Политическая система РФ. Политическая система общества презентация Скачать презентацию типы политических систем

Тема урока: ПОЛИТИЧЕСКАЯСИСТЕМАИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Цели и задачи:

1) познакомить с типологией политических систем, показать основные черты политических режимов;

2) Развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать у учащихся отношение к политическим системам.

План урока:

1. Политическая система: общая характеристика

2. Политические системы диктаторского типа

3. Политический режим

Ход урока:

  1. Организационный момент: Решение задания по теме: Социальная структура.

Одному мудрецу задали вопрос: «Какая разница между демократией и диктатурой?» На это мудрец, подумав, ответил: «Демократия - это когда народ открыто проявляет недовольство своим правительством.Диктатура – когда народ открыто проявляет недовольство чужим правительством».

Насколько правдива рассказанная история?

Что такое «политическая система и политический режим» и какую роль они играют в нашем обществе мы будем сегодня пытаться понять.

Новый материал:

1. Политическая система: общая характеристика

– комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих самоорганизацию общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

СИСТЕМА ДИНАМИЧНА, В ЕЁ РАМКАХ ПРОТЕКАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Политическая система ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМСТРОЕНИЕМ

Структурные элементы:

Организационные, нормативные, культурные, коммуникативные.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАДИНАМИЧНА

Функции политической системы

Американские ученые Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд представляют политическую систему(ПС) как систему взаимодействий субъектов политического действия, одна из подсистем, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды. Отношения между ПС и средой представлены в виде вход-выход.

Требование к системе

Поддержка системы со стороны граждан

На входе – широкий спектр требований. Нельзя допускать перегрузок. Эту работу выполняют партии, общ. организации, государственные деятели. Важна поддержка народа.

Конкретные политические действия и решения. Оказывают воздействие на состояние самой внешней среды.

Умение гибко и оперативнореагировать на новые требования – залог жизнеспособности системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ приводит к коллапсу системы.

Самоераспространенноеразделение всех политических систем по способам организации власти и управления: демократические политические системы и системы диктаторского (недемократического) типа.

2. Политические системы диктаторского типа

«Диктатура» (от лат. dictatura - неограниченная власть).

Общие черты диктаторских режимов:

неприятие демократических принципов управления

отсутствие гарантий политических свобод

отсутствие системы разделения властей и принципа верховенства права

В рамках политических систем. диктаторского типа принято выделять авторитарные и тоталитарные политические системы.

Работа с учебником : анализ автори тарных и тоталитарных режимов

Основные черты тоталитарного режима:

1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;

2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;

3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;

4. Всеобщий контроль над СМИ;

5. Централизованное управление экономикой.

1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению.

4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего,в экономику.

3. Политический режим

Точки зрения:

политическая система = политический режим

политическая система = форма правления

политический режим – способы и средства осуществления политической власти

Политический режим – тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Политический режим - это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.

Работа с учебником: Сравнительная характеристика политической системы и
политического режима

Классификация политических режимов:

По форме правления (монархические, республиканские)

По характеру формирования правящей элиты (открытые, закрытые)

По составу правящих кругов (военные, гражданские, теократические…)

По доминирующим методам осуществления власти (диктаторские, либеральные)

Итог уроков:

Проанализируйте приведенные высказыванияБ.Муссолини и И.Сталина. Что в них общего?Можно ли считать их выражением сущности тоталитарного режима? Ответ аргументируйте.

«Все в государстве, ничего вне государства, ничего противгосударства» (Б. Муссолини).

«Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почтиничто» (И.В. Сталин).

- Могут ли авторитарные и тоталитарные режимы играть положительную роль в истории? Приведите примеры.

Домашнее задание:

Выучить понятия

Ответить на вопросы:

1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?

2. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от авторитаризма?

3. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире?Мнение аргументируйте.

Использованная литература:

1. Обществознание. Учебник для 11 класса. под редакцией Л.Н. Боголюбова,А.Ю. Лазебниковой,К.Г. Холодковского (профильный уровень),М.: Просвещение, 2008г.

2. Сорокина Е.Н.«Поурочные разработки по обществознанию". (В помощь

школьному учителю). Профильный уровень, 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

3. www.moimirknig.com для www.mirknig.com

    Слайд 2

    Государство, как элемент политической системы общества

    Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Основными элементами политической системы являются политические институты: 1. государство; 2. политические партии; 3. общественные организации и объединения; 4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

    Слайд 3

    Функции государства

    Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

    Слайд 4

    Классификация функций государства

    Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

    Слайд 5

    Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

    Внутренние функции государства: Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов, с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Слайд 6

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    Слайд 7

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    Слайд 8

    Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. Категория «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе.

    Слайд 9

    Политическая система включает в себя четыре компонента: 1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; 2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения; 3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

    Слайд 10

    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны. Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания: = распределительного типа, рыночные, конвергентные, = либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные, = открытые и закрытые и др.

    Слайд 11

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов: » Государство решает общие проблемы страны. » Оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны. » Оно определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого человека. » Является официальным представителем общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

    Слайд 12

    Политическая система общества - это категория, которая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую. К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Элементы политической системы

    Слайд 13

    Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

    Слайд 14

    Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

    Слайд 15

    Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА- это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними через политическую власть. совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.


Политического руководства обществом определение стратегических целей и перспектив общественного развития - функция целеполагания Регулятивная упорядочение и регламентация политического поведения и политических отношений в государственно- организованном обществе Легитимации достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам Консолидации общественно- политического строя обеспечение существования общества как единого целого - интегративная функция Мобилизационная обеспечение максимального использования ресурсов общества Дистрибутивная распределение ресурсов и ценностей между членами общества 13


Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " class="link_thumb"> 4 Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. > Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. > Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. > Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. а) определение целей, задач и путей развития общества; б) регулирование деятельности общества; в) распределение духовных и материальных ресурсов; г) согласование разных политических интересов; д) стабильность и безопасность общества; е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм. Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, "> Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. > Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. > Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. > Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. а) определение целей, задач и путей развития общества; б) регулирование деятельности общества; в) распределение духовных и материальных ресурсов; г) согласование разных политических интересов; д) стабильность и безопасность общества; е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм."> Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, " title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, "> title="Функции политической системы: > Определение целей, задач, путей развития общества. > Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. > Распределение материальных и духовных ценностей. > Формирование политического сознания, ">


Основные элементы политической системы: а) организации и институты (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ); б) политические коммуникации (совокупность отношений и форм взаимодействия между субъектами политики); в) политические нормы и традиции (конституции и законы, этико-моральные нормы); г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).




ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Тип политического режима авторитаризм, демократия, тоталитаризм Форма правления монархия, республика Отношение власти партии, правительство Форма общественной и политической репрезентации плюрализм, корпоративизм Универсальность КонтрольЛегитимность «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа, ради блага народа» (Уайльд Оскар, британский драматург) 2


ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Источник политической власти Отношение к действительности Состояние политической структуры Характер политического процесса Демократическая (конституционная) Консервативная Англо - американская Командная Автократическая Реформаторская Континентально - европейская Соревновательная Прогрессивная Доиндустриальная (частично - индустриальная) Социо- примирительная Реакционная Тоталитарная Взаимодействие с внешней средой Открытые Закрытые «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения» (Вольтер, философ) 14




Политическую психологию - совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; политическую идеологию систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; политическую культуру - систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений


ТЕОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Т.ПАРСОНСА Назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах Политическая подсистема определяет коллективные интересы, мобилизует ресурсы на их достижение Социальная подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни, передает новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами Впервые применен системный подход В каждой системе есть четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе. 3


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Д.ИСТОНА Это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе Имеет «реагирующий» «саморегулирующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения Подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик Это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды Может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящими» факторами Требования Поддержка Решения Действия В основе – авторитарное распределение ценностей Идеологическая Структурная Личностная 4


СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Г.АЛМОНДА «Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения легитимного физического принуждения» (Габриэль Алмонд, американский политолог и социолог) Все политические системы имеют собственную структуру Все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни, функции выполняются разными структурами системы и с разной частотой Все политические системы являются смешанными в культурном смысле Отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур, эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам Политическая система многофункциональна В основу положен анализ целевого поведенческого аспекта структур политической системы Изучение ситуации и учет ее особенностей при принятии решений Политическое решение выявленных проблем 5


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА (структурно-функциональный подход) Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть 6


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти – политическая сфера общества «Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление» (Иосиф Сталин, советский государственный и партийный деятель) СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер НЕСОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКИЕ профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект 7


ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества Индивидуальные идеи и взгляды Теоретический Политическая идеология Эмпирический Политическая психология СТРУКТУРАУРОВНИ Классовые (групповые) воззрения Общечеловеческие (межклассовые, групповые) представления Взгляды Принципы Идеи Лозунги Идеалы Теории Чувства Настроения Предрассудки Эмоции Мнения Традиции «Старая идея даже тогда, когда она не более, как слово, звук, мираж, обладает магической властью, способной еще подчинять нас своему влиянию» (Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог) 8


НОРМАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Политические нормы, нравственные принципы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества СТРУКТУРА Правовые нормы Нормы деятельности общественных организаций Неписаные обычаи, традиции Этико-моральные принципы и нормы Конституция Нормативные акты Законы «В политике неторопливое упорство всегда берет верх над необузданной силой, тщательно разработанный план - над импровизированным порывом, реализм - над романтикой» (Стефан Цвейг, австрийский писатель) 9


КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики Основные виды (по социальной направленности) Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно- умеренных или революционных сил «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании) 10


КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА Интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения Прочность социальной базы политической власти правящей элиты Единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы Возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико- управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом ОБЕСПЕЧИВАЕТ Стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя Воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, политические деятели) 11


Политические отношения отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, нациями, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти Политическая организация общества совокупность политических институтов, включающих государство, политические партии и движения, массовые общественные организации, через деятельность которых осуществляется политическая власть, политическое руководство и управление общественными процессами Политическое сознание осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, всем обществом) Политические и правовые нормы конституционные положения, законы государства, уставные нормы политических и общественных организаций, традиции и обычаи, выступающие регулятором существующих в обществе отношений и закрепляющие основные принципы деятельности их субъектов «Политики одинаковы везде. Они обещают построить мосты даже там, где нет рек» (Никита Хрущев, советский политический деятель) 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

3 слайд

Описание слайда:

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

4 слайд

Описание слайда:

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

5 слайд

Описание слайда:

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

6 слайд

Описание слайда:

Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

7 слайд

Описание слайда:

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.

9 слайд

Описание слайда:

Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы. В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX - началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. - партия эсеров, в 1905 г. - партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др. Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной - коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

12 слайд

Описание слайда:

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) - лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) - лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

13 слайд

Описание слайда:

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» - лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) - лидер Г. Зюганов.

14 слайд

Описание слайда:

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

15 слайд

Описание слайда:

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе. В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку - «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

16 слайд

Описание слайда:

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

17 слайд

Описание слайда:

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» - 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ - 11,57 % (57 мест), ЛДПР - 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» - 7,74 % (38 мест).

18 слайд

Описание слайда:

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

19 слайд

Описание слайда:

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом - Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин. На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

20 слайд

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. - 26, в 2003 г. - 22, то в 2007 г. - только 14 партий.

22 слайд

Описание слайда:

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.


Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.