Русский язык егэ задания с запятыми. Алгоритм выполнения задания. Основные разряды вводных слов
ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.
М.: 2017. - 128 с.
Издание содержит большое количество
типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает:
диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные
и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма,
зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие
позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться
к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена
учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся
средней школы.
Формат: pdf
Размер: 1,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и
неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных
конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и
предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115
Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или
числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным
падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто,
как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое
(иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно
восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены
существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и
сказуемым ставится тире.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира
Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)
УМК любой
Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
ОТВЕТ:
2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.
ОТВЕТ:
3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.
В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
ОТВЕТ:
4)
Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.
ОТВЕТ:
5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.
ОТВЕТ:
6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.
ОТВЕТ:
7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.
ОТВЕТ:
8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
ОТВЕТ:
9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
ОТВЕТ:
10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.
ОТВЕТ:
11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
ОТВЕТ:
12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
ОТВЕТ:
13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
ОТВЕТ:
14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
ОТВЕТ:
15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
ОТВЕТ:
16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
ОТВЕТ:
17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.
ОТВЕТ:
18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
ОТВЕТ:
19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
ОТВЕТ:
20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
ОТВЕТ:
21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.
ОТВЕТ:
22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.
ОТВЕТ:
23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
ОТВЕТ:
24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
ОТВЕТ:
25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
ОТВЕТ:
26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
ОТВЕТ:
27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
ОТВЕТ:
28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
ОТВЕТ:
29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
ОТВЕТ:
30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
ОТВЕТ:
31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.
ОТВЕТ:
32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
ОТВЕТ:
33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
ОТВЕТ:
34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
ОТВЕТ:
35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
ОТВЕТ:
36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
ОТВЕТ:
37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
ОТВЕТ:
38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
ОТВЕТ:
39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
ОТВЕТ:
40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
ОТВЕТ:
41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
ОТВЕТ:
42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг
ОТВЕТ:
43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Ответы:
1) 1,3,4
3 ) 3,4
4) 3,4
5) 2,3,4
6) 2.3,4
8) 1,2,3,4
9) 1,2,4
11) 1,3,4
12) 1,2,3,4
13) 1,2,3,4
14) 3,4,5
15) 3,4
17) 1,2,4
18) 1,2,3,4
19) 1,3,4
20) 1,2,3,4
21) 1,2,5
22) 1,3
23) 1,3,4
24) 1,3,4
25) 1,2,4
26) 1,2,4
27) 1,3,4
28) 1,3.4
29) 2,3,4
31) 1,3,4
32 ) 1,4
33) 1,2
34) 1,2,3,4
37) 1
38 ) 2,4
39) 1,2,3,4
Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.
Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку
Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая ставится | Запятая не ставится |
---|---|
Между однородными членами, не связанными союзами | Между двумя однородными членами, связанными союзом «и» |
Вчера я читала, убиралась, готовила. | Вчера я читала, убиралась и готовила. |
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато | Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару |
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. | Вчера я читала и готовила. |
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: | В устойчивых сочетаниях |
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то | Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям |
Вчера не только читала, но и готовила. | |
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или | Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого |
Вчера я и читала, и готовила. | Пойду почитаю книгу. |
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Запятая перед союзом «и» не ставится, если | |
---|---|
Если есть общий член предложения | Весной природа просыпается и люди радуются теплу. |
(общий член предложения– «весной») | |
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения | Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом. |
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть | Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали. |
Предложение вопросительное | Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь? |
Предложение побудительное | Внимательно прочитайте задание и сделайте его! |
Предложение восклицательное | Как ярко светит солнце и как красиво море! |
Предложение неопределенно-личное | В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку. |
Предложение безличное | Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради. |
Предложение назывное | Мороз и солнце! |
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку
Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
- К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
- Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
- Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
- Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
- К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
- Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
- Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
- Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.
Ответ: 2, 4.
Первый вариант задания
- Солнце зашло и на землю опустился туман.
- Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
- Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
- Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
- Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
- Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
- Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
- Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.
Ответ: 2, 4.
Второй вариант задания
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
- Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
- Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
- От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
- Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. - Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
- Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. - В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
- Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. - В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
- От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. - Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.
Ответ: 2, 5.
Третий вариант задания
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
- И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
- Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
- И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
- Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. - Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
- Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. - Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
- Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. - Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».
Цели урока:
- Образовательные
:
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
- отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
- Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
- навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
- Развивающие
:
- использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
- создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
- Воспитательные
:
- создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочие папки с заданиями
- тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Целеполагание
Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:
Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями
речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях;
пунктограммы – деепричастные и причастные
обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными
частями речи; Н и НН в полных прилагательных и
причастиях; постановки знаков препинания при
обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ (части А)
3. Определение этапов урока
Урок состоит из нескольких этапов:
1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями
речи».
2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных
прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные
члены предложения».
На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:
1. Работа с опорным конспектом (повторение)
2. Тренировочное задание (закрепление)
3. Тест по теме (по части А) (контроль)
4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с
разными частями речи».
А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».
Учитель совместно с учащимися анализирует
конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).
Слайды 4-5
Б) Тренировочное задание
Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.
Не с разными частями речи
- Афера (не)удалась
- (Не)подписанный договор
- (Не)обычный случай
- Вовсе (не)большой ломоть
- (Не)громко кашлянуть
- (Не)подумав о намерении
- Водопровод, (не)проведённый рабочими
- Позвонишь (не)знакомцу
В) Работа с тестом
НЕ с разными частями речи
Тестирование(А18)
1 вариант
а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.
2.В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.
а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя
а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.
а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.
2 вариант
1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.
2. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.
3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.
1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».
5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»
А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
Слайды 7-8
Б) Тренировочное задание
Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.
Н и НН
Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты
В) Работа с тестом
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)
Правописание Н и НН
Тестирование (А17)
1 вариант
1. В каком ряду пропущено НН:
2. В каком ряду пропущено Н:
б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый
2 вариант
1. В каком ряду пропущено НН:
а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо
3. В каком ряду указаны слова с НН:
а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод
а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый
1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
6. Лингвистическая задача
Учитель предлагает учащимся поразмышлять:
– Как связаны между собой фрагменты опорных
конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)
7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»
А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».
Слайды 11-12
Б) Тренировочное задание
Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)
Слайды 13-15
8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации
Частичный анализ текста.
1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы
в предложенном тесте. Делают вывод о связи
пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему
текста.
4) Анализируют проблематику.
9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока
Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.
10. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.