Кто такой фрейд. Труды Зигмунда Фрейда

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


по «Истории фармации»

на тему: «Зигмунд Фрейд»


Исполнитель: Степанова Елена Олеговна

ст.преподаватель Т.Л. Петрище


Витебск, 2010 год


Настоящее имя Сигизмунд Шломо Фрейд.

Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

В 1885-1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями - применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

В основу психоанализа была положена теория психосексуального развития ребенка. Именно за утверждение о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс. В браке у них родилось три сына и три дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

Еще с 1896 года Фрейд начал анализировать свои сновидения и практиковал самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия - так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

С 1902 года З. Фрейд каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последующие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

В 1907 году Фрейд предложил распустить общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три очерка по теории сексуальности". Его выводы о сексуальной природе человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Фрейд пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

Теория Фрейда о детской сексуальности совершила революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

Орально - каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны - кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

Анально - садистская (1 - 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

Генитальная (2 - 5 лет) - познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.

Новая стадия генитального развития (13 - 14 лет) - идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.

Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.


Рис. Фрейд в своем венском кабинете.

Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип - герой греческой мифологии, который убил отца и женился на своей матери; Электра - героиня греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда, являются универсальными для всех людей, они являются основой для психоаналитической концепции индивидуального развития человека от детства до взрослого состояния.

В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.

Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.

В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму. В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: «Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу» «Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей. «Эго» - ведущий аппарат адаптации «Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».

«"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.

"Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Постулирует наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов эти тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной долей насилия.

В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".

В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.

Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее. 23 сентября 1939 года незадолго до полуночи, Фрейд умер после того, как попросил у своего друга доктора Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия, прекратившей его страдания. У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них - Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.

Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический недостаток, то возможны два пути ее развития: или уход в болезнь или сверхкомпенсация (преодоление комплекса неполноценности). Такие люди становятся великими учеными, политическими деятелями, писателями, художниками и т.д.

Карл Юнг, в отличие от своего учителя интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой и был убежден, что религия содействует стремлению человека к целостности и полноте жизни. Он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, в котором заключен опыт всего человечества. Плодом коллективного бессознательного являются сны и фантазии.

Теория психоанализа в самых общих чертах сводится к следующему: Все наше поведение определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом реальности. Принцип приятного характеризуется эгоцентричностью, индивидуализмом, противообщественностью.

В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.

Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.

фрейд психология сновидение либидо

Список литературы


1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.

Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.

Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд ) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте , именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

Краткая биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

Его отец — Якоб Фрейд , был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон , была вдвое моложе отца.

В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

Период учебы

Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

Учеба в гимназии

Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер . Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

Выбор профессии

Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке .

Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса , с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».

После университета

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

Первые успехи

В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений» , которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего. Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз - это защитная реакция психики на травмирующую идею.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками - особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Теория бессознательного

Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы - возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного .

В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса» . Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте .

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже - он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин .

Основатель психоанализа, 11 раз выдвигался на Нобелевскую премию, но не получил её.

В 1896 году Зигмунда Фрейда исключили из Венского медицинского общества - за утверждения о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью…

3игмунд Фрейд о себе (из писем к невесте): «... Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьёзен, а в зрелые годы неспокоен. Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. С тех пор, давно, знаю, что я - не гений , и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарён. Однако некоторые особенности моей личности, черты характера предопределили способность к работе. Так что мои успехи объясняются отнюдь не выдающимся интеллектом. Но я уверен, что такое сочетание свойств и качеств весьма плодотворно для медленного восхождения к истине» .

Зигмунд Фрйед, Письма к невесте, М., «Московский рабочий», 1994 г., с. 131-132.

Постепенно идеи Зигмунда Фрейда захватили умы интеллектуалов, начал формироваться круг учеников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.

«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо .
Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля. В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма.

По словам Фрейда, таково происхождение единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду». В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг , которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории. Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто - Леопольдштадте - с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом. В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.

В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении. За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах. 23 сентября 1939 года Фрейд умер».

Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.

Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».

Lionel Trilling, The Liberal Imagination: essays on literature and society, New York, 1950, p. 34.

Работа Зигмунда Фрейда : «Леонардо да Винчи», вышедшая в 1910 году, была первой психоаналитической биографией творческой личности.

Три главных достижения Зигмунда Фрейда:

«Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь - объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.

Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.

Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» - описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину, ассоциативную машину и т.д.) - описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность. Для этого он создал новый, особый язык - язык психоанализа».

Радзиховский Л.А., Теория Фрейда: смена установки, журнал «Вопросы психологии», 1988 г., N 6, с. 103-104.

«С 1897 г. Фрейд пять раз проходил самоанализ (по мнению первого биографа Эрнста Джонса, этот самоанализ длился жизнь). С 1902 г. формируется первый отряд его непосредственных учеников, психоаналитиков первого поколения, которые проходили учебный анализ у самого Фрейда (с тех пор было принято условие, что психоаналитик только тогда может перейти к пpaктике, когда сам пройдёт дидактический психоанализ). Это условие неукоснительно выполняется до наших дней».

Рождение психоанализа

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко , оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями , как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером . Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса , и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция ».

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным . Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений . Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией , а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках , мифах , обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос - что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы , и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы - элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Последние годы жизни

Книги Фрейда

  • «Толкование сновидений», 1900
  • «Тотем и табу», 1913
  • «Лекции по введению в психоанализ», 1916-1917
  • «Я и Оно», 1923
  • «Моисей и монотеизм», 1939

Литература

  1. Брайн Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты». - Рефл-бук. - 1997.
  2. Зейгарник. «Теории личности в зарубежной психологии». - Издательство Московского университета. - 1982.
  3. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) М: Гнозис/Логос, 1998.
  4. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955) М: Гнозис/Логос, 1999.
  5. Марсон П. «25 ключевых книг по психоанализу». Урал Ltd. - 1999
  6. Фрейд, Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах. СПб., изд-во «ВЕИП», 2005 - изд. продолжается.
  7. Пол ФЕРРИС. «Зигмунд Фрейд»

ФРЕЙД (Фройд) Зигмунд (Шломо; Freud, Sigmund; 1856, Фрейберг, Австрия, ныне Пршибор, Чехия, – 1939, Лондон), австрийский врач и психолог, основатель учения психоанализа. Родился в семье выходца из Восточной Галиции, торговца шерстью, обосновавшегося в 1860 г. в Вене. Рос и воспитывался в полуассимилированной среде. В гимназические годы кумиром Фрейда был И. В. Гёте - поэт и натуралист.

В Венском университете, куда Фрейд поступил в 1873 г., он испытал сильное влияние энергетических идей Г. Гельмгольца, последователем которого был его учитель и первый научный руководитель Э. Брюкке, заведующий лабораторией физиологии животных. В 1882 г., год спустя после получения степени доктора, Фрейд оставил лабораторию, занялся практической медициной (главным образом из-за материальных затруднений) и начал работать в возглавляемом известным врачом и исследователем Т. Мейнертом отделении душевных болезней Центральной венской больницы.

В 1884 г., обнаружив обезболивающее действие кокаина, Фрейд способствовал развитию учения о местной анестезии. В 1885 г. за успехи в лечении нервного расстройства речи Фрейд был приглашен читать лекции в Венском университете, а также направлен на стажировку во Францию к парижскому врачу Ж. Шарко, прославившемуся успешным лечением истерии посредством гипноза, а также к другому знаменитому в области гипноза врачу - И. Бернхейму, жившему в Нанси. Отправной точкой всей последующей работы Фрейда после возвращения в Вену стали наблюдения Ж. Шарко, свидетельствовавшие об отсутствии каких-либо соматических нарушений в мозге даже при самых острых формах и проявлениях истерии (пароксизмальных приступах, расстройстве чувствительности, функциональных нарушениях движения, речи и т. д.). В 1891 г. внимание ученых привлекла работа Фрейда «Об афазии», в которой он, в частности, впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определенных его центрах и предложил альтернативный функционально-генетический подход к изучению психики и ее физиологических механизмов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) и работе «Исследование истерии» (1895, совместно с И. Брейером) было засвидетельствовано, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента. В этих трудах Фрейд заложил основы психоанализа как метода непосредственного лечения психики, а не физиологических нарушений, к которым до этого сводилась терапия любых нервных расстройств. В этот период Фрейд в связи с нервным расстройством, постигшим его самого после смерти отца, испытал метод и технику психоанализа на самом себе.

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. рамки психотерапии стали для Фрейда тесны; он приступил к построению на базе психоанализа общей теории человеческой психики, подвергающей пересмотру взгляд и на те психические состояния и процессы, которые господствовавшая в те годы в науке психологическая школа В. Вундта считала нормальными.

В результате этого Фрейд оказался в научной изоляции. Академические круги почти единодушно отвергли и осудили психоанализ, главным образом из-за решающей роли, которая в нем отводилась половому влечению (либидо) во всей психической жизни человека и во многих сферах человеческой деятельности (см. Фрейдизм). Правда, в 1902 г. Фрейд стал экстраординарным (внештатным) профессором Венского университета, но не как психоаналитик, а как специалист по нервным болезням. Желая покончить с научной изоляцией, Фрейд в 1906 г. объявил о создании Венского психоаналитического общества, членами которого стали его ученики и приверженцы А. Адлер, М. Кахане, Р. Райтлер и В. Штеккель, еще с 1902 г. собиравшиеся по средам у своего учителя. К 1908 г. членами этого общества состояли уже 22 человека, в том числе швейцарский психиатр К. Юнг и англичанин Э. Джонс. В том же году Фрейд объявил о создании Международного психоаналитической ассоциации. В 1909 г. по приглашению президента Университета Кларка (Вустер, штат Массачусетс) Фрейд вместе с К. Юнгом совершил поездку в США, где впервые с большим успехом прочитал курс психоанализа.

Благодаря огромной энергии Фрейда, а также блестящему литературному стилю его работ известность и популярность психоанализа неуклонно росли (см. Фрейдизм). Уже накануне Первой мировой войны психоаналитические общества и ассоциации существовали в нескольких европейских странах, а сам Фрейд оказался не столько лидером научной школы, сколько вождем движения, которое развивалось параллельно с «нормативной» университетской наукой.

Отказ академических кругов признать психоанализ научной теорией травмировал Фрейда, который с юности больше всего мечтал о славе великого ученого; в то же время это в определенной мере освобождало его от необходимости следовать принятым в научном сообществе требованиям строгой доказательности, эмпирической верифицируемости гипотез и концепций. Перед Первой мировой войной для Фрейда стали тесны и рамки психологии; выйдя за ее пределы, он создавал все новые концепции, еще более спекулятивные, чем прежние, в которых, однако, получали неожиданное, а часто и увлекательное решение многие проблемы, с которыми не могла справиться ортодоксальная наука.

В период между двумя мировыми войнами к Фрейду пришла всемирная известность (он, в частности, был почетным гражданином Вены, лауреатом престижной литературной премии имени Гёте, 1930 г., и т. д.). Однако жизнь Фрейда омрачал скандальный оттенок, который его всемирная слава имела в глазах многих почитаемых им ученых, и отступничество ряда соратников (в 1911 г. - А. Адлера, в 1913 г. - К. Юнга и других), которые избрали собственный, не одобряемый учителем научный путь в рамках психоанализа. К тому же с 1923 г. Фрейд болел раком нёба, перенес 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни.

В 1938 г., после аншлюса (см. Австрия), тяжело больной Фрейд остался в Вене; благодаря личному вмешательству Ф. Рузвельта и других влиятельных лиц, а также крупному выкупу, который уплатили нацистам, его удалось вывезти в Англию.

Фрейд - создатель психоанализа - не только внес крупный вклад в европейскую и всю западную культуру, но и в значительной мере изменил весь ее облик. Не подтвердились ни опасения, что новации Фрейда угрожают самому существованию европейской культуры, ни надежды на то, что они окажутся преходящими. Западная культура успешно ассимилировала основные идеи и концепции Фрейда, однако заплатила за это отказом от ряда установок, которые ранее считались в ней незыблемыми. Так, Фрейд доказал иллюзорность унаследованной европейской культурой 19 в. от французского Просвещения веры в человека как рациональное существо, которое, в отличие от животных, руководствуется разумом. В противовес этому Фрейд открыл для европейской культуры иррациональную подоплеку самого разума - сферу подсознания, в которой господствуют иррациональные импульсы и влечения. Уже в работах 1890-х гг. Фрейд выступил с концепцией многоуровневой структуры человеческой психики, которую сознание отнюдь не исчерпывает и не является главным в ней - ему отводится лишь функция заслона перед темными бессознательными влечениями, подчинение которым имело бы для человека пагубные последствия.

В работе «Толкование сновидений» (вышла в свет в ноябре 1899 г., датирована издателем 1900 г.) Фрейд представил сны как «неврозы здорового человека»: в сновидениях, в условиях временного отключения контроля сознания находят символическое удовлетворение вытесненные в подсознание запретные влечения. В «Психопатологии обыденной жизни» (1904) неудовлетворенными иррациональными влечениями, прорывающимися из сферы бессознательного в сублимированной, то есть измененной до неузнаваемости форме, были объяснены бытовые конфликты, семейные ссоры, неурядицы в личной жизни и т. д. В работе «Три статьи о теории полового влечения» (1905) Фрейд развил концепцию психосексуального развития индивида; половое влечение, согласно этой теории, присуще человеку со дня рождения и в каждом возрасте проявляется по-своему (Фрейд утверждал, что уже в раннем детстве существует подсознательное стремление к инцесту с родителем противоположного пола и, как следствие этого, враждебные импульсы по отношению к родителю-сопернику, что он назвал эдиповым комплексом). Возмущение, которое эти теории вызвали в академических и более широких культурных кругах, где они квалифицировались как бездоказательные и непристойные, достигло пика после сообщения Фрейда (в статье «Фрагменты анализа одного случая истерии», 1906 г.) об обнаруженных им в подсознании юной невинной девушки необычных сексуальных склонностях.

Учение Фрейда, однако, преодолело и сопротивление академической науки, и первоначальные предубеждения. Решающую роль в этом сыграло всеобщее признание ставших опорой психоанализа принципов вытеснения и сублимации - равная невозможность их строго научного доказательства или опровержения позволила с их помощью объяснить любые психические явления. Согласно Фрейду, подавляемые сознанием и неудовлетворенные иррациональные, главным образом сексуальные, влечения не исчезают бесследно, а вытесняются из сознания в сферу бессознательного, откуда, сохранив всю психическую энергию, оказывают постоянное давление на сознание. Принципом сублимации Фрейд объясняет, как вытесненные в подсознание импульсы и влечения стимулируют креативное поведение и творческий поиск в науке и искусстве.

На основе этих принципов Фрейд построил всю технику психоанализа (заменив гипноз методом свободных ассоциаций) как средства проникновения в сферу бессознательного страдающего неврозом пациента, обнаружения там скрытых от сознания причин болезни, а затем устранения их посредством рационального объяснения. Успех психоанализа сделал Фрейда общепризнанным создателем современной психотерапии и всей психосоматической медицины и обеспечил еще больший успех фрейдизму как метапсихологической и универсальной культурологической теории, предлагающей то, что ранее не удавалось никакой другой теории: единое объяснение самых разнородных феноменов психической, духовной, социальной, культурной и других сфер жизни человека.

Так, зарождению в первобытном мире первых зачатков цивилизации посвящена работа «Тотем и табу» (1913), где в увлекательной форме рассказывается о событии, положившем начало человеческой истории, - убийстве и съедении отца и вождя племени сыновьями-соперниками (реализация эдипова комплекса); по Фрейду, наступившие затем раздор и хаос привели первобытных людей к глубокому раскаянию, что укоренило в их подсознании ставший наследственным комплекс вины, который сублимировался в поклонение тотему, в перенесение на него всевластия и других качеств отца, в первые запреты и т. д. Позднее в работе «Психология масс и человеческое «Я» (1921) Фрейд с поразительной точностью описал многие черты будущих тоталитарных режимов, выводя возможность их возникновения из комплекса вины и раскаяния за некогда совершенное убийство отца, из неосознаваемой потребности масс в самоидентификации с символизирующим отца лидером, вождем и из готовности масс слепо и сплоченно следовать за ним. В ряде работ, например, «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Эго и ид» («Я и оно», 1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Культура и ее запреты» (1930), в качестве продуктов сублимации бессознательных, иррациональных влечений и импульсов, главным образом либидо, предстают религия, мифология, искусство и почти все другие результаты творческой деятельности. К концу жизни Фрейда его учение приобрело (несмотря на то, что у него все еще оставались влиятельные противники, особенно среди ученых) огромное влияние на различные области культуры.

Среди других работ Фрейда - «Очерк автобиографии» (1925), в которой Фрейд впервые поведал о ходе и результатах психоаналитического эксперимента 1890-х гг. над самим собой, а также работы, в которых доктрина изложена в окончательном виде: «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа» (1938). Работы Фрейда многократно издавались и продолжают издаваться на десятках языков мира. На английском языке в 1953–56 гг. было выпущено его полное собрание сочинений в 23 томах. Начиная с 1910 г., когда была переведена «Психопатология обыденной жизни», и до конца 1930-х гг. работы Фрейда неоднократно издавались и на русском языке. В годы так называемой перестройки и в особенности после падения коммунистического режима труды Фрейда стали снова печататься и широко популяризироваться в России и других странах бывшего Советского Союза («Введение в психоанализ. Лекции», М., 1989; «Психология бессознательного», М., 1989; «Будущее одной иллюзии (сумерки богов)», М., 1989; «Очерки по психологии сексуальности», М., 1989).

Ученые, занимающиеся исследованием психоанализа и его социально-психологических истоков, практически единодушно признают, что в его создании большую роль играло еврейское происхождение Фрейда. Психоанализ нередко рассматривают как реакцию Фрейда на распространенный в европейской медицине 2-й половины 19 в., подкрепленный ссылками на теорию Ч. Дарвина, расовый подход к проблемам здоровья и болезни, согласно которому, в частности, евреи, в отличие от остальных народов, подвержены специфическим заболеваниям, а отсутствие у них таких качеств, как беспристрастность, честность, бескорыстие и т. д., делает их непригодными к врачебной деятельности (см. Расизм).

Отношение самого Фрейда к своему еврейству было сложным и неоднозначным. Он решительно отвергал возможность перехода в другую религию, но не соблюдал еврейских обычаев и традиций. Долгие годы он оставался членом еврейской общины Вены и венской ложи Бней-Брит, но не разделял идеалов и целей сионизма. Последней его работой, опубликованной в год смерти, была книга «Моисей и монотеизм», где иудаизм представлен как сублимация бессознательного чувства вины евреев за убийство их предками вождя - Моисея-египтянина, передавшего евреям веру фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в единого Бога, а обряд обрезания - как символ запрета, налагаемого отцом на влечение сына к матери. Одновременно Фрейд в этой работе признается в любви к еврейскому народу и иудаизму, видя величие последнего в более высоком уровне духовности по сравнению с другими выросшими из него монотеистическими религиями.

В 1930-е гг. Фрейд был членом попечительского совета Еврейского университета в Иерусалиме, но неоднократно выражал сожаление по поводу отсутствия в нем кафедры психоанализа. Лишь спустя 40 лет после смерти Фрейда в университете был создан Центр по изучению и исследованию проблем психоанализа, носящий имя Фрейда.