Мужской характер чеченца. Не гордыня, но гордость. Из досье «кп»

Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени - эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

Самая высокая вершина Восточного Кавказа - гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом - тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ - расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп - крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества (адат). Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.

Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений. Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т.н. горская демократия, где все были равны, но законы которой, нельзя подвергать сомнению. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» - их просто выдавливали из общин - уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.

Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости - «Приходи свободным!».

Другое устойчивое выражение - «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата - норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат - позор, презрение, гибель.

Обычаев много, но в центре - кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым - горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства - способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим - он должен первым поздороваться. Если же встречный - старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.

Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. «Я боюсь позора, и поэтому я всегда осторожен», - говорит горец - попутчик поэта Александра Пушкина в его путешествии в Арзрум. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.

В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, (побратимство), готовность к взаимопомощи - всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или - гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!

Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути - страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.

Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя - ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей - обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».

Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это - безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более - унижать, бить ее - недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.

Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь - похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым (выкуп), который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала.

Свадьба - один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений. Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец - необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины - смелы и горды, женщины - скромны и прекрасны.

4 г. назад

Аслан Дукаев был профессором университета в Грозном, когда в декабре 1994 года началась первая чеченская война. За 20 месяцев погибли тысячи человек. 20 лет спустя Аслан Дукаев, ныне директор Северокавказской службы Радио Свобода, вспоминает о разрушении родного города. Ссылка на источник

4 г. назад

💲💲ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ МОЖНО ЗДЕСЬ ⏩⏩⏩ https://www.donationalerts.ru/r/aleztv Мы в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic ♔Самый большой канал гитарных песен♔ Все новинки на канале в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic http://www.youtube.com/user/aleztv?sub_confirmation=1 ♔ ССЫЛКИ НА СОЦ. СЕТИ ♔ ♚Группа Вк http://vk.com/aleztv Twitter https://twitter.com/aleztv INSTA https://www.instagram.com/aleztv

2 г. назад

Это мое первое экспериментальное видео, дальше планирую снимать мастеров и любителей конструировать. Но все зависит от просмотров, если людям понравиться буду делать видео больше, интересней и лучше. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОСТАВЛЯЙТЕ КОМЕНТАРИИ. кто то спрашивал про мою карточку вот. 4276 8600 5347 3100 этот счет прикреплен к этому номеру 89280003899 . для самых активных будет от меня подарок. Уважаемые подписчики, вопросы личного характера вы можете задать по ватсап на указанный сверху номер. Люди пожалуйста не выражайтесь цензурой, буду удалять такие коменты. This is my first experimental video, then I plan to shoot masters and amateurs to design. But it all depends on the views, if people like it I will make the video bigger, more interesting and better. SUBSCRIBE AND LEAVE YOUR COMMENTS.

3 г. назад

В конце 2015 года, в интернете появился видеоролик, в котором мужчина купает героического кота). Ролик тут же приобрел популярность в кавказском сегменте сети интернет. Люди были удивлены способностями мужчины ладить с котом, но ещё больше зрительских симпатий собрал кот, который стоически переносит столь нелюбимую кошачьим родом процедуру.)

5 г. назад

целая игра http://www.youtube.com/watch?v=Skjetftaj24 КВН Сборная Чечни - 2014 Высшая лига Третья 1/8 СТЭМ Лучшие миниатюры КВН http://link.ac/2m9L6 Все целые игры Вышки 1990-2013 http://link.ac/2m9M4 Все целые игры Премьерки 2003-2013 http://link.ac/2m9N2 Лучшие сборники КВН http://link.ac/2yep YouTube - http://www.youtube.com/kvn КВН Вконтакте http://vk.com/public28490858 Facebook - https://www.facebook.com/kvnofficial Твиттер КВН https://twitter.com/kvnofficial Инстаграм КВН http://instagram.com/kvnofficial . JOIN QUIZGROUP PARTNER PROGRAM: http://join.quizgroup.com/

3 г. назад

Интервью с интересным персонажем https://www.youtube.com/channel/UCZjI-DzrQ3hUOsSw35s1YqA - Новый Канал Халка, давайте поможем -Спортсмену набрать Аудиторию НАША ГРУППА ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/dabudaishow ◓ПОДКЛЮЧИ ПАРТНЕРКУ БЕЗ ПРОБЛЕМ И ЗАРАБАТЫВАЙ НА YouTube - http://join.air.io/allesandr ПОДПИШИСЬ НА НАШ КАНАЛ - http://www.youtube.com/channel/UCRO7VdFleG1Cl0C508TW9gg + Подпишись на Группу в Одноклассниках + http://www.ok.ru/group/53658287669356

При любых видах грыж,болезни жкт,ревматизм,радикулит,нервные болезни,судороги,церебральный атеросклероз,половые болезни,сифилис,болезни печени и почек,белокровие лейкоз,язвы,опухоли раковые грудной железы,селезенки,печени и желудка,очищение от токсинов,болеутоляющее,слабительное,против отравлений,успокаивающее и омолаливающее средство-насойка омика(ферула джунгарская,адамов корень,хьакхи орам),50 г корней измельченных залить поллитром яблочного уксуса,настаивать ежедневно встряхивая 3 недели,принимать по 1ч.л. на 50 мл воды 3-4 раза в день за полчаса до еды,неделю перерыв,после дозу можно увеличить до одной ст.л. позвоночник натирать при радикулите,грыже. При аденоме,сахарном диабете,почках-одна ч.л.порошка адамового корня с чайной ложкой меда съедают за полчаса до еды,запивая теплой водой,курс сорок дней,при аденоме 2 раза в день за полчаса до завтрака и через три часа после ужина,в зависимости от самочувствия лечение продолжается от 50 до 60 дней.

У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков.

Гостеприимство и доброжелательность

Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа.

Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.

Ни баринов, ни крепостных

«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали

Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет.

Особое отношение к женщине

Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.

У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.

Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям. «Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

"Чеченцы умеют себя вести. И в Пекине, и в Париже".

Мудак -Кадыров.

Зарезанный в Москве парень, танцы с избиением и стрельбой в Сочи, побоище в лагере "Дон" заставляют вспомнить о подобном в последние годы. Часть чиновников и журналистов убеждает общество, что на выходцев с Кавказа наговаривают зря и подобные случаи специально выпячиваются их врагами. Оппоненты утверждают, что "лица кавказской национальности" не умеют и не хотят вести себя согласно обычаям, законам и нормам морали тех мест, где они находятся. Я приведу несколько свидетельств последних лет и хочу спросить у читателя - известны ли подобные случаи с участием знаменитой "русской мафии", каких-нибудь "славянских банд"? Мне и правда интересно.
В течение сентября - октября 2005 года сотрудники центра для беженцев в Нордбибратене (Норвегия) восемь раз вызывали полицию. Причина - агрессивное поведение чеченцев. Дело дошло до того, что беженцы из Чечни (всего 12 человек) потребовали от обитателей и персонала центра строгого соблюдения мусульманских предписаний. Дескать, все должны молиться Аллаху, пропускать чеченцев первыми, и никто не должен носить шорты.
19 августа 2006 года в полдвенадцатого ночи банда из 30 чеченцев, вооруженных бейсбольными битами и клюшками для гольфа, ворвалась в «Карре-Бич» (Бельгия). Они избили охрану, ограбили около сотни посетителей и разломали мебель. Газета De Standaard уточнила, что полиция арестовала 16 злоумышленников. Еще 14 человек сумели скрыться. Шесть посетителей дискотеки - в больнице. У кого-то сотрясение мозга, у кого-то - переломы. Трупов, слава Аллаху, нет. Газеты, поначалу схватившиеся за новость, как-то все сразу утихли и замолчали, демонстрируя "сознательность" "свободной прессы". Будто и не было нападения, массового побоища, «Скорой помощи» и полицейских сирен.
Чеченцы знали что громить. Дискотека «Карре-Бич» - одна из самых модных в Остенде.
По данным местных газет, задержанные остендские чеченцы - беженцы из России. Некоторые не впервые замечены в сварах в увеселительных заведениях и казино городка. Однако до этого о житье-бытье кавказской диаспоры здесь толком никто не слыхивал. Хотя Бельгия одной из первых в Европе демонстративно распахнула свои границы для жителей Чечни, «страдающих под пятой Москвы». В прошлом году сюда было подано 1600 прошений из России о предоставлении политического убежища. Практически все - от чеченцев. В итоге 1256 из них в 2005 году официально получили статус политэмигранта: с документами, пособием и льготным жильем. Каково же было удивление радушных хозяев, когда «обретшие свободу» гости взялись за клюшки для гольфа!

Интернет заполнился возмущенными откликами бельгийцев. Яник Ванколен, город Мехэнь, иронизирует: «Да здравствует «открытая граница» с Востоком! Начинаем ощущать первые последствия открытости». Кристиан В. из Льежа еще более категоричен: «Иностранцы в Бельгии позволяют себе все что угодно. Через год будут, наверное, уже стрелять в нас на улице. Пожизненный срок им дать и отправить отбывать его на родину...»

Под давлением растущего общественного недовольства следствие зашевелилось. На днях по ордеру прокуратуры арестованы еще 11 чеченцев. Их фамилии в полиции не называют. Комментарии по версиям событий местным чиновникам высказывать запретили. Узнать результаты на сегодняшний день нереально. Все спущено на тормозах.

Ах, как хочется ворваться в городок...

Город Остенде, самый известный морской курорт стран Бенилюкса, вытянулся вдоль берега Северного моря на многие километры. Клуб «Карре-Бич» разместился в подвальном этаже четырехзвездочного отеля «Терм Палас Отель», внешне похожего на колоннаду Казанского собора в Питере. Именно здесь чеченская дружина сошлась в жарком бою с охраной дискотеки.

В шикарном холле «Терм Палас Отеля» все ангельски любезны, пока я не задаю вопрос о недавнем инциденте. Милая фламандка разом меняется в лице: «Какие чеченцы? Клуб сейчас закрыт. Что там происходит, мы представления не имеем». Когда я отхожу от стойки, девушка куда-то спешно звонит...

А между тем чеченцы в городе есть, хотя сейчас они на публике особо не светятся. В толпе взгляд выхватывает непохожие на местных небритые лица. Мне попалась пара молодых южан, которые в черных костюмах «Адидас» вразвалочку гуляли по центру города. Оба жгучих брюнета были крепкого телосложения с темной щетиной на щеках и кавказскими орлиными носами. Между собой они изъяснялись на гортанном наречии, пересыпая его крепкими русскими словами.

Осторожный заместитель комиссара в полицейском управлении Остенде в разговоре со мной уходит от конкретики по чеченскому делу и подтверждает лишь задержание погромщиков. О материальном ущербе и ограблении туристов у него данных нет. Больше говорить о расследовании он не имеет права. Кто имеет? Только королевский прокурор города Брюгге, который и ведет следствие. Но примет ли он журналиста из России? До этого всем отказал. Еду в Брюгге.

Прокурор умывает руки

Шаркающей кавалерийской походкой королевский прокурор города Брюгге вышел мне навстречу из-за стола, заваленного папками. Голубые глаза пронзительно поблескивают из-под очков. Герр Жан-Мари Берквенс протягивает загорелую руку, извиняется за отсутствие пиджака и галстука, сославшись на то, что вообще-то он в отпуске. Но по неотложным делам на полдня заглянул в офис.

Не успеваю открыть рот, как мой собеседник сам берет быка за рога:

Сразу хочу оговориться, что не имею права раскрывать тайны следствия и не буду называть имен подозреваемых.

Господин прокурор, не могли бы вы уточнить, сколько человек проходят по «чеченскому» делу?

Шестнадцать. Возраст - от 19 до 27 лет. Сейчас суд решает вопрос о продлении срока их пребывания под стражей.

Из рассказа прокурора картинка сложилась такая. Вооруженная группа, состоявшая примерно из 30 выходцев из Чечни, подралась с охранниками ночной дискотеки «Карре-Бич» в Остенде. Нападавшие сильно избили битами, клюшками для гольфа и ножками от стульев шестерых сотрудников заведения. Однако в помещение клуба подозреваемые не входили и посетителей не грабили. Целью их нападения была охрана. Выходит, главная версия - случайная ссора?

Господин Берквенс улыбается:

Вокруг дискотек всегда крутится организованная преступность. Вероятность рэкета мы в полной мере учитываем. Но был ли этот налет попыткой устрашения или просто местью за некорректное поведение дискотечного вышибалы, предстоит определить следствию.

Что, все тридцать сильно обиделись на охрану «Карре-Бич?» - удивляюсь я.

Может, обиделся один, да кликнул подмогу, - принимает мою иронию прокурор. - А друзей у него оказалось много. Кстати, не все живут в Остенде, некоторые приехали из Антверпена, Ньюпорта и других мест. Один вообще из Франции.

Переселенцы из Чечни показали Евросоюзу свое лицо не только в Бельгии, но и на улицах Копенгагена.

Что грозит чеченцам: срок, высылка из страны, лишение вида на жительство?

Все задержанные имеют официальные документы, нелегалов среди них нет, а то бы ситуация была другой.

Битва кланов

Прокурор подтверждает мне, что у некоторых чеченцев, по его сведениям, были прецеденты - мелкие стычки и драки. Серьезный след есть только у одного: на нем висит обвинение в покушении на убийство иммигранта из Албании.

А вот это уже серьезно. В Европе после балканских событий обосновалась албанская мафия, которая контролирует рынок наркотиков и сеть проституции. Выбить крутых косовских албанцев, тоже недавних борцов за независимость, с насиженных точек можно только силой. Это, похоже, и есть смысл действия чеченских «рейдеров».

Задаю наводящий вопрос.

В Остенде или Брюгге были попытки установления контроля за бизнесом со стороны организованной этнической преступности?

Жан-Мари Берквенс задумчиво поправляет очки.

Сейчас стало ясно, что проблема касается нас непосредственно. Мы серьезно рассматриваем вариант, что эпизод в «Карре-Бич» мог быть попыткой нацменьшинства «организовать свою территорию», оттеснив конкурентов и запугав несговорчивых. Но это еще надо доказать. Дела, связанные с рэкетом, как вам известно, имеют слабую свидетельскую базу. Никто не хочет говорить - боятся.

Да уж, расколоть «чеченских орлов» бельгийцам будет ох как трудно. Нет у них пока методов против клановой дисциплины. Прокурор это понимает.

На дело мы отводим несколько месяцев. Затягивать не будем, но и спешить нельзя, надо разобраться. Многое будет зависеть от того, насколько будут готовы сотрудничать со следствием сами чеченцы. Пока они энтузиазма не проявляют. Все отрицают.

Чеченская колония в Остенде официально насчитывает всего пятьдесят семей. А сколько их на самом деле - неизвестно. Хотя формально у всех, кто имеет официальный статус, есть и адрес, и координаты. Ведь в статусе беженца они пользуются равными с бельгийцами правами. И если не работают - получают пособие.

Им ничего не грозит?

После телефонных метаний мне удается наконец выйти на адвокатскую контору «Таверньер и сын», которая взялась за чеченское дело со стороны задержанных. Герр Франки Таверньер говорить с русским журналистом не пожелал, а вот сын Дени оказался более разговорчивым.

Чем в принципе рискуют ваши подзащитные согласно уголовному уложению Бельгии?

Речь о сроке пойдет, если дело окажется в уголовном суде. Но его могут передать в гражданский суд, который определит размер материальной компенсации пострадавшим, и все на этом закончится.

Да уж, откупиться было бы для кавказцев проще всего. И деньги на это у остендской колонии нашлись бы. Но ведь прокуратуре и вообще всем в Бельгии ясно, что имело место спланированное нападение на дискотеку. Это-то уголовно наказуемо?

Адвокат, оказывается, так вовсе не считает. Аргументы мэтра Таверньера просты. Пока суду непонятно, по каким статьям и кого наказывать. Одно дело - факт драки и нанесения телесных повреждений, совсем другое - организация вооруженной банды. Во втором случае могут замаячить 5 - 10 лет тюрьмы, но вину надо еще доказать.

Интересно, как сами-то чеченцы объясняют случившееся?

По версии сайта самопровозглашенной республики, именно охранники «Карре-Бич» за неделю до известных событий «ни с того ни с сего» не пустили на дискотеку, а потом избили троих чеченских юношей. Именно в ответ на несправедливость молодежью были предприняты две безуспешные попытки разобраться с дискотечными вышибалами. Третья попытка удалась. Была драка «тридцать на тридцать», и чеченцы победили. И вот тут-то якобы и вмешались сидевшие в засаде полицейские!

Видно, авторам этой версии психологически трудно признать, что чеченцы нападали в численном большинстве, ведь тогда героический флер «гордых кавказских мстителей» сразу блекнет. Но интересно, что признается многократность попыток провести карательную акцию.

Можно предположить, что даже самым законопослушным из политэмигрантов и в голову не пришло бы обратиться в полицию Остенде с жалобой на дискриминацию и произвол персонала ночного клуба вместо разборки по понятиям. Но почти военный масштаб операции, сборы участников со всей диаспоры из разных городов толкают к другим выводам. Все это очень похоже на «укрощение строптивых», не желающих признавать преимущества чеченской «крыши». Только доказать это в «политически корректной» Бельгии практически невозможно.

Впрочем, судя по блогам, общественное восприятие европейцами эмигрантов из Чечни начинает меняться. Размеры чеченской диаспоры в Западной Европе и ее подлинная организация стали интересовать даже далеких от криминала и политики людей. А речь идет о почти 200 тысячах беженцев из горной кавказской автономии, которых доверчивая Европа запустила к себе. В Бельгии и Франции их по пять тысяч, а у скандинавов и того больше.

В Германии самая многочисленная колония давно прижилась и поделила с конкурентами зоны влияния. На Лазурном берегу чеченская диаспора Ниццы, составляющая порядка 300 семей, пока только приступила к крышеванию сделок на рынке недвижимости с богатыми российскими покупателями. В Страсбурге чеченцы пасутся вокруг Европейского суда по правам человека, обеспечивая своей поддержкой все иски против Москвы. Компенсации, присуждаемые судом, вполне позволяют окупить расходы на адвокатов.

На самом деле «бельгийский инцидент» - просто слишком скандальный и показательный случай, чтобы обойти его молчанием. Теперь европейским правительствам все чаще придется отчитываться перед собственными избирателями об импорте рабочей силы с беспокойного российского Кавказа. Попытки обучить ее бесплатно языку, дать пособие на поддержание штанов и после этого надеяться на полную ассимиляцию - наивный расчет. Люди, прошедшие через войну, лагеря боевиков, многие с криминальным прошлым не будут «скучать» на мизерное пособие. А гражданские профессии, которые предлагают иммигрантам из Африки, их едва ли устроят. Трудно представить себе бывшего боевика, работающего мусорщиком или официантом, обслуживающим на Ривьере «новых русских». Вот если для них откроют вакансии на охрану дискотек или в полиции, то в Остенде точно будет порядок. Криминальный. Но тогда уж жаловаться будет некому...

Андрей АЛЕКСЕЕВ (Наш спец. корр.)

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Наши горцы «зажигают».

Сегодня в странах ЕС проживают, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч чеченцев. В основном это беженцы, получившие убежище в Европе в 90-е годы. Самые многочисленные колонии расположены в Германии, Польше, Чехии, Австрии, Дании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, с каждым годом власти этих стран все с меньшим энтузиазмом пускают к себе чеченцев. Так, в прошлом году Польша предоставила статус беженцев лишь пяти процентам чеченцев, просивших убежище в этой стране.

В марте власти Норвегии начали насильственно выселять из страны чеченских эмигрантов. 50 семей, включая женщин и детей, уже выдворены в Россию. Год назад так же поступила Австрия. Одна из причин депортации — агрессивное поведение переселенцев по отношению к коренным жителям страны, давшей им пристанище. Те же самые претензии предъявляют к выходцам из южных регионов и в самой России. Почему горячие кавказские парни, которые кичатся строгими правилами морали у себя на родине, «в гостях» ведут себя как в хлеву?

«Детские» шалости

— Герман, чеченские парни в российских городах ведут себя, мягко говоря, вызывающе. Зачем?

— Беспредельничают чеченские мальчики—мажоры — дети высокопоставленных чиновников и богатых людей, золотая молодежь на джипах и «Ламборджини». Они всегда на виду и ведут себя по-хамски... В 20 лет откуда у него такая тачка? Кто он? Наверняка сынок какой-нибудь персоны. Он привык к вседозволенности у себя на родине и, приехав в Россию, точно так же живет по своим законам, точнее, без всяких законов. Потому что знает: если что, приедет папа, друг папы или родственник, помашет серьезными корочками, сделает звонки куда надо, проплатит, если надо, и любое дело сойдет с рук. Все видят: если что-то случилось с русским, ему не поможет никто. А на защиту юного выходца с Кавказа подтягиваются все резервы. Отсюда и исключительность, и неподсудность законам России.

Этих-то неприкосновенных в основном и видят в Москве. Парень из бедной чеченской семьи позволить себе Москву не может. А те, кто все-таки оказывается в столице, по-детски тянутся к мажорам: прокатиться по Тверской на заднем сиденье джипа, почувствовать себя крутым. Мажоры формируют из них свою свиту — бригады «шестерок». Они не могут сказать: «Мой отец богаче твоего в сто раз, поэтому ты должен мне прислуживать».

Они говорят: «Мы — с Кавказа, мы — братья, Кавказ всех победит, Россия под нами...». Они используют эти заклинания, чтобы создать вокруг себя ореол героя. Простоватые ребята из числа малоимущих соплеменников на это ведутся. И тут же: «Мы — ислам, Аллах акбар!». Какой «Аллах акбар», если ты пьешь водку?! Если ты дебоширишь и пристаешь к чужим женам? Какой ты в таком случае мусульманин и при чем тут вообще вероисповедание? Всего этого не было бы при жесткой политике властей — по отношению не к нациям, а к любым гражданам.

Совершил правонарушение — отвечай. А кто там у тебя папа, неважно. В реальности же дела заминаются по национальному признаку. Не так давно этим занимались вполне официальные лица вроде чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева, который неоднократно вместе со своей командой выезжал на разборки туда, где, по его мнению, задевали честь чеченской молодежи. Это очень злило местное население и разжигало страсти. Лейтмотив у этих летучих бригад был такой: «Наши мальчики не могли сделать ничего плохого!» Почему не могли? Допустим, провинившийся «мальчик» живет в Ставропольском крае. Ну и что, что он чеченец? Есть местные российские правоохранительные органы, они разберутся. Кто уполномочивал омбудсмена выгораживать кого-то от имени этнической общности? И причем тут вообще национальные структуры? Натворили что-то какие-то парни — надо говорить не с землячеством, а с милицией и прокуратурой.

— Всех возмутила история, когда студент, сын бизнесмена, гонял на внедорожнике в Москве вокруг Вечного огня. Хотел оскорбить или выпендриться?

— Это те же мажорские штучки. На джипе же катался, не на «шестерке». Тот же «сынок» из тех, кто приезжает в Москву якобы учиться. Эти парни устраивают гонки-гулянки, а потом подваливают к преподавателю: «Слышь, ты, если не поставишь мне хорошую оценку, мой папа позвонит куда надо и тебя вышибут с работы». Чем больше им позволяется, тем больше они наглеют. Они ничего не хотят делать своими руками — ни учиться, ни работать. Зачем? Ведь если папа дает 10 тысяч долларов в месяц на карманные расходы, проблем нет.

Раб или горец?
— Ты сказал: «Чечня — последнее оставшееся в России настоящее мужское общество. Это мир мужчин». Почему сегодня Чечня рождает мужчин-разрушителей, а не тех, кто строит и развивает мысль?

— Сегодня в Чечне потерял ценность сам труд. Половина трудоспособного населения сидит без работы. И везде — страшное неравенство. Мысли такие: вкалывай хоть круглые сутки — не заработаешь даже на учебники своему ребенку. А у соседа, с которым выросли на одной улице, несколько машин, двухэтажный дом и 40 человек охраны. Он всем своим сыновьям на 16-летие покупает по джипу. Он чиновник, и он крутой. А ты ходишь с голым задом: При этом социальное расслоение чеченцам не свойственно — в горском обществе не было такой пропасти между богатыми и бедными. Для людей это жестокий психологический шок, что теперь ты никто, раб, а твой сосед — господин и пинает тебя, как солому под ногами. Идти в батраки хотят немногие.

— В России сосуществуют представители более 180 национальностей и этнических групп. Как бы то ни было, люди уживаются друг с другом. Почему только чеченцы противопоставляют себя всем? Почему они «вне системы»?

— Говорят, будто чеченцы не находят общего языка не только с русскими в России и в самой Чечне, но даже со своими соседями — ингушами, дагестанцами, кабардинцами, осетинами, что у них, мол, конф-ликт со всеми. Но это миф. Нация «кавказец» — собирательное определение, но единой «кавказской общности» не существует. Да, на Кавказе люди разной культуры и разных вероисповеданий зачастую не находят общего языка. Но вряд ли тут в особом ряду чеченцы. То же самое, например, наблюдается и в Ингушетии, и в многонациональном Дагестане, где в каждом районе своя национальность — аварцы, лакцы, кумыки — и иногда в соседнем ауле говорят на другом диалекте.

— А что происходит с чеченской культурой? У осетин есть Валерий Гергиев и Коста Хетагуров, у абхазов — Фазиль Искандер и Ксения Георгиади. У Дагестана — Расул Гамзатов, у Кабардино-Балкарии — Юрий Темирканов. А у Чечни?

— У Чечни культурная и этническая замкнутость. Хотя были известные чеченцы — танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Аднан Шахбулатов. Есть и сейчас — писатели Канта Ибрагимов, Султан Яшуркаев, поэт Апти Бисултанов. Правда, два последних сейчас творят в эмиграции — в Европе. И это неудивительно: из 3 млн. чеченцев только 1 млн. живет у себя на родине. Остальные — в России или за рубежом. Быть национальным писателем в самой Чечне и даже чеченским писателем в России сегодня трудно: того нельзя, этого нельзя — нет свободы слова.

Все кругом виноваты
— «Надо быть богатым, а не умным. Будут деньги — остальное купим». Это психология всего Северного Кавказа?

— И большей части России тоже. Но шоковые реформы 90-х отозвались в той же Чечне по-своему. В чеченском обществе нет механизма противодействия «скромному обаянию» капитала. У людей отсутствует иммунитет против власти денег. Это проблема для всех народов нашей страны, но особенно для малых, окраинных. Сбиты все нравственные ориентиры. Осталось только одно: «Главное — деньги, а не труд». То есть работать не надо, учиться не надо, быть нравственным и соблюдать законы необязательно. В этом смысле мы как чукчи: водку завезли — и повальное пьянство. Роскошь на нас действует точно так же.

— Так кто кого сейчас угнетает: русские чеченцев или наоборот?

— У каждого своя правда. У русских тоже есть мажоры, которые, правда, не приезжают из Москвы в Грозный. Но вопросы все равно остаются. Почему у чеченцев всегда претензии к России, только иногда — к власти в собственной республике и никогда — к себе самим? Это относится и ко всему российскому народу, которого какие-то злые исторические силы вечно гнетут. У нас общая беда: кажется, что все вокруг виноваты — нас обижают, а мы сами хорошие. Психологическая компенсация как реакция на несправедливую жизнь. И признак того, что пора избавляться от инфантилизма.

Досье

Герман Садулаев родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР в семье чеченца и терской казачки.