Интересные факты про порт артур. Порт-Артур: невыученный урок истории
Порт-Артур: наша слава и позор
Самая мощная военно-морская база КНР находится в местечке Люйшунькоу, которое в настоящее время административно является районом Даляня.
Однако этот закрытый для иностранцев, а потому захолустный (по сравнению с Далянем) город в остальном мире знаменит по своему прежнему названию Порт-Артур.
Расположенная в западной оконечности Ляодунского полуострова гавань с узким входом, со всех сторон окруженная сопками, будто специально созданная для укрытия военных судов от противника, издавна, со времен династии Хань, использовалась по прямому назначению. В конце 19 в., когда Китай решил обзавестись нормальным броненосным флотом, Люйшунь стал главной базой для северной флотской группировки. Захваченный японцами в войну 1894-95, он был ими же арендован по Симоносекскому договору. Поведение Японии не понравилось Германии, России и Франции, которые убедительно попросили вернуть Китаю полуостров.
Развивая свое присутствие на Дальнем Востоке, русское правительство предприняло ряд некоторых шагов для приобретения в аренду Ляодунского полуострова (в число шагов, увы, входили и взятки китайским чиновникам на местном и правительственном уровне). Договоренность была достигнута в 1898 году. С этого времени Порт-Артур начал усиленно развиваться в качестве основной базы российского флота на Тихом океане.
Излишне говорить, что такое положение вещей не понравилось Японии. 8 февраля 1904 года японские вооруженные силы сыграли с порт-артурской эскадрой в свою любимую национальную игру, известную после 1941 года под названием «Перл-Харбор». Результаты из-за отсутствия в то время военной авиации были не столь оглушительны, как в сорок первом. Так началась русско-японская война. О ходе боевых действий можно почитать в разделе Русско-японская война на сайте с названием «Как наши деды воевали» . Описание гораздо более подробное, чем мог бы сделать я, поэтому не буду заниматься пересказом.
Скажу только, что в этой войне русские солдаты и моряки проявляли традиционный героизм. Однако жизнь устроена так, что подвиг одного это преступление другого. Военное командование совершило все ошибки, какие только можно было совершить.
Самая главная ошибка, однако, была сделана на самом верху. Правительство и военное ведомство считали вероятным, что Япония прибегнет к военной силе для восстановления своего влияния в Маньчжурии. Развитие Порт-Артура и меры по качественному и количественному улучшению тихоокеанской эскадры собственно и были подготовкой к возможному нападению Японии. Однако, как считают некоторые историки, предполагалось, что произойдет оно не ранее 1910 года.
Расплата за недалекость военно-политического руководства была ужасающей. Помимо людских и материальных потерь в ходе боевых действий, России еще пришлось принять условия Портсмутского договора. По нему Японии отошли: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурская железная дорога, плюс пол-Сахалина впридачу. А еще позорное поражение вызвало череду беспорядков, в которые с готовностью вмешались революционеры. Последствия расхлебываем до сих пор.
Сатисфакции за позорную сдачу Порт-Артура пришлось ждать сорок лет.
В ночь 9 августа 1945 года заблаговременно сосредоточенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье силы (Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, Тихоокеанский флот) начали боевые действия против Японии. А войну объявили по московскому времени.
Между прочим, американцы и англичане годами воевали с японскими сухопутными войсками на атоллах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. По результативности своих действий они делали вывод, что война продлится минимум до 47-го года. А Квантунская армия была самой мощной и боеспособной войсковой группировкой Японии.
Однако войска, выступившие против Квантунской армии, несколько отличались от порт-артурского гарнизона. Солдаты забайкальцы и дальневосточники со знанием местности, заложенным на генетическом уровне, обильно усиленные фронтовиками, сумевшими выжить и победить в кровавой мясорубке Великой Отечественной. Командиры, приобретшие самый современный по тому времени опыт ведения войны не на академической скамье, а на сиденье «Виллиса» с многократно простреленным тентом. Не генералы Куропаткин и Стессель, а маршалы Василевский, Малиновский и Мерецков. Быстроходные, хорошо бронированные и крепко вооруженные танки Т-34, полноприводные американские бронетранспортеры M3, те же «Виллисы» и «Студебекеры». Штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, истребители Bell P-63 «Kingcobra» (разработанные по спецификациям советских ВВС в других странах они на вооружении не состояли).
Японцы сопротивлялись умело и ожесточенно. Однако после того, как наши войска взломали Хайларский укрепрайон и преодолели казавшийся неприступным Большой Хинган, их мораль покатилась вниз. Высадку 23 августа русских бойцов на парашютах и посадочным способом (с гидросамолетов) в Порт-Артуре и Дальнем японцы восприняли как логичное следствие прокатившегося с севера сквозь укрепленные позиции наступления, и отдали порты без боя.
Об августовской войне 45-го пишут незаслуженно мало. А ведь это, наверное, единственный раз в недавней истории, когда русские военачальники показали, как надо воевать. Наверное, оттого, что никому в голову не пришло приурочивать взятие оккупированных японцами китайских городов к каким-нибудь праздникам, и потому не было давления сверху, наши маршалы организовали действия как надо, а не как партия прикажет. Может, кто-нибудь знает и другие примеры, но, мне кажется, это единственная крупномасштабная операция, блестяще проведенная от самого начала и до конца, против реального, а не номинального противника. К сожалению, мы слишком любим обсасывать поражения и из-за этого не замечаем, что у нас были и победы.
В 1945 году Советский Союз заключил с гоминьдановским правительством договор, по которому военно-морская база Порт-Артур сдавалась в аренду на 30 лет. Но через несколько лет Чан Кай-ши убежал на Тайвань, а некоторые товарищи из руководства КПСС, чтобы не обижать товарищей из братской КПК, в 1955 году вывели из Порт-Артура все войска.
Кто знает, как развивались бы отношения с Китаем, если бы договор об аренде Порт-Артура не был изменен. Я, например, думаю, что если бы в шестидесятых годах ракетные корабли и бомбардировщики базировались менее чем в часе полета до Пекина, Мао Цзэдун вряд ли осмелился затевать свару на Даманском. Вот когда англичане разгоняли хунвэйбинов в Гонконге, официальные власти Китая предпочли не заметить этого ведь границу с Китаем охраняли гурки, а в порт, помимо английских кораблей, захаживали и американские авианосцы с вьетнамской войны.
Сейчас в Порт-Артур иностранных граждан не пускают. Доступ открыт только на русское кладбище и высоту 203.
Могилы на кладбище различаются по датам. Отдельно стоят кресты Русско-японской, отдельно Второй мировой, их немного. Зато очень много умерших в 1950-53. Осмелюсь предположить, что это жертвы Корейской войны.
![](https://i1.wp.com/daochinasite.com/pic/cemet3t.jpg)
На кладбище, кроме могил, два памятника. Крест защитникам Порт-Артура и обелиск освободителям. Перед входом в 1999 году поставили большой памятник советским воинам, который перетащили из Дальнего.
![](https://i2.wp.com/daochinasite.com/pic/cross2t.jpg)
К высоте 203, она же гора Высокая, китайцы организовали платный доступ. Пока я там находился, прибыли два автобуса японцев. Для них это святыня очень много японских солдат оросили кровью ее склоны. На вершине установлен памятник погибшим японцам в виде патрона. Возле него стоит спаренная японская зенитка. Своего предназначения она не выполнила в сорок пятом по «Каталинам» Тихоокеанского флота не было сделано ни одного выстрела.
Памятника русским солдатам нет. Зато на склоне, обращенном к гавани, стоит советская радарная антенна. Рядом бетонный барак, в котором размещался расчет РЛС. Сейчас там лавчонка, где китаец преклонных лет торгует сувенирами.
Китаец этот недобро зыркал на японских туристов, а со мной разговорился. Рассказал, что в пятидесятых годах служил в Порт-Артуре и обучался у советских инструкторов. Восторженно отзывался о российской оружейной мысли тыкал пальцем в рубашку гранаты Ф-1 и уверял, что японцы не додумались до такой гениальной штуки. В целом он прав ручные гранаты были придуманы защитниками Порт-Артура. И об осаде Порт-Артура у него было свое мнение: мол, русские не ждали нападения (это верно), и на базе были только моряки (это не совсем верно), а против сухопутной армии японцев держались долго.
Порт-Артур я смог сфотографировать только с высоты 203. Аппарат простейшая мыльница, так что за качество снимка не взыщите. Вообще-то жители города ждут, что правительство откроет Порт-Артур для иностранцев. Тогда, наверное, мы сможем увидеть здания, построенные нашими предками до 1904-го и после 1945-го.
Про копирайт:
© Дмитрий Алемасов
Все тексты на сайте сочинил я сам - за исключением раздела "Просто приколы". Если появится не мой текст, то имя автора обязательно будет указано.
Одним из ключевых сражений неудачной для России войны с Японией 1904-1905 годов стала оборона Порт-Артура. Этой битве, как и всей войне, на протяжении вот уже более века даются весьма противоречивые оценки.
Расположенный на Ляодунском полуострове китайский город-порт Порт-Артур Россия получила на 25 лет в аренду в 1898 году на основании русско-китайской конвенции.
К самому факту этой аренды в России было разное отношение. Если военные были довольны получением незамерзающей базы флота на побережье Жёлтого моря, то дипломаты полагали, что участие России в экспансии империалистических держав в Китай может иметь для страны негативные последствия.
Тем не менее, дело было сделано, и 16 марта 1898 года на Золотой горе был водружён Андреевский флаг.
К моменту русской аренды Порт-Артур представлял из себя неблагоустроенный посёлок, в котором проживали около 4 тысяч жителей. Развёрнутое русскими активное строительство кардинально изменило данный регион: к 1904 году в Порт-Артуре проживали более 50 тысяч человек, не считая военных.
Согласно замыслу русских адмиралов, силы Тихоокеанского флота России были распределены между Владивостоком и Порт-Артуром. К началу войны с Японией в Порт-Артуре были сосредоточены 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клипера, 4 канонерские лодки, из них 2 броненосные, 2 минных транспорта, 2 минных крейсера и 25 эскадренных миноносцев.
Война началась с атаки на Порт-Артур
Военное командование Японии, начиная войну с Россией, главной задачей первого периода видело разгром русского флота в Порт-Артуре при сохранении самого порта, который предполагалось использовать в интересах ВМФ Японии. Главную роль в захвате Порт-Артура планировалось отвести японской пехоте, а не флоту — ресурсы японского императорского флота были ограничены, в то время как в солдатах Япония недостатка не испытывала.
Русское военное командование в течение шести лет, что Порт-Артур находился в аренде до начала войны, прилагало усилия по созданию новых укреплений вокруг порта и города. Русский генералитет полагал, что Порт-Артур способен выдержать длительную осаду в полной изоляции от остальных войск, стянув к себе крупные силы противника. Возможно, именно такое мнение и стало причиной того, что японцам позволили сравнительно легко отрезать Порт-Артур от основных русских сил.
Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. Скрытно подошедшие к гавани японские корабли выпустили торпеды по русским кораблям, в результате чего были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Попытка русского флота осуществить прорыв из блокированного Порт-Артура потерпела неудачу.
Гибель адмирала
В течение первых месяцев 1904 года японцы предприняли серию попыток заблокировать русский флот непосредственно в порту путём установления мин и затопления старых судов, однако эти планы были сорваны.
С началом войны командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице-адмирал Степан Макаров , один из наиболее выдающихся русских флотоводцев. Прибыв в Порт-Артур, он в считанные недели сумел восстановить боеспособность флота и воодушевить моряков.
Но 31 марта 1904 года адмирал Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск», наскочившим на японскую мину. Вместе с Макаровым погибли также около 30 офицеров и 650 матросов. Среди погибших оказался и русский художник-баталист Василий Верещагин .
Адекватной замены Макарову среди руководителей обороны Порт-Артура не нашлось. Трагедия 31 марта серьёзно повлияла на конечный исход обороны.
В блокаде
Вопрос командования обороной остро стоял с самого начала сражения и до его окончания. Начальником сухопутной обороны крепости был назначен командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Роман Кондратенко . Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости генерал-лейтенант Константин Смирнов , но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укреплённого района генерал-лейтенанта Анатолия Стесселя .
Именно оценка действий Стесселя вызывает большего всего споров. Одни полагают, что командующий действовал соответственно обстановке, по мнению других, он проявлял нерешительность, граничащую с трусостью.
Так, в мае 1904 года японцам всё-таки удалось на несколько дней запереть русские корабли в гавани, что позволило осуществить высадку в Маньчжурии 2-й японской армии численностью около 38,5 тыс. человек. При этом Стессель никаких мер к срыву десанта не предпринимал.
Это позволило японцам прервать железнодорожное сообщение между Порт-Артуром и русскими силами в Манчжурии, после чего было развёрнуто наступление в направлении Порт-Артура с целью его полной блокады с суши.
Первый штурм
Методичное продвижение японских войск вперёд завершилось к первым числам августа 1904 года, когда, захватив Волчьи горы, пехотные части противника вышли на подступы к Порт-Артуру. Дальнобойная артиллерия японцев начала обстрел порта.
Силы обороняющихся русских войск не превышали 38 тысяч человек, в распоряжении командующего японской армией генерала Ноги было более 100 тысяч человек, при этом японцы имели возможность подвоза подкреплений.
7 августа 1904 года японцы открыли ожесточённый огонь по передовой позиции Восточного фронта — редутам Дагушань и Сяогушань — и к вечеру их атаковали. Весь день 8 августа там шёл бой — и в ночь на 9 августа оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.
19 августа японцы начали бомбардировку Восточного и Северного фронтов, и последний был атакован. В течение последующих трёх дней японцы атаковали с большой энергией Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинную гору, но отовсюду были отражены, успев занять лишь Угловую и укрепление Панлуншань.
К 22 августа японцам удалось овладеть передовыми редутами Восточного фронта. Ободрённый этим успехом генерал Ноги в ночь на 24 августа начал генеральный штурм Порт-Артура, растянувшийся на четыре дня. Японцы бросали в бой всё новые и новые силы, однако потерпели неудачу, потеряв около 20 тысяч солдат и офицеров.
Бойня на Высокой
Второй штурм Порт-Артура был предпринят 19 сентября 1904 года. Под контроль японцев перешли Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинная гора, однако 22 сентября у Высокой горы наступление захлебнулось.
Потери японцев были чрезвычайно велики, однако они не испытывали проблем с резервами, в то время как русская армия сражалась в условиях дефицита боеприпасов и продовольствия.
С 1 октября 1904 года японская армия стала применять против осаждённых 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Ситуация для обороняющихся стала неуклонно ухудшаться.
30 октября 1904 года при поддержке осадной артиллерии начался третий штурм Порт-Артура. Несмотря на благоприятные условия, японцы вновь потерпели неудачу.
Генерал Ноги взял паузу, ожидая прибытия свежей 7-й пехотной дивизии. Именно она стала ударной силой 4-го штурма, начавшегося 26 ноября. Атаки японцев велись по двум направлениям — на Восточный фронт и на гору Высокая. Потери японской армии росли, но Ноги повторял атаки снова и снова. Убедившись в бесплодности атак на Восточном фронте, он сосредоточил усилия на захвате горы Высокая. После десяти дней боёв, потеряв более 12 тысяч солдат и офицеров, Ноги овладел Высокой.
11-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде Порт-Артура. Фото: Public Domain
Капитуляция
Ситуация стала критической для русской армии. Уже на следующий день японцы оборудовали на Высокой позиции тяжёлой артиллерии, которая уничтожила остатки русской эскадры.
15 декабря 1904 года случилось и ещё одно событие, повлиявшее на итог битвы. В этот день от прямого попадания гаубичного снаряда в каземат форта номер 2 погиб один из руководителей обороны генерал Роман Кондратенко.
В отличие от Стесселя, Кондратенко умело руководил войсками, сыграл ключевую роль в отражении штурмов и пользовался огромным авторитетом среди солдат и офицеров.
Существует версия, что обстрел японской артиллерии, приведший к гибели генерала, не был случайным — Кондратенко являлся противником капитуляции и намеревался продолжать оборону, несмотря на тяжелейшие условия.
2 января 1905 года генерал Стессель объявил о намерении капитулировать перед японцами. После смерти Кондратенко помешать этому решению не мог никто.
5 января 1905 года была заключена капитуляция, согласно которой русский гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в дальнейших военных действиях.
Затопленные русские корабли в гавани Порт-Артура. На переднем плане «Полтава» и «Ретвизан», далее «Победа» и «Паллада». Фото: Public Domain
«Стессель сдаст и эту крепость!»
Как уже говорилось, существуют прямо противоположные оценки поступка Стесселя. Согласно мнению одних, генерал спасал своих подчинённых в безнадёжной ситуации, избегая ненужных жертв. Основные русские силы никакой помощи Порт-Артуру оказать не могли, и дальнейшее сопротивление вылилось бы в кровавую бойню.
Сторонники другой версии полагают, что Стессель, сдавший крепость тогда, когда все средства к обороне ещё не были исчерпаны, фактически склонил чашу весов в войне в пользу Японии. Сдача Порт-Артура принудила 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру идти во Владивосток через Цусимский залив, где и произошло трагическое для русского флота сражение. Японская экономика к началу 1905 года, по мнению критиков Стесселя, уже была подорвана войной, и продержись Порт-Артур, Япония была вынуждена заключать мир на русских условиях.
Овладение Порт-Артуром обошлось японцам чрезвычайно дорого. По разным оценкам, убитыми и ранеными они потеряли от 65 до 110 тысяч человек. Потери защитников Порт-Артура убитыми и ранеными не превысили 15 тысяч человек.
Генерал Стессель по возвращении в Россию предстал перед военным трибуналом и был приговорён к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение в крепости. Но, проведя в тюрьме только год, Стессель был помилован Николаем II и освобождён.
Отношение к Стесселю выражает анекдот, популярный в России в начале XX века: «Вы знаете, генерала Стесселя приговорили к заключению в крепости! — О, Боже мой, совершенно напрасно — он ведь и эту крепость сдаст!»
Возвращение
После окончания русско-японской войны был заключён Портсмутский мирный договор, по которому права на аренду Порт-Артура и всего Ляодунского полуострова перешли к Японии.
Японское владычество продлилось до 22 августа 1945 года, когда Порт-Артур на завершающем этапе Второй мировой войны заняли советские десантники.
В сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участии в открытии отреставрированного памятного мемориала в честь павших в Порт-Артуре русских и советских воинов.
Китайской Народной Республики.
Предыстория
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
|
// ts58.livejournal.com
В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.
Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с одной из центральных площадей Даляня , носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.
// ts58.livejournal.com
История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости . А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...
// ts58.livejournal.com
Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.
// ts58.livejournal.com
Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.
// ts58.livejournal.com
В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.
// ts58.livejournal.com
Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
// ts58.livejournal.com
Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:
// ts58.livejournal.com
Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.
// ts58.livejournal.com
На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:
// ts58.livejournal.com
Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:
// ts58.livejournal.com
Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":
// ts58.livejournal.com
В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:
// ts58.livejournal.com
Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.
// ts58.livejournal.com
Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.
// ts58.livejournal.com
Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:
// ts58.livejournal.com
Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.
// ts58.livejournal.com
Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:
// ts58.livejournal.com
Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:
// ts58.livejournal.com
Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким . Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.
// ts58.livejournal.com
// ts58.livejournal.com
С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
ts58
27/12/2016
В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.
Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?
Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.
У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.
Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.
Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин - Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.
И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.
История города
На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.
Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.
В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.
В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.
Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.
Отвага российских моряков в японско-русской войне
Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.
Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские - чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.
Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.
На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.
Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.
Борьба за форт
Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.
На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.
Музей-крепость Порт-Артур
Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.
Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.
Самое заметное место в Порт-Артуре - это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.
«Большое орлиное гнездо»
Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.
На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.
С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.
Русское кладбище. Описание памятного места
Главное историческое место в Люйшуне - это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.
Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.
Наиболее значительные достопримечательности
Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.
Туристам обязательно стоит посетить:
- Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
- Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
- Гору Высокая, легендарная высота 203.
- Русское кладбище с часовней.
- Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.
Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.
Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности
В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.
Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.
Небольшое заключение
Теперь вы знает, что Порт-Артур - китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.