Конспект занятия «Звук и буква «З. III. Артикуляционная гимнастика

Здравствуйте, знакомьтесь, это буква – З . З – не просто завитушка, это серьёзная, важная буква. Кто-то скажет, что она похожа на змейку, пружинку, стружку, и даже на бараньи рога, но любой, хорошо знакомый с цифрами уверен, что буква З – копия цифры три.

Любимые животные буквы З — зайцы, землеройки, зебры, зимородки, змеи, зяблики, зубры, и даже комарики. А почему же комарики, спросите вы? Ведь слово «комарики» не начинается на букву З. Всё очень просто. Вы слышали, как пищат эти насекомые? З-з-з.. Комары много раз «припевают» заветную букву.

Одно из самых любимых слов буквы З — «зоопарк». Почему? Потому что именно там живут её любимые, замечательные звери.

Буква З – девятая буква русского алфавита. Какая она, эта буква? Звонкая, заманчивая, загадочная, задумчивая, застенчивая, знаменитая, знатная. Она – буква-запевала. А ещё буква З – знающая. Она хорошо знает, что такое математические знаки.

Математические знаки – это «плюс +», «минус -», «равно =», «больше >», «меньше <» и другие. Как нам по секрету сказала буква З, математические знаки появились за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Правда, тогда они выглядели по-другому. Та математическая символика, которая используется сейчас, появилась в XIV – XVIII веках.

Буква З – богатая. Именно на эту букву начинается слово «золото». Детям хорошо знакома сказка «Золушка». Она — о бедной, доброй девушке с «золотыми», умелыми руками.

Загадка на букву З

Показался зверь лесной,
Вон, за той большой сосной,
Говорят, что он косой,
Вечно бегает босой.
Разглядишь среди травы?
(Уши выше головы).
Ответ: заяц

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БУКВА «З» Проект ученицы 1 класса «А» ГБОУ СОШ № 49 Тиханской Фионы

Буква З – девятая буква русского алфавита. Буква З обозначает звонкий звук, твердый и мягкий. Слова, начинающиеся на букву З: ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗООПАРК, ЗИМА…. Буква З в середине слов: РЕЗИНА, ПРАЗДНИК, УЗОР… Буква З в конце слов: МОРОЗ, ВОЗ, ПАРОВОЗ, АРБУЗ… Несколько букв З в одном слове: ЗАМАЗКА… ОПИСАНИЕ БУКВЫ «З»

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. З не просто завитушка, З – пружина, крендель, стружка.

Буква З на В похожа. Голова, животик тоже. Только слева без черты Букву З рисуешь ты.

В звезде найдешь ты букву З, И в золоте и в розе, Земле, алмазе, бирюзе,

ЗАРЕ МОРОЗЕ ЗЕМЛЕ

Буква «З» цифре «Три» говорит на ушко: Посмотри-ка, посмотри, Милая подружка, До чего же, до чего же, до чего мы тоже схожи! Общие у нас черты, Ты – как я, а я как – ты. Мы похожи как птенцы. Может быть мы близнецы?

ЗАГАДКИ Зебра ты сестра лошадки? Поиграй-ка с нами в прятки. Спрячься где-нибудь, в лозе, На картинке с буквой …… Буква ходит в шкуре броской В черно-белую полоску, Встретив волка и лису, След свой путает в лесу. Буква вид наш отражает, Рыцарю смотреть мешает, Хоть не есть, но все жует, Воробей ее клюет.

СКОРОГОВОРКИ КТО ПОВТОРИТ БЕЗ ОШИБОК? Зеленая береза стоит в лесу Зоя под березой поймала стрекозу. Девчонка везла на возу Козлена, козла и козу. Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла. Жук жужжал и очень злился, Злобной завистью давился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

Познакомить детей с буквой «З» ;

Анализ, синтез и чтение обратных и прямых

Преобразование прямых слогов;

Учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

Учить детей показывать мимикой различные

эмоциональные состояния.

Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»

Давайте вспомним какой это звук .

Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

А теперь я произнесу слог - ЗУ.

Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .

звук ?

Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .

Какой гласный? Какой согласный звук ?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .

4. Дидактическая игра «Телефон» .

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

6. Физминутка.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З» .

Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .

Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З» .

Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.

Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Обводим по контуру букву «З» в кассе.

А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ

А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.

ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .

Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.

10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.

Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

Чем будем обозначать? – Красными полосками.

Какой первый слог? (дети называют)

Какой второй? (дети называют)

Повторите первый слог. (дети повторяют)

Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Повторите второй слог. (дети повторяют)

Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия .

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Сколько элементов у этой буквы ?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.