Проект «Игра-как средство развития речи» во второй младшей группе. «Раз — словечко, два — словечко». Проект по развитию речи во второй младшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Березка»

«Раз - словечко, два - словечко».

Проект по развитию речи

во второй младшей группе

Бекмурзаева А.М., воспитатель

г.Радужный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: ноябрь 2016 г.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

целенаправленно обогащать словарь детей;

развивать грамматический строй речи, связную речь;

формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста, родители.

Содержание проекта

Организация деятельности детей в рамках проекта

НОД

ОО «Речевое развитие»

02.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель:

Правильно произносить сущ. в родительном падеже.

Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.

09.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель: Учить детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей.

Правильно произносить сущ. в род. падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

16.11 Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Цель: Учить пересказывать сказку вместе со взрослым.

Упражнять в правильном произношении звуков к – кь.

Воспитывать внимание , желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

23.11 Тема : «Русские народные потешки (чтение и заучивание)

Цель: Познакомить с жанром песенки и потешки.

Закреплять правильное произношение звуков и - ы.

Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками .

30.11 Тема: «Составление рассказа об овощах»

Цель : Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ.

Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.

ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы.

17.11 Тема: Чтение рассказа В. Осеева. «Волшебная иголочка »;

Цель: Обучать детей внимательно слушать произведение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию.

Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.

29.11 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима пришла».

Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.

03.11 Тема: «Моя семья»

Цель: формировать представление детей о семье, учить называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

11.11 Тема: «Веселая семейка»

Цель: продолжать формировать представление о семье, членах семьи, их отношениях.

Формировать представления о семье, своем месте в нейРазвивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

17.11 Тема: Урок дружбы.

Цель: формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.

24.11 Тема: "Семейные ценности"

Цель: развивать представление о семье и семейных ценностях, родственных отношениях Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Ежедневно

Беседы

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Ежедневно

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

За живой, или неживой природой,

Ближайшими строениями,

Деятельностью детей,

Трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».

5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.

6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

1. Выставка рисунков «Я и моя семья».

2. Выставка семейных фотографий.

3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».

4. Моделирование рус. нар. сказки «Репка».

5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».

2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».

3. Материал для книжного уголка.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации педагогов.

3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.

4. Фотовыставка «Моя семья»

Проект «Волшебный мир сказок»

(младшая группа)

Технологическая карта проекта

Вид проекта : групповой, художественно-эстетический.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность : краткосрочный - 2 недели

Актуальность.

Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Дети знают мало русских народных сказок.

Цель проекта: создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

    Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

    Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.

Развивающие:

          Обогащать словарь детей, развивать устную речь.

          Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

Воспитывающие:

                Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

                Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Предполагаемые результаты:

Сформирован интерес к устному народному творчеству- сказкам.

Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.

Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.

Обогащение словарного запаса.

Продукт проекта:

    Оформление выставки книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Лэпбук «В гостях у сказок»

    Презентация проекта на педагогическом совете

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

Определение проблемы и актуальности проекта;

Постановка цели и задач;

Определение форм и методов работы;

Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:

    Внести в книжный центр русские народные сказки

    Создание дидактических игр по проекту

    Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр.

    Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

    Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках»

    Музыкально - дидактическая игра "Покажи кто это" (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

    Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их).

Познавательное развитие

    Рассматривание иллюстраций к сказкам

    Просмотр любой сказки на выбор детей

    Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)

    Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся»

Речевое развитие

    ООД по развитию речи «Любимые сказки»

    Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по лепке «Петушок»

    ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

    Игра на «Шумелках»

    Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

    Постановка сказки «Бабушкин двор» совместно с музыкальным руководителем.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

    к совместной работе с детьми и воспитателем.

    к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

Консультации в информационный уголок:

    «Ценность семейного чтения»

    «Сказка, что она дает детям»

3 этап: заключительный (обобщающий)

    По результатам работы с родителями оформление книги «Зарисовки любимой сказки»

    Организована выставка книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание совместно с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Инсценировка сказки «Бабушкин двор» при взаимодействии с музыкальным руководителем.

    Создания лэпбука «В гостях у сказок»

Используемая литература:

    Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

    «Мы живем на Урале» Толстикова О.В.

    «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.

    «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.

    «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н.С.

    «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.

    «Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.

    «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.


Проект направлен на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора, воспитание у них любви к устному народному творчеству. - использовать произведения русского народного фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Цели проекта:


Главные задачи проекта: обучать родной речи с использованием малых форм фольклора; развивать слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.


В нашей группе организована работа по следующим направлениям: Рассматривание предметов русского народного творчества. Беседы с детьми. Дидактические игры. Настольный театр. Пальчиковые игры. Обследования. Чтение художественной литературы. Прослушание музыки.


Дети Повышение интереса детей к устному народному творчеству; 2. Использование в своей речи пословиц, поговорок в сюжетно- ролевых играх – потешки; Родители: Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях; Результаты проекта с 1.10 по


Педагогический проект по развитию речи на тему: «С чего начинается дружба в группе»


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.

Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.

Дискантова Мария Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к воспитанию дружеских отношений в группе, а также в организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Научить ребенка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

Цитаты и высказывания великих людей на тему: «Дружба»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу - все равно,
что лишить мир солнечного света.
/Цицерон/

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
/У.Шекспир/

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. /Сократ/

Дружба достигает того же результата, что и храбрость, но только более приятным путем. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Искренность отношений, правда, в общении вот дружба. /Суворов А.В./.

Цель проекта: Создание условий для формирования, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о дружбе;
Учить заботливому отношению к родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
Развивающие:
Развивать речевые умения;
Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Развивать у детей любовь к животным, природе;
Воспитательные:
Формировать эмоциональную отзывчивость; показать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
Воспитывать дружеское отношение друг другу и стремление не обижать друг друга, чувство товарищества.
Содействовать формированию дружного коллектива;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только дружеские чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели, коллеги по работе.
Вид проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Направление деятельности: познавательно-речевое
Словарная работа: обогащать речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «внимательный», «заботливый»; существительными: «друг», «дружба», « товарищ».
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы.


2. Чтение детям сказок: «Теремок»; «Грибок – Теремок»; «Рукавичка».
3. Показ «Рождественской сказки» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).


4. Чтение детям художественной литературы о дружбе, взаимовыручке, о поступках;


5. Чтение, с дальнейшим толкованием пословиц и поговорок о дружбе:
Жизнь дана нам для добра.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Тяжело жить одному на свете.
Дерево сильно корнями, а человек - друзьями.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
6. Правила дружбы:


7. Проведение дидактических и настольных игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей:
«Скажи другу комплимент» - (важно обратить внимание на то, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь, подсказать)
Цель: стимулирование развития речевого общения; вызвать дружеское отношение к сверстникам.
«Попроси игрушку»
Цель: обучение детей использовать в речи «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо».

«Глаза в глаза» (покажи и угадай эмоцию по выражению лица).
Цель: развивать в детях чувство эмпатии (сочувствие товарищу), настроить на позитивный лад.



«Цветик-семицветик»
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

«Найди пару - семью» (пазлы)
Цель: развитие внимания, проявление инициативы,
преодоление застенчивости, развитие лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».




8. Проведение сюжетно-ролевых игр, способствующих умению взаимодействовать в игре:
«Семья» , сюжеты – «В гости к бабушке»; «День рождение друга».


мои любимые внучата


чаепитие

«Магазин» , сюжет – покупка продуктов для бабушки».
Цель: учить проявлять уважение и заботу к старшим, учить вежливому общению, формирование у детей дружеских взаимоотношений в игре, коммуникативных навыков; воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем; формировать начальные навыки ролевого поведения.
Предварительная работа:
беседа о профессии продавца с использованием иллюстраций,
рассматривание иллюстративного материала по теме;
рассказ воспитателя о профессии продавца;
беседа о поведении в общественных местах.


9. Просмотр мультфильмов (используя интернет ресурсы):
o «Трям! Здравствуйте!»
o «Подарок для самого слабого»
o «Приключения кота Леопольда»
o «Винни Пух и день забот» (день рождения ослика Иа)
10. Чтение и отгадывание загадок про семью и друзей:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...(мама)

Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат -
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?...(семья)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый…(дед)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…(друг)

11. Беседы по сюжетным картинкам
Цель: знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.


12. Прослушивание аудио записей, песен о дружбе из мультфильмов:
«Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Приключения в стране Мульти-Пульти»

Проект реализовывался в несколько этапов:
подготовительный, основной, заключительный.

Этапы, содержание педагогического проекта
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Подбор аудио и видео материала из интернета по теме проекта
Подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
Основной этап:
Совместная деятельность детей и педагога:
чтение детям художественной литературы;
рассматривание и обсуждение иллюстраций теме «Дружба»;
Инсценировка русской народной сказки «Теремок»;
Ознакомление со сказкой «Зимовье зверей»
Просмотр мультфильмов по теме проекта;
Заключительный этап:
Беседы, опросы, выявление полученных коммуникативных навыков в процессе проекта;
Показ воспитателем авторской сказки «Теремок на новый лад» - «Рождественская сказка» (авторская сказка будет в дальнейшем выложена в блог );
Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат:
Приобретение первичных знание детей о том, что такое дружба
понимание того, что необходимо проявлять заботу к своим близким и друзьям, ко всему живому.
Результат совместного педагогического проекта:
Дети:
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие связной речи и коммуникативных навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Используемая литература:
1. Шипилина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.Детство-Пресс, 1998г
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»
3. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2014г
Используемые интернет ресурсы:




Ирина Трубникова
«Раз - словечко, два - словечко». Проект по развитию речи во второй младшей группе

Тема проекта: «Раз – словечко, два – словечко».

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: март 2014 г.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

Целенаправленно обогащать словарь детей;

Развивать грамматический строй речи, связную речь;

Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

Организация деятельности детей в рамках проекта

НОД

ОО «Речевое развитие»

03.03 Тема: «Составление рассказа по вопросам воспитателя. Предметы, их качества, действия. ЗКР – «д» «дь».

Цель: Обучать называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивать умение составлять рассказ по вопросам воспитателя, закреплять правильное произношение звуков «д», «дь».

Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.

18.03 Тема: Открытое занятие «Путешествие в сказку».

Цель: Закрепить умение описывать игрушку по вопросам педагога, пересказывать сказку, используя метод моделирования.

24.03 Тема: «Называние качества предметов; образование родительского падежа множественного числа существительных. ЗКР – «н» «нь».

Цель: Обучать детей называть качества предметов (величину, цвет)

Развивать умение правильно образовывать род. пад. мн. числа существительных; закрепить правильно произношение звуков «н» «нь»

Воспитывать желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

ОО «Художественно – эстетическое развитие». Чтение художественной литературы.

17.03 Тема: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте».

Цель: Обучать детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, передавая побудительную и вопросительную интонацию

Развивать лексику по теме «Птицы», совершенствовать диалогическую речь.

31.03 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла».

Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.

06.03 Тема: «Мамы всякие нужны».

Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

13.03 Тема: «Наш семейный альбом».

Цель: Формировать представления о семье, своем месте в ней

Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

20.03 Тема: «Бытовые приборы для семьи».

Цель: Формировать понятие «бытовые приборы», обучать дифференцировать бытовые приборы по их назначению.

Развивать словарь детей, связную речь.

27.03 Тема: «Где мы живем?».

Цель: Формировать понятие «город», познакомить с его достопримечательностями, побуждать делиться впечатлениями

Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Ежедневно

Беседы

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Весна пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Ежедневно

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Заюшкина избушка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

За живой, или неживой природой,

Ближайшими строениями,

Деятельностью детей,

Трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».

5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.

6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

1. Выставка рисунков «Я и моя семья».

2. Выставка семейных фотографий.

3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».

4. Моделирование рус. нар. сказки «Заюшкина избушка».

5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».

2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».

3. Материал для книжного уголка.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации педагогов и логопеда.

3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.

4. Фотовыставка «Моя семья».