Раздробленность и выбор путей развития. Метод материалы по дисциплинам

С середины IX в. и до середины XIII в. вся внешняя политика Древнерусского государства была в первую, основную и единственную очередь ориентирована на Запад Европы, ибо именно там лежали тогдашние мировые центры политики и торговли, там была колыбель европейской (античной) цивилизации, там находились центры европейской (христианской) идеологии и культуры. Попытки установить связь с Русью в то время были характерны и для европейских государств. Восток же в период складывания и роста Киевской Руси практически не выходил на связь с государствами Восточной Европы, ибо был поглощен бурными событиями: арабским завоеванием Средней Азии и Среднего Востока и распространением ислама.

В XIII в. Русь оказалась перед сложнейшим выбором: на какую цивилизацию – европейскую или монгольскую, западную или восточную – надо теперь ориентироваться. Нашествия монголов и крестоносцев, произошедшие практически одновременно, заставили русские земли сделать определенный выбор. Невозможность одновременной борьбы на два фронта поставила перед Русью в крайне острой форме вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание – на монгол против крестоносцев или на католическую Европу против Орды?

Несмотря на тяжесть ордынского ига, Русь сохраняла свою государственность, русскому народу не угрожала ассимиляция с завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени общего развития монголы не могли навязать русскому народу свой язык и культуру. Агрессия же крестоносцев угрожала не только государственному, но и национальному существованию и культурному развитию русского народа. В отличие от монгол, которые не вмешивались во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных восточных землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, подчиняли себе крестьянское и городское население

Ряд князей во главе с Александром Невским считали совершенно нереальной как военную, так и политическую борьбу с Ордой и особенно отрицательно относились к идее отказа от идеологической независимости Руси, т.е. от православия. Это был чисто прагматический подход к определению направления русской политики в отношении Орды. Он базировался на трезвом учете реальных условий, т.е. на полном отсутствии возможностей для Руси восстановить разрушенные ордынскими завоевательными войнами производительные силы, численность населения и военную мощь Руси в исторически обозримое время. Участие в политических акциях Орды рассматривалось на Руси как крайне нежелательное, но вынужденное явление, позволяющее, по крайней мере, использовать авторитет и потенциал монголов против военной и конфессиональной агрессии с Запада. Союз с монголами создавал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.


Но значительная часть князей считала иначе. Великий князь Даниил Романович Галицкий сделал ставку на Запад, пытаясь найти там союзников в борьбе с Ордынским государством. При помощи владимирского князя и европейских рыцарей его войска смогли в 1252 и 1254 гг. отразить нападения ордынцев на Галицкую землю. Галицко-Волынское княжество достаточно долго сохраняло политическую независимость, успешно отражая ордынские набеги. За успехи в борьбе с Ордой Даниил Романович получил от папы римского титул короля Галиции и Лодомерии.

Оставшийся номинально великим князем всей Руси Ярослав II Владимиро-Суздальский (он же Ярослав III Киевский) тоже считал, что необходимо готовиться к освобождению от монголо-татарского ига в тесном союзе с Западом, и в связи с этим начал сношения с папой римским и императором Священной Римской империи германской нации. Его сын Андрей Ярославич, ставший великим князем в 1249-1252 гг., также ориентировался на Запад, на союз с Даниилом Галицким и Новгородом. Он был готов ради тесного военно-политического союза с Западом поступиться даже идеократической независимостью Руси, т.е. перейти под эгиду католической церкви.

Для Руси, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом – на Восток или на Запад. Решение этого вопроса не было фатально предрешено. Учитывая реально существовавшую феодальную раздробленность, ясно, что окончательный выбор каждое княжество должно было делать самостоятельно. Но при этом фактор территории, географического положения играл существенную роль. Не надо забывать и то, что монгольское нашествие непосредственно не привело к завоеванию северо-западных территорий Руси. Итог борьбы с внешним врагом в XIII в. привел к тому, что единая Русь оказалась разделенной на самостоятельные части, в каждой из которых возобладала своя цивилизационная ориентация.

Можно выделить три основных варианта цивилизационного развития, по которому пошли русские земли:

1. Московский, который развился в неограниченную монархию и представлял континентальный тип цивилизации с сильной ориентацией на Восток.

2. Новгородский, где существовала республиканская форма общественного устройства и который развился в морской тип цивилизации, при этом тяготеющий к европейской ориентации.

3. Литовский, в котором развивался вариант ограниченной монархии по общеевропейскому типу.

Территория ядра Литовского государства относится к прибрежному типу цивилизации, сочетающем элементы и морской, и континентальной цивилизации. Но по мере присоединения русских земель Великое княжество Литовское все больше приобретало черты континентальной цивилизации, которая колебалась в выборе ориентации между Европой и Русью. После объединения с Польшей она приобрела европейскую ориентацию.

Выбор Александра Невского позволил сохранить основы идеократической государственности Северо-Восточной Руси, что позволило позднее ей стать независимым государством. Выбор Даниила Галицкого привел к тому, что Юго-Западная и Южная Русь утратили основы национальной государственности, превратившись в составную часть Польско-Литовского государства.

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «… каждо да держит отчину свою».

Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

· во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы - это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. - вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

Последствия феодальной раздробленности:

Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.

Состав Руси:

Наиболее крупными были княжества:

· Киевское (Киев);

· Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);

· Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

· Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

· Новгородская земля (Великий Новгород).

Но определились три основных политических центра: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское княжество.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Лишь в VIII в. здесь появилось племя вятичей. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха - Юрий (1125-1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии Ростово-Суздальское княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное независимое государство. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы, хотя археологи считают, что поселение на месте Москвы возникло ещё в XI в. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея - осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия - Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

Новгород Великий. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-Западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздаль-ское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, водь, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом» со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны - Софийскую и Торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).

Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли «Немецкий» и «Готский» дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка - аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй - феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече - народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города - бояр, примерно 400 человек - столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, нои ведал казной и внешними сношениями, Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода - форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие Должности - посадские, тысяцкие - занимали только представители аристократической знати. Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха - Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII-XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

9. Русские княжества в период феодальной раздробленности

Период феодальной раздробленности, называемый по традиции «удельным периодом», продолжался с XII до конца XV вв. Феодальная раздробленность ослабила оборонительные возможности русских земель. Это стало заметным еще во второй половине XI в., когда на юге появился новый сильный враг - половцы (тюркские кочевые племена). По летописям подсчитано, что с 1061 г. до начала XIII в. было более 46 крупных вторжений половцев.Особенностью феодальной раздробленности на Руси сравнительно с европейскими странами была упрощенная феодальная иерархия: она насчитывала всего 3 основных ступени – великие князья, удельные князья и их бояре (приближенные), а все княжеские фамилии являлись ответвлениями всего лишь двух родов – правящей династии Рюриковичей и Гедиминовичей. В результате дробления древнерусского государства к середине XII в. выделились в самостоятельные десять государств-княжеств. В последствии, к середине XIII в., их число достигло восемнадцати. Названия им присваивали по стольным городам: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромо-Рязанское. Суздальское (Владимирское). Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородская боярская республика. В каждом из княжеств правила одна из ветвей Рюриковичей, а сыновья князей и наместники-бояре управляли отдельными уделами и волостями. Однако во всех землях сохранялись одинаковая письменность, единая религия и церковная организация, правовые нормы «Русской правды», а главное - осознание общих корней, общей исторической судьбы. Вместе с тем каждое из сложившихся самостоятельных государств имело свои особенности развития. Наиболее крупными из них, сыгравшими значительную роль в последующей истории Руси, стали: Суздальское (позднее - Владимирское) княжество - Северо-Восточная Русь; Галицкое (позднее - Галицко-Волынское) княжество - Юго-Западная Русь; Новгородская боярская республика - Новгородская земля (Северо-Западная Русь).Основными центрами Руси периода удельной раздробленности стали великие княжества Владимиро-Суздальское(с 1169 г., после победы его князя Андрея Боголюсбкого над Киевом, город Владимир стал номинальной столицей всей Руси), Киевское (по традиции Киев долго еще оставался культурным и церковным центром Руси, лишь в 1299 г.глава русской церкви – митрополит переехал во Владимир,)Галицко-Волынское на западе и Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество в период феодальной раздробленности.

Особенности развития: основная отрасль хозяйства-земледелие вследствие обилия плодородных земель, постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников, быстрый рост городов, расположение на пересечении торговых путей, неограниченный характер власти князя.

Политическая структура: Князь, Дружина, Вече, Бояре

Новгородская боярская республика в период феодальной раздробленности.

Особенности развития: ведущие отрасли хозяйства- торговля и ремесло, слабое развитие земледелия из-за суровых климатических условий, широкое развитие промыслов- солеварения, охоты и проч., особенное государственное управление, постоянная ориентация на европейские страны.

Политическая структура: Вече, Боярский совет, Тысяцкий, Посадник, Князь.

Последствия раздробленности:

Положительные: 1)развитие ремесла и торговли. 2)рост числа городов. 3)политическая стабилизация на местах. 4)расцвет культуры

Отрицательные: 1)отсутствие единой оборонной системы. 2)внешняя опасность для каждого княжества. 3)разорительные междоусобицы. 4)слабость центральной власти

10. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда. В начале 13 в. в степях Центральной Азии монголо-татары образовали военно-феодальную державу. Это было объединение не единого народа, а десятков кочевых племен.В 1222 г. полчища Чингисхана вторглись в Закавказье, огнем и мечом прошли через Иран и Кавказ. Опустошив страну аланов (Осетия), монголы разгромили половцев и весной 1223 г. вышли к берегам Дона. Угроза монгольского завоевания нависла над половцами, которые обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности. В условиях феодальной раздробленности далеко на все князья поддержали половцев. Объединенная русско-половецкая рать приняла сражение с основными силами монголов 31 мая 1223 г. на реке Калке. Сражение завершилось полной победой монголо-татар. Причиной поражения русских стало полное отсутствие общего командования.Спустя 13 лет, войско монголо-татар, которое возглавлял внук Чингисхана Батый, разгромив Волжскую Болгарию, начало завоевание Руси.В 1236 г. Батый вторгся на территорию Северо-Восточной Руси. Первой жертвой его нашествия стало Рязанское княжество. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось своими силами. Вслед за Рязанским войско Батыя завоевало Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества.В 1239-1240 гг. Батый совершил второй поход на Русь. Под удар попали юго-западные княжества. Не встретив организованного сопротивления, он покорил Черниговское, Переяславское и Гапицинско-Волынское княжества. В 1242 г. Батый создал мощное государство - Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монголо-татарское иго. Монголы сохранили на захваченных землях прежнюю систему государственного устройства и общественных отношений, но установили над ними контроль. Ханы орды стали выдавать разрешения (ярлыки) на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголо-татары ввели институт баскаков (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами.Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города, наиболее квалифицированные ремесленники увезены в Орду, начался демографический спад.Несмотря на всю тяжесть последствий монголо-татарского ига, Руси удалось сохранить свою государственность, религию и культуру.

Причины поражения Русских княжеств в борьбе с монголо-татарами:

Отсутствие единой русской армии, значительное численное превосходство монголов, высокое воинское мастерство монголов, раздробление и отсутствие единства в русских землях, жесточайшая дисциплина, царившая в монгольском войске, недостаток конных воинов в русских войсках.

Последствия Монголо-Татарского нашествия:

Миграция населения в северные районы, ослабление военного потенциала русских княжеств, упадок ремесла и торговли, обращение значительного числа населения в рабство, многочисленные жертвы среди мирного населения, консервация феодальной раздробленности, торможение развития товарно- денежных отношений, политическая зависимость русских князей, запустение сельскохозяйственных угодий, угон в Орду ремесленников.

11. Характерные черты развития основных стран Востока в XV-XVII вв

На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке - Османская империя; на Юге, Юго-Востоке, Дальнем Востоке - Индия, Китай, Япония и др. Ученые считают, что модели позднего феодализма в ряде восточных стран обладали определенным потенциалом для капиталистической эволюции. Уровень развития производительных сил в некоторых восточных странах в XV-XVII вв. не уступал европейскому, но тем не менее эти страны не только не создали нового типа экономики, но часто даже регрессировали. Некоторые общие причины этого заключаются в особенностях социально-политического устройства, духовном своеобразии восточного типа общества. Но каждая восточная страна настолько специфична, что характерные черты Востока, общее и особенное можно понять лишь при рассмотрении исторического процесса в отдельных странах.

Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Ее владения раскинулись в Азии, Африке, Европе. Мощный турецкий флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. Расцвет Османской империи базировался на ограблении завоеванных территорий.

Наличие городов, высокий уровень развития ремесла, товарно-денежных отношений сами по себе еще не создавали предпосылок для формирования нового типа экономики. Частнособственнические отношения хотя и существовали в Османской империи, но не были достаточно юридически защищены. Во второй половине XVI в. здесь усилился процесс формирования частной собственности. Владельцы военных ленов - спахии - уклонялись от выполнения военных обязанностей, стремились превратить земельные пожалования в наследственную собственность. В конце XVI в. был снят запрет на сосредоточение нескольких ленов в одних руках, что привело к созданию крупных поместий. Усиливается экономическое могущество мусульманского духовенства. В формировании новых землевладельцев принял участие торговый и ростовщический капитал. Пользуясь привилегированным положением, янычары также приобретали землю, занимались ремеслом, торговлей. Все это разрушало военно-феодальную систему. Сформировались новые землевладельцы, которые не несли военных обязанностей, но пользовались широкими феодальными правами, что привело к росту произвольных поборов, налогов. Происходит «второе издание крепостничества» в турецком варианте.

Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом. Сама специфика образования Османской империи побуждала власть к активному административному вмешательству в экономический процесс. В условиях длительного расширения государственных территорий путем завоеваний был необходим разветвленный бюрократический аппарат (для сбора налогов, пошлин, дани и т. д). Консолидация господствующих слоев на базе бюрократического аппарата позволяла поддерживать высокий уровень эксплуатации непосредственных производителей, что затрудняло их вовлечение в новые экономические отношения.

Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка. Сопровождавшие процесс завоеваний разрушение материальных и культурных ценностей, изменение частнособственнических отношений, национальная и религиозная рознь привели к усилению внеэкономического принуждения и давления на непосредственных производителей и в конечном итоге к рефеодализации.

С конца XVI в. завоевания турок-османов прекратились. Наступил столетний период, получивший название в турецкой истории «эпохи остановки». Влияние Османской империи в Европе стало падать. В XVII в. здесь ей противостояли уже консолидировавшиеся национальные государства. Рост национального самосознания покоренных турками балканских народов, их стремление к независимости создавали благоприятные возможности для формирования антитурецких коалиций. Созданная в конце XVII в. «Священная лига» в составе Австрии, Польши, Венеции и России нанесла несколько поражений туркам. Карловицкий конгресс 1698-1699 гг., подведя итоги крупным территориальным потерям Османской империи в Европе, означал начало нового этапа в турецкой истории - «эпохи отступления».

Китайская модель феодализма, несмотря на специфические черты, отличающие ее от мусульманского мира, также характеризовалась статичностью общественной системы, что обусловило подавление импульсов нового типа развития. Ученые считают, что социально-экономическое развитие Китая в эпоху Мин (1368-1644), начавшуюся после освобождения от монгольских завоевателей, способствовало формированию необходимых предпосылок для капиталистической эволюции. Многие технические открытия были сделаны в Китае раньше, чем в Европе. Например, когда в Португалии только овладевали технологией строения многомачтовых судов, в Китае их производство осуществлялось уже несколько веков. Значительное распространение в Китае получили частновладельческие отношения (существовало право наследования земельной собственности бюрократией и помещиками, крестьянская наследственная аренда).

В начале XVII в. в Китае особенно усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Широкое распространение получили частные мануфактуры, особенно в шелкоткацком, хлопчатобумажном, фарфоровом, железоделательном производстве. В земледелии, ремесленном производстве применялся наемный труд. В государственном ремесле и мануфактурах началась частичная отмена отработочной системы.

В то же время, гипертрофированное развитие государства, его вмешательство в экономику стали препятствием на пути становления новой, капиталистической системы отношений. Императорская власть в Китае, несмотря на деспотический характер, представляла собой более «мягкий» вариант по сравнению с мусульманской моделью. Гражданская власть в Китае доминировала над военной. Опасаясь усиления роли военной элиты в результате морских экспедиций Китая в XV в., гражданская бюрократия добилась ограничения военных операций и расходов, взяла курс на изоляцию страны.

Несмотря на наличие денежного обращения и элементы рыночного хозяйства, китайская экономика носила распределительный характер. Через налоговую систему государство распределяло прибавочный продукт в свою пользу. Государственная монополия на многие товары (соль, чай, шелк, фарфор, железо и др.) и на торговлю с иностранцами способствовала тому, что производство продолжало ориентироваться на создание потребительских стоимостей, а не товаров. В таких условиях бюрократия могла обогащаться и без идейных и технических нововведений, и без военных экспедиций.

Ограничивающее воздействие на развитие новой системы общественных отношений оказывала и идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. В такой культурно-психологической среде нельзя было достичь повышения социального статуса приобретением богатства в результате частнопредпринимательской деятельности.

Глубокий кризис империи Минь в конце XVI-XVII вв., вызванный обострением внутренних противоречий и нападениями с 1618 г. маньчжурских племен, привел к острой борьбе не только внутри правящего класса, что проявилось в дворцовых переворотах, но и к массовым вооруженным выступлениям горожан и крестьян. На севере Китая восстания крестьян слились в крестьянскую войну (1628-1645 гг.), которая привела к свержению династии Минь. В такой ситуации часть феодальной элиты, прибегнув к помощи маньчжурских племен в разгроме восстаний, способствовала захвату Китая маньчжурскими завоевателями и приходу к власти маньчжурской династии Цин, просуществовавшей в Китае до 1911 г.

Отличная от традиционного Востока общественная структура сложилась в Японии. Здесь на протяжении всего средневековья не сформировался механизм центральной деспотической власти. Напротив, сложилась дифференциация светской (сёгунат) и духовной (император) власти. Установление власти сёгуна над всей страной в конце XIV в. означало возвышение военно-феодального сословия в противовес старой аристократии во главе с императором. Компромисс этих двух сил выражался в частичном сохранении владельческих прав на землю аристократии и храмов и в номинальном сохранении императорской династии.

С конца XV в. в Японии началось укрупнение феодальной собственности. На смену среднему феодальному землевладению приходят крупные - княжества. Укрепление их мощи вело к ослаблению центральной власти. Ученые усматривают на этом этапе развития близость японской и западноевропейской моделей феодализма, что подтверждается отсутствием сильной централизованной власти, характером зависимости крестьян от феодалов, утверждением полного или ограниченного самоуправления ряда городов, появление буддийской секты икко, исповедующей рационалистическую философию.

Острые социальные конфликты XV-XVI вв. свидетельствовали о наличии социальных групп, готовых поддержать переход к новой системе отношений. Самые крупные восстания в это время проходили под знаменем секты икко, деятельность которой представляла собой японский вариант религиозной реформации. Социальной опорой секты икко были широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконение своих прав на землю, а также часть мелких, средних феодалов и духовенства.

Как и в Европе, усилившийся сепаратизм японских князей привел к полосе тяжелых междоусобных войн. Дальнейший рост общественного разделения труда, развитие городов, обострение социальной борьбы диктовали необходимость объединения княжеств и создания единой централизованной власти. Наметившиеся в первой половине XVI в. тенденции к объединению страны вылились в мощное объединительное движение, завершившееся в начале XVII в. с приходом к власти династии сёгунов Токугава, правившей в Японии до 1867 г.

Однако процесс объединения страны сопровождался укреплением и частичным обновлением феодальных порядков применительно к новому уровню развития. Княжества стали административно-хозяйственными единицами. Была установлена система жесткого контроля над князьями для предотвращения их заговоров. Была введена строго регламентированная система четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев). Крестьянские волнения были жестоко подавлены. В ходе кадастровой переписи земель крестьяне были прикреплены к земле. Законодательно установлены подати, отчуждавшие у крестьян от 40% урожая и выше. Были лишены прав вольные города, введен контроль над городами, внутренней и внешней торговлей. Развитие торгово-ростовщического капитала ограничивалось, регламентировалась деятельность купечества.

Беспокойство японских властей стали вызывать и европейцы. Появившиеся в Японии в середине XVI в. (в 1542 г. - португальцы) вели в основном посредническую торговлю товарами стран Азии. Но европейцы, выполняя миссионерскую роль, с конца XVI в. начали распространять христианство в Японии, что встречало сопротивление буддийской церкви, выступавшей в поддержку центральной власти. Усмотрев в подобной деятельности опасность иноземного вторжения, японское правительство в 30-х гг. XVII в. ввело политику самоизоляции Японии от внешнего мира. Иностранным судам (за исключением голландских и китайских) было запрещено заходить в Японию.

Несмотря на то, что предпринятые меры привели к подавлению импульсов нового развития, сам факт объединения страны, прекращение междоусобиц, определенные аграрные преобразования привели к заметному росту экономики. Но на рубеже XVII- XVIII вв. начался упадок феодальной Японии.

Таким образом, если на Западе в XVI-XVII вв. наблюдается технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит в конечном итоге замедление социально-экономического развития, несмотря на аналогичный или даже более высокий исходный уровень развития производительных сил. Причины различий лежат в политической, идеологической и социокультурной среде. Отсутствие на Востоке некоторых подобных европейским институтов, и тенденций свидетельствует не об отставании, а об особенностях восточного типа общества. Социально-политическая структура и духовно-психологическая атмосфера в восточных странах не только не благоприятствовала созданию нового типа экономики, но и постоянно блокировала импульсы нового развития, что замедляло общественное разделение труда и технический прогресс. Восточное общество в силу полной подконтрольности бюрократии, заинтересованной только в своем собственном воспроизводстве, не смогло создать независимых от центральной власти новых социальных слоев.

13. Основные этапы образования Московского централизованного государства и их характеристика кратко

Этап 1.
Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.) . К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Этап 2.
Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.) . Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.) . Куликовская битва.
Этап 3.
Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.) . Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.) .
Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

Историки выделяют три основных этапа объединения земель вокруг Московского княжества. (см. прил 2.)

1. Первый этап объединения (первая половина XIV в.) связан с деятельностью Московских князей Даниила Александровича (1276-1303) и Ивана Даниловича Калиты (1325-1340). Даниил Александрович расширил территорию своего удела, добился контроля над рекой Москвой. В 1301 году он занимает Коломну. В 1302 году получает по завещанию Переяславский удел. В 1303 году присоединяет к Москве Можайск. При Юрии Даниловиче (1303-1325) Московское княжество стало одним из самых сильных в Северо-Восточной Руси, он смог получит ярлык на великое княжение. В 1325 году Юрий был убит тверским князем Дмитрием. Претензии тверских князей становятся главной преградой собирания русских земель вокруг Москвы. Ивану Калите удалось вывести Тверь из политической борьбы. В 1328 году он получил ярлык на Великое княжение, добился отмены системы баскачества и взял сбор ордынской дани с Руси на себя. В результате в течение 40 лет на Руси не появлялись татары, был обеспечен хозяйственный подъем и созданы экономические условия для объединения и перехода во второй половине XIV в. к вооруженной борьбе с татарами. Иван Данилович приобрел и присоединил к Москве Галицкое, Белозерское и Углическое княжества .

2. Второй этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) связан с деятельностью московского князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389), его сына Василия I (1389-1425) и внука Василия II Темного (1425-1462). В это время возникает осознание необходимости объединения, создания сильного единого государства и свержения власти монголо-татарских ханов. Главным успехом в правлении Дмитрия Ивановича стала первая крупная победа над татарами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, положившая начало процессу свержения татарского ига. За эту победу Дмитрий был назван Донским. После битвы Москва была признана как центр складывающегося единого государства. Сын Дмитрия Донского Василий I сумел упрочить положение Москвы как центра русских земель. Он присоединил Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в., получившей название феодальной войны. Поводом для нее послужил династический конфликт между князьями московского дома. После смерти сына Дмитрия Донского Василия I претендентами на престол стали его 9-летний сын Василий и брат Юрий Дмитриевич. По завещанию Донского после смерти Василия I престол должен был перейти к Юрию Дмитриевичу, но не было оговорено, что делать, если у Василия родиться сын. Силы в начавшейся борьбе были не равны: Юрий был известен как храбрый воин, строитель крепостей и храмов, а опекуном 9-летнего мальчика был великий князь литовский Витовт. Смерть Витовта в 1430 году развязала Юрию руки.

МБОУ «Казачинская средняя общеобразовательная школа»

Урок в 10 классе

Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора

Разработала:

Монашевич О.В.,

учитель истории

Цели:

Образовательные – помочь учащимся осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной альтернативы.

Развивающие – создать учащимся условия для совершенствования навыков деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работы с источником исторической информации, делать анализ, сравнивать, обобщать;

Воспитательные – способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, взаимной помощи и ответственности, сопереживания за судьбу своей страны.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: практическое занятие с использованием метода проекта

Оборудование:

    исторические настенные карты «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками», «Русские княжества в XII -начале XIII в.».

    Рабочие листы с заданиями для групповой работы.

    Распечатка текстов исторических документов с фрагментами работ историков В. Каргалова, С. Соловьева, Л. Гумилева.

    Алгоритм для составления синквея.

    Карточки для составления сводной таблицы.

    Рабочие тетради учащихся.

    Карточки для формирования групп по принципу случайного выбора.

    Компьютерная презентация урока «Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора»

Проблема урока: Последствия цивилизационного выбора Руси в XIII веке: соединение?

угнетение? или…

Ход урока:

I . Организационный этап

Вводное слово учителя

Вот уже более семи с половиной веков отделяют нас от событий изучаемой темы, но она до сих пор остается одной из самых «спорных» в отечественной истории, вызывает не только острые научные дискуссии, но и неоднозначно оценивается людьми разных национальностей и религий. Цивилизационный выбор, который сделала Русь в середине XIII в., несомненно, оказал большое влияние на ее последующее развитие и современное состояние России. Поэтому тема «Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора» (Слайд 2) является очень актуальной. Сегодня мы должны осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси в XIII в. и поразмышлять о последствиях цивилизационного выбора России.

II . Информативно-деятельностный этап

Эвристическая беседа (Общеклассная)

? Что представляла собой Русь в середине XIII в., почему она была поставлена перед выбором новой цивилизационной альтернативы? (Слайд 3)

а) Русь в XIII веке переживала период феодальной раздробленности и была разделена на отдельные земли и княжества (более 50).

Б) Нашествие монголо-татар с Востока. (Слайд 4)

В) вторжение европейских рыцарей и феодалов при поддержке католической церкви с Запада. (Слайд 5)

Т.о., Русь оказалась зажатой двумя агрессивными силами – Священной Римской империей германских императоров Гогенштауфенов с Запада и Монгольской империей с Востока. В таких условиях перед Русью нависла угроза потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности. Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?». (Слайд 6)

? Каково цивилизационное окружение Руси? (Слайд 7)

а) С юга соседом Руси была Византия, где утвердилась христианская цивилизация, в основе которой лежало православное исповедание.

Б) С запада к границам подступала западноевропейская христианская цивилизация, духовной основой которой было католичество.

В) К востоку и юго-востоку от Руси в Монгольской империи сложилась особая кочевая языческая цивилизация, но в нее из завоеванных стран проникали идеи ислама.

Русь с X в. стала формироваться как православная христианская цивилизация, сохранив тем самым нейтралитет между католическим Западом и миром ислама на Востоке. В самой цивилизации Руси (Слайд 8) на этом этапе проявлялись как западные черты (христианство, феодальная раздробленность, развитие городов, торговли, вечевая демократия), так и восточные (порядок наследования княжеской власти, община, влияние Степи, мусульманской Волжской Булгарии). Таким образом, Русь формировала особые, специфические черты и опора на любую цивилизационную модель в борьбе за выживание означала нарушение прежней самобытности и выбор новой цивилизационной альтернативы. Выбор в данной ситуации не должен восприниматься буквально, он означает принятие за основу развития, что может произойти не только добровольно, но и вынужденно. Итак, возможными альтернативами развития Руси могли быть модели соседних цивилизаций – византийской, западноевропейской, восточной, т.к. заимствовать другие варианты было фактически не у кого.

? Утверждение какой из альтернатив было бы наименее болезненным для Руси? (Слайд 9)

Византия (Слайд 10) к началу XIII в. значительно ослабла и с трудом оборонялась от внешних врагов. В 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. Прямые связи Руси с Византией были затруднены, т.к. прежние торговые пути перекрыли сначала половцы, потом монголо-татары.

? Какая альтернатива имела наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот период? (Слайд 11)

Подведение итогов беседы : (Слайды 12-13)

Руси удалось приостановить натиск с Запада, а нашествие с Востока привело к покорению монголо-татарами Северо-Восточной и Южной Руси. Так, в силу сложившихся обстоятельств, в середине XIII в. на Руси утвердилась восточная цивилизационная альтернатива, установилось ордынское иго. (Слайд 14)

    Последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы

Ознакомление учащихся с планом работы, определение целей и задач работы.

Давайте обратимся к этимологии слова «иго». (Слайд 15-16) Каковы последствия выбора Русью восточной модели развития (установления на Руси ордынского ига)? (Слайд 17) Этот вопрос до сих пор остается предметом острых дискуссий, а ответы на него во многом зависят от идеологических и политических пристрастий. Нашей задачей является рассмотрение разных точек зрения на эту проблему, подтверждение или опровержение, формирование личностной оценки на основе работы с источником исторической информации. Работая в группах, вы ознакомитесь с мнениями историков (В. Каргалов, С. Соловьев, Л. Гумилев) и заполните один из разделов таблицы. (Слайд 18) Для этого вам необходимо выбрать из предложенных ключевых слов и словосочетаний те, которые отражают позицию одного из историков, и занести их в соответствующий раздел таблицы по строкам в соответствии с предложенными позициями. (Слайд 19) В заключении кратко сформулируйте взгляд автора текста на взаимоотношения Руси с Золотой ордой, избрав одно из предложенных слов. (Слайд 20) Четвертая группа будет проводить социологическое исследование. Ваша задача – проследить динамику изменения мнений одноклассников о последствиях ордынского ига, обработать результаты и наглядно представить итоги своего исследования. Кроме того, вы также принимаете участие в обсуждении ведущих проблем урока.

Групповая работа:

Опрос «на входе» (4 группа)

Составление сводной таблицы (1-3 группы)

Проверка правильности заполнения таблицы (Слайды 21-23)

Результаты опроса «на входе» (4 группа) (Слайд 24)

Итак, вы познакомились с суждениями историков о последствиях выбора Русью восточной цивилизационной альтернативы. (Слайд 25) Возможно, что ваше мнение, высказанное в начале урока, осталось неизменным, может быть, оно изменилось с учетом полученных новых сведений. Сейчас мы это выясним.

Опрос «на выходе» (группа 4)

Теперь вам предстоит выразить собственную оценку последствий цивилизационного выбора Руси в форме синквея, в котором вы представите свое видение проблемы (Слайд 26-28)

Синквей составляется из пяти строчек. В первой строке называется тема, по которой вы высказываете свое мнение (Восточная альтернатива). При помощи двух прилагательных вы разъясняете смысл этого выбора (выбор – какой: необходимый, разумный, унизительный?) Далее при помощи трех глаголов поясняете, каковы последствия этого выбора (выбор – что делает: наказывает, защищает, губит?). В четвертой строке кратким предложением вы даете оценку этому влиянию в форме восклицания (спасение от экспансии с Запада!). В последней строке подводите итог всему вышесказанному (трагедия, удача, спасение, неприятность, угнетение и др.).

Составление синквеев.

Защита группами синквеев.

Теперь в своих рабочих тетрадях закончите главную мысль сегодняшнего урока, высказав тем самым собственное мнение по вопросу о последствиях установления на Руси восточной цивилизационной альтернативы.

Результаты опроса «на выходе» (4 группа) (Слайд 29)

Отчет 4 группы о динамике изменения мнений.

Мы рассмотрели разные подходы к вопросу цивилизационного выбора Руси в середине XIII века, с чем-то согласились, что-то отвергли, каждый из вас имеет какую-то свою личную точку зрения по этому вопросу. Моя позиция заключается в следующем. Выбор восточной цивилизационной альтернативы был для Руси вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны, но позволил ей сохранить свою духовную основу, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все ее последующее развитие.

III . Заключительный этап

Подведение итогов работы групп

Учитель собирает рабочие листы, комментирует работу класса в целом, групп и отдельных учащихся, оценивает наиболее отличившихся учеников.

Объяснение домашнего задания

На уроке мы рассмотрели реальный выбор, который сделала Русь. Но в настоящее время, даже у некоторых историков, большой интерес вызывают альтернативные варианты развития. Конечно, уже свершившееся событие нельзя «переиграть», история не имеет сослагательного наклонения, однако предположить другой путь и оценить его представляется весьма заманчивым и познавательным, позволяет развивать историческое мышление. Поэтому предлагаю вам следующее домашнее задание. (Слайд 30)

За основу своих размышлений возьмите знания основных признаков средневековой европейской цивилизации (религия; форма собственности; общественное устройство; взаимоотношения между государством, обществом и личностью; отношение к другим типам цивилизаций), а также реальные действия западноевропейских рыцарей и феодалов на захваченных ими землях. Свои мысли изложите в рабочей тетради в 10-15 предложениях.

Проект урока

«Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора»

Основные

структурные

и содержательные

элементы урока

Формы и методы деятельности

Цель урока

Помочь учащимся осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной альтернативы.

Формулируется и объявляется учителем.

Структура

Этапы урока:

Организационный;

Основной (информационно- деятельностный);

Заключительный.

Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка, формирование рабочих групп.

Общеклассная и групповая формы работы; беседа; объяснение; работа с историческим источником; заполнение таблицы; анализ и обобщение; интервьюирование.

Подведение итогов урока, оценивание, выставление отметок, сбор рабочих листов групп учащихся, объявление домашнего задания.

План урока

    Русь накануне цивилизационного выбора.

    Последствия утверждения на Руси новой цивилизационной альтернативы

Беседа; обобщение; объяснение; работа с исторической картой.

Анализ источников; заполнение таблицы, социологический опрос, составление синквеев, обобщение.

Основные понятия

Цивилизация, цивилизационная модель, цивилизационное окружение, цивилизационная альтернатива

Повторение; теоретическое осмысление; объяснение.

Внешняя политика Киевской Руси была направлена на укрепление государства, охрану границ, развитие торговых, культурных связей с соседями, расширение территорий. Получение дополнительных ресурсов за счет военных походов. Широкие экономические, политические связи имела Русь с Европой. Особое место занимали отношения с Византией. Отношения с кочевниками строились на отказе от территориальных приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим с кочевой культурой. Поэтому шло укрепление границ со степью, отражались их набеги, велись упреждающие удары и т.п.

Уровень развития культуры Руси был весьма высок. Известный английский философ Ф.Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской Руси, к XI веку. Истоки философской культуры связывают с выдающимся религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати». Автором его был киевский митрополит Илларион, первый митрополит из русских. Он пишет: «Ибо что в других книгах писано и вамведомо, то здесь излагать - пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, а к преизобильно насытившимся сладостью книжною…», что, несомненно, свидетельствует о высокой культуре русских. Просвещение в древнерусском государстве было развито достаточно широко благодаря международным связям, особенно с Византией. До нас дошло значительной количество духовной и светской литературы - проповеди, поучения, «Слова», жемчужина мировой литературы «Слово о полку Игореве» и др. Возникали обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Получило развитие летописание. В XI веке совершенствуется древнерусская азбука, утверждается кириллица. В страну проникают произведения зарубежных авторов, их переводили на родной язык, переписывали и распространяли. Грамотность была широко распространена, причем не только в аристократической среде. Князья и бояре знали иностранные языки.

Итак, в Киевской Руси формировались предпосылки для перехода на прогрессивный путь развития, близкий античному. Но все же Русь - не Древняя Греция. Важнейшая проблема соотношения личности и общества решалась в пользу коллектива.

Киевское государство начало распадаться в конце XI века. Возникало множество суверенных земель-княжеств: к середине XII века - пятнадцать, к началу XIII века их было уже около пятидесяти. Единое древнерусское государство исчезло. Не было единого центра власти. Процесс раздробленности большого раннесредневекового государства был естественным и определялся следующими причинами: развитием феодальных отношений, оседанием дружинников на землю, недостаточно сильным государственным началом, перемещением мировой торговли в Средиземное море, утратой Русью прежней роли посредницы между азиатским, греческим и европейским миром, опустошительными набегами кочевников на южнорусские земли, вызвавшие отток населения на северо-восток, развитием производительных сил (ростом городов). Европа также переживала полосу распада, раздробленности, но в ней потом возникли национальные государства. Можно предположить, что и древняя Русь могла бы прийти к аналогичному результату.



Раздробленность ослабила общий военный потенциал, усобицы разоряли население. Вместе с тем, в это время бурно росли города, процветало искусство. Закладывались основы хозяйственного единства, натуральное хозяйство разрушалось, мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, оно способствовало накоплению капиталов. В условиях раздробленности созревали предпосылки к объединению на новой основе - экономической, культурной, политической. Здесь могло возникнуть национальное государство, однако развитие в русских землях пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси стал XIII век. В 1237 году в русских пределах появились монголо-татары, а с ними - гибель людей, разрушение хозяйства и культуры. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы, ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Русь столкнулась с проблемой самосохранения, выживания. Она оказалась как бы между двумя жерновами: татары разоряли русские земли, Запад требовал принятия католицизма. Ярл Биргер из знаменитого рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения земель и людей могли пойти на уступки Орде, но активно сопротивлялись агрессии Запада.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. Юго-Западные земли Руси в этот период переходили под власть Польши (Галич), языческой Литвы (Минск, Гомель, Киев) - они стремились спастись от монгольского разорения, сохранить свой тип развития.

Литовское княжество появилось в 40-е годы XIII века и быстро росло. В XIV веке в его составе были Литва, Жмудь и русские земли. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Девять десятых территории Литвы Составляли русские земли. Таким образом, Запад и Юго-Запад Руси, где шло формирование Малороссии и Белоруссии, намного дольше существовал в условиях европейской традиции, имел более глубокие корни прогрессивного типа развития. Русское население Литвы называло Русью свою державу, в рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (институт веча прослеживается до второй половины XV века).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было блпгоприятным: развивались города, самые крупные получили магдебургское право. В Литве долго господствовали русские законы и язык. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств, в котором землям была обеспечена значительная автономия. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества, вместо нее складывалась классовая. С 1386 в Литве началось утверждение католичества. Принятие христианства в католическом варианте привязывало Литву к Западу.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а с конца XIV века католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. В этих землях началось становление белорусского и украинского этносов. Их самосознание формировалось под влиянием социально-политической, культурной ситуации в Литве и Польше, под влиянием антикатолических настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание людьми общности на основе православия. Таково было положение в юго-западных русских землях в условиях раздробленности и монгольского нашествия.

Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации. Крупный славянский центр Новгород развивался относительно независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно в период Новгородской республики (конец XI-XV века). Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию, хотя и платил дань. Если Древняя Русь обнаруживала близость к античности и погибла, как греко-римский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся ее частью. Можно сказать, что Новгородская республика была аналогом городам-республикам Ганзейского союза, Венеции, Флоренции, Генуи. Уже в XII веке Новгород был крупным торговым городом, известным всей Европе.

Новгород имел развитые формы республиканской демократии: политические права имела не только знать, но и простой народ. Вече (народное собрание) - высший орган власти, рассматривало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князей, избирало должностных лиц (посадника, ведавшего управлением и судом, тысяцкого, возглавлявшего ополчение, поддерживавшего общественный порядок. Вече избирало суд по торговым делам, было и Верховным судом. Части республики имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели государственной власти и приглашались в Новгород для исполнения следующих функций: защита от врагов, поддержание внешнеэкономических и политических связей, участие в суде вместе с посадником, сбор дани. Чтобы исключить злоупотребления властью, князю было запрещено владеть собственностью. Поэтому князья часто менялись: за 200 лет (1095-1304) сменилось 40 князей.

Церковь в Нижнем Новгороде также была самостоятельной и отличалась по положению от других русских земель своей обособленностью. С 1156 они сами стали избирать духовного пастыря (ранее митрополит Киевский присылал епископа), и лишь после этого избранный епископ ехал в киев для посвящения. Никогда православная церковь не знала такого демократического порядка, он был близок к протестантской традиции. В XIV-XV веках Новгород являлся источником ересей, которые потрясали православие. Намного раньше, чем на Западе в Новгороде появились реформаторские настроения. После падения Новгорода церковный Собор 1504 года принял решение об искоренении ереси.

В Новгороде и Псковской республике складывался класс собственников. С XI века Новгород превращается в метрополию: Карелия, Подвинье, Северное Поморье были колониями; осваивались Печерская и Югорская земли. Новгород играл роль торгового посредника между Востоком и Западом.

Отметим, что Новгород был городом высокой Культуры, где широко была распространена грамотность. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами. Интересно, что грамотой владели как мужчины, так и женщины, велась любовная переписка. В условиях давления как с Запада, так и С Востока республика стремилась сохранить свою независимость. Велико значение в этой борьбе князя Александра Невского, проводившего гибкую политику уступок Золотой Орде и ведя активное сопротивление католичеству Запада. С.Соловьев писал: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Однако сами новгородцы имели западнические настроения и осуждали Невского на уступки Золотой Орде.

Таково было положение во втором крупном центре русских земель в период феодальной раздробленности. Новгородская республика продержалась почти до конца XV века, и лишь с усилением Московского государства стала все ощутимее потеря независимости Новгородом.

Третьим крупным центром этого периода были Северо-Восточные земли. Их колонизация началась примерно в X-XI веках. Междуречье Волги и ока было заселено народами финской группы: меря, весь, мурома и др. Большинство их обрусело. Смешение славян с финнами положило начало формированию русского народа - великороссов. Они отличались от славян Киевской Руси и внешне, и по образу жизни (были круглолицы, с мягкими чертами лица, жили не в степях, а в лесах и т.п.). Произошли изменения и в менталитете славян, в их восприятии мира, в отношении к природе и пр. Приверженность православию сохранилась на фоне выраженных языческих традиций.

Однако еще большее влияние на формирование русского народа оказал монголо-татарский фактор. Вопрос о влиянии монголов всегда волновал русское общество. На этот счет есть две прямо противоположные точки зрения:

1. Монголо-татарское нашествие принесло разорение хозяйственной жизни, гибель людей, но существенное не повлияло на жизнь русских и их государственность. Это мнение Соловьева, Ключевского, Платонова, ряда советских историков. Суть его в том, что Россия развивалась и в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за человеческих потерь и разрушений.

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную организацию русских, на формирование Московского государства. Этой мысли придерживались Карамзин, Костомаров, Загоскин. В XX веке ее развивали евразийцы, считавшие Московское государство частью монгольского ханства.

Где же истина? Монголо-татарское нашествие пагубно сказалось на состоянии русских земель, они были отброшены на столетия назад. В XII-XIII веках на Руси было 74 города, 49 из них были разорены монголами, причем 14 так и не восстановились к жизни, а 15 городов были превращены в села. Сократилась численность населения: тысячи погибли, тысячи были угнаны в плен. Все это говорит в пользу первой точки зрения. Кроме того, Русь попала в политическую и экономическую зависимость от Орды. Русские платили дань серебром, князья получали ярлык на княжение только из рук монгольского хана. Эти последние факты приводят к выводу, что Русь была часть Золотой Орды, что подтверждает вторую позицию. Источники указывают, что с разложением Золотой Орды, начавшемся в XI веке, Руст постепенно взяла на себя управление ее землями, рад татарских мурз и князей перешел на службу к московскому князю.

Однако есть аргументы, опровергающие эту гипотезу:

· Яса (свод законов) Чингисхана на русских землях не действовала, не было создано и специальных законов для Руси, там действовали собственные правовые нормы.

· Монголы не создали своей династии на Руси, не устранили русских князей. Не было также и постоянного наместника. Фактически, управления Русью со стороны Золотой Орды не было, оно было в руках русских князей, а Великий князь осуществлял связи с монголами.

· Русские сохранили свою духовную основу - православие. Сначала языческая, а потом мусульманская Золотая Орда не настаивала на смене веры.

Таким образом, нет оснований говорить, что в период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь была составной частью Орды, хотя политическая, экономическая зависимость Руси и монголо-татарское влияние на формирование русского народа и Московского государства несомненны. Неблагоприятное воздействие оказывал сам факт господства и атмосфера насилия на протяжении двух с половиной столетий.

Монголо-татарское иго было свергнуто в 1480 году во время правления Ивана III. Тогда же завершилась феодальная раздробленность на Руси и было создано единое русское государство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос,1993.

2. Он же. От Руси к России: очерки этнической истории. М.:Экопрос, 1994.

3. Замалеев А.Ф., Овчинников Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки русской духовности. Л.: Лениздат, 1991.

4. Ключевский В.О. О русской истории. М.: Просвещение,1993.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

6. Повесть временных лет. Материалы к практическим занятиям по истории СССР. М.,1979.

7. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. М.: Наука, 1993.

8. Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. М., 1988.

9. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

10. История России: народ и власть. СПб., 1997.

11. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991.

12. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М., 1989.

13. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1993.

14. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

15. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

17. Всемирная история. В.24 тт. Т.8. Крестоносцы и монголы. М., 1999.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

· Каковы важнейшие направления дискуссий по вопросу о месте России в мировом историческом процессе? Является ли Россия самостоятельной цивилизацией?

· Каковы основные версии происхождения славян? С какого времени можно говорить о формировании славянского этноса? Каковы были главные занятия славян, их общественное устройство, религия?

· Дайте характеристику основных версий образования древнерусского государства. Предпочтение какой из них Вы отдаете и почему?

· Древнерусское общество проявляло тенденции, свойственные современной ему западной цивилизации. В чем это проявлялось?

· Что сыграло решающую роль для Руси в обращении к религиозному опыту Византии, в принятии христианства? В чем значение крещения Руси, каковы исторические последствия этого события?

· Выделите особенности общественного устройства Киевской Руси, ее социально-экономического строя. В каком историческом документе они нашли отражение?

· Каковы были цели внешней политики Киевской Руси?

· Дайте аргументацию в пользу того, что уровень культуры на Руси был достаточно высок.

· Каковы были исторические причины феодальной раздробленности Киевской Руси?

· Какие исторические факторы создали для Руси проблему цивилизационного выбора в XIII веке? Какие крупные центры складываются в условиях феодальной раздробленности? В чем особенности их политического и социального устройства?

· Каковы точки зрения на влияние монголов на формирование русского народа, его государственности?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТУРИЗМ"
Шифр по ОКПО - 230800
Шифр по ОКСО -100104

Разработано кафедрой политической истории РГУ
(выписка из протокола заседания кафедры
16.12.2004, протокол 4)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)" согласно государственному образовательному стандарту является обязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. В курсе представлены некоторые общие проблемы исторического знания (методов и источников изучения истории). История России рассматривается с древнейших времен до наших дней и включает описание основных этапов становления и развития государственности в России, особенности и основные этапы экономического и социального развития России, а также общественных движений в России на разных этапах ее истории. Курс "История России" способствует осмыслению роли России в мировом цивилизационном процессе, создает организационные и интеллектуальные условия для развития исторического самосознания студентов, для развития их творческой активности. Основными задачами курса "История России" является формирование у студентов системы знаний истории отечества, осмысления закономерностей развития государственности и общества.


ПРОГРАММА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Общая часть

Введение. История и историки. Место истории в обществе. Историческое сознание, его сущность, формы и функции. Традиции дореволюционной российской исторической школы. Историческая наука в советскую эпоху. Теория формационного развития. Поиск новой научной парадигмы. Характеристика основных источников. Учебные пособия и литература. Организация и методика проведения занятий.

ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Цивилизация как основная типологическая единица истории. Понятие "ментальность". Укрепленная единица исторического анализа. Типы цивилизаций (типы развития) и их признаки. Непрогрессивная форма существования человеческих сообществ (природные общества). Восточный тип цивилизаций - тип человеческого развития. Античный мир. Средневековая европейская цивилизация. Становление европейской (западной) цивилизации, ее характерные черты и противоречия. Глобальный кризис западной цивилизации в начале ХХ в. и его преодоление. Модернизация обществ восточного типа после Второй мировой войны. Критика концепции единой мировой цивилизации. Межцивилизационный диалог как условие выживания и развития человеческого сообщества.

Феномен России. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVIIВВ.)

Истоки. Восточные славяне и их соседи: взаимовлияние. Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии. Образование древнерусского государства -Киевской Руси. Норманская теория и аргументы ее противников. Цивилизационные альтернативы развития Руси: иудаизм, ислам, христианство. Понятие христианства и значение этого факта. Диалог ценностей христианства и язычества в древнерусской культуре. Формирование основ русского менталитета. Общие тенденции и существенные особенности развития Древней Руси по сравнению с Европой. Распад древнерусского государства и раздробленность русских земель в XI - XIII вв. Татаро-монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Проблема сохранения и выживания Руси. Развитие западных и юго-западных русских земель. Северо-Западная Русь: Новгородская и Псковская республики. Колонизация земель на Северо-Востоке. Возвышение Московского княжества. Взаимоотношение с Золотой Ордой.

Две тенденции в складывании современной западной цивилизации в XIII - XVI вв. Особенности возникновения и развития Московского государства. "Москва - третий Рим": теория и практика. Эпоха Ивана Грозного. Смута. Социальная катастрофа и кризис российской государственности: причины и последствия. Время альтернатив. Становление русского национального самосознания. Начало династии Романовых. Восстановление и укрепление российского самодержавия - сословно-представительной монархии. Государство и церковь.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО НЕОДНОРОДНОГО ОБЩЕСТВА.

Эпоха Петра Великого. Предпосылки петровских реформ. Реформы и государство при Петре I. Деспотизм и европеизация в реформах Петра I. Укрепление абсолютизма. Цивилизационный раскол русского общества: "почва" и "цивилизация"; взаимовлияние двух культур. Территориальные приобретения России. Особенности устройства России как цивилизационно неоднородного общества. Отличие Российской империи от колониальных империй на Западе. Русификаторская политика центральной власти и ее значение для укрепления единого многонационального государства. Особенности русского национального самосознания.

РОССИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОПЫТКИ ОБРЕСТИ ЕДИНСТВО НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ОСНОВЕ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВВ.)

От Петра I - к просвещенному абсолютизму. Судьба петровских реформ. Либеральные проекты Екатерины II. Реформы последней четверти XVIII в. Превращение России в великую европейскую державу. Русская культура в XIII века.

Под знаком Великой французской революции. Либеральные ожидания в период правления Александра I. Негласный комитет М.М.Сперанского. Противоречивость политики самодержавия. Противостояние либеральной идеологии и имперского сознания.

Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество. Декабризм. Начало противостояния интеллигенции и государства.

Николай I. Дифференциация общественно-политических интересов. Складывание консервативно-охранительного и либерального направления в общественной жизни. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы. Особенности российского либерализма. Возникновение радикальных идей. А.И. Герцен. Проблемы политического и духовного выбора.

Эпоха Александра II. Великие реформы и их роль в модернизации России. Особенности реформирования страны при Александре III. Неприкосновенность политического самодержавного строя и активное расширение рыночных отношений в экономике. Результаты и следствия. Особенности развития капитализма. Буржуазия и рабочий класс. Эволюция дворянства, крестьянства. Феномен российской интеллигенции. Поиск "формулы" прогресса различными общественными силами страны. "Золотой век" русской культуры.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX В.

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Рывок страны в перед и нарастание противоречий. Их особенности в западном и почвенном укладах. Либеральное течение в рядах государственной бюрократии. С.Ю. Витте.

Истоки и начало революции 1905 - 1907 гг. От кружков - к политическим партиям. Становление многопартийности. Консевативно-охранительное направление. Либеральное направление. Неонародничество. Рабочий социализм. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Анархизм. Особенности многопартийной системы. Российский парламент. Выход из революционного кризиса. Усиление раскола либеральной и революционной интеллигенции. "Серебряный век" русской культуры.

Третьеиюньская политическая система. П.А.Столыпин и реформа почвенного уклада. Незавершенность реформ почвенного уклада. Незавершенность реформ и Первая мировая война - рубеж новых революционных потрясений.

1917-Й ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.

Проблема цивилизационного выбора после самодержавия: современные дискуссии. Начало русской демократической революции. Возможности для парламентской демократии. Феномен большевизма. Советы как самодеятельная организация, как попытка снизу реализовать общинный демократический идеал. Неудавшийся путь гражданского согласия. Предпосылки и характер событий Октября 1917 г., их современные оценки.

Разгон учредительного собрания - следствие невозможности сочетания парламентской (западной) и советской (восточной) форм демократии. Дезинтеграция страны.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: ОКТЯБРЬ 1917 -1928 ГГ.

Начальный этап гражданской войны. Белая идея и ее политическая программа. Эволюция Советской власти в монопольную власть РКП(б), установление системы жесткой однопартийной диктатуры.

Большая гражданская война. Новый виток ожесточения. Красный и белый террор. Ставка на мировую революцию. Милитаризация общества, "военный коммунизм". Формирование общественной системы восточного типа. Начало складывания номенклатурного принципа руководства, образование номенклатурной бюрократии. Превращение РКП(б) в "орден меченосцев" внутри государства. Поиск третьего пути в революции. Поражение зеленых и других повстанческих движений. Приверженность большинства населения Советам, общинно демократии главное условие победы большевиков.

Выход из политического кризиса 1920 1921 гг. Новая экономическая политика, ее сущность и противоречия. Большевистская программа по национальному вопросу. От России к СССР.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО (1923 - 1991 ГГ.)

Современные дискуссии о характере советского общества. Социалистическая идея и социалистическая идеология. Попытка преодолеть цивилизационную неоднородность общества. Большевики и церковь. Новая большевистская доктрина. Преобразование идеи о мессианской роли России в идею об СССР как авангарде мировой революции. Традиционные стереотипы в интернациональной одежде. Трагедия российской интеллигенции. Советская интеллигенции. Феномен РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. Становление партократического государства. Особенности развития цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху. Номенклатурная деспотия. Корпоративность. Тотальное огосударствление всех сторон жизни. Сглаживание межцивилизационных различий, курс на создание однородного социума на интернациональной основе. Индустриализация и коллективизация. Культурная революция. Духовная жизнь общества.

Коммунизм и фашизм: общие и принципиальные различия. Мир и война. Роль СССР в разгроме фашизма. Последствия победы в Великой Отечественной войне. Социалистический лагерь. Эрозия тоталитарной системы. Реформы Н.С. Хрущева, их противоречивый характер. Брежневщина. М.С. Горбачев и попытка модернизации системы на базе марксистской социалистической идеи. События августа 1991 г. Крушение КПСС и распад СССР.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

От СССР к России. Феномен Б.С. Ельцина. Образование СНГ. Поиск внешнеполитической доктрины. Экономические и политические реформы, их трудности и противоречия. Специфика перехода к рыночной экономике в условиях ее полного огосударствления. Октябрь 1993: причины и последствия. Конституция Российской Федерации. Дрейф в сторону западного парламентаризма. Особенности российской многопартийности. Современная расстановка социально-политических сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Можно ли извлечь уроки истории?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Тема 1. Древняя Русь в IX - XIII вв.

  1. Образование Древнерусского государства.
  2. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства.

Тема 2 Россия в XIV-XVI веках.

  1. Образование единого Российского государства.
  2. Реформы Ивана Грозного.

Тема 3 Россия в XVII веке

  1. Смута в России в начале XVII века.
  2. Укрепление самодержавия в России в XVII веке.

Тема 4. Россия в первой половине XVIII века

  1. Реформы Петра I.
  2. Россия при преемниках Петра I.

Тема 5. Россия во второй половине XVIII века

  1. Просветительские идеи и крепостническая политика Екатерины II.
  2. Самодержавный деспотизм Павла I.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века

  1. Внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX века
  2. Общественно-политическое движение в первой половине XIX века

Тема 7. Россия во второй половине XIX века

  1. Великие реформы 60-70 гг. XIX в.
  2. Внутренняя политика российского самодержавия в 80-х -начале 90-х гг. XIX в.

Тема 8. Россия в конце XiX - начале XX века.

  1. Революция 1905 - 1907 гг. в России
  2. Образование политических партий в России
  1. Российская модернизация в 1907 - феврале 1917 гг.
  2. Российское общество в условиях I мировой войны.

Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917-1920 гг.)

  1. Революционный процесс в России от февраля к октябрю 1917 г.
  2. Гражданская война 1917-1920 гг.

Тема 11. СССР в 20-30 гг. XX века

  1. Сталинская модернизация экономики страны.
  2. Формирование тоталитарного режима в СССР.
  3. Социально-политическая эволюция советского общества.

Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

  1. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.
  2. Великая Отечественная война

Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы

  1. Государство и общество после войны
  2. Экономика СССР в 1945-1953 гг.

Тема 14. СССР в 1953-1964 гг.

  1. Государство и власть после смерти И.В. Сталина.
  2. Реформы в экономике и социальной сфере.

Тема 15. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

  1. Политический курс руководства партии и страны в середине 60-х - середине 80-х гг.
  2. Застойные явления в жизни советского общества.

Тема 16. Советский Союз в 1985 -1991 гг.

  1. Политические реформы М.С.Горбачева
  2. Гласность и десталинизация

Тема 17. Россия в 90-х гг. XX века

  1. Становление новой государственности в России.
  2. Либеральная модернизация экономики и ее результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. Узнародова И.М., Перехова А.Я. - М.: Гардарики, 2002.
  2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. Кислицын С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.