Плюсы российской системы образования. Плюсы и минусы современного образования в школе. Недостатки, с которыми предстоит работать

В данной статье автор актуализирует проблемы современного образования и его влияние на развитие современного общества. Ключевые слова. Образование, модернизация образования, педагогика, образовательный процесс, педагогические условия, содействие развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова. Образование, модернизация образования, педагогика, образовательный процесс, педагогические условия, содействие развитию.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует новые требования, соответствующие новому современному миру. К числу главных из них можно отнести:

– обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности;

– интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий;

– креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески;

– патриотизм и гуманность (В.Д. Симоненко).

Современный образовательный процесс сопровождают и характеризуют противоречивые и взаимоисключающие явления. Возможный крах образования. Уже в течение многих лет в нашей стране, как и других странах мира, обсуждается проблема краха образования. При этом все чаще выдвигаются причины, имеющие чисто внешний по отношению к образованию характер: недостаточное финансирование, слабое материально-техническое оснащение, неудовлетворительная подготовка кадров и т.д. Разумеется, все эти негативные явления имеют место и разрушительно влияют на систему образования. Но вот вопрос: если бы сегодня-завтра российское правительство пересмотрело государственный бюджет в сторону приоритетного финансирования образования, изменило бы это образовательную ситуацию настолько, что мы перестали ощущать ее кризисный характер? Думается, нет, так как крах образования не лежит на поверхности явлений, он имеет внутренний характер, связанный с утратой смыслов образования для человека. В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, производству, сохранению культуры, экономики, правопорядка (Е.В. Бондаревская).

Модернизация российского общества опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать, даже то, что когда-то было лучшим в мире, – значит заведомо гарантировать отставание.

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности, в частности, разрешить противоречия между человеком и природой, природой и обществом, цивилизациями и культурами, между самими людьми и т.п.

Выстраивается новая педагогика , в основу которой положена идея гуманизма, его паритетности, признании высшей ценности – человеческой жизни и жизни вообще.

Необходимо решить следующие задачи.

1. Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности.

2. Изменить методы обучения, расширив те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.

3. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4. Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.

6. Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней. Обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет всех общеобразовательных учебных заведений.

8. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

Решение перечисленных задач требует, в свою очередь, обеспечения базовых условий:

  1. повышения заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;
  2. исключение бесконечного числа "бумажных отчетов", которыми вынуждены заниматься преподаватели (Отчеты: сдайте письменно, внесите тоже самое в электронный журнал, и распечатайте еще раз электронный журнал, чтоб все сравнить!!!);

3) финансирования информатизации образования, обеспечивающего модернизацию его методов и технологий, перехода к открытому образованию;

4) формирования новых институтов системы образования, обеспечивающих полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективного использования этих и бюджетных средств, и на этой основе высокого качества и возможностей широкого выбора образовательных программ и услуг

5) формирование решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее значение, ибо «добрая семья прибавит разума-ума», а «родительское слово мимо не молвится», - гласит народная мудрость.

Преодоление возникших противоречий возможно, если российское общество перейдет от режима бюджетного содержания системы образования к режиму инвестирования в нее.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественнонаучных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний; качественная экспертиза школьных учебников.

Образование в России теперь не бесплатно . А если за него приходится платить, то вложения должны окупаться, не так ли? Диплом должен расширять перспективы своего обладателя, то есть давать гарантию трудоустройства с более высоким уровнем заработной платы. Не секрет, что в России уровень заработных плат ниже, чем на Западе. А ведь хороший диплом предполагает возможность трудоустройства по всему миру.

Российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения - бакалавриат и магистратуру. Требования Болонского клуба удовлетворены: формально российские дипломы теперь должны признаваться на Западе. Действительно, российским выпускникам уже не придется доучиваться в зарубежных вузах, чтобы подтвердить свою квалификацию. Но признается ли на Западе качество подготовки специалистов в России? Соответствуют ли программы обучения в России международным стандартам? Ведь признаются не только российские дипломы, но и дипломы стран Восточной Европы, некоторых государств юго-восточной Азии и Африки (то есть всех стран, в которых система высшего образования формально соответствует требованиям Болонского клуба).

Универсального и объективного критерия оценки качества образования не существует. Можно оценивать вуз с точки зрения его академичности (количество научных публикаций, число нобелевских лауреатов и так далее). Или с точки зрения комфортности обучения студентов (качество инфраструктуры). Или с позиции работодателей (соответствие учебных программ их запросам и требованиям). Все эти точки зрения учитываются при составлении международных рейтингов, которые берут во внимание многие параметры, вплоть до количества томов в библиотеке. И если целью образования является успешное трудоустройство, то к результатам этих рейтингов придется прислушаться, ведь именно на них опираются при отборе кандидатов кадровики всего мира. Если проанализировать данные этого рейтинга, то причины не слишком хороших позиций российских вузов сводятся к следующему:

1. Почти полное отсутствие практической ценности проводимой российскими вузами научной работы . Исследования и внедрения - главные направления деятельности западных университетов. Например, правительство Великобритании, поставив задачу поддерживать национальную экономику за счет торговли знаниями, поставило размер бюджета того или иного университета в зависимость не от количества его студентов, а от успешности научных разработок. Так же дело обстоит и в США, по этой причине американские и британские вузы в авангарде лучших вузов мира. Именно в США существует степень Мастера Профессиональных наук (Professional Science Master’s — PSM), подразумевающая 2 года последипломной подготовки по техническим специальностям и дополнительное изучение таких дисциплин, как бизнес-процессы, управление проектами, интеллектуальная собственность, экономика и финансы. Ведь мало создать инновационную разработку, ее надо еще выгодно продать. Российские же вузы по-прежнему занимаются в лучшем случае теорией. А соответственно, отсюда вытекает вторая причина низкого рейтинга российского образования в мире.


2. Весьма скромные бюджеты. Например,Гарвардский университет со своими 2 миллиардами долларов в год может позволить любого специалиста и самую современную материально-техническую базу. Скромное финансирование российских вузов позволяет им только поддерживать свое существование.

3. Отсутствие программы подготовки на английском языке. В многоязычной Европе фактически в любом вузе есть программы на английском языке. Более того, англоязычные программы все чаще и чаще появляются в Азии, этот регион активно наращивает свои позиции в международных рейтингах. Таким образом, достигаются сразу 3 цели: пополняется бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширяются перспективы трудоустройства своих собственных студентов, повышается престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров. Трансакадемичность - это главная цель Болонского процесса. У нас в отечестве ничего подобного и близко нет. Да и уровень преподавания иностранного языка остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность наших дипломов. В итоге русскоязычные программы обучения сегодня могут привлечь разве что студентов из Средней Азии, а они вряд ли пополнят бюджет российских вузов.

4. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения . Мы живем в быстро меняющемся мире. Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности, и профессии. Западные образовательные учреждения очень быстро подстраиваются под спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины. Так, каждая четвертая из 60 000 дисциплин, предлагаемых в Англии, появилась в последние годы: например, "новые медиа" (совмещение музыки, трехмерной графики и анимации), "информационные технологии для здравоохранения", "джи ар" - специалист по связям с госорганами и так далее. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело, специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах. Низкий уровень зарплаты способствует тому, что основа преподавательского состава в российских вузах - профессора советской эпохи, более молодое поколение в такой низкооплачиваемой работе не заинтересовано.

5. Неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе . В вузах России львиная доля преподавательского состава занята на полную ставку. На Западе ситуация совсем иная: там преподаватели - это практикующие специалисты, читающие лекции в вузах. А значит, курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современную практику.

6. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое . Не секрет, что в России высшее образование - скорее признак "статусности", успешности или даже способ избежания службы в армии, но только не ступень образования и квалификации. Большинство свежеиспеченных экономистов и юристов работают секретарями и продавцами-менеджерами. Порой и студентам, и их родителям абсолютно не важно, где именно проходить обучение. Фактически любой вуз называется университетом или, на худой конец, академией. На Западе - иначе: там есть четкое разделение на колледжи и университеты. Первые дают узкую профессиональную подготовку, вторые - фундаментальное академическое образование. Университетов на Западе мало, а требования к студентам очень жесткие.

7. Низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса . Современное учебное заведение с мировым именем обязано быть удобным для студентов: располагать комфортным общежитием, спортивными комплексами, местами проведения досуга, сетью общепита и прочим. Сегодня трудно представить себе университет без прямого он-лайн общения яежду студентами и преподавателями, без доступа к виртуальным библиотекам и лекциям через интернет. Разве это похоже на отечественные вузы?

Увы, но все это пока не характеризует российские вузы. Конечно, можно надеяться на прорыв в будущем, но только вот вопрос: доживут ли до этого счастливого дня наши дети?

Я окончила школу почти 20 лет назад. Помню, уроки в школе проходили быстро и интересно, порой даже домой не хотелось идти, наоборот, дольше побыть с одноклассниками. Поэтому большинство из нас, тогдашних школьников, и после уроков оставались в стенах учебного заведения. Факультативы, спортивные секции, кружки, КВНы, репетиции концертов - это лишь маленькая толика тех дел, которыми мы постоянно занимались после уроков. Школа для нас была вторым домом и от уроков мы не уставали - все было в меру. Может, поэтому учиться хотелось и нравилось. Сегодня школьники, лишь только заканчиваются уроки, со всех ног бегут домой.

В современной системе школьного образования есть свои плюсы и минусы. Мы, окончившие советскую среднюю школу, имели разносторонние знания достаточно широкого спектра. Однако считалось, что советская школа выпускала пусть и грамотных, но плохо приспособленных к реальной жизни людей. А вот нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к реальности. Так ли это? Попробуем разобраться.

МИНУСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное образование хоть и дает разносторонние знания по различным предметам, но все же ориентируется, в первую очередь, на общие среднестатистические стандарты, а не на развитие конкретного ребенка. В школе не всегда обращают внимание на таланты ученика, его способности и наклонности. Многие преподаватели считают свой предмет главным, что мешает ориентации ребёнка. От этого школьникам достаточно тяжело даются некоторые предметы. А все оттого, что за учебный час учитель не успевает донести до детей всего, что связано с новой темой. Поэтому многое ученики изучают самостоятельно. Но эта самостоятельность не всем школьникам под силу. Согласитесь, если школьник до двух часов в школе, потом на секции или в кружке, то придя домой в шесть часов вечера (или и того позже), ему уже учеба «на ум не идет». А ведь столько всего задают! И рефераты, и стихи, и сочинения...

Порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса хотят воспитать вундеркиндов, способных «на лету» усваивать новые материалы и в больших объемах?! В будние дни, придя с работы, сразу начинаешь учить с ребенком уроки, бывает, что до ночи просидишь. В итоге - никаких дел по дому. В выходные - та же картина: как с утра начинаем учить, так весь день и проходит. А когда же детям отдыхать (да и родителям тоже)? Ведь и на улице хочется погулять, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть. Но времени на это у детей катастрофически не хватает - уроки, уроки, уроки… И растут школьники, буквально загруженные бесконечными решениями заданий, не смотря по сторонам, не видя ничего вокруг себя, забывая о простых радостях. К тому же, большинство из того, что дети узнают и учат в школе, в жизни многим из них не пригодится. И так все одиннадцать лет. А потом и родителей, и детей ждет ЕГЭ. Здесь уж недовольны все, так как обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием (а вдруг кто-то не сдаст экзамен, это пятно на школе и педагогах!).

Недостаток еще и в том, что вожделенная «золотая» медаль не дает выпускнику никаких привилегий при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, помню, нам, обладателям медалей, достаточно было всего лишь удачно пройти собеседование, чтобы тебя зачислили в вуз. Сейчас же медалисты никаких преимуществ и льгот при поступлении не имеют, их сравняли со всеми. Тогда зачем, спрашивается, напрягаться одиннадцать лет, если все равно будешь «как все»? Вот поэтому и нет у современных школьников особой тяги к учебе.

О ПЛЮСАХ

Но не все так плохо в современном образовании, есть и положительные моменты. Например, объем школьных знаний достаточно многообразен, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Кроме того, большую роль играет изучение с начальных классов иностранного языка и компьютера. Это просто необходимо детям для свободного «плавания» в море современных технологий. Интерактивная доска, компьютеры, видео- и аудиоаппаратура - большое подспорье в изучении нового материала на уроке, в наше время этого не было. Например, иностранный язык мы изучали только по учебнику, правда, иногда учитель давал послушать, как звучит другой язык в записи на пластинке.

Большим плюсом современного образования является введение новых методов контроля над оценками, например, единый школьный журнал или электронный дневник. Используя электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, мы, родители, можем в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь он вряд ли сможет сказать, что задания на дом не было. Кроме того, учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний. Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того, мы, родители, сможем вносить свои коррективы в тематику собрания, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы.

Понятно, что современное образование - достаточно сложная система, направленная на всестороннее развитие и обучение ребенка. Может, это и хорошо: школьник научится жить в нашем разнообразном мире с его бешеным темпом жизни. Но главное - не сломались бы наши дети под «грузом» этого всестороннего развития. Мы, родители, уже не выдерживаем.

Российская система обучения, за последние десять лет претерпела существенные изменения. Эпоха перемен началась в 2003 году, когда было принято решение «подогнать» отечественную систему под европейские стандарты. Россия стала участницей Болонского процесса, цель которого — формирование единой зоны европейского образования. Последствия данного решения вызывают неоднозначную реакцию, по сей день.

Тем не менее, российские ВУЗы, в соответствие с западными стандартами теперь выпускают магистров и бакалавров. Несмотря на все изменения, качество образования существенно снизилось, стоимость повысилась, окончание ВУЗа перестало быть гарантией успешного трудоустройства, а российский диплом за границей в большинстве случаев, приходится подтверждать. Перед выпускниками все чаще встает вопрос о необходимости поступления в ВУЗ. Для ответа, на который, следует взвесить все достоинства и трудности подобного вида обучения.

Преимущества высшего образования

О важности и необходимости получения образования в ВУЗе выпускникам твердят родители и педагоги, и это не случайно. Такой диплом действительно увеличивает шансы на успешное будущее, и вот по каким причинам:

Трудоустройство . Невзирая на то, что современные работодатели зачастую реальный опыт и практические навыки ценят выше теоретических знаний, диплом все же дает конкурентное преимущество. Это отличный показатель обучаемости человека, не говоря уже о системных знаниях и широком кругозоре. С точки зрения работодателя такой сотрудник более перспективный, а обучить его специфике работы не составит труда.

Выбор профессии . Для тех, кто принципиально не хочет провести пять-шесть лет жизни, за учебниками, осваивая теоретическую подготовку, доступ в некоторые профессиональные сферы будет попросту закрыт. В первую очередь это, конечно медицина, педагогика и юриспруденция. Не имея необходимых знаний сложно стать, например, архитектором или биофизиком, получить профессию инженера или дипломата.

Карьера . Если провести сравнительный анализ определенного количества крупных компаний, можно заметить, что руководители среднего звена, а тем более топ-менеджеры имеет одно, а чаще несколько высших образований в различных сферах. И делается это не для престижа, а для получения знаний, которые просто необходимы для грамотного руководства бизнесом в условиях жесткой конкуренции. Сотруднику, не имеющему диплома, достаточно сложно продвигаться по карьерной лестнице, так как при одинаковом уровне профессионализма, повышение будет предложено более «образованному» коллеге.

Любимое дело . Получать удовольствие от ежедневной рутины, можно только в случае большой любви к своему делу. Поиск своего направления и профессии у некоторых людей продолжается довольно долго, и высшее образование может посодействовать в этом вопросе. Имея на руках один диплом, гораздо проще и быстрее можно получить другую профессию или пройти переквалификацию.

Высшее образование. В чем минусы?

Несмотря на неоспоримую пользу, человек, решивший закончить ВУЗ, тем не менее, столкнется с определенными проблемами и трудностями. В первую очередь это, конечно, снижение доступности обучения за счет высокой стоимости . Пройти обучение за государственный счет можно только один раз, имея для поступления нужное количество баллов. В случае получения второго образования или недостаточном количестве баллов за обучение придется платить. Причем попасть на коммерческое отделение государственного ВУЗа тоже не просто, в основе зачисления также лежит конкурс.

Стоимость образовательных услуг будет зависеть от выбранного факультета, региона и непосредственно учебного заведения, однако за последнее время суммы значительно выросли. Студенты, родители которых, не могут полностью оплачивать обучение, зачастую вынуждены совмещать работу и учебу, что является серьезной нагрузкой. Еще одной сложностью является длительность обучения.

За несколько лет проведенных в стенах ВУЗа формируется теоретическая база, но практические навыки и опыт также необходимы при трудоустройстве, что вынуждает студентов устраиваться на работу. Еще одним минусом современной образовательной системы в России является ее качество. Количество частных вузов неуклонно растет, действительно высокий уровень обучения и хорошую репутацию, имеют немногие.

В результате потратив приличную сумму и время на обучение, выпускник подобного ВУЗа не получает необходимых знаний . Поэтому, при поступлении, важно обращать внимание на государственную аккредитацию и лицензию рассматриваемого образовательного учреждения. Слишком низкая оплата предоставляемых услуг и месторасположение учебного корпуса также должны насторожить будущих студентов и их родителей.

Итоги

О плюсах и минусах получения высшего образования можно спорить бесконечно. В результате, окончательное решение каждый принимает сам, в зависимости от планов на будущее. Если есть цель сделать карьеру в российской или зарубежной крупной компании, освоить серьезную профессию или получить ученую степень, получение диплома ВУЗа будет необходимым этапом на пути к этой цели. Современные реалии, однако, таковы, что даже при наличии огромного желания не у каждого сейчас есть возможность получить данный вид образования.