Виталий Милонов: «Необходимо вводить в школах второй язык — финно-угорских народов. Основы формирования древнерусской народности

Больше полувека живет в Лемпино рыбак Николай Вторушин. Когда-то он вместе с четырьмя сестрами, братом и родителями переехал сюда из Салыма. Это увлекательное путешествие по реке Большой Салым в поисках лучшей доли он запомнил на всю жизнь.

– С транспортом в то время было непросто, поэтому наша семья сплавлялась по реке на большой крытой деревянной лодке, – рассказал Николай Михайлович. – Нам, детям, очень нравилось это передвижное жилище. Дорогой мы ставили сети, ловили рыбу – так и кормились. Отец всегда говорил: река пропасть не даст.

Переехав в Лемпино, мать Николая Вторушина устроилась продавцом в пекарню, а отец – заготовителем пушнины в промыслово-охотничье хозяйство. В свободное время он учил сыновей вязать и насаживать рыболовные сети. Благодаря этому умению Николай Михайлович и сегодня кормит свою большую семью. Во время нашего разговора седовласый хант ловко орудовал челноком, ремонтируя порванный невод, интересно было наблюдать за тем, как, словно по волшебству, исчезали дыры в сетеполотне после нескольких его движений.

– Отслужив в армии, пробовал себя в качестве водителя вездехода, но вскоре понял, что не на своем месте, и ушел, – признался он. – Река – вся моя жизнь, поэтому до выхода на заслуженный отдых я трудился в рыбацком кооперативе. В нашей бригаде было два звена, в каждом – по шесть рыбаков, которые сменяли друг друга, чтобы выполнить план. Работали сутками. Выполняешь план, ты – уважаемый человек. Самый большой наш улов – 3,5 тонны рыбы.

Сегодня, сетует Николай Вторушин, рыбалка уже не та: нет прежних объемов добычи, да и выловленную рыбу приходится везти в соседний Пойковский, где расположен ближайший пункт приемки – сельскохозяйственный рыбоохотпромысловый производственный кооператив «Волна». Перед каждым выходом на воду лемпинский хант проводит специальный обряд – задабривает водных духов, чтобы рыбалка удалась и ничего дурного не случилось.

– Обязательно угощаю вотчинника – наливаю по 100 граммов водки в воду и костер, только после этого сажусь в лодку, – признался Николай Михайлович. – Так велел делать дед моему отцу, он учил этому меня с братьями, а я – своих детей и внуков. Будучи православными, мы верим в Бога, а принадлежа к народу ханты, почитаем вотчинника, как это делали наши предки. Уверен, они оба нам помогают в жизни.

– У нас в избушке, что в Малнашовских угодьях, есть и божества, и куклы-обереги, – подтвердила супруга Вторушина Альбина. – Мы уважаем и православную веру, и своих божеств.

Судя по тому, что у супругов шестеро детей и четырнадцать внуков, высшие силы им благоволят. Живут лемпинские ханты дружно. Нередко рыбачат сразу несколькими поколениями.

– Мне нравится проверять сети с дедом, вываживать щуку, язя, мохтика, окуня, – отметил 14-летний внук Роман, – но намного интереснее ловить рыбу неводом – добыча больше.

– А я этим летом научился делать подовушку, – не без гордости сказал 16-летний Данил. – С удовольствием поделюсь рецептом и с читателями вашей газеты: разделайте щуку, разрежьте пополам, посолите, насадите на палку и прожарьте на костре. Последний раз на рыбалке мы с дедом так целого окуня готовили. Насыпали ему соли в рот, чтобы весь пропитался, и прожарили – получился замечательный хантыйский шашлык.

Мы с фотографом отведали фирменную подовушку (хант.: тортым сорт) Вторушина, данную нам с собой в дорогу в качестве угощения, – это блюдо национальной кухни действительно очень вкусное.

Жена Николая Михайловича Альбина рассказала, что, помимо совместных походов за грибами и ягодами, она с мужем нередко отправляется и на тихую охоту – вдвоем ставить и проверять сети удобнее. Если подготовка рыболовных снастей – дело главы семейства, то чистка, разделка и переработка рыбы – обязанность женщины.

– Есть у меня и свое хобби – вязание ковриков, – призналась Альбина. – Этому еще в детстве научила меня бабушка Федосья. С годами в доме накапливается много старых ненужных вещей, из которых я потом нарезаю тканевые полоски и создаю из них уютные цветные коврики. Такое занятие и мне в радость, и для домашних – польза.

Кроме того, хантыйская семья держит кроликов и кур, возделывает огород возле дома. В общем, скучать ей некогда. Как говорит Николай Вторушин, было бы здоровье, возможность трудиться, а остальное – дело наживное. Так и живут потомки обских угров, приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям современной жизни и не забывают о своих корнях.


Последнее время активизировались разговоры, что русские - потомки финно-угров, а вовсе не славяне, что настоящая Русь пошла из Киева и т.д.
Итак, давайте разберёмся.
Источников по истории Киевской Руси у нас немного. Главным из них является "Повесть Временных лет", предположительно написанная монахом Нестором в Киеве в 1113 году.
В ней началом государственности указывается 862 год (6370-й от сотворения мира).
Именно в это время племя приильменских словен призвало варяга Рюрика, т.к. местная власть погрязла в междоусобицах и не могла договориться между собой.

Что мы знаем наверняка:
1) Династия Рюриковичей берёт своё начало с северной Руси. Призывало его славянское племя - словене.
2) Рюрик приплыл к Ильменю транзитом через Ладогу и, по всей видимости, поселился в месте, известном ныне как Рюриково городище. Город Новгород скорее всего был основан несколькими десятилетиями позже.

Кем был Рюрик по национальности - вопрос спорный. Кто такие варяги - тоже неясно. Тут сломано много копий, я продолжать эту тему не буду.

А теперь о мифах.

1) Самый распространённый миф состоит в том, что русские якобы сами были слишком слаборазвитым народом, который не был способен сам создать государство. Именно поэтому нам-де понадобились варяги-скандинавы, чтобы они нас "цивилизовали".

Развенчание мифа:
Государство Швеция начало складываться только в Х веке. Выходит, скандинавы решили учить нас строить государство ещё до того, как сами это сделали. Влияние скандинавской культуры на культуру Руси минимально: в русском языке сравнительно мало слов шведского происхождения.

2) Русские и украинцы - разные народы. Украинцы - настоящие славяне, а русские - потомки финно-угров.

Развенчание мифа:
История не знает такого народа как украинцы до ХIХ века. Все восточные славяне традиционно считали себя русскими.
Действительно, территорию северной Руси населяли финно-угры, но основными народами здесь были славянские племена: словене, кривичи, меря и вятичи. В Москве в Битцевском лесу можно наблюдать погребальные курганы вятичей.
Сегодня русские говорят именно на русском языке. Очень странно для финно-угров.
Да и вообще, это очень непростая задача - отличить русского от украинца. Потому что различий нет.
Если обратиться к генетическим исследованиям, то выясняется, что у нас почти одинаково доминирует славянская гаплогруппа R1a1. У русских она немного больше (46%), у украинцев чуть меньше (43%). Интересно, что доля финно-угорской крови в русских незначительна, как, впрочем, и татарской. Особенно удивителен будет тот факт, что монголоидная гаплогруппа у украинцев встречается даже чаще, но, тем не менее, она незначительна.

Русские и украинцы были одним народом. Очень жаль, что политиканы эксплуатируют лжеисторию для навязывания людям невежественных мифов.

Скандальный депутат Госдумы о непростом этногенезе россиян и необходимости изучения национальных языков в школах

Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов в своей сегодняшней колонке озаботился этническим происхождением россиян. По мнению нашего колумниста, половина русских являются потомками финно-угорских народов, растворенных в большом суперэтносе. Также парламентарий не оставил в стороне нашумевший вопрос преподавания национальных языков в школе и поведал о фольклорных героях, объединяющих русских и татар.

Мы - потомки финно-угров

В сегодняшней своей колонке я должен рассказать об одном факте, который у нас долгое время замалчивался, особенно в советский период. А именно о том, что как минимум половина русских - это потомки финно-угров. Центральная Россия (Москва, Кострома, Ярославль, Вологда и другие) - это территория, где исконно жили финно-угры. Половина европейской части России, Приуралье, Зауралье - тоже территория финно-угров. Даже нганасаны на самом деле являются финно-уграми.

Славяне на этих землях появились гораздо позже. Как мы знаем, существует пять групп финно-угорских языков. И ареал их распространения до недавнего времени простирался на обширные территории Центральной и Северо-Западной России, Поволжья, Урала, Сибири, Прибалтики, Скандинавии.

Не надо стесняться этой правды. Точно так же не нужно стыдиться того факта, что российская государственность пошла от варягов-викингов. Нет ничего страшного и в том, что большинство коренного населения России, по сути, представляют финно-угры при значительной доле татар.

Если мы отходим от Москвы на восток, в сторону Поволжья, то видим, что исторически славян на этих территориях не было вообще. Финно-угры соседствовали здесь с тюркскими народами (татарами). Яркий пример - Чувашия, Татарстан: там спокойно соседствуют мусульманские деревни с православными поселениями. В эти регионы славяне пришли гораздо позже. Исторически европейская часть России была финно-угорской.

museum-sp.ru

Вводить в школах второй язык

К чему я это напоминаю? Сам я являюсь потомком народности меря. Мои предки по отцовской линии происходят из Поволжья. Помню, как моя бабушка пекла своеобразные мерянские пирожки - ржаные ватрушки с картошкой, по-русски они называются «калитки». Такая выпечка сохранилась у финнов, карелов и других народов. Меря (как и мерянский язык) существуют до сих, хотя в значительной степени растворились в составе более сильного, великорусского, этноса.

Я считаю, что правительство России должно уделять внимание сохранению и даже воссозданию исчезающих культур и языков (такая практика в мире давно существует). Наше внутреннее многообразие, безусловно, является национальным достоянием.

Только в Ленинградской области можно насчитать не менее шести коренных языков. Очень обидно, что в Карелии вепсский язык еще как-то поддерживается (кстати, не без помощи финнов), а в Ленинградской области всем наплевать на исчезающие ижорский, ливский, водский языки. Безусловно, мы обязаны сохранить наше многообразие, наше культурное достояние.

Для этого необходимо вводить в школах второй язык - финно-угорских народов. Для начала его можно преподавать хотя бы в качестве факультатива. Нужно воссоздать кафедры местных языков (прибалто-финской, финно-уральской подгрупп) в национальных университетах.

Фото erzyaks.ru

Путь к духовному богатству

Не надо бояться или стесняться национальных языков! Благодаря их знанию человек становится богаче. Если ребенок, имеющий мерянские, зырянские или эрзянские корни, будет знать не только русский, но и свой этнический язык, он только многое приобретет.

Мы сами порой не осознаем, в какой стране мы живем, сколько удивительных открытий еще предстоит совершить исследователям. У Республики Коми, например, есть очень красивый герб, который отражает национальные традиции: птица с ликом солнечной богини на груди. Другие регионы не менее богаты на символы. Весь этот бесценный подарок, который нам достался, надо ценить. К сожалению, из-за того, что у народов не была развита письменность, многие вещи упущены, носители языка уходят в прошлое.

При этом мое мнение такое: дети должны изучать не только свой родной язык, особенно если родители этого хотят, но и обязательно знать русский язык, объединяющий все народы. Но и свою родную речь хотя бы на минимальном, начальном уровне мы знать должны. Это делает любого ребенка умнее.

До революции каждый помещик, живший где-нибудь в Костроме, никогда в жизни ни в какой загранице не бывавший, спокойно разговаривал на французском языке. Знание языка делает человека безусловно богаче.

А виноваты атеисты

Как мы знаем, в советское время шла жесткая антинациональная политика. В знаменитую пятую графу чаще всего заносили национальность «русский». А, скажем, «ижоры» в документации не приветствовались - и записывались русскими.

А ведь сколько жило народностей! Они были как цветы в букете: чем больше в нем составляющих, тем ярче и красивее вся букетная композиция. Если экран вашего монитора передает 4 млн оттенков, он будет намного лучше, чем тот, который отображает только четыре цвета. Так пусть остается цвет нашего культурного достояния, и в том числе и лингвистического богатства!

Должен отметить и наших тюрков - татар и башкир. У них есть свое наследие, которое мы, живущие в европейских регионах, к сожалению, почти не знаем или представляем стереотипно. Нам практически не известна история татар. Хотя я знаю, что ученые Казани, Уфы, Москвы и Петербурга занимаются подобными исследованиями.

Есть же интересные научные открытия, согласно которым у предков татар были сакральные персонажи, которые как две капли воды похожи на русских героев (например, Георгий Победоносец). Но мы этого не знаем, нас этому не учили, и порой мы этого стесняемся. Нас всех, татар и русских, ненавидят атеисты. Для них не должно быть ничего святого, для них главное - материальное богатство, деньги. И они нас пытаются рассорить, чтобы получить свою прибыль. Так что давайте любить все народы нашей Родины, развивать их языки и культуру и не давать им растворяться и исчезать.

Виталий Милонов

Справка

Виталий Милонов - депутат Государственной думы РФ; колумнист «Реального времени».

  • Родился в 1974 году в Ленинграде.
  • Окончил Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ.
  • В 1994-1995 годы - помощник депутата Государственной думы ФС РФ.
  • В 1997-1998 годы - общественный помощник депутата ГД ФС РФ Г.В. Старовойтовой.
  • С 1999 года - помощник депутата В.А. Тюльпанова.
  • С 2004 года - депутат муниципального совета муниципального образования «Дачное».
  • С 2005 года - глава местной администрации муниципального образования «Красненькая Речка».
  • В марте 2007 года избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»).
  • До декабря 2009 года - председатель постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству, член бюджетно-финансового комитета.
  • С декабря 2009 года - председатель комитета по законодательству.
  • В сентябре 2016 года избран депутатом Государственной думы РФ VII созыва.
  • Известен рядом законодательных инициатив и громкими заявлениями, направленными на защиту традиционных ценностей, православия. Активный борец с ЛГБТ-сообществом, педофилией.
  • Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За укрепление боевого содружества», «Святого апостола Петра» II степени.

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.
Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху.

Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.

Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.

Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими.

Фактически, полностью славянскую идентичность можно увить лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.

Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.

Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.

Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.

«Славяне - важнейшие из ее племен - принадлежат к Европе. Восток и юг ее наполнен еще и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живет в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам ее севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это - какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Творчество этнофутуристов

Этнографы и художники, музыканты и поэты, интересующиеся темой этногенеза русского народа, объединились в культурное движение этнофутуристов. Этнофутуризм как целостное направление в искусстве возник в Эстонии в 80-х годах прошлого века. Распространившись в России, в основном в регионах с финно-угорским населением (Удмуртия и Марий Эл), этнофутуризм сделал акцент на возрождение этнических особенностей регионов с ассимилированным мерянским, муромским, мещерским и чудским населением. Этнофутуристы пытаются связать миры финно-угорских предков русских с современными реалиями российского общества. Известный художник Андю Мерянь сделал многое для популяризации и актуализации русского фольклора, имеющего глубинные финно-угорские ментальные корни и культурные коды.

На вопрос где потомки монголоидов? заданный автором Мил Фор лучший ответ это вы назвали в основном арийские и угорские народы только монголы монголоиды даже тюрки смешанный народ даже монголы сформировались под влиянием ариев и угров и их было очень мало только верхушка

Ответ от самосожжение [гуру]
монголо-татары 300 лет Русь держали в своих руках.... мож вы и есть потомок татар или монгол каких.. . =)))


Ответ от Георгий [гуру]
Эх, милай! Вторгаться - одно, как говорится, мало ли их тут ходить.. . И совершенно другое - 300лет жить под татарами! Они же за триста лет всех русских баб по пять раз изнасиловали, к себе в орду тысячами угоняли.. . А ты говоришь где потомки...


Ответ от Микроскоп [гуру]
Для того чтобы проанализировать образование исполнителей монголо-татарского ига, для поиска корней, образовавших этот союз народов, мы проведём небольшое расследование и воспользуемся только одним источником – , – тем более что в профильных статьях, из которых мы почерпнём данные, указано значительное количество специальной литературы, на основании которой они написаны.
Рис.
Два всадника, наблюдающих на
холме за солнцем, –
один монгол, другой татарин –
это Великая Монголо-татарская Орда.
Монголы заявлены как «потомки хунну (гуннов) , и (дун-и) , дун-ху» .
При этом кочевой народ гуннов, сложился во 2 – 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов.
К 5-му в. гунны пришли в Паннонию, где в 455 году были разбиты и ушли в Причерноморье. После чего гунны исчезли как народ .
А кочевой народ хунну сложился в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных (?!) выходцев из Северного Китая (ди) . В 1 в. часть северных хунну смешалась с аборигенами-уграми и положила начало выше указанному народу – гуннам.
Другая часть северных хунну осела в Семиречье и Тарбагатае и стала называться юебань; их держава была разрушена телесскими племенами в конце 5 в.
Южные хунну в 350 году были перебиты Жань Минем.
Степные хунну в 4 в. завоёваны табгачской империей Тоба Вэй.
Остатки хунну на территории Турфана были уничтожены жужанями в 460 .
Народ и к 7 в. совместно ещё с шестью племенами образовал в Южном Китае государство Наньчжао, существовавшее до середины 13 в. .
Дун-ху обитали в древности в Восточной Монголии и Южной Маньчжурии и находились на стадии первобытнообщинных отношений. В конце 3 в. до н. э. дун-ху были разгромлены хунну, спасшиеся от разгрома остатки стали известны в дальнейшем под названием ухуань и сяньби .
Сяньби кочевали преимущественно на территории современного автономного района КНР – Внутренней Монголии. Наибольшего могущества достигли при правителе Таньшихайе (137 – 181). Во 2-й половине 3 в. племенной союз сяньби распался, и в дальнейшем политическую роль играли выделившиеся из него самостоятельные племена муюн, дуань юйвэнь и тоба .
О муюн, дуань, юйвэнь в нет сведений.
Племя тоба подверглось в Китае ассимиляции и с 7 в. в источниках не упоминается .
Ещё одна составляющая гуннов – угры – зауральские манси и хантам, а также дунайские венгры. Причём манси и ханты расселились на севере, а венгры в 8 – 9 вв. – на Дунае .
Сарматы – общее название ираноязычных (говоривших на близком к русскому языке) племён, расселившихся в 3 в. до н. э. – 4 в. н. э. в степях от р. Тобол на востоке до р. Дунай на западе. В 4 в. они были разгромлены гуннами и остались лишь в составе осетинского народа .
Таким образом, все народы, поименованные предками монголов, либо исчезли с лица Земли к 5 – 7 вв. , либо крайне малочисленные к этому же времени ушли кто на Север, а кто на юг Китая. Каким образом могла сложиться монгольская часть Орды из несуществующих к тому моменту её монгольских народов-предков?