Легендарный корабль кусто 7 букв сканворд. Забвение истории. Последние дни Калипсо — судна командора Жака Ив Кусто

Исследователь Мирового океана , фотограф , режиссёр , изобретатель , автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии . Командор ордена Почётного легиона . Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ). Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг . В его честь назван уступ Кусто на Плутоне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Жан-Мишель Кусто: Океанские приключения. Зов косатки -

    Одиссея Русский Трейлер

    Погружение в Марианскую впадину. Морская бездна фильм HD

    Одиссея 2016 трейлер. Одиссея 2016 смотреть онлайн. Что посмотреть.

    Субтитры

Биография

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо , в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 октября - ) был вторым ребёнком из 4 детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже , став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив.

Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит , поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим . Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо » (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако . В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака , он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы. Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

По вероисповеданию - католик. Существуют неправдивые слухи, что Кусто принял ислам. Точно известно, что после смерти Ж. И. Кусто отпевали в христианском храме и он похоронен во Франции, на территории христианского монастыря. Кроме того, по данному вопросу есть официальное письмо Фонда Кусто в котором говорится: «Мы совершенно точно утверждаем, что Командир Кусто не принимал ислам и курсирующие слухи не имеют никакого основания».

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия » , Кусто начал погружаться в воду, используя маску , трубку и ласты , вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Тайе в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга , разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном . Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации , Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара , бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках . Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм », простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо » у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион » (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом , использующим для получения тяги эффект Магнуса .

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Критика

Кусто неоднократно обвинялся в непрофессионализме и паранаучности его работ. Также он подвергся критике за жестокие методы изучения подводного мира (например убийство рыб при помощи динамита) . «В мире безмолвия » был подвергнут критике за чрезмерную натуралистичность и жестокость . Другой фильм Кусто, «Мир без солнца » был встречен критикой в целом положительно. Однако присутствовали и такие отклики, в которых режиссёру вменяли в вину использование поддельных кадров. В частности, рецензент The New York Times Босли Кроутер подверг сомнению документальность некоторых эпизодов, например, выход людей из батискафа в атмосферный пузырь, образовавшийся в глубоководной пещере, хотя обычно в таких пещерах газовая среда непригодна для дыхания .

Вольфганг Ауэр, плававший в команде Кусто 6 лет, утверждает, что многие убийства и жестокости над рыбами были целенаправленными и делались Кусто для качественных кадров в своих фильмах .

Тем не менее, большая часть исследователей и коллег отзываются о нём как о любителе природы.

Награды

  • Командор ордена Почётного легиона
  • Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
  • Военный крест 1939-1945
  • Офицер ордена Морских заслуг
  • Командор ордена искусств и литературы
  • Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Избранная библиография

  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).
  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).
  • World Without Sun (1965).
  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).
  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).
  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).
  • Dolphins (1975).
  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).
  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).
  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)

Переводы на русский язык

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. - М.: «Молодая гвардия», 1957. - 221 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1966. - 462 с.
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 96 с.
  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1974. - 63 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1974. - 191 с.
  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 176 с.
  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. - М.: «Прогресс», 1975. - 206 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1976. - 429 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1977. - 186 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1980. - 48 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 285 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков . Золотой чертог Посейдона. - М.: «Мысль», 1986. - 319 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1996. - 350 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 475 с.)
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 410 с.)
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. - М.: «Армада», 1998. - 362 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «АСТ», «Астрель», 2003. - 527 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. - 381 с.

Фильмография

№* Год (фр./англ.**) Французский Английский*** Французский - Русский Английский - Русский Фильм Жак-Ив Кусто
1. Ранние короткометражные фильмы
1942 Par dix-huit mètres de fond Да
1943 Épaves Shipwrecks Да
1944 Paysages du silence Silent Lands… Да
1948 Phoques au Sahara N/A
1949 Autour d"un récif N/A
1949 Une plongée du Rubis A Dive on Board the Rubis Да
1949 Carnet de plongée (avec Marcel Ichac) N/A
1955 La Fontaine de Vaucluse (avec Louis Malle) N/A
1955 Station 307 N/A
10К 1955 Récifs de coraux N/A
11К 1957 La Galère engloutie (avec Jacques Ertaud) N/A
12К 1959 Histoire d"un poisson rouge The Golden Fish Да
13К 1960 Vitrines sous la mer (avec Georges Alépée) N/A
14К 1960 Prince Albert I N/A
2. Кинофильмы I
1956 Le monde du silence The Silent World Мир тишины В мире безмолвия Да
1964 Le monde sans soleil World Without Sun Мир без солнца Мир без солнца Да
3. Подводная одиссея команды Кусто I
1 1966 L’aventure Précontinent Conshelf Adventure Приключение на шельфе Мир Жака-Ива Кусто Да
2 1967/1968 Les Requins Sharks Акулы Акулы Да
3 1967/1968 La jungle de corail The Savage World of the Coral Jungle Коралловые джунгли Коралловые джунгли Да
4 1967/1968 Le Destin des tortues de me Search in the Deep Тайны глубин Да
5 1968 Baleines et cachalots Whales Киты и кашалоты Великаны глубин - киты Да
6 1968/1969 Le voyage surprise de Pepito et Cristobal The Unexpected Voyage of Pepito and Cristobal Морские найденыши Да
7 1968/1969 Trésor englouti Sunken Treasure Сокровища морей Да
8 1968/1969 La légende du lac Titicaca The Legend of Lake Titicaca Легенда озера Титикака Легенда озера Титикака Да
9 1969 Les baleines du désert The Desert Whales Киты пустыни Киты пустыни Да
10 1969/1970 La nuit des calmars The Night of the Squid Ночь кальмаров Ночь кальмара Да
11 1969/1970 La retour des Éléphants de mer The Return of the Sea Elephants Возвращение морских слонов Возвращение морского слона Да
12 1970 Ces incroyables machines plongeantes Those Incredible Diving Machines Эти невероятные батискафы Да
13 1970 La mer vivante The Water Planet Живое море Водный мир Да
14 1970 La tragédie des Saumons rouges The Tragedy of the Red Salmon Трагедия нерки Да
15 1970/1971 Le lagon des navires perdus Lagoon of Lost Ships Лагуна затонувших кораблей Лагуна затонувших кораблей Да
16 1971 Les Dragons des Galápagos Dragons of Galapagos Галапагосские драконы Да
17 1971 Cavernes englouties Secrets of the Sunken Caves Тайна затопленных пещер Тайны затопленных пещер Да
18 1971 Le sort des Loutres de mer The Unsinkable Sea Otter Непотопляемая морская выдра Да
19 1971/1972 Les dernières Sirènes The Forgotten Mermaids Последние сирены Забытые русалки Да
20 1972/1971 Pieuvre, petite pieuvre Octopus, Octopus Осминожек, осминожек Да
21 1972 Le chant des dauphins A Sound of Dolphins Голоса дельфинов Да
22 1973 500 millions d’années sous la mer 500 Million Years Beneath the Sea 500 миллионов лет на дне моря 500 миллионов лет в глубинах моря Да
23 1973/1972 Le sourire du Morse A Smile of the Walrus Улыбка моржа Да
24 1973 Hippo, Hippo Hippo! Гиппопотамы Битва гиппопотамов Да
25 1973 La baleine qui chante The Singing Whale Поющий кит Поющий кит Да
26 1974/1973 Mission Cousteau en Antarctique. Partie I. La glace et le feu Cousteau in the Antarctic. Part I. South to Fire and Ice Кусто в Антарктике. Часть I. Огонь и лед Кусто в Антарктике. Часть I. На юг к огню и льдам Да
27 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie II. Le vol du Pingouin Cousteau in the Antarctic. Part II. The Flight of Penguins Кусто в Антарктике. Часть II. Полет пингвинов Да
28 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie III. La vie sous un océan de glace Cousteau in the Antarctic. Part III. Beneath the Frozen World Кусто в Антарктике. Часть III. Под вечными льдами Да
29 1974 Mission Cousteau en Antarctique. Partie IV. Blizzard à Esperanza Cousteau in the Antarctic. Part IV. Blizzard at Hope Bay Кусто в Антарктике. Часть IV. Снежная буря в заливе Надежды Да
30 1975/1974 Patagonie: La vie au bout du monde Life at the End of the World Жизнь на краю света На краю земли Да
31 1975 L’hiver des Castors Beavers of the North Country Бобры северного края Да
32 1975 Les Fous du Corail The Coral Divers of Corsica Корсиканцы в погоне за кораллами Да
33 1975 Les requins dormeurs du Yucatan The Sleeping Sharks of Yucatan Спящие акулы Юкатана Спящие акулы Юкатан Да
34 1975/1976 Coup d’aile sous la mer: Isabella The Sea Birds of Isabella Морские птицы острова Изабелла Да
35 1976 Mysteries of the Hidden Reefs Тайны подводных рифов Да
36 1976 El Gran Pez que se tragó a Jonás The Fish That Swallowed Jonah Да
37 1976 Au cœur des récifs des Caraïbes The Incredible March of the Spiny Lobsters Великий поход лангустов Да
4. Кинофильмы II
1975/1976 Voyage au bout du monde Voyage to the Edge of the World Путешествие на край света Да
5. Оазис в Космосе
1977 What Price Progress? Цена прогресса Нет
1977 Troubled Waters Беспокойные воды Нет
1977 Grain of Conscience Нет
1977 Population Time Bomb Нет
1977 The Power Game Энергетический азарт Нет
1977 Visions of Tomorrow Видение будущего Нет
6. Подводная одиссея команды Кусто II
38 1977 L’énigme du Britannic Calypso’s Search for the Britannic Загадка «Британника» Калипсо ищет «Британик» Да
39 1978 Le butin de Pergame sauvé des eaux Diving for Roman Plunder Погоня за добычей римлян Погоня за добычей римлян Да
40 1978 À la recherche de l’Atlantide. Partie I Calypso’s Search for Atlantis. Part I В поисках Атлантиды. Часть I Да
41 1978 À la recherche de l’Atlantide. Partie II Calypso’s Search for Atlantis. Part II В поисках Атлантиды. Часть II Да
42 1978 Le testament de l"île de Pâques Blind Prophets of Easter Island Культурное наследие острова Пасхи Слепые пророки острова Пасхи Да
43 1978 Ultimatum sous la mer Time Bomb at Fifty Fathoms Да
44 1979 Le sang de la mer Mediterranean: Cradle or Coffin? Кровь моря Средиземное море: колыбель или могила? Да
45 1979 Le Nil. Partie I The Nile. Part I Нил - река богов. Часть I Нил - река богов. Часть I Да
46 1979 Le Nil. Partie II The Nile. Part II Нил - река богов. Часть II Нил - река богов. Часть II Да
47 1980 Fortunes de mer Lost Relics of the Sea Утраченные святыни моря Да
48 1980/1981 Clipperton: île de la solitude Clipperton: The Island Time Forgot Забытый остров Клипертон Забытый остров Клипертон Да
49 1981/1982 Sang chaud dans la mer Warm-Blooded Sea: Mammals of the Deep Теплокровное море Да
7. Приключения в Северной Америке
1981 Les piege de la mer Cries from the Deep Нет
1982 Du grand large aux grands lac Saint Lawrence: Stairway to the Sea Да
8. Амазонка
1982 Objectif Amazone: Branle-bas sur la Calypso Calypso Countdown: Rigging for the Amazon Путешествие на Амазонку: Готовность номер один Да
2 1983 Au pays des milles rivières Journey to a Thousand Rivers Среди тысяч рек Путешествие в долину тысячи рек Да
3 1983 La rivière enchantée The Enchanted River Зачарованная река Да
4 1983 Ombres fuyantes - Indiens de l’Amazonie Shadows in the Wilderness - Indians of the Amazon Скользящие тени. Индейцы Амазонии В дебрях Амазонки Да
5 1983/1984 La rivière de l’or River of Gold Золотая река Золотая река Да
6 1984 Message d’un monde perdu Legacy of a Lost World Наследие забытого мира Да
7 1984 Un avenir pour l’Amazonie Blueprints for Amazonia Сумерки над Амазонией Да
8 1984 Tempête de neige sur la jungle Snowstorm in the Jungle Метель в джунглях Да
9. Другие релизы I
1 1985 Le Mississippi. Partie I. Un Allié récalcitrant Cousteau at Mississippi. The Reluctant Ally Кусто на Миссисипи. Упрямый союзник Кусто на Миссиссиппи. Союзник поневоле Да
2 1985 Le Mississippi. Partie II. Allié et adversaire Cousteau at Mississippi. The Friendly Foe Кусто на Миссисипи. Союзник и противник Кусто на Миссиссиппи. Милый враг Да
3 1985 Jacques-Yves Cousteau: mes premier 75 ans (1) Jacques Cousteau: The First 75 Years (1) 75-летний капитан (1) Нет
4 1985 Jacques-Yves Cousteau: mes premier 75 ans (2) Jacques Cousteau: The First 75 Years (2) 75-летний капитан (2) Нет
5 1985 Alcyone, fille du vent Riders of the Wind Дочь ветра Да
1988 Island of Peace Остров мира Да
10. Повторное открытие мира I
1 1986 Haïti: L’eau de chagrin Haiti: Waters of Sorrow Гаити: Воды скорби Гаити: Воды скорби Да
2 1986 Cuba: les eaux du destin Cuba: Waters of Destiny Куба: Воды судьбы Да
3 1986 Cap Horn: les eaux du vent Cape Horn: Waters of the Wind Мыс Горн: Воды ветра Мыс Горн: Воды ветра Да
4 1986 L’héritage de Cortez Sea of Cortez: Legacy of Cortez Море Кортеса: Наследие Кортеса Да
5 1987 Les Îles Marquises: montagnes de la mer The Marquesas islands: Mountains from the Sea Маркизские острова: Горы, выходящие из моря Да
6 1987 Îles du Détroit: les eaux de la discorde Channel Islands: Waters of Contention Острова пролива: Беспокойные воды Ламанш: Воды раздора Да
7 1987 Îles du Détroit: à l’approche d’une marée humaine Channel Islands: Days of Future Past Острова пролива: Видение будущего Ламанш: Воспоминания о будущем Да
8 1988 Nouvelle-Zélande: la Rose et le dragon New Zealand: The Rose and the Dragon Новая Зеландия: Роза и дракон Да
9 1988 Nouvelle-Zélande: au pays du long nuage blanc New Zealand: The Heron of the Single Flight Новая Зеландия: Одинокий полет цапли Да
10 1988 Nouvelle-Zélande: le Péché et la Rédemption New Zealand: The Smoldering Sea Новая Зеландия: Тлеющее море Да
11 1988 Au pays des totems vivants Pacific Northwest: Land of the Living Totems Северо-восток Тихого океана: В краю живых тотемов Да
12 1988 Tahiti: l’eau de feu Tahiti: Fire Waters Таити: Огненные воды Таити: Огненные воды Да
13 1988 Les Requins de l"île au trésor Cocos Island: Sharks of Treasure Island Кокосовый остров: Акулы Острова Сокровищ Да
14 1988/1989 Mer de Béring: Le crépuscule du chasseur en Alaska Bering Sea: Twilight of the Alaskan Hunter Берингово море: Сумерки над Аляской Да
15 1988/1989 Australie: l’ultime barrière Australia: The Last Barrier Австралия: Последний барьер Да
16 1989 Bornéo: Le spectre de la tortue Borneo: The Ghost of the Sea Turtle Борнео: Призрак морской черепахи Да
17 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée I: La machine à remonter le temps Papua New Guinea I: Into the Time Machine Папуа Новая Гвинея I: Машина времени Папуа Новая Гвинея I: Путешествие в машине времени Да
18 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée II: La rivière des hommes crocodiles Papua New Guinea II: River of Crocodile Men Папуа Новая Гвинея II: Река людей-крокодилов Папуа Новая Гвинея II: В царстве крокодилов Да
19 1989 Papouasie Nouvelle-Guinée III: La coeur de feu Papua New Guinea III: Center of Fire Папуа Новая Гвинея III: В эпицентре огня Да
20 1989 Thaïlande: les forçats de la mer Thailand: Convicts of the Sea Таиланд: Узники моря Таиланд: Узники моря Да
21 1989/1990 Bornéo: la Forêt sans terre Borneo: Forests Without Land Борнео: Плавучие джунгли Борнео: Плавучие джунгли Да
11. Другие релизы II
7 1990 Scandale à Valdez Outrage at Valdez Мятежный танкер Нет
8 1990 Lilliput en Antarctique Lilliput in Antarctica Да
12. Повторное открытие мира II
22 1990 Andaman, les îles invisibles Andaman Islands: Invisible Islands Андаманские острова: Невидимые острова Да
23 1990/1991 Australie: à l’ouest du bout du monde Australia: Out West, Down Under Австралия: Навстречу прошлому Да
24 1991 Australie: le peuple de la mer desséchée Australia: People of the Dry Sea Австралия: Люди в пустынном море Да
25 1991 Australie: le peuple de l’eau et du feu Australia: People of Fire and Water Австралия: Люди огня и воды Австралия: Сквозь огонь и воду Да
26 1991 Australie: les trésors de la mer Australia: Fortunes in the Sea Австралия: Сокровищница моря Австралия: Сокровищница моря Да
27 1991 Tasmanie, une île s"éveille Tasmania: Australia’s Awakening Island Австралия: Рассвет на острове Тасмания Да
28 1991 Indonésie: les vergers de l’enfer Indonesia I: The Devil’s Orchard Индонезия I: Сады дьявола Индонезия I: Сады дьявола Да
29 1991 Sumatra: le cœur de la mer Indonesia II: Sumatra, the Heart of the Sea Индонезия II: Суматра Индонезия II: Сердце моря Да
30 1991/1992 Nauru, îlot ou planète Nauru: The Island Planet Науру: Каменная планета Науру: Каменная планета Да
31 1991/1992 La grand requin blanc, seigneur solitaire des mers The Great White Shark - Lonely Lord of the Sea Белая акула - одинокий властелин моря Австралия: Белые акулы Нет
32 1991 Palawan, le dernier refuge Palawan: The Last Refuge Палаван: Последнее убежище Палаван: Последний оплот Да
33 1992 Danube I: le lever de rideau Danube I: The Curtain Rises Дунай I: Занавес поднимается Дунай I: За голубой завесой Да
34 1992 Danube II: le rêve de Charlemagne Danube II: Charlemagne’s Dream Дунай II: Мечта Карла Великого Дунай II: Река королей Да
35 1992 Danube III: les Cris du Fleuve Danube III: The River Cries Out Дунай III: О чём плачет Дунай Да
36 1992 Danube IV: les Débordements du Fleuve Danube IV: Rivalries Overflow Дунай IV: Состязание наводнений Дунай IV: Кладбище кораблей Да
37 1993 La société secrète des Cétacés Bahamas: The Secret Societies of Dolphins and Whales Багамские острова: Киты и дельфины - тайный союз Нет
38 1993 Mékong: le don de l’eau Mekong: The Gift of Water Меконг: Тайны Меконга Меконг: Тайны Меконга Нет
39 1993 Vietnam et Cambodge: le riz et les fusils Vietnam and Cambodia: Children of Rice and Guns Вьетнам и Камбоджа: Дети риса и пороха Вьетнам и Кампучия: Дети риса и пороха Нет
13. Другие релизы III
9 1995 La Légende de Calypso Calypso’s Legend Легенда Калипсо Да
10 1995 Profond, loin, longtemps Deeper, Farther, Longer Все глубже и дальше, и дольше Освещая глубины Да
11 1996 Les promisses de la mer The Mirage of the Sea Обещания моря Да
14. Повторное открытие мира III
40 1995 Madagascar I: l"île des esprits Madagascar I: Island of Heart and Soul Мадагаскар I: Душа острова Мадагаскар I: Загадки Мадагаскара Да
41 1995 Madagascar II: l"île des esprits Madagascar II: Island of Heart and Soul Мадагаскар II: Душа острова Мадагаскар II: Смертельный обряд Да
42 1996 Afrique du Sud: les diamants du désert South Africa: Diamonds of the Desert Южная Африка: Алмазная пустыня Да
43 1996 Afrique du Sud: sanctuaires pour la vie South Africa: Sanctuaries for Life Южная Африка: Святилище жизни Южная Африка: Ковчег на краю света Да
44 1996/1997 À travers la Chine par le fleuve Jaune China: Across China with the Yellow River Китай: Вслед за жёлтой рекой Нет
45 1997/1999 Le lac Baïkal Lake Baikal: Beneath the Mirror Байкал: В зазеркалье Байкала Байкал: Зазеркалье Байкала Да

November 17th, 2013

Знаменитый документальный сериал «Подводная одиссея команды Кусто» великий французский океанограф снимал в 1960–1970-х годах. Основным кораблем Кусто был тогда переделанный из британского минного тральщика «Калипсо». Но в одном из последующих фильмов – «Повторное открытие мира» – появилось другое судно, яхта «Алкиона».

Глядя на нее, многие телезрители задавали себе вопрос: что это за странные трубы установлены на яхте?.. Может быть это трубы котлов или двигательных установок? Каково же может быть ваше изумление, если вы узнаете, что это ПАРУСА … турбопаруса …

Яхту «Алкиона» фонд Кусто приобрел в  1985 году, и рассматривался этот корабль не столько как исследовательский, сколько в качестве базы для изучения эффективности турбопарусов  — оригинального судового движителя. А когда спустя 11  лет легендарная «Калипсо» затонула, «Алкиона» заняла ее место в качестве основного судна экспедиции (к слову, сегодня «Калипсо» поднята и в полуразграбленном состоянии стоит в  порту Конкарно).

Собственно, турбопарус изобрел Кусто. Так же как акваланг, подводное блюдце и множество других приспособлений для исследования морских глубин и поверхности Мирового океана. Идея родилась еще в начале 1980-х и заключалась в  том, чтобы создать максимально экологичный, но при этом удобный и  современный движитель для водоплавающего средства. Использование силы ветра представлялось наиболее перспективным направлением исследований. Но вот незадача: парус человечество придумало несколько тысяч лет назад, а что может быть проще и  логичнее?

Конечно, Кусто и компания понимали, что построить судно, приводимое в движение исключительно парусом, невозможно. Точнее, возможно, но его ходовые качества будут весьма посредственными и зависимыми от капризов погоды и направления ветра. Поэтому изначально планировалось, что новый «парус» будет лишь вспомогательной силой, применимой в помощь обычным дизельным двигателям. При этом турбопарус заметно снизил бы расход дизельного топлива, а при сильном ветре мог стать единственным движителем судна. И  взгляд команды исследователей обратился в прошлое  - к изобретению немецкого инженера Антона Флеттнера, знаменитого авиаконструктора, внесшего серьезный вклад и в кораблестроение.

Турбопарус представляет собой полый цилиндр, снабженный специальным насосом. Насос создает разряжение с одной стороны турбопаруса, закачивая воздух внутрь паруса, наружный воздух начинает течь вокруг турбопаруса с разной скоростью и корабль начинает двигаться в перпендикулярном давлению воздуха направлении. Это очень напоминает подъемную силу действующую на крыло самолета — снизу крыла давление больше и самолет выталкивает вверх. Турбопарус позволяет двигаться кораблю против любого ветра, лишь бы хватило мощности насоса. Применяется как вспомогательная система для обычного судового двигателя. Два турбопаруса установленные на корабле команды Кусто «Алкион» позволяли экономить до 50% горючего.

Ротор Флеттнера и эффект Магнуса

16 сентября 1922 года Антон Флеттнер получил немецкий патент на так называемое роторное судно. А в октябре 1924 года экспериментальное роторное судно Buckau сошло со стапелей кораблестроительной компании Friedrich Krupp в Киле. Правда, строилась шхуна не с нуля: до установки роторов Флеттнера она была обычным парусным судном.

Идея Флеттнера заключалась в использовании так называемого эффекта Магнуса, суть которого состоит в  следующем: когда воздушный (или жидкостный) поток обтекает вращающееся тело, образуется сила, перпендикулярная направлению потока и  воздействующая на тело. Дело в  том, что вращающийся объект создает вокруг себя вихревое движение. С той стороны объекта, где направление вихря совпадает с направлением потока жидкости или газа, скорость движения среды растет, а  с противоположной — падает. Разница давлений и создает поперечную силу, направленную от стороны, где направление вращения и направление потока противоположны, к стороне, где они совпадают.

«Ветряной корабль Флеттнера у всех на устах благодаря необычайно ревностной газетной пропаганде», – писал Луи Прандтль в своей статье о разработке немецкого инженера.

Открыл этот эффект в 1852 году берлинский физик Генрих Магнус.

Эффект Магнуса

Германский авиационный инженер и изобретатель Антон Флеттнер (1885–1961) вошел в историю мореплавания как человек, пытавшийся заменить паруса. Ему довелось долго странствовать на паруснике по Атлантическому и Индийскому океанам. На мачтах парусных судов той эпохи ставилось много парусов. Парусное оснащение было дорогостоящим, сложным, а в аэродинамическом отношении не слишком эффективным. Постоянные опасности подстерегали моряков, которым даже во время шторма надо было заниматься парусами на 40–50-метровой высоте.

Во время плавания у молодого инженера родилась мысль заменить паруса, требующие больших усилий более простым, но эффективным устройством, основным движителем которого также служил бы ветер. Раздумывая над этим, он вспомнил аэродинамические опыты, проводимые его соотечественником физиком Генрихом Густавом Магнусом (1802–1870). Ими было установлено, что при вращении цилиндра в потоке воздуха возникает поперечная сила с направлением, зависящим от направления вращения цилиндра (эффект Магнуса).

Один из его классических опытов выглядел следующим образом: «Латунный цилиндр мог вращаться между двумя остриями; быстрое вращение цилиндру сообщалось, как в волчке, шнуром. Вращающийся цилиндр помещался в раме, которая, в свою очередь, легко могла поворачиваться. На эту систему пускалась сильная струя воздуха при помощи маленького центробежного насоса. Цилиндр отклонялся в направлении, перпендикулярном к воздушной струе и  к  оси цилиндра, притом в ту сторону, с которой направления вращения и струи были одинаковы» (Л. Прандтль «Эффект Магнуса и ветряной корабль», 1925).

А.Флеттнер сразу подумал, что паруса можно заменить установленными на корабле вращающимися цилиндрами.

Оказывается, что там, где поверхность цилиндра движется против потока воздуха, скорость ветра уменьшается, а давление – увеличивается. С другой стороны цилиндра все наоборот – скорость воздушного потока возрастает, а давление – падает. Эта разница в давлениях с разных сторон цилиндра и является движущей силой, которая заставляет судно двигаться. Таков основной принцип действия роторного оборудования, которое использует силу ветра для движения судна. Все очень просто, однако только А.Флеттнер «не прошел мимо», хотя эффект Магнуса был известен уже более полувека.

К реализации замысла он приступил в 1923 году на одном озере недалеко от Берлина. Собственно, Флеттнер сделал довольно простую вещь. Он установил на метровую испытательную шлюпку бумажный цилиндр-ротор высотой около метра и диаметром 15  см, а  для его вращения приспособил часовой механизм. И шлюпка поплыла.

Капитаны парусных судов насмехались над цилиндрами А.Флеттнера, которыми он хотел заменить паруса. Изобретателю удалось заинтересовать своим изобретением состоятельных меценатов. В 1924 году на 54-метровой шхуне «Buckau» вместо трех мачт были смонтированы два роторных цилиндра. Эти цилиндры вращал дизельный генератор мощностью 45 л.с.

Роторы «Букау» вращались от электродвигателей. Собственно, никакого отличия от классических опытов Магнуса в конструкции не было. Со стороны, где ротор вращался навстречу ветру, создавалась область повышенного давления, с противоположной — пониженного. Результирующая сила и двигала судно. Более того, эта сила примерно в 50 раз превышала силу давления ветра на неподвижный ротор!

Это открывало перед Флеттнером огромные перспективы. Помимо всего прочего, площадь ротора и его масса были в несколько раз меньше, чем площадь парусного вооружения, которое бы давало равную движущую силу. Ротором было намного проще управлять, да и в производстве он был достаточно дешев. Сверху Флеттнер накрыл роторы плоскостями-тарелками — это увеличивало движущую силу примерно в два раза за счет правильной ориентации потоков воздуха относительно ротора. Оптимальную высоту и диаметр ротора для «Букау» рассчитали, продув модель будущего судна в аэродинамической трубе.

Турбопарусник Кусто - На 2011 год «Алкиона» является единственным в мире судном с турбопарусом системы Кусто. Смерть великого океанографа в 1997 году поставила крест на постройке второго подобного корабля, «Калипсо II», а другие кораблестроители опасаются непривычной конструкции…

Ротор Флеттнера показал себя прекрасно. В отличие от обычного парусного судна, роторный корабль практически не боялся непогоды и  сильных боковых ветров, легко мог идти переменными галсами под углом 25º к встречному ветру (для обычного паруса предел около 45º). Два цилиндрических ротора (высота 13,1 м, диаметр 1,5 м) позволили отлично сбалансировать судно — оно оказалось устойчивее парусника, которым «Букау» был до перестройки. Испытания проводили и в штиль, и в шторм, и  с  намеренной перегрузкой — и никаких серьезных недостатков выявлено не было. Наиболее выгодным для движения судна было направление ветра точно по перпендикуляру к оси судна, а направление движения (вперед или назад) определялось направлением вращения роторов.

В середине февраля 1925 г. шхуна «Buckau», вместо парусов снабженная роторами Флеттнера, вышла из Данцига (ныне – Гданьск) в Шотландию. Погода была плохой, а большинство парусников не осмеливались выходить из портов. В Северном море «Buckau» пришлось серьезно сразиться с сильными ветрами и большими волнами, однако шхуна накренялась на борт меньше, чем другие встреченные парусники.

Во время этого плавания не требовалось вызывать на палубу членов команды, чтобы они меняли паруса в зависимости от силы или направления ветра. Хватило одного вахтенного штурмана, который, не выходя из рубки, мог управлять деятельностью роторов. Раньше команда трехмачтовой шхуны состояла как минимум из 20 матросов, после ее переделки в роторный корабль хватило 10 человек.

В том же году на верфи был заложен второй роторный корабль — могучий грузовой лайнер «Барбара», приводимый в движение тремя 17-метровыми роторами. При этом для каждого ротора хватало одного маленького моторчика мощностью всего 35 л.с. (при максимальной скорости вращения каждого ротора 160 об/мин)! Тяга роторов была эквивалентна тяге винтового движителя вкупе с обычным корабельным дизелем мощностью около 1000 л.с. Впрочем, дизель на судне тоже наличествовал: в дополнение к роторам он приводил в движение винт (который оставался единственным движителем в случае безветренной погоды).

Многообещающие опыты побудили судоходную компанию «Rob.M.Sloman» из Гамбурга в 1926 году построить судно «Барбара». На нем заранее намечалось оборудовать турбопаруса – роторы Флеттнера. На судне длиной 90 м и шириной 13 м были смонтированы три ротора высотой около 17 м.

«Барбара», как и планировалось, в течение некоторого времени успешно перевозила фрукты из Италии в Гамбург. Примерно 30–40 % времени рейса судно шло благодаря силе ветра. При ветре в 4–6 баллов «Барбара» развивала скорость 13 узлов.

Планировалось испытать роторное судно в более длительных рейсах в Атлантическом океане.

Но в конце 1920-х грянула Великая депрессия. В 1929 году чартерная компания отказалась от дальнейшей аренды «Барбары», и ее продали. Новый владелец снял роторы и переоборудовал корабль по традиционной схеме. Все-таки ротор проигрывал винтовым движителям в сочетании с обычной дизельной силовой установкой из-за своей зависимости от ветра и определенных ограничений по мощности и быстроходности. Флеттнер обратился к более перспективным исследованиям, а «Баден-Баден» в итоге затонул во время шторма в Карибском море в  1931 году. И о роторных парусах надолго забыли…

Начало роторных судов, казалось бы, было достаточно успешным, но они не получили развития и надолго были забыты. Почему? Во-первых, «отец» роторных судов А.Флеттнер погрузился в создание вертолетов и перестал интересоваться морским транспортом. Во-вторых, несмотря на все свои преимущества, роторные суда так и остались парусниками с присущими им недостатками, основной из которых – зависимость от ветра.

Роторами Флеттнера снова заинтересовались в 80-х годах ХХ в., когда ученые начали предлагать различные меры по смягчению потепления климата, снижению загрязнения, более рациональному расходованию топлива. Одним из первых о них вспомнил исследователь глубин француз Жак-Ив Кусто (1910–1997). Для испытания работы системы турбопарусов и снижения расхода дорожающего топлива двухмачтовый катамаран «Alcyone» (Алкиона – дочь бога ветров Эола) был переделан в роторное судно. Выйдя в морское плавание в 1985 году, он побывал в Канаде и Америке, обогнул мыс Горн, обошел Австралию и Индонезию, Мадагаскар и Южную Африку. Был перенесен в Каспийское море, где проплавал три месяца, занимаясь различными исследованиями. «Alcyone» до сих пор использует два разных движителя – два дизельных двигателя и два турбопаруса.

Турбопарус Кусто

Парусники строились и на протяжении XX века. В современных кораблях такого типа парусное вооружение сворачивается с помощью электромоторов, новые материалы позволяют заметно облегчить конструкцию. Но парусник парусником, а идея использовать энергию ветра кардинально новым способом витала в воздухе еще со времен Флеттнера. И ее подхватил неутомимый искатель приключений и исследователь Жак-Ив Кусто.

23 декабря 1986 года, уже после того как упомянутая в начале статьи «Алкиона» была спущена на воду, Кусто и его коллеги Люсьен Малавар и  Бертран Шарье получили совместный патент № US4630997 на «устройство, создающее силу посредством использования движущейся жидкости или газа». Общее описание звучит следующим образом: «Устройство помещается в среду, движущуюся в  некотором направлении; при этом возникает сила, действующая в направлении, перпендикулярном первому. Устройство позволяет избежать использования массивных парусов, в которых движущая сила пропорциональна площади паруса». Чем же отличается турбопарус Кусто от роторного паруса Флеттнера?

В поперечном сечении турбопарус представляет собой нечто вроде вытянутой и скругленной с острого конца капли. По бокам «капли» расположены воздухозаборные решетки, через одну из которых (в зависимости от необходимости движения вперед или назад) производится отсос воздуха. Для максимально эффективного засасывания ветра в воздухозаборник на турбопарусе установлен небольшой вентилятор, приводимый в движение электромотором.

Он искусственно повышает скорость движения воздуха с подветренной стороны паруса, всасывая воздушную струю в момент ее отрыва от плоскости турбопаруса. Это создает разрежение с одной из сторон турбопаруса, одновременно предотвращая образование турбулентных вихрей. А дальше действует эффект Магнуса: разрежение с одной стороны, как результат — поперечная сила, способная приводить судно в движение. Собственно, турбопарус — это поставленное вертикально самолетное крыло, по крайней мере принцип создания движущей силы схож с принципом создания подъемной силы самолета. Для того чтобы турбопарус всегда был повернут к  ветру наиболее выгодной стороной, он оборудован специальными датчиками и установлен на поворотной платформе. Кстати, патент Кусто подразумевает, что воздух может отсасываться изнутри турбопаруса не только вентилятором, но и, к  примеру, воздушным насосом  - таким образом Кусто прикрыл калитку для последующих «изобретателей».

Собственно, впервые Кусто испытал прототип турбопаруса на катамаране «Ветряная мельница» (Moulin à Vent) в 1981 году. Самым крупным успешным плаванием катамарана было путешествие из Танжера (Марокко) в Нью-Йорк под присмотром более крупного корабля экспедиции.

А в апреле 1985 года в порту Ла-Рошель была спущена на воду «Алкиона» — первый полноценный корабль, оборудованный турбопарусами. Сейчас она по-прежнему на ходу и на сегодняшний день является флагманом (и, по сути, единственным крупным кораблем) флотилии команды Кусто. Турбопаруса на ней служат не единственным движителем, но помогают обычной сцепке из двух дизелей и
нескольких винтов (что, кстати, позволяет сократить расход горючего примерно на треть). Будь великий океанограф жив, он бы, наверное, построил еще несколько подобных кораблей, но энтузиазм его соратников после ухода Кусто заметно спал.

Незадолго до смерти в 1997 году Кусто активно прорабатывал проект судна «Калипсо II» с турбопарусом, но завершить его не успел. По последним данным, зимой 2011 года «Алкиона» стояла в порту Каен и ждала новой экспедиции.

И снова Флеттнер

Сегодня предпринимаются попытки возродить идею Флеттнера и сделать роторные паруса массовыми. Например, знаменитая гамбургская компания Blohm + Voss после нефтяного кризиса 1973 года начала активную разработку роторного танкера, но к  1986-му экономические факторы прикрыли этот проект. Потом был целый ряд любительских конструкций.

В 2007 году студенты Фленсбургского университета построили катамаран, приводимый в движение роторным парусом (Uni-cat Flensburg).

В  2010  году появился третий в истории корабль с роторными парусами  - тяжелый грузовик E-Ship 1, который был построен по заказу компании Enercon, одного из крупнейших производителей ветрогенераторов в мире. 6 июля 2010  года корабль был впервые спущен на воду и совершил короткое плавание из Эмдена в Бремерхафен. А уже в  августе он отправился в свой первый рабочий вояж в Ирландию с грузом из девяти ветрогенераторов. Судно оборудовано четырьмя роторами Флеттнера и,  конечно, традиционной силовой установкой на случай безветрия и для получения дополнительной мощности. Все-таки роторные паруса служат лишь вспомогательными движителями: для 130-метрового грузовика их мощности маловато, чтобы развивать должную скорость. Двигателями служат девять силовых установок Mitsubishi, а роторы вращаются с помощью паровой турбины производства Siemens, использующей энергию отработавших газов. Роторные паруса позволяют сэкономить от 30 до 40% топлива на скорости 16 узлов.

А вот турбопарус Кусто пока остается в некотором забвении: «Алкиона» на сегодняшний день — единственный полноразмерный корабль с таким типом движителя. Опыт немецких кораблестроителей покажет, имеет ли смысл и дальше развивать тему парусов, работающих на эффекте Магнуса. Главное — найти этому экономическое обоснование и доказать эффективность. А там, глядишь, и все мировое судоходство перейдет на принцип, который талантливый немецкий ученый описал более 150 лет назад.

В Северном море в 2010 году можно было увидеть странное судно «E-Ship 1». На его верхней палубе возвышаются четыре высоких округлых трубы, однако из них никогда не клубится дым. Это – так называемые роторы Флеттнера, пришедшие на смену традиционным парусам.

Крупнейший в мире производитель ветряных силовых установок «Enercon» 2 августа 2010 спустил на воду на судоверфи Линденау в Киле 130-метровое роторное судно шириной 22 м, которое позднее было названо «E-Ship 1». Потом оно успешно было испытано в Северном и Средиземном морях, и в настоящее время перевозит ветряные генераторы из Германии, где их производят, в другие страны Европы. Оно развивает скорость в 17 узлов (32 км/час), одновременно перевозит более 9 тыс. тонн груза, его экипаж – 15 человек.

Расположенная в Сингапуре судопромышленная компания «Wind Again», занимающаяся созданием технологий по снижению расхода топлива и выбросов, предлагает устанавливать на танкерах и грузовых судах роторы Флеттнера особой конструкции (складные). Они позволят сократить расход топлива на 30–40 % и окупятся за 3–5 лет.

Действующая в Финляндии компания морской инженерии «Wartsila» уже планирует приспособить турбопаруса и на круизных паромах. Это связано со стремлением финского паромного оператора «Viking Line» сокращать расход топлива и загрязнение окружающей среды.

Использование роторов Флеттнера на прогулочных судах изучает университет Фленсбурга (Германия). Похоже, растущие цены на нефть и вызывающее тревогу потепление климата создают благоприятные условия для возвращения ветряных движителей.

Яхта конструкции Джона Марплса «Клодия» (Cloudia) представляет собой перестроенный тримаран Searunner 34. Первые тесты яхта прошла в феврале 2008 года в городе Форт-Пирс, Флорида, США, а  ее создание финансировал телеканал Discovery. «Клодия» показала себя невероятно маневренной: она останавливалась и включала задний ход за считанные секунды, свободно двигалась под углом порядка 15° к ветру. Заметное улучшение характеристик по отношению к традиционному ротору Флеттнера обусловлено дополнительными поперечными дисками, установленными на передний и задний роторы тримарана.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Легендарное судно "Калипсо" французского исследователя морских глубин Жак-Ива Кусто будет восстановлено в своем первозданном виде. Об этом заявила его вдова и глава ассоциации "Команда Кусто" Франсин.

На борту "Калипсо" великий путешественник, ученый и изобретатель акваланга избороздил вдоль и поперек все мировые океаны. Его документальные ленты о подводном мире вошли в сокровищницу кинематографа, а за фильм "В мире безмолвия", снятый в 1956 году совместно с режиссером Луи Малем, он сначала получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале, а затем и американского "Оскара". Жак-Ив Кусто в неизменной красной шапочке, долгие годы считавшийся самым популярным во Франции и за ее пределами человеком, написал многочисленные книги, которые до сих пор пользуются успехом у читателей.

В судьбе "Калипсо" роковым днем стало 11 января 1996 года. Ровно 20 лет назад в гавани Сингапура корабль столкнулся с баржей и пошел ко дну, где пролежал две с лишним недели прежде, чем его подняли на поверхность и отбуксировали во Францию. Некоторое время корабль провел в порту Марселя, а спустя два года, в 1998-м, уже после смерти Кусто его переправили в Морской музей в Ла-Рошеле на западе Франции.

Тем временем "Калипсо" начал постепенно разрушаться. Поэтому было решено его перебазировать для ремонта на верфи "Периу" в городке Конкарно на Атлантическом побережье. Однако объем работ оказался намного более значительным, чем предполагалось, что привело к конфликту между владельцами верфи и ассоциацией "Команда Кусто". Дело дошло до суда, постановившего в марте прошлого года вывезти "Калипсо" с верфи и заплатить этому предприятию 273 тысячи евро за хранение и проделанные работы. В противном случае хозяева "Периу" грозились выставить "Калипсо" на аукцион или вообще отправить на слом.

Таким образом, сложилась более чем угрожающая ситуация. На протяжении ряда лет Франсин Кусто, ее ближайшие помощники по ассоциации активно разыскивали средства для спасения корабля. И у них получилось. Как следует из официального коммюнике, команде Кусто удалось "объединить ряд щедрых и весьма заинтересованных международных меценатов", которые согласились полностью финансировать проект.

Первым делом, еще в минувшем декабре, была покрыта задолженность перед компанией "Периу". Следующим этапом станет транспортировка "Калипсо" в Италию, а если конкретно в Геную, где намечено практически заново воссоздать корабль, на что уйдет минимум полтора года. Ну а после "Калипсо" выйдет на океанские просторы, чтобы продолжить дело великого гуманиста, посвятившего свою жизнь защите планеты, сохранению ее для грядущих поколений.

".

После войны для Кусто и его товарищей наступили очень благоприятные и плодотворные времена. Группа Кусто принимала участие в разминировании подводных минных полей – вместе с военными водолазами в тяжёлом снаряжении. При совместных погружениях водолазы с завистью наблюдали за свободными перемещениями аквалангистов. После этого многие из военных ныряльщиков просились в группу Кусто. Но Жак-Ив был человеком подневольным, военным, а потому действовать мог только с разрешения командования.

Самой впечатляющей операцией Кусто в первый послевоенный год стало извлечение боевой торпеды с борта затопленной подводной лодки. Но для науки наибольшую пользу принесла экспедиция Кусто в Тунис. В 1948 году Жак-Ив получил от военного ведомства Франции задание передислоцироваться в Северную Африку, чтобы провести в прибрежных водах Туниса первые в мире подводные раскопки.

Оснащённые аквалангами, кинокамерами и фотоаппаратами с цветной плёнкой, подводными осветителями – боксы для камер и осветители сконструировал сам Кусто – члены группы обследовали место затопления древнеримских судов периода завоевания Карфагена. Находки просто ошеломили учёных. Так возникла новая прикладная область науки – подводная археология.

Поначалу эти изыскания были засекречены. Но потом гриф секретности был снят. И в том же 1948 году в США, в журнале «Иллюстрированная наука» (Science illustrated) вышла статья Джеймса Дагена «Первый из людей-рыб». В качестве иллюстраций в журнале были приведены фотографии, которые затем вошли в книгу «В мире безмолвия». Статья имела огромный резонанс. Из США Кусто передали сотни читательских писем – в основном, от подводников-профессионалов, желающих приобрести акваланг...

В конце 1949 года Кусто и члены его команды воспользовались масштабным сокращением вооруженных сил Франции и подали рапорты об отставке. Они были уволены из армии и стали гражданскими людьми. Этим шагом Жак-Ив хотел обрести свободу для своих собственных исследований. К тому же ему было уже под сорок лет, возраст, в котором в отставку уходят многие морские офицеры, которые «не стремятся стать адмиралами».

Любопытная деталь - мы воспринимаем Кусто как свободного учёного, путешественника, исследователя морей. А он был, прежде всего, военным моряком, отдавшим французскому флоту всю молодость и почти половину жизни. И это многое объясняет – его железную волю, его умение руководить коллективом неординарных людей, его умением быстро и безошибочно принимать решения. Члены его экспедиций называли Жака-Ива «капитан Кусто» или просто – Командор.

Сразу после увольнения Кусто понял, что ему необходимо собственное исследовательское судно. Только в этом случае он мог бы заниматься изысканиями без оглядки на мнение военного ведомства. Со своими размышлениями Кусто обратился к Андре Оньяку, директору военной верфи в Антибе. Прикинув различные варианты, Кусто обнаружил, что его личных средств на покупку даже самого небольшого мореходного судна явно не хватит. Тогда Оньяк посоветовал ему обратиться к владельцу знаменитой на весь мир пивной компании Томасу Лоэлу Гиннесу.

Эта история много лет была окутана покровом таинственности. Все знали, что судно «Калипсо», по сути, подарено Кусто неким богатым меценатом. Но кем именно?

Жак-Ив добился аудиенции у Гиннеса. Тот выслушал Кусто и сказал, что готов ему помочь. Но при выполнении ряда условий. Это судно не должно быть очень дорогим и роскошным. Оно не перейдёт в собственность Кусто, а будет лишь использовано им на условиях неограниченной по времени аренды. Плата за аренду? Сугубо символическая – один франк в год… Далее – имени мецената узнать никто не должен, по крайней мере, пока живы Гиннес и Кусто. И наконец, Кусто больше… никогда не обратиться с какими-либо просьбами к Гиннесу.

Все выдвинутые Гиннесом условия легко понять и объяснить. Благодаря своему приятелю Оньяку Гиннес прекрасно знал об исследованиях Кусто и о его чудесном акваланге. И был не против помочь талантливому человеку. Но при этом он не желал спонсировать прогулочное судно, которое могло бы использоваться в коммерческих целях или для услады счастливого получателя помощи мецената. Не хотел Гиннес и того, чтобы Кусто без конца обращался к нему за помощью в снаряжении экспедиций. В то же время форма аренды устраняла какую-либо зависимость Кусто от дарителя – судно формально принадлежало Гиннесу. Наконец, Томас Гиннес не собирался одаривать всех талантливых учёных и исследователей, которые в случае огласки сделки хлынули бы к нему нескончаемым потоком.

Имя мецената было раскрыто только после кончины Командора и с согласия наследников Гиннеса.

Встреча Кусто и Гиннеса состоялась на острове Гоцо близ Мальты, где миллионер отдыхал после праведных трудов. Когда все бумаги были подписаны и Кусто уже собрался покинуть Гиннеса (чтобы никогда с ним больше не встретиться), Жак-Ив спросил:

Какое судно я могу выбрать?

Любое, - ответил Гиннес. – Загляните на здешнюю базу английского флота.

На следующее утро Кусто поднялся на борт автомобильного парома BYMS-2026 , чтобы добраться до Мальты. Осмотрел корабль. Потом отыскал капитана и спросил, как ему это судёнышко. Капитан сказал, что это минный тральщик американской постройки. Судно хорошее, мореходное и достаточно надёжное.

Тогда я его куплю, - заявил Кусто.

Капитан не понял, шутит этот худощавый француз или говорит всерьёз. Но спустя несколько дней паром BYMS-2026 был выведен из эксплуатации и отправлен на мальтийскую верфь для переоборудования.

Перестройка судна заняла около месяца. Корабль был в прекрасном состоянии. Выпущенный 21 марта 1942 года в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях, а потому не имел никаких повреждений. Оснащённый мощным дизелем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку каюты ещё на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащённого иллюминатором для подводных наблюдений.

Корабль получил название «Калипсо» - по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

О «Калипсо» обычно пишут – «старый минный тральщик». Но судно как раз было новым – ему к тому времени едва исполнилось восемь лет, что для морского корабля возраст «детский». Другое дело что понадобились серьёзные переделки, которые продолжались два десятилетия. Обычно любая перестройка корабля происходила во время плановых ремонтов – когда «Калипсо» загоняли в док для ревизии корпуса, окраски, замены изношенных узлов. На судне появилась вертолётная площадка, трюм для подводной лодки, кран для спуска на воду лодок и подводных мотоциклов (транспортных средств подводников, представляющих собой компактные подводные транспортёры). Появилась корабельная кинолаборатория.

Самая серьёзная переделка – установка в носовой части бокса для подводных наблюдений. Этот бокс был расположен на три метра ниже ватерлинии и теоретически ослаблял конструкцию корпуса корабля. Но инженеры группы Кусто просчитали всё до мелочей. И «Калипсо» не подвела своих хозяев ни разу. Даже во время тяжёлого столкновения с айсбергом в Антарктике корпус судна удар выдержал. «Калипсо» своим ходом добралась до дока, в котором и были устранены все повреждения.

«Калипсо» стала настоящим плавучим домом команды Кусто. Командор обожал это судёнышко. И одним из первых усовершенствований корабля стали установка удобного камбуза и большой цистерны для вина. Жак-Ив всегда заботился о комфорте своей команды. Путешествия должны были стать не только эффективными с научной точки зрения, но ещё и доставлять удовольствие.

Чтобы представить себе устройство «Калипсо», приведём технические параметры судна и его схему.

Длина судна 47 метров. Ширина 7,7 метра. Водоизмещение 360 тонн. Дальность автономного плавания (запас хода и жизнеобеспечения) 5000 морских миль или 9260 километров. Экипаж 12 человек, плюс 10 членов экспедиционной команды – общая вместимость 22 человека. Силовая установка – два дизельных двигателя по 500 лошадиных сил каждый.

В последнем варианте оборудования судно получило трёхтонный гидравлический кран, кормовую лебёдку. В кормовой части «Калипсо» была построена площадка для хранения «ныряющего блюдца» или двух одноместных аппаратов, позволяющих погружаться на глубины до 500 метров. В средней части корабля была оборудована фотолаборатория, в носовой – научная лаборатория и установлена телевизионная камера для подводных наблюдений.

Схема корабля соответствует его состоянию на 1956 год. Обозначения на схеме: 1 – гарпунерская площадка. 2 – подводный наблюдательный бокс. 3 – вход в бокс для подводных наблюдений. 4 – антенна радара. 5 – высокий наблюдательный мостик. 6 – рулевая рубка. 7 – штурманская рубка. 8 – подводные скутеры (или «мотоциклы»). 9 – декомпрессионная камера. 10 – помещение для водолазов. 11 – водолазный колодец. 12 – подача сжатого воздуха. 13 – лебёдка. 14 – акулоубежище. 15 – подъёмная водолазная площадка и трап. 16 – автоматическая фотокамера с осветителем. 17 – ультразвуковой сонар.

Перестройка «Калипсо» встала Кусто в весьма ощутимые затраты. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся… совершенно нищий капитан. А лишь одна заправка баков «Калипсо» горючим требовала более тысячи франков.

Жак-Ив подошел к решению проблемы финансирования с присущим ему размахом. Для начала он основал некоммерческую организацию «Французская океанографическая компания», на которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные Симоной за свои драгоценности. Заложив переданные ей родителями серьги, кольца и колье (не такие уж и роскошные, как могло бы показаться), мадам Кусто смогла купить топливо для «Калипсо». А продав свои меха, она помогла мужу приобрести подержанный компас и гироскоп.

Вот так мало по малу собиралась в дорогу первая экспедиция Кусто на новеньком исследовательском судне. Никаких особых задач перед этим четырёхмесячным походом не ставилось. Только подводная киносъемка и испытание ходовых качеств «Калипсо».

В ноябре 1951 года «Калипсо» прошла через Суэцкий канал в Красное море и добралась до Абу-Латте, где Кусто решил основать временный лагерь. На борту корабля, кроме самого Кусто и членов его группы, старых верных друзей, были Симона и сыновья, зачисленные в команду юнгами.

Напомним, что в 1996 году в сингапурской гавани сухогруз протаранил корабль известного океанографа.

В результате аварии «Калипсо» затонул и лег на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, и еще некоторое время, чтобы отбуксировать его во Францию. Некоммерческая экологическая организация Cousteau Society, созданная еще самим командором Жаком-Ивом Кусто, задалась целью восстановить судно. Реставрационные работы начались в 2009 году. Все шло хорошо…

Но в Cousteau Society решили, что траты на ремонт корабля слишком неадекватны, в результате чего финансирование прекратилось. Начался период забвения. В 2014 году Ассоциация речных и морских акваторий признала «Калипсо» как часть морского культурного наследия. Однако, чтобы получить финансовую помощь со стороны правительства Франции, судну также необходимо было получить статус национального памятника.

Выход «Калипсо» из доков Concarneau, France. Март 2016 года. Фото: Cousteau Society

Торги по решению суда в пользу верфи результата не дали. Долг в 273 тысячи евро тянул мертвым грузом корабль на дно океана. Многие считали, что при таком количестве неразрешенных споров, лучшей участью для «Калипсо» (а вернее тому, что от него осталось) , станет затопление его в открытом море.

Однако история «Калипсо» получила счастливое продолжение.

Погрузка «Калипсо» перед отправкой в Измит. Фото: Cousteau Society

Легендарный корабль, на котором Жак-Ив Кусто со своей командой исследовал подводный мир в самых разных уголках планеты, недавно покинул ангар, в котором долгие годы хранился в разобранном виде. Путь лежал в турецкий порт Измит, где ему предстоит долгая и тщательная реставрация.

Корабль, спущенный на воду в качестве британского минного тральщика в 1942 году, имеет деревянный корпус и металлическую обшивку. Изначально планировалось отправить судно в Италию, но в итоге выбор пал на специалистов в Стамбуле, выразивших готовность взяться за непростую задачу реставрации старого деревянного корабля.

«Калипсо» прибыл в международный порт Измит (Турция) фото: Cousteau Society

Восстановление должно продлиться два года. По возможности будут сохранены оригинальное оборудование и обстановка, бывшие на «Калипсо» при жизни командора, за исключением некоторых навигационных приборов и двигателей. Их заменят на более современные, мощные и соответствующие современным экологическим требованиям - VOLVO PENTA.

Ремонт «Калипсо» - это не просто восстановление всемирно известного образа исследователей морских глубин, это также уникальная возможность сохранить частичку истории. Кроме того, «Калипсо» будет служить новым поколениям и продолжит информировать общественность о важности защиты океанов и природных ресурсов. «Калипсо» останется международным символом охраны окружающей среды. Он превратится в площадку для важных событий во всем мире, таких как подписание международных природоохранных протоколов и т. д…

Г-жа Франсин Кусто (вдова Жака Кусто и президент его фонда Cousteau Society) немало приложила усилий, чтобы «Калипсо» вновь встал в строй и мог идти к новым открытиям, следуя завещанию Жака Кусто. Именно поэтому после нахождения подходящего решения, миссис Франсин Кусто заявила:

“Я очень рада сообщить эту прекрасную новость: после 20-летней борьбы с невзгодами и различными казусами Cousteau Society выкупил корабль от имени Loel Guinness для того, чтобы быть живым представителем экологии в Мировом океане. А также, чтобы Cousteau Society удалось собрать группу щедрых и высоко мотивированных международных спонсоров, чьи цели совместимы с интересами Cousteau Society. Я благодарна тем, кто помогал нам, и я приглашаю всех тех, кто разделяет желание присоединиться к нам. Калипсо - это уникальная история и современность в сознании и памяти новых поколений, а также надежда на участие в таких долгосрочных проектах, как образование, исследования и рациональное использования морских и прибрежных районов.»

Модель судна «Калипсо»

Справка OCEAN MEDIA: «Калипсо» - самое известное океанографическое исследовательское судно. Изначально построен как деревянный тральщик Британских Королевских ВМС. Заложен 12 августа 1941 года, спущен на воду 21 марта 1942 года. Длина судна - 42 м, водоизмещение - 360 тонн, скорость - 12 узлов. Введён в строй ВМС в феврале 1943 года под названием HMS J-826, прикомандирован к одному из отрядов кораблей, действовавших на Средиземном море, исключён из списков флота в 1947 году. После Второй мировой войны работал паромом между Мальтой и островом Гоцо, переименован в честь нимфы Калипсо (которая жила на вымышленном острове Огигия, ассоциируемый в мифах с Гоцо). Кусто преобразовал корабль под экспедиционное судно, обеспечение дайвинга, подводных съёмок и океанографических исследований. В том числе была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения (три метра под ватерлинией), одно- и двухместные мини-подводные лодки, разработки Кусто, плавающие блюдца и подводные мотоциклы. Корабль и его капитан прошли более 1 млн морских миль от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана.

Начало положено! Надежда, что однажды Калипсо снова выйдет в море, становится все более реальной.

Материал предоставлен партнером VodaBereg — OceanTV

Текст — Андрей Подколзин