Интонационная выразительность речи дошкольников. Практикум для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников. · выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи

Интонационная выразительность речи

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему - либо? расстроен чем - то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу) .

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление и т.д. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон), усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает практика,у воспитанников с речевыми нарушениями, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Коррекционная работа с детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения

Как Вы думаете, зачем нужно развивать у ребенка интонационную выразительность? Что поможет формированию интонационной выразительности речи?

Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. =-----Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:

Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела?

Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал.

Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла!

Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Получилось? Здорово!

Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы Сложные ритмы

! -!

! -!

! -! -!

! -! -!

! -!

! -! -!

! -! -!

Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д

Развитию понимания эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством.

Прежде всего - это слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса. Этой же цели могут служить стихотворения, содержащие вопросительные и повествовательные предложения такие как “Кулики”.- Кто там бродит у реки? - Это наши кулики. - А чего они хотят? - Накормить своих ребят. - Где ребята? - На песочке. - Сколько их? - Сынок и дочка. У сынка на горлышке все промокли перышки, от того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь.

И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.

Игровые упражнения

для развития интонационной выразительности речи

1.Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Роза Змановская
Интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи

Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна .

Интонация – сложное явление , которое включает в себя следующие элементы :

б) логическое ударение;

г) темп речи ;

д) тон высказывания;

Выясним сущность каждого элемента.

Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Например : Он пришёл (констатируем факт) .

Он пришёл? (вопросительная интонация ) .

В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.

Способы выделения логически ударного слова в устной речи :

а) повышение или понижение тона на этом слове;

б) замедленное произнесение слова;

в) пауза перед логически ударным словом.

Способы выделения логически ударного слова в письменной речи :

а) выделяющийся шрифт;

б) прописные буквы;

в) восклицательный знак в скобках;

г) тире перед значимым словом.

Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.

Небольшая подсказка : правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Следующие важные элементы устной речи – паузы , темп.

Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.

Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи .

Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.

(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)

Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.

Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется . Это зависит от многих факторов :

а) индивидуальность говорящего;

б) темперамент;

в) настроение;

г) психологическое состояние.

Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется . Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется . Например : «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»

Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы : «Строчит, как из пулемёта» , «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит : «У него слово слову костыль подаёт» , «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт» . Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.

В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона? Он определяется многими причинами : и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый , восторженный. Если ваша цель - попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.

Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи . Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи .

Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи . Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.

Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи . При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций , мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная . Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации , особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность , плавность речи .

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи :

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа проводилась поэтапно. На первом этапе развивалось умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР по методике Лазаренко О.И., в ходе которой определялось:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та ) или отстукивания;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводились как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией проводилась работа над логическим ударением . Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, использовались следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово» ; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?» ; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи» ; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте , были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость ) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?» . Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)» .

В работу по развитию восприятия тембра голоса , умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок» , «Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками ). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро» , но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Итоговая диагностика проводилась по той же методике. Обследование показало, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие

интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

(Игровые приемы в работе со старшими дошкольниками)

Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь при условии, что она отличается четкостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью, поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребенка речи начиная с самого раннего возраста.

Интонация - это единство взаимосвязанных составляющих: мелодики, интенсивности и темпа речи и тембра произнесения. Вместе с ударением интонация образует так называемую просодическую систему языка, а среди ее компонентов важное место занимают паузы , несущие значительную смысловую нагрузку высказывания.

Многие практикующие школьные педагоги отмечают: использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, ее грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям еще в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев это связано с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа : сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных
интонационных компонентов:

Темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
- ритма (чередование ударных слогов);
- тембра (эмоциональная окраска голоса);
- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Первый этап

Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) и показа ее значимости можно использовать такой прием, как “рассказ проблемной истории”: “Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты”. (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: “Почему вы мне ничего не ответили?” Предположительный ответ детей: “Вы нас не спрашивали!” - “Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?” - “Да, конечно!” - “Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?” Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.
Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться - “подниматься и спускаться с горки” (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины “голос повышается” “голос понижается”).
При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.
Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.
Речевым материалом могут служить:
- серии звуков и слогов
А_У_И_А_ и А_У_И_А_

О_И_А_У_ и О_И_А_У_

А_У_ И_А_ и А_У_ И_А_

О_И_ А_У_ и О_И_ А_У_

ТА_ТА_ТА_ ТА_ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_

Повествовательные предложения - произносятся спокойным голосом, к концу предложения ровно понижающимся (На поляне зреет земляника. После дождя появилась радуга.);
- вопросительные предложения - слово, содержащее вопрос, произносится высоким голосом, к концу предложения мелодика понижается (Кто разлил молоко? Андрей пришел из школы?);
- восклицательные предложения с так называемой оценочной интонацией - произносятся с повышением мелодики (Как красиво осенью! Как страшно в темноте!);
Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями “быстро”, “медленно”, “умеренно”. Сначала вводятся контрастные образцы темпа: “быстро” и “медленно”, после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты

“Точка”

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия
понижения основного тона.
Материал. Листы бумаги в клетку, фломастер - по количеству детей.
Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: “Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо” (С. Маршак).
Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

“Вопрос-ответ”

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.
Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга “точки’ другая - “вопросительные знаки”. Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.
Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительньх предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: “Кошка поймала мышку?” - “Кошка поймала мышку”.

“Барабанщик”

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. “Барабанчики” - осязательные “коврики” размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих “барабанчиках” отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

“Осенние листочки”

Цель. Формировать представление о темпе (“быстро”, “умеренно”, “медленно”).
Материал. Красные (“медленно”), желтые (“умеренно”) и зеленые (“быстро”) кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Ритм.

Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Тата, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей}1 ил и трехсложную (дактиль) ритмическую структуру. Ритм может задаваться педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.

Тембр.

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Следует учитывать, что анализ отдельных фраз более сложен, чем анализ фраз в контексте.

Также используются “проблемные речевые истории’ связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие “истории” должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, подробное описание обстоятельств (что позволит ребенку ярко и четко представить себя на месте ее героев), но не содержать экспрессивно-эмоциональной лексики, которая могла бы послужить подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: “Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу”. Приведем примеры “проблемных речевых историй”.

“Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, и им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк”. (Радость.)

“Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшок с медом покачнулся, упал со стола на пол и разбился. А пчела улетела...”. (Раздражение, гнев.)

Логическое ударение.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения и.4и тихого и растянутого). дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При выполнении упражнений следует:

· прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;

· прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т. д.); объяснить, почему это слово выделено;

· прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.

Например, педагог произносит фразу “Снегири клюют рябину” и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: “Снегири клюют рябину”. Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: “Снегири клюют рябину”.
- Послушайте еще раз: “Снегири клюют рябину”. Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила. важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

Как видно из этого примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма
“Язычки-дразнилки”
Цель.
Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки “язычки” - индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Тата-та-та-та-Та-та-Та... дети, выдел ин акцентированный слог, должны один раз подуть в “язычок”. Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

“Забияки-петушки”
Цель.
Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.
Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

“Кегли и мячи”
Цель.

Материал. “Кегли” и “мячи”, вырезанные из картона, фанеры или пластика.
Описание.
1-й вариант.
Объяснив детям, что “кегли” (К) обозначают сильные удары, а “мячи” (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).
дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та - та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают “мячи” и “кегли” в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.
“Узоры”
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.
Описание.
1-й вариант.
Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
Усложнение. Взросл ы й вы клады вает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра
“Кто боится прививки?”
Цель.
Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: “Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь” с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос “Кто боится прививки?”
“Угадай-ка” Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание. Педагог произносит фразы радостн ым, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения
“Слушай, думай, называй”
Цель.
Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
“Найди важное слово”
Цель.
Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.
Материал.
Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: “девочка играет в мяч”. дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.
2-й вариант.
Материал.
Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.
Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.
Рыбке рак - ни друг, ни враг.
Рыбке врядли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунпн.)

Второй этап

Мелодика. Формирование навыков воспроизведения мелодики начинается с повторения за педагогом серий слогов, фраз. Позднее предлагается произносить слоги и фразы без образца (используются изображённые на карточках стрелки или приём дирижирования - см. первый этап работы).
Выполнение таких заданий органично вплетается в структуру занятий по развитию речи. Например, при автоматизации произношения звука {р] можно провести игру «Тигрята» .

Д ети-тигрята разговаривают с мамой-тигрицей (педагогом) на тигрином языке:

Рароры? - спрашивает мама.
- Рароры, - отвечают дети.
- Рароры? - спрашивают дети.
- Рароры, -- отвечает мама.
Потом можно предложить игры, в которых квазислова (слогосочетания, лишённые смысла) заменены на словосочетания и фразы. Так в игровой форме педагог не только закрепляет правильное произношение звуков, но и, задавая образцы мелодических рисунков фраз, формирует навыки воспроизведения мелодики с понижением или повышением основного тона.
Темп. Формирование умений и навыков произвольно изменять темп своей речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретённого детьми на первом этапе работы. Сначала даются задания, в которых регулятором темпа речи являются какие-либо действия или звуки (на этой стадии лучше использовать автоматизированные речевые формулы: пересчёт от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели и т. д.). Например, педагог ударяет в бубен, изменяя темп ударов от медленного к быстрому. Одновременно дети считают удары в соответствии с заданным темпом. В дальнейшем ребёнок повторяет речевой образец, заданный в определённом темпе.

Более сложным для дошкольников будет проговаривание фраз без образца, но в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку (скороговорку) быстро (медленно)». Навык закрепляется в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи («Поехали, поехали» и др.).

Наибольшие трудности дети испытывают, как правило, при изменении темпа речи от замедленного к убыстрённому (или наоборот) в одном речевом отрезке. Вспомогательными средствами для формирования этого навыка могут являться наглядные опоры. Например, педагог выкладывает в ряд одинаковые геометрические фигуры на разном расстоянии одну от другой. Ребёнку предлагается, проговаривая фразы, на каждом слове последовательно закрывать фигуры ладонью. Если фигуры расположены близко одна к другой, текст произносится в быстром темпе, если далеко – в медленном.

Ритм. Работа по формированию навыка передачи длительности и краткости произнесения слогов, которые на схемах обозначаются длинными и короткими полосками бумаги. Так, дети, ведя пальцем по длинной полоске, тянут слоги длительно; ставя палец на короткую полоску, произносят слог кратко, отрывисто (см. игру «Дорожки»). для формирования этого навыка также можно использовать «двигательное моделирование»: длинный слог обозначается разведением рук в стороны, короткий - хлопком над головой.
Постепенно необходимость использования вспомогательных средств (зрительно-наглядных схем, приёма дирижирования) отпадает.

Тембр. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т. п. Вначале дети повторяют речевые образцы за педагогом хором и индивидуально. В дальнейшем они выполняют упражнения без образца. Используется тот же наглядный материал, что и на первом этапе работы. Педагог показывает картинки или пиктограммы с изображением лиц людей в том или ином эмоциональном состоянии и просит произнести одну (заранее выбранную) фразу голосом каждого персонажа.

Логическое ударение. Формирование навыка использования логического ударения в собственной речи основывается на его выделении в речи собеседника и складывается из таких составляющих, как умение самостоятельно определить слово, которое следует выделить, так как оно несёт большую смысловую нагрузку, и владение способами его выделения: произнести громче или тише, растянуто.
Работа начинается с отработки способов выделения слов-носителей логического ударения с опорой на речевой образец педагога и должна проводиться последовательно с учётом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала словосочетаниях, затем в простых распространённых двухсоставных предложениях. 3акрепляются полученные навыки в играх, предполагающих самостоятельную речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме). Вопрос педагога ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Основным средством синтеза всех приобретённых навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных экспрессией, и инсценировка сказок и рассказов.

Игры-упражнения

«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.
Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).
Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т. д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Дорожки»

Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.
Материал и оборудование. Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3х8 см) и квадраты (3х3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10х40 см) из коврового покрытия.
Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.
Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, рёбёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Марина Лобастова
Практикум для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников.

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. «Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние», - писал И. Ю. Кондратенко.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушениях речи, её просодической стороны. Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

Для того, чтобы сделать речь дошкольника живой и привлекательной, давайте разберёмся, что такое «интонация» и «интонационная выразительность». Эмоциональное отношение говорящего к содержанию того, о чём он говорит – это интонация. Значит, для того, чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он сам должен не просто понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. А вот интонационная выразительность заключает в себя приёмы для передачи эмоционального содержания речи. Приёмов этих немало.

1. Каждому человеку свойственен определённый темп речи. Сохраняя его, можно менять темп произнесения отдельных слов или фраз, что привнесёт в повествование живость и образность. Такое осознанное ускорение или замедление слов и фраз в зависимости от содержания высказывания является приёмом ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА. При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа.

Игры на изменение темпа речи.

«Мышка и черепаха».

Уточните с детьми, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро-быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлёпать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.

«Поехали, поехали».

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

Проговаривание скороговорок с отрабатываемым звуком то быстро, то медленно. Отхлопывание ритмического рисунка слов, делая акцент на ударные слоги.

Например: «Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку».

2. Следующий приём - это изменение громкости звучания речи, т. е. СИЛЫ ГОЛОСА. Однако такое изменение должно быть осознанным и зависит от содержания высказывания.

Произнесение гласных звуков и их сочетаний.

3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале гласных звуков и сочетаний из 2-3 гласных звуков: беззвучная артикуляция – у, ау, ауи; шёпотное произнесение – у, ау, ауи; тихое произнесение – у, ау, ауи; громкое произнесение – у, ау, ауи.

«Лягушка и лягушата».

Взрослый будет «лягушкой», дети – «лягушатами». Скажите детям, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата – тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» - «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог» собаки и щенят, кошки и котят и т. д.

«Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, поднимают и опускают кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук- стук – стук (тихо,

И тогда услышишь ты нежный звук (шёпотом,

Ударяй сильнее: стук – стук – стук (нарастающая громкость,

И тогда услышишь громкий звук (очень громко).

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:

"Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили?" Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали!" - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?" - "Да, конечно!" - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?" Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки». Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

При работе со старшими дошкольниками можно ввести термины: «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений.

Игры, упражнения на овладение мелодикой.

Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз): понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из 2-3 гласных звуков, слогов.

Задание : произнести слоги и предложения с повышением тона:

Ай-ай-ай – рано утром ты вставай.

Ой-ой-ой – будем песню петь с тобой.

Эй-эй-эй – мы поём, как соловей.

Ой-ой-ой – хорошо нам петь с тобой.

Разыгрывание сказок («Три медведя», «Маша и медведь» и др.)

4. Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть 4 способа выделить слово:

1. Более замедленным произношением.

4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку фразы или текста.

Например, педагог произносит фразу и организует её анализ: «Воробьи (громко) клюют крошки».

Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.

Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют (тихо) крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?

Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки (растянуто)». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?

При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Задание для педагогов : выделить в предложениях поочерёдно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

Девочка играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.

(Не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой .

(А не с другой игрушкой.)

5. Изменение ТЕМБРА речи отражает её экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, мрачный тембр и т. д.)

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: "Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу".

Задание : произнести фразу «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, испуг, грусть и др.) Остальные по голосу определяют, какие чувства испытывает человек, отвечая на вопрос: «Кто боится прививки?»

Таким образом, работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно: сначала формировать навыки восприятия интонационных компонентов речи (мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения, затем - навыки ее использования в собственной речи.

И не забывать :

1. Проводить элементарные упражнения артикуляционной гимнастики для устранения вялости губ, малоподвижности языка, скованности в движениях нижней челюсти.

2. Выполнять релаксационные упражнения, чтобы дети учились придавать телу удобную и свободную позу, снимая излишнее напряжение перед началом речи.

3. Следить за тем, чтобы ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, во время произнесения фраз делал осмысленные паузы, так как правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной

выразительности.

4. Дополнять НОД элементами логоритмики, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с нарушениями речи, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

5. Заботиться о выразительной стороне своей речи, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и тон, и манеру говорить. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают его, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. В этом смысле речь взрослого для ребенка – образец принятого употреблении языковых средств.

Таким образом, формирование интонационной выразительности речи у детей требует как от детей, так и от педагогов большой выдержки, терпения и выполнения умело предъявляемых требований.

Спасибо за внимание!