1 системный подход. Системный подход. Основные понятия системного подхода

Методы решения задач на основе системного подхода в той или иной степени применяются уже в течение длительного времени. Однако лишь в течение последних десятилетий их применение во всех сферах производства и государственного управления стало действительно повсеместным. В понятие «системного подхода» вкладывается следующее содержание: точная формулировка требований, предъявляемых к решению задачи; наличие математического аппарата для ее исследования и набора критериев для оценки качества возможных решений. В простейшем случае применения системного подхода к задаче не обязательно детальное знание физических элементов, необходимых для реализации найденного решения.

Например, английский математик Чарльз Бэббидж сформулировал все принципы работы современных вычислительных машин, пользуясь логическим методом, который по существу представлял собой реализацию системного подхода к решению задачи. Однако идея аналитической машины Бэббиджа получила практическое воплощение лишь в конце 40-х годов XX в., когда началось бурное развитие электронных вычислительных машин, а полностью его идеи были осуществлены еще спустя 15 лет после изобретения транзистора. Этот пример не означает, что системный подход возможен только при решении отвлеченных логических задач. Он показывает лишь, что степень абстрактности полностью зависит от ограничений , наложенных на задачу. Для Бэббиджа такими ограничениями были лишь те, которые он видел как математик.

Значительная абстрактность в управлении производством обусловливает актуальность применения методов системного подхода в управлении, что и обусловило выбор темы курсовой работы, целью которой является анализ места и роли системного подхода в управлении. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    раскрыто понятие и сущность системного подхода;

  1. проанализирована эволюция системного подхода;

  2. охарактеризована организация с позиций системного подхода к управлению;

  3. проанализированы возможности применения и эффективность системного подхода в управлении.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Системный подход и его эволюция


1.1 Понятие и сущность системного подхода

Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том , что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого 1 .
Все организации являются системами. Поскольку люди являются , в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами . Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы . Часы – знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой . Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов , поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом 2 .

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить , почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления – главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

Сущность системного подхода состоит во взаимосвязанном комплексном изучении сложных объектов как целостных систем с определенными системными целями и и в согласовании целей системы и ее частей подсистем в процессе функционирования.

Системный подход – направление, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта , на выявление разнообразных типов связей в нем и в сведении их в единую теоретическую картину.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта , на выявление разнообразных типов связей в нем и в сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов 3 .

Системный подход – реализация на практике диалектического метода, который требует рассматривать любые явления в природе и обществе во взаимной обусловленности.

«Системный подход» – подход к исследованию и управлению объектом, который рассматривает его как систему, в которой выделены элементы , внутренние и внешние связи, влияющие на его функционирование, а цели каждого из элементов, формируются исходя из общего предназначения системы.

Ключевые понятия «системного описания»:

· Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

· Элемент – предел членения системы с точки зрения конкретной задачи.

· Иерархия – абстракция структуры системы с соподчиненными элементами, предназначенная для изучения ее компонент и их влияния на систему в целом.

· Связь – абстракция отношения между элементами (предметами реального мира).

· Развитие – процесс модификации внутренней структуры системы (появление и удаление объектов и связей между ними).

· Подсистема – часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

· Надсистема – система более высокого уровня, частью которой является рассматриваемая система. Сложность системы с большим количеством элементов проявляется в нелинейности, значительном числе степеней свободы, наличии «памяти» и других свойствах, приводящих к слабой предсказуемости поведения системы.

· Система закрытая – система, имеющая жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от внешней среды.
· Система открытая – система постоянно взаимодействующая с внешней средой в каком-либо в каком-либо аспекте: информационном , энергетическом, вещественном и т.д.

· Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать; уровень вариантности каждого фактора.

· Адаптивность системы – это приспосабливаемость системы к изменениям внешних условий с целью достижения какой-либо цели.

· Эргатичность – это свойство систем с трудно формализуемым взаимодействием технологических и человеческих факторов.

· Целеполагающие системы – характеризуются некоторой системой ценностей, на основании которой система сама формирует для себя последовательность целей, уточняемых в зависимости от характера достижения предыдущих.

· Система управления – это множество связанных друг с другом устойчивых контуров саморегулирования системы, являющейся объектом управления 4 .

На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна , то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.


2. Разновидности системного подхода 7

3. Основные принципы системного подхода 13

4. Значение системного подхода в управленческой деятельности организации 18

Введение

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

В настоящее время четко сформировались следующие направления системных исследований: общая теория систем, системный подход и системный анализ.

Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

Междисциплинарная системная методология - важнейший компонент современных системных исследований. Системный подход обеспечивает такую интеграцию знаний, посредством которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и в то же время интегрируются вокруг системных методов исследования.

1. Содержание и характеристика системного подхода

Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.

Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).

Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

"Система " - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

От слова "система" можно образовать другие слова: "системный", "систематизировать", "систематический". В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

Системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

Системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

Системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;

Системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

Системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Термин "системный подход " охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,
структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также
системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

2. Разновидности системного подхода

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда.

Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

Для исследования функциональных связей информа-ционного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследо-вания осуществляются как по вертикали (между отдель-ными элементами системы управления), так и по гори-зонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При та-ком подходе появляются более прочные связи между от-дельными подсистемами организации, более конкретные задания.

Например, управляющая система задает служ-бам и подразделениям организации конкретные показа-тели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих по-казателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количест-ва затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жиз-ненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объеди-нение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обес-печивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых тех-нологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали ме-жду федеральными, муниципальными органами управ-ления и отдельными организациями, особенно в произ-водственной и социальной сферах деятельности.

Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регули-рование в процессе реализации новых указов, постанов-лений и другой регламентирующей документации. Ин-теграция дает организациям дополнительные возможно-сти для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реали-зации принятых решений.

Лекция 2. Теоретические основы системного подхода

1. Сущность системного подхода.

2. Основные понятия системного подхода.

3. Операционная система (система работ).

2. Система управления. Механизм управления системой.

Понятие системы.

В настоящее время все большее распространение в научных дисциплина получает теория систем и системный подход к анализу различных объектов.

Общая теория систем – научное направление, связанное с разработкой совокупности философских, методологических, конкретно-научных и прикладных проблем анализа и синтеза сложных систем произвольной природы .

Основой возникновения общей теории систем являются аналогии (изоморфизм) процессов, протекающих в системах различного типа. Строго доказанный изоморфизм для систем различной природы дает возможность переносить знания из одной сферы в другую. Аналогия различных процессов и организация различных объектов позволили создать набор научных положений, которые являются верными к анализу различных сфер. Таким образом, все явления и предметы объективного мира можно представить в виде систем. Все системы (системы из психологии, медицины, экономики и т.д.) имеют общие законы развития, организации и дезорганизации.

Таким образом, системный анализ – это методология, исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Системный подход в экономике это комплексное изучение экономики как единого целого с позиций теории систем.

Основные понятия системного подхода.

Систе́ма (от греч. σύστημα, «целостный», «целое» «составленный») - нечто организационное единое целое, которое можно противопоставить среде.

Термин используется для обозначения как конкретных реальный объектов (например, экономическая система Украины, нервная система, топливная система машины), так и для обозначения абстрактных теоретических моделей (например, рыночная экономическая система, наука как система знаний о чем-то). Таким образом можно сказать, что:

1. Любой объект рассматриваемый как система выступает по отношению к другим объектам и окружающим, внешним условиям как нечто единое и обособленное;

2. Системы образуют своими внутренними связями и отношениями организованную целостность;

3. Система, как научная абстракция, основана на объективном существовании целостных объектов в материальном мире. При этом она отличается от реального объекта:

Отвлечением от многих внутренних сторон и особенностей самого объекта, которые несущественны с точки зрения исследователя.

4. Для правильного понимания процесса выявления систем необходимо предполагать наличие объекта наблюдения, наблюдателя и цели наблюдения . Наличие наблюдателя и цели наблюдения приводит к тому, что реальный объект становится источником выявления целого ряда систем. Например, тело человека является основой для выявления целого ряда систем – нервная система, пищеварительная система, костная система. Технология может быть рассмотрена с экономической точки зрения или с технологической.


Примеры систем - Банковская система Вентиляционная система Интеллектуальная система Информационная система Компьютерная система Нервная система Операционная система Оптимальная система

Основными понятиями системного подхода также является «вход в систему», «выход из системы», «обратная связь», «внешняя среда».

Вход системы – компоненты поступающие в систему. Любая информация, энергия, вещество поступающие внутрь системы.

Выход системы – компоненты выходящие из системы. Любая информация, энергия, вещество выходящие из системы.

Обратная связь – это то, как оказывает влияние на вход систему ее выход.

Среда (внешняя среда) - для данной системы - совокупность всех объектов, не включенных в систему, изменение свойств которых влияет на систему.

Графическая модель системы представлена на рисунке 1.

Вход выход

обратная связь

Рис. 1. Графическая модель системы

Для исследования систем в свою очередь принимают ряд других подходов которые являются логическим продолжением теории систем: функциональный, структурный, динамический подходы.

Функциональный подход – подход к изучению систем, при котором интересуются не тем «что она такое?», т.е. строением и структурой, и тем «что она делает?», т.е. исследуют ее функции и поведение.

Метод «черного ящика» - метод функционального исследования систем, при котором считается, что внутренняя структура системы, взаимодействие ее элементов и внутренние состояния закрыты для наблюдателя. При этом наблюдаются и исследуются только состояния входов и выходов данной системы, т.е. та функция которую реализует конкретная система.

Основные понятия функционального подхода к изучению систем: вход, выход, черный ящик, функция

По мере изучения функциональных свойств у исследователя возникает необходимость более глубокого изучения конкретныйы систем и он переходит от исследования функции системы к изучению ее структуры.

Структурный подход - подход к изучению, при котором исследуется внутренне устройство системы, внутренняя иерархическая и функциональная взаимосвязь элементов системы.

Структура (от лат. struktura – строение, расположение, порядок) – совокупность элементов и устойчивых связей между ними, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. «Расчленение» системы может производиться с различной глубиной и различной степенью детализации. Потому целесообразно выделять такие понятия как «подсистема» и «элемент». Подсистема - часть системы, которая обладает признаками целостности в рамках данной системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.

Подсистема в свою очередь может быть рассмотрена как система. Каждая ситема состоит также состоит из частей, которые называются элементами. Элемент системы - такая часть системы, которая в условиях данного исследования представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие .

В тоже время сама система может быть частью более большой системы, которую называют надсистема. Подсистема - система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели системы.

Все подсистемы и элементы системы связаны между собой для выполнения общей функции системы.

Связь между элементами - означает, что выход одного из них соединен со входом другого, и потому изменение выходных состояний первого соответственно изменяет входные состояния второго элемента. В свою очередь, и выход второго элемента может быть связан с входом первого.

Основные понятия структурного подхода к изучению систем: элемент, структура, подсистеме, надсистема, связь.

Особое значение имеет исследование систем в динамике т.е. в ее движении, развитие, изменение системы. Поэтому разделяют статический анализ системы и динамический анализ системы. Статический анализ более простой он позволяет выявыить первичные основы функционирования и устройства системы. Более сложным является динамический анилиз, он позволяет изучать системы в движении в процессе динамики.

Статический анализ системы – исследование систем вне процесса их изменений, как бы в застывшем состоянии равновесия элементов. Выявление внутренней структуры, основных элементов и связей между ними.

Динамический анализ системы – исследование систем в процессе изменение, развития, движения. Анализ противоречий. Исселдоваие закономерностей и тенденций развития, выявление кризисов и циклов развития.

Основные понятия динамического подхода: изменение, развитие, динамика, цикл, эволюция.


Табл. 1. Основные свойства систем *.

I. 1. 1. Краткая характеристика системного подход. В настоящее время

системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения

системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода

обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями

управления большими системами и интеграции знаний.

"Система" - слово греческое, буквально означает целое,

составленное из частей. В другом значении ϶ᴛᴏ порядок, определенный

планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Отметим, что термин

"системный подход" охватывает группу методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых

реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин,

междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного

подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий

в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.

Системный подход будет ϲʙᴏего рода реакцией на бурный и длительный процесс

дифференциации в науке. Но ϶ᴛᴏ не означает, что системный подход -

синоним интеграции. Системный подход - единство интеграции и

дифференциации при доминировании тенденции объединения.

Мир, в кᴏᴛᴏᴩом мы живем, един. Единство его состоит в материальности.
Все

явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объективными формами существования материального субстрата будут

пространство и время. Не стоит забывать, что важнейшая особенность нашего мира заключается в

неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии

и информации (разнообразия) Кстати, эта неравномерность пробудет в том, что

компонентны материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы

и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в

пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет

диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения,

дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях

организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции будут физические поля, в живых

объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия,

обществе - производственные, экономические и другие отношения.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения

отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается

на все уровнях ее организации. По϶ᴛᴏму указанный принцип может

рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного

Общими задачами системных исследований будут анализ и синтез систем. В

процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

структуры, функции, интегральные характеристики (ϲʙᴏйства), а также

системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза

создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного

описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы

описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход

применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а

также к ϲʙᴏйствам и интегральным характеристикам объектов.

Описания объектов как систем - системные описания - выполняются те же

функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

"...Задачей системных исследований будет прежде всего выработка

ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как

систем и познания системности самого мира" .

Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с

другими явлениями объективной действительности. Материал опубликован на http://сайт
Это дает возможность

"переноса" идей и взаимного обогащения, "усиления" наук,

Главный объект психологии - человек. Стоит заметить, что он будет целостным объектом

восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно

рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний

базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или

динамические системы.

Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение

должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат

средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня

перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация

психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и

сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний,

преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в

интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать

пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять

задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и

экстраполяции - предсказывать ϲʙᴏйства отсутствующих частей описания.

В прикладном плане ϶ᴛᴏ задачи психодиагностики, проектирования и

управления автоматизированными системами, повышения эффективности

процесса обучения, совершенствования психологического образования.

Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном

для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета

науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к

индуктивно-дедуктивному.

I. 1. 2. Разновидности системного подхода. Существует несколько

разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

Необходимо определить объем данных понятий. Комплексный подход предлагает

наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов

исследования. При ϶ᴛᴏм не принимаются во внимание ни отношения между

объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом.

Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения

компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава

(подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения

подсистем (частей) и системы (целого) Декомпозиция систем на подсистемы

производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не

рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между

частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части

единственна. Вот к примеру, принято говорить, что "целое - ϶ᴛᴏ то, от

чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный

подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не

только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и

эволюции систем.

Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это

правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что

последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты

(системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью

и целостностью. К примеру, и клетка, и орган, и организм могут

рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с

органом значительной большей способностью к независимому функционированию.

По϶ᴛᴏму целостный подход применим не ко всем системам (объектам) а только

к таким, кᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏйственна высокая степень функциональной независимости.

I. 1. 3.
Стоит отметить, что особенности системного подхода в психологии. Системное

исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи

в терминах системного подхода. выбор объекта конкретного исследования -

дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека

обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и

структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения

системного описания объекта. примерами могут служить сенсорная организация

человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные

образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального

экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного,

либо теоретического исследования.

При этом выбор функционально и структурно обособленного объекта -

необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего

системного описания. Стоит сказать, для выбранного объекта нужно подыскать такой

"срез" исследования, для кᴏᴛᴏᴩого нужно указать и экспериментально

изучить полный набор характеристик. В случае если ϶ᴛᴏго не сделать, то описание

неизбежно становится локальным.

Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение

ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

Системой называется совокупность элементов любой природы, между кᴏᴛᴏᴩыми

существуют определенные отношения. Множество элементов, из кᴏᴛᴏᴩых

образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на

подмножества и на элементы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно различают макросостав и

микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений,

характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на

сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества.

Объектам множества могут быть ϲʙᴏйственны отношения различных видов,

следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая

систем существует в некᴏᴛᴏᴩой среде. Соответствие между средой и системой

называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько

функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между

компонентами системы называются ее ϲʙᴏйствами.

классов дополнительно описываются также и другими понятиями. При

комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие

этапы: определение области исследования; обоснование необходимости его

проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их

применения; выбор формы представления полученных данных.

От слова "система" можно образовать другие слова:

"системный", "систематизировать",

"систематический". в узком смысле под системным подходом будем

понимать применение системных методов для изучения реальных физических,

биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком

смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения

задач систематики, планирования и организации комплексного и

систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат:

генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение),

синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный,

композиционный. Стоит заметить, что они применимы также к процессу исследования и к

представлению результатов исследования.

Вопрос №1. Системный подход и его реализация в СМК.

Системный подход - это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта.

Системный подход базируется на двух постулатах.

Постулаты системного подхода.

Постулат 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей.

Постулат 2. Структура функции системы и решения проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

К числу принципов системного подхода относятся принципы:

Принцип цели ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель (предназначение) системы.

Принцип целостности предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов как нечто целое по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по своим законам.

Принцип сложности указывает на необходимость рассматривать объект как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и со средой. Каждому элементу присуща неисчерпаемая сложность, поэтому необходимо выполнить его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном и показ сложности в простом .

Принцип историзма требует, чтобы каждый объект рассматривался исторически с точки зрения того, как он возник и какие этапы прошел до момента исследования.

Принцип двойственности предполагает, что систему необходимо рассматривать как самостоятельную систему, так и как подсистему более высокого уровня иерархии.

Принцип всесторонности указывает на то, объект необходимо изучать со всех сторон.

Принцип множественности утверждает, что при исследовании объекта необходимо использовать множество моделей.

Принцип динамизма требует, чтобы все свойства объекта рассматривались как изменяющиеся.

Принцип сходства предполагает использование ранее полученных результатов при изучении других сходных объектов.

С прикладной точки зрения системный подход состоит в определенной направленности и последовательности исследования объектов, которое обычно реализуется в шесть этапов.

1 этап. Четкое определение цели исследования объекта, т.е. с какой целью проводится исследование.

2 этап. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиций системы более высокого уровня. Необходимо определить общие и частные цели, осуществимость, требуемые ресурсы для осуществления цели, причем все это необходимо делать взаимосвязанно.

3 этап. Выделение и изучение структуры системы, и среды. Выделение системы осуществляется разделением (точным) на две части. Процедура не формальная, носит итеративный характер. Основой отнесения элементов к системе и среде является характер связей между элементами. Так как внутренние связи значительно сильнее внешних, то это дает право относить элементы с внутренними связями к системе. При этом определяется состав системы, состав среды, характер внутренних и внешних связей. Процесс выделения элементов и связей называется структуризацией.

4 этап. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы. При этом рассматривается функционирование всей системы в целом и функционирование ее отдельных подсистем; определяется набор функций и их возможные изменения на различных этапах исследования, а также взаимодействие элементов системы между собой и со средой. В результате работы по этапу должны быть получены: набор функций, которые реализует система; функции отдельных подсистем; функции отдельных элементов; описание процесса функционирования системы в целом.

5 этап. Система рассматривается на всех этапах жизненного цикла: происхождение, развитие, разрушение (гибель).

6 этап. Осуществляется сравнение системы с другими, в какой то степени близкими ей системами для обнаружения сходства. В случае обнаружения сходства, полученные ранее свойства переносятся или могут быть перенесены на систему и (или) наоборот.

Вопрос №2. Внутренний аудит. Требования. Документирование. Порядок проведения.

В менеджменте качества применяется три основных вида аудита, которые разделяются в зависимости от того, в чьих интересах действуют аудиторы.

Один из них относится к внутреннему аудиту, два других являются внешними аудитами:

§ Аудит первой стороны

§ Аудит второй стороны

§ Аудит третьей стороны

Аудит первой стороны - это внутренний аудит, при котором организация проверяет сама себя. Если организация обратится к сторонней организации для проведения аудита своей системы качества, то такой аудит все равно рассматривается как аудит первой стороны. Кроме того, для проведения аудитов организация может приглашать сторонних специалистов. В любом случае такие аудиты будут являться аудитом первой стороны – т.к. сторонние специалисты, либо сторонняя организация действуют в интересах проверяемой организации.