Понятие воли, виды и структура волевого действия. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции

Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, что такое «воля» и «волевые действия»? Буду ждать вашего экспертного мнения.

Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ВОЛЯ, ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ВОЛЯ – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
  4. ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это такие действия, которые мы совершаем в реальной жизни непроизвольно.

Отметим, что удовлетворение человеческих потребностей происходит в деятельности, которая имеет активный, целенаправленный и мотивированный характер. Оно реализуется с помощью действий, порожденных разными побуждениями. Причины активности, имея различную психологическую природу, реализуются как влечения, желания и стремления. Стремление — побуждение, выражающееся в чувственном переживании потребности. В момент возникновения оно еще не имеет конкретной предметной определенности.

Виды действий человека существуют следующие:

  1. Непроизвольные действия. Их осуществляют при возникновении не осознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены какого-либо четкого плана (например, в состоянии паники). По психофизиологической природой непроизвольные действия бывают врожденные и приобретенные.
  2. Произвольные действия. Содержание и средства реализации таких действий, подчиненных сознательным целям человека. Они неразрывно связаны с отражением цели и средств ее достижения и охватывают стремление к цели, предварительное представление о цели и двигательное представление.

Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в работе и учебе!

Поведение и деятельность человека стимулируется и регу-лируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними пси-хическими и внешними физическими действиями в самых слож-ных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает че-ловек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не воле-вой, а преднамеренный характер, не требующий никаких уси-лий от личности. Можно совершать самые разнообразные слож-ные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознатель-ное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ста-вится цель, направленная на предмет, посредством которого бу-дет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно мо-жет возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они мо-гут посредством различных объектов, то возникает необходи-мость принять решение - какой мотив должен прежде всего удов-летворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Закан-чивается действие оценкой полученного результата и осмысле-нием того достигнута ли поставленная цель или нет.

По такой схеме осуществляется любое сознательное целенап-равленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуж-дающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы,


кроме выше указанных, имеют место в его структуре?

Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренно-го, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слободчи-кова и Е.И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г.



“Воля - это сознательная организация и саморегуляция челове-ком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление труд-ностей при достижении поставленных целей”. 1

Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения во-левого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представ-ляет воля как психическое явление. Является ли она психичес-ким процессом или психическим состоянием или свойством лич-ности. Одни психологи считают, что воля - это психический про-цесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что -она психическое свойство личности.

Исходя из функции воли ее следует рассматривать как осо-бое напряженное субъективное состояние личности, возникшее в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состо-яние дает возможность человеку мобилизовать все психические и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напря-женности психики проявляется в форме тех волевых усилий, ко-торые делает человек при осуществлении волевого поведения.

Воля - это напряженное психическое состояние личности, мо-билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудно-стей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном дей-ствии, чтобы оно стало волевым?

Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим до-полнительный мотив, который возникает при необходимости дей-ствовать не так как “я” хочу, а так как “надо”.

В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь лич-


ность должна руководствоваться в своем поведении не личными жела-ниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед дру-гими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соот-ветствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие и заставить себя поступать так как ты должен.

Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства сле-дует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достиг-нута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели.

Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реа-лизации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физи-ческие ресурсы для их преодоления.

Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отри-цательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодо-леть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успевае-мость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и по-ступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо про-явить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо пре-одолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, занимать-ся посторонними делами на уроках, избегать трудных заданий, не до конца выполнять их и т.п.

Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо из-менить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответствен-но относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное на-пряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала.


Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, ко-торые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, вне-шние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это произошло, как отмечает В.А. Иванников, необходимо, чтобы задан-ное действие превратилось в личностно значимое и нравственно моти-вированное действие.

Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только мо-рально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы совершить волевое действие даже в самых трудных условиях.

Основной побудительной силой, заставляющей человека совер-шать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в про-тивном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сделал этого.

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Функции воли

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

Можно выделить следующие характерные особенности воли:

Выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

Принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

Критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Как особую форму регуляции поведения понимает волю Л.М. Веккер. Он выделяет три формы регуляции: непроизвольную, произвольную и волевую . Воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т.д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

Тормозная функция воли , выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном все бросить и заняться чем-либо более привлекательным и т.д.).

Волевые действия характеризуются рядом признаков.

1. Уровнем сложности . Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

2. Связь с преодолением препятствий . Эти препятствия могут быть внутренними или внешними. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

3. Осознанность. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

4. Связь с мышлением. Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

5. Связь с чувствами. Эта связь выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

Строение волевого действия.

Волевое действие имеет сложное строение и состоит из ряда взаимосвзанных звеньев.

1. Осознание цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

2. Борьба мотивов и принятие решения. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено волевого акта.

3. Исполнение волевого действия. Оно имеет сложную структуру. Исполнение принятого решения необходимо осуществить в определенный срок. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели . План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. не реализуется сразу. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие . Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

Исполнительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    • речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция . Структура и содержание волевого действия:

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
    • Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
    • принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
    • исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Воля и регуляция деятельности.

    Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

    Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

    Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

    1. когнитивный
    2. эмоциональный
    3. поведенческий (деятельный)

    В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

    1. побуждение и осознание цели;
    2. борьба мотивов;
    3. акт принятия решения;
    4. исполнение.

    Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

    Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

    Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

    Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

    Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

    1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
    2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
    3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

    Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

    Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

    • либо как самостоятельное психическое образование,
    • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
    • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
    • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

    Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

    В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

    1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
    2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

    Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

    Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

    В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

    Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

    Функции воли.

    • Побудительная;
    • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

    В западной психологии:

    • инициирование действия (формирование намерения);
    • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
    • преодоление препятствия.

    Волевая регуляция поведения.

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.