Биография коласа. Адам Мицкевич и Константин Леонтьев. Классик белорусской литературы


Якуб Колас , получивший звание народного поэта в 1926 году, по праву находится на одной строчке с Янкой Купалой. Это два талантливейших человека, которые родились в один год, жили и творили в одно время, которые испытали как взлеты, так и моменты унижения от советской власти. И оба создали настоящие шедевры белорусской литературы. Но, к сожалению, многие почему-то ставят Якуба Коласа на вторую строчку по значимости, отодвигая в тень Купалы. Разберемся, справедливо ли это.

Биография. Якуб Колас (настоящее имя – Константин Мицкевич ) родился в 1882 году в деревне Окинчицы (сегодня – территория города Столбцы) в семье лесника. Оба родителя будущего писателя были родом из деревни Николаевщина.

У Константина было ещё 12 братьев и сестер. Но из-за недоедания и частых болезней до взрослого возраста дожили лишь 9.

Семья Мицкевичей в связи с профессией отца довольно часто меняла место прописки. Поэтому и образование мальчик получал сначала дома, а только потом в школе. Большое влияние на будущего поэта оказал его дядька Антон, который с ранних лет привил племяннику любовь к чтению. В 12-летнем возрасте впервые познакомился с белорусской литературой. Она произвела на него большое впечатление и оно осталось с ним до конца жизни.

Константин окончил сначала народную школу, а затем, в 1902 году, Несвижскую учительскую семинарию. Во время учёбы увлекается художественной литературой: читает как русских классиков, так белорусских и зарубежных писателей. Писал и собственные стихи на русском языке. Также проявил себя как этнограф – записывал в тетрадки народный фольклор.

В 1902-1906 годах работал учителем в Пинском районе в деревнях Люсино и Пинковичи. Продолжал собирать народный фольклор.

Был одним из организаторов, а также участником незаконного учительского съезда 1906 года. Съезд разогнала полиция. А Мицкевичу запретили заниматься учительской деятельностью. Но вопреки указу он вплоть до 1912 года работал нелегально. Позже события этих лет легли в основу романа “На ростанях” .

В 1906-1907 году в деревне Смолярня открыл частную школу. В 1907 переехал в Вильню, где работал заведующим отдела литературы в “Нашай Ніве” , но по указанию полиции уволился оттуда и покинул город. В начале 1908 года некоторое время работал учителем в деревне Сани, после чего был арестован по обвинению в революционной деятельности, направленной на ликвидацию действующего государственного строя.

Осужден был Мицкевич на 3 года, всё время заключения (1908-1911) провёл в Минской тюрьме. На протяжении всего срока продолжал создавать произведения.

После освобождения вновь вернулся на Пинщину, где продолжал работать учителем вплоть до 1914 года. В 1915 вместе с семьёй эвакуировался в Подмосковье, где недолго работал учителем, но вскоре его ждала мобилизация в армию.

В 1916 году по экспресс-программе закончил Александровское военное училище и был направлен на службу в резервный полк в город Пермь. В 1917 в звании подпоручика направлен на Румынский фронт. Но из-за болезни, вскоре, покинул фронт, а позже как учитель демобилизован.

С 1918 и до 1921 года работал учителем в городе Обоянь (Курская область). В 1921 вернулся в Минск.

20-е годы время творческого успеха для Якуба Коласа. Он становится известным писателем, его читают и знают. Он ведёт активную общественную жизнь. С 1929 года занимает должность вице-президента Академии наук БССР. Принимает участие в съездах писателей.

В то же время уже с середины 20-х годов им заинтересовались репрессивные органы. В 1925 году в его квартире проводится обыск, часть документов конфискуется. Писателю устраивают многочасовой допрос. В 30-х ситуация меняется к худшему. Его постоянно критикуют, обвиняют в нацдемовщине. Находят, что в своих произведениях он идеализирует кулачество и частную собственность, а также бесклассовость белорусского народа. В это время арестовываются и репрессируются близкие родственники писателя – Язэп Лёсик и Александр Каменский. Сам Колас вынужден был покаяться в прессе во всех приписанных ему грехах и пообещать в дальнейшем писать лишь правильную, идеологически выверенную литературу. Впрочем, постоянное давление на него это не остановило.

В 1938 году в его квартире проводится новый обыск. С писателем обходятся унизительно – ставят его к стенке как преступника. Искали оружие, которое не было найдено. Коласу грозил арест. Но считается, что широкая известность помешала советской власти репрессировать его также, как многих соотечественников.

Во время войны писатель живёт в Москве и Ташкенте. Но после освобождения Минска уже в 1944 году возвращается на Родину. Продолжает работать в Академии наук, ведет активную общественно-политическую жизнь: являлся депутат верховного совета БССР (1938-1956) и верховного совета СССР (1946-1956). Был председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира.

В последние годы Якуб Колас много болел. За 10 лет он 26 раз перенес воспаление легких. Но все равно продолжал создавать новые произведения и умер за рабочим столом 13 августа 1956 года от сердечно-сосудистой недостаточности. Похоронен на Военном кладбище в Минске, недалеко от могилы своего близкого друга Янки Купалы.

Кстати, в день своей смерти Якуб Колас написал письмо в высшие органы партии, в котором выразил свою обеспокоенность состоянием белорусского языка. Предсказал его упадок, если не будут приняты меры. Предлагал меры по защите родного языка. Это произошло всего за несколько часов до того, как остановилось его сердце.

Творчество. Уже в 10-летнем возрасте Колас под влиянием басен Крылова написал свое первое произведение «Ворона и лисица». В 12 лет написал свое первое стихотворение «Весна» .

Впервые на белорусскомязыке пробует писать во время учебы в учительской семинарии. На родном языке были написаны поэмы «Каля кастра» и «Страх» , а также прозаическое произведение «Наша сяло, людзі і што робіцца ў сяле» . К сожалению, эти тексты не сохранились до нашего времени.

В семинарии на талант Мицкевича обратил внимание один из преподавателей – Ф.Кудринский . Он прочитал произведения Коласа и заметил ему, что его белорусскоязычные произведения гораздо лучше русскоязычных.

Первое опубликованное стихотворение – “Край радзімы” появилось 1 сентября 1906 года в газете “Наша доля” . Тут поэт впервые использовал свой будущий псевдоним – Якуб Колас. А уже 15 сентября в этой же газете, но под другим псевдонимом, Дзядзька Карусь, опубликовано прозаическое произведение “Слабода” . Сотрудинчает писатель и с другим известным белорусским изданием – “Нашай Нівай” .

Активный этап творчества у Якуба Коласа начинается в заключении, когда он оторван от учительской работы. Первый сборник стихов – “Песні жальбы” выходит в 1910 году. В 1912 году издает сборник прозы “Апавяданні” . Ранние стихи Коласа высоко оценил Максим Горький .

В 1910 Колас, еще будучи в заключении, начал создавать поэмы “Сымон-музыка” и “Новая зямля” .

Также в 1909 году в Санкт-Петербурге выходит учебник его авторства «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» .

В 1912 году на хуторе Смольня впервые встречается с Янкой Купалой . Эта встреча положила начало их долгой дружбе. Но многие исследователи сходятся во мнении, что в их общении больше преобладал дух соперничества.

В 1913 году в Санкт-Петербурге выходят сразу три книги писателя – «Нёманаў дар» , «Тоўстае палена» и сборник стихотворных рассказов «Прапаў чалавек» . В 1914 году в Вильне выходит сборник прозы “Родныя з’явы” .

А в 1916 году в Санкт-Петербурге выходит из печати в издательстве «Загляне сонца і ў наша аконца» первое драматическое произведение Якуба Коласа – «Чарка ўсё на свеце робіць» .

После революции в 1922 году в Минске выходит новый сборник стихов поэта «Водгулле» . Он проникнут антивоенными настроениями, а также стихотворениями о работе на пользу родной земле. В 1923 году публикуется один из главных трудов в жизни Коласа – поэма «Новая зямля». А в 1925 в журнале «Полымя» печатается еще одна знаковая поэма – «Сымон-музыка» .

В эти же годы писатель создает две большие повести – «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927). В будущем они войдут в состав романа «На ростанях». Это самый большой и значительный прозаический текст писателя. Он основан на биографических воспоминаниях.

Кстати, в это время писатель создает довольно много произведений, основанных на воспоминаниях. Например, пьеса «Забастоўшчыкі” (1925) (о нелегальном учительском съезде), повесть «На прасторах жыцця» (1926) (о проблемах образования и творческого развития молодежи).

Считается, что уже в конце 20-х годов из-за сильной цензуры, а также постоянного давления на писателя его творчество претерпевает серьезные изменения. Его заставляют создавать исключительно те произведения, которые пойдут на пользу советской власти. Появляются произведения направленные на поддержку коллективизации. Например, повесть «Адшчапенец» (1932). В ней, вопреки своим взглядам, описанным в поэме «Новая хямля», автор показывает, что коллективизация для крестьянина – благо.

В 1933 году выходит повесть «Дрыгва» (1933), посвященная гражданской войне. Ходит легенда, что главные герой произведения, Дед Талаш, будучи реальным персонажем позже пытался потребовать с Коласа немаленькую сумму денег за использование его биографии при написании произведения.

Во время войны стихи писателя, его публицистические заметки, поэмы посвящены прославлению советского героизма и разоблачения фашистов.

В 1953 году принимает активное участие в создании «Руска-беларускага слоўніка” . В 1954 году закончил работу над повестью “На ростанях”. Вместе с повестями «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927) они создадут роман «На ростанях», в котором рассказывается о событиях из жизни писателя 1906-1911 годов.

Писатель занимался и переводческой деятельностью. Работал с текстами на русском, украинском и польском языках. Произведения же Коласа переведены более чем на 40 языков мира. Чаще всего поэт переводился на русский (более 80 книг) и украинский (10 книг) языки.

В 1972-1978 годах вышло собрание сочинений писателя в 14 томах.

Произведения поэта не раз были экранизированы. В 1929 году – «Песня весны» (по повести «На прасторах жыцця»), в 1960 – «Первые испытания» (по мотивам трилогии «На ростанях»), в 1976 – телеспектакль «Сымон-музыка» , в 1982 – двухсерийный фильм «Новая зямля» , 2012 – четырехсерийный фильм «Талаш» (по повести «Дрыгва»).

Что почитать. Как и в случае с Купалой, стоит обратить внимание на ранние произведения Коласа. А если вы до сих пор не читали его поэмы “Сымон-музыка” и “Новая хямля” – обязательно сделайте это. Не пропустите и его роман “На ростанях”.

Площадь Яуба Коласа г.Минск

Награды и память. В 1946 году награжден Сталинской премией первой степениза стихотворения «Салар», «Голас зямлі», «На захад», «Майму сябру», «Родны шлях» и другие. А в 1949 году награжден Сталинской премией второй степени за поэму «Хата рыбака».

Награжден пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Минске на улице Академическая, 5 действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. На родине поэта открыт филиал музея «Мікалаеўшчына», который объединяет четыре мемориальные усадьбы – Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Беларуси присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память о поэте. В 2002 году в Беларуси выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я.Коласа.

В разных городах Беларуси поэту установлены памятники, а его имя носят улицы, площади, образовательные и культурные учреждения. В Минске на площади Якуба Коласа создан целый архитектурная композиция, в центре которой располагается памятник поэту, слева от него – памятник, посвященный поэму «Сымон-музыка», а справа – повести «Дрыгва».

Памятники поэту, кроме Минска, установлены также в деревне Николаевщина, Новогрудке, Несвиже, других населенных пунктах.

Имя поэта носит Национальный академический драматический театр в Витебске. Центральная научная библиотека Академии наук также носит имя Якуба Коласа.

Достоин? Якуб Колас наравне с Янкой Купалой является одним из самых известных поэтов Беларуси. И найти более достойного кандидата на звание «народного» очень сложно.

Литературные легенды и истории. 1. В Несвижской учительской семинарии, где учился Якуб Колас, за ним закрепилась кличка “Богатырь” из-за большой физической силы.

2. Важное место в жизни Коласа занимала стрельба. Еще в армии он был самым метким в своей роте в стрельбе из нагана и малокалиберной винтовки. Но и после службы писатель продолжал участвовать в различных соревнованиях по стрельбе. И даже получил звание “Мастер спорта по стендовой стрельбе”.

3. Эта легенда общая для Купалы и Коласа. Известно, что хотя в жизни они и были друзьями, в профессиональной считались непримиримыми конкурентами. Такими же конкурентами они были и за шахматной доской. Янка Купала играл в шахматы лучше, и поэтому очень расстраивался, если Коласу удавалось выиграть. И вот, во время одной из партий, когда Купала явно проигрывал, он после очередного удачного хода своего оппонента воскликнул: “Ах ты мужик!”. Колас не остался в долгу и ответил: “А ты - шляхтюк!” Завязалась потасовка, в процессе которой все фигуры были сметены с шахматной доски. Так Янка Купала смог спастись от поражения.

[Якуб Колас, Тарас Гуща, 1882-] - белорусский поэт, вице-президент Белорусской академии наук. Род. в Минской губ. в семье лесного сторожа. Учился в Несвижской учительской семинарии. С 1906 участвовал в так наз. "нашенивском" национально-демократическом движении (см. "Белорусская литература "). За участие в учительском съезде был приговорен к 3 годам заключения, которые отбывал в минской тюрьме . Был мобилизован царской армией, окончил Александровское военное училище в чине подпоручика. До 1921 учительствовал в Курской губ., откуда вернулся в БССР. Был членом Института белорусской культуры, а затем академии. В 1926 в связи с 20-летним юбилеем поэта правительство БССР присвоило М. звание народного поэта.

Популярным писателем М. становится после Октября. К послеоктябрьскому периоду относятся ранее начатые и вновь написанные главные произведения писателя: "Новая земля", "Сымон Музыка", "У палесскай глушы" и др. Творческий подъем после Октября является разительным подтверждением того раскрепощающе-плодотворного воздействия, которое оказала пролетарская революция на культуру и литературу ранее угнетенных национальностей. Выразитель идей и настроений широких трудовых масс середняцкого крестьянства, подымавшегося на борьбу с самодержавно-помещичьим строем, М. далеко не сразу и не прямо пришел к пониманию и приятию новой пролетарской Белоруссии. Мировоззрение поэта было обременено различными националистическими пережитками буржуазно-демократического движения, в котором поэт принимал непосредственное участие. На отдельных этапах борьбы (например в сб. "Водгульле") эти черты приближали писателя к буржуазно-националистической литературе. Понадобился более чем десятилетний период успешного социалистического и национально-культурного строительства в Белоруссии под руководством пролетариата, чтобы Мицкевич приступил к пересмотру своих классовых и идейно-творческих установок.

Выступление М. на литературную арену исторически совпадает с оживлением крестьянского и нац.-дем. движения Белоруссии - "нашенивства". Основным лозунгом этого движения, в частности литературного, было требование "вольной бацькаушчыны" ("свободной родины"), под которым разумелась культурно-национальная автономия для Белоруссии. В литературе усиленно культивировалась национальная романтика и либерально-народническая идеализация белорусского мужика. У М. мы находим следы этой идеологии уже в ранних его произведениях. Первое стихотворение М. "Наш родна край" появилось в 1906 и было напечатано в радикально-демократической газете (вскоре закрытой) "Наша доля". В этом и в ряде других стихотворений, проникнутых народническим сочувствием к "краю сіроцс", М. выражает настроение широких трудовых масс белорусского середняцкого крестьянства в их борьбе с самодержавно-помещичьим режимом. Национальный гнет, отсталость и нищета широких масс крестьянства толкают поэта в ряде стихотворений от моралистических позиций к революционно-политическому протесту. Борьба порабощенных крестьянских масс против самодержавно-помещичьего режима иллюзорно преломляется в сознании поэта в форме восстания как бы "единого", сплошного "бедного края".

Рисуя политическое бесправие белорусского мужика, М. обращается к "ворогам" - панам, угрожая им мужицкой расправой: "Ужо дауно вяроукі вас, паны, чакаюць". Мужик в восприятии М. есть синоним "белорусса", носителя политических и национальных идеалов. В стихотворении "К белоруссам" М. бросает призыв:

"Устаньте, хлопцы, устаньте братки.

Устань, ты, наша сторона.

Ужо глядзіць к нам на палаткі

Жыцья новага вясна" (т. I, вып. II, стр. 139).

Однако такие революционно-политические мотивы не являются основными в творчестве М. Они отражают лишь стихийный подъем крестьянских возмущений. Реакция и социально-политическое вырождение национально-буржуазного ("нашенивства") движения после 1905 придает песням М. преимущественно пассивный сентиментально-народнический характер. Первый сборник стихов М. носит характерное название "Песні жалобы" .

От социально-политической тематики поэт уходит к интимно-лирическим мотивам. Последние сменяются увлечением фольклорно-этнографическими мотивами. Беллетристические сказки этого периода, выросшие на болотистой почве национализма, не представляют особой ценности; ряд стихов проникнут настроениями идейного распутья ("На раздарожны", "Вясною" и др.). В своей большой поэме "Новая земля", начатой в 1911, М. пытается найти выход для белорусской деревни в ее стремлении к "своей земле": он рисует образ крестьянина Михаила, энергично стремящегося "купиць землю, набыць свой кут" и фанатически добивающегося осуществления частнособственнического идеала. Михаил умирает в непосильной борьбе, завещая лозунг борьбы за этот идеал своему брату. Поэму М. удалось закончить только в 1923, когда аграрная проблема уже была разрешена пролетарской революцией, указавшей крестьянству путь к коллективизации. Поэма таким образом сохраняет свою ценность важного исторического документа, где реалистически показана историческая борьба широких масс крестьянства за землю. Не выработав четкого революционного мировоззрения, не понимая исторической роли крестьянства, М. часто впадает в мистицизм и абстрактную романтику. Так напр., в поэме "Сымон Музыка" М. стремится воплотить в художественную форму (в образе Сымона) буржуазно-нашенивскую идею о мессианской роли белорусской интеллигенции. Мессианизм "Сымона Музыки" явился логическим завершением националистических тенденций в раннем творчестве Мицкевича. Накануне Октября он пишет драматический эскиз "На дорозе жицьця", в котором создает символический образ "Маті-Беларусі", пророчески собирающей "своих дзеток", т. е. нац.-дем. интеллигенцию, что объективно выражало враждебное отношение буржуазно-демократической интеллигенции к грядущей пролетарской революции. После Октябрьской революции М. пишет ряд националистических стихотворений. В сборнике стихов "Водгульле", вышедшем в 1922, после приезда М. в БССР, имеется целый ряд враждебных выпадов против советской власти. М. долгое время стоял в стороне от советской тематики. Его вышеупомянутые поэмы и ряд больших повестей ("У палесскай глушы", "У глыбі Палесься" и др.) тематически и идеологически обращены к прошлому, которое им идеализируется и противопоставляется современности. В названных повестях М. ретроспективно воссоздает образ идеального нашенивца Лобановича - "борца за "возрождение Белоруссии". Даже в повести "На просторах жицьця" на тему о деревенской рабфаковской молодежи М. трактует последнюю как своеобразную продолжательницу идей и традиций нашенивства.

До революции М. был продолжателем традиций русской народнической поэзии. Его "Песні-жалобы" носят на себе явные следы влияния этой поэзии, сохраняя при этом самобытно-национальный характер. Фольклор является основным источником лексики М. Отсюда, между прочим, уменьшительные существительные - "сонейка", "хатка", "лужок", "конік" - и определения - "малодзенькі", "золаценькі", "ціхенькі" и т. д., отражающие сентиментально-народническую настроенность поэта. Поэмы Мицкевича ("Новая земля", "Сымон Музыка" и др.) формально развернуты в том же направлении. Так, в "Новой земле" целые главы посвящаются описанию этнографически-фольклорных черт той или иной местности (усадьбы, быта, праздников и т. д.). Глубокое знание автором крестьянеко-хуторского быта, позволяет ему мастерски рисовать отдельные картины (деревенский пейзаж, портреты крестьян и т. д., напр. в "Новой земле" и "Сымоне Музыка"). Но он становится явно беспомощным там, где речь идет о больших массах людей и ускоренной динамике событий (поэма "На шляхох волі").

Реконструктивный период поставил перед старыми писателями во весь рост основную проблему идеологической перестройки. И у М. мы встречаем некоторый поворот к переоценке старых идеологических установок; в поэме "На шляхох волі" ("Полымя", 1928-1930) автор уже более объективно оценивает большевизм и большевиков, ведущих революционную работу в царской армии. Следующим значительным шагом на этом пути является цикл стихов, посвященных коллективизации. В них М. глубже осознает объективную несостоятельность своих прежних идей о путях крестьянства, выраженных в свое время в "Новой земле". Повесть "Адшчапенец" ("Полымя", 1931) обнаруживает такое же внимание и интерес писателя к коллективизации, отражая наступивший перелом среди середняцких масс белорусской деревни - от собственничества, отщепенства - к коллективизму.

Последнее произведение М., в связи с упомянутым его письмом к советской общественности, свидетельствует о том, что М. серьезно стал на путь ревизии старой нашенивской идеологии, на путь решительной идейно-художественной перестройки.

Библиография: I. На русск. яз. перев.: В глуши Полесья, перев. К. Яковчика, Гиз, М., 1929; На просторах жизни, Рассказы и повести, перев. И. Баранкевича, Гиз, М. - Л., 1930. Поэзия: Собр. сочин., тт. I, II; Песні-жалобы, 1910; Новая земля, 1923; Сымон Музыка, Менск, БДВ, 1925; На шляхох волі, "Полымя", 1928-1930. Проза (Тарас Гушча): Родные з"явы, Вильна, 1914; У палесскай глушы, 1923; У глыбi Палесься, Менск, БДВ, 1927; Адшчапенец, "Долымя", 1931; "Творчество К. Мицкевича", М., 1927.

II. А. Б-на, Рец. на русск. перев. "На просторах жизни", "Пролетарский авангард", 1930, VII; Рец. на русск. дерев. "В глуши Полесья": Гроссман Б., "Новый мир", 1929, IV; Поляк Л., "Красная новь", 1929, IV; Перекати-Поле, "Земля советская", 1930,1; Чapмынскі У., Я. Колас, крытычна-бiографічны нарысі в т. I "Собр. сочин."; Аутобиография - Я. Колас у літаратурнай крытыцы, Менск, 1926, Критика: Бэнде и Кучар, Матар"ялы да нарысау гісторыі беларускай літаратуры, "Маладняк", 1931, № 6-7; Якуб Колас у літаратурнай крытыцы, зборник артикулау, Менск, 1926; Вазьнясенскі, Ля вытокаý мастацкай прозы Коласа, "Полымя"; Кapскі, Беларусы, том III, ч. 3; Рэцэнзіі ý журн. "Полымя", "Маладняк", "Узвышша".

Г. Красневский.

  • - , физиолог, академик АН СССР, академик АМН СССР. Окончил Казанский университет. Ученик И. П. Павлова...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Базили - дипломат и писатель, по происхождению албанский грек...

    Биографический словарь

  • - , русский архитектор. Сын архитектора М. Д. Быковского. Учился в петербургской АХ. Преподавал в МУЖВЗ. Председатель МАО...

    Художественная энциклопедия

  • - генерал-лейтенант, командир 3 Кавказского армейского корпуса, числится в списках 17 Восточно-Сибирского стрелкового полка; род. 22 ноября 1851 г....
  • - поэт, сатирик и переводчик. Под псевдонимом "Красный" писал в "Сатириконе" и других журналах дореволюционного времени. Под фамилией "А. Зарницын" был известен как переводчик нем. поэтов. В "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дипломат и литератор, род. в греческой семье в Константинополе в 1809 г., ум. 10-го февраля 1884 г. Первые годы своей жизни Базили провел в Константинополе. Вскоре, однако, отец Базили, горячий греческий патриот,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. физиолог, акад. и действит. чл. Академии мед. наук СССР. Засл. деят. науки РСФСР. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го и 4-го созывов. Ученик И. П. Павлова. В 1912 окончил Казан...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - В 1822 окончил Институт корпуса путей сообщения, военный инженер. Служил в III и IV ОПСиПЗ. В 1849 назначен членом МГСиДК. В 1864 назначен на впервые учрежденную должность московского губернского инженера. Уволен в 1865...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сначала князь дорогобужский, потом великий князь тверской, сын вел. кн. тверского Михаила Ярославича, род. в 1306 г., ум. в 1346 г. В летописях упоминается, как лицо действующее, с 1318 г. В этом году он...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын великого князя тверского Михаила Ярославича. После казни отца был в плену у Юрия Московского. Выкупленный за 2 тысячи рублей, он женился на дочери Юрия, Софии...

    Биографический словарь

  • - третий из 4 сыновей вел. кн. тверского Михаила Ярославича. После казни отца был в плену у Юрия московского. Выкупленный за 2 т. р., он женился на дочери Юрия, Софии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский дипломат, писатель, историк. Родился в Стамбуле. По происхождению грек. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук и одесском Ришельёвском лицее...
  • - советский физиолог, академик АН СССР, академик АМН СССР. Ученик И. П. Павлова. В 1912 окончил Казанский университет и до 1921 работал там же. В 1921≈50 ≈ в институте экспериментальной медицины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский архитектор. Сын архитектора М. Д. Быковского. Учился в петербургской АХ у Н. Л. Бенуа. Председатель МАО...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский физиолог, академик АН СССР и АМН. Исследования влияние коры головного мозга на внутренние органы. Труды по физиологии пищеварения, химической передаче возбуждения, интероцепции...
  • - российский архитектор. Сын М. Д. Быковского. Общественные сооружения в Москве с рациональной планировкой и эклектической отделкой фасадов...

    Большой энциклопедический словарь

"Мицкевич, Константин Михайлович" в книгах

Трещев Константин Михайлович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Трещев Константин Михайлович Родился в 1920 году в деревне Трещево Ленинского района Тульской области в семье крестьянина. Учился в местной начальной школе и в 25-й неполной средней школе гор.Тулы, затем в 16-й средней школе гор.Новомосковска. Добровольно вступил в ряды

ФОФАНОВ Константин Михайлович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ФОФАНОВ Константин Михайлович 18(30).5.1862 – 17(30).5.1911Поэт. Стихотворные сборники «Стихотворения» (СПб., 1887), «Стихотворения» (СПб., 1889), «Тени и тайны» (СПб., 1892), «Стихотворения» (ч. 1: «Маленькие поэмы»; ч. 2: «Этюды и рифмы»; ч. 3: Снегурочка; ч. 4: Майский шум; ч. 5: Монологи; СПб., 1896),

Адам Мицкевич и Константин Леонтьев

Из книги Шляхта и мы автора Куняев Станислав Юрьевич

Адам Мицкевич и Константин Леонтьев Масла в разогревающийся костерок моего искреннего полонофильства добавило пребывание осенью 1963 года на двухмесячных военных сборах во Львове-Лемберге.Я с наслаждением бродил по его блестящим базальтовым мостовым, по тенистому,

Трещев Константин Михайлович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Трещев Константин Михайлович Родился 31 марта 1922 г. в деревне Трещево Тульской губернии. После окончания 9 классов поступил в Качинскую военную авиационную школу.Первые боевые вылеты Трещев совершил с Гродненского аэродрома в июньские дни 1941 г. В июле одержал свою первую

Дерюгин Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Базили Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ БСЭ

Попов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Станюкович Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Симонов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Фофанов Константин Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Которого наполнена различными событиями, прожил действительно очень сложную, но при этом, несомненно, увлекательную жизнь. Этот писатель признан воистину выдающимся человеком не только у себя на родине, в Беларуси, но и стал широко известным за ее пределами.


Колас Якуб Михайлович по праву считается основоположником новой и современной белорусской культуры. Но за открытые националистические идеи, в свое время, ему пришлось заплатить достаточно высокую цену. Этот человек почти три года отбывал тюремное наказание в качестве политзаключенного.

Якуб Колас −биография удивительного человека

Мало кому известно, что настоящее имя этого −Константин Мицкевич. Свои книги и работы этот человек подписывал псевдонимом, и именно поэтому в мировой литературе он стал известен под вымышленным именем −Якуб Колас. Биография будущего поэта началась в небольшой белорусской деревне под названием Акинчицы. Он родился 03.11.1882 года в обычной семье лесника.

Вряд ли тогда родители могли предположить, что из обычного маленького мальчика, который пытался самостоятельно научиться грамоте и с детства очень любил читать, вырастет известный Якуб Колас. Биография его во многом была определена тем, что отец, будучи простым лесником, сделал все возможное для того, чтобы сын получил должное образование. Также большое влияние на Якуба имел его родной дядя −Антон. Именно он сумел привить мальчику огромную любовь к литературе.

Биография: Якуб Колас −полученное образование и первые проявления таланта

В 1883 году будущий поэт вместе с семьей переехал в Ласток, где стал посещать уроки «странствующего» учителя по имени Алесь Фурсевич. Далее Якуб продолжил свое обучение в Николаевщинской начальной школе. Именно в этот период он увлекся работами Гоголя, Крылова, Пушкина, Некрасова, Толстого и Лермонтова. Среди отечественных поэтов наибольшее впечатление на мальчика произвела своими стихами В 1892 году, Якуб Колас, фото которого представлено в нашей статье, поступил в народное училище в Николаевщине, и через 2 года достаточно успешно его окончил.

Свое самое первое произведение Колас написал в возрасте 12 лет. Оно называлось «Весна», и первым слушателем этого стиха стал отец поэта −Михаил Казимирович. Ему так понравился стих сына, что он за это произведение подарил мальцу целый рубль, что на то время, было немалой суммой.

Начало творчества Коласа

В 1898 году юноша поступил в Несвижскую учительскую семинарию, где активно начала развиваться его писательская биография. Якуб Колас с искренним восторгом читал произведения Мицкевича, Шевченко, Гоголя, Кольцова, Франко. Кроме того, он всерьез увлекся белорусским фольклором, изучал этнографию и записывал устное творчество белорусов.

Параллельно он и сам пробует писать на родном языке. В основном, его стихи и проза были о природе и простой жизни сельских крестьян, которая никогда не была легкой.

Необходимо отметить, что на молодого автора в большой степени повлиял один из его преподавателей − Кудринский. Он одобрил его работы, обратив внимание на то, что особой важностью обладают тексты, написанные на белорусском. Такая похвала от авторитетного человека только утвердила желание Якуба продолжить писательскую работу.

Начало активной общественной деятельности

После окончания гимназии молодой выпускник работает учителем на территории Полесья. Он продолжает заниматься сбором белорусского фольклора, пишет собственные патриотические произведения и в это же время впервые знакомится с революционной литературой.

Якуб Колас начинает проводить активные беседы с крестьянами, в которых пытается донести до них необходимость борьбы за свои права. Будучи образованным человеком, он помогает им правильно составлять петиции к местным помещикам. В них указывалась необходимость предоставить в общественное пользование пастбища и озера. Подобная деятельность не могла остаться незамеченной властями, и в наказание за такую работу, Мицкевица вскоре переводят преподавать в Верхменское народное училище.

Но и там писатель не прекращает своей пропагандистской работы. В 1906 году он выступает организатором и участником учительского съезда (нелегального), на котором активно обсуждалась необходимость свержения царского режима. Конечно же, этот съезд был разогнан полицией, а Мицкевич оказался под следствием.

Первые публикации и тюремное заключение

Оказавшись без права преподавания, писатель принимает предложение известного публициста А. Власова и начинает работать в газетном издании «Наша доля». 1 сентября 1906 года в этом издательстве впервые, под псевдонимом Якуба Коласа, публикуется стих Мицкевича.

В это время продолжается следствие по делу организации учительского съезда, и по его завершению писатель приговорен к трем годам заключения. Отбывая наказание в достаточно сложных условиях, он продолжает работать. В то время как в тюрьме пытались наказать Константина Мицкевица, в нем все больше утверждался и становился сильнее поэт-патриот Колас Якуб. Стихи, книги, которые были им написаны в период заключения, со временем стали его визитной карточкой. Именно в тюрьме у поэта рождаются идеи по написанию таких всемирно известных произведений, как:

  • «Песни жалобы».
  • «Новая земля».
  • «Сымон-музыкант».

Эти произведения удавалось передавать на волю, и они печатались в издании «Наша Нива». Уже тогда на них обратили внимание русские критики, которые отмечали в произведениях Коласа наличие патриотизма, белорусского национализма и явной склонности к гуманизму. Сам Горький дал хорошую оценку этим сильнейшим работам.

Долгожданное освобождение Якуба

После освобождения, в течение двух лет, писатель преподавал в Пинске. В этот период он познакомился со своей будущей супругой − Марией Каменской, и в 1913 году они поженились. В этом браке супруги прожили вместе почти 30 лет. Данный период был весьма плодотворным в жизни Мицкевича, он очень много писал и смог утвердиться в качестве сильнейшего белорусского автора.

Участие в войне

После начала Первой мировой войны поэт был призван в ряды царской армии. Он получил звание прапорщика и отбывал свою службу в Перми.

Далее он был направлен на румынский фронт и в 1917 году демобилизован по состоянию здоровья. Поскольку он имел выгодное педагогическое образование, ему разрешили вместо дальнейшего прохождения службы остаться в городе Обояне и работать там учителем. В это время он публикует свои сборники стихов, в которых отчетливо слышны антивоенные призывы.

Официальное признание поэта

После окончания войны Якуб Колас получает широкую известность и признание. В 1921 году он возвращается в Минск, где активно пишет, публикуется. Занимается научной работой и выступает в качестве преподавателя. В 1926 году ему присвоено почетное звание «Народного поэта Беларуси».

Через два года его выбирают на должность вице-президента Академии наук БССР. За свои сборники стихов Мицкевич дважды награжден Государственной премией СССР. После Второй мировой войны, как активный деятель, он избирался в качестве депутата в Верховные Советы БССР и СССР. Кроме того, писатель стал почетным академиком АН БССР и был признан заслуженным деятелем науки. Якуб при жизни был награжден многочисленными медалями и орденами.

Смерть писателя

При советской власти многие писатели с националистическими идеями подпадали под внимательную слежку репрессивных органов. Не стал исключением и Якуб Колас.

Награды и премии, полученные им от советской власти, не смогли спасти писателя от постоянных подозрений, допросов и обысков. Это очень сильно подорвало его моральное состояние и физическое здоровье. Поэт умер в 1956 году и был похоронен у себя на родине, в городе Минске.

Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч ) (1882-1956) - белорусский советский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы . Общественный деятель. Народный поэт Белорусской ССР (). Академик АН Белорусской ССР (). Член СП СССР (). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (). Член ВКП(б) с 1945 года .

Биография

Награды и премии

Творчество

В двадцатых годах ХХ века были опубликованы поэмы «Новая Земля» (), «Сымон-музыкант» (), повести «В полесской глуши» (), «В глубине Полесья» (), «На просторах жизни» (), отдельные лирические стихотворения, пьесы. В тридцатых годах написаны циклы стихов «Колхозное» (), «Осеннее» (), повесть «Отщепенец» (1930-1931). События революции и гражданской войны отражены в повести «Трясина» («Дрыгва», ).

Для творчества Коласа характерно мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства.

Колас нигде не дает почувствовать, что он поднялся над своим народом. Он знает, что нет высоты более высокой, чем сам народ с его разумением самой обыденной своей жизни. Он как бы разделяет все, чем озабочены, чем озадачены, о чем чают его герои, он сам в них, они в нем. Может, только еще у Шолохова, в другой народной стихии, казачьей, есть такая же сермяжная правда крестьянской души.

В сборниках стихотворений «Отомстим» () и «Голос земли» (), в поэмах «Суд в лесу» () и «Возмездие» () поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Рыбакова хата» () посвящена борьбе белорусского народа за воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР .

В переводе на русский язык

  • Колас, Я. На росстанях: Трилогия / Якуб Колас; Пер. с бел. Е. Мозолькова. - М. : Советский писатель, 1956. - 610, с.
  • Колас, Я. Собрание сочинений: в 3 т. / Якуб Колас; подготовка текста и примечания Г. Корабельникова, Е. Мозолькова; вступительная статья Е. Мозолькова. - Москва: Известия, 1958.

Экранизации

  • - Песня весны (по мотивам повести «На просторах жизни») (реж. Владимир Гардин , «Белгоскино »)
  • - Первые испытания (по мотивам трилогии «На росстанях») (реж. Владимир Корш-Саблин , 2 серии, «Беларусьфильм »)
  • - Сымон-музыкант (фильм-спектакль по мотивам поэмы «Сымон-музыка») (реж. Валерий Мазынский , «Белтелефильм »)
  • - Новая земля (по мотивам поэмы «Новая земля») (реж. Владимир Третьяков, 2 серии, «Белтелефильм »)
  • - Талаш (экранизация повести «Дрыгва») (реж. Сергей Шульга , 4 серии, УП «Национальная киностудия „Беларусьфильм “»)

Память

В Минске (ул. Академическая, 5) действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа . На родине поэта открыт филиал музея «Николаевщина» («Мікалаеўшчына»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы - Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Республике Беларусь присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа .

Образ поэта воплощён в ряде памятников.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. В 2002 году в Белоруссии были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа.

В 2002 году в деревне Люсино Ганцевичского района к 120-летнему юбилею Якуба Коласа на месте школы, где работал классик, установлен памятный знак.

В городе Ганцевичи 4 сентября 2011 года во время празднования Дня белорусской письменности установлен памятник Якубу Коласу.

В Пушкинском заповеднике «Михайловское» в 2012 году проведена выставка «Янка Купала и Якуб Колас - белорусские песняры» в честь юбилея писателей.

Объекты, названные в честь Якуба Коласа

  • Площадь Якуба Коласа (Минск) (здесь же находится памятник Якубу Коласу и станция минского метро Площадь Якуба Коласа)
  • Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа (Витебск)
  • Центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси (Минск)
  • Улицы: см. Улица Якуба Коласа

Напишите отзыв о статье "Якуб Колас"

Примечания

Литература

  • Александровіч, С. Х. Ад роднае зямлi: Аповесць пра маленства і юнацтва Я. Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Дзяржвыд БССР, 1962. - 236 с.
  • Александровіч, С. Х. На шырокі прастор: Старонкі жыцця Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1972. - 429 с.
  • Александровіч, С. Х. Крыжавыя дарогі : Аповесць пра Якуба Коласа / С. Х. Александровіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 1985. - 333 с.
  • Лужанин, М. Якуб Колас рассказывает / М. Лужанин; авторизован. перевод с бел. Е. Мозолькова. - Москва: Советский писатель, 1964. - 398 с.
  • Навуменка, І. Я. З глыбінь жыцця: Крытычныя эцюды аб творчасці Якуба Коласа / І. Я. Навуменка. - Мінск: Дзяржвыдат, 1960. - 110 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Духоўны воблік героя / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, дапоўненае. - Мінск: Выдавецтва БДУ, 1981. - 240 с.
  • Навуменка, І. Я. Якуб Колас: Нарыс жыцця і творчасці / І. Я. Навуменка. - 2-е выданне, са змяненнямі. - Мінск: Народная асвета, 2003. - 205 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Якуб Колас: Жыццё і творчасць / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1951. - 167 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Трылогія Якуба Коласа «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1956. - 226 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Эпас рэвалюцыі : паэмы Я. Коласа «Новая зямля» і «Сымон-музыка», трылогія «На ростанях» / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Вышэйшая школа, 1975. - 238 с.
  • Пшыркоў, Ю. С. Летапісец свайго народа: Жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа / Ю. С. Пшыркоў. - Мінск: Навука і тэхніка, 1982. - 367 с.

Статьи

  • Трафімчык, А. Хто чужаніцы? Якуб Колас пра падзел Беларусі 1921 года / А. Трафімчык // Дзеяслоў. - 2012. - № 5 (60). - C. 279-292. (; )

Ссылки

  • (белор.)

Отрывок, характеризующий Якуб Колас

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.

Творчество народного поэта Беларуси Якуба Коласа составляет целую эпоху в истории белорусской литературы. Его по праву считают основателем национальной прозы, хотя перу прозаика принадлежат и поэтические шедевры — поэма «Новая земля» и «Сымон-музыкант». Жизнь и творчество этого человека стали значительным вкладом в белорусскую культуру. Заслуга Якуба Коласа как национального писателя в том, что он открыл для развитых литератур мира белорусскую литературу, воспел белорусский народ.

«Колас нигде не даёт почувствовать, что он поднялся над своим народом. Он знает, что нет высоты более высокой, чем сам народ с его разумением самой обыденной своей жизни. Он как бы разделяет все, чем озабочены, чем озадачены, о чём чают его герои, он сам в них, они в нём. Может, только ещё у Шолохова, в другой народной стихии, казачьей, есть такая же сермяжная правда крестьянской души».

Дмитрий Ковалёв (советский и белорусский поэт, переводчик)

Начало жизненного и творческого пути

Родился Константин Михайлович Мицкевич (настоящее имя писателя) 3 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы близ села Николаевщина Минского уезда Минской губернии (ныне Столбцовский район Минской области) в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича, который работал в лесничестве магната Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси — живописные леса, величавая река Неман нашли в душе мальчика отзыв.

Близкие сердцу родные места — «родной кут» — это хутора Окинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, деревня Николаевщина многократно воспетые художником слова, и по сей день сохраняют дань памяти этому человеку.

Первоначальное образование будущий писатель получил у домашнего учителя, потом было Николаевщинское народное училище, во время учёбы в котором Костусь попробовал писать стихи. Первые литературные опыты — стихотворение «Весна» и басня «Ворона и лисица» — были следствием увлечения произведениями русских литературных корифеев: Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова, Гоголя, Толстого.

После окончания начальной школы отец 12-летнего мальчика Михаил Казимирович, горячо поддержанный школьным учителем, решается «пустить сына в науку».

В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа «На ростанях».

Начало творческого пути. Как появился псевдоним Якуб Колас

В студенческие годы он с упоением читает произведения русских и зарубежных классиков — Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Это было благодатное время для формирования Константина Мицкевича как литератора. Примерно к этому времени можно отнести и выбор литературного псевдонима. Константин Михайлович увлекался творчеством русского писателя Якубовича-Мельшина. Ему особенно нравилось стихотворение о колосе.

Думая над выбором псевдонима, листая произведения этого писателя, он и решил назвать себя Якуб (ович) Колас.

После окончания учительской семинарии (1902) новоиспеченного учителя направляют для работы в сельскую местность на Полесье (деревни Люсино, Пинковичи). Это было время гражданского и политического становления личности Якуба Коласа, время революционного подъёма. Ведя среди крестьянства радикальную революционную работу и наладив тесные связи с учителями-единомышленниками, Колас стал одним из инициаторов созыва нелегального учительского съезда (1906), целью которого было присоединение к Всероссийскому союзу учителей и активное стремление к низвержению царского режима. Съезд был раскрыт полицией, а его участники приказом Совета Минской дирекции народных училищ уволены с должностей и взяты под следствие.

Потеря работы стала новым стимулом для творчества. Приняв предложение публициста А. Власова, Константин Мицкевич становится сотрудником газеты «Наша доля», где впервые помещает стихотворение «Наш родной край» под псевдонимом Якуб Колас.

День 1 сентября 1906 года (по новому стилю 14 сентября) считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.

В ходе Империалистической войны в сентябре 1915-го Якуб Колас был мобилизован в царскую армию. После окончания Александровского военного училища (1916, Москва) в звании прапорщика служил в запасном полку в Перми (Россия). Летом 1917-го в звании подпоручика был направлен на румынский фронт. В сентябре демобилизовался из армии по состоянию здоровья. С осени 1917 года по май 1921 работал в должности инспектора народных училищ в г. Обоянь и деревнях Курской области (Россия). Тяготы голодной жизни в эвакуации писатель разделял вместе с супругой, которая тоже работала учительницей в деревенской школе в д. Яковлевка. Позже Якуб Колас обратится к показу обстоятельств Первой мировой и гражданской войн в своих рассказах и пьесах.

По вызову правительства БССР в 1921 году Колас возвращается в Минск. Начинается активная научная и, параллельно, педагогическая деятельность поэта. Он работает в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества Института белорусской культуры, преподаёт в Белорусском педагогическом техникуме и Белгосуниверситете белорусский язык и методику его преподавания.

В 1926 году к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание Народного поэта Беларуси.

Во время Великой Отечественной войны Якуб Колас создал произведения, вошедшие в различные сборники. За стихи военного периода Коласу была присуждена Государственная премия СССР (1946), за поэму «Рыбакова хата» — вторая Государственная премия СССР (1948).

Плодотворно работал поэт и в области перевода. Им сделаны переводы «Полтавы» А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора.

В годы Великой Отечественной войны поэт был в эвакуации вместе с другими сотрудниками Академии Наук БССР. Жил в Клязьме (под Москвой), Ташкенте (1941-1943), Москве. В декабре 1944-го возвратился в Минск.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР, председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира. Академик АН БССР. Член Союза писателей СССР (1934). Якуб Колас награждён 5-ю орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также медалями. Заслуженный деятель науки (1944).

Особенности творчества писателя

Якуб Колас с первых своих произведений писал о простом человеке, пахаре, непосильным трудом зарабатывающем на кусок хлеба — и остающемся гордым, весёлым и добрым. Истоки его творчества были в «родном куте» — хуторке среди болот и лесов или на высоком берегу родного Немана.

Жизнь выдающихся людей часто сопровождается подлинными или вымышленными историями, подтверждающими их исключительность. Особенно это было характерно для Якуба Коласа, дядьки Якуба, как звали его в народе.

Якуб Колас нежно и глубоко любил отчий «забытый богом край», неповторимую красоту белорусских просторов, полей, лесов и озёр. Рано изведав тяжёлую, горькую жизнь крестьянской бедноты, он часто обращался к окружающей природе, к Неману.

«Сколько раз рыбачий невод
По твоей гулял волне.
Ой ты, Неман, быстрый Неман,
Сколько дум принёс ты мне!…»

Но, любуясь величественными картинами природы, поэт не забывает о бедности и темноте, в которой изнывают его земляки, и с могучей силой поднимает голос в защиту обездоленных людей труда, среди которых он родился и вырос.

«Встаньте хлопцы, встаньте батья!
Встань ты, наша сторона!
Ведь не зря к нам сквозь ненастье
Шлёт тепло своё весна…»

Много тропинок и дорог прошёл за свою жизнь Якуб Колас. Хорошо узнал он нелёгкий труд крестьянина-бедняка и самоотверженный благородный труд сельского учителя, сидел в тюрьме за свои революционные стихи, направленные против монархия, служил в годы первой мировой войны в царской армии. Много писал в те годы, но полностью его талант раскрылся только после Октябрьской революции.

В советские годы он написал несколько книг стихов, а также все крупнейшие свои произведения, в том числе поэму «Хата рыбака » и повести «Трясина », «На просторах жизни », «Отщепенец », трилогию «На росстанях », закончил начатую ещё в Минской тюрьме в 1910 году монументальную поэму «Новая земля ».

В своих поэмах и стихах Якуб Колас выразил чувства и думы труженика-белоруса, запечатлел самые существенные моменты в жизни своего народа.

«О детства уголок мой милый!
С тобой расстаться я не в силах.
Как часто, утомлён дорогой,
Годами юности убогой,
К тебе я в думах улетаю
И там душою отдыхаю…»

Поэма «Новая земля » по праву считается «энциклопедией белорусской крестьянской жизни конца XIX, начала XX веков». В ней дан почти полный «календарный» цикл народной жизни: весна, лето, осень, зима. Здесь радости и горести труженика, неповторимая красота родной природы, светлый и поэтический мир сельской детворы. И на этом фоне трагедия безземельного крестьянина, тяжело переживающего свою рабскую зависимость от богатейшего помещика-магната и его управителей. Главный герой поэмы — Михал — всё время в мучительных поисках новой лучшей жизни. Он мечтает приобрести кусок земли, построить свою хату и жить, никого не боясь, ни перед кем не гнуться. Михал погибает, так и не добившись осуществления своей мечты, сжигаемый неутолённой жаждой свободного крестьянского труда.

Широкое признании читателей завоевала поэма Якуба Коласа «Хата рыбака ». В ней раскрылись особенности художественного дара поэта — искусного рассказчика, владеющего секретом занимательности, тонкого лирического поэта и мастера гневной сатиры, памфлета. Именно эта разносторонность таланта помогла Якубу Коласу создать эпическое произведение, отличающееся богатством характеров, широтой охвата жизненного материала. Поэзия высоких человеческих чувств, красота мира живёт в светлых, задушевных образах поэмы.

«Мелькают дни, плывут недели,
Забылась беженства печаль,
И детства годы улетели
Куда-то в выцветшую даль…
Проходит время мирно, тихо,
Ни грозных смен, ни новостей,
А где-то уж крадётся лихо
И лишь минуты ждёт своей…»

Вся жизнь Якуба Коласа была подлинным творческим подвигом. В своих произведениях он запечатлел исторический путь героического белорусского народа. В самобытных образах писатель сумел воплотить лучшие черты национального характера, искусно сочетая освещённые вековой традицией приёмы народной поэзии с высокой поэтической культурой современной эпохи.

«Ты не гнись, мой брат, в ненастье
Высохшей травою, —
Выкуй собственное счастье
Ты своей рукою…»

В годы Великой Отечественной войны в партизанские отряды, в города и села на оккупированной территории доходили пламенные стихи Коласа, напечатанные в листовках и фронтовых газетах. Они вселяли веру в победу над врагом, вдохновляли народных мстителей на новые подвиги.

«Я слышу зов, земля родная!
Хоть песней я к тебе прильну.
Тебе я, сын твой, обещаю:
Недолго будешь ты в плену.
Твой лес объят весь шумом гневным,
Я вижу луч твоей зари.
Он солнцем заблестит полдневным, —
Есть у тебя богатыри.(Перевод М. Голодного.)»

Писал Якуб Колас и замечательные сказки.

Беларусь — страна, которая отличается уникальной культурой, имеет свои народные традиции, своё самобытное искусство. Многие уголки белорусского края хранят память о великих художниках, писателях, поэтах и композиторах. Среди них имя Якуба Коласа выделяется особенно ярко.

Каким человеком был Колас?

Он был закрытым, но добрым человеком, всегда идущим навстречу людям. Некоторые говорят, что Колас был скупым — это неправда. Он был рассудительным, на себя тратил мало, много занимался благотворительностью. Каждый случай разбирал отдельно, просто так деньги не бросал.

Жену свою очень любил. Если бывало что-то не так, скажет, а уезжая в командировку, напишет: извини, слово не то сказал, я жалею.

У Коласа была удивительная работоспособность. Это можно проследить по числу написанного. Сегодня его собрание сочинений издают в 20 томах. А он же не только писал! Колас активно участвовал в развитии белорусской гуманитарной науки, целиком и полностью отдавался депутатской деятельности.

В бытовом плане Колас был неприхотлив. Сразу после войны ему предложили построить особняк, но классик отказался: я, народный поэт, не имею права на шикарные условия, когда 2 миллиона белорусов живет в землянках. Особняк (сейчас там музей) на месте снесенной хаты возвели только в 1952 году. Однако Колас жил там с семьями двух сыновей. Все что ему было нужно — маленькая спальня в 7 — 8 квадратных метров и кабинет.

Послесловие

В чём значимость личности Якуба Коласа для Беларуси?

У каждой нации есть свои апостолы. К числу апостолов белорусской нации, безусловно, относится Якуб Колас. Он один из основателей литературного белорусского языка — того языка, который мы используем сегодня. Якуб Колас не только вобрал в себя все богатство роднай мовы, но и внёс в неё креатив, заряд.

Что касается самой литературы, то классиков большей величины чем Колас и Купала у нас нет.

Произведения Якуба Коласа неоднократно переводились на иностранные языки, на сценах многочисленных театров ставились пьесы по его рассказам, повестям, трилогии. Многие его произведения экранизированы. На стихи Коласа написаны многочисленные песни.

В 1959 — 1965 годах присуждалась литературная премия имени Я. Коласа. С 1972 года раз в два года присуждается Государственная премия им. Якуба Коласа за лучшие прозаические произведения и литературоведческие работы. Его имя присвоено Минскому полиграфическому комбинату, Институту языковедения Национальной академии наук РБ, Витебскому драматическому театру, Центральной научной библиотеке НАН РБ и другим библиотекам. Именем Я. Коласа названы школы, площади, улицы городов и деревень Беларуси.

Памятники народному поэту установлены в Минске (на площади его имени), на родине в д. Николаевщина, в Новогрудке, в д. Плоское Толочинского района. Мемориальные доски установлены на зданиях, где он жил или работал.

В Минске работает Государственный литературно-мемориальный музей Я. Коласа, его филиалы — в Окинчицах, Смольне, Николаевщине и Альбути. Во многих населённых пунктах и школах Беларуси созданы общественные литературные музеи его имени.

Замечательный художник слова Якуб Колас запечатлел в своём творчестве исторический путь героического белорусского народа от социального и национального угнетения к свободной, счастливой жизни. В самобытных неповторимых образах он сумел воплотить лучшие черты национального характера, искусно сочетая освещённые вековой традицией приемы народной поэзии с высокой поэтической культурой современной эпохи. Жизнь и литературная деятельность Якуба Коласа — пример искреннего самоотверженного служения народу. Вот почему его творчество входит в драгоценную сокровищницу всей советской многонациональной литературы, пользуется мировой известностью.