Краткое содержание ангелочек андреева. «Ангелочек

Сашка - герой «рождественского рассказа» Андреева - обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки - Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, - просит что-нибудь принести с елки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», писал о Сашке: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, - просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь та кому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…». Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда. Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа - стихотворение «Сусальный ангел».

Считается родоначальником русского экспрессионизма писателя конца 19-го - начала 20-го века Леонид Андреев. «Ангелочек» - программное произведение писателя, представляющее собой небольшой рождественский рассказ.

О произведении

Произведение было посвящено жене писателя Александре Михайловне Велигорской и имеет автобиографическую основу. В детстве Л. Н. Андреев видел, как растаял подобный же рождественский ангелочек, какой был описан в рассказе. С помощью недолговечности воскового ангела писатель показывать, насколько быстротечно счастье обездоленных и униженных людей. Также можно соотнести игрушку с образом ангела-хранителя.

Блок дал высокую оценку произведению Андреева и в 1909 году написал по его мотивам стихотворением «Сусальный ангел». Кроме того, поэт сравнивал андреевское произведение с рассказом «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и писал, что Сашку насильно привели в праздничный рай. И все там было, как принято в порядочных домах - мирно, просто и скверно.

Главный герой рассказа - мальчик Сашка, который обладает смелой и непокорной душой. Он не может спокойно смотреть на творящееся вокруг зло и мстит жизни. Свой протест он выражает в следующем: бил товарищей, рвал учебники, грубил начальству и обманывал мать и родителей.

Перед самым Рождеством мальчика выгоняют из гимназии. Однако несмотря на это, Сашку приглашают в богатый дом на елку.

Иван Саввич, отец Сашки, спившийся и давно опустившийся человек, однако в душе он остался добрым малым. Он просит сына, перед тем как тот уходит в гости, принести что-нибудь с елки.

Оказаться в большом красивом доме было очень неуютно. Этот «злой мальчик», как называли его, глядел на красивых, чистеньких и сытых детей, и ему казалось, будто «железные руки» сжали его сердце в тиски и выжали кровь до последней капли.

Ангелочек

Описывает миг перерождения главного героя краткое содержание («Ангелочек» Андреева). Читатель видит, как неожиданно Сашкины «узкие глаза» начинают изумленно поблескивать. Что же стало тому причиной? Дело оказалось в том, что на одной из сторон елки, которая считалась ее изнанкой, освещалась слабее и была обращена к мальчику, он увидел воскового ангелочка. Тот был небрежно повешен среди густых темных ветвей, и создавалось впечатление, будто он парит в воздухе. Именно этого и не хватало окружающему пейзажу.

Сашка видел, что лицо ангела отнюдь не полно радости или печали, оно свидетельствовало совершенно об ином чувстве. Это чувство нельзя было передать словами или определить мысль, его можно было понять «лишь такому же чувству». Мальчик не знал, какая сила влекла его к игрушке, но он был уверен, что всегда знал этого ангелочка и любил.

Развязка

Подходит к концу наше краткое содержание. «Ангелочек» Андреева очень проникновенный, но в тоже время печальный рассказ. Главный герой, завороженный видом ангела, начинает выпрашивать игрушку у хозяйки. Сначала он делает это грубо, но потом встает на колени. Хозяйка наконец соглашается. Сашка ликует. И в этот мир все замечают схожесть лица ангелочка и этого неуклюжего гимназиста, давно выросшего из своей одежды.

Мальчик приносит домой игрушку. Его отец также испытывает потрясение. Они начинают испытывать схожие чувства, глядя на ангела. Вскоре оба засыпают. Восковой ангелочек остается висеть у растопленной печки. Игрушка начинает таять, и вот он уже падает на пол «с мягким стуком». Не ясно, будет ли эта встреча с чудесной игрушкой началом чуда или его окончанием. Этим заканчивается рассказ - мы изложили его краткое содержание. «Ангелочек» Андреева произвел большое впечатление на современников писателя. Однако рассказу удалось сохранить актуальность и сегодня.


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе

Л. Андреева «Ангелочек».

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с творчеством Леонида Андреева.

Развивающие: развивать навыки анализа художественного текста, развивать навыки грамотной устной речи, художественного чтения, систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитывающие: проанализировать образ главного героя рассказа «Ангелочек» с точки зрения его душевных переживаний, помочь детям прочувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитывать гуманное отношение к близким, умение сострадать и сочувствовать.

Оборудование: тексты рассказа «Ангелочек», компьютер, проектор, колонки.

Ход урока :

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством удивительного писателя Леонида Андреева, и его рассказом «Ангелочек». (Слайд 1)

Леонид Андреев, русский писатель, годы жизни:1871- 1919. Писатель жил и творил на рубеже 19 и 20 веков. В это время появилось множество замечательных писателей и поэтов. Андреев родился в 1871 году, в городе Орле, в бедной семье землемера. После смерти отца семье писателя пришлось тяжело, они голодали, и Андреев с семьей переезжает в Москву. Там, она поступает в Московский университет, начинает работать и обеспечивать семью.

Неподалеку от Петербурга, на берегу Финского залива Леонид Андреев построил дачу. Вскоре эта дача стала своего рода клубом, где летом собирались писатели, художники, музыканты и артисты. Я хочу назвать вам несколько фамилий: это русский певец Федор Иванович Шаляпин, художник Илья Репин, писатели Максим Горький и Корней Чуковский.
Леонид Андреев, как и многие великие писатели до него (например, Пушкин, Толстой, Чехов), писал не только для взрослых, но и для детей. Рассказ «Ангелочек» был написан в 1899. Этот рассказ был издан в этом же году в журнале «Курьер», и он наше очень хороший прием у читателей. Он был настолько хорош, что иным даже казалось, что под псевдонимом «Леонид Андреев» скрывается кто-либо из известных писателей - Горький или Чехов. Чтобы рассеять недоумения, «Курьер» однажды даже поместил разъяснение, что «Леонид Андреев» - это не псевдоним.

Сегодня на нашем уроке мы с вами проанализируем рассказ «Ангелочек» и в конце урока ответим на вопрос: почему Леонид Андреев назвал свой рассказ «Ангелочек»? Ребята, как вы думаете, какие еще задачи мы с вами поставим перед собой на уроке ? (проанализировать образ главного героя, выразительно почитаем и т.д.)

На доске у нас написано волшебное слово, которое сейчас спрятано. Оно поможет нам ответить на этот вопрос. А еще в нашей сегодняшней работе нам помогут рабочие листы, которые лежат у вас на партах.

(На протяжении всего урока, когда ребята при анализе рассказа произносят ключевые слова (милосердие, уважение, красота, радость) записываю их на доску вокруг скрытого слова «любовь», и в конце урока открываю его ).

А сейчас я попрошу вас подумать, ребята, какие первые мысли приходят к вам в голову, когда вы слышит слово «ангелочек» (В течение 2 минут дети отвечают, что знают).

Так какие ассоциации приходят нам на ум при слове «ангелочек»? (доброта, любовь, милосердие, радость, красота….). Каким, на ваш взгляд, должен быть рассказ с таким названием?

Замечательно, ребята. А теперь давайте откроем первую страницу рассказа, и посмотрим, подтвердятся ли наши догадки.

(Я сама читаю первый абзац: « Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится) .
Ребята, подтвердились ли наши догадки о рассказе?

  • Кто главный герой данного отрывка? (мальчик Сашка )
  • Какие чувства у вас вызвал главный герой? Почему?
  • Какие качества присущи мальчику Сашке? Какими эпитетами характеризует его автор? (« непокорной и смелой душой » )
  • Скажите, пожалуйста, ребята, а вы любите, что бы вас ласково называли? (Да) Анечка, Ванечка, Сашенька.… А теперь обратите внимание, как произносят Сашкино имя? Сашка - пренебрежительное отношение, правда? Даже по имени Сашку ласково никто не называет.
  • А как его назвали за его манеру поведения? (Волчонком)
  • А почему Сашка не лгал только отцу? Как это его характеризует?
  • А теперь скажите, почему Сашке так плохо живется? Почему он стал таким? Чего ему не хватает? Не забываем про «облако слов» на доске.

Теперь ребята, давайте обратим внимание на наши рабочие листы. Вы видите на них таблицу, которая поможет нам проанализировать образ и характер Сашки. Я предлагаю вам заполнить ее и сравнить, как чувствует себя наш герой в начале рассказа и в конце.

И мы с вами уже можем заполнить первые графы. Итак, что мы уже можем сказать о Сашке? Как ведет себя главный герой до встречи с ангелочком? Как автор характеризует Сашку? (« Не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни», «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу», «Сашка находил существование возможным», «Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к их наивным речам». ) Вывод: Был обозлен, всех ненавидел.

  • Какие отношения у Сашки с окружающими людьми? С его семьей? (До встречи с ангелочком) Лжет всем, кроме отца.

Ребята, существует традиция на Рождество приглашать в состоятельные дома тех, кому в жизни не повезло и тех, кому в жизни чего-то не хватает. Так давайте подумаем:

  • Итак, Сашку приглашают на Елку к Свешниковым. Почему Сашка не рад такому замечательному событию? И почему Сашка не хотел идти туда?

Давайте прочитаем эпизод «На ёлке».

(- Дети, идите! Тише, тише! Заранее в ытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно , по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку. Она бросала сильный свет, без теней, на их лица с округлившимися глазами и губками. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом и упорно и молча прыгала на одном месте; маленькая косичка со вплетенной голубой ленточкой хлопала по ее плечам. Сашка был угрюм и печален, - что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердц е. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Он пытался представить себе перочинный ножичек, который он недавно выменял и очень сильно любил, но ножичек стал очень плохой, с тоненьким сточенным лезвием и только с половиной желтой костяшки. Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется..

  • Ребята, а сейчас мы поработаем с вами по вариантам. Первый вариант – ищет описание поведения Сашки на елке. Второй вариант находит, как автор характеризует остальных ребят, пришедших на праздник. (2 минуты)
  • Делаем вывод: вводим понятие «Антитеза»
  • В каком настроении Сашка пришел на ёлку? Какой видит Сашка елку вначале вечера? Что он чувствует, когда смотрит на нее? Давайте заполним нашу таблицу (работа с текстом). Вывод: Сашка чувствует себя одиноким.
  • Давайте продолжим читать, и найдем фрагмент, когда Сашка видит ангелочка.

Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности . На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

Милый... милый ангелочек!

И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и непохож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

Милый... милый! -- шептал Сашка .

  • Итак, ребята, Сашка видит ангелочка, и хочет получить его. Как меняется интонация повествования? Как теперь автор описывает Сашку? (Какие слова появляются в повествовании?) В таблицу: Сашка полон недоумения, тревоги, непонятного восторга.

Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.

А-ах! -- пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, -- и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка ). В таблицу: Сашка стал похож на ангелочка

Обсуждаем:

  • Как меняется он, когда видит ангелочка? Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Посмотрите, какие теперь эпитеты употребляет автор? (Да, он становится НЕЖНЫМ, говорит о “милом ангелочке”. АНГЕЛОЧЕК – это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика.) (Не забываем про «Облако слов на доске»)
  • Какие чувства переполняют Сашку? Найдите слова в тексте (“ Сначала лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности”, но потом он увидел то, чего не хватало в его картине жизн и – АНГЕЛОЧКА. Сашка не осознавал, какая сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что всегда его любил.” Чувства: недоумение, тревога, непонятный восторг ).
  • Можем ли мы сказать, что жизнь Сашки разделилась на две половинки? (Да, потому что Сашка “до встречи с ангелочком” один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим ).

Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика) Ангелочек- часть другого мира, светлого, доброго. Эта вещь не принадлежит миру земному. Она несет любовь. (Нашу жизнь может изменить что-то неземное, божественное)

Теперь мы с вами, ребятам, посмотрим, что же было, когда Сашка принес свое сокровище домой? Читаем эпизод «Дома».

(И рядом с глазами отжившего человека сверкали глаза начинающего жить и ласкали ангелочка. И для них исчезло настоящее и будущее: и вечно печальный и жалкий отец, и грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски. Бесформенны, туманны были мечты Сашки, но тем глубже волновали они его смятенную душу. Все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки.

Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. Отец несознаваемым движением положил руку на шею сына, и голова последнего так же невольно прижалась к чахоточной груди )

  • Ребята, что изменилось в отношениях Сашки с отцом? (Все в таблицу)
  • Как вы думаете, ребята, почему в конце рассказа ангелочек тает?
  • О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии). Открываем слово на доске.

Анализируем таблицу : Ребята, попытайтесь себе представить, что пережил наш герой. Какие чувства и эмоции переполняли его вначале рассказе и в конце его? Что повлияло на Сашку? (К этому моменту, открываем наше волшебное слово ЛЮБОВЬ. Правильно, ребята! Сашка впервые в своей жизни почувствовал любови и нежность. И это изменило его. Ведь каждый человек, каждый ребенок, достоин любви, она помогает ему быть добрее и милосерднее).

  • Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему рассказ называется «Ангелочек?»

Ребята, а какие духовные качества помогают приблизиться к ангелочку, к тому миру, из которого он к нам пришел? Запишите их на силуэтах ангелов, что лежат на ваших столах и прочитайте мне. И пусть эти ангелочки останутся с вами и напоминают вам о любви, доброте и милосердии .

Домашнее задание: И теперь, ребята, в качестве домашнего задания, я хочу вам предложить (из списка 100 книг рекомендованных для прочтения) прочитать к следующему уроку внеклассного чтения. Это повесть Константина Паустовского «Повесть о жизни». Это произведение, как и рассказ, прочитанный нами сегодня, необыкновенное, интересное и непременно заинтересует вас. Приятных вам духовных открытий. До свидания.

Словарная работа Антитеза - противопоставление, помещение рядом двух противоположных мыслей, д ля придания им большей силы и выразительности.


Сашка - герой "рождественского рассказа" Андреева - обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери... Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки - Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, - просит что-нибудь принести с елки. Блок, возводивший "Ангелочка" к рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", писал о Сашке: "Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, - просто, мирно и скверно". "Злому мальчику", как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, "казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови".

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) "узенькие глаза" Сашки "блеснули изумлением": "На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху". Изумленный Сашка увидел, что "лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь та кому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...".

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья "все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка". Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: "Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым". Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. "Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты". И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа - стихотворение "Сусальный ангел".

Сашка - герой «рождественского рассказа» Андреева - обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери... Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки - Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, - просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, - просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа - стихотворение «Сусальный ангел».