Рассказывания творческих рассказов. Игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «собака со щенками». Составление рассказов от лица разных героев

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческое рассказывание. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразовании).

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Ещё одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать сказку или рассказ.



Начинать обучение творческому рассказу лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме на 8 марта»).

Приёмы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший приём рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов оставляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой приём, как придумывание детьми предложения авторского текста. После чтения и пересказывания рассказа педагог продолжает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

Наиболее лёгким принято считать придумывание продолжения и завершение рассказа. Воспитатель даёт образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приёмов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребёнку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.



План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребёнок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику и как закончить рассказ.

Продумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приёма возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чём можно придумать рассказ, предлагает придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Воспитатель даёт начало рассказа.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ёжиком». Необходим определённый уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективным считается такая последовательность обучения описанию природы: наблюдения; рассматривание художественных картин и сравнение красоты изображённого с живой действительностью4 описание объектов природы по представлению; описывание природы, обобщая свои знания.

Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне? (Весна- красна, жарка, весна-зелена, тёплая, солнечная). Какая трава весной? (Зелёная, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шёлкова, мягкая, как одеяло)».

Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка, дом – в реке живёт сом).

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Ещё Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительное прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребёнка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №43

города Липецка.

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Воспитатель: Зубова Лариса Александровна.

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.

«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения: дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются6

  1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
  2. Обогащение и активизация словаря;
  3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
  4. Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д..

На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета4 побуждают детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.

Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:

  1. Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.
  2. Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разговорной форме.
  3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.

Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и развивают сюжет до развязки.

Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по данному сюжету.

Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется память, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.

С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.

В своей работе также использую нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ.

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

Важной составляющей занятия является создание ситуации, которая активизирует творческое воображение ребёнка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов.

Основной формой работы при составлении рифмованных текстов являются – игровые задания и упражнения, которые я часто использую при работе с детьми.

Составление рифмованных текстов.

«Складные картинки».

Описание.

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, тюлень – олень), поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак – рак».

«Придумай рифмованные строчки».

Описание.

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмованных слов (лучше существительных, например, (рак – мак) и начать сочинять по схеме: («Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак»).

Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).

«Доскажи словечко».

Описание.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

Игровой момент6 у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Игры и творческие задания.

«Герои сказок».

Описание.

Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей – девочек из разных сказок»

«Волшебные слова».

Описание.

Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка…), а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).

«Добрым молодцам урок».

Описание.

Цель: учить выделять мораль в сказочных текстах.

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.

«Перечисли действия героев»

Описание.

Цель6 учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.

Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.


Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.



Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.