Значение слова скверный характер. Открытая христианская библиотека. Что такое скверный характер: описание знаков зодиака

"Он осердился и не хотел войти"

Тот, кто имел возможность изучать картины художника Пептона, мог заметить, что одна из причин их особенной красоты состоит в особом приеме искусства: рядом с прекрасным помещать что-нибудь отвратительное. Например: на картине видишь чудные цветы, птиц, рыцарей и дам, крылатых фей и детей ангельской красоты и вдруг где-нибудь в углу, а то прямо под их ногами, нарисована какая-то безобразная форма жабы, ящерицы или липкого слизня. Цель такого соединения - по закону контраста - придать красивому еще больше красоты путем сравнения с некрасивым. В древней архитектуре тоже применяли этот закон сравнения. Какой-нибудь гриф или дракон (баснословное животное) на фронтоне храма, окруженные ангельскими личиками, придают особую красоту приятным архитектурным и скульптурным формам, окружающим их.

Во многих евангельских описаниях подобный контраст особенно виден: вот двенадцать Апостолов, но один из них дьявол; Господь Иисус на кресте - царственный и чистый, а по сторонам - разбойники; в пятнадцатой главе Луки, откуда взят наш текст, находится одно из сильнейших описаний гибели и восстановления блудного сына. Чье сердце не было тронуто до слез этой простой историей? И вдруг, как бы у ног этой картины, помещена черная грозовая туча - скверный характер старшего сына, брата возвратившегося блудного сына. Прочитайте еще раз Луки 15:11-32.

Рассматривая грех не в его богословском значении, а таким, каким он встречается повседневно, мы видим, что он бывает двоякого рода: грех плоти и грех настроения; или, другими словами,- грехи похотей всякого рода и формы, а также самолюбия, и грехи характера. Младший сын является примером греха похоти, старший же - греха характера.

На первый взгляд кажется, что черной тучей в этой притче является младший, блудный сын. Это он ведь попрал все добродетели и покрыл себя и родительский дом позором. Не раз уже указывали на этого беглеца из родительского дома, в противовес его брату, который остался дома, как на воплощение всего худшего, что только может быть в характере человека. Возможно, что такое мнение ошибочно. Возможно, что старший сын хуже младшего. Мы судим о грехах, как и о большинстве вещей в этом мире, - по их наружности. Пороки наших ближних мы взвешиваем весами, которые установило для этого окружающее нас общество; самые грубые грехи ставим в основание, затем выше помещаем менее отвратительные, потом выше - еще менее очевидные; по какому-то странному процессу чаша весов стушевывается и, наконец, как бы совершенно исчезает, оставляя массу грехов без определения, без веса, без названия и без указания на их опасность. Но мы, люди, не имеем ведь гирь для взвешивания грехов. Одни мы называем тяжелыми, другие - легкими, но это ведь все наши слова, не Божьи. Очень возможно, что так называемые легкие грехи являются самыми тяжелыми. Уже то, что мир видит грубые грехи так ясно, заставляет сомневаться, что они наихудшие. Утонченный и невидимый грех, который находится ближе всех к духовной жизни, должен бы считаться самым унизительным. Между тем, общество для таких грехов даже названия не имеет, они кажутся ему неважными. Грех старшего брата является, по мнению многих, чем-то обыкновенным; он мол только немного рассердился, не стоит об этом много и говорить. Он просто был на время в плохом настроении.

Посмотрим что такое проявление настроения. Для Господа оно достаточно важно, чтобы говорить о нем. Старший брат, тяжело работающий, терпеливый, исполнительный во всем, что касается долга, - скажем о нем все хорошее, что можем, - вернулся домой после продолжительного труда на поле. Уже многие годы он так возвращался с поля каждый вечер с утомленным телом, но с легким сердцем, потому что он исполнял каждый день свой долг, и чело его было покрыто потом честной жизни. Как часто человек способен воображать, что ответственность его за свой характер кончается, когда он честно исполняет свой труд. Но человек обычно попадает в искушение, когда меньше всего ожидает его, и это искушение легко открывает всю его истинную природу. В этот вечер, когда старший брат возвращался домой, он услышал радостный шум и пение. Такое ликование - нечто новое на такой одинокой ферме. "Брат твой пришел, - сообщает слуга, - и ради этого закололи откормленного теленка".

Его брат! Вот счастье! Как долго все они скорбели о нем! Как должен радоваться отец, ведь столько молитв возносилось за него в его доме! Слава Богу, Он услышал молитвы и вернул заблудившегося под родной кров.

Но нет, на лице его нет радости. Все оно превратилось в грозную тучу. "Да, брат,-недовольствует он,- бродяга! Говоришь, что закололи для него откормленного теленка? Это больше, чем когда-либо сделали для меня. Я покажу им что думаю об этом ликовании. А говорят еще, что есть будто награда за добродетель! Вот я здесь жил все это время, не уходил, и на меня внимания не обращали, почета не оказывали, а этот мальчишка прибежал от свиного корыта - и ради него весь округ созывают!"

"Он осердился и не хотел войти".

"Ах, ребенок!" - хотелось бы воскликнуть, глядя на него. Но в этом прорыве характера кроется нечто гораздо большее, чем просто минутное настроение. Прорвалось в виде грозовой тучи то, что давно гнездилось под прикрытием его добродетелей и, быть может, было там всю его жизнь. Грозовая туча! Утонченные газы множества грехов собрались вместе в минуту такого настроения и теперь бичуют его душу чувствами негодования и злобы. Зависть, гнев, злость, жестокость, гордость, нелюбовность, надутость, обидчивость, недовольство, самоправедность, дурное расположение духа, раздражительность при всяком слове, упрямство - все это, смешанное в одно, составляет скверный характер. Это справедливый анализ. Но как часто даже смеются над этим. "Что с ним?" - "Да просто так, в нехорошем настроении, - отвечают, - немного погорячился. Ничего, пройдет, просто туча нашла". Но ведь туча составляется из капель, капли составляют океан - своевольный, причиняющий много вреда, когда он неожиданно прорывается через ограду. В жизни это тоже океан, но составлен он из малозаметных самих по себе капель зависти, гневливости, гордости, немилости, жестокости, самоправедности, надутости, обидчивости, ворчливости, недовольства и упорства. Когда эти капли сливаются, они превращаются в грозную губительную силу.

Вот почему скверный характер имеет такое значение. Значение его не в том, что он есть сам по себе, а что он открывает. Если бы этого, последнего, не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это - прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым в христианстве не должно быть места.

Оставляя определение скверного характера, рассмотрим сам характер. Первое, что мы замечаем к великому нашему удивлению, это то, что ОН УЖИВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВООБЩЕ ПОВЕДЕНИЕМ. Старший брат был, несомненно, человеком, который руководился высокими принципами жизни. Несколько времени тому назад, когда отец разделил им свое имение, он тоже имел возможность прожить свою часть как хотел. Ему, как старшему сыну, досталась большая часть. Пришло, казалось, время и для него посмотреть мир, насладиться жизнью и хотя бы на время развлечься после домашнего однообразия. Но он избрал жизнь человека, который понимает свой долг в отношении отца. Его родной очаг будет его домом, те же старики - его обществом. Он будет как бы правой рукой отца и будет радовать и ободрять его в преклонные годы. Таким путем он стал образцом трудолюбия для слуг, примером бережливости и верности для соседей, показателем для всей страны того, чем должен быть молодой человек. Такая порядочность особенно выделялась по сравнению с поведением его брата-бродяги.

Все это заставляет сомневаться: все ли то является добродетелью, что считается и называется ею? Мы не имеем возможности в точности определить духовный вес того, кто фигурирует как образец всех добродетелей. Все зависит от того, какое побуждение руководит человеком. Добродетели могут быть истинными или только кажущимися, также как и пороки могут казаться, но не быть ими. Некоторые люди, хотя испорченные внутри, удерживаются от того, чтобы не отдаться злу, только трусостью. Они не имеют даже силы, чтобы стать снаружи тем, чем они сознательно остаются внутри. Ведь для этого тоже нужно мужество, а его у них нет. Тогда они решают тайно жить одной жизнью, а другой явно, ради людей. Потому нередко происходит, что очень низкие люди внешне сохраняют вид добродетельных. И наоборот, среди павших нередко встречаются души удивительной внутренней красоты. Нет сомнения, что гораздо приятнее встретиться с блудным сыном и провести с ним час в беседе, чем с его непорочным братом. Мы не раз встречались с теми, над которыми общество уже произнесло свой окончательный обвинительный приговор, и, к своему удивлению, находили поразительную чуткость и благородство побуждений. Если кто считает это неважным, то только показывает, что ему не открыто еще что такое грех. Для оценки тех, кто опустился совсем на дно, необходимо смотреть не только на внешнее, но и на побуждения; иногда в таких случаях для оценки это совершенно необходимо.

Нередко "сеющие в плоть" считают свои грехи просто ничем по сравнению с непоследовательностью и недостатками тех, которые говорят, что "живут по духу", как например тот, кто не считает за особое преступление напиться пьяным, презирает себя за какой-нибудь невеликодушный поступок или некрасивое слово. Один грешит высоко в своем духовном состоянии, другой - на самом дне своего низкого духовного состояния. Как Господь рассматривает такие грехи? Вот Его ответ: "Истинно говорю вам,- сказал Он первосвященникам и старейшинам,- что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мтф.21:31).

Существуют эти два сорта греха: грех похоти и грех характера. Немногие отдаются обоим, но многие страдают от одного из них... Этим объясняется, как это возможно, чтобы добродетельная на вид жизнь совмещалась с таким сильным скверным расположением духа. Вот это соединение и делает грехи скверного характера на вид такими безвредными. "Вряд ли в этом человеке может обитать много зла, если в нем так много добра", - рассуждаем мы. Как часто говорят о болтливых и сплетничающих особах, что они просто воплощение доброты, когда их только узнаешь получше. Как часто утверждают, чтобы оправдать неприятный взрыв злости кого-нибудь, что он или она способны на проявление удивительной нежности, когда находятся в нормальном настроении. И этим стараются оправдать накопление зла в тайниках сердца. Вот это оправдание зла и делает лечение скверного характера таким трудным. Мы оправдываем скверное проявление нашего характера по временам тем, что мы; в общем, хороши. "Кто так добр, тому не повредит, если он иногда поступит скверно",- такова наша губительная философия. Правильное суждение сделало бы другой вывод: добрый может стать только еще лучше. "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника" (Еккл.10:1). Пусть эта муха маленькая, но зачем иметь даже маленькую муху в благовонной масти новой жизни?

Скверный характер - это порок благочестивых. Слово Господа о старшем сыне имеет в виду праведных, и сказано оно не для того, чтобы плохих сделать хорошими, но чтобы хороших сделать еще лучше.

Переходя от описания этих особенных грехов и их отношения к духовной жизни, опишем теперь влияние грехов скверного характера. Влияние это двоякое: на разум и на моральную, или религиозную, природу человека.

Что касается первого влияния, то некоторые даже утверждали, что иметь такой характер - полезно. Предполагали, что возбуждение, которое создает такой характер, помогает в работе и мышлении. Но не оправдание ли это зла? Старший сын загорелся ревностью по справедливости - так он мог думать, но так никто другой не думает. Очень возможно, что потом, придя в себя, он осудил свое поведение, но зло уже было сделано. Он заявил: не зайду в дом. Ни уговоры отца, ни его, может быть, собственное осознание грубости и глупости поступка (назло всем стоять во дворе) - не могли заставить его изменить решение. Таково влияние скверного характера на разум: раз принятое и высказанное необдуманно под влиянием скверного внутреннего порыва решение заставляет человека настаивать на нем и придумывать всякие оправдания, потому что грех не приходит один, но влечет за собой массу других грехов. Так скверный характер разрушает правильную деятельность нашего разума.

Одно из последствий такого поступка, помимо вредного влияния на самого виновника, - это разрушительное влияние на других. Пагубность грехов скверного характера в том, что они особенно плохо влияют на других. И страдают от этого обычно люди слабые и нижестоящие. Взрывы скверного характера обыкновенно позволяет себе старший, а все ниже его не только должны переносить их удары по сердцу, но должны похоронить свое личное разумение и покорно служить тому, что, по их мнению, нередко является капризом. Вместо того, чтобы разумно подчиняться, они обязаны кривить душой, только бы угодить властелину, пусть даже ценой лицемерия и угодничества. Воспитание таким путем детей и молодежи, в особенности, становится исковерканным уже вначале. Последствия этого остаются часто на всю жизнь. Кто был испорчен сам, склонен поступать так и с другими подчиненными, и зло продолжается.

Но еще одна порочность скверного характера проявляется во зле моральном и социальном. Читая Евангелие, удивляешься, как много Господь делал и учил с одной целью - сделать человека счастливым. Сколько раз слышалось из Его уст слово "блажен"! Он учил, что целью нашей жизни должно быть служение ближним во имя их блага. Святость, конечно, нечто высшее, чем счастье, но святости мы в других произвести не можем. А принести радость - можем. В Писании есть много указаний, как сделать других счастливыми. Для этого Бог поставил каждого из нас "стражем брату своему".

Общение людей между собой и организация общества - это стремление сделать людей счастливыми, скверный же характер - это орудие разрушать это счастье в людях.

Посмотрите еще раз на старшего брата в описываемой Христом притче, как он своей неоправданной раздражительностью, взрывом скверного характера и грубостью испортил радость и счастье всех окружающих. Конечно, он, во-первых, испортил все самому себе. Может быть, он потом и осознал свой поступок и успокоился, но опыт показал, что нечто гораздо большее нужно привести в порядок внутри человека, чем только взволнованные чувства. Например, молитва откладывается: человек не может молиться, пока не удалена из сердца горечь; он должен сначала простить долги ближнему своему, а потом просить Господа о прощении своих.

Посмотрите также, какое впечатление произвел его поступок на отца, на гостей и даже на слуг. Эта сцена во дворе набросила тень на все радостное собрание. Но был некто, в ком такой поступок брата отозвался с особенной остротой, это - блудный сын, его пропадавший, покаявшийся брат. Можно представить себе его переживание. С какими чувствами он шел домой! ДОМОЙ! Он шел с сознанием вины своей, и всякое сочувствие окрыляло его, а всякая немилость ударяла по самым нежным струнам наболевшего сердца. Такое отношение, и кого? Брата! Не сделал ли он ошибку? Ведь он пришел, чтобы найти дома мир. Если так будет и дальше, не лучше ли уйти? Ведь куда лучше жить со спокойными свиньями, чем с буйным, самоправедным братом.

Как часто мы удаляем идущих к дверям Христа своим отношением к ним! Церковь недостаточно духовна, чтобы располагать души в пользу Христа. Как мало еще среди верующих настоящей любви! Мы много обращаем внимания на развитие нашей веры и надежды, но забываем, что любовь - больше их. Пока и домашние, и посторонние не смогут сказать, что каждый из нас "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит", до тех пор наш призыв ко Христу будет иметь мало влияния на других. Один отталкивающий верующий прогонит десять блудных сынов. Любовь Божья к грешникам поразительна, но долготерпение Божье к верующим со скверным характером, - это прямо тайна!

Что особенно прискорбно в отношении скверного характера, это то, что от него нет никакой пользы. Некоторые отрицательные влияния иногда приводят к добрым результатам, но этот характер - просто горе. Ничто в мире сем не причиняет столько продолжительного, ненужного и оскорбительного страдания, чем он. Потому так неумолимо строг приговор Господа: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Отсутствием любви обыкновенно соблазняются "малые сии". По словам Христа выходит, что человеку лучше не жить, чем жить и не любить.

По своей природе скверный характер является грехом против любви. Как бы ни было это неясно, и как бы кто ни старался объяснить это просто слабостью настроения, но это так, что нет большего греха против любви. Грех против любви - это грех против Бога, ибо Бог есть любовь. Согрешающий против любви, грешит против Бога, Который установил ее как основную заповедь новой жизни и Сам проявил ее в Сыне.

"Но разве скверный характер не является чем-то врожденным? Ведь он просто передается по наследству, просто бывает присущ семье и является составной частью человека, не так ли? А разве это можно изменить?" - так некоторые спрашивают, а многие думают.

Исследование этого греха до самого основания приведет и на путь к его ИСЦЕЛЕНИЮ. Христианство исповедует силу для исцеления всего. Процесс исцеления может быть медленным, дисциплина может быть строгой, даже жестокой, но дело будет сделано.

Да, исцеление возможно. Если бы в живой вере не было средства против этого великого недуга, христианство нельзя было бы считать годным для удовлетворения нужд жизни человеческой.

Что предпринял в этой притче отец, чтобы умиротворить плохое настроение старшего сына? Заметьте, он не стал сразу что-либо доказывать ему. Поступать так-значит совершать грубую ошибку. Это бесполезно как для увещателя, так и для того, кого это касается. Мы можем быть совершенно уверены в неверности всего поведения, но это ни на йоту не поможет нам исправить его. Настроение зависит от чувств, а потому отец прежде всего к ним обратился. Рассуждение имеет свое место; и сыну были даны веские доказательства неправоты его поведения, о чем свидетельствуют последние стихи притчи, но до этого на него старались повлиять ЛЮБОВЬЮ.

"Сын мой,- сказал отец,- ты всегда со мною, и все мое твое". Разберите эти слова, и вы увидите в них то, о чем сегодня люди так очень много говорят. В них есть Свобода, Равенство и Братство - эти драгоценные символы, с помощью которых люди старались организовать и охранять правительства и царства. "Сын" - в этом свобода; "ты всегда со мною" - в этом братство, единство, "все мое твое"- равенство.

Если что способно звать человека к тому, чтобы он отбросил свои интересы и свое самолюбие, то именно эта формула христианского братства и единства. Возьмем хотя бы равенство: "все мое твое" Если человек доволен всем, что Бог дает, и готов последнее отдать ближнему, то отпадает искушение к материальному эгоизму. Бог сотворил людей равными Он дал нам все, и это должно побуждать наши сердца идти навстречу всем нуждающимся.

Самому стараться избавляться от всех злых страстей - пустое занятие. Кто из нас не принимал до тысячи решений избавиться от всего, а потом видел, как все его добрые намерения разлетались вдребезги при первом же искушении? Внутренний человек не исправится только уничтожением всяких духовных кислот, но душа должна быть наполнена еще новым содержанием - любовью Христовой. О великая любовь Божья" Она производит великую перемену, как бы химически растворяет все нечистое и наполняет внутреннего человека новым благоуханием Если человек наполнился ею, его исцеление завершено, если же он не сделает этого, его положение безнадежно.

В Новом Завете описан характер, который трудно понять, это - немилосердный раб в Матф.18:23-30. За его расточительность жена и дети назначены были к продаже, чтобы уплатить громадный долг, а сам он должен был идти в тюрьму. На коленях он умолял царя о милости, и все десять тысяч талантов, долг огромный и невозможный для уплаты, был свободно ему прощен. Пережив только что такую большую милость, он прямо от царя идет к своему товарищу, который должен был ему сравнительно ничтожную сумму в сто динариев, берет его за горло, душит, и так как тот не может сейчас же уплатить долг, тащит его в тюрьму, которую сам только что избежал милостью другого. Как может человек, будучи сам только что прощен и освобожден от страшного долга греха, встав с колен, идти прямо от лица Божьего мучить других жестокими словами и скверными поступками?! Это просто невероятно. Нет сомнения, что этот раб, растрачивая деньги, расточил также и свою душу. Если бы хоть сколько-нибудь души осталось в нем, за его прощением последовала бы любовь.

Будучи прощенным во многом, он, казалось, и любить должен был много, и не по обязанности, а просто по естественному стремлению сердца. Он ДОЛЖЕН был стать более мягче, смиреннее, более щедрым, братолюбивым. Укорененная и утвержденная любовь должна бы расти в нем бесконечно, пока не охватит его всего. Только тогда он был бы способен понять смысл слов отца: "все мое твое". Мир - его, а своего ведь он не будет портить.

Такая любовь вытесняет скверный характер. Без нее же он царствует, как его ни уничтожай. Он и на небо никого не пустит, ведь человек со скверным характером не может находиться в присутствии Святого Бога. Недаром Господь сказал, что кто не родится свыше, от Слова Божьего и Духа Святого, не может войти в Царство Божье.

Такой человек не может пребывать в небесах. Небо дружбы для него закрыто, он ведь всегда портит ее, когда кто-то допустит его поближе к себе. Даже небо семейного очага недоступно для него Он может быть женатым, иметь детей, но небесной атмосферы дома быть не может: его скверный характер изгоняет ее. То же относится к жене и матери Даже церковь для скверного характера плоха. Все ему не так: то проповедник не нравится, то метод работы в церкви противен, то пение не по вкусу Единственное любимое занятие - это всех судить, подозревать.

"Осердился и не хотел войти". Он первым и несет наказание. Когда же блудный, но возвратившийся брат радуется, он остается во дворе. Все грехи портят Божий образ в человеке. Грех скверного характера портит и образ Божий, и дело Божье, и настроение виновника и всех других. Да сохранит нас от него Господь!

Кажется, что совсем недавно вы с мамой понимали друг друга с полуслова,
а отец был вашим лучшим другом. Но родители постарели, и все чаще между
вами встает стена непонимания, раздражения, взаимных обид. Почему люди в
пожилом возрасте так разительно меняются? И только ли они виноваты в
извечном конфликте отцов и детей? Об этом наш сегодняшний разговор. На
письма наших читателей отвечает ведущая рубрики Ольга Ивановна
ЛОБАНОВА.

“У меня двое маленьких детей-погодков. На второго малыша я решилась
только потому, что мама обещала помогать. Сейчас я сижу с двумя крохами,
а мама пару раз в неделю забегает на часик. При этом она всех уверяет,
что просто обожает внуков. На мои упреки ужасно обижается, обвиняет меня
в неблагодарности, плачет…”
Анна С., Ижевск
Не судите маму слишком строго. Скорее всего, она и в самом деле любит
внуков и искренне хотела бы вам помочь. Но… Не знаю, какую жизнь
прожила ваша мама и каково в результате состояние ее здоровья. Надеюсь,
что все не так уж плохо, иначе помимо забот о детях вам бы пришлось
ухаживать за мамой. И вот тогда бы вы в полной мере поняли, как бывает
тяжело. Вам грех жаловаться: двое детей – это счастье, о котором мечтают
многие женщины. Поблагодарите маму за то, что она подсказала вам
единственно верное решение, и вы не взяли на себя страшный грех – не
сделали аборт. А судя по письму, именно так вы собирались поступить,
если бы не мамина настойчивость. Сейчас вам трудно, но эти трудности
временные. Довольно скоро вы поймете, что дети растут и перестают
нуждаться в родительской заботе гораздо быстрее, чем нам бы хотелось.
Но вернемся к маме. В каком-то смысле, считаю, вам даже повезло, что она
не сидит с вашими малышами. Только представьте, во что превратилась бы
ваша жизнь, если бы в доме целый день проводила бабушка, согласившаяся
сидеть с внуками исключительно из чувства долга. Она наверняка замучила
бы вас упреками, придирками, постоянным неудовольствием. Мама
чувствовала бы себя несчастной и, поверьте, сделала бы несчастными всех
вокруг себя. А какая польза детям от общения с такой бабушкой? Известно,
что малыши перенимают модель поведения взрослых. Если у бабушки она явно
негативная, то и ребенку грозит повышенная агрессивность, слезливость,
капризность. В результате – тяжелый невроз, снять который можно будет
только с помощью специалистов. Причиной же всех неприятностей станут
обычные и вполне естественные возрастные изменения в психике вашей мамы.

Объясню, в чем они состоят. По мере старения человеческая психика теряет
лабильность – способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Человек чувствует себя комфортно только в привычной обстановке. Ему
гораздо удобнее и приятнее жить прошлым, из которого в памяти остается
только хорошее, чем настоящим. И уж тем более будущим, оно пугает, он не
видит в нем своего места и, естественно, начинает сопротивляться всему,
что нарушает привычное течение его жизни. Поймите маму и не обижайтесь.
Она выполнила свой материнский долг, вырастив вас, теперь пришла ваша
очередь.

* * *
“Мой отец – полковник в отставке, убежденный коммунист. Он всегда был для
меня лучшим другом и примером честности, справедливости и доброго
отношения к людям. Сейчас папа еще вполне здоров и бодр, но жить с ним
стало совершенно невозможно. Он недоволен всем, что происходит в стране.
Его раздражает мой муж-инженер, который был вынужден бросить свой
институт и работать в автосервисе. Мои сыновья, не желающие вступать в
комсомол и идти в армию. Где его мудрость, которая, как говорят,
приходит к людям с годами?”.

Арина С., Москва
По большому счету, вашего отца можно понять: наша жизнь предлагает
слишком много поводов для неудовольствия и раздражения. Естественные
изменения в психике человека, которые протекают на таком неблагоприятном
фоне, значительно обостряют ситуацию. Не последнюю роль играет и его
военное прошлое. Как и у большинства профессиональных военных, жизнь
вашего отца была достаточно просто устроена: приказ – выполнение,
жесткая субординация, устав, четко поставленные задачи т. д. Даже
молодые офицеры, уходя в отставку, с трудом приспосабливаются к
гражданской жизни, когда нужно самому принимать решения и отвечать за их
последствия. Что же говорить о человеке, который не только лишился
привычных и понятных условий, но и страны, в которой прожил жизнь и
наверняка был по-своему счастлив? И все же, понимая все его трудности, как
научиться сосуществовать с таким нетерпимым человеком?

Попытаться помочь ему, как говорят психологи, выстроить позитивную линию
поведения. А на бытовом языке – направить его энергию в мирное русло, то
есть найти занятие, которое отвлекло бы его от газет и теленовостей.
Обычно пожилому человеку сделать это самостоятельно чрезвычайно трудно.
Таким занятием может стать все, что угодно: от работы в обществе
ветеранов до написания мемуаров о боевом прошлом. Самое эффективное в
этом смысле дело – дача или садовый участок. Посильная физическая
нагрузка на свежем воздухе, радость от собранного урожая или гордость за
сделанную своими руками баньку способны сотворить чудо. Лишь бы он этим
делом увлекся. Вам же останется только почаще хвалить папу и дедушку за
успехи. Моральная поддержка – вот чего больше всего не хватает пожилым
людям. При этом необходимо помнить: он не должен разгадать ваш
отвлекающий маневр. Он – взрослый самостоятельный человек и волен сам
принимать решения. Ваша задача – лишь ненавязчиво подсказать направление
поиска.

* * *
“Моя свекровь всю жизнь преподавала в институте начертательную геометрию.
До ее ухода на пенсию у нас не было особых проблем. Мы с мужем и сыном
жили своей жизнью, она – своей. Теперь она превратила нашу жизнь в
настоящий ад: проверяет по телефону каждый наш шаг, влезает в каждую
мелочь, поучает, постоянно всем недовольна. Я попыталась этому
сопротивляться и тут же стала ее злейшим врагом. Она не здоровается со
мной по телефону, а при встречах оскорбляет. У свекрови тяжелая форма
сахарного диабета, и врачи говорят, что такое поведение очень характерно
для диабетиков. Я все понимаю, но от этого мне не легче”.
Лариса А.,
Симферополь
Вам можно только посочувствовать. У вас нет выбора – терпите. И
постарайтесь, по возможности, не фиксировать свое внимание на агрессии
со стороны больного человека, поберегите собственное здоровье. Что
первично – скверный характер становится причиной болезни или заболевание
вызывает агрессию – вопрос спорный. Психологи уверены, что “жертвами”
сахарного диабета становятся люди с двухполярным мировосприятием, то
есть люди, для которых весь мир окрашен только двумя красками – черной и
белой, без нюансов и оттенков. Хотя именно оттенки и нюансы составляют
палитру человеческих отношений. Такая полярность характера разрушает
деятельность эндокринной системы, что и вызывает сахарный диабет. Его
проявления, как и всякое тяжелое хроническое заболевание, естественно,
обостряют черты характера.

Внутренняя агрессия требует выхода, для этого нужен враг, с которым можно
вести неустанную и каждодневную борьбу. Вы для такой роли самая
подходящая кандидатура. Другого выхода нет – вам придется научиться жить
в таких условиях. И не забывать еще об одной крайне важной вещи – о
генах, которые ваш муж получил от матери. Смею предположить, что время
от времени вам кажется, что он в чем-то очень похож на свою мать. А это
значит, что при неблагоприятном стечении обстоятельств его ждет столь же
незавидная участь. Как этого избежать? Начать смолоду готовиться к
старости. Прежде всего учиться из любых жизненных ситуаций искать и
находить положительный выход, быть терпимее к людям, уважать их право
строить жизнь по собственному усмотрению. Вот в такие критические
моменты и приходит на выручку оптимизм, терпимость и любовь в людям.
Если ваш муж не освоит эту науку, то и вас, и вашего сына ждет
незавидная участь.

* * *
“Несколько лет назад мы с сестрой уехали из Пензы в Москву учиться.
Получили дипломы, вышли замуж, родили детей и остались в столице. Наши
родители давно на пенсии, всегда жили дружно, любили друг друга. Но в
последнее время их отношения разладились. Виновата в этом мама.
Неожиданно для всех она начала всем подряд рассказывать, что не может
жить с отцом, потому что во времена их молодости он ей изменял. Почему
она об этом вспомнила сейчас, спустя два десятка лет? Подруг и
родственников она замучила рассказами о коварстве папы и своей почти
жертвенной любви к детям, ради которых она сохранила брак. Нас с сестрой
мама постоянно обвиняет в том, что мы не хотим понять ее горе. Какое
горе? И как помочь маме?”.

Елена Г., Москва
Судя по письму, причиной конфликта между вашими родителями стала не
давнишняя измена отца, а одиночество мамы, которое она почувствовала
после того, как вы с сестрой окончательно осели в Москве. Пока вы
учились, у нее была надежда, что вы вернетесь. Теперь этой надежды нет,
и ваша любящая и самоотверженная мама с особой остротой почувствовала
пустоту, свою ненужность, одиночество. Не зря говорят, что все женщины
делятся на матерей и любовниц. Для первых главное в жизни – дети, для
вторых – муж. При этом “матери” могут искренне любить своих мужей, а
“любовницы” – детей, но приоритеты распределяются именно так. Ваша мама,
по всей видимости, относится к категории “матерей”. Наверняка она рада,
что ваша жизнь сложилась удачно и вы живете в большом красивом городе.
Она не считает себя вправе вас в чем-то упрекать, но в самой глубине
души застряла обида – дети ее бросили, променяли на столицу. Эта обида
требует выхода. Ей не удалось найти для нее серьезный повод в настоящей
жизни, потому что, не исключено, она имеет для нее гораздо меньшее значение,
чем то время, когда вы жили все вместе. Зато в своей прошлой жизни она
нашла вполне подходящую причину обидеться на мужа как самого близкого ей
человека. Тогда его измена если и огорчила ее, то не до такой степени, чтобы
разводиться.

Как мудрая женщина, она не стала рушить семью из-за случайной связи мужа.
Но и простить его до конца она не смогла. Время стерло остроту обиды, но
пришел момент – и она вспыхнула вновь. И, самое главное, у нее появились
основания чувствовать себя оскорбленной, несчастной, непонятой. А значит
– требовать к себе особого внимания, в первую очередь со стороны
дочерей. В этом и кроется все мамино коварство, такое наивное и такое
понятное – ей просто не хватает детей, их любви и заботы. А запоздалая
ревность всего лишь повод лишний раз напомнить о себе…

Все мы не идеальны и имеем свои недостатки. Персональный гороскоп способен отразить их в полной мере, ведь каждый Знак Зодиака наделен не только положительными, но и отрицательными характеристиками. И по Знаку Зодиака можно вычислить не только любовную совместимость или удачного бизнес-партнера, но и человека, которого лучше обходить стороной.

Выбрать самый неприятный в общении и по человеческим качествам Знак сложно. Ведь то, что одни люди считают достоинством, другие могут посчитать страшным недостатком. Поэтому отталкивающие черты можно найти почти у каждого из зодиакальных Знаков — важно только понять, отталкивают ли они именно вас.

Львы и Тельцы считаются предсказуемыми в плане скверных неожиданностей Знаками Зодиака. Они достаточно положительны, но, разумеется, и у них есть отрицательные стороны и черты. Например, Тельцов принято считать слишком заинтересованными материальной стороной жизни, попросту говоря — деньгами, стоимостью подарков и бытовым комфортом. Лирически настроенному романтику рядом может оказаться не по себе. А Львы считаются едва ли не самым самовлюбленным Знаком из всех 12. Но не стоит забывать, что оба этих Созвездия наделяют людей, рожденных под ними, любовью и преданностью к действительно близким и дорогим людям. Так что у всего есть обратная сторона.

Столкнувшись с негативным проявлением характера, не спешите делать выводы. Знаки Зодиака не всегда соответствуют человеку на все сто процентов. Все мы индивидуальны и не похожи друг на друга несмотря на типические зодиакальные сходства. Двух одинаковых людей не бывает, и кто знает, может быть, именно этот невыносимый Скорпион в будущем станет вашим лучшим другом и глубоко лиричным в душе человеком. Помните об обманчивости первого впечатления, будьте открыты людям и миру и не забывайте нажимать на кнопки и

19.11.2015 01:00

У каждого Знака Зодиака есть как положительные, так и отрицательные стороны. Одна из отрицательных - ...

Очень часто человек осознает, что у него скверный характер, но ничего с собой поделать не может. Только на первый взгляд, кажется, что перевоспитать себя несложно. На самом деле необходимо приложить немалые усилия, чтобы справиться с теми чертами характера, которые не нравятся и раздражают не только себя самого, но и окружающих. Многие дают себе установку начать новую жизнь с определенной даты, но не могут сдержаться и «срываются», все попытки изменить себя заканчиваются полнейшим провалом.

Методы борьбы с собой

1. Ставьте перед собой конкретные задачи. Например, вы хотите избавиться от излишней вспыльчивости к началу лета. Занимайтесь аутотренингом , читайте специальную литературу, делайте себе небольшие подарки за достижение определенных результатов. Главное, четко представлять, чего вы от себя хотите добиться. Не стоит завышать планку, цель должна быть достижима, только в этом случае вы сможете медленно, но уверенно к ней двигаться.

2. Нельзя в один миг заставить себя быть добрым и заботливым. И если вы в течение нескольких месяцев не звонили родственникам, вдруг надоедать им своим внимание каждый день на протяжении недели не стоит. Это быстро надоест и им, и вам. Все необходимо делать постепенно. Допустим, в первый месяц, вы общаетесь раз в неделю по 5 минут, дальше – больше. Вы и не заметите, как вам понравится находить с людьми общие точки соприкосновения и темы для общения.

3. Поощряйте себя. Если вы справились с какой-либо проблемой, постарайтесь отметить этот момент походом в кино, кафе, покупкой сладостей и т. п. Ничто так не ободряет, как собственные успехи и награда за них.

4. Не следует «ломать» себя полностью. Каждый человек – индивидуальность, со своими хорошими и плохими сторонами характера. Иногда нам кажется, что все должны быть идеальны, но, увы, это невозможно. Оставьте и себе какую-то изюминку в память о прошлой жизни, научитесь использовать ее во благо.

5. Попытайтесь понять причины своего скверного характера. Быть может вам не нравится ваше окружение, напрягает неинтересная нудная работа, раздражают коллеги. В этом случае вам необходимо менять не себя, а ту среду, в которой вы находитесь.

6. Займитесь анализом своих и чужих поступков. Такое самокопание и сравнение своего поведения с поведением окружающих обычно дает неплохие результаты. Как итог, вы сделаете вывод, что «Да, я не такая плохая, как казалось, есть люди гораздо хуже меня» или «Да, мои поступки не очень хороши, необходима ежедневная работа над собой».

7. Запишитесь на занятия йогой . Эта философия поможет вам понять себя, разобраться в своем характере, осознать, есть ли необходимость меняться или это всего лишь ваши домыслы. К тому же йога очень хорошо расслабляет и успокаивает нервную систему.

8. Попробуйте посещать коллективные занятия, где поневоле приходиться общаться с большим количеством людей. Для того чтобы не стать «белой вороной», придется и в себе что-то изменить. В такой ситуации это происходит интуитивно и безболезненно.

9. Быть может проблема в возрасте, и ваше состояние связано с изменениями, происходящими в организме. Тогда можно обратиться за помощью к специалистам, которые смогут помочь вам, назначив корректирующее лечение.

10. Если ничто не помогает, примите себя таким, каким являетесь на самом деле, и больше не озадачивайтесь этим вопросом.

В большинстве случаев мы сами придумываем себе проблему. На самом деле нет никакой необходимости что-то предпринимать и менять. Люди не могут быть одинаковы, каждый из нас имеет право на собственное мнение и на ошибки. Главное, чтобы ваш скверный характер не стал причиной головной боли окружающих вас людей.

скверный характер

Альтернативные описания

То же, что характер

Характер

Обычай, уклад общественной жизни

Характер с закидонами

. "Волк меняет шкуру, но не..."

. "Жена не бьет, а под свой... ведет"

. "Заменитель" характера

. "И дивный взор, и кроткий..." (песен)

. "Нос крив, и... не прав" (посл.)

. "Характерный" синоним

. "Вспыльчивый... не бывает лукав" (посл.)

Брыкастый характер

Буйный у дебошира

Вспыльчивый... не бывает лукав

Душевный уклад

Кроткий...

Кроткий у тихони

Крутой или кроткий

Крутой характер

М. вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга. Общее выраженье свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер; нрав тихий, кроткий, буйный, крутой, и пр. этом знач. нрав человека: природный, прирожденный, естественный, поскольку всяк родится с известными наклонностями, расположеньем; и выработанный, сознательный и возрожденный, насколько человек успел согласовать в себе сердце и думку. То же свойство целого народа, населенья, племени, не столько зависящее от личности каждого, сколько от условно принятого; житейских правил, привычки, обычая; бол. говор. нравы. Доколь Коран будет основою всего быта мусульман, дотоль зверские нравы их неизменимы. Нравы животных, образ жизни по побудке. Нравом хорош, да норовом негож, односторонним упорством; здесь нрав принято в общем знач. своем, а норов, то же слово, в частном и дурном. Он мне пришел или пришелся по нраву, по обычаю, по вкусу, по желанью. Нрав на нрав не приходится, нравы различные. Всяк своему нраву работает. На женский нрав не угодишь (не утрафишь). девушки нрав косою закрыт. Как бы всякому по нраву (невесту), так бы и царства небесного не надо. Нравный, ко нраву относящийся. Нравное различие, нравственное. Что нравится, что пришлось по нраву, приятный, угодный, желанный. Нравное дело не спор, о вкусах не спорят. Нравен ли тебе жених? обычный вопрос невесте. Что кому нравно, то и забавно (то и любо). Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Своенравный, норовистый, упрямый, причудливый, своевольный, на которого трудно угодить. Нравность ж. свойство или состоянье того, что понравилось. Нравить кого, полюбить, найти себе по нраву, по вкусу, облюбовать. Он ее понравил, нашел по мыслям себе. Нравиться, быть угодну, любу, приятну; придтись по нраву, по вкусу и по желанью; полюбиться кому, показаться. понравил это сукно, оно мне нравится, понравилось. Понравился кобыле ременный кнут. Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противопол. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога. Нравописанье ср. описанье нравов, обычаев, быта, рода жизни народа; этнография. Нравописательный, этнографический. Нравописатель м. нравописательница ж. человек, описывающий жизнь и быт народа. Нравоученье ср. ученье о нравственности; нравственная философия; всякое честное поученье, наставленье к добру, особенно как заключение, вывод из какого-либо случая, рассказа. Сухие нравоучения детям докучают. Нравоучитель м. нравоучительница ж. дающий поучения, наставленья. Нравоучительный, поучительный, наставительный. междометие понудительное, понукательное: пошел, ступай; не дури, смирно. Да ну, иди, что ли! Ну, соколы, в горку! Все ну, да ну, а птрукнуть-то и некому. Ну, что же молчишь? Полно, отстань, отойди, отвяжись, не замай. ну, тебя, говорят! Ну не едет, птру не везет. Ты ну, я ну, а выехать не на чем. Ну, да ну, а сам ни с места! На птру, ни ну. Междомет. угрозы, вызова. ну-ну! ударь, коли смеешь... ну еще! ну, подойди-ка! Ну, сунься! Ну, я же тебя, погоди! Междомет. брани, проклятий. Ну тебя, отвяжись, пропади. Ну вас всех к семи чертям! Междомет. изумленья. Ну, брат, выкинул же ты штуку! Ну, вот это лошадь, так лошадь! Ну, как я уморился! Ну? полно, неужто? Союз близкий по знач. с междомет. давай, начал, начнем. Вот он, ну его бить! новые друзья ну обниматься, Крылов. Сиб. ась, чего, что, что надо? отклик на зов. Союз убежденья, ободренья и пр. Ну, полно тебе упрямиться. Ну, пожалуйста, для меня. Союз согласия или уступки: пожалуй, да, так, ладно, хорошо, слушаю сев. и вост. Приходи же завтра; "ну". Кланяйся своим! "Ну, ну!" Иногда прибавляют частицы: ин, се, то-то и др. Ну-се, ну ладно; ну, ин поди, пожалуй. Ну то-то же, смотри же, помни. Ну-ну, какой сердитый, ой-ой! Ну-ка, ну-тка, вызов к чему; вы, нынешние, ну-тка! Грибоедов. Ну-касе, поди сюда! Ну что с ним делать, пусть его. Во многих случаях ну может быть принято и за союз, и за междометие, напр. Ну, как бы я не поспел, беда бы! Ну сказывай, я слушать стану, иногда ну как бы только усиливает, подтверждает: Ну, смотри же, не прозевай! Ну конечно; ну разумеется; ну вот еще! Как окрик на лошадей: ну, пошел, ступай, или: не шалить! Птру, с-с, стой; этому с-с противопол. понукательный свист и чмоканье. Волов погоняют: гей; правого или подручного соб, левого или бороздинного сабе, а останавливают чмоканьем, понудительным для коней. Ну-ка, ну-тка, ну же, а во мн. нуте, нутет-ка, нуте же, ну, давай, берись, делай, ну что ли. Ну-ка, за дело. Нутет-ка, берись дружище. Ну-тка, подойди, сунься! Люди ну молотить, а мы ну-тко замки колотить! Нукать, нукнуть, нукивать, понукать, понуждать, нудить, гнать, торопить, погонять, ободрять покрикивая ну! Нукни на него, что он ровно сонный! Мы с ним нукались, понукали друг друга. Нечего нукать, и сам свезешь (не торопи). Что нукнешь, то и уедешь. Нукать нукай, да не пришлось бы и птрукать. Не нукнешь, и не уедешь. Нукали, нукали, да стали птрукать, поспешая, дело испортили. Из этого коня не вынукаешь рыси. Донукались до того, что стали. Занукал опять. Совсем занукались едучи, замучились понукая. Изнукали коней, и сами изнукались. Нанукаемся еще вдоволь. Понукай его чаще, вместо понукивай. Понукали, да и стали. Пронукали весь перегон. Вишь, разнукался! Нуканье ср. действ. по глаг., понуканье. Нукальщик м. нукальщица ж. нутник, нутница (нудник?); нукала об. понукала, понукальщик, погоняла, кто ободряет или погоняет, понукает, нукает. Барыня наша такая нутница, что швеям покою нет от нее; а у барина, к сказочнику приставлен нукала, чтобы тот не дремал. Нутник, яросл. ниж. и др. сгонщик, прогонщик рогатого скота. От нутников падежей не убережешься

Натура человека

Натура, характер

Не самый лучший характер

Неважный характер

Недостаточно объезженный скакун, который готов приняться за свои фокусы

Обычай, уклад жизни

Обычай, уклад общественной жизни

Повадка животного

Поведение

Природный характер

Склад души

Строптивый характер

Сумма душевных качеств

То же, что характер

Тот еще характер

Тяжелый характер

Уклад жизни

Уклад общ. жизни

Уклад общественной жизни

Устаревш. характер

Устаревши1 синоним характера

Устаревший синоним характера

Характер

Характер (устарев.)

Характер по-русски

Характер с вывертами

Характер с закидонами

Характер человека

Человеческая натура

. "нет таких трав, чтоб узнать чужой..." (посл.)

У детективов хмурый вид и мрачный... - какое слово имел в виду В. Высоцкий

Характер прикосновения к клавишам при игре на фортепьяно

Характер, совокупность душевных качеств

. "жена мужа не бьет, а под свой... ведет" (посл.)

. "волк меняет шкуру, но не..." (посл.)

Несносный характер

Характер строптивицы

Обычай, устой

На женский... не угодишь

Жизненный уклад

. "и простивши... мой вздорный, завещала перстень черный"

Уклад души

Простодушие ребенка

. "ее кроткий... был всем известен"

. "Его буйный... был всем известен"

Манера поведения

Душевный имидж

. "Её кроткий... был всем известен"

. «нет таких трав, чтоб узнать чужой...» (посл.)

У детективов хмурый вид и мрачный... - какое слово имел в виду В. Высоцкий?

. «нос крив, и... не прав» (посл.)

. «жена мужа не бьет, а под свой... ведет» (посл.)

. «заменитель» характера

. «вспыльчивый... не бывает лукав» (посл.)

. «волк меняет шкуру, но не...» (посл.)

. «характерный» синоним

. «волк меняет шкуру, но не...»

. «и дивный взор, и кроткий...» (песен)

. «жена не бьет, а под свой... ведет»

. «и простивши... мой вздорный, завещала перстень черный»

. «ее кроткий... был всем известен»

. «его буйный... был всем известен»