Русский бунт бессмысленный и беспощадный кто. «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный

Как нас ни считают русофобами, а мы все равно помним Пушкина, Лермонтова и многих других поэтов и писателей, которых принято называть русскими. Так вот, попади некоторые из них в нынешний час, пожалуй сожгли бы большую часть своих трудов, как это сделал Гоголь со своим вторым томом “Мертвых душ”. И то сказать, как бы Александр Сергеевич Пушкин оставил свою знаменитую “Капитанскую дочку”, глядя на груды копошащихся слизней, которые пресмыкаются непонятно перед кем.

Помнится, Пушкин поднялся над сюжетом и выдал фразу, которая стала жить собственной жизнью, а именно: ” Не приведи Бог видеть русский бунт , бессмысленный и беспощадный !” Говорят, что в повесть вошло не все то, что написал автор, в частности имеется “Пропущенная глава”, в которой снова упоминалась эта фраза. Как мы помним, сюжет повести вращался вокруг Пугачевского восстания и Пушкин пребывал под впечатлением разбуженного духа народа.

По иронии судьбы, Пугачевские времена неожиданным образом замкнулись на нашем времени и так переплели само время, место события, память и дух, что иногда начинаешь верить в мистику. Дело в том, что разраставшееся пугачевское восстание уже не на шутку перепугало Петербург и было принято решение любой ценой изловить бунтаря. Эту проблему поручили князю Потемкину, а конкретная задача по уничтожению войска Пугачева, была поставлена отставному кавалерийскому генералу, ставшему наказным атаманом донских казаков. Генерал собрал 1000 казаков и выступил против повстанцев, которые уже решили идти на Воронеж и Москву. В конце концов, генерал разбил силы бунтарей и поймал уходящего от погони Пугачева. Это ему стоило всех лошадей и почти четверти казачьего войска. Потом все было просто, Емельку привезли в Москву, где и казнили под стенами Кремля.

Эту историю связывает с настоящим не только место казни, расположенное рядом с резиденцией Путина. Хотя он вполне может возобновить старую традицию, ибо место казни осталось в целости и сохранности. Тут имеется еще одна связь. Казчьего генерала звали Алексеем Ивановичем Иловайским. За свои заслуги, ему были пожалованы земли в нынешней Донецкой области, а одно из имений получило его имя – Иловайское, со временем ставшим городком Иловайск. Что такое Иловайск для нас – комментировать излишне.

Но вернемся к Пушкину и русскому бунту. Прямо сейчас разворачивается современная версия русского бунта. Дальнобойщики отважно перекрывают дороги и требуют отмены грабительских поборов. Люди они суровые и организованные, а потому – могут парализовать работу автотранспорта по всей России. Мало того, от их работы зависит снабжение целых регионов. Короче говоря – вот он бунт, получите и распишитесь! Однако бунтари не развешивают чинуш и гаишников на придорожных фонарях и деревьях, они бунтуют патриотически и патриархально. Единственная их цель – попасть пред ясны очи царя-батюшки и бить ему челом о том, что бояре их совсем изводят! Дескать, вот натурально обратились к власти, “а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать“* Что тут поделать? Не иначе как дальнобойщиков расслабила цивилизация. И то сказать, вместо чего-то тяжелого, они взяли на бунт памперсы и валидол. Так и бунтуют!

Александр Сергеевич не то, что “Капитанскую дочку” сжег бы, но и “Евгения Онегина” в придачу ибо такой бунт стал не бессмыссленным и беспощадным, а бестолковым и бесхребетными! Его суть больше передает заглавная картина Ильи Репина с новы названием “Дальнобои несут жалобу Путину”

* А.П. Чехов, “Ванька”

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Исторический материал о Емельяне Пугачеве Пушкин собирал в течение долгого времени. Его, как известно, живо волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В повести "Капитанская дочка" на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско-историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия повести - это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах (зарождение любви, трудности, с этим связанные) внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой "пугачевщина". Пугачевский бунт - самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. Пушкин погружает нас в ту атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно - только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными временем событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте и в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Велогорской крепости. Народ с "хлебом-солыо" выходил ему навстречу, кланялся до земли; .звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор рассказывает о сцене расправы самозванца с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатьевич ни в чем не виновать^ хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту. Никто не пожалел о ни:*. О них забыли через минуту после смерти, бросившись вслед за Пугачевым; Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена "попойки" Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает и наглядно иллюстрирует очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяет общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на "совете", в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа. Хлопуит - как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда "губил супротивника" лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым ненавистником дворянства. Он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами этих дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как яркие личности со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость, все трое несут огромную ответственность за исход восстания.

Интересна песня, которую поют мятежники. В этой песне раскрываются прекрасные черты русского человека (черты эти свойственны и участникам восстания): бесстрашие, умение не выдать товарищей, смелость перед лицом смерти и палача.

Конечно, наиболее ясное понимание, что такое народный бунт, дает образ его предводителя, то есть Емельяна Пугачева. В описании его внешности уже есть что-то пугающее: может быть, черная борода, но, скорее всего, сверкающие глаза. Он, выходец из народа, реализовывается в борьбе, протесте против враждебных обстоятельств.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем замысле идти на Москву. Он признается Гриневу в том, что опасается своих людей, поскольку они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен и его нельзя избежать. Ведь правда истории - на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом Пушкин вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон восстания: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких, как убийство Василисы Егоровны.

За то, что он неоднократно нарушал в Москве правила проведения митингов. Что сказать, протестовать в России любили всегда, о чём красноречиво свидетельствует история. Правда, далеко не всегда народ понимал, «за что» кричит и чем это может обернуться...

«Накрутить» массы

Столичные бунты в дореволюционной России редко были продуманными мероприятиями. Слишком часто всё начиналось стихийно, развивалось непредсказуемо и лозунги не соответствовали тем целям, которых добивались зачинщики. Например, в 1606 г. москвичей подняли против поляков - о том, что таким образом Василий Шуйский хотел заменить сидящего на троне Лжедмитрия I , догадались лишь самые прозорливые.

Вот как писал об этих событиях историк Николай Карамзин : «Многие знали, многие и не знали, чему быть надлежало, но угадывали и с ревностию вооружались, чем могли, для великого и святого подвига, как им сказали. Сильнее, может быть, всего действовала в народе ненависть к Ляхам; действовал и стыд иметь Царём бродягу, и страх быть жертвою его безумия, и, наконец, самая прелесть бурного мятежа для страстей необузданных».

О том, что толпа зачастую подобна стихийному бедст-вию, писал и историк Иван Забелин , повествуя о московской чуме 1771 г. со ссылками на церковные документы: «Отыскивая преосвященного Амвросия (на нём перепуганные, оголодавшие горожане - и бедные, и зажиточные - хотели отыграться за запрет массово молиться у чудотворных икон. - Ред.), мятежники ворвались в Чудов монастырь, где «онаго не нашед, всё его имение расхитили, стулья переломали, оборвали, и одним словом весь домашний убор с крайним ругательством в ничто обратили». Как вы понимаете, если бы накануне этих событий погромщикам сказали, что они будут с азартом крушить Чудов монастырь, все оскорбились бы и с пеной у рта доказали: такого не будет.

Что за шум, а драки нет?

К началу ХХ в. в столице бушевала самая настоящая эпидемия манифестаций, митингов и публичных акций. Гимназистки и торговцы, владельцы магазинов и чиновники, экзальтированные дамы и почтенные мещанки - почти все участвовали в стихийных уличных «спектаклях», что «разыгрывались» по любому поводу. Причём многие москвичи воспринимали это именно как театральное действо.

Даже когда речь шла о войне... «Был я в этой грандиозной манифестации Москвы 17 июля, в день объявления мобилизации, - записал в свой дневник в 1914 г. тогда ещё будущий советский писатель Дмитрий Фурманов . - Скверное у меня осталось впечатление. Подъём духа у некоторых, может, и очень большой... но в большинст-ве-то что-то тут фальшивое, деланое. Видно, что многие идут из любви к шуму и толкотне, нравится эта бесконтрольная свобода: хоть на миг, да и я делаю, что хочу... Главари, эти закрикивалы, выглядывают то дурачками, то нахалами.

Вот этот молокосос-оратор у Скобелевского памятника - чего он пищит? Ведь его насквозь видно: поза, поза и поза. Никто ничего не слыхал и не понял, многие ведь смеются даже. Музыка только что кончила гимн - какой-то дурак крикнул: «Пупсика!» (популярная пошлая песенка. - Ред.). И что же: засмеялись. Наши манифестации - обычное, любимое проявление своевольства и чувства стадности. И встреться какое-нибудь зрелище по пути - непременно забудут свою манифестацию и прикуются к нему».

На самом деле это самый мирный исход людских сборищ. Гораздо чаще бушующие эмоции приводили слушателей в такое состояние, что вспыхивали ссоры между соседями, случались потасовки или, наоборот, все начинали следовать приказам очередного оратора, порой совершенно диким. В упомянутом 1914 г. после митингов отдельные группы «патриотов» громили (ну и попутно обворовывали) немецкие магазины и избивали тех, кто имел несчастье носить немецкую фамилию.

Кстати, медицинское объяснение таким массовым «зат-мениям» давно найдено. Знаменитый российский психиатр Владимир Бехтерев , на глазах которого царская Россия превратилась в советскую республику, так говорил об уличных акциях: «Что связывает воедино массу лиц, незнакомых друг другу, что заставляет биться их сердца в унисон одно другому? Ответ можно найти только в одном и том же настроении и в одной и той же идее, связавшей этих лиц путём убеждения. Но она для многих лиц, без сомнения, является внушённой идеей... Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединяющаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие».


23 марта 2016 года
">

Ну, на самом деле, задаешься вопросом: "А в чем смысл жизни современной России? В чем ее высшие ценности? В чем ее цели? В чем ее стратегии? Куда страна идет? Что впереди?". Ведь должно быть написано где-то в официальных документах, в Послании Президента должно быть сказано, куда страна идет. Мы проводим мозговые штурмы, я часто практикую, спрашиваю простых людей — водителя такси, соседа, случайного знакомого: "В чем заключается цель развития страны, которую официальные власти вроде даже какими-то словосочетаниями пытаются обозначить? Куда идет страна? Куда ее ведут?". Так нет ее, цели. Вся болтовня о демократии, о рынке уже в прошлом, потому что уже понятно, что вместо демократии — Чуров, и вместо демократически избранных представителей народа — новая по образцу КПССной номенклатура Единой России — циничные, неумелые, корыстные, карьерные люди, которые проголосуют за все, что угодно, проголосуют сейчас так, а через полчаса — прямо противоположно. Например, по вводу войск на Украину или по делам в Сирии. Никакой демократии.

Какая же это демократия? Народ говорит, даже бизнес говорит: "Нет денег! Центральный Банк России диверсию делает!". А Президент России говорит: "Ша! Центральный Банк правильно все делает. Лучшие мировые эксперты подтверждают, что он все правильно делает". Как это понять?

">

Известно изречение: "Русский бунт, бессмысленный и беспощадный". А мне по какому-то музыкальному созвучию музыкального нашего русского языка приходит на ум другое словосочетание: "Русский Кремль, бессмысленный и беспощадный". Конечно, это условная фигура речи. Не о Кремле речь. Речь о Президенте Путине, о его назначенцах, о всей его команде, о всей их политике, о состоянии страны — бессмысленном и беспощадном.

Ну, на самом деле, задаешься вопросом: "А в чем смысл жизни современной России? В чем ее высшие ценности? В чем ее цели? В чем ее стратегии? Куда страна идет? Что впереди?". Ведь должно быть написано где-то в официальных документах, в Послании Президента должно быть сказано, куда страна идет. Мы проводим мозговые штурмы, я часто практикую, спрашиваю простых людей — водителя такси, соседа, случайного знакомого: "В чем заключается цель развития страны, которую официальные власти вроде даже какими-то словосочетаниями пытаются обозначить? Куда идет страна? Куда ее ведут?". Так нет ее, цели. Вся болтовня о демократии, о рынке уже в прошлом, потому что уже понятно, что вместо демократии — Чуров, и вместо демократически избранных представителей народа — новая по образцу КПССной номенклатура Единой России — циничные, неумелые, корыстные, карьерные люди, которые проголосуют за все, что угодно, проголосуют сейчас так, а через полчаса — прямо противоположно. Например, по вводу войск на Украину или по делам в Сирии. Никакой демократии.

Какая же это демократия? Народ говорит, даже бизнес говорит: "Нет денег! Центральный Банк России диверсию делает!". А Президент России говорит: "Ша! Центральный Банк правильно все делает. Лучшие мировые эксперты подтверждают, что он все правильно делает". Как это понять?

Бизнес говорит. Мы провели российское бизнес-собрание . Столыпинский клуб то же самое констатировал. На уровне 90% солидарного мнения бизнес говорит: "Центральный Банк России — диверсант. Он ужал денежную массу. Он делает безумную учетную ставку. Он ликвидировал кредитный контур оборотного и инвестиционного кредита в стране. Развиваться невозможно". А нам отвечают: "Нет. Все правильно. Все хорошо". Бессмыслица какая-то. Российские денежные резервы выносятся за рубеж, в том числе государственные, — под 1% ставки доходности, а российский бизнес занимает за рубежом — под 4% подоходной ставки. А у Центрального Банка России, у коммерческих банков внутри страны — под 25%. Это что такое? Это даже не бессмыслица. Это какое-то сумасшествие. Но говорится: "Нет. Все правильно". Они — Центральный Банк, Набиуллина и Путин вслед за ней — говорят: "Мы таргетируем инфляцию". "Таргетируем" значит выцеливаем, отстреливаем, боремся, давим инфляцию. И как же они это делают? Щелк — девальвация рубля, в три раза инфляцию повышают, но на голубом глазу при этом говорят: "Мы таргетируем инфляцию". А сами в три раза ее повышают. Это что за сумасшедший дом?

При этом цены на лекарства, импортную одежду, импортное продовольствие, строительные материалы (примерно пятая часть валового внутреннего продукта была импортизирована) в два-три раза выросли. По народу — "Бум!", и народ перестает кушать, сокращает потребление продуктов питания. А Президент Путин у короля Марокко спрашивает: "А что это такое? Почему поставка фруктов из Марокко в Россию сократилась?". Да сократилась, потому что твой народ, Владимир Владимирович, не может себе копейку позволить, чтобы эти фрукты покупать, потому что нищает, потому что на 10% доходы населения упали, потому что платежеспособный спрос исчез, потому что твой Центральный Банк России, твоя назначенщица — Набиуллина — задушила российские финансы и экономику, а ты у короля Марокко интересуешься, в чем причина.

Президент в 2014 году объяснял нам, что никакого спада цен на нефть не будет. А спад громыхнул и ударил по этой компрадорской несуверенной нефтяной экономике, которую 15 лет Путин выращивал. Ну, так вернись к тем словам, которые ты говорил! Объяснись хотя бы со специалистами! Объясняется недавно на встрече с Общенародным фронтом. Оказывается, цены на нефть упали, потому что — мировая стагнация развития. Экономика Китая, оказывается, менее стала нуждаться в нефти. Да что ж за бред-то наяву? Мировые темпы изменчивости и темп спада нефти никаким образом не корреспондируют. Студенту первого курса понятно, что таким процессом такие процессы не объясняются. Да что ж за бессмыслица такая?

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», черновая редакция. Снова Пушкин! Все-таки он не даром «наше все». За последние двадцать лет эти слова цитировали столько, что они уже стали народной поговоркой.

И почему-то никому из тех, кто глубокомысленно повторяет эти строки, не приходит в голову вопрос: если русский бунт - бессмысленный и беспощадный, то бунт нерусский что - осмысленный и гуманный? Вы вообще представляете себе хорошо продуманный и бескровный бунт? Бунт, участники которого ласково улыбаются друг другу? А. С. Пушкин сурово относится к бунту. Не нравится он ему.

Отметим и это как особенность его собственного мировосприятия. И как часть мировоззрения россиян - мы ведь так нервно и с готовностью выслушали Пушкина и согласились: «Не приведи Бог…».

Не принимает наша душа бунта. Отметим это.

А чтобы сравнить «наши» бунты и бунты европейцев, посмотрим: а как в те же времена бунтовали в Европе?

Стоит бросить взгляд, и выясняется: в Европе и правда бунтовали совсем не так, как у нас. Уже восстания рабов в Римской империи - нечто не очень понятное для России и куда более жестокое.

Широко известно восстание Спартака 73 (или 74) - 71 годов до н. э. До 60 тысяч рабов участвовало в восстании, 40 тысяч из них погибли в сражениях и были истреблены победителями, 6 тысяч (!) рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги и висели, пока их истлевшие и разложившиеся тела не попадали с крестов по частям.

В России известны восстания, сравнимые по масштабу с восстанием Спартака. До 40 тысяч человек вел за собой Степан Разин. До 60 тысяч было в армии Пугачева. Но большая часть из них дожила до конца восстания. Никогда ни Суворову, ни графу Панину не пришло бы в голову поставить вдоль Московской или Смоленской дороги 6 тысяч виселиц.

Собирая материал для своей «Истории пугачевского бунта», А. С. Пушкин и через 50 лет после казни Пугачева встречался со стариками, которые открыто рассказывали о своем участии в восстании. Римский историк не имел бы такой возможности.

III и IV века - это сплошное полыхание народных восстаний в Риме, в Сицилии, на Востоке. Общее число погибших историки называют разное. От «десятков тысяч» до «около миллиона».

И в Византийской империи плебс восставал не раз и не два. Наверное, это были восстания осмысленные и гуманные… Во время одного из них - «мятежа Ника» (побеждай!) в 532 году только в Константинополе погибло, по разным данным, от 30 до 300 тысяч человек. Из них несколько десятков тысяч император Юстиниан заманил на стадион, и попавших в ловушку людей перерезали поголовно, как баранов.

Жакериями назывались вообще всякие восстания крестьян, постоянно вспыхивавшие во время Столетней войны 1337–1453 годов. От пренебрежительной клички крестьянина Жака. Среди этих восстаний выделяется Большая жакерия 1358 года. Сначала парижане во главе с Этьеном Марселем, главой городского самоуправления и богатым сукноделом, восстали. Они выгнали наследника короля из Парижа, и двор обосновался по необходимости на севере Франции. Потом крестьяне остановили и разбили очередной королевский отряд, посланный грабить деревню. С невероятной скоростью вспыхнули восстания в Иль-де-Франсе, Пикардии, Нормандии, Фландрии. Стихийные восстания. Никто не возглавлял повстанцев. Крестьянский вождь Гильом Каль командовал только несколькими отрядами.

В конце концов феодальное войско двинулось на Париж.

В решающий момент горожане отошли за городские стены, а городская верхушка стала юлить перед дворянами, уверяя в своей невиновности, пока наконец не нашелся предатель, убивший вожака горожан Этьена Марселя. Париж открыл королю городские ворота.

Обращаю внимание - расправа над горожанами состоялась по тем нравам очень умеренная. Так часто поступали с повстанцами этого рода ДО Большой жакерии, также будут поступать с ними и ПОСЛЕ: феодалы все же считали горожан если не равными себе, то людьми, достойными применения к ним хоть каких-то законов.

С горожанами договаривались, горожан привлекали на свою сторону, горожан, по крайней мере, не резали, как баранов.

На крестьян же правила рыцарской войны не распространялись, по отношению к ним не действовали вообще никакие правила и ограничения.

Чудовищный разрыв в образе жизни, во внешности, в уровне доходов, образования, культуры между дворянством и простонародьем был продиктован отчасти и тем, что крестьяне и торговцы являлись, как правило, галлами, представителями покоренной нации, в то время как дворяне большей частью представляли франков. То есть германцев.

Отношения между хозяевами и арендаторами, собственниками и рабами, власть имущими и просто неимущими - это еще и отношения завоевателей и покоренных. Именно здесь кроются психологические корни феерической надменности французских дворян. Их неспособности принимать крестьян не то чтобы за равных (об этом не смели помыслить даже великие французские гуманисты XVIII века - Вольтер, Руссо, Дидро), - но и просто-таки за людей.

Даже если посмотреть поэзию трубадуров, поэтов того времени, которые в основном были людьми благородного происхождения, диву даешься, откуда у этих творческих людей такое невероятное классовое презрение, непонимание простонародья. Средневековые поэты относятся к крестьянам хуже, чем к животным.

Ответом на такое отношение была чудовищная, невероятная жестокость крестьян в ходе крестьянских войн по отношению к дворянству. Та жестокость, которой никогда не было не то чтобы на Руси, но даже в Германии.

Любопытно, что, даже проявляя чудовищное зверство - совершенно оправданное, надо сказать, - французские крестьяне традиционно уважительно относились к королю. Крестьянские отряды беспощадно расправлялись с дворянами, жгли замки и поголовно истребляли их обитателей без какого-либо снисхождения к полу и к возрасту, обрекая их на самую мучительную смерть, но на крестьянских знаменах при этом были нашиты королевские гербы.

Наконец настал момент решающей битвы крестьян с феодальной армией. Войско Гильома Каля оставалось неорганизованной, плохо вооруженной толпой. Неожиданно, когда армии уже построили, лидер феодалов Карл Злой объявил перемирие: якобы он получил новые сведения о причинах восстания. Он хочет поговорить с крестьянским вождем, и может быть, заключить с ним договор…

То ли Гильом Каль оказался невероятно наивным человеком, то ли очень уж его очаровала перспектива, что с ним будут разговаривать, вести переговоры на равных - прямо как с дворянином (!) - во всяком случае, он явился в лагерь дворян, и почти сразу же его схватили, а немногочисленную свиту перебили. По легенде, вожака крестьян посадили на раскаленный докрасна железный трон, а на голову надели также раскаленную докрасна железную корону. Вот так изобретательно.

По обезглавленному крестьянскому войску, не ждущему атаки, ударила, без предупреждения, нарушив перемирие, дворянская конница. Началась жуткая резня, за считаные часы погибло несколько тысяч человек. Потери рыцарей - не более 20 человек.

Несколько месяцев шла ужасающая бойня. По данным французских историков, Большая жакерия унесла жизни 10 тысяч дворян. Тоже немало. Взаимная ненависть всколыхнула самые жестокие животные инстинкты доведенных до отчаяния людей. Крестьяне убивали дворян с отвратительной жестокостью. Дворянская Франция откликнулась на эти события истреблением до 100 (!) тысяч крестьян, и это при численности населения всей территории нынешней Франции в XIV веке в 10–12 миллионов.

В Европе не было, как на Руси, феномена самозванства. Движущей силой восстания становились не «настоящие короли», а народные ереси, когда восставшие брались довольно своеобразно трактовать Священное Писание. «Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был дворянином?» - спрашивали они. Раз некому быть дворянином, так и дворянства не надо. Надо вернуться к временам Адама и Евы, жить просто и нравственно. Сожжем замки, убьем дворян, поделим их землю, ведь имущество придумал сатана. Зачем Богу имущество? Оно ему совершенно не нужно и так все кругом Богово. Надо все поделить, отменив собственность и деньги, чтобы Богова земля обрабатывалась правильными людьми, правильно почитающими Бога.

Примерно под такими лозунгами выступали, например, повстанцы из отряда Дольчино (Италия, 1304–07 гг.). В России это имя известно благодаря книге Умберто Эко «Имя розы». Воины одного только Дольчино истребили до 10 тысяч человек, уничтожая дворян, богатых мещан да и просто горожан.

Приведу еще пару типичных примеров. Восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 году, охватившее большую часть Англии.

Восставшие ворвались в Лондон (!), вели битвы с правительственными войсками. Историки называют до 10 тысяч жертв.

Крестьянская война в Германии 1524–26 годов. Единого командования не было, в разных областях действовали свои командиры. Частью крестьян-повстанцев командовал некий барон Гец фон Берлихинген. Убедившись, что феодальная конница берет верх, он быстро перебежал обратно на сторону собратьев по классу. Крестьян перебили почти поголовно.

Существует любопытная легенда, что правая рука Геца фон Берлихингена была сделана из железа. То ли кузнец ее отковал, то ли сам дьявол подарил. А живая левая рука требовала пищи - человеческого мяса. Как «ела» рука, легенда не уточняет. Она только говорит, что без человечины и человеческой крови рука хирела и начинала двигаться медленнее. Если верить легенде, вплоть до XVIII века у потомков Геца эта рука жила в клетке.

Кормили ее… привычной пищей.

В Тюрингии отряды Томаса Мюнцера превратились в настоящие армии, выступавшие под знаменами, на которых был изображен башмак, ведь сапоги носили феодалы и богатые горожане, а крестьяне - деревянные башмаки. Армия под знаменем с башмаком сжигала замки, вешала рыцарей, грабила горожан.

Германия - не Франция. Дворяне не воспринимались крестьянами как завоеватели, крестьяне не были для дворян рабами-животными. Но и здесь жертвы с обеих сторон были чудовищны.

Многие народные движения на Западе организовывались поклонниками дьявола и сектами, ненавидевшими материальный мир. Лев Гумилев удачно назвал такие учения «антисистемами», то есть врагами реально существующего мироздания.

Катары, патарены, вальденсы и альбигойцы в X–XIV веках считали, что Бог и дьявол играют в этом мире одинаковую роль. При этом Бог властвует в мире чистых идей, вне материи, а материальный мир создан сатаной. Дьявол - князь мира сего. Человек должен как можно быстрее избавиться от плоти и от всего, что привязывает его к земному.

Все эти малопонятные современному даже верующему человеку сектантские изыски не было бы смысла упоминать в этой книге, если бы различное толкование библейских текстов не вылилось в страшные Альбигойские войны. Альбигойцы в XII–XIII веках захватили несколько городов в Северной Италии и на юге Франции. Количество истребленных альбигойцами католиков и потом - католиками - альбигойцев шло на десятки тысяч человек.

Страшные цифры для малонаселенной средневековой Европы.

Кстати, знаменитая своим запредельным цинизмом фраза «Убивайте всех, Господь на небе отберет своих» (она существует в разных вариациях) относится именно к периоду Альбигойских войн. Так ответил один из прелатов католической церкви, когда его спросили, как в захваченном городе отличить еретиков - тех самых альбигойцев - от правоверных католиков.

В общем, не дай Бог увидеть французский, итальянский, немецкий, английский бунт.