Вводные слова обращения и другие. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

Задание 17 ЕГЭ

1 вариант

1. Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

2. Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

3.Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению

многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк

создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

4. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

5. Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

6. В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.

7. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

8. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

9. Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.

10. За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

11.Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад.

По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.

12. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

13. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

14. Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

15. А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.

16. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Задание 17 ЕГЭ

2 вариант

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

1. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

2. Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

3. В Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

4. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

5. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

6. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

7. С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

8. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты - это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

9. Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

10. Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

11. Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится. Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

12. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

13.Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

14. Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий.

Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй.

15. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

16. Сокращение производства будет производиться (1) по мнению нашего аналитического отдела (2) в несколько этапов, между которыми (3) возможно (4) даже некоторое повышение деловой активности и рост выпуска продукции.

Урок – практикум
Обращения, вводные конструкции
и знаки препинания при них.
Цель урока:
закрепление умения находить обращения, вводные конструкции в предложении, ставить знаки препинания при обращении, вводных конструкциях; отличие вводных слов от омонимичных;
формирование умения использования обращений, вводных слов в речи устной и письменной;
воспитание внимательного отношения к слову, пополнение словарного запаса учащихся этикетными словами.
Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль.
Л.Ю. Максимов
Ход урока.
I. Повторение теории.
Класс разбит на 3 группы.
От каждой группы учащийся рассказывает теоретический материал по схеме.
1 группа – Обращения
2 группа – Вводные слова
3 группа – различение вводных слов и омонимичных членов предложения
II. Работа в группах с практическим материалом.
Каждой группе раздаются разноуровневые карточки с практическим материалом на «3» (с ключом), на «4» с алгоритмом, на «5» без подсказки
Самопроверка. Оценка за карточку выставляется в журнал
III. Работа в парах. Творческое задание.
На экране фотоколлаж «Для чего человеку любимое занятие
Задание:
«3» - составить предложения с обращениями, вводными словами, пользуясь справочными материалами, не придерживаясь темы
«4» - составить предложения с обращениями, вводными словами на заданную тему
«5» - сочинение - миниатюра на заданную тему.
IV. Самостоятельная работа. Тест.
Задания из ЕГЭ на тему урока.
V. Рефлексия
Что полезного получили для себя с урока?
Что не удалось?
Над чем надо поработать?
VI. Домашнее задание. «3» упр.221, «4» упр. 222, «5» упр. 223

Карточка с ключом.


При затруднениях сверяйтесь с ключом.

1. Скажи, пожалуйста Антон какое дело у отца моего с Троекуровым?
2. За что же братец такое отличие?
3. А как вы думаете Марья Ивановна?
4. Уже наверное далеко за полночь.
5. Из всех певчих птиц пожалуй самая близкая к человеку птица – скворец.
6. К сожалению в этот раз мне это дело не удалось.
7. Но все же морская ловля не может по-моему сравниться с речной.

1. Скажи, пожалуйста, Антон, какое дело у отца моего с Троекуровым?
2. За что же, братец, такое отличие?
3. А как вы думаете, Марья Ивановна?
4. Уже, наверное, далеко за полночь.
5. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица – скворец.
6. К сожалению, в этот раз мне это дело не удалось.
7. Но все же морская ловля не может, по-моему, сравниться с речной.

Карточка с алгоритмом

Задание. Найдите обращения, вводные слова, расставьте знаки.
При затруднениях обращайтесь к алгоритму.
.

1. Подымайте ж вы лунные лапы мою грусть в небеса ведром
2. Милые березовые чащи ты земля и вы равнин пески!
3. Мир тебе отшумевшая жизнь.
4. Вот наконец и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.
5. Правда в этом месте дорога круто сворачивает в другую сторону.
6. По словам знатоков разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.
7. Люди может быть месяц в пути, и назад не вернет их ни страх, ни железная сила.

Алгоритм.
1. Найденное слово имеет следующие показатели:
Это слово называет того, к кому обращаются с речью.
Не является членом предложения.

Это обращение и выделяется запятыми
или ставится восклицательный знак после него.

2. Найденное слово имеет следующие показатели:
Слово или словосочетание выражает чувства говорящего к тому, что он сообщает.
Вводное слово не является членом предложения.
Не связано с другими членами предложения.
Его можно опустить и смысл предложения не изменится.

Оно вводное и выделяется запятыми.

1. Подымайте ж вы, лунные лапы, мою грусть в небеса ведром
2. Милые березовые чащи, ты, земля, и вы, равнин пески!
3. Мир тебе, отшумевшая жизнь.
4. Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.
5. Правда, в этом месте дорога круто сворачивает в другую сторону.
6. По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.
7. Люди, может быть, месяц в пути, и назад не вернет их ни страх, ни железная сила.

Карточка.
Задание. Составь предложения с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, наименование лица по роду занятий, родственным отношениям.
1. Конечно поднять (к)верху голову и сосчитать звезды в лун..ую ночь вовсе (не)просто и разумеется не каждому захочется.
2. Казалось никакая сила (не)могла заставить его опустить глаза (в)низ.
3. Ошибка к сожалению была (на)лицо.
4. Стрелять (на)удачу вероятно (не)стоит.

Ключ.
1. Конечно, поднять кверху голову и сосчитать звезды в лунную ночь вовсе не просто и, разумеется, не каждому захочется.
2. Казалось, никакая сила не могла заставить его опустить глаза вниз.
3. Ошибка, к сожалению, была налицо.
4. Стрелять наудачу, вероятно, не стоит.

1) 1,2,3,4 3) 3,4
2) 1,2 4) 2,4

1) 1,2,3,4 3) 1,3,4
2) 1,2 4) 2,4

1) 1,2,3,4 3) 3,4
2) 1,2 4) 2,4
Верные ответы.
Задание. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

3) 1,2,3,4 3) 3,4
4) 1,2 4) 2,4

Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы

3) 1,2,3,4 3) 1,3,4
4) 1,2 4) 2,4

Судьба всех людей (1) кажется (2) одинаковой.

Здесь столько снега, что он (3) кажется (4) никогда не растает.
3) 1,2,3,4 3) 3,4
4) 1,2 4) 2,4

Вариант 16

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот, Например,
Однако Именно Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1 . только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2 . То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3 . только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7 . перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь вероисповедАние

ловкА прожИвший оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки?

Меня раздражает её вечно тусклое, БУДНИЧНОЕ выражение лица.

Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности.

Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах

не МАШИТЕ руками

килограмм МАКАРОНОВ

пара ПОЛОТЕНЕЦ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
4) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

6) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

7) 6) Следя за логикой развития персонажа, осознаёшь, что насколько он безнравственен.

8) В республиканском журнале «Огоньке» напечатана статья о нашей школе.

9) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

8. Определите слово , в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ч..ловечество оз..рять

зан..маться преод..ление д..намичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..мудрый, пр..обретённый

ра..крыть, ни..ложенный

без..мянный, на..менование

с..беседник, в..обще

по..бежать, о..бросить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый выдёрг..вать

зачервив..ть памятл..вый находч..вость

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший растрепл..шь

перенима..мый перекормл..нный надыш..шь

12. Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Со мной поздоровался (не) знакомый человек.

Всех смутили (не) проверенные слухи.

Я чувствую, что (не) обходимо переменить тему разговора.

Ребята (не) доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не) исчезает.

13. Определите предложение , в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПОДО) МНОЙ (НЕ) ВИДНО земли.

Зверёк (НЕ) ПОБОЯЛСЯ выбежать (ИЗ) ПОД навеса.

(В) ПОСЛЕДСТВИИ об этом (НЕ) СЧАСТЬЕ начисто забыли.

(НА) ВСТРЕЧУ им (В) ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.

Снег уже местами (НА) СТОЛЬКО осел, что по насту можно было проехать ТАК(ЖЕ) , как по твёрдой грунтовой дороге.

14.Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Разбивший стекло должен был во всём признаться и этим заслужить прощение и помощь товарищей.

2) На расстоянии семи или восьми километров от озера находилась железнодорожная станция.

3) В этот грустный день Оксану не радовали ни пение птиц ни яркое солнце ни цветущие каштаны.

4) Я долго пытался придумать название для новой песни да так ничего и не придумал.

5) Грациозно закачались гибкие концы папоротников и опять всё стихло.

16. Расставьте знаки препинания:

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

20. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

4) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2)Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9 – 11 представлено повествование.

4)Предложения 12 – 15 содержат рассуждение.

22. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

23. Среди предложений 4 – 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)__________ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 4, 13), троп – (В)__________ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)__________ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 16

Вероисповедание

Зачинщиком

Килограмм

Преодоление

Собеседник

Зачервиветь

Надышишь

Не исчезает

Впоследствии

Несчастье

в предложениях должны стоять запятые? Здесь столько снега, что он (1) кажется (2) никогда не растает. Ель (3) кажется (4) великаншей, голова которой покрыта снеговой пушистой шапкой. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 4 Ответ: 1, 2 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Книга была (1) по его словам (2) единственным украше¬нием одиноких вечеров. О приближающемся приезде гос¬тей все догадались (3) по словам (4) и действиям хозяина. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3 Ответ: 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Каждый русский писатель (1) по мнению литературо¬ведов (2) считал для себя счастьем унаследовать хотя бы одну из особенностей творчества А. С. Пушкина. Л. Н. Толстой (3) например (4) - эпическую мощь и глу¬бину психологической характеристики человека. 1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4. В каком предложении нет вводных конструкций? (3наки пре¬пинания не расставлены.) 1. Одним словом в школе стало в тысячу раз интереснее. 2. Решение судьи было бесспорно. 3. К моему огорчению он не прислушался к разумному совету. 4. Вечер кажется будет теплым. 5. На месте каких цифр в предложениях нужны запятые? Книги (1) по данным историков (2) издавна почитались на Руси. Где-то далеко вспыхивала молния и (3) возможно (4) лил дождь. 1) 1 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? За дальним леском стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 4 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда (4), осознают глубокий смысл этой пословицы. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 8. В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки пре¬пинания не расставлены.) 1. Эта безлунная ночь,казалось, была все так же вели¬колепна как и прежде. 2. Ничего и не поделаешь видно. 3. Погода была ветреная ветер однако не совсем бы."": попутный. 4. Твоё поведение мне кажется странным. 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Озеро (1) похоже (2) было бесконечным. По форме оно было (3) похоже (4) на вытянутую ленту. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 4 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что впереди опасность (3) может быть (4) нешуточной. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 4

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

1. В

Тёмное небо над освещенной улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом.

Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скала-ми.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 2, 4

2.

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была оче-видна существенная разница между тогдашним разговор-ным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 2, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы.

1) 1, 2, 3, 43) 1, 3, 4

2) 1, 24) 2, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кру-жева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнут-ся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 2, 34) 1, 4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сегодня (1) кажется (2) будет дождь.

Небо перед дождем (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 2, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Окрестные горы (1) к моему сожалению (2) были совер-шенно лишены древесной растительности.

Следующий месяц (3) может быть (4) дождливым.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 2, 4 76

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 2, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 1, 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теря-ли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 24) 1, 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 1, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) мно-гие диалектные слова относятся к сельским реалиям: сло-вом «голбец» (2) например (3) в северных областях называ-ют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

1) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4

2) 1, 2, 3 4) 1, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам из-вестных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особен-ном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лес-ной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

1) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4

2) 1, 2 4) 1, 3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаме-нитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4

2) 1, 2 4) 1, 3

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Труд писателя — мука, но он же (1) конечно (2) и сча-стье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отды-ха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, ко-гда (3) кажется (4) и не думает о нём.

1) 1, 2 3) 3, 4

2) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включаетболеепростыесистемы:фонетиче-скую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообу-словлены.

1)1,2 3)3,4

2) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкно-венным, так как необыкновенен способ изъясняться ямба-ми, хореями. Поэтому поэзия — это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

1)1,2 3)3,4

2) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модно-го франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.

1) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3 4) 3, 4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способ-ностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнооб-разием звукоподражаний.

1)1 3)1,3

2) 2, 3 4) 1, 2, 3

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Каких только рыб нет на свете, а (1) между тем (2) толь-ко немногие из них встречаются в наших водоёмах. Люди приходят на Птичий рынок полюбоваться разнообразием форм и расцветок рыб и (3) может быть (4) купить какую-нибудь ярко-сиреневую или с рубиновой полосой рыбку.

1) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4

2) 1, 2 4) 1, 3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вдоль леса росли красивые молодые ели и берёзки, выбе-жавшие (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная мо-лодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, сча-стливая тем, что даёт только полная сил молодость.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 1, 3

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, кото-рая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая про-стая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать ве-рить.

1) 3, 43) 1, 2

2) 1, 34) 1, 2, 3, 4

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во- первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 53) 3, 4, 5

2) 1, 24) 1, 3

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома. Неподалёку в пыли купались

дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удоволь-ствия

наблюдали эту картину.

1) 1, 2, 3, 43) 3, 4

2) 1, 24) 4

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мне-нию многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

1)1,2,3,42)1,23)3,44)1,3

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белин-ский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал
о восторженном признании его таланта известным крити-ком.
1)1,22)1,3 3)3,44)1,2,3,4

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Журналист, бытописатель В.А. Гиляровский никогда не был сторонним наблюдателем: к алеется (1) нет ни одного яв-ления в окружающей жизни, которое (2) казалось бы (3) ему не заслуживающим пристального внимания. Кроме того (4) Гиляровский поражал собеседника блеском своего разгово-ра, темпераментом и значительностью своего внутреннего облика.
1)1,2,3,42)2,33)1,44)4

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

День угасал () и стала быстро надвигаться вечерняя тем-нота.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя-тая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.