Основателем какой теории является вундт. Курсив – для беглого прочтения. Вильгельм Вундт интересные факты

Вильгельм Вундт - учёный незаурядный. Его имя до сих пор на слуху благодаря многочисленным последователям, которые перенимали у него не только идеи, но и манеры поведения, чтения лекций и изюминки внешнего вида.

Детство

Вильгельм Макс Вундт родился 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.

Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.

Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Странный случай

Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.

Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.

Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. П. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Знаменитая лаборатория

В 1879 году Вундт на свои деньги создал первую в мире психологическую лабораторию.

Лаборатория Вильгельма Вундта стала образцом, по которому создавались аналогичные заведения в других университетах в разных точках земного шара.

Сначала она объединила всех, кто желал изучать психологию и философию в а затем трансформировалась в центр для выпускников из Америки и Англии, заинтересовавшихся изучением психологических наук.

Позже Психологическая лаборатория Вильгельма Вундта стала Институтом экспериментальной психологии (прообраз современных исследовательских институтов).

Особенности работы лаборатории

Изначально в лаборатории проводились исследования по трём направлениям:

  • ощущения и восприятия;
  • психофизические особенности;
  • время реакции.

Позже Вундт предложил изучать ещё ассоциации и чувства.

Как отмечали ученики, сам Вильгельм Вундт эксперименты в лаборатории не проводил. Он не задерживался там дольше, чем на 5-10 минут.

Метод обучения был весьма своеобразен: Вундт выдавал ученикам листочки с экспериментальными задачами, проверял отчёты о работе и решал, чей труд достоин публикации в "Философских исследованиях". Этот журнал создал сам профессор для размещения в нём работ своих учеников.

Лекции

Почему студенты так любили посещать лекции Вундта? Давайте попробуем понять, в чём их магия. Для этого обратимся к воспоминаниям учеников великого профессора, попробуем перенестись на сто с лишним лет назад и окажемся сами на студенческой скамье перед автором бессмертных психологических трудов.

Итак... Распахивается дверь и входит Вундт. Он одет во всё чёрное, от обуви до галстука. Худой и немного сутулый, узкоплечий, он кажется намного выше своего реального роста. Густая шевелюра немного поредела на макушке, её прикрывают локоны, поднятые с боков.

Громко шагая, Вундт идёт к длинному столу, должно быть, для экспериментов. На столе стоит небольшая переносная полка для книг. Профессор несколько секунд выбирает подходящий кусочек мела, затем поворачивается к аудитории, опирается на полку и начинает лекцию.

Он говорит негромко, но в аудитории уже через минуту воцаряется мёртвая тишина. Голос Вундта не самый приятный на слух: густой баритон иногда переходит в нечто, похожее на лай, однако пламенность и выразительность речи не позволяли ни одному слову быть неуслышанным.

Лекция проходит на одном дыхании. Вундт не пользуется никакими записями, взгляд лишь изредка падает на руки, которые, кстати, ни секунды не лежат спокойно: они то перебирают бумаги, то совершают какие-то волнообразные движения, то помогают аудитории понять суть материала, иллюстрируя речь профессора.

Вундт завершает лекцию точно в срок. Так же сутулясь и громко топая, он покидает аудиторию. Завораживает, правда?

Книги

Вундт оставил после себя огромное научное наследие. За свою жизнь он написал более 54 000 страниц (не зря в детстве профессор мечтал стать знаменитым писателем).

Многие книги Вильгельма Вундта издавались и переиздавались при его жизни. Его вклад в науку был признан всем мировым научным сообществом.

  • Первая книга Вильгельма Вундта «Очерки по изучению мускульного движения» вышла в 1858 г. Эта книга была написана, когда интересы учёного ещё не выходили за рамки физиологии, хотя он уже начинал "подбираться" к изучению психологии.
  • В том же году была опубликована первая часть труда "Очерки по теории чувственного восприятия". Полностью книга "К теории чувственного восприятия" вышла в 1862 году, когда были опубликованы все 4 очерка.
  • 1863 г. - знаменательный год для всего психологического сообщества. Именно тогда была выпущена работа "Лекции о душе человека и животных", где Вундт очертил круг важных проблем экспериментальной психологии.
  • В 1873-74 гг. опубликованы «Основы физиологической психологии» - стержень нового направления в психологии.
  • Мечта о создании социальной привела к работе над фундаментальным трудом учёного, пожалуй, ключевого и самого важного в его жизни. "Психология народов" состоит из 10 томов, которые публиковались на протяжении 20 лет, с 1900-го по 1920-й.

Личная жизнь

Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.

Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:

  • Утро - работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
  • Полдень - работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
  • Вторая половина дня - прогулка.
  • Вечер - приём гостей, разговоры, музицирование.

Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.

Вклад в науку

Как бы банально это ни звучало, вклад в психологию Вильгельма Вундта действительно нельзя переоценить. Вокруг профессора и его лаборатории образовалась огромная школа студентов из разных стран, ей интересовались и коллеги-учёные. Постепенно психология приобрела статус отдельной опытной науки. В этом и заключалась заслуга профессора. Создание лаборатории, где исследуются не лягушки или крысы, а человек и его душа, стало революционным открытием. Начали создаваться сообщества учёных-психологов, исследователей, экспериментаторов, открылись лаборатории и кафедры, публиковались журналы. А в 1899 году состоялся первый международный конгресс.

Вильгельм Вундт умер в 1920 году. Но идеи его живы до сих пор.

"Отец экспериментальной психологии" Вильгельм Вундт был человеком интересным. В детстве он любил фантазировать, мечтал стать писателем, но смог "собрать волю в кулак" и, приложив немало усилий, окончил школу и заставил себя интересоваться наукой. Однако он всегда подходил к знаниям с точки зрения того, что можно получить опытным путём. Он во всём был последовательным, и в науке, и в жизни. Мы постарались показать вам Вундта как человека, хотя в его случае понятия "человек" и "учёный" слились воедино.

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (Wundt, Wilhelm Max) (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед. Родился в Неккарау близ Мангейма 16 августа 1832. Изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина. В 1857 стал преподавателем, а с 1864 – профессором Гейдельбергского университета, в 1874 – профессор философии Цюрихского университета; в 1875–1917 – ординарный профессор Лейпцигского университета (в 1889–1890 – его ректор). Умер Вундт в Гросботене близ Лейпцига 31 августа 1920.

В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, а в 1881 – первый психологический журнал «Философские исследования» («Philosophische Studien», с 1905 по 1918 – «Психологические исследования» («Psychologische Studien»). Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. Целью психолога является изучение «сенсорной мозаики» сознания и выявление законов психической жизни, а образцом для психологии в этом отношении является физиология. Вундт рассматривал ощущения и чувства как «простейшие элементы» сознания, уподобляя их «элементам», выделяемым классической физиологией того времени; именно поэтому ученый называл развиваемое им направление психологии «физиологическим».

Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экпериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа, – Вундт принял идею Г.Штейнталя и М.Лацаруса (1824–1903) о необходимости дополнения индивидуальной психологией народов (Völkerpsychology).

Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии (Grundzüge der physiologischen Psychologie , 1873/1874). Через полтора десятилетия эта проблематика получила развитие в работе О целях и путях народной психологии (Über Ziele und Wege der Völkerpsychologie , 1888), а детальное изложение лингвистических взглядов Вундта, сделавшее его одним из крупнейших представителей психологизма в языкознании, стало доступным с выходом в свет первой части его 10-томного труда Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев (Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprace, Mythos und Sitte , 1900–1920) двух томов (объемом около 1400 страниц), посвященных языку (Die Sprache , 1900, 4-е изд. – 1922). В этих томах Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.

Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию, причем представителями наиболее влиятельной тогда, хотя уже и клонившейся к упадку школы младограмматизма взгляды Вундта приняты не были. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не скаладывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов. Рассмотрение философии языка как части психологии народов оказалось близко идеям неогумбольдтианства и этнолингвистики.

Павел Паршин

Немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком Völkerpsychologie (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Ранние годы

Вундт родился в городке Некрау недалеко от Мангейма и был сыном лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьезного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником Университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчеркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своем курсе он подчеркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги Принципы физиологической Психологии. Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает позицию профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Ученые со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском Университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд Социальная Психология.

Научное наследие Вундта колоссально по объему и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильямa Джемсa, и в настоящее время распространен, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его дейтельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построение непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Вильгельм Вундт (1832-1920), бесспорно, основателем современной психологии и в частности отцом экспериментальной психологии.

Родился ученый в городке Некарау в Германии в дружной семье лютеранского пастора. Старший брат Вундта учился вдали от дома в закрытой школе, поэтому Вундт мог наслаждаться положением единственного ребенка. Воспоминания о детстве однако ни были полностью безоблачными и лишенными травматических переживаний. Вундт вспоминал, что однажды получил от отца пощечину за то, что не заметил своего учителя. Будущий психолог чувствовал одиноким и стать знаменитым писателем.

В детстве с Вундтом произошла примечательное событие. Во втором классе его воспитателем был молодой священник, родителей помощник. Когда его перевели в другое прихода, мальчик настолько переживал, что родители были вынуждены позволить ему поехать со своим наставником. В его доме Вундт прожил до 13 лет.

Семья Вундту была достаточно образованной, его родственники прославились в различных областях деятельности. Парень довольно рано начал разочаровывать своих родителей, он значительно отставал от сверстников, часто проваливал экзамены. Впоследствии начал учиться лучше и в 19 лет смог поступить в университет, где в то же время учились Иоганнес Мюллер и Дюбуа-Раймон.

Ученый получил медицинское образование в четырех немецких университетах, в частности, в знаменитых Тюбингене и Берлине, однако практической медициной не занимался никогда. Научную деятельность Вундт начал в Гейдельбергском университете, где получил докторские степени по философии и медицины, а в 1858 г.. Стал ассистентом профессора Г. Гельмгольца и был привлечен к исследованию проблем различных естественных наук, интересовали этого чрезвычайного ученого.

В 1864 г.. Он получает должность адъюнкт-профессора и работает в Гейдельберге еще 10 лет. В 1867 г.. Вундт читает в университете первый на то время курс лекций по физиологической психологии.

Вундт работал продуктивно. Первые его научные работы были посвящены физиологии человека. В 1863 вышла в свет книга "Лекции о душе человека и животных", которая неоднократно переиздавалась при жизни Вундта. Она посвящена вопросам психофизики и главным образом проблеме определения времени реакции, ученый описывает свои эксперименты, проведенные в домашней плохо оборудованной лаборатории. В своих трудах Вундт впервые высказывает мысль о необходимости создания экспериментальной психологии и ставит вопрос о разработке ее методов.

В 1874 г.. Вундт получил приглашение преподавать логику в Цюрихском университете (Швейцария), однако уже через год вернулся в Германию, и в дальнейшем его научная деятельность полностью связана с Лейпцигским университетом. Более

40 лет он преподавал в этом заведении философию и даже занимал должность ректора.

В 1879 г.. Вундт на собственные средства создает свою знаменитую первую в мире психологическую лабораторию, которая со временем превращается в Институт экспериментальной психологии, прообраз современных исследовательских институтов.

Лаборатория сначала сплотила всех желающих изучать философию и психологию в немецких университетах, а вскоре стала центром для выпускников американских и английских университетов, заинтересовались изучением психологии. Лаборатория Вундта стала именно тем образцом, по которому создавались подобные заведения в других университетах мира.

Некоторое время шла дискуссия, кто же - Вундт или Джеймс был основателем первой психологической лаборатории. Ведь в 1875 г.. В Гарварде в Уильяма Джеймса уже был маленький кабинет, где был расположен демонстрационное оборудование. Если считать, что лаборатория - это помещение, где хранится принадлежности, то все равно первенство остается за Вильгельмом Вундтом, поскольку еще в 1865 г.. У него в Гейдельберге уже был маленький кабинет для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Стэнли Холл также утверждал, что первой психологической лабораторией в мире была создана им в 1881г. Лаборатория в Университете Джона Хопкинса. Все же круг основателей достаточно небольшой, и проблема определения первенства не представляется сложным.

Еще до создания лаборатории Вундт написал в 1873 книгу "Основы психофизиологической психологии", в которой обосновывал значение психологического исследования. Эта работа по-настоящему заложила основы экспериментальной психологии как отдельной науки с определенным кругом проблем и методами исследования. Она выдержала шесть изданий, постоянно дополнялась результатам экспериментальных исследований. Психофизиологическую психологию Вундт понимал как изучение психофизического процесса, то есть органической реакции, опосредованная как физиологически, так и психологически, и служит адаптированности организма. При воздействии раздражителей в органах чувств возникает процесс возбуждения, которое по сенсорным нервным путям достигает низших и высших мозговых центров, а оттуда передается мышцам. Этот процесс сопровождается внутренним психическим процессом, о котором можно получить информацию через интроспекцию.

В своей лаборатории Вундт открыл процесс экспериментальных психологических исследований по общей схеме. Исследуемым презентовали контролируемые стимулы, после чего они сообщали о своих психические процессы, которые сопровождали восприятия. Участниками экспериментов были взрослые люди, которых Вундт специально готовил.

В основе таких исследований лежали определенные теоретические представления о психических процессах и интроспекции. Психический опыт человека является комбинацией трех элементов: ощущений, образов и чувств. Ощущение - это первичные элементы психического опыта, существенные его формы, которые являются воплощением непосредственной связи между возбуждением коры головного мозга и чувственными переживаниями. Согласно их модальности ощущения можно классифицировать на зрительные, слуховые, а также по таким параметрам, как интенсивность и продолжительность.

Образы принципиально не отличаются от ощущений и соответствуют локальным возбуждением коры. Чувство содержат все качества опыта, полученного не из органов чувств и не из воспоминаний о чувственных переживаниях.

Подход Вундта получил название структуралистского. Ученый предполагал, что в психической жизни разворачиваются кумулятивные процессы: ощущение сочетаются и формируют более сложные состояния (определенные качества чувств), чувство, соединяясь, тоже могут образовывать временные структуры. В соответствии с этим, эмоции - это характерные последовательности чувств с временной структурой. Воля тоже является временным актом, однако она сопровождается мыслями.

Вундт считал, что психологи имеют дело с такими видами опыта субъекта: опосредованный опыт, дает нам знания или информацию, которые не содержатся в непосредственном переживании; непосредственный опыт визуального восприятия, который не зависит от предыдущего опыта субъекта (защищен от интерпретаций, ученый рассматривал его как наиболее важный). Вундт считал, что должен работать над разработкой системы периодической таблицы мышления.

По мнению ученого, психология должна была стать наукой об опыте сознания. Метод интроспекции предполагает наблюдение за собственным сознанием, и если человек хочет изучать себя, он должен научиться проводить такие наблюдения за своим собственным мышлением и сознанием. Вундт использовал для исследования психических процессов те методы, которые сформировались на тот момент в физиологии. Фактически, как мы уже знаем, метод интроспекции использовал Фехнер: он применял раздражители и спрашивал испытуемых об их ощущениях.

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не имеют снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Вундт проводил сеансы качественной интроспекции, во время которых необходимо было описывать свой внутренний опыт. Однако чаще он пытался побудить участников эксперимента использовать интроспекции, когда исследовал их представления о величине, интенсивность и диапазон различных физических раздражителей. Испытуемые должны были вести за собой наблюдения и описывать восприятия различных раздражителей.

В большинстве своих исследований Вундт пытался провести объективные измерения, например, определение времени реакции. Вундт стремился сделать выводы о процессах сознания на основе объективных оценок.

В процессе самонаблюдения Вундт разработал трехмерную теорию чувств: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, подъем - спад. Каждое чувство собой комбинацию этих параметров. Проводя исследования с метрономом, Вундт заметил, что определенные ритмические композиции для него приятными, а другие - нет. Ученый определил, что приятное удовольствие просыпался одновременно с физическими ощущениями, которые возникали при восприятии ударов. Также Вундт заметил, что ожидания следующего удара метронома сопровождается возникновением определенного напряжения, а когда удар прозвучит, - возникает расслабление, когда ритм ударов растет, он переживает нарастания возбуждения, и успокаивается, когда ритм замедляется.

Таким образом ученый, изменяя раздражители и занимаясь самонаблюдением, исследовал свой непосредственный опыт и определил, что чувства характеризуются следующими измерениями, как удовольствие недовольство, напряжение расслабление, подъем спад (затухание). Поэтому всякое чувство находится в определенном диапазоне внутри определенного трехмерного пространства. Трехмерная теория чувств способствовала экспериментальным исследованием, однако со временем стало понятно, что она не имеет значения для понимания психических процессов.

Вундт также обращался к понятию стерцепции для того, чтобы объяснить, как один из элементов сознания возникает единственный опыт. Этот термин ввел в научный оборот Г. В. Лейбниц, понимал апперцепция как осознанное восприятие. Философы Кант и И. Ф. Гербарт определяли апперцепция как ассимиляцию и интерпретацию новых впечатлений. Вундт предоставил новые оттенки этому понятию. Он утверждал, что апперцепция - это активный мыслительный процесс, с помощью которого происходит отбор, структурирование и осознание внутренних переживаний; наше сознание - это набор элементов ощущений и чувств, она действует творчески и создает из элементов целое. Организация базовых элементов в единое целое обеспечивается процессам творческого синтеза, с комбинации элементов возникает новое качество, а характеристики любого психического процесса не определяются теми характеристиками, которые его образуют. Синтез элементов опыта приводит к образованию нового. В дальнейшем гештальтпсихологии в своих манифестах 1912 заявили: целое не сводится к сумме частей.

В основном, хотя Вундт провел работу по систематизации и определения психологических проблем, в его лаборатории изучали психологию и физиологию зрения и слуха. Проводились экспериментальные исследования времени реакции, поскольку ученый намеревался показать три этапа реакции человека на раздражители (восприятие, апперцепция и волю), которые последовательно воплощаются в моторные акты.

Вундт изучал ассоциации: разработал метод единого предъявления словесного раздражителя в зрительной и слуховой форме и измерял время реакции между словом-раздражителем и ответом на него. При этом ассоциации он рассматривал как внутренние (когда смысл слова-ответы идентичен похож со словом-раздражителем) и внешние (когда между словом-раздражителем и словом-от-наводнением оказываются случайные или этажные связи). Вундт отмечал, что аперцептивни структуры являются образованиями высшего порядка по сравнению с автоматическими ассоциациями, поскольку в аперцентивних процессах участвует сознание, они "выше классом ментальной функции".

Психологический закон, сформулированный Вундтом - это закон творческого синтеза, который отвечает за осознанное (аперцептивне восприятия), что противопоставлялось ассоциативном перцептивному восприятию.

В 1874 г.. Вундт публикует свою разведку "Принципы психофизиологической психологии", а Ф. Брентано труд "Психология с эмпирической точки зрения", в которой вступает в спор с Вундтом.

В 1881 г.. Вундт начал издание журнала "Философские студии", который в 1906 был переименован в "Психологические студии".

Лаборатория Вундта стала центром для всех психологов мира. Сегодня в каждом университете действуют кафедры психологии, лаборатории, однако лаборатория Вундта в свое время вызвала небывалый интерес. ее посетили много студентов и молодых людей, которых привлекала новая наука. Впоследствии они сделали серьезный вклад в развитие психологии (в частности, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел, Эдвард Титченер). Лаборатория Вундта стала образцом для создания ячеек развития экспериментальной психологии в Америке, России, Японии, Италии.

В университетах Германии вскоре стали возникать новые лаборатории. Ученые, развернули в них свои исследования, не разделяли полностью взгляды Вундта, однако тоже стремились развивать психологию. Германия в конце XIX - начале XX в. оставалась центром мировой психологии.

Большую популярность имели лекции Вундта. На каждую из них в аудитории собиралось более 600 студентов. Э.Титченер так описал свое первое посещение лекции Вундта:

"Вошел работник, раскрыл дверь, и вошел Вундт. Конечно, во всем черном, от ботинок до галстука, узкоплечий, худой, немного сутулится, он производит впечатление высокого мужчину, однако роста ему не более 5 футов 9 дюймов. Он прогремел - по другому и не скажешь - по боковому проходу: тук-тук - будто его подошвы были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом стук есть что-то недостойное, однако кроме меня, кажется, на это никто не обратил внимания.

Когда он прошел на кафедру, я мог его хорошо рассмотреть. У него достаточно густая шевелюра, только макушку скрывают аккуратно поднятые со стороны пряди...

На повышении стоит длинный стол, наверное для демонстрации экспериментов, на нем переносная книжная полка. Вундт сделал пару чопорных движений - задумчиво поднес ко лбу указательный палец, выбрал мел, а затем стал лицом к аудитории, опершись на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление, что это человек высокого роста.

Он начал говорить тихим голосом, будто извиняясь, однако уже после первых двух предложений в помещении воцарилась полная тишина, в которой раздавался только уверенный голос лектора - он прочитал лекцию на одном дыхании. У него оказался густой баритон, не слишком выразительный, порой будто лающий: однако слушать его было легко, в голосе его чувствовалась убедительность, иногда даже пламенность, однако скорее напускное для поддержания интереса слушателей... Ни в какие бумаги Вундт не заглядывал; насколько я мог судить, Вундт вообще не опускал взгляд, разве что раз ресниц посмотрел на полку, когда перебирал бумаги, которые там лежали... Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, а плечи и кисти все время двигались, будто волны... эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его язык... Он завершил лекцию в точно назначенное время и, все так же сутулясь, прогремел ботинками к выходу. И если бы не этот противный шум, я бы остался в полном восторге ".

О личной жизни Вундта известно мало. С опубликованных материалов можно составить впечатление, что в быту он был достаточно скромным и непритязательным человеком. Не так давно найдены дневники его жены Софи свидетельствуют, что он вел упорядоченное жизни: утром работал над своими рукописями, знакомился с публикациями, редактировал журнал; в полдень направлялся в университет, где работал в лаборатории, однако долго там не задерживался. Он воодушевлял своих последователей и учеников к экспериментальным исследованиям, однако не углублялся в экспериментальную работу. Американский исследователь Дж. Кеттел отмечал, что "несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, сам он не был создан для работы в лаборатории". Во второй половине дня Вундт совершал прогулку, в 16 часов он читал лекцию. Финансовое положение Вундта и его семьи было достаточно приличным, в его доме была прислуга и происходили светские приемы. По вечерам в семье Вундта любили пообщаться, слушали музыку, вели дискуссии о правах рабочих и студентов.

Исследователь посвящал много времени изучению философии, искусства, языка, пытался понять социально-психологические явления, антропологии и истории. Он охватил своим вниманием процессы гипноза, спиритуализма, психологию животных.

Вундт работал как ученый до последнего дня. Он успел завершить книгу воспоминаний.

Общий объем научного наследия Вундта впечатляет. За период своей научной работы (с 1853 по 1920 гг.) Он написал более 54 тысяч страниц. Американский ученый Боринг, который изучал историю психологии, подсчитал, что он писал по 2,2 страницы ежедневно, или каждые две минуты - по слову. Так в своеобразной форме воплотилась детская мечта Вундта стать знаменитым писателем. Вундт, как свидетельствуют его биографы, волновался по поводу того, что его как ученого могут "не понять, или понять неправильно".

Выдающимся произведением стала его работа в 10-ти томах "Психология народов", изданная в 1900-1920 гг. В ней ученый определил две линии развития психологии - экспериментальную и социальную. Вундт считал, что экспериментальному изучению подлежат простые психические процессы (ощущения, восприятия), а не процессы высшего порядка (память, способность к обучению, овладению языком). Хотя он был основателем экспериментальной психологии, однако рассматривал эксперимент лишь как способ улучшить интроспекции, не видел за ним будущего и считал, что использование эксперимента в психологии иметь ограниченное значение. С развитием экспериментальной психологии это мнение ученого было опровергнуто: высшие познавательные процессы начали исследовать экспериментальными методами.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности Петербурзьськои академии наук в 1902 Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера, в частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

Вундт сомневался относительно экспериментального метода. Он считал, что такие феномены, как речь, мышление, воля находятся за пределами его досягаемости, однако чрезвычайно способствовал утверждению эмпиризма в психологии. Вундт видел психологию как науку, изучал феномены сознания интроспективными и экспериментальными методами. Содержание произведений Вундта сейчас известен лишь специалистам, которые в последнее время вновь заинтересовались его научным наследием, однако он относится к тем психологов, о которых знают все, кто прослушал хотя бы один из университетских курсов по психологии. Вундт ставил вопрос о фундаментальных "законы психологической причинности", он стремился определить и объяснить закономерности психических явлений и показать необходимость психологии как отдельной науки. Вундт включился в процесс возникновения психологии в исторический момент: он упорядочил работу предшественников и предоставил сил последователям.

Исследовательская программа, которую сформулировал Вундт для себя лично и для своих учеников, определялась теми взглядами, которые он разделял. Прежде всего он считал, что психология должна вести исследования в тех вопросах, где уже есть эмпирические результаты. Вундт сам не обращался к исследованию новых проблем.

В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятие различных оттенков времени. Особое внимание уделяли экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Эту тему разрабатывали также предшественники Вундта Г. фон Гельмгольц и Ф. К. Дондерс.

Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли. Он стремился определить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). Сам замысел с современных позиций представляется бесперспективным, поскольку понятно, что такие процессы имеют индивидуальные различия. А стремление Вундта побудить исследуемых к тому, чтобы различить каждый из трех этапов реакции, не дали результата.

В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Внимание Вундт рассматривал как яркое восприятие небольшого, однако целостного фрагмента сознания в определенный момент времени.

Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием - попарное сравнение: исследуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.

В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.

Ученый интересовался вопросами детской психологии и зоопсихологи, однако соответствующие исследования не проводил, поскольку осознавал, что не сможет обеспечить контроль за чистотой эксперимента.

Он писал: "Я всегда пытался способствовать тому, чтобы психология заняла самостоятельное место как эмпирическая наука вне философией и чтобы при этом не потеряла помощь со стороны естественной методики, поскольку последняя к ней может использоваться, однако не менее я стремился обычно и того, чтобы результаты, достигнутые подобным путем психологией, в свою очередь использовались философией ".

Вундт создал новую психологию и оторвал ее от старой спекулятивной науки. Он показал тогдашним исследователям, психология должна быть наукой, признает факты, для проведения психологических исследований не требуется вести дискуссии о бессмертии души и ее связь с бренным телом.

Поэтому Вундт развил новую сферу научной деятельности, создал лабораторию, проводил в ней исследования и публиковал в своем журнале полученные результаты. По примеру Вундта другие исследователи пошли его путем, создали подобные лаборатории и достигли значительных результатов. Роль Вундта как основоположника современной психологии является неоспоримым, он занимает особое, уникальное место в развитии современной науки. Для того, чтобы вывести психологию на путь современной науки, Вундт проявил научный талант, самоотверженность и мужество настоящего ученого.

Деятельность Вундта была признанной, однако общая картина психологических исследований еще длительное время оставалась неизменной. В Вундта были также и противники, поэтому психология не сразу заняла достойное место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии до 1941 г.. Рассматривалась как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно (создание факультетов, подготовка и привлечение специалистов) эта наука развивалась в США.

Научную программу Вундта не было также реализовано последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку. Во времена Второй мировой войны произошла трагическое событие: во время бомбардировки Лейпциге британской и американской авиацией, лабораторию Вундта, в которой он учил первых психологов вести свои исследования, были уничтожены.

Вундт, бесспорно, является выдающимся психологом, его слава как личности и основателя психологического экспериментирования не угасла. Большинство первых психологов Америки училась у Вундта в его лаборатории. Ученики и последователи усваивали не только взгляды Вундта, но и его манеру вести себя как непререкаемый авторитет, деспотические манеры немецких профессоров, приемы чтения лекций и даже внешний вид. Психологи и сегодня любят так вести себя и носить бороду.

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt ; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма - 31 августа 1920, Лейпциг) - немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie ), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии» . Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных , Эссе , Этика: исследование фактов и законов моральной жизни , Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию .

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Сочинения: "Лекции о душе человека и животных", 1865 - 1866, 1894; "Основы физиологической психологии", вып. 1 - 2, 1880 - 1881: "Этика", тт, 1 - 2, 1887 - 1888; "Система философии", 1902; "Очерк психологии". М., 1912; "Введение в философию"; "Введение в психологию". М., 1912; "Естествознание и психология". СПб., 1914; "Мировая катастрофа и немецкая философия". СПб., 1922; "Logik". Вег1iп 1880 - 1883; "Volkerpsychologie", Bd, 1 - 10. Leipzig, 1900 - 1920.