Описание типов акцентуации характера по классификации личко. Классификация, факторы формирования и лечение при акцентуации характера

Не все психологи одинаково трактуют акцентуацию характера, хотя во многих эпизодах имеются параллельные моменты. Одним из наиболее известных специалистов, работавшем в этом направлении, считается А. Е. Личко. Его теория акцентуаций довольно интересна, поэтому имеет смысл ее рассмотреть. Итак, что такое акцентуация, по мнению Личко? Это проявление определенных черт характера, которые наиболее заметны, выражены сильно и ярко. Они не выходят за пределы нормального состояния, но, тем не менее, приближены к нервным заболеваниям. Личко утверждает, что наиболее подвержены этому состоянию подростки. Далее, по мере взросления, черты акцентуации характера проявляются слабее, они становятся более сглаженными, выражаются в меньшей степени.

Имеется ряд факторов, которые могут обострить акцентуацию. Психолог Личко предложил лично им составленную типологию акцентуаций, наблюдающихся у подростков, в которой насчитывается одиннадцать типов характеров. Тип номер один – гипертимный. Он определяется тем, что подростки очень гиперактивны, отличаются общительностью и предпочитают находиться в центре внимания. Также подростки много шумят, так усидеть спокойно на месте им невозможно. Такие личности имеют хорошие способности к учебе, но с учетом недостатка внимания и усидчивости успеваемостью не блещут. Увлекаются одновременно многими направлениями, поэтому в основном, начатое дело оказывается незавершенным.

Тип номер два – циклоидный. Дети, относящиеся к данному типу, предпочитают избегать шумных компаний, для них лучше посидеть дома. Имеется склонность к подавленности и депрессии. Они апатичны, раздражительны, трудности переживают с трудом. Для них типична смена настроения каждые две недели. Третий тип – лабильный. Это люди, отличающиеся быстрой сменой настроения. Даже незначительная мелочь может их огорчить. Реальность в их представлении постоянно изменяется, то они все видят в самом радужном свете, то им кажется, что все вокруг унылое и мрачное. Такие дети нуждаются в помощи, и родители должны вовремя заметить подобное настроение, и утешить ребенка. При четвертом типе, астеноневротическом, люди склонны к капризам. Наблюдается быстрое утомление, и они должны отдыхать длительное время. К тому же, они мнительны и раздражительны.

Далее идет тип номер пять – сенситивный. Это очень чувствительные личности, которые любое событие принимаю близко к сердцу. Они не любят незнакомцев, замкнуты, отрицательно относятся к большим компаниям. Но с теми, кого хорошо знают, они чувствуют себя расслаблено и непринужденно. Для них ценны моральные качества, важно мнение родителей, которых они всегда слушаются. Шестой тип – психастенический. В данном случае, подростки имеют повышенные интеллектуальные способности, но часто поступают необдуманно, и им в значительной мере мешает самоуверенность. При седьмом типе – шизоидном, люди предпочитают побыть в одиночестве, со сверстниками общаются мало, безразличны к их переживаниям и чувствам. Любят находиться в мире своих фантазий.

Восьмой тип – эпилептоидный. Эти дети обожают капризничать, они буквально измываются над родителями и окружающими. Нередко издеваются над животными, по отношению к сверстникам ведут себя деспотично, подобно диктаторам. В детской компании настаивают на своих жестких правилах, требуют, чтобы им подчинялись. Девятый тип – истероидный. Личко утверждает, что эти люди очень эгоистичны, предпочитают находиться в центре внимания, своими поступками рассчитывают привлечь к себе внимание других людей. Очень любят похвалы, и если в их присутствии хвалят другого ребенка, вполне способны закатить истерику. Лидерскими качествами не обладают, поэтому редко добиваются авторитета.

Десятый тип – неустойчивый. Как считает Личко, этот тип можно отнести к одному из самых беззаботных. Такие люди не беспокоятся о будущем, не стремятся к самореализации. Они ленивы, предпочитают вести разгульную жизнь, и просто плыть по течению. Любая работа дается им с большим трудом. И наконец, последний тип из классификации Личко, который называется конформным. В данном случае, подростки стараются ни в чем не отставать от других, они приспосабливаются к окружающим их условиям. Лидерами становятся редко, так как сами охотно подчиняются авторитетным личностям. Ради выгоды могут предать друзей, не испытывая угрызений совести.

Следует отметить, что типология по Личко имеет не совсем научный подход. Дело в том, что не менее половины людей не относятся к одному конкретному типу. Очень часто акцентуации характера имеет смешанные черты. Сама по себе теория имеет основание в виде обобщений и наблюдений. Указанные критерии представляют собой ориентиры в диагностике различных психопатий подросткового возраста. В этом возрасте особенной яркостью отличается тотальность патологических черт. Подросток, страдающий психопатией, проявляет тип характера в семейном окружении и в школе, на отдыхе. Эти черты становятся яркими не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни, в быту.

Каждый человек – неповторимая личность, с уникальным внутренним миром, мировоззрением и жизненным опытом. Именно совокупность всех этих особенностей с течением времени формирует уникальную структуру личности каждого из нас. Сложный и длительный процесс ее формирования происходит в тесном взаимодействии с окружающим миром и людьми. Мы выбираем свой жизненный путь, профессиональную сферу деятельности, формируем определенный круг общения.

В этом процессе жизненной активности мы проявляем всю палитру и интенсивность красок нашего характера – различных его черт. Если одна из черт проявляется более интенсивно, чем остальные, тогда речь идет об акцентуации характера. Это сложное понятие вошло в обиход мировой психиатрии и психологии в 1981 году, когда знаменитый немецкий психиатр Карл Леонгард в своем труде «Акцентуированная личность» описал понятие акцентуации и конкретные типы акцентуации характера. Если это психиатрическое понятие, то какое отношение оно имеет к психологии, которая занимается помощью психически-здоровым людям?Акцентуация характера – это усиленное или чрезмерное проявление конкретной черты или совокупности отдельных черт характера, которые делают личность уязвимой к определенным внешним воздействиям. Акцентуация в психологии является крайней психической нормой, за которой начинаются негативные личностные изменения и психические отклонения. Для психолога важно выявить акцентуацию, чтобы вовремя скорректировать ее негативные проявления и не допустить развитие психического заболевания.

Акцентуация или оригинальность?

Как же дать определение акцентуации характера, если часто можно встретить людей, у которых отдельные черты ярко проявляются, но не мешают им жить, а наоборот, способствуют успеху, делают их оригинальными? Создавая теорию об акцентуациях, Леонгард учитывал эти особенности. Каждая черта характера у разных людей проявляется в разной степени, яркое проявление конкретной черты совсем не говорит об акцентуации. Акцентуация характера предполагает некую полярность: в одним обстоятельствах она является залогом социального успеха, а в других – препятствует самореализации.

Например, в профессиональной сфере человек с заостренной педантичностью может стать незаменимым работником, который все делает скрупулезно и своевременно. Но с другой стороны, в неблагоприятных обстоятельствах этот человек может заболеть неврозом навязчивых состояний, когда он просто перестает сам руководить собственной жизнью, теряет самоконтроль.

Рассмотрим конкретные виды заостренных черт, которые составляют основу теории Леонгарда про акцентуации характера, чтобы иметь общее понятие о специфике акцентуаций. Леонгард выделял такие основные виды акцентуаций:

Акцентуации рождаются в подростковом возрасте

В 1977 году профессор советской психиатрии Андрей Личко, ориентируясь на исследования психиатров того времени, сформировал собственное понятие об акцентуациях характера. В своей теории Личко сделал акцент на том, что акцентуации характера рождаются и наиболее ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Этот возрастной период характеризуется стремительным развитием всех психических структур, а формирования характера достигает своего апогея, рождается личность.

Именно Личко сформировал конкретные аспекты, которые отличают акцентуации от личностных расстройств:

  • Влияние на конкретные сферы жизни. Если человек с личностным расстройством реагирует на любые внешние воздействия, исходя из особенностей этого расстройства, то особенностью акцентуаций является то, что они проявляются только в конкретных жизненных ситуациях.
  • Нестабильность во времени. Акцентуации чаще всего ярко проявляются в определенные периоды жизни: подростковый период, различные кризисы, травмирующие события. Расстройства стабильны во времени, появляются в довольно раннем возрасте и усиливаются вместе с взрослением.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации. Расстройства постоянно мешают адаптации человека к жизни или же вообще ее останавливают. Акцентуации не мешают этому процессу или же вызывают «временные неудобства».

Рассмотрим классификацию типов акцентуаций характера, предложенную профессором Личко:

Для определения конкретных акцентуаций характера профессиональная психология предлагает использовать две качественные методики:

  • Методика К. Леонгарда в соавторстве с Н. Шмишеком. Эта методика предназначена для исследования акцентуаций характера взрослых людей любого возраста.
  • Методика «ПДО». Это патохарактерологический диагностический опросник Андрея Личко, разработанный специально для исследования акцентуаций характера подростков.

Видео о том, как определенные черты характера влияют на наше здоровье:

Психологический термин «акцентуация характера» используется довольно часто в повседневной жизни. Многие люди, интересующиеся психологией, используют специальные тесты для того, чтобы определить свою принадлежность к определенному психотипу. Однако для того, чтобы понимать феномен акцентуации как можно лучше, следует узнать о том, что такое характер и какие факторы влияют на его формирование. Давайте разберемся в терминологии и рассмотрим классификацию акцентуаций, что была предложена советским психиатром Андреем Лычко.

Теория акцентуированных личностей быстро доказала свою достоверность и полезность

Для начала следует разобраться со значением слова «характер». Данный термин используется в психологии для описания совокупности специфических черт личности, которые определяют мировоззрение, отношение к окружающим людям и определяют человека в обществе. Существует три особенности характера:

  • формирование индивидуальной поведенческой модели человека;
  • помощь в создании коммуникативных связей с окружающими людьми;
  • влияние на образ жизни и жизнедеятельность конкретного индивида.

Что такое акцентуация личности

Основоположником учения, связанного с акцентуацией характера, является Карл Леонгард. Благодаря его теории, психологи получили возможность классифицировать всех людей на отдельные группы, в зависимости от типа их личности. Единственным недостатком этой теории являлось то, что с вопросами теста могли справиться лишь взрослые люди. В отличие от них, у подростков и детей отсутствует необходимый жизненный опыт, основываясь на котором они могли бы пройти тестирование. Именно этим объясняется сложность определения типа характера у ребенка.

Этой проблеме, отечественный специалист из области психиатрии Андрей Личко, посвятил свои исследования. Его работа является модифицированным тестом Леонгарда, который может применяться на любом человеке, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

Типы акцентуации характера по Личко, являются полностью переработанной моделью, предложенной Леонгардом, в которую добавлены несколько новых видов характера.

По мнению Личко, изучение акцентуации подросткового характера — наиболее важно. Многие специфические черты личности, заложенные в человека в детские годы, проявляются в подростковом возрасте наиболее ярко. Именно этот фактор, позволил расширить характеристики многих видов акцентуаций, а также изучить их видоизменение по мере взросления. Данный вопрос был поднят в следующих трудах выдающегося ученого:

  1. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»;
  2. «Подростковая психиатрия»;
  3. «Подростковая наркология».

Андрей Личко модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена. Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием. Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели. По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию. Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность. Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий. Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Степень выраженности акцентуации

В своих исследованиях, Личко отмечает существование двух форм акцентуированных черт личности. Первая форма является явной, а вторая скрытой. Явная степень – состояние, при котором, выраженные черты сохраняются на протяжении всей жизни человека. Такие черты компенсируются психикой, даже при условии отсутствия психических травм. При этом ярко выраженные акцентуации у подростков могут стать причиной возникновения дезадаптации. Скрытые акцентуации возникают на фоне получения психических травм, а также под влиянием стрессовых факторов. Такие черты редко нарушают способность к адаптации, однако могут стать причиной возникновения кратковременной дезадаптации.


Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера»

Несмотря на то, что феномен акцентуации изучается более пятидесяти лет, наука так и не смогла найти ответы на вопросы, связанные с динамикой и развитием определенных типов акцентуации. Андрей Личко, посвятивший свою жизнь изучению этого феномена, является одним из тех, кто внес существенный вклад в развитие этого направления.

По мнению специалистов, формирование и развитие акцентуаций начинается в подростковом возрасте . По окончанию пубертатного периода, такие черты становятся более гладкими и компенсируются другими. Некоторые из явных акцентуаций могут начать видоизменение, становясь скрытыми. Скрытые акцентуации определенного психотипа личности раскрываются под влиянием стрессовых факторов и психотравмирующих ситуаций. Для определенных типов акцентуаций характерны различные нарушения, к которым относятся девиантное поведение, острые аффективные реакции и неврозы. Также следует отметить, что воздействие внешних факторов и внутренних механизмов может привести к трансформации акцентуаций и способствовать возникновению психопатии.

Факторы, влияющие на развитие акцентуации

Особенности человеческого характера тесно взаимосвязаны с подростковой акцентуацией. В своих исследованиях, Андрей Личко поднимал вопрос о связи между определенным возрастом и развитием психопатии в данный период. Согласно ученому, многие черты характера, имеющие патологическую выраженность, отражаются на многих сферах человеческой жизнедеятельности. Выраженность различных черт определяет поведенческую модель во время общения с родителями, близкими друзьями и незнакомыми людьми.

Благодаря этому фактору, появляется возможность безошибочного определения подростков, имеющих гипертимную модель поведения, что характеризуется сильным выбросом энергии, а также истероидной поведенческой моделью, которая проявляется в виде неконтролируемого желания находиться в центре внимания окружающих людей. Помимо этого, у психиатров появляется возможность выявления шизоидной модели поведения, которая проявляется в виде добровольной социальной изоляции.

В подростковом возрасте, многие черты личности стабильны, однако в определенный период происходит их заострение. Именно этот временной промежуток, является наиболее критичным, поскольку имеются все необходимые условия для возникновения психопатий. Каждая из психопатий возникает в определенном возрастном периоде . Человека с шизоидным типом характера можно определить в первые годы его жизни. Гипертимный тип акцентуации проявляется в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет.


Акцентуации характера по Личко - временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка

В развитии разных видов акцентуации у подростков, имеются определенные закономерности. Воздействие социальных и биологических факторов может привести к трансформации гипертимного типа в циклоидную форму. Акцентуация характера более характерна для подросткового возраста, поскольку специфические черты личности проявляются в пубертатном возрасте с максимальной яркостью. По завершении этого отрезка времени они приобретают более сглаженную форму и компенсируются. Однако существует вероятность трансформации явных форм в острый вид.

Следует обратить внимание на то, что подростки, имеющие явные акцентуации, входят в своеобразную группу риска. Воздействие психотравмирующих обстоятельств и других раздражителей может привести к трансформации ярко выраженных черт - в психопатию. Такая трансформация становится причиной девиации, делинквентности и появления склонности к суициду.

Система классификации

Методика, разработанная Андреем Личко, основывается на системах классификаций, предложенных Леонгардом и Ганнушкиным. В данную классификацию входят следующие формы акцентуаций:

  • циклоидная;
  • неустойчивая;
  • психастеническая (тревожно-маниакальная);
  • гипертимная;
  • астеноневротическая;
  • истероидная (демонстративная);
  • лабильная;
  • шизоидная (интровертивная);
  • конформная;
  • сенситивная (чувствительная);
  • эпилептоидная (инертно-импульсивная).

Помимо вышеперечисленных, существует и смешанная форма, в которой сочетаются черты разных видов акцентуации.

Гипертимную форму акцентуации можно охарактеризовать как склонность к позитиву, редкую вспыльчивость и раздражительность. Этот склад характера отличается высокой энергичностью в сочетании с жизненной активностью, крепким здоровьем и повышенной работоспособностью. Сенситивная форма проявляется в виде высокого уровня ответственности, нестабильной самооценки и повышенной чувствительности. Такие люди пугливы, впечатлительны и стесняются окружающих. Циклоидный тип характера проявляется в виде частой перемены настроения, раздражительности и склонности к депрессивному расстройству. Несмотря на это, такие люди часто пребывают в приподнятом настроении и позитивно смотрят на окружающий мир.

Для людей с психастеническим складом личности характерны повышенная тревожность, мнительность, нерешительность и педантичность. В отличие от него, лабильная форма проявляется в виде частых перемен настроения, склонности к аффективным расстройствам, инфантильности и эмоциональной хрупкости. Такие люди нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке от окружающих.


Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации

Индивиды, относящиеся к астеноневротической категории, характеризуются как излишне раздражительные и капризные особы. Быстрое утомление в сочетании с низким уровнем концентрации внимания сопровождаются физической слабостью и мнительностью. Шизоидный тип акцентуации проявляется в виде эмпатии и выраженной эмоциональности. Такие люди предпочитают замкнутость и добровольную социальную изоляцию.

Конформный тип характера подразумевает высокую социальную адаптацию, консервативность и шаблонность мыслей. Для истероидной группы более характерны демонстративное поведение, повышенная эмоциональность, нестабильная самооценка и жажда общественного внимания. Люди, относящиеся к неустойчивой категории, обладают слабой волей и редко сопротивляются негативному влиянию внешних раздражителей.

Эпилептоидный склад характера можно описать как импульсивность и инертность поведенческой модели. Для таких личностей характерны такие черты, как педантичность, целеустремленность и кропотливость. Среди отрицательных черт следует выделить беспочвенную раздражительность, страсть к конфликтам и природную враждебность.

Важно обратить внимание на то, что данная система разрабатывалась для классификации поведенческой модели лиц подросткового возраста. Однако, именно система Личко, наиболее часто применяется для определения вида характера у взрослых людей. Знание ключевых черт характера позволяет создать более продуктивную коммуникативную связь между людьми. Это означает, что системы классификации личности помогают выявить особенности в поведенческой модели и понять стимулы, что преследует конкретный индивид.

Для того что бы понять, что же подразумевается под акцентуациями характера, необходимо проанализировать понятие «характер». В психологии под этим термином понимают набор (или совокупность) наиболее устойчивых черт человека, которые накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность человека и определяют его отношения к людям, к себе и к делу. Характер находит свое проявление и в деятельности человека, и в его межличностных контактах и, конечно же, он придает его поведению своеобразный, характерный только для него оттенок.

Сам термин характер был предложен Теофрастом , который первым дал широкое описание 31-го типа характера человека (читайте про ), среди которых он выделил нудных, хвастливых, неискренних, болтливых и др. В дальнейшем было предложено множество различных классификаций характера, но все они были построены на основании типических черт, присущих определенной группе людей. Но бывают случаи, когда типичные черты характера проявляются более ярко и своеобразно, что делает их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут «заострятся», причем чаще всего они проявляются спонтанно, при воздействии определенных факторов и в соответствующих условиях. Такое заострение (а вернее интенсивность черт) в психологии получило название акцентуация характера.

Понятие акцентуации характера: определение, сущность и степень выраженности

Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Так, например, тревожность как черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении большинства людей, попадающих в неординарные ситуации. Но если тревожность приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и нервозности. Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности человека.

Итак, акцентуация черт характера человека (в пер. с лат. аccentus означает ударение, усиление ) по своей сути не выходят за границы нормы, но в некоторых ситуациях достаточно часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми. Это происходит из-за того, что в каждом типе акцентуация есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место) и чаще всего воздействие негативных факторов (или травмирующей ситуации) приходиться именно на нее, что в дальнейшем может приводить к расстройствам психики и неадекватному поведению человека. Но необходимо уточнит, что сами по себе акцентуации не являются психическими отклонениями или нарушениями, хотя в действующей Международной классификации болезней (10 пересмотр) акцентуации все такт есть и входят в 21 класс/пункт Z73 в качестве проблемы, которая связанна с определенными трудностями в поддержке нормального для человека образа жизни.

Не смотря на то, что акцентуация определенных черт в характере по своей силе и особенностям проявления довольно часто выходят за границы обычного для человека поведения, все же они не могут сами по себе быть отнесены к патологическим проявлениям. Но необходимо помнить, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств, травмирующих факторов и других разрушающих человеческую психику раздражителей, проявления акцентуаций усиливается и увеличивается частота их повторений. А это и может привести к различным невротическим и истерическим реакциям.

Само понятие «акцентуации характера» было введено немецким психиатром Карлом Леонгардом (вернее он использовал термины «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности»). Ему также принадлежит первая попытка их классификации (была представлена научной общественности во второй половине прошлого столетия). В последующем термин был уточнен А.Е. Личко , который под акцентуациями понимал крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление некоторых его черт. По мнению ученого, при этом наблюдается избирательная уязвимость, которая относиться к определенным психогенным воздействиям (даже в случае хорошей и высокой устойчивости). А.Е. Личко подчеркивал, что, не зависимо от того, что любая акцентуация хоть и является крайним вариантом, но все-таки – нормы, и поэтому она не может быть представлена в качестве психиатрического диагноза.

Степень выраженности акцентуаций

Андрей Личко выделял две степени проявления акцентуированых черт, а именно: явную (наличие четко выраженных черт определенного акцентуированного типа) и скрытую (в стандартных условиях черты конкретного типа проявляются очень слабо, либо же не видны вообще). Ниже, в таблице, представлено более подробное описание этих степеней.

Степени выраженности акцентуаций

Степень выраженности Варианты нормы Особенности
явная крайний Акцентуированные черты обладают хорошей выраженность и проявляются на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Акцентуированные черты чаще всего хорошо компенсированы (даже если нет психической травмы), но в подростковом возрасте может наблюдаться дезадаптация.
скрытая обычный Акцентуации находят свое проявления чаще всего вследствие психической травмы или под воздействием травмирующей ситуации. В основном акцентуированные черты не приводят к нарушению адаптации (изредка возможна кратковременная дезадаптация).

Динамика акцентуации характера личности

В психологии, к сожалению, на сегодняшний день проблемы, относящиеся к развитию и динамике акцентуаций, еще не достаточно изучены. Наиболее существенный вклад в разработку данного вопроса был внесен А.Е. Личко, который подчеркнул следующие феномены в динамике типов акцентуаций (поэтапно):

  • формирование акцентуаций и заострение их черт у человека (происходит это в пубертатном периоде), а позже они могут быть сглажены и компенсированы (явные акцентуации сменяются скрытыми);
  • при скрытых акцентуациях происходит раскрытие черт конкретного акцентуированного типа под воздействием психотравмирующих факторов (удар наноситься в наиболее уязвимое в место, то есть где наблюдается наименьшее сопротивление);
  • на фоне определенной акцентуации возникают определенные нарушения и отклонения (девиантное поведение, невроз , острая аффективная реакция и пр.);
  • типы акцентуаций претерпевают некую трансформацию под воздействием среды или же в силу механизмов, которые были заложены конституционально;
  • происходит формирование приобретенной психопатии (акцентуации являлись основой для этого, создав уязвимость, которая является избирательной, для неблагоприятного воздействия внешних факторов).

Типология акцентуаций характера

Как только ученные обратили свое внимание на особенности проявление характера человека и наличие некоторой схожести, сразу же начали появляться различные их типологии и классификации. В прошлом столетии научные поиски психологов были сосредоточены на особенностях проявления акцентуаций – так появилась первая в психологии типология акцентуаций характера, которая была предложена еще в далеком 1968 г. Карлом Леонгардом. Его типология получила широчайшую известность, но еще более популярной стала классификация типов акцентуаций, разработанная Андреем Личко, который при ее создании опирался на работы К. Леонгарда и П. Ганнушкина (им была разработана классификация психопатий). Каждая из этих классификаций призвана описывать определенные типы акцентуации характера, некоторые из которых (и в типологии Леонгарда, и в типологии Личко) имеют общие особенности их проявлений.

Акцентуации характера по Леонгарду

Свою классификацию акцентуаций характера К. Леонгард делил на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, какое происхождение акцентуаций, а точнее, где они локализацируются (относились к темпераменту, характеру или личностному уровню). Всего К. Леонгард выделял12 типов и распределены они были следующим образом:

  • к темпераменту (природное образование) относились гипертимный, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;
  • к характеру (образование социально-обусловленное) ученый отнес демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • к личностному уровню относились два типа – экстра- и интровертированный.

Акцентуации характера по Леонгарду

Тип Характеристика
гипертимный оптимистичный, активный, ориентированный на удачу; наблюдается стремление к деятельности, потребность в переживаниях
дистимический медлительный (заторможенный), молчаливый, ориентированный на неудачу; характерно чрезмерное подчеркивание этических проявлений, частые опасения и различные переживания, обостренное чувство справедливости
аффективно-лабильный ориентированный на эталоны, наблюдается компенсация (взаимная) черт
аффективно-экзальтированный эмоциональный, (стремление возвышать чувства и возводить в культ различные эмоции), возбудимый, воодушевленный, контактный
тревожный робкий, пугливый (боязливый), покорный, растерянный, неконтактный, неуверенный, исполнительный, дружелюбный, самокритичный
эмотивный мягкосердечный, чувствительный, впечатлительный, боязливый, исполнительный, отзывчивый (склонность к состраданию)
демонстративный самоуверенный, хвастливый, подвижный, амбициозный, тщеславный, легкий, лживый; ориентированный на свое «Я» (является эталоном)
педантичный нерешительность, не конфликтность и совестливость: наблюдается ипохондрия ; часто возникает страх того, что собственное «Я» не соответствует идеалам
застревающий подозрительный, обидчивый, ответственный, тщеславный, упрямый, конфликтный; подвержен ревности; наблюдаются переходы от подъема к отчаянию
возбудимый вспыльчивый, педантичный, тяжелый на подъем, ориентируется в первую очередь на инстинкты
экстравертированный контактный, общительный, открытый, неконфликтный, легкомысленный, спонтанность
интровертированный неконтактный, замкнутый, молчаливый, сдержанный, принципиальный, упрямый

Свою типологию акцентуаций характер К. Леонгард разработал, основываясь на оценку межличностного общения людей. Его классификация ориентирована преимущественно уже на взрослых людей. Основываясь на концепции Леонгарда был разработан характерологический опросник, автором которого является Х. Шмишек. Этот опросник позволяет определить доминирующий у человека тип акцентуации.

Типы акцентуации характера Шмишека следующие: гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантический, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, цикломитический и аффективно-экзальтированный. В опроснике Шмишека характеристики этих типов представлена согласно классификации Леонгарда.

Акцентуации характера по Личко

Основой классификации А. Личко являлись акцентуации характера у подростков, ведь он все свои исследования направлял на изучении особенностей проявления характера в подростковом возрасте и причины появления психопатий именно в этом периоде. Как утверждал Личко, в подростковом возрасте патологические черты характера проявляются наиболее ярко и находят свое выражение во всех сферах жизнедеятельности подростка (в семье, школе, межличностных контактах и т.д.). Подобным образом проявляются и подростковые акцентуации характера, так например, подросток с гипертимным типом акцентуации плещет везде своей энергией, с истероидным – привлекает к себе как можно больше внимания, а с шизоидным типом, наоборот, старается оградиться от окружающих.

По мнению Личко, в пубертатном периоде относительно стабильны, но говоря об этом, необходимо помнить следующие особенности:

  • большинство типов заостряются именно в подростковом возрасте, причем этот период является наиболее критичным для возникновения психопатий;
  • все типы психопатий формируются в определенном возрасте (шизоидный тип определяется еще с ранних лет, черты психостеника проявляются в начальной школе, гипертимыный тип наиболее ярко заметен у подростка, циклоидный в основном в молодости (хотя у девочек может проявляться в начале пубертатного периода), а сенситивный в основном формируется к 19 годам);
  • наличие закономерности трансформации типов в подростковом возрасте (например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные), под воздействием биологических и социальных факторов.

Многие психологи, в том числе и сам Личко, утверждают, что для пубертатного периода термин «акцентуации характера» подходят наиболее идеально, ведь именно подростковые акцентуации характера проявляются максимально ярко. К тому моменту, как пубертатный период подходит к своему завершению, акцентуации в основном сглаживаются или компенсируются, а некоторые переходят из явных в скрытые. Но следует помнить, что подростки, у которых наблюдаются явные акцентуации, составляют особую группу риска, так как под воздействием негативных фактором или травмирующих ситуаций эти черты могут перерасти в психопатии и отразиться на их поведении (девиации, делинквентность, суицидальное поведение и т.д.).

Акцентуации характера по Личко были выделены на основании классификации акцентуированных личностей К. Леонгарда и психопатий П. Ганнушкина. В классификации Личко описано следующие 11 типов акцентуаций характера у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный (или чувствительный), психастенический (или тревожно-мнительный), шизоидный (или интровертированный), эпилептоидный (или инертно-импульсивный), истероидный (или демонстративный), неустойчивый и конформный типы. Кроме того, ученый называл еще и смешанный тип, который сочетал в себе некоторые черты различных типов акцентуаций.

Акцентуации характера по Личко

Тип Характеристика
гипертимный чаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость и раздражительность; хорошее самочувствие, повышенная активность, энергичность, высокая работоспособность
циклоидный частая смена настроения (полярное) – от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз)
лабильный повышенная изменчивость настроения (причем причина может быть самая незначительная), внешне хрупкий и инфантильный, повышенная аффективность, потребность в дружбе и
астеноневротический высокая утомляемость, раздражительность, капризность, мнительность, наблюдается низкая концентрация, слабость и повышенный уровень притязания
сенситивный высокая чувствительность и ответственность, наблюдается нестабильность самооценки, пугливость, робость, впечатлительность
психастенический повышенная мнительность (тревожная), нерешительность, рассудительность, педантичность,
шизоидный интровертированность, замкнутость, сухость (не проявляют эмпатии), низкая эмоциональность,
эпилептоидный сочетание инертных черт и импульсивных проявлений (кропотливость, аккуратность, целеустремленность, подозрительность, конфликтность и враждебность)
истероидный эмоциональность, нестабильность самооценки, потребность в повышенном в себе внимании
неустойчивый отличается слабой волей, неспособностью противостоять негативным воздействиям
конформный высокая комфорность (приспосабливается к эталонам поведения, установленным в конкретной группе), поэтому этому типу характерно шаблонность, банальность, консерватизм

Несмотря на то, что А.Е. Личко изучал в основном подростковые акцентуации характера, его типология широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей.