательные системы современных стран, а его предметом выступает анализ различных сторон систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать образовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии);

Выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

1. Анализ педагогической литературы и публикаций периодической печати.

2. Конспектирование, реферирование источников.

В структуру данной работы входит: введение, три главы, заключение и список литературы.


1. Характеристика образовательных систем

1.1 Великобритания

1.1.1 Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

1.1.2 Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших " колледжей передовой технологии.

Как устроена система образования в различных странах мира

Мне до жути интересно..

Российская система среднего образования будет коренным образом реформироваться в ближайшие годы. Обсуждение этой реформы - самый популярный сюжет российской повестки дня с конца 2010 года, популярнее лишь громкие катастрофы, революции и военные действия. Между тем, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно рассказать о том, какая школа нужна России через 10 лет.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения - или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня - или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами.

Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Это наиболее развитые европейские страны, в прошлом метрополии великих колониальных империй - а также нынешний мировой лидер США и представители двух наиболее быстро растущих образовательных систем мира.«»

В серии из двух публикаций «СП» представляет краткий обзор национальных школьных традиций Франции, Германии, Великобритании, США, Южной Кореи и Финляндии.

Сложившаяся во Франции система среднего образования состоит, как и большинство европейских систем, из трех ступеней – начальной (ecole primaire, с 6 до 11 лет) и старшей (college, коллеж – с 11 до 15 лет, затем lycee, лицей – с 16 до 18). Это достаточно консервативная система, существующая с небольшими изменениями уже более 100 лет – с 1890-х годов. Образование государственного образца обязательно для детей с 6 до 16 лет (лицей, как аналог российских 9 – 11 классов, главным образом готовит учеников к поступлению в университеты). При этом в государственных школах образование бесплатно, но существуют и частные альтернативы.

Частные школы – большей частью платные для учеников, но менее скованные государственными рамками – также предоставляют своим выпускникам дипломы гособразца. Существует два типа таких школ, исходя из их отношений с государством: субсидируемые (sous contrat) и несубсидируемые (hors contrat). В первых из них правительство выплачивает зарплату преподавателям, а школы следуют национальной программе и стандартному расписанию, во вторых – субсидий от правительства не поступает, зато есть возможность обучать детей по нестандартным программам.

Среди субсидируемых государством школ также выделяются две категории: «contrat simple» и «contrat d’association». Contrat simple: школа соответствует государственным требованиям в отношении учебной программы и экзаменов, получая за это субсидии на зарплату преподавателям. Contrat d’association: в дополнение к «сontrat simple» школа частично контролируется государством в том, что касается педагогических методов и отбора преподавателей, получая за это финансирование текущих расходов и зарплат. Чтобы получить финансирование по такому контракту, школы должны доказать, что у них есть определенная философия, отсутствующая в государственной системе. Обычно у частных школ религиозная (католическая) направленность. Такая система действует во Франции с 1959 года (т.н. законы Дебрэ).

Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов, но, в целом, не является особенно запредельной по европейским рамкам. Так, обучение в одной из старейших и элитарных школ - Ecole de Roches - в 2008 году стоило 27 320 евро за академический год.

Отметим также, что 80% школ во Франции – государственные, а самая малочисленная категория – несубсидируемые государством заведения, таких в стране всего около 20% (начальных меньше, около 9%, средних чуть более 30%). Учителей в государственных школах также больше, чем в частных – но в пересчете на количество школ негосударственные учреждения выигрывают.

В числе негосударственных школ во Франции оказываются почти все религиозные (католические) учебные заведения, а также школы для детей с ограниченными возможностями и т.п. Иными словами, в частный сектор вытеснены те школы, которые воспитывают заведомо нестандартных людей или делают это нестандартными способами.

Начальная школа во Франции немногим отличается от продвинутого варианта российской – небольшие классы, игровой подход к предметам, отсутствие оценок в большинстве школ. А вот в 11 лет, закончив начальную школу, юные французы поступают в коллеж (college), который считается первой ступенью среднего образования. В коллеже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий. Затем идет завершающий – и, в отличие от России, обязательный для всех – этап лицея, который занимает два года. Лицеи существуют двух основных типов – общеобразовательные (general) и технологические (technologique), внутри же каждой категории существует множество профилей, специализаций – примерно то, к чему сейчас пытаются приучить и российских школьников.

Второй класс лицея (то есть первый в хронологическом порядке) общеобразовательный, здесь до специализаций еще не доходит. Первый класс уже имеет много направлений - филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата (так называется экзамен на аналог нашего аттестата зрелости, фактически первая специализированная работа или проект ученика). В некоторых лицеях в качестве профилей предлагают даже такие программы, как космонавтика или аэронавтика.

В числе отличий французской специализации от российских проектов – особый статус французского языка как предмета. Тест по государственному языку проходят после первого класса все без исключения. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Самому же экзамену на бакалавра предшествует последний, «дипломный» класс, он же «терминаль». Подготовка к финальному экзамену крайне серьезная, поскольку его результаты учитываются при поступлении в университеты. В целом, за три лицейских года французы успевают как определиться со своей будущей специальностью, так и продемонстрировать окружающим свой уровень, подать своего рода заявку на дальнейшую карьеру.

Германия

Имея в своей основе ту же прусскую систему образования, что и российская школа, система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Критики немецкой школьной системы обыкновенно указывают на тот факт, что главный выбор будущего для ребенка делается еще в начальной школе – позже, если возможности семьи изначально не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно.

Итак, начальная школа в Германии обучает детей с 6 до 10 лет (или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге). В ней дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение. Различия среди начальных школ состоят, главным образом, в наличии и качестве дополнительных занятий. Затем приходит черед старшей школы - с 10 до 19 лет. И здесь специализация и социальное расслоение среди школ становится явным.

Выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи.

Типы средних школ в Германии следующие: основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; наконец, самое основательное образование дают гимназии (Gymnasium) – там обучение длится 8-9 лет.

Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство), общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника). По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является эквивалентом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. Гимназии ориентированы на поступление в Университет.

Кроме данных трех типов, существуют также общие школы (Gesamtschule) – они сочетают различные особенности гимназии и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.

Помимо государственных школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца.

Частные школы в Германии (в государственных образование ожидаемо бесплатное) берут за обучение дороже французских - так, в престижных немецких школах полная стоимость учебного года составляет около 40 000 евро.

Великобритания

Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.

«Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», - эту фразу приписывают директору одной из наиболее престижных британских школ. Собственно, это и есть суть тщательно выстроенного бренда британскоо среднего образования.

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 - 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая - в Шотландии.

Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью. Изначально эти школы появились при монастырях, в частности, бенедиктинских. Хотя монастырские пансионы-школы были благотворительными, вот уже полтысячелетия британские интернаты являются платными.

Сейчас boarding schools имеют репутацию «аристократических» - дело в том, что когда-то именно школы этого типа вырастили несколько поколений британцев, подчинивших себе полмира. И сейчас некоторые из пансионов, что существуют на протяжении уже многих сотен лет под одной крышей и одним названием, можно назвать клубами для потомков самых аристократических родов бывшей империи.

Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений. По возрасту учеников они делятся на школы полного цикла (All-Through schools), это приблизительный аналог наших учебно-воспитательных комплексов «от детского сада до выпускного бала»; и на школы для каждого отдельного возраста: preparatory schools – ясли-сады, от 2 до 7 лет, в которых, помимо обычных детсадовских занятий, учат также читать и писать, junior schools – начальные школы, от 7 до 13 лет, завершающиеся особым экзаменом Common Entrance Examination, без которого путь дальше закрыт. Помимо этого, существует и альтернативная система – Primary School с 4 до 11 лет, с дальнейшим переходом на стадию Secondary School.

Далее после Junior идет старшая школа, Senior School - в ней учатся подростки от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещё одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate.

В параллельной системе этот возраст «закрывает» Secondary school, которая учит детей в возрасте от 11 лет. Аналог российской гимназии, Grammar school - это образование для детей в возрасте от 11 лет по углублённой программе. Выпускные классы для поступающих далее в университеты в Британии называются Sixth Form, это 2 старших года обучения (16 – 18 лет).

В Британии до сих пор сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек. Особенно хорошо это заметно в мире традиционных boarding schools, среди которых большинство именно «раздельных». Однако школы «новой формации» в основном, наоборот, смешанные.

Что касается формы собственности, то в Великобритании широко представлены как частные, так и государственные школы. Бесплатное среднее образование, безусловно, гарантирует государство, однако (аналогично Германии) для успешной карьеры нужно закончить «правильную» школу. А такие школы традиционно частные (именно такова была превалирующая форма собственности до ХХ века) и обходятся родителям достаточно дорого.

Обязательное образование в Британии действует для детей до 16 лет. Затем (после получения A-Levels) начинает действовать система образовательных кредитов. Причем отдавать их выпускник вуза начинает лишь при устройстве на работу с заработком не менее 21 тыс. фунтов в год. Если такой работы нет, долг возвращать не нужно.США

Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.

В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementary school), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (preschool).

Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа (high school) - это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы, как и россияне, заканчивают среднее образование в 18 лет.

Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения, выдают степень (associate’s degree) сравнимую с средним специальным образованием. Другая возможность продолжить обучение - поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2-3 года) или PhD (аналог российского кандидата наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.

Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (school district), чьи границы часто совпадают с границами графства или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.

Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит на другом конце спектра, в бедных районах так называемых «внутренних городов».

Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве, и т. д.

Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых - религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.

Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.

Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка - начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.

Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.

Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет - с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

Высшая (старшая) школа (high school) - последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:

3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);

3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);

4 года литературы;

2-4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;

1-2 года физкультуры.

Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2-4 года иностранного языка.

Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:

Дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);

Иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);

Изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);

Игровое искусство (театр, оркестр, танец);

Компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);

Издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);

Труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).

В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.

В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.

Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B - за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Южная Корея

Начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной школе предметов входят (однако не исчерпывают его):

Корейский язык

Математика

Точные науки

Науки об обществе

Изобразительное искусство

Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки).

Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.

До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами. Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным.

Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них: $130 за месяц занятий. Это не идет в сравнение с престижными странами Европы и США, но относительно доходов корейцев это весьма приличные деньги.

Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё», что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё», что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости.

Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).

Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.

В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён».

Средняя школа

По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что дословно обозначает «средняя школа».

В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской и 2 и 4 классам (form) британской образовательных систем.

По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги.

У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации.

В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется:

Математикой

Корейским и английским языками

Также рядом точных наук.

«Дополнительные» предметы включают:

Различные искусства

Физическая культура

Историю

Ханчча (китайская иероглифика)

Ведение домашней экономики

Уроки компьютерной грамотности.

Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году.

Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках.

В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными.

Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают бОльшими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.

Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие - на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы.

Домой обычно возвращаются поздним вечером.

Особое отношение в корейских школах - к техническому обеспечению. К 2011 году, если верить декларациям корейского правительства - школы страны полностью перешли с бумажных учебников на электронные.

Финляндия

В Финляндии каждый ребенок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот год, когда у ребенка его шестой день рождения. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.

В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.

Вторая ступень

Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio

После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:

Получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности профессиональном училище (фин. ammattiopisto), также можно выбрать обучение на производстве по договору (фин. oppisopimuskoulutus).

Продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами - подают документы в высшую школу, будучи еще лицеистами.

Интересно, что, как и в России, в Финляндии практикуется «скрытая платность» некоторых видов среднего образования. Так, если в общей школе учебники предоставляются бесплатно, то в гимназии их нужно покупать - это около 500 евро в год, причем выложить всю сумму необходимо сразу. Что же касается частных школ, то на обучение там придется потратить 30 - 40 тысяч евро в год.

Какая система больше других подходит в качестве ориентира для российского среднего образования? Об этом для «СП» кратко высказалась Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ):

Это очень непростой вопрос. Вкратце - пожалуй, никакая система нам не подходит полностью. С одной стороны, исторические корни нашей системы образования уходят в Германию, это общеизвестно. При этом в самой Германии сейчас идет активная реформа средней школы. В Великобритании их традиционную модель сейчас тоже меняют - этим занимается Майкл Барбер. При том, что это великолепные и престижные системы, там есть пока множество вопросов.

С другой стороны, по результатам международных тестов - того же PISA - вперед за последние годы вырвались страны Юго-Восточной Азии. Чудеса показал Шанхай, авангард китайского образования, впечатлил Тайвань; ранее не менее активно рванулись вперед Южная Корея и Япония.

Это значит, что восточной моделью образования тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная модель, скажем прямо, не так приятна для наблюдателя, как европейская или американская. Это полнонаполненные классы - до 40 человек! Это жесткая дисциплина, напоминающая золотые годы советской школы. Но это еще и отсутствовавший в нашей старой школе фактор - поголовное тьюторство, то есть репетиторство. Без индивидуальных - платных - занятий хорошо подготовить школьника там очень трудно. Как свидетельствует работающий в Шахнайском университете профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах большинства семей расходы на дополнительные образовательные услуги - весомая статья.

Что касается России, то, повторюсь, ни одна из сложившихся в мире систем нам не подходит без адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов мира.«»

Http://www.svpressa.ru/society/article/40314/

Мы рассмотрим зарубежные образовательные системы на примере образовательных систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

Канада

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют возможность учиться как на английском, так и на французском языках.

Дошкольное образование

В Канаде дошкольное образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но не является обязательным. Дошкольное образование предоставляется бесплатно в школах (детские сады или классы для детей в начальных школах), также созданы группы родительских, добровольных и частных органов.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделён на три семестра. Но многие детские сады открыты дольше. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Школьное образование

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно. Каждая такая система образования отражает религию, историю и культуру этой провинции.

Профессиональное образование

В Канаде насчитывается около 170 государственных и частных колледжей. Они делятся на общественные (Community colleges), технические (Technical institutes). Во франко-говорящем Квебеке действует своя система колледжей общего и профессионального образования (CEGEPS).

Высшее образование

Высшее образование считается во всем мире одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество и занимает второе место после США. Правительство страны ежегодно тратит на развитие своей образовательной системы больше, чем любое другое государство «большой восьмерки». Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире.

Германия

Дошкольное образование

В Германии дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских садов.

Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии.

Посещение детьми дошкольных учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. Общая продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет.

    Система школьного образования состоит из двух этапов:
  1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны.
  2. Средние школы Германии различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать.

Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Высшее образование

Германия - это страна с многовековыми традициями классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего образования в Германии объединяет 383 учебных заведений. В них можно получить высшее образование по более 400 специальностям. Кроме того, в стране действуют более 40 вузов теологической направленности. Подавляющее большинство университетов (98%) - государственные и субсидируются правительством. Все они открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности. Частных вузов сравнительно немного, всего 69.

Возрастает приток иностранных студентов, так что во многих немецких университетах возможно обучение на английском и французском языках.

Япония

Дошкольное образование

В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию. По традиции оно начинается еще в семье. В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе.

Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.

Школьное образование

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на начальную школу из-за сложности изучения родного языка.

В японских классах могут обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный - 240 дней. Начинается он с 1 апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет.

    Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:
  • младшие,
  • технологические,
  • колледжи специальной подготовки.

Младший колледж: это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы, студенты сдают вступительные экзамены.

Технологический колледж: изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки: годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Высшее образование

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального образования и считается обязательным. Самыми престижными государственными университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300 студентами.

Великобритания

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное (платные учебные заведения).

    Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
  • Англия и Уэльс
  • Северная Ирландия
  • Шотландия.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия по своему обучению отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Школьное образование

Традиционное школьное британское образование продолжается 13 лет: с 5 до 18-летнего возраста. В Великобритании найдется огромное разнообразие школ. Существуют школы для девочек, для мальчиков и смешанные школы, где совместно обучаются и те, и другие.

    Британские школы в целом можно подразделить на виды:
  • Школы полного цикла (All-through schools): обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет
  • Учреждения для младших школьников (Junior schools): для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения различным предметам. Курс заканчивается сдачей экзамена Common entrance examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу
  • Учреждения для старших школьников (Senior schools): для подростков от 13 до 18 лет. Здесь проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо International Baccalaureate
  • Школы по подготовке к университетам (Sixth form): для старших подростков 16-18 лет

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE).

Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж.

В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве.

Высшее образование

Традиционно английское высшее образование является одним из лучших в мире. Всем известны названия крупнейших элитных университетов Великобритании: Оксфорда и Кембриджа. Британское правительство поощряет обучение иностранных учащихся в своих учебных заведениях: из 2 млн. студентов около 300 тыс. - иностранцы. Всего в туманном Альбионе насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведений. Старейшие университеты: Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).

Для поступления в университет в Британии, необходимо сдать британские экзамены A-levels (в школах Шотландии это называется Scottish highers) или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate.

Продолжительность обеих программ - два года:

A-level - классическая британская программа.

Включает в себя углубленное изучение 4-х предметов, необходимых для поступления в университет (специальность выбирается заранее). В Шотландии система немного другая: учатся по программе Scottish highers всего 1 год, но она признается всеми университетами Великобритании. A-level представляет собой подготовку по 3-4 предметам, которые студент выбирает из широкого списка (20-30 предметов). Набор предметов может несколько отличаться в зависимости от школы. Все предметы студент подбирает себе индивидуально.

International Baccalaureate - международная программа.

Программа IB признана более чем в 100 странах мира, а ведущие британские университеты в последние годы даже предпочитают IB национальной программе A-level. В рамках программы предполагается изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебный часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended essay) объемом минимум 4000 слов.

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому образцу:

Первая степень: бакалавр (Bachelor). Программа бакалавриата Undergraduate degree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и профессионального образования, а так же везде в наличии дошкольное и обязательное школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Школьное образование во Франции

Французская система среднего образования, как и во многих других странах Европы, состоит из трех ступеней: начальная школа (ecole primaire), которую дети посещают с 6 до 11 лет, старшая - коллеж (college), рассчитанная на подростков с 11 до 15 лет, и, наконец, лицей (lycee), в котором обучаются с 16 до 18 лет. Образование государственного образца обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и предоставляется бесплатно – по сути, это аналог российских 9–11 классов, где учеников готовят к поступлению в вузы.

При этом во Франции также существуют и частные учебные заведения, которые в основном являются платными. Но в зависимости от степени государственной поддержки, они могут быть субсидируемыми (sous contrat) и несубсидируемыми (hors contrat). В первом варианте правительство выплачивает зарплату преподавателям, и школы работают по национальной программе, следуя стандартному расписанию. В случае когда субсидий от правительства не поступает, руководители школ могут самостоятельно выбирать методики, обучая детей по нестандартным программам. Таким образом, к частным учебным заведениям обычно относятся религиозные (католические) школы, а также те, которые рассчитаны на детей с ограниченными возможностями.

Начальная школа во Франции мало чем отличается от современного российского аналога - те же небольшие классы, игровой подход к предметам. Отличия начинают проявляться позже - в коллеже, куда 11-летний ребенок попадает после первой ступени обучения. К примеру, здесь классы считаются в обратном порядке: ребенок поступает в шестой класс и через четыре года заканчивает третий. Затем коллеж сменяет лицей, обязательное обучение в котором длится два года – а далее подросток проходит "дипломный" класс (терминаль).

Еще одна особенность французского школьного образования - особый статус предмета "французский язык". Языковой тест после первого класса проходят все без исключения. Полученная оценка учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Школьное образование в Германии

В этой стране постигать ученую грамоту начинают с 6 лет. Программа в целом стандартная: дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение, а главные отличия заключаются в качестве дополнительных занятий.

Отучившись четыре года (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет), ребенок оканчивает начальную школу, и переходит на следующий этап – среднее общее образование, срок получения которого составляет от 4 до 6 лет. При этом ученик может выбрать один из вариантов: основную, реальную школу или гимназию. Как правило, в этих учебных заведениях выделяют с 5-го по 10-й классы, а разница определяется наполнением программы. Например, в основной школе большое внимание уделяется трудовым навыкам - так что ее можно сравнить с российскими профессионально-техническими училищами. Свидетельство, выдаваемое по окончании, обычно используют, чтобы продолжить образование на производстве или в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня.

В программах реальной школы общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены, так что позже школьники могут учиться на дневном отделении профессионально-технических учебных заведений.

Гимназии отличаются ярко выраженным академическим характером подготовки и различаются по специализации. Выделяют три основных направления: гуманитарное (языки, литература, искусство), общественное (общественные науки) и техническое (естественные науки, математика, техника). Окончив обучение, ученик получает диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является аналогом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level.

Кроме перечисленных заведений, в Германии также существуют общие школы (Gesamtschule), в которых сочетаются особенности гимназии и реальных школ, благодаря чему ребенок одновременно получает гуманитарное и техническое образование.

В немецкой системе образования есть и частные учебные заведения, выдающие аттестаты гособразца. Как правило, к ним относятся религиозные, элитарные и закрытые школы, спектр образовательных услуг которых шире государственного – к примеру, только в этих школах школьник-иностранец может получить немецкий аттестат.

Школьное образование в Италии

Путь к знаниям итальянские дети начинают в шесть лет, поступая в начальную школу, первые две ступени которой (scuola elementare 1 и scuola elementare 2) бесплатны для всех. В обязательную программу этого этапа входят общеобразовательные предметы, и только изучение религии можно выбрать по желанию.

По итогам пятилетнего обучения (две первые ступени) школьники сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат начальной школы, чтобы затем перейти в среднюю школу, где юным исследователям предстоит учиться до 14 лет. В конце каждого года учащихся средних школ ожидают экзамены по системе "сдано - не сдано". Если ученик не проходит тест, он остается на второй год.

В 18 лет школьники продолжают обучение в лицеях. Выделяют три разновидности последних: классический и технический лицеи, а также со специализацией на естественных науках. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет.

Школьное образование в Великобритании

Не первый год британские школы, будто магнит, притягивают учеников со всего мира. "Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов", - собственно, эта фраза директора одного из престижных учебных заведений объясняет преимущества образования, полученного в Великобритании.

В стране предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей. При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование - для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет - в младшую школу), и среднее - предусмотрено для подростков 11–16 лет.

Средние школы имеют свою градацию. Так, "грамматические" учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую - с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. "Современные" школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные "единые" школы соединяют эти две характеристики.

Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что "домашние" условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Еще одной особенностью местного образования является традиция раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя большинство школ "новой формации" в основном смешанные. Стоит отметить, что бесплатное среднее образование, которое гарантирует государство, ценится заметно меньше полученного в частном учебном заведении - для успешной карьеры нужно закончить "правильную" школу.

Школьное образование в США

Официально закрепленной государственной системы образования в стране не существует. Несмотря на государственное финансирование, в каждом штате есть местный выборный совет по делам образования - именно он разрабатывает учебные планы и контролирует обучение школьников. Качество образования, а также содержание и объем учебного материала, как и учебники, определяются в школах непосредственно самими преподавателями. И в этом случае, остается только надеяться на профессиональную квалификацию и ответственность наставников ребенка.

Первые знания малыш получает в возрасте 3–5 лет в учреждениях для дошкольников, после чего переходит в начальную школу: 1–5 классы выпадают на промежуток 6–11 лет. Далее идет средняя (6–8 классы на промежуток 11–13 лет) и высшая школы (9–12 классы, в которых обучаются дети в возрасте 14–17 лет). В зависимости от специализации, средние школы подразделяются на академические, профессиональные и многопрофильные. В последних, начиная с 9-го класса, предусмотрены отдельные профили: общий, коммерческий, индустриальный и другие.

Помимо бесплатных государственных, в США есть и платные частные школы, многие из которых - религиозные. Однако большинство частных учреждений ориентированы на подготовку учеников к поступлению в престижные вузы.

Школьники, получившие среднее образование, могут поступать в разного рода колледжи (начальные, технические, городские и прочие), через два года учебы в которых они получают степень, сравнимую со средним специальным образованием. Другой вариант дальнейшего обучения - поступление в колледжи или университеты, четыре года учебы в которых приносит степень бакалавра.

Школьное образование в Финляндии

Предварительное начальное образование, которое начинается в год шестого дня рождения ребенка, малыш может получить в школе, детском саду, семейном детском саду или в любом другом подходящем месте - окончательное решение принимает муниципалитет.

Когда крохе исполняется семь лет, он переходит на этап обязательного образования, который продолжается до исполнения ему 16–17 лет. При этом государство полностью гарантирует бесплатное основное образование, включая обучение, учебники, тетради, канцелярские принадлежности и питание.

С третьего класса юный школьник начинает изучение английского языка, в четвертом - выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский), а уже в седьмом классе его ждет обязательное изучение шведского. В стране также распространена система частных школ, обучение в которых является платным.