Xii xiii какой век. Культура Руси XII ― первой половины XIII века

«Повесть временных лет», излагавшая русскую историю от времени Кия, Щека и Хорива до начала XII в., нашла свое продолжение в летописных сводах, составлявшихся в Киеве, Переяславле-Русском, Новгороде, а начиная с середины XII в. - в Галицко-Волынской Руси, в Чернигове, Ростове и Владимире Суздальском.

Южнорусское летописание XII в. дошло до нас по преимуществу в составе так называемой Киевской летописи - великокняжеского летописного свода, доведенного до 1199 г. и отредактированного, как полагают, выдубицким игуменом Моисеем. Состав Киевской летописи довольно сложен: в ее основе лежат собственно киевские великокняжеские своды, дополненные извлечениями из летописи, ведшейся в Переяславле-Русском, из летописца черниговского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»), семейной хроники Ростиславичей (потомков князя Ростислава Мстиславича - внука Владимира Мономаха), состоявшей по преимуществу из некрологических характеристик представителей этой княжеской ветви, и других источников.

Киевское летописание в значительной мере утратило широкий, общерусский взгляд на события современности, присущий «Повести временных лет»: эта летопись - скорее хроника деяний киевских князей и их политических партнеров или противников. Повествуя о событиях современности, Киевская летопись утратила и другую привлекательную черту «Повести временных лет» - связь с историческим эпосом и, соответственно, черты эпического стиля. По большей части мы находим в Киевской летописи погодные записи - то краткие, лаконичные, то подробные, скрупулезно излагающие перипетии военной или дипломатической жизни, но при этом остающиеся лишь информацией, не перерастающей в подлинно сюжетное повествование. Сюжетных рассказов в Киевской летописи немного: это так называемые «повести о княжеских преступлениях» (рассказ об убийстве Игоря Ольговича под 1147 г., рассказ о клятвопреступлении Владимирки Галицкого под 1140–1150 гг., повесть о убиении Андрея Боголюбского) и повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

Киевская летопись, особенно в своей второй части (начиная со статей 40-х гг. XII в.), - наглядный пример торжества стиля монументального историзма, зарождение которого мы наблюдали еще в «Повести временных лет» (см. ранее, с. 43). И киевский, и черниговский летописцы, и составитель хроники Ростиславичей часто приводят пространные некрологические характеристики, постоянно употребляют традиционные речевые клише при описании битв или каких-либо значительных моментов в жизни князя.

Начиная с середины XII в. все более заметной становится роль в общерусских делах Владимиро-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий дважды (1149–1150, 1155–1157) добивается киевского стола, в 1169 г. Киев был взят и разгромлен войсками Андрея Боголюбского - сына и преемника Юрия. Военно-политическая активность не могла не отразиться на идеологической жизни Владимиро-Суздальского княжества, и на смену кратким записям, ведшимся, как полагают, уже с начала XII в. в Ростове и Владимире и фиксировавшим наиболее значительные исторические события, приходят летописные своды. Исследователи реконструируют Владимирские своды 1175 г., 1189–1193 гг. и созданный на их основе княжеский свод начала XIII в. (1212). Своды конца XII в. сохранились в составе Лаврентьевской летописи, а свод 1212 г. - в Радзивиловской и Московско-Академической летописях, а также в «Летописце Переяславля-Суздальского». Владимирское летописание преследовало цель утвердить авторитет своего княжества и обосновать его претензии на политическую и церковную гегемонию во всей Руси. Именно поэтому владимирские своды не ограничивались описанием местных событий, а представляли широкую картину истории всей Русской земли; южнорусские события излагались в основном по летописям Переяславля-Южного, с которым у владимирских князей были прочные политические связи.

Для владимирских летописных сводов конца XII в. характерна стилистическая манера, отвечающая идеологической направленности владимиро-суздальского летописания: летописцы постоянно украшают свое повествование нравоучительными и благочестивыми рассуждениями, подчеркивая этим, что их княжество находится под покровительством патрональной иконы - Владимирской божьей матери и что именно «владимирцы» «прославлены богом по всей земли за их правду». Владимирские князья в изображении летописцев исполнены мудрости, справедливости и благочестия; некрологические характеристики их торжественно помпезны, пересыпаны цитатами из священного писания.

Несколько иной характер имеет свод 1212 г.: его составитель, как отметил Д. С. Лихачев, «систематически исправлял стиль предшествующего летописания, стремясь избавиться от излишних архаизмов и церковнославянизмов в лексике». Свод 1212 г. был иллюстрирован многочисленными миниатюрами. Все это, по мнению Д. С. Лихачева, свидетельствует о стремлении великого князя владимирского (инициатора создания свода) «придать своему летописанию торжественность, парадность и вместе с тем доступность для понимания людей, не искушенных в церковной книжности».

Совершенно иной характер имеет новгородское летописание. Как полагают исследователи, новгородское летописание, ведшееся еще с XI в., после антикняжеского переворота 1136 г. претерпело существенное изменение. По поручению новгородского епископа Нифонта из летописи была изъята начальная часть «Повести временных лет» третьей редакции (до статьи 1074 г.) и заменена текстом «Начального свода», а оставшаяся часть Повести существенно сокращена. Причина этой замены, как полагает Д. С. Лихачев, была в том, что именно «Начальный свод» открывался предисловием, содержавшим осуждение князей, разоряющих Русскую землю поборами, упрекавшим их в «несытстве» и алчности. Этот тон предисловия как нельзя более подходил к политической ситуации тех лет, когда князь Всеволод Мстиславич был изгнан и Новгород стал городской республикой (князья отныне приглашались вечем и роль их в управлении городом была существенно ограничена). Новгородское летописание - особенно летописание XII в. - отличается от южнорусского стилистической безыскусственностью (здесь мы совершенно не встретим черт стиля монументального историзма), естественно сочетающейся с простотой и «демократичностью» содержания. Летописцы по преимуществу говорят о местных, новгородских событиях, редко упоминая о событиях в других русских княжествах. Даже о небесных знамениях, стихийных бедствиях, голоде - событиях и явлениях, как правило дававших средневековым хронистам повод к мистическим рассуждениям, - новгородская летопись пишет по-деловому, суховато, избегая рассуждений и толкований.

В новгородской летописи XII - начала XIII в. почти нет подробных рассказов: обстоятельно повествуется лишь о знаменательных событиях 1136–1137 гг., когда был изгнан князь Всеволод. В статью 1204 г. вставлена пространная повесть о взятии Константинополя крестоносцами. В остальной своей части новгородская летопись состоит из кратких погодных записей.

Новгородское летописание остается в течение долгого времени обособленным от летописания общерусского, и лишь в XV в. новгородские летописи используются при составлении общерусского летописного свода (см. далее, с. 194).

Рассмотрим теперь несколько повестей, вошедших в летописные своды XII - начала XIII в.

«Повесть о убийстве Андрея Боголюбского» известна в двух версиях - пространной (в составе Ипатьевской летописи) и краткой (в Лаврентьевской летописи). Пространная версия Повести открывается похвалой Андрею - «благоверному и христолюбивому» князю и описанием созданного им храма Богородицы в Боголюбове. Затем летописец вновь возвращается к характеристике князя, который, по его словам, «не помрачи ума своего пьяньствомь, и кормитель бяшеть черньцемь и черницам», и «всяк обычаи добронравен имеяшеть», и «всею добродетелью бе украшен» (стб. 583). Этот восторженный панегирик помогает резче оттенить всю кощунственность злодеяния убийц. И не случайно заканчивается он весьма показательной параллелью - Андрей сравнивается с Борисом и Глебом, «братома благоумныма, святыма страстотерпцема вьследовал еси», - восклицает летописец (стб. 584). Как и князья-мученики, Андрей «вражное убийство слышав напереде», но, как и они, лишь «духом разгореся божественным» и не пытается предотвратить покушение. Однако перейдя к рассказу о самом убийстве, автор Повести вносит в повествование несколько живых черт, и из иконописных контуров злодеев и их жертвы начинает проступать живая плоть человеческих характеров; заговорщик Яким, оказывается, решился на преступление после того, как Андрей казнил его брата: Яким боится теперь за собственную жизнь, и именно это, а не наущение дьявола, толкает его в ряды заговорщиков. Убийц, проникших в княжеский дворец, охватывает страх; по пути к княжеской опочивальне они заходят в «медушу» (кладовую), пьют там, надеясь, что хмель придаст им больше смелости и подавит угрызения совести. Андрей Боголюбский в отличие от Бориса и Глеба, безропотно принявших смерть, яростно сопротивляется, и заговорщикам удается одолеть его только потому, что князь безоружен - его меч был заранее украден. Дальнейшие события развертываются так же, как и «Житии Бориса и Глеба» (возможно, рассказчик подражал этому классическому образцу): хотя князю нанесены «копийные язвы», он остается жив, «в оторопе» выскакивает из ложницы и прячется в сенях. Узнав об этом, заговорщики возвращаются и снова нападают на князя. Однако он успевает произнести в предсмертные минуты пространную молитву. Эта ситуация напоминает нам рассказ о смерти Бориса и Глеба. Бориса также убивают в три приема (см. выше, с. 55), Борис и Глеб точно так же на глазах своих убийц успевают обратиться к богу с пространными молитвами.

Далее в «Повести об Андрее Боголюбском» обращает на себя внимание совершенно «реалистический» эпизод: один из приближенных князя - Кузьмище - упрекает заговорщика Амбала: «Помнишь ли, жидовине, вь которых порътех пришел бяшеть, ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лежить», - подчеркивая тем самым черную неблагодарность княжеского фаворита (стб. 590). Этот диалог сопровождается, между прочим, интересной деталью, Кузьмище просит: «Молю ти ся, сверьзи ми что любо!». Амбал сбрасывает ковер и корзно (накидку, плащ). Из предыдущего рассказа мы знаем, что тело князя было брошено «в огород», где его и нашел Кузьмище. То, что Амбал в ответ на слова Кузьмищи «сверг» ковер и корзно, позволяет допустить, что диалог происходил между Амбалом, стоявшим на возвышении (быть может, на крыльце), и Кузьмищем, стоявшим внизу, на земле. Если эта догадка верна и в диалоге отразилось живое припоминание, как именно стояли в тот момент его участники, то перед нами надежное свидетельство в пользу гипотезы, согласно которой рассказ Кузьмищи Киянина был использован автором «Повести о убийстве Андрея Боголюбского». Сочетание двух версий, - собственно летописной (отразившейся в Лаврентьевской летописи) и рассказа со слов очевидца и породило сочетание агиографических трафаретов и живых, «реалистических» деталей, присущее версии Ипатьевской летописи.

Особым психологизмом, довольно редким в летописании XII в., отмечен и рассказ Ипатьевской летописи о походе Игоря Святославича на половцев, особенно то место его, где повествуется о колебаниях Игоря: принять или отвергнуть предложение о побеге из плена.

Из летописных повестей рассматриваемого периода заслуживает упоминания также «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г.». Она была написана либо очевидцем событий, либо со слов очевидца. Ее автор прекрасно осведомлен обо всех деталях внутриполитической борьбы в Византии, о ее взаимоотношениях с «латинским» Западом, ему известна легендарная версия о бегстве Алексея Ангела («Исаковича») из Константинополя на корабле, в бочке с двойным дном и т. д. Автор сочетает в себе зрелый историзм в оценке событий, наблюдательность путешественника (он подробно описывает царьградские святыни, разграбленные или разрушенные крестоносцами) с незаурядным мастерством рассказчика. В XV в. Повесть была включена в общерусские летописные своды и во вторую редакцию «Еллинского летописца» (см. далее, с. 156).

Итак, традиции древнейшего киевского летописания в XII в. получили дальнейшее развитие: совершенствовался стиль летописного повествования, в летопись включались (или для летописи создавались) сюжетные рассказы о важнейших событиях русской и византийской истории, и летописание, таким образом, по-прежнему занимало место одного из ведущих жанров древнерусской литературы, являлось подлинной школой светского сюжетного повествования.

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России с 13 по 14 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 13 -14 век

Торговые договоры Новгорода с немецкими ганзейскими городами

Образование Галицко-Волынского княжества

Захват Орденом меченосцев (основан в 1202) земель ливов, эстов, земгалов и др. в Прибалтике

Поход Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича на половцев

1205 – 1264 с перерывами

Княжение в Галиче и на Волыни Даниила Романовича

Первое летописное свидетельство о Твери

Раздел Владимиро-Суздальской земли между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо

Великое княжение Юрия Всеволодовича во Владимиро-Суздальской земле.

Битва на р. Липице. Победа князя Константина Всеволодовича над братьями князьями Юрием и Ярославом в борьбе за Владимирское великое княжение

Основание великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем в земле мордвы Нижнего Новгорода – форпоста для борьбы с Волжской Булгарией

Разгром татарами русско-половецких дружин на р. Калка

Захват Орденом меченосцев Юрьева – русской крепости в Прибалтике

Посадничество в Новгороде Степана Твердиславича – сторонника ориентации на Владимир

Княжение в Новгороде Александра Ярославича Невского

Нашествие монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Русь

Разрушение монголо-татарами Рязани

Взятие и разрушение монголо-татарами Коломны, Москвы, Владимира, Ростова, Суздаля, Ярославля, Костромы, Углича, Галича, Дмитрова, Твери, Переяславля-Залесского, Юрьева, Торжка и других городов Северо-Восточной Руси

Поражение объединенного войска князей Северо-Восточной Руси в битве с монголо-татарами на р. Сить. Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Великое княжение во Владимире Ярослава Всеволодовича

Вторжение войск Батыя в Южнорусские земли. Разорение Переяславля, Чернигова

Захват рыцарями Ливонского ордена (основан в 1237 в результате слияния Тевтонского ордена и Ордена меченосцев) русских крепостей Изборск, Псков, Копорье

1240, сен. – дек.

Осада и взятие Киева войсками Батыя

Невская битва. Разгром войском Александра Ярославича Невского шведского войска

Разгром войском князя Александра Ярославича Невского рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере («Ледовое побоище»)

Образование государства Золотая Орда (Улус Джучи)

Великое княжение Александра Ярославича Невского во Владимире

Перепись населения («число»), организованная монголо-татарами с целью введения централизованной налоговой системы

Восстание в Новгороде против переписи населения

Учреждение православной епархии в столице Золотой Орды – Сарае

Восстания в Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле против сборщиков монголо-татарской дани и откупщиков; сбор дани передан русским князьям

Договор между великим князем владимирским Александром Ярославичем Невским и великим князем Литовским Миндовгом о совместной борьбе с Ливонским орденом

Великое княжение во Владимире Ярослава Ярославича Тверского

Участие русских князей в походах Золотой Орды на Кавказ, Византию, Литву

Поход в Ливонию и победа войска псковичей, новгородцев, владимиро-суздальцев над немецкими и датскими рыцарями при Раковоре

Поход ливонцев на Псков. Мир с Ливонским орденом. Стабилизация западных границ Новгорода и Пскова

Между 1276 и 1282 – 1303

Княжение Даниила Александровича в Москве. Основание первого в окрестностях Москвы Данилова монастыря (около 1282)

1281 – 1282, 1293 – 1304 с перерывами

Великое княжение Андрея Александровича Городецкого во Владимире

Княжение Михаила Ярославича в Твери; великий князь Владимирский (1305 – 1317)

Переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме

Присоединение к Москве Коломны и Можайска

Княжение Юрия Даниловича в Москве. Начало борьбы Москвы и Твери за великое княжение

Поход князя Михаила Тверского и ордынского войска на Новгород. Поражение новгородцев у Торжка

Великое княжение во Владимире Юрия Даниловича Московского

Убийство в Орде князя Михаила Тверского

Княжение в Твери Дмитрия Михайловича Грозные Очи

Закладка князем Юрием Московским и новгородцами крепости Орешек у истоков р. Нева


Убийство князем Дмитрием Тверским в Орде князя Юрия Московского. Казнь Дмитрия Тверского по приказу хана Узбека

Великое княжение в Москве Ивана I Даниловича Калиты; с 1328 – великий князь Владимирский

Переезд в Москву из Владимира митрополита Петра

Великое княжение Александра Михайловича Тверского

Строительство Успенского собора в Москве

Восстание в Твери против ордынцев

Строительство Архангельского собора в Москве

Убийство в Орде князя Александра Михайловича Тверского

Великое княжение Симеона Ивановича Гордого Московского

Основание Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря

Договор Пскова и Новгорода о признании самостоятельности Псковской республики

Эпидемия чумы

Великое княжение в Москве и Владимире Ивана II Красного

Поставление на Русскую митрополию Алексия, выходца из московского боярского рода

Великое княжение Дмитрия Ивановича Донского; с 1362 – великий князь владимирский

Строительство каменного кремля в Москве

Княжение в Твери Михаила Александровича

1368, 1370, 1372

Походы великого князя Литовского Ольгерда на Москву

Появление в Новгороде ереси стригольников, выступавших за отправление богослужений мирянами

Восстание в Нижнем Новгороде против Ордынцев

Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь. Отказ Твери от претензий на великое Владимирское княжение

Составление «Лаврентьевской летописи»

Победа московско-рязанского войска над ордынцами на р. Воже

Крещение Стефаном Пермским зырян (коми)

Куликовская битва. Победа объединенного русского войска во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским над ордынским войском Мамая на Куликовом поле (при впадении р. Непрядва в р. Дон)

Поход татаро-монгольского войска во главе с ханом Тохтамышем на Москву. Осада и разорение Москвы и других городов Северо-Восточной Руси

Первое упоминание огнестрельного оружия на Руси

Начало чеканки монеты в Москве

Великое княжение в Москве Василия I Дмитриевича

Присоединение Нижегородско-Суздальского и Муромского княжеств к Москве

Разгром войсками Тимура (Тамерлана) Золотой Орды. Разорение окраинных земель Руси. Разрушение Ельца

Перенесение иконы Владимирской Богоматери в Москву

Установление вассальной зависимости Смоленска от Литвы

Присоединение новгородских владений – Бежецкого Верха, Вологды, Великого Устюга к Москве

Княжение в Твери Ивана Михайловича. Усиление Твери

Конец 14 в.

Присоединение земель коми к Москве. Поход московского войска на волжских булгар и взятие их столицы

С началом феодального дробления Руси и возникновением новых центров начинают складываться местные школы живописи. Во Владимире, Новгороде киевская традиция постепенно перерабатывается, искусство приобретает все более самобытные черты. Развитие идет в двух направлениях.

С одной стороны, все сильнее сказывается влияние церкви, роль которой в годы напряженной борьбы Киева с сепаратистскими тенденциями местных княжеств сильно возрастает. Церковь ведет упорную борьбу с пережитками язычества, светскими тенденциями, за чистоту и строгость христианских обрядов. Образы святых становятся более суровыми, аскетичными, в них нет той непосредственной связи с портретными изображениями, которая характерна для киевского искусства XI века. Светские сюжеты фресок лестничных башен Софийского собора казались уже неуместными в храмах XII-XIII веков. Богатство светотеневой лепки ранних киевских мозаик и фресок сменяется подчеркнутой линейностью, усиливающей плоскостный характер изображения; светлые тона лиц с голубыми и зелеными тенями уступают место темно-охристому цвету иконописных ликов.

С другой стороны, в противовес этому процессу, в искусство местных школ все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры.

Многие иконы XII века («Устюжское Благовещение», «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» и др.) монументальностью напоминают киевские мозаики. Они зачастую воспроизводят не только торжественное великолепие мозаики, но и ее красочную гамму. Однако сама мозаика более не применяется.

XI и XII века отмечены расцветом сложного и тонкого искусства перегородчатой эмали, и эта техника также оказала влияние на живопись XII века. На некоторых иконах золотые линии, по-видимому, имитируют перегородки эмалей.

Постепенно русские мастера научились использовать особые художественные возможности фресковой живописи и живописи яичной темперой, получившей исключительное применение в иконописи.

Черты киевской художественной традиции еще сохраняются в группе икон XII-начала XIII века, по-видимому, происходящих из Новгорода. Таков «Спас Нерукотворный» лицо Христа, изображенное на плате) из Успенского собора Московского Кремля (конец XII века, ГТГ, ил. 31) с большими резко обрисованными глазами и круто изогнутыми дугами бровей. Очертания волос сделаны правильно чередующимися золотыми линиями; на лице темно-охристого тона прозрачно, едва заметными плавями нанесен румянец. Кому бы ни принадлежала эта икона - греческому ли мастеру или его русскому ученику,- в любом случае перед нами - одно из совершеннейших воплощений вековых традиций византийской живописи. К «Спасу Нерукотворному» близки голова золотоволосого архангела из «Деисуса» (ГРМ) с непомерно большими, печальными глазами и «Устюжское Благовещение» (ГТГ, ил. 1) из Успенского собора в Московском Кремле - монументальная икона с фигурами почти в человеческий рост.

Богоматерь и архангел представлены в этой иконе стоящими, как и на аналогичной по сюжету мозаике, украшающей столбы триумфальной арки Софийского собора в Киеве. В колорите преобладают строго подобранные синие и голубовато-зеленые тона в сочетании с темным пурпуром и тускло-золотистым тоном охры. В изображении одежды архангела, в глубоких складках его плаща еще чувствуются навыки объемной трактовки тела в киевских мозаиках, но рисунок складок иногда сбивчив, расположение их не всегда соответствует формам тела.

К этой группе примыкает и большая икона Святой Георгий» в Успенском соборе Московского Кремля (вторая половина XII века, ил. 30). В иконе дан новый, не встречающийся в византийском искусстве вариант иконографии Георгия: святой изображен с мечом, который торжественно держит перед собой в левой руке, как атрибут княжеской власти. По-новому трактован и самый образ Георгия: хотя лицо его еще сохраняет классическую правильность черт и тонкую живописную лепку, в нем нет ни аскетической сковости, ни напряженной страстности, ни аристократической утонченности византийских образов. Спокойно смотрят большие широко раскрытые глаза; красивые, высоко поднятые дуги бровей придают лицу открытое, чуть удивленное выражение. Темно-коричневые локоны, трактованные почти орнаментально, тремя правильными полукругами обрамляют лицо. Гамма иконы - коричневый панцирь с прочерченными золотыми пластинами, синяя одежда, ярко-красный плащ и зеленые ножны меча - производит сильное, мажорное впечатление. Почти лишенные оттенков локальные цветовые пятна составляют колористический строй, который становится затем характерным для новгородской живописи XIII-XV веков.

Процесс изживания византийско-киевских традиций еще отчетливее проявляется в новгородских росписях XII века. Художественный язык, сложившийся на почве великокняжеского Киева, не мог прочно привиться в Новгороде с его многочисленным посадским людом, составлявшим основную массу населения, с его гораздо более демократическими порядками. На фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125, ил. 34) уже встречаются лица грубоватые, с тяжелыми чертами, упорным взглядом пристально смотрящих на зрителя глаз, с глубокими морщинами на щеках и на лбу и энергично сжатыми губами -такие лики вряд ли могли быть повторением византийских образцов. Во фресках церкви Георгия в Старой Ладоге (60-е - 80-е годы XII века) наряду с такими образами, как Георгий на коне, в котором еще сохранились черты киевского придворного искусства с его своеобразной пластикой, многие изображения трактованы почти орнаментально (ил. 33). Еще больше орнаментальной экспрессии во фресках церкви Благовещения близ деревни Аркажи под Новгородом (около 1189), выполненных в манере, характерной для новгородской живописи конца XII столетия. Лица святых изображаются не посредством светотеневых переходов, как в искусстве Киева или в более ранних памятниках новгородской живописи, а с помощью резких белых бликов, образующих длинные изгибающиеся линии. На бороде и волосах эти линии создают симметричный орнамент, которому художник стремится подчинить все изображение.

В 1199 году были исполнены фрески церкви Спаса-Нередицы (разрушена в годы Великой Отечественной войны). Эти фрески представляли редчайший памятник новгородской стенописи. После войны церковь была восстановлена, но из всей росписи удалось спасти только отдельные фрагменты нижнего яруса. Фрески покрывали стены сплошным ковром, почти от самого пола и до сводов купола, часто они не совпадали с архитектурными членениями. Сцены из Нового и Ветхого заветов чередовались с многочисленными фигурами мучеников, великомучеников и святых жен. Большой интерес представляла композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене храма. Грозной силой, а порой и исступленностью веяло от суровых лиц с широко раскрытыми глазами, неподвижным взглядом. Со стен смотрели не лики византийских святых, а выразительные лица новгородцев (ил. 35). Среди них было изображение князя Ярослава Всеволодовича (написано позднее, в 1246).

32. Голова ангела. Фрагмент росписи южного склона большого свода в Дмитриевском соборе во Владимире. Конец XII в.
33. Голова царя Давида. Фрагмент фрески церкви Георгия в Старой Ладоге. 60-е - 80-е гг. XII в.
34. Голова юноши. Фрагмент
фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125
35. Евангелист Лука. Фрагмент
композиции «Страшный суд». Роспись церкви Спаса-Нередицы под Новгородом. 1199

Над росписью церкви Спаса-Нередицы работала целая артель мастеров; насчитывают обычно до десяти различных «манер», и тем не менее в целом она оставляла впечатление стилистического единства.

К началу XIII века относится икона новгородской школы Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря в Москве (ГТГ). Лицо святого с преувеличенно высоким лбом, изборожденным морщинами, длинным тонким носом и маленьким ртом с пухлой нижней губой близко к лицам святых киевских мозаик. Это традиционный образ аскета и мыслителя. Аристократически утонченному облику святого соответствует и изысканность колористической гаммы, построенной на сочетании тускло-охристого тона лица, красновато-коричневой одежды, густо покрытой серебряным ассистом (тонкой штриховкой), ярко-алой полосы обреза евангелия со светлым серебряным фоном иконы. Небольшие фигурки святых на полях иконы написаны совсем в иной манере, и, вероятно, другим мастером. При всей непритязательности и даже наивной неумелости исполнения они поражают остротой характеристик. Отличны они и по колориту- звучные сочетания красного, синего, желтого и зеленого цветов образуют ту красочную гамму, которая станет характерной для позднейшей новгородской живописи.

36. Богоматерь Оранга - Великах Панагия. Икона. Конец XII - начало XIII в.
37. Иоанн Лествнчник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина XIII в.

То же соприкосновение двух различных художественных течений - традиционного и более свободного, в котором преобладают местные черты, ощутимо и в большой иконе «Успение» из новгородского Десятинного монастыря, относящейся, по-видимому, к первой половине XIII века (ГТГ, ил. 38). В верхней части тускло поблескивающий золотой фон в сочетании с нежно-сиреневыми и серовато-голубыми одеждами ангелов и апостолов воспроизводит излюбленный колорит киевских мозаик. По контрасту со светлой верхней нижняя, «земная» часть композиции кажется особенно темной, как бы погруженной в тень. Несколько приглушенные и вместе с тем интенсивные тона одежд образуют насыщенную красочную гамму. Вся нижняя группа изображена с большой наблюдательностью. Особенно сильное впечатление производят апостолы, окружающие ложе Богоматери; один из них, припав к изголовью умершей, напряженно и как бы со страхом вглядывается в ее лицо.

В тяжелые годы монголо-татарского владычества Новгороду, защищенному лесами и непроходимыми болотами, удалось сохранить независимость. Однако экономическая и политическая разруха, которую переживала вся остальная Русь, не могла не сказаться и на Новгороде. Вместе со своими владениями он оказался на положении как бы осажденной территории. Торговые и культурные связи со Средней и Южной Русью, а также с Византией были очень затруднены, почти прерваны. Это не могло не сказаться на экономике и на искусстве Новгорода.

Именно е XIII веке в Новгороде, отделенном и от Киева и от Византии, окончательно оформляется самобытная школа живописи. Влияние народного искусства и культуры, в которых еще были живы черты дохристианских языческих представлений, начинает играть все более определяющую роль. Меняется художественный язык иконописи: светотеневая лепка лиц уступает место графическим приемам. Одежды почти лишены пробелов - высветлений, сделанных белилами, для того чтобы показать объемность фигуры; складки ткани обозначаются энергичными изломанными линиями. Цвета яркие, образующие большие плоскости, часто контрастно противопоставлены друг другу. Утеряв связь с традицией киевского искусства XI-XII веков, искусство Новгорода этого периода обретает в некоторой степени черты примитива.

Среди живописных произведений второй половины XIII века особенный интерес представляет группа икон, написанных на красном фоне. На одной представлены Иоанн Лествичник, Георгий и Власий (ГРМ, ил. 37). Средняя фигура, над которой в характерной для того времени фонетической форме стоит имя «Еван», почти втрое выше стоящих по сторонам Георгия и Власия. Лица всех трех святых очень выразительны. Однако размеры, застывшая поза и жесткие, столпообразные очертания средней фигуры придают ей идолоподобный характер; фигуры святых по сторонам трактованы столь же плоско и фронтально. О связи этой иконы с народными представлениями свидетельствует и самый выбор святых, особенно популярных в Новгороде, культ которых слился с культом некоторых древнеславянских божеств. Икона необычна и по колориту. Художник смело сочетал яркокрасный фон с синим, желтым и белыми цветами одежды. Аналогичные черты обнаруживает и икона «Спас на престоле» (вторая половина XIII века, ГТГ). На полях ее изображены небольшие фигурки святых с характерными, выразительными лицами.

К группе краснофонных икон относятся и изображения на царских вратах из села Кривого (конец XIII века, ГТГ). Нарядная праздничность колорита усиливается здесь сочетанием красного фона нижних частей створок, на которых представлены фигуры святых в рост, с белым фоном верхних полей, где изображено Благовещение.

Заслуживает упоминания также икона Николая Чудотворца из церкви Николы на Липне (Новгородский музей-заповедник), датированная 1294 годом и подписанная художником Алексой Петровым. Это одно из первых станковых произведений, имеющих подпись русского художника и дату.

Особенно заметно влияние народного искусства в украшении новгородских рукописных книг конца XII и XIII веков замысловатыми заставками и инициалами, прорисованными киноварью. Сочетание теплого тона пергамента и красных контуров рисунка, точек, крестиков и завитков напоминает северные вышивки красной нитью по холсту. Мотивы этих инициалов очень прихотливы, ремни плетенки сочетаются со стеблями и листьями растений, переходящими в фигуры зверей или в человеческие головы. Иногда появляется в инициалах традиционный мотив древнеславянской мифологии: богиня земли, окруженная поклоняющимися ей человеческими или звериными фигурами. Отражались здесь, видимо, и некоторые образы народных сказок и просто бытовые мотивы. Очень интересны и разнообразны инициалы Евангелия, выполненного для новгородского Юрьева монастыря (11 20-1128, ГИМ). Здесь в буквицы вплетаются фигуры зверей. Один из инициалов изображает оседланную лошадь, стоящую под деревом, другой - животное с двумя горбами, длинной шеей и короткими ушами,- по-видимому, художник пытался нарисовать никогда не виденного им верблюда.

Очень часто, украшая рукопись, новгородские художники подражали технике ювелирных изделий, в частности чернению по серебру. В миниатюре рукописи «Апостол» XIII века (ГПБ) изображен пятиглавый храм, сплошь украшенный орнаментом. Мотив этот, несомненно, восходит к архитектурным обрамлениям ранних киевских миниатюр XI века и, в частности, близок к одной из миниатюр уже упоминавшегося Изборника Святослава. Но если там художник дал орнаментально трактованную рамку, только напоминающую архитектурный мотив, то новгородский художник XIII века, по-видимому, постарался воспроизвести какой-то конкретный, не дошедший до нас храм, близкую аналогию которому можно видеть в Георгиевском соборе в Юрьеве-Лольском.

Памятники псковской живописи этой поры малочисленны, и по ним трудно пока составить более или менее отчетливое представление о псковской школе. От середины XII века сохранилась испорченная реставрацией конца XIX века роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря; эти фрески экспрессией и характерностью образов во многом предвосхищают нередицкие. К XIII веку относится житийная икона пророка Ильи из села Выбуты (ГТГ). Илья представлен седовласым старцем, сидящим в пустыне среди красноватого цвета холмов, поросших травой и цветочками; очевидно, чтобы лучше слышать обращенные к нему слова бога, он отводит от уха прядь волос характерным, почти бытовым жестом. На полях иконы в клеймах рассказывается житие Ильи. Икона эта свидетельствует о том, что псковское искусство XIII века развивалось в том же направлении, что и новгородское. Колорит иконы своеобразен и отличается от колорита новгородских икон этого же времени. Лиловый цвет одежды Ильи и зеленый цвет его плаща в сочетании с серебристо-серым фоном образуют необычную и очень тонкую красочную гамму.

В сохранении и развитии традиций киевского искусства особенно большую роль сыграл Владимир. Именно здесь в искусстве Владимира и близлежащих городов получила отчетливое выражение мысль о единстве Русской земли.
Плохо сохранившиеся и недостаточно исследованные памятники живописи этой поры в настоящее время не дают возможности говорить о сложении единой межобластной живописной школы. Однако именно здесь и в других среднерусских городах возникают новые темы, иконографические типы, которые позднее послужат основой для создания общерусского живописного стиля. Не случайно двести лет спустя, в XV веке, в искусстве Москвы придается большое значение возрождению владимиросуздальской традиции. До нашего времени дошли незначительные фрагменты фресок на наружной (северной) стене Успенского собора во Владимире, построенного при Андрее Боголюбском. Судя по летописи, эта первая роспись собора была выполнена в 1161 году. После перестройки храма Всеволодом III фрески оказались внутри храма. В аркатурно-колончатом поясе на бывшем северном фасаде, ставшем стеной северного нефа, можно различить фигуры пророков со свитками; над окном симметрично расположены два павлина; окно обрамлено орнаментом из туго закрученных завитков, в центре которых помещен трилистник. Живопись сохранилась очень плохо, однако характер орнамента, близкую аналогию которому можно найти и во фресках Софии Киевской и в миниатюрах киевских рукописей, позволяет связывать первоначальную живописную декорацию собора с традициями киевской живописи XI века.

Особенный интерес представляет фресковая роспись Дмитриевского собора во Владимире (конец XII века), от которой уцелела лишь масть композиции «Страшный суд» на большом и малом сводах под хорами. На большом своде изображены сидящие на престолах апостолы и стоящие позади них ангелы. На малом - шествие праведников в рай и самый рай.

Артель художников, расписывавших храм, состояла, по-видимому, из византийских и русских мастеров. Считают, что фигуры апостолов обеих композиций и ангелов на южном склоне большого свода писали византийские художники (ил. 32). Об этом свидетельствует не только профессиональное мастерство исполнения, но и характер образов: суровое выражение лиц апостолов, глубоко запавшие скорбные глаза ангелов. Ангелы северного склона большого свода и особенно фреска «Лоно Авраамово» и трубящие ангелы отличаются по исполнению. В них нет виртуозного мастерства, колористические сочетания проще, цвета не переходят один в другой, а скорее сопоставлены друг с другом; эти фрески обнаруживают художественные вкусы русских мастеров и свойственное им понимание колорита. По-иному трактованы лица - глаза меньше, очертания лиц более округлые, греческий тип лица оказывается вытесненным славянским; взгляд утрачивает трагическое выражение, становится задумчивым.

По нескольким фрагментам стенописи в диаконнике собора Рождества Богородицы в Суздале можно судить о монументальной живописи 30-х годов XIII века. Здесь характерно широкое применение цветистого растительного и геометрического орнамента, в окружении которого выступают фигуры святых; лики отличаются точностью рисунка, мастерством красочной лепки формы.

С Владимиро-Суздальской землей и ее художественными традициями связывают иконы: «Дмитрий Солунский» из города Дмитрова (конец XII-начало XIII века, ГТГ), «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, датировка которой колеблется между XII и XIII столетиями (ГТГ),«Спас Вседержитель» поясной (первая половина XIII века, Ярославский областной музей изобразительных искусств), «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» в московском Успенском соборе (середина XIII века), «Архангел Михаил, лоратный» из Ярославля (конец XIII - начало XIV века, ГТГ), «Борис и Глеб» (начало XIV века, ГРМ).

«Богоматерь Оранта - Великая Панагия» (ил. 36) и по живописной манере, имитирующей золотую мозаику, и по сюжету перекликается с Орантой Софии Киевской. Вместе с тем в иконе образ приобретает совсем иной смысл. Руки киевской Оранты высоко подняты, взгляд обращен вверх: она предстоит Христу Пантократору, изображенному в куполе, это Богоматерь-заступница. На иконе руки Марии не столько подняты, сколько разведены в стороны, ее жест, так же, как взгляд узко поставленных глаз, обращен к тем, кто находится перед ней. Киевская Оранта молится Христу; Богоматерь-Великая Панагия сама является объектом предстояния, объектом молитвы. Мафорий, который в киевской мозаике спадает вниз, высвобождая до локтей руки Марии, в иконе наброшен на руки, от этбго шире растянут, образует род колокола. Он акцентирован композиционно и, несомненно, приобретает смысловой акцент: Мария как бы окутывает им предстоящих иконе. В сущности, здесь намечается та концепция образа Богоматери, которая в начале XIII века привела к возникновению на Руси изображения, получившего название «Покров»: Богоматерь простирает покров над молящимися, беря их под свою защиту, под свое покровительство. Композиция эта, по- видимому, принадлежит к числу тех, которые возникли на русской почве. Самый праздник Покрова был установлен еще в середине XII века Андреем Боголюбским, добившимся объединения Руси под властью Владимира и использовавшим с этой целью культ Богоматери. В иконе «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» образ слагается на основе не только новых иконографических элементов, но и новых эстетических представлений. Строго симметричная, с четырьмя кругами (нимб Марии, нимб Христа и два медальона с полуфигурами ангелов), образующими правильный треугольник в верхней части иконы, с ритмически повторяющимися полукруглыми очертаниями поднятых рук и края плаща, эта икона намечает тот тип детально продуманной, замкнутой композиции, который затем, в начале XV века, становится главным признаком московской иконописи.

Наряду с образом Богоматери-покровительницы в среднерусском искусстве XIII века большую популярность приобретают образы архангела Михаила - небесного воина-защитника и Дмитрия Солунского, который, согласно легенде, мученически пострадал, защищая родной город, и русских князей Бориса и Глеба, павших жертвой междоусобных распрей. Знаменателен не только выбор святых, но и самая трактовка их образов.

Один из интереснейших памятников этого периода - икона «Дмитрий Солунский» из Успенского собора города Дмитрова (ил. 39). Есть основания связывать эту икону с владимирским князем Всеволодом III, Возможно, что она не только была написана по его заказу, но в какой-то степени на нее могли быть спроецированы некоторые идеализированные черты князя - борца за единство русских земель,- образ, столь популярный в период начавшейся феодальной раздробленности. Княжеский «стол», на котором сидит Дмитрий, в искусстве домонгольской поры символизировал общерусское единство; меч на коленях князя служит намеком на его роль судьи и защитника подданных.

На упоминавшейся уже иконе XIII века, находящейся в Успенском соборе Московского Кремля, архангел Михаил стоит, подняв над головой меч и широко раскинув крылья, как бы осеняя ими молящихся; в годы общенародного бедствия, под гнетом монголо-татарского ига в сознании русских живет образ воина- эащитника как залог будущего освобождения.
Меняется в эту пору и самое представление о боге. Грозного и величественного Христа Пантократора киевских мозаик сменяет добрый и милостивый Спас иконописи XIII века.

Хронология важнейших событий мировой истории

–XII-XIII века–

1106 - 1125 Правление германского короля и императора «Свя­щенной Римской империи» Генриха V. Завершил борьбу с пап­ством за инвеституру Вормсским конкордатом 1122, по которо­му император «Священной Римской империи» отказывался в пользу римского папы от духовной инвеституры; в Германии (но не в Италии и Бургундии) императору обеспечивалось пра­во участия в избрании епископов и аббатов.

1108 - 1137 Правление французского короля Людовика VI. Усиле­ние центральной власти, положен конец сопротивлению феода­лов в королевском домене (их замки разрушены или заняты ко­ролевскими гарнизонами).

1113 - 1125 Правление великого князя киевского Владимира II Мономаха. Призван киевскими боярами во время народного восстания. Боролся против феодальных междоусобий. Разрабо­тал устав, ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поуче­нии» призывал сыновей укреплять единство Руси.

1118 - 1143 Правление византийского императора Иоанна II Ком- нина. Одержал победу над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), сельджуками (1135); установил суверенитет Византии над Антиохией (1137).1135 - 1154 Правление английского короля Стефана Блуаского, племянника Генриха I. Усобица и ослабление центральной вла­сти, вызванные притязаниями на престол со стороны Матиль­ды, дочери Генриха I. В 1153 достигнуто соглашение, по кото­рому после смерти Стефана престол должен перейти к сыну Матильды - Генриху Плантагенету.

1137 Каталония и Арагон объединились в одно королевство - Ара­гонское.

1137 - 1180 Правление французского короля Людовика VII. Сво­им браком с Алиенорой, наследницей герцогства Аквитания, присоединил к своему домену территорию юго-западной Фран­ции. В 1152 брак был расторгнут, Алиенора - герцогиня Акви- танская - вышла замуж за будущего английского короля Ген­риха II, что привело к утрате Францией Аквитании и положило начало длительной борьбе между Францией и Англией.

1139 Португалия стала самостоятельным королевством.

1139 - 1185 Правление Альфонса I, первого короля Португалии. Успешно воевал с арабами, в 1147 освободил Лиссабон.

1141-1209 Годы жизни и деятельности албано-лекского поэта и мыслителя Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви

1143 - 1155 Римская республика, созданная в результате антипап­ского восстания римлян под руководством Арнольда Брешиан- ского. Ликвидирована при помощи Фридриха I Барбароссы, власть папы восстановлена.

1147 - 1149 Второй крестовый поход. Возглавляли поход француз­ский король Людовик VII и император «Священной Римской империи» немецкий король Конрад III. Поводом посЛужил за­хват турками-сельджуками в 1144 Эдессы. Германские кресто­носцы, выступившие раньше, были разбиты турками в Малой Азии. Безуспешно закончились попытки французских кресто­носцев овладеть Дамаском.

1152 - 1190 Правление германского короля Фридриха I Барбарос­сы, с 1155 - императора «Священной Римской империи». Пы­тался подчинить североитальянские города, но потерпел пора­жение от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (1176).

1154 - 1189 Правление английского короля Генриха II Плантаге- нета (Генриха Анжуйского), первого из династии Плантагене- тов. Ему принадлежали также обширные владения во Франции. Провел реформы, укрепившие королевскую власть. Одержал победу над ирландскими клановыми вождями и вынудил их признать его «верховным правителем».

1157 - 1174 Правление князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского. Сделал столицей город Владимир. В 1169 завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции селе Боголюбово.

1158 - 1214 Правление кастильского короля Альфонса VIII. По­терпев поражение от арабов в 1195, в 1212 он во главе общих сил Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры одержал над арабами при Лас-Навас-де-Толоса решающую победу, после ко­торой арабы уже не смогли оправиться и были постепенно вы­теснены из Испании.

1167 Образование Ломбардской лиги - объединения итальянских городов для борьбы с германскими феодальными захватчиками.

1169 - 1171 Начало английского завоевания Ирландии.

1171 Зодчий Ашур,сын Ибрахима Бакинского построил в Баку Лезги-мечеть

1175 - 1193 Правление египетского султана Салах-ад-Дина (Сала- дина). Основатель династии Айюбидов. Возглавлял борьбу му­сульман против крестоносцев. В 1187 в сражении при Тивери­адском озере разгромил войска Иерусалимского королевства и захватил Иерусалим.

1176 В битве при Леньяно войско Ломбардской лиги нанесло со­крушительное поражение немецким рыцарям во главе с импе­ратором Фридрихом I Барбароссой. Сам Фридрих едва спасся бегством. Одна из первых битв, в которой рыцарское войско побеждено ополчением городских ремесленников и купцов.

1180 - 1223 Правление французского короля Филиппа II Августа. Успешно проводил политику централизации государства (уве­личил королевский домен примерно в 4 раза, преобразовал в нем управление; ограничил самостоятельность феодальной зна­ти). Отвоевал у Иоанна Безземельного подвластные ему фран­цузские территории (Нормандию и др.). В 1214, разгромив анг­личан и их союзников при Бувине, превратил Францию в веду­щую европейскую державу.

1183 Мир в Констанце. Восстановление прав самоуправления се­вероитальянских городов.

1183- 1185 Правление византийского императора Андроника I Комнина. Захватил престол, добившись демагогией поддержки народных масс. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Свергнут знатью Константинополя с помощью народных масс (положение которых не улучшилось) и казнен.

1184- 1202 Правление норвежского короля Сверрира (Сверре Си- гурдсона). Пришел к власти, возглавив в 1177 движение бирке-бейнеров (главным образом свободных крестьян), укрепил ко­ролевскую власть.

1184 - 1207 Правление царицы Тамар в Грузии. В ее царствование Грузия добилась больших военно-политических успехов. Ей по­священа поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

1185 Окончательное освобождение армянских земель от сельджу­ков.

1187 - 1396 Второе Болгарское царство.

1189 - 1192 Третий крестовый поход. Крестоносцев возглавляли император «Священной Римской империи» Фридрих I Барба­росса, французский король Филипп II Август и английский ко­роль Ричард I Львиное Сердце. Германские крестоносцы с большими потерями пробились через всю Малую Азию, но, по­сле того как Барбаросса утонул при переправе через реку Салеф (1190), его армия распалась. Филипп в 1191, взяв порт Акра, с частью крестоносцев вернулся во Францию. Ричард, добившись успехов в Сирии, овладев Кипром и образовав Кипрское коро­левство, в 1192 заключил с Салах-ад-Дином мир, по которому за Иерусалимским королевством осталась узкая прибрежная по­лоса от Тира до Яффы. Иерусалим остался в руках мусульман.

1189 - 1199 Правление английского короля Ричарда Львиное Сердце. Большую часть жизни провел вне Англии, сражаясь против французского короля и против мусульман. Возвращаясь из третьего крестового похода, попал в плен к императору Ген­риху VI, потребовавшему огромный выкуп, который был выпла­чен, в том числе благодаря повышению налогов в Англии (1194).

1190 Признание Византией независимости Сербии.

1190 - 1197 Правление германского короля и императора «Свя­щенной Римской империи» Генриха VI. Женитьбой на наслед­нице сицилийского престола присоединил к своим владениям Сицилийское королевство.

1192 Сильное землятресение прозошло в Шемахе

1192 - 1333 Правление Минамото, первой династии сёгунов в Японии.

1198 Папой Иннокентием III утвержден Тевтонский орден - ка­толическая духовно-рыцарская организация (форма - белый плащ с черным крестом). В Тевтонский орден принимали не­мецких рыцарей дворянского происхождения.1198 - 1216 Римский папа Иннокентий III. Боролся за верховен­ство пап над светской властью; заставил английского короля и некоторых других монархов признать себя его вассалами. Со­бранный им IV Латеранский собор (1215) сурово осудил всякие ложные еретические учения и потребовал для еретиков тяжких наказаний. Здесь впервые говорилось об инквизиции как об уч­реждении, задачей которого является расследование по поводу ереси с целью наказания виновных в ней.

1199 - 1216 Правление английского короля Иоанна Безземельно­го. В 1202-1204 потерял значительную часть английских владе­ний во Франции. Под давлением баронов, поддержанных ры­царством и городами, подписал в 1215 Великую хартию вольно­стей.

ок. 1200 Основание Парижского университета.

1202 При активном участии папы Иннокентия III создан духовно- рыцарский орден меченосцев.

1202 - 1204 Четвертый крестовый поход. Организован папой Ин­нокентием III. Крестоносцы вместо запланированного похода в Египет двинулись в Византийскую империю, завоевали христи­анские города Задар в Далмации (1202) и Константинополь (1204). На части территории развалившейся Византийской им­перии крестоносцы образовали несколько государств, из кото­рых наиболее крупным была существовавшая до 1261 Латинская империя. В результате похода Венеция монополизировала тор­говлю с Востоком, захватив ряд важных в торговом и военном отношениях владений Византии.

1205 - 1235 Правление венгерского короля Эндре II. Под давле­нием мелких феодалов издал в 1222 и 1231 «Золотые буллы», во многом схожие с английской Великой хартией вольностей 1215.

1206 - 1227 Правление основателя и великого хана Монгольской империи Чингисхана. Организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. Сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установ­лению монголо-татарского ига в завоеванных странах.1209 - 1229 Альбигойские войны (крестовые походы северофран­цузских рыцарей, предпринятые по инициативе папства против альбигойцев - участников широкого движения на юге Фран­ции). В конце войн к крестоносцам примкнул со своими вой­сками и французский король Людовик VIII. Альбигойцы раз­громлены, к королевскому домену присоединена часть Тулуз- ского графства.

1211 - 1217 Монголы во главе с Чингисханом захватили значи­тельную часть государства Цзинь (Китай).

1212 В битве при Лас-Навас-де-Толосе объединенные силы Касти­лии, Леона, Арагона и Наварры нанесли сокрушительное пора­жение арабским завоевагелям.

1212 Детский крестовый поход. Тысячи достигших Марселя детей проданы в рабство. Другая группа детей, направившаяся на вос­ток, погибла от голода и болезней.

1212 - 1250 Правление германского короля Фридриха II. Король Сицилии с 1197, император «Священной Римской империи» с 1220. Одна из колоритнейших фигур, когда-либо занимавших королевский престол. Превратил Сицилийское королевство в централизованное государство. Боролся с папством и северои­тальянскими городами, в этой борьбе потерпел крах.

1216, 21-22 апреля Липицкая битва (на реке Липица, у Юрьева- Польского) между владимиро-суздальской армией Ярослава Всеволодовича и Юрия Всеволодовича и новгородско-псков- ско-смоленско-ростовским войском Мстислава Удалого, Кон­стантина Всеволодовича и др. Окончилась поражением -Яро­слава и Юрия, привела к усилению политической роли Новго­рода.

1216 - 1272 Правление английского короля Генриха III. Опора Ге­нриха III на иностранных феодалов и союз с римской курией вызвали недовольство баронов, поддержанных горожанами и верхушкой крестьянства (гражданская война 1263-1267). При Генрихе III был создан первый английский парламент.

1217 - 1221 Пятый крестовый поход. Предпринят против Египта сборным войском крестоносцев во главе с австрийским герцо­гом Леопольдом VI и венгерским королем Эндре II. Высадив­шись в Египте, крестоносцы овладели крепостью Дамьетга, но вынуждены были заключить с египетским султаном перемирие и уйти из Египта.

1217 - 1252 Правление Фердинанда III, короля Кастилии (с 1217) и Леона (с 1230). Отнял у арабов Кордову в 1236 и Севилью в 1248. На территории Испании у арабов остается лишь эмират с центром в Гранаде.1219 - 1221 Монгольские войска во главе с Чингисханом вторг­лись в Среднюю Азию и последовательно захватили города-кре- пости Отрар, Ходжент, Ургенч, Бухара, Самарканд и Хорезм.

1220 - 1222 Нашествие монголов на Закавказье и Северный Кав­каз.

1223, 6 июня Битва между русско-половецким войском и монгола­ми на реке Калка. Отсутствие единства между князьями и бег­ство половцев привели к поражению русского войска.

1224 Образование Литовского государства.

1225 - 1239 Завоевание Закавказья монголо-татарами.

1226 Тевтонский орден, переведенный по распоряжению папы из Палестины в Прибалтику, начал завоевание земель литовского племени пруссов, населявших Балтийское побережье между Вислой и Неманом. Пруссы подвергнуты беспощадному ис­треблению.

1226 - 1270 Правление французского короля Людовика IX Свято­го. Провел реформы по централизации государственной власти. Возглавил 7-й (1248-1254) и 8-й (1270) крестовые походы, по­терпевшие полный крах. Заключил Парижский договор 1259, по которому английский король отказался от притязаний на Нор­мандию, Мен и другие французские территории, потерянные Англией при Иоанне Безземельном, но сохранял Гиень.

1227 - 1241 Римский папа Григорий IX. Боролся с императором Фридрихом II, стремясь установить верховенство пап над свет­скими государями. Превратил инквизицию в постоянный орган католической церкви (1233).

1228 - 1229 Шестой крестовый поход. Возглавлявший его импера­тор «Священной Римской империи» Фридрих II посредством переговоров (а не военных действий) заключил с египетским султаном договор (1229), по которому Иерусалим возвращался христианам и объявлялось 10-летнее перемирие.

1229 - 1241 Правление монгольского великого хана Угедея. При Угедее завершено завоевание монгольскими феодалами Север­ного Китая, завоеваны Армения, Грузия и Азербайджан, пред­приняты походы Батыя в Восточную Европу.

1231 - 1234 Завершение завоевания государства Цзинь монголами.

1233 Римской курией учреждена инквизиция. Первые инквизито­ры отправлены в Тулузу, Альби, Кагор и Нарбонну.

1236 Монгольский хан Батый завоевал Среднее Поволжье и Поло­вецкую степь.

1236- 1263 Правление новгородского князя Александра Невско­го. С 1252 - великий князь владимирский. Победами над шве­дами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.

1237 Усиление Тевтонского ордена посредством слияния с остат­ками разгромленного литовцами и земгалами Ордена меченос­цев. Отделение Тевтонского ордена в Ливонии получило назва­ние Ливонского ордена.

1237 - 1240 Два опустошительных похода монголо-татар во главе с ханом Батыем на Русь. Героическая оборона Рязани, Москвы, Владимира, Козельска, Киева и других городов подорвала бое­вую мощь войск Батыя.

1238, 4 марта Битва на реке Сить между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами. В ре­зультате поражения русских войск сопротивление князей Севе­ро-Восточной Руси было сломлено.

1239 Монголы захватили Шеки и Дербент

1240, 15 июля Разгром шведских рыцарей на реке Неве новгород­ским князем Александром Ярославичем.

1241 - 1242 Монголо-татары вторглись на территорию ряда госу­дарств Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Далмация, Валахия, Трансильвания). Встретив упорное сопротивление, войска Батыя, ослабленные походами на Русь, вынуждены вес­ной 1242 отступить.

1242, 5 апреля Ледовое побоище - сражение на льду Чудского озе­ра между русскими войсками во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Закончилось полным разгро­мом крестоносцев.

1243 Монгольский хан Батый создал Золотую Орду - феодальное государство, простиравшееся от Иртыша до Дуная со столицей Сарай-Бату в низовьях Волги.

1243 - 1254 Римский папа Иннокентий IV. Боролся с императо­рами Фридрихом II и Конрадом IV за верховенство над свет­ской властью. Поддерживал Тевтонский орден.

1243 - 1480 Монголо-татарское иго на Руси.1244 Турецкие наемники из Центральной Азии на службе у египет­ского султана захватили Иерусалим. Город оставался в руках мусульман до 1917.

1254 - 1273 Период междуцарствия в Германии после краха Го- генштауфенов. Возрастание политической раздробленности страны.

1258 Монголы частично захватили Корею.

1258 Хулагу, внук Чингисхана, завевал Ширван

1258 Монголы овладели столицей Сельджукского эмирата Багда­дом.

1260 Продвижение монголов на запад остановлено войсками госу­дарства мамлюков.

1260 - 1294 Правление монгольского великого хана Хубилая. В 1279 завершил завоевание Китая. Предпринял неудачные заво­евательные походы против Японии, Вьетнама, Мьянмы, Явы.

1261 Падение Латинской империи и возрождение на ее развалинах Византийской империи под властью императора Михаила VIII, основателя династии Палеологов.

1263 - 1267 Гражданская война в Англии. Вызвана отказом коро­ля Генриха III соблюдать «Оксфордские провизии» 1258, уста­новившие в стране режим баронской олигархии. Глава оппози­ции Симон де Монфор в битве при Льюс (1264) разбил коро­левскую армию и взял в плен короля и его старшего сына - принца Эдуарда. Ставший фактическим правителем Англии Монфор в 1265 впервые созвал собрание, положившее начало английскому парламенту. Бежавший из плена принц Эдуард в битве при Ившеме (1265) разбил войска Монфора, который погиб в бою. К 1267 оппозиция была подавлена, власть Генриха III полностью восстановлена.

1268 - 1282 Правление сицилийского короля Карла I Анжуйско­го. Неаполитанский король в 1282-1285, основатель Анжуй­ской династии в Сицилии и Южной Италии. Раздача Карлом 1 земель и привилегий французским рыцарям, рост налогов при­вели к «Сицилийской вечерне» 1282 и отпадению от его владе­ний Сицилии.

1271 - 1295 Марко Поло совершил путешествие в Китай, где про­жил 17 лет, и вернулся в Италию.

1271 - 1368 Правление императорской династии Юань в Монго­лии и (с 1280) в Китае. Основана монгольским ханом Хубила- ем. Пала в результате восстания «Красных войск» 1351-1368.

1272 - 1307 Правление английского короля Эдуарда I. При нем окончательно сложилась практика созыва парламента, присое­динен Уэльс, велись войны против Шотландии.

1273 - 1291 Правление германского короля Рудольфа I, основате­ля династии Габсбургов. Захватил и закрепил за Габсбургами Австрию и Штирию (1282).

1282 «Сицилийская вечерня», народное восстание в Сицилии про­тив французского гнета. Руководство движения захватила сици­лийская знать, призвавшая на престол арагонского короля. Ко­нечным результатом восстания явилось отпадение Сицилии от владений Анжуйской династии.

1283 Порабощение пруссов Тевтонским орденом.

1285 - 1314 Правление французского короля Филиппа IV Краси­вого. Расширил территорию королевского домена. Захватил в 1300 Фландрию, но потерял ее в 1302 в результате восстания фландрских городов. Поставил папство в зависимость от фран­цузских королей. Созвал первые Генеральные штаты (1302). До­бился от папы упразднения в 1312 ордена тамплиеров.

1289 - 1326 Правление турецкого султана Османа I. Основатель династии Османов, правивших в Турции до 1922.

1291 Начало Швейцарского союза - объединение трех лесных кантонов.

1291 Падение Акры. Потеря крестоносцами последних владений на Востоке.

1294 - 1303 Римский папа Бонифаций VIII. В своих притязаниях на верховенство над светскими государями потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV, что привело к Авиньонскому пленению пап. Ввел в 1300 празднование юби­лейных годов.

Admin

Великий князь Ярослав правил в период 1019-1054 гг. Он властвовал от берегов моря Балтийского до Азии, Венгрии и Дакии. Князь Ярослав являлся одним из просвещенных властителей, за что был прозван Мудрым. Являясь творцом "Русской Правды", он первым издал законы на славянском языке о внешней торговле, о порядке сбора торговых пошлин, об ответственности за несоблюдение пошлинно-торговых правил. Он первым ввел этот документ, согласно которому собирали пошлину за продажу, за присутствие при торговой сделке. Это был первый опыт правового обоснования сбора торговых пошлин. "Русская Правда" является источником по истории феодальных отношений Киевской Руси периода ХI-ХIII вв. Она объединяет целую серию разновременных юридических установлений. В "Русскую Правду" вошли документы: "Древнейшая Правда, или Правда Ярослава 1015-1016 гг.", "Дополнение к Правде" Ярослава: Устав о торговле, об осуществлении торгово-пошлинных обрядностей, Положение о сборщиках судебных штрафов; "Правда Ярославичей". ("Правда русской земли"), утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 г.; Устав Владимира Мономаха 1113 г.; "Пространная Русская Правда" (примерно 1120-1130 гг.) Содержание этих документов свидетельствует, что они посвящены правовым вопросам, регламентирующим взаимоотношения феодальных купеческих обществ, и проблемам торговых отношений. Кратко в них говорится о договоре хранения, о свидетелях при разрешении вопроса о займе. Из содержания статей, указанных документов, можно сделать вывод, что законы стояли на охране интересов ростовщиков. Представляет интерес раздел "О татьбе", в котором говорится, что если продается украденный товар, то при разбирательстве должны быть два свидетеля или мытники (сборщики торговых пошлин). В разделе "О своде же" также говорится о присутствии мытника при разбирательстве дела. Статьи "Русской Правды" наряду с многочисленными юридическими нормами содержат ряд правил, связанных с мытами, т.е. сбором пошлин.

В первой четверти XII века политический строй Новгорода претерпел серьезные изменения. Новгородская администрация стала выборной. Отношения между князьями и Новгородской Республикой строились на договорной основе и закреплялись в особых договорных грамотах, которые определяли судебно-административные отношения князя к городу, финансовые отношения города к князю и характер сбора пошлин великих князей. В договорных грамотах закреплены отношения князя к организации обороны границ. Особо выделялись отношения князя к новгородской торговле. Во-первых, князь должен был давать новгородским купцам в своем княжестве свободный и безотказный путь, обеспечивая им условия для беспрепятственной торговли. Во-вторых, он мог взимать с новгородских торговцев лишь определенные пошлины, размер которых устанавливался с каждой новгородской ладьи или торгового воза. Оплата пошлины подтверждалась личной пломбой - печатью.