Александр 2 реформирование российского общества конспект урока. Александр II и его реформы. Политика в отношении сословий

После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ (реформы 1860-1870-х). Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии - Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882-1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков - излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость - выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления - уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии - 6 лет (9 лет в запасе), во флоте - 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы - освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Ответы я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?» Н.А. Некрасов






Подготовка реформы ГодСобытие 1857г.Создание секретного комитета Осень 1857г. Рескрипт на имя виленского губернатора В.И. Назимова, предписывавший создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права. Март 1859г.Создание Редакционных комиссий. 1860г.Обсуждение проекта в Главном комитете 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.




Царь-освободитель «Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки… Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» (А.И. Герцен) Александр II ()














Значение отмены крепостного права 1.Появление свободной наемной рабочей силы. 2.Подъем экономики 3.Поставлен вопрос о необходимости проведения других реформ. 1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян


Либеральные реформы Александра II Дата проведения реформы Название реформы Содержание реформы Задание: заполните таблицу на основе материала учебника стр


Внешняя политика Александра II Прорыв дипломатической изоляции России. Сближение России с Пруссией. Восточный вопрос – 1878 гг. – русско-турецкая война Горчаков А.М. – министр иностранных дел




Цели России в войне Освободить славянские народы от турецкого ига. Подъем авторитета России как великой державы. Повод: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.


Силы сторон Балканский фронтКавказский фронт русскиетуркирусскиетурки солдат солдат солдат солдат ружье Бердана (1300 шагов) ружье Мартини (1800 шагов) ружье Снайдера (1300 шагов) ружье Генри (1500 шагов) конница конница конница 4000конница 2000 стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки стальные нарезные пушки чугунные гладкостволь ные пушки



Условия мирного договора Сан-Стефанский договор Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани). Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум. Берлинский конгресс Болгария была разделена на две части: Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции, Южная – автономной турецкой провинцией - Восточная Румелия. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину. Англия получала остров Кипр.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.

Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).

Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.

Рис. 2. Мировой судья ()

Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.

Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.

Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.

Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.

Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.

Рис. 3. Три адвоката за разговором ()

В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.

Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()

Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.

Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()

Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()

Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()

Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

Рис. 8. Военнообязанные ()

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.

Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()

Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()

В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()

Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()

Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

Список литературы

  1. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
  6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
  7. Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. Grandars.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
  2. Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
  3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

    • 1870г. – городская реформа
    • 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность
  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды