Общество и природа явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле. Презентация на тему "понятие формы многообразие форм окружающего мира" соотношения и связи

Слайд 2

Геометрические фигуры

  • Что видите на экране?
  • Что о них можете сказать?
  • А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?
  • Слайд 3

    Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

  • Слайд 4

    • Все что нас окружает поражает разнообразием форм.
    • Величественные очертания гор.
    • Обтекаемые формы самолетов и автомобилей
    • Пластика человеческого тела
    • Громады многоэтажных зданий
    • Изящные очертания цветов, бабочекк
  • Слайд 5

    • ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И
    • ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.
    • Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.
  • Слайд 6

    Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

    Слайд 7

    В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

    Слайд 8

    • Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.
    • Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.
  • Слайд 9

    Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Геометрические тела

    Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

    Слайд 12

    Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

    Слайд 13

    • С.И. Осипов. «Васильки»
    • А. Лактионов.
    • «Февраль» 1956
    • И. И. Левитан.
    • «Одуванчики» 1889
    • Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.
  • Слайд 14

    • М. Келехсаев.
    • «с. Нар, родина Коста»
    • М. Келехсаев.
    • «Кубистический натюрморт»
    • С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»
    • М. Келехсаев. «Изобилие»
  • Слайд 15

    ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

    • Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
    • В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
  • Слайд 16

    • Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
    • Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.
  • Слайд 17

    • Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
    • Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.
  • Слайд 18

    • Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
    • Анализ формы предметов
    • Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
  • Слайд 19

    Творческая работа

    Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: животных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья».

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

  • Слайд 21

    Вывод

    • Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых
    • Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).
    • Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.
    • Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.
  • Слайд 22

    Литература

    • Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса.
    • Москва. Просвещение. 2008.
    • 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы.
    • Изд. «Титул». 2000.
    • 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека.
    • Методическое пособие для 6 класа.
  • Понятие формы, многообразие форм окружающего мира рассматриваются в рамках внеурочной деятельности в школе, а также на занятиях в начальной школе. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

    Страницы истории

    С древних времен люди начали использовать многообразие форм окружающего мира для изготовления оружия, ювелирных изделий, предметов мебели. Именно тогда возникли первые представления о размерах. И в наше время понятия формы и многообразие форм окружающего мира являются важными аспектами для дизайнеров, художников, скульпторов. Они не только дают людям творческих профессий возможности для новых идей, но и позволяют устанавливать глубокие взаимосвязи между дизайном и законами существования живой природы.

    Современные тенденции

    Понятие формы (многообразия форм окружающего мира) приобрело новое значение после того, как появились инновационные материалы, современные технологии. Они позволили создавать и применять бионические модели в дизайне и живописи, раздвинули границы возможностей скульпторов.

    В настоящее время существенно расширилось понятие форм. Многообразие форм окружающего мира является неотъемлемой частью дизайна, живописи. Именно поэтому данной теме уделяется пристальное внимание в современной школе.

    Теоретические моменты

    Многообразие форм окружающего мира в школе ребята изучают на уроках ИЗО. Формой является объемно-пространственная и морфологическая организация какого-то объекта. Это структурное либо внешнее выражение содержания. Именно форма является важнейшей категорий, которая обуславливает предмет деятельности в искусстве, дизайне, архитектуре, литературе.

    При ее отсутствии нельзя вести речь о том, что вещь есть в пространстве и во времени. Суть понятия многообразия форм в окружающем мире заключается в том, что объект должен отвечать определенным требованиям. Например, дизайнеры обращают внимание на единство свойств: форму, фактуру, цвет, внешний вид. Учитель рассказывает ребятам о многообразии форм. Вокруг человека есть удивительные по красоте очертания гор, громадные многоэтажные здания, обтекаемые формы автомобилей и самолетов, пластика птиц, нежность бабочек, цветов.

    Основные признаки

    Как можно представить детям многообразие форм окружающего мира? ИЗО — это предмет, который связан с зрительным восприятием разнообразных объектов. Именно поэтому в нем важны следующие признаки:

    • конструкция (геометрический вид);
    • фактура;
    • расположение в пространстве;
    • масштабность;
    • цвет;
    • текстура;
    • светотень

    Педагог учит ребят отличать форму деревьев в ветреный день и в спокойную погоду. Он отмечает, что на глазах человека происходит превращение обычного облака в настоящего дракона, красивую птицу, сказочный замок. Нужна фантазия, чтобы увидеть и принять многообразие форм окружающего мира. Внеклассная работа в школе на занятиях по ИЗО предполагает и проведение экскурсий по осеннему лесу, весенним лугам, зимним полям. Во время таких познавательных уроков ребята учатся видеть и понимать уникальность природы, замечать яркие образы, необычные формы предметов.

    В быту и в природе часто встречаются схожие формы. Например, сходство есть между пышным оперением павлина и формой раковины, носиком чайника и хоботом слона, хвостом петуха и веткой, которая склонилась под ветром. В рамках внеурочной деятельности педагог ИЗО учит ребят младшего школьного возраста находить между бытовыми предметами и объектами живой природы сходство, использовать его для создания творческих работ.

    Использование материалов

    Если внимательно приглядеться к окружающему миру, можно понять, что во всех живых объектах, а также в повседневной жизни применяются простейшие геометрические фигуры.

    Например, в различных орнаментах, которые используются для художественного оформления изделий из ткани, при желании можно увидеть квадраты, треугольники. Этот прием используется преподавателями изобразительного искусства при объяснении правил составления рисунка. Если разбить все изображение на отдельные фигуры, можно существенно упростить создание портрета, пейзажа, натюрморта.

    Образование формы можно свести к тому, что в конкретном объекте фиксируют и выделяют основные его качества и свойства, определяют содержание оболочки, которая выступает способом их существования в реальности. В наше время абсолютно понятно, что форма образуется с учетом содержания. В рисовании понятие формы имеет особое значение, так как от того, насколько она продумана, зависит конечный результат - получаемое изображение.

    В рамках занятий ИЗО дети узнают о том, что существуют простые и сложные формы. Первые базируются только на одной геометрической фигуре. Они являются основой для формирования у подрастающего поколения изобразительных навыков.

    Более сложные варианты объектов именуют комбинированными, подразумевая, что в их составе содержится несколько разнообразных геометрических фигур. В качестве примеров можно привести животных, машины, иные реальные объекты. Для их изображения ребенок сначала рисует на бумаге отдельные геометрические фигуры, и только потом соединяет их между собой дополнительными линиями.

    Художники и дизайнеры неслучайно подчеркивают важность геометрических форм объектов, выделяя шарообразные, цилиндрические, кубические предметы.

    Какие простые формы должны быть усвоены ребятами начальной школы? Основной геометрической фигурой, с помощью которой можно изобразить многие объекты живой природы, является круг. На уроках учитель предлагает и квадратные предметы, ассоциируя их со статичностью, тяжестью, строгостью, стабильностью, обоснованностью, правильностью линий.

    Подведем итоги

    Природа у человека всегда ассоциируется с целостностью и совершенством, взаимосвязью между отдельными элементами. Разнообразие ландшафтных зон и климатических условий позволяет ребятам создавать, имея одинаковые исходные геометрические формы, разные изображения объектов, встречающихся в живой природе.

    Помимо занятий по разнообразные геометрические фигуры также применяются и на уроках обслуживающего труда. Вооружившись знаниями о формах предметов, их отличительных особенностях, дети создают разнообразные орнаменты.

    Отметим, что важна взаимосвязь между природной средой, геометрическими фигурами, творческим воображением. Основной задачей педагога является установление таких связей. В рамках новых образовательных стандартов педагог особое внимание уделяет формированию индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника, создает для своих воспитанников оптимальные условия для саморазвития и самосовершенствования.

    Класс: 6

    Презентация к уроку











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    УУД

    Личностные УУД:

    Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

    Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

    Регулятивные УУД:

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Коммуникативные УУД:

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

    Познавательные УУД:

    - общеучебные универсальные действия:

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

    - логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

    Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты:

    Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

    Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

    Предметные результаты:

    Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

    Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

    Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

    Метапредметные результаты:

    – умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

    – умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
    - умение анализировать, синтезировать, исследовать.

    Межредметные связи: с математикой.

    Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

    Ход урока

    1. Организационная часть.

    • Приветствие
    • Проверка готовности к уроку
    • Проверка присутствия учащихся
    • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

    2. Повторение пройденного материала:

    Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

    Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

    Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

    3. Сообщение нового материала

    Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

    Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

    Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

    Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

    Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

    Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

    Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

    Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

    В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

    Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

    Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

    Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

    Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

    Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

    Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

    Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

    В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

    4. Постановка проблемы:

    с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

    Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

    5. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Индивидуальная или групповая работа учащихся

    Контроль учителя

    6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

    • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
    • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
    • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

    7. Завершение урока

    Разработали:

    Поздняя Любовь Васильевна,

    МОУ гимназия №11

    Милованова Надежда Петровна,

    учитель изобразительного искусства

    МОУ СОШ №102

    Волгоград 2013

    Тема четверти: «Мир вещей. Натюрморт» (8 часов).

    Урок №11/3.

    Сценарий урока.

    Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

    Оборудование: компьютер; проектор; презентация по теме урока; раздаточный материал — набор геометрических тел и фигур; бумага белая для образцов; наборы заготовок контуров кувшинов и ваз (в конвертах для каждой пары учеников); предметы и заготовки фигур для натюрморта; магниты; магнитофон, звукозаписи.

    Для обучающихся: белая или цветная бумага; для фона цветная бумага ф.А3 ; конверты с нарезанными плоскими фигурами предметов ваз, фруктов, овощей; клей ПВА; степлер; ножницы; карандаш.

    Цель.

      Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков.

      Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных предметах.

      Научить создавать композицию из геометрических тел для создания натюрморта.

    Задачи.

      Познакомить обучающихся с многообразием форм в мире и объяснить понятие формы, линейных, плоскостных и объемных форм .

      Ознакомить учащихся с многообразием геометрических фигур и простейших геометрических тел, узнавать их.

      Учить видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

      Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

      Организовать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги.

      Воспитывать наблюдательность.

      Развивать у обучающихся пространственные воображение и представления;

      Способствовать углублению метапредметных связей (математика, черчение, ИЗО, история, геометрия).

    Учитель. Как разнообразен мир вокруг! Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской… Как научить изображать все это? Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы. Наблюдая окружающие вас предметы, установите сходство очертаний (абрис) различных предметов с простыми геометрическими фигурами. Например, яблоко — круглое, стол, дом, книжка – прямоугольные. А вот груша. Очертание ее состоит как бы из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Если вы посмотрите на кувшин, то увидите еще больше составляющих его частей. Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических фигур – прямоугольников, треугольников, кругов и овалов. Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру каждого предмета – его конструкцию.

    Слайд №1. Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

    Слово «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

    Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой – и формой . Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложный, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами вместе будем учиться строить натюрморт из простейших геометрических тел.

    Вначале поговорим о форме. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ФОРМА – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания), внешнее очертание, наружный вид предмета. Форма (от латинского forma ) – форма, вид, образ — очертания, внешний вид, контур предмета.

    Вопрос. Что общего между панельным домом, спичечным коробком, шкафом?

    Ученик. Панельный дом, спичечный коробок, шкаф объединяет форма, которая напоминает параллелепипед.

    Слайд №2. «Предметы быта. Параллелепипед».

    Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед?

    Ученик. Параллелепипед в математике – это предмет, у которого стороны попарно равны и параллельны между собой.

    Учитель. Правильно. Когда вы были маленькими, вы наверняка любили играть в кубики. Назовите признаки куба.

    Ученик. У куба все стороны равны.

    Слайд №3. «Предметы быта. Цилиндр».

    Учитель. (Показывает четырехугольную призму). Рассмотрим геометрическое другое тело: в основаниях – квадраты, боковые поверхности – прямоугольники. Это тело называется «четырехугольная правильная призма». (Показывает треугольную и шестиугольную призмы). Она имеет боковую поверхность – прямоугольники — и два основания — квадраты. А если в основаниях будет лежать фигуры треугольники или шестиугольники? Как будут называться тела?

    Ученик. Оба тела будут называться призмами, в первом случае – треугольная призма, во втором – шестиугольная.

    Учитель. Правильно.Где в жизни вы видели предметы или сооружения, имеющие похожую форму?

    Ученик. Формушестиугольной призмы имеют предметы: карандаш, гайка, бетонный электрический столб; форму треугольной призмы – стеклянная призма для преломления дневного света, зеркала в калейдоскопе, стеклянная ваза для цветов и др.

    Учитель. Верно! Как образуется поверхность рассмотренных простейших геометрических тел?

    Ученик. Поверхность куба образована квадратами, параллелепипеда – прямоугольниками, призмы – прямоугольниками образована боковая поверхность, а основания – треугольниками, четырехугольниками и шестиугольниками. Название призмы определяется фигурой, которая лежит в основании призмы.

    Учитель. Молодец! А если боковую поверхность четырехугольной призмы заменить на треугольники, какое тело получиться?

    Ученик. Если заменить боковую поверхность четырехугольной призмы на треугольники, получится геометрическое тело, которое называется пирамидой. Такую форму имеют египетские пирамиды.

    Учитель. Правильно. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.

    Все поверхности рассмотренных простейших геометрических тел образованы плоскими фигурами, которые называются гранями, поэтому называются плоскогранными. Каждое плоскогранное тело имеет грань, ребро – линия пересечения двух граней, и вершину – точку пересечения трех граней. Итак, (показать) — грань, ребро, вершина.

    Какое геометрическое тело напоминают ствол сосны, пенек, кружка?

    Ученик. Указанные предметы имеют общую геометрическую форму и похожи на цилиндр.

    Учитель. Правильно. Цилиндр это простейшее геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной его сторон или образующей вокруг оси (показать). Образующая движется вокруг оси по кругу, а получившаяся фигура называется окружность. Вот так (показать) образуется поверхность цилиндра.

    Вопрос: где вы видели предметы, объекты, сооружения, похожие на цилиндр в повседневной жизни?

    Ученики. На цилиндр похожи колонны зданий, шляпа-цилиндр, ведро, ствол дерева, столбы, ручка от зонтика и т.д.

    Учитель. Перед вамияблоко, апельсин, мяч. Назовите общую геометрическую форму.

    Ученик. Все эти предметы имеют форму шара.

    Учитель. Шар – это простейшее геометрическое тело, образованное вращением сегмента (половина круга) вокруг оси (показать).

    Как бы вы определили форму шишки, елки, заточенной части карандаша?

    Ученик. Эти предметы имеют форму конуса.

    Учитель. Поверхность конуса образована вращением треугольника вокруг одного из его катетов или образующей вокруг оси вращения. Причем одна вершина образующей находится на оси и неподвижна, а вторая отстает от нее на определенное расстояние и описывает окружность. При вращении вокруг оси этой образующей в пространстве образуется поверхность, которая и определяет форму конуса. Пирамида является частным случаем конуса .
    Вопрос: что общего между цилиндром, шаром и конусом?

    Ученик. Цилиндр, шар и конус имеют ось вращения.

    Учитель. …и кривую поверхность. Эти простейшие геометрические тела называются телами вращения. Сделайте вывод.

    Слайд №4. «Простейшие геометрические тела».

    Ученик. Наблюдая любые изображенные предметы, мы можем убедиться, что упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, параллелепипеду, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

    Учитель. Приведите примеры различных окружающих нас предметов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

    Ученик. Постамент монумента «Родина-Мать имеет форму четырехугольной призмы, дома, книги, сайка хлеба – форму параллелепипеда, пакетики с чаем для заварки имеют форму пирамиды, треугольник для бильярдных шаров – форму треугольной призмы, елка – форму конуса, трубы – цилиндра.

    Учитель. Молодцы! Когда мы смотрим на предмет, видим его очертание, или абрис, представляющий собой геометрическую фигуру. Какую фигуру вы видите в кубе? (показать, изобразить).

    Слайд №5. «Геометрические фигуры».

    Ученик. Квадрат.

    Учитель. (показывает параллелепипед). Какую фигуру вы видите? (показать, изобразить).

    Ученик. Прямоугольники.

    Учитель. (показывает призмы треугольную, четырехугольную, шестиугольную призмы). Какие фигуры видите в призмах?

    Ученик. В треугольной призме видим треугольники, в четырехугольной – квадраты в основаниях и прямоугольники как боковая поверхность, в шестиугольной — в основании шестиугольник, боковые поверхности прямоугольники, причем видим сразу три грани.

    Учитель. (показывает конус). Какие фигуры видите в конусе?

    Ученик. Треугольник и круг – фигуры, определяющие конус.

    Учитель. (показывает цилиндр). Как вы охарактеризуете цилиндр?

    Ученик. Цилиндр мы видим как прямоугольник и два круга.

    Учитель. Практическая задача. На заводе токарь вытачивает различные детали, например, вот такие (показать втулку, штифт и др. ).

    Вопрос. Какую заготовку нужно взять, чтобы изготовить детали?

    Ученик. Для изготовления этих деталей нужно взять заготовку в форме цилиндра (и др.).

    Учитель. Молодец! Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы степлером или клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму.

    Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду.

    Упражнение: составьте из изготовленных геометрических тел натюрморт. Работайте в парах. (Прокомментировать).

    Слайд №6. «Натюрморты из геометрических тел».

    Вы изготовили четыре геометрических тела, составили натюрморт. На следующем занятии вам потребуется и цилиндр, и конус, и пирамида, и призма, чтобы научиться их рисовать.

    Учитель. Сейчас мы познакомимся с методом геометрического структурирования и прочтением сложной формы предмета. Будем учиться видеть конструкцию сложной формы.

    Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета? Слово «конструкция» переводится как «строение», «структура», т.е. взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

    Задание. На доске два кувшина сложной формы (из цветной бумаги разного цвета). Назовите, из каких простых фигур состоят эти кувшина. Читать сверху вниз. Расчлените эти кувшин на простые геометрические фигуры.

    Ученик. (называет геометрические фигуры). Первый кувшин составлен из: трапеции, прямоугольника, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции меньшим основанием вниз, трапеции меньшего размера.

    Ученик. (называет геометрические фигуры). Второй кувшин состоит из прямоугольника, трапеции, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции большой высоты и меньшим основанием вниз, маленькой трапеции и прямоугольника. (Показывает расчленение кувшина на доске).

    Учитель. На доске прикреплены магнитами отдельные геометрические фигуры (из цветной бумаги – два комплекта разных цветов). Составить из заготовок два кувшина сложной формы. Приглашаются два ученика.

    Ученики. (составляют кувшины сложной формы из простых фигур).

    Учитель. (обращается к классу). Вам нравиться работа?

    Ученики. Нам нравятся полученные формы кувшинов.

    Учитель. А теперь посмотрите на творения человечества (музыкальное сопровождение». Грация!

    Слайд №7. «Вазы и кувшины».

    Слайд №8. «Многообразие форм».

    Учитель. Практическое задание. В конвертах, которые лежат у вас на столе, набор простых геометрических фигур.Откройте, пожалуйста, конверты и разложите фигуры на столе. Выберите фон из цветной бумаги ф.А4. Соберите на листе кувшин сложной и интересной формы. Прикрепите фигуры клеем к фоновой бумаге.

    (Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

    Выполненные задания разместите на выставке.

    Просмотр и обсуждение работ.

    Учитель. Подведем итог занятия. Что нового вы узнали на уроке?

    Ученик. На уроке мы познакомились с многообразием форм в мире.

    Ученик. У зналипонятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

    Ученик. Познакомились с простыми геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, трапецией, кругом, треугольником.

    Ученик. Познакомились с простейшими геометрическими телами: кубом, параллелепипедом, призмами, пирамидами, цилиндром, конусом, шаром.

    Ученик. Научились видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

    Ученик. Научились выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

    Ученик. Приобрели навыки конструировали простых геометрических тел из бумаги.

    Слайд №9. «Вывод».

    Учитель. Вывод. Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» применимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком.

    Домашнее задание. Принести ф.А4, карандаш, резинка.