Конспект занятия «Звук и буква «З. III. Артикуляционная гимнастика
Здравствуйте, знакомьтесь, это буква – З . З – не просто завитушка, это серьёзная, важная буква. Кто-то скажет, что она похожа на змейку, пружинку, стружку, и даже на бараньи рога, но любой, хорошо знакомый с цифрами уверен, что буква З – копия цифры три.
Любимые животные буквы З — зайцы, землеройки, зебры, зимородки, змеи, зяблики, зубры, и даже комарики. А почему же комарики, спросите вы? Ведь слово «комарики» не начинается на букву З. Всё очень просто. Вы слышали, как пищат эти насекомые? З-з-з.. Комары много раз «припевают» заветную букву.
Одно из самых любимых слов буквы З — «зоопарк». Почему? Потому что именно там живут её любимые, замечательные звери.
Буква З – девятая буква русского алфавита. Какая она, эта буква? Звонкая, заманчивая, загадочная, задумчивая, застенчивая, знаменитая, знатная. Она – буква-запевала. А ещё буква З – знающая. Она хорошо знает, что такое математические знаки.
Математические знаки – это «плюс +», «минус -», «равно =», «больше >», «меньше <» и другие. Как нам по секрету сказала буква З, математические знаки появились за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Правда, тогда они выглядели по-другому. Та математическая символика, которая используется сейчас, появилась в XIV – XVIII веках.
Буква З – богатая. Именно на эту букву начинается слово «золото». Детям хорошо знакома сказка «Золушка». Она — о бедной, доброй девушке с «золотыми», умелыми руками.
Загадка на букву З
Показался зверь лесной,
Вон, за той большой сосной,
Говорят, что он косой,
Вечно бегает босой.
Разглядишь среди травы?
(Уши выше головы).
Ответ:
заяц
Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».
Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».
Буква «З»
Веселые стихи
З
– не просто завитушка,З
– пружинка, крендель, стружка.
З звенит звонком и нас На урок торопит в класс. В. Степанов Змей над крышами взовьется, Солнце в небе засмеется, Скажет тучке: «Вот письмо К нам с земли летит само!» Г. Виеру На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет?» Звезды видели мы днем За рекою, над Кремлем. |
Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья, Затанцует и змея. В. Берестов В звезде найдешь ты букву З , И в золоте, и в розе, Земле, алмазе, бирюзе, Заре, зиме, морозе. Зайке холодно в лесочке – Свяжем серому носочки. Заяц зайцу говорит: – Мне бы волчий аппетит! – В аппетите мало толку, Мне бы зубы, как у волка. Заманите эту птицу К нам на книжную страницу. |
Скороговорки
1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.
2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Пословицы и поговорки
1. За двумя зайцами погонишься –
Ни одного не поймаешь.
2. Здоровье дороже богатства.
3. Зацепился за пень и стал на весь день.
Игры
Игра «Доскажи словечко».
Е. Серова
Игра «Волшебная цепочка».
Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.
Зуб – куб – дуб – душ.
Зима – Зина – Рина – рана – рама.
Игра «Наборщик».
Из букв данного слова составьте новые слова:
Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.
Игра «Буква потерялась».
Вставьте пропущенные буквы в слова:
я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.
Игра «Лесенка».
Игра «Из одного слова»
Кроссворды
О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.
Ребусы
О т в е т: занавес, Зинаида, знание.
Загадки
Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, | То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка.) |
||
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.
(Заяц.) На черный платок Насыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды.) Свернешь – клин, Развернешь – блин. (Зонт.) |
Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?
(Заяц.) Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно – Укусит. Ясно? (Змея.) |
||
И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «
Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
БУКВА «З» Проект ученицы 1 класса «А» ГБОУ СОШ № 49 Тиханской Фионы
Буква З – девятая буква русского алфавита. Буква З обозначает звонкий звук, твердый и мягкий. Слова, начинающиеся на букву З: ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗООПАРК, ЗИМА…. Буква З в середине слов: РЕЗИНА, ПРАЗДНИК, УЗОР… Буква З в конце слов: МОРОЗ, ВОЗ, ПАРОВОЗ, АРБУЗ… Несколько букв З в одном слове: ЗАМАЗКА… ОПИСАНИЕ БУКВЫ «З»
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. З не просто завитушка, З – пружина, крендель, стружка.
Буква З на В похожа. Голова, животик тоже. Только слева без черты Букву З рисуешь ты.
В звезде найдешь ты букву З, И в золоте и в розе, Земле, алмазе, бирюзе,
ЗАРЕ МОРОЗЕ ЗЕМЛЕ
Буква «З» цифре «Три» говорит на ушко: Посмотри-ка, посмотри, Милая подружка, До чего же, до чего же, до чего мы тоже схожи! Общие у нас черты, Ты – как я, а я как – ты. Мы похожи как птенцы. Может быть мы близнецы?
ЗАГАДКИ Зебра ты сестра лошадки? Поиграй-ка с нами в прятки. Спрячься где-нибудь, в лозе, На картинке с буквой …… Буква ходит в шкуре броской В черно-белую полоску, Встретив волка и лису, След свой путает в лесу. Буква вид наш отражает, Рыцарю смотреть мешает, Хоть не есть, но все жует, Воробей ее клюет.
СКОРОГОВОРКИ КТО ПОВТОРИТ БЕЗ ОШИБОК? Зеленая береза стоит в лесу Зоя под березой поймала стрекозу. Девчонка везла на возу Козлена, козла и козу. Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла. Жук жужжал и очень злился, Злобной завистью давился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".
Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".
Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...
Проект: "Весёлая азбука. Буква П".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".
Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....
Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»
Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука
«З» в слогах, словах, предложениях;
Познакомить детей с буквой «З» ;
Анализ, синтез и чтение обратных и прямых
Преобразование прямых слогов;
Учить анализировать слово «козы» и состав-
лять схему этого слова;
Учить детей показывать мимикой различные
эмоциональные состояния.
Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-
тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,
пеналы, тетради по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-
шенного бумажного комара и произносит З –З –З.
К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы
боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем
комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а
теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети
показывают мимикой что их просят).
1. Сообщение темы.
Летал комар, звенел и разбудил Зою.
Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»
Давайте вспомним какой это звук .
Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.
2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.
Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
А теперь я произнесу слог - ЗУ.
Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .
звук ?
Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .
Какой гласный? Какой согласный звук ?
3. Произношение звука «З» в словах.
К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .
Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .
4. Дидактическая игра «Телефон» .
Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .
Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если
кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.
Зайка, мозаика, зонтик, ваза.
Незабудка, роза, мимоза, коза.
Забор, воз, паровоз, вокзал.
5. Произношение «З» в предложениях.
Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.
Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.
За –за –за, на лугу стоит коза.
Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.
Зы –зы – зы, колокольчик у козы.
За –за –за, уходи домой, коза.
Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.
6. Физминутка.
Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
7. Знакомство с буквой «З» .
Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .
Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед
показывает букву «З» .
Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)
Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.
Какие это элементы? – два полукруга.
Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :
«З» – не просто завитушка,
«З» – пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра три.
Обводим по контуру букву «З» в кассе.
А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.
Печатаем в тетради.
Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.
8. Чтение слогов с доски.
(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)
АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ
А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.
ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ
9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.
А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.
(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .
Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.
(Несколько детей читают этот слог)
Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.
10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.
Произнесите слово – козы. Обозначьте его.
Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.
Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.
Чем будем обозначать? – Красными полосками.
Какой первый слог? (дети называют)
Какой второй? (дети называют)
Повторите первый слог. (дети повторяют)
Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Повторите второй слог. (дети повторяют)
Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!
(Можно повторить всю схему слова)
11. Итог занятия .
С какой буквой мы сегодня знакомились?
Сколько элементов у этой буквы ?
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.