Дательный падеж по. Дательный падеж правила. Как определить дательный падеж
Почему в русском языке глагол УЧИТЬ требует дательного падежа, а не винительного? УЧИТЬ МАТЕМАТИКЕ. (Преподавать математику - винит.)
Дело в том, что дательный падеж может иметь и функцию прямого объекта, как с глаголом учить: учить чему.
Дательный падеж может выражать:
1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.
А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку
Вопрос студента (владеющего несколькими языками) был о том, откуда взялся дательный именно с таком варианте (учить математике) - какова логика или происхождение этого дательного? Так он сравнивает с другими языками и очень аналитично подходит к изучению иностранного языка, пытается понять и объяснить себе конструкции. Есть же ещё другой вариант: учить русский язык, учить слова (с винительным падежом).
- Это просто разные лексико-семантические варианты глагола "учить" с разным управлением.
Объяснить логически не всегда возможно, ведь даже в других падежных языках формы падежей зачастую не совпадают с формами русского языка.
Например, в немецком Ich gratuliere dir zum Geburtstag, где после глагола поздравлять - дательный падеж.
И если сравнить ещё современные языки и посмотреть древние языки, можно увидеть, что падежи имеют различные функции. Например, в латыни есть дательный заинтересованности (обозначает лицо или предмет, в интересах которого совершается действие: Non scholae, sed vitae discimus. - Мы учимся не для школы, а для жизни (на русский переводится предлогами для, ради).
May be you"ll find helpful this video:
Posts from This Journal by “падежи” Tag
О творительном предикативном
"Д.Э. Розенталь "Говорите и пишите по-русски правильно": "Сравните у А.С. Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца…
Падежи в русских мультфильмах
Преподаватели используют: "Апельсин" ("Мы делили апельсин") - родительный падеж; "Как львёнок и черепах пели песню" -…
Стихотворение на творительный падежСтихотворение на творительный падеж прилагательных и конструкцию "что называют чем (каким)". НАТАЛИЯ КРАНДИЕВСКАЯ Небо называют -…
ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ РКИ
В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию "Я пишу по-русски" (базовый уровень). Там во…
ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
У меня вопрос по поводу отсутствия в русском языке артиклей. Были ли они когда-то или нет, связана ли с их отсутствием такая достаточно обширная…
Cклонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 34571 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.
Единственное число
Множественное число
Важно знать о склонении слов
Склонение существительных
Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.
Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.
Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).
Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
Склонение имен числительных
Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:
- Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один - одного (новый - нового).
- Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
- Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи - сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи - сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
- Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
- Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
- Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) - первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
- У дробных числительных при склонении изменяются обе части.
Склонение прилагательных
Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.
Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.
Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.
Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса.
Русский язык для начинающих., Падежи. Урок 2.
1\. Именительный — КТО? ЧТО?
2\. Родительный — КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный — КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный — КОГО? ЧТО?
5\. Творительный — КЕМ? ЧЕМ?
To hear audio for this text, and to learn the vocabulary sign up for a free LingQ account.
Хотите изучать язык?
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Рассмотрим их подробнее. Каждый падеж отвечает на определенные вопросы
1\. Именительный — КТО? ЧТО?
2\. Родительный — КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный — КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный — КОГО? ЧТО?
5\. Творительный — КЕМ? ЧЕМ?
6\. Предложный — О КОМ? О ЧЕМ?
Для примера просклоняем слова «девочка» и «человек».
1\. Именительный — девочка человек
2\. Родительный — девочки человека
3\. Дательный — девочке человеку
4\. Винительный — девочку человека
5\. Творительный — девочкой человеком
6\. Предложный — о девочке о человеке
Родительный и винительный падежи имеют общие вопросы. Отличить их друг от друга очень легко.
Кого эта кукла? Эта кукла девочки.
Здесь вопрос КОГО можно заменить вопросом ЧЬЯ. То есть, родительный падеж указывает на принадлежность к кому-либо или чему-либо. Запомните. Если вопрос КОГО имеет значение ЧЕЙ (ЧЬЯ, ЧЬЁ. и т.д.), то падеж — родительный.
В винительном падеже ничего заменять не надо. Там слово КОГО имеет другой смысл.
КОГО наказала мама? Мама наказала девочку.
Винительный — от слов ВИНА, ВИНИТЬ.
ЧТО ищет собака? Собака ищет кость. Здесь слово КОСТЬ в винительном падеже.
Трудно? Это только сначала. Потом будет легче)) Удачи!
Хотите изучать язык?
Учитесь на этом тексте и это понравится тысячам на LingQ.
- Огромная библиотека аудиоуроков, все с сопровождающим текстом
- Революционные инструменты обучения
- Глобальное, интерактивное образовательное сообщество
Падежи существительных в английском языке
В древнеанглийском языке присутствовали именительный, винительный, родительный, творительный и дательный падежи. Со временем они отмирали и теперь в современном английском языке существует только два падежа – общий и притяжательный.
Общий падеж (common case) английских существительных ничем не обозначен, то есть существительные в этом падеже имеют нулевое окончание (chair, car). Его значение очень размыто, и в зависимости от контекста существительное в общем падеже может выполнять самые разные функции.
Притяжательный падеж (possessive/genitive case) чаще всего выражает принадлежность (отсюда название possessive).
Притяжательный падеж образуется при помощи знака апострофа и буквы s (‘s ) или просто апострофа (‘ ). Последний способ используется для существительных во множественном числе (pupils’ work, cars’ colour) и греческих заимствований, оканчивающихся на [ -iz ] (Xerxes’ army, Socrates’ wife).
Однако если форма множественного числа образована не по обычному правилу (men, children), то в притяжательном падеже к ней прибавляется ‘s :
Если существительное – составное, то ‘s прибавляется к последнему его элементу:
Иногда ‘s может относиться к нескольким существительным или целой фразе:
Нужно учесть, что притяжательный падеж одушевленных существительных в английском языке строится при помощи окончания ‘s , а для неодушевленных – при помощи предлога of :
Однако среди неодушевленных существительных есть исключения, которые можно поставить в форму притяжательного падежа через ‘s :
- Существительные, обозначающие время и расстояние:
- Названия стран и городов:
- Названия газет и организаций:
- Слова nation , country , city , town :
- Слова ship , car , boat :
- Слова nature , water , ocean :
- Названия месяцев и времени года:
- Названия планет:
- Некоторые устойчивые выражения:
Выражение падежей английских существительных при помощи предлогов
Хотя в английском языке и насчитывается только два падежа, при помощи некоторых предлогов можно передать значение и других падежей.
Родительный падеж передается при помощи предлога of :
Дательный падеж соответствует предлогу to :
Творительный падеж соответствует предлогу with , когда имеется в виду инструмент или предмет, которым выполняется действие:
Если в виду имеется действующее лицо или сила, то используется предлог by :
Дательный падеж
Что такое дательный падеж?
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по .
Как определить дательный падеж?
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему? ) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
- Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года .
- Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
- Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку .
- Определительное: памятник Грибоедову, цена словам .
Тест по теме
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
- Что такое дательный падеж?
- Как определить дательный падеж?
- Значение дательного падежа
- Тест по теме
- Именительный падеж
- Родительный падеж
- Родительный падеж ФИО
- Постоянные и непостоянные признаки существительного
- Дательный падеж
- Дательный падеж ФИО
- Окончания в дательном падеже
- Винительный падеж
- Творительный падеж
- Падежи существительных
- Окончания в творительном падеже
- Предложный падеж
- Падежные окончания существительных
- Склонение существительных
- 1 склонение имен существительных
- Окончания имен существительных в предложном падеже
- 2 склонение существительных
- 3 склонение имен существительных
- Безударные окончания имен существительных
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Дательный падеж
У дательного падежа в русском языке есть ряд своих функций, есть предлоги, которые подскажут вам, что использовать следует именно дательный падеж. Но также также довольно большой список глаголов, которые используются с ним, и их просто нужно учить.
1. Итак, предлоги дательного падежа — это К и ПО.
обратите внимание, предлог К используется в отношении объекта или направления, но не места.
Мы идём к родителям. Мы идём к вам.
Мы идём в кино.
Говорить по телефону.
Гулять по берегу моря.
Экзамен по русскому языку.
2. Функции дательного падежа — это состояние, эмоциональное или физическое.
Мне холодно, тепло, жарко, хорошо, плохо.
Ему весело, скучно, забавно, интересно.
3. Глаголы, в связке с которыми используется дательный падеж. Данное правило распространяется как на совершенный, так и на несовершенный вид большинства глаголов.
верить-поверить
говорить-сказать
давать-дать
дарить-подарить
запрещать-запретить
звонить-позвонить
мешать-помешать
напоминать-напомнить
нравиться-понравиться
объяснять-объяснить
отвечать-ответить
отдавать-отдать
передавать-передать
писать-написать
покупать-купить
посылать-послать
предлагать-предложить
приносить-принести
продавать-продать
показывать-показать
помогать-помочь
принадлежать
радоваться-обрадоваться
разрешать-разрешить
рассказывать-рассказать
советовать-посоветовать
удивляться-удивиться
Вот правила изменения окончаний существительных и прилагательных единственного числа в дательном падеже:
Женский род: А-Е, Я-Е, Ь-И, ИЯ-ИИ. АЯ-ЕЙ, ЯЯ-ЕЙ.
Мужской род: согласный-У, Ь-Ю, Й-Ю. ЫЙ-ОМУ, ИЙ-ЕМУ.
Средний род: Е-Ю, О-У, ИЕ-ИЮ. ОЕ-ОМУ, ЕЕ-ЕМУ.
). У существительных мужского и женского рода 1 склонения в единственном числе флексии дательного падежа совпадают с флексиями предложного падежа: к сестре / к папе – о сестре / о папе .
Существительные мужского рода на -ишко и -ище имеют вариантные формы дательного падежа единственного числа – -е и -у , ср.: домишко – домишк-е и домишк-у ; котище – котищ-е и котищ-у .
В таблице 1 представлено распределение вариантов окончаний дательного падежа слов на -ишко и -ище по данным Основного корпуса:
Таблица 1. Распределение вариантов окончаний дательного падежа слов на -ишко и -ище
домишко |
городишко |
умишко |
котище |
носище |
позорище |
||||||||||||||
-е |
|||||||||||||||||||
-у |
У слов сколько , столько , несколько , много , а также числительных от пять до десять и некоторых других встречаются варианты падежных форм после предлога по : по три яблока (*по трем ); по пяти яблок vs. по пять яблок ; по скольку яблок vs. по сколько яблок ; [разве можно есть] по стольку яблок vs. по столько яблок ; по многу раз vs. по много раз . Одна из этих форм – дательный, другая совпадает с формой именительного-винительного. В таблице 2 представлено распределение вариантов окончаний слов сколько , столько и много в количественно-дистрибутивной конструкции по данным Основного корпуса: Таблица 2. Сколько , столько , много : варианты окончаний дательного падежа в количественно-дистрибутивной конструкции
|
В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.
Список падежей
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.
Сказка про падежи
Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
Таблица падежей русского языка
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.
Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю
Предлоги падежей и смысловые вопросы
Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?
Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?
Падежи подразделяются на прямой и косвенные
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)
Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.
Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.
Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж
Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.
Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения
Русское Название Падежа |
Латинское Название Падежа |
Вопросы |
Предлоги |
Окончание |
|||
Единственное число |
Множ. Число |
||||||
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|||||
Именительный |
Номинатив |
Кто? Что? (есть) |
--- --- |
А, -я |
О, -е |
--- |
Ы, -и, -а, -я |
Родительный |
Генитив |
Кого? Чего? (нет) |
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг |
Ы, -и |
А, -я |
Ов, -ев, -ей |
|
Дательный |
Датив |
Кому? Чему? (дам) |
к, по |
Е, -и |
У, -ю |
Ам, -ям |
|
Винительный |
Аккузатив |
Кого? Что? (вижу) |
в, за, на, про, через |
У, -ю |
О, -е |
--- |
Ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный |
Инструментатив |
Кем? Чем? (горжусь) |
за, над, под, перед, с |
Ой (-ою), Ей (-ею) |
Ом, -ем |
Ами, -ями |
|
Предложный |
Препозитив |
О ком? О чем? (думаю) |
в, на, о, об, обо, при |
Е, -и |
Е, -и |
Ах, -ях |
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Стихи о падежах
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.
Именительный
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Родительный
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!
Дательный
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…
Винительный
Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?
Творительный
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?
Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!
Полак Фрида
Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!
Кирсанов Семён
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Тетивкин А.
Весенние падежи
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
Ключкина Н.
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)
Винительный падеж
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)
Предложный падеж
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)
Все существующие падежи русского языка
1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.
- Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
- Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
- Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
- Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
- Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
- Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Падежная система
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.
- Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
- Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
- Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
- Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
- Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
- Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
- Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
- Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.
Как определять
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
- В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
- Задать вопрос к имени существительному.
- у существительного.
Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
- В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
- Главное слово в словосочетании обозначить Х.
- Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
- Над стрелочкой написать вопрос.
- Определить падеж.
- Надписать падеж над существительным.
Падежные окончания
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.
Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -, -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -, -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | - | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | - | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Полезное видео
Подведем итоги
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.