Образование организации североатлантического договора (нато). История создания организация североатлантического договора (нато) — военно-политического союза

Организация Североатлантического договора 26 (НАТО) включает в настоящее время 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический совет, который венчает собой «гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Сессии совета проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны), а в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств. Он определяет направления деятельности НАТО, проводит консультации по важнейшим затрагивающим союз международно-политическим проблемам и принимает ключевые решения по практическим вопросам его функционирования.

Что же касается военной организации союза, то ее сердцевиной является интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток - Запад была практически снята с повестки дня. Строго говоря, это означало, что военный альянс утратил свой raisond"etre, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новым обстоятельствам и переосмысления своей роли в новых условиях. Дважды на протяжении 90-х годов принимались новые стратегические концепции НАТО (на саммитах в Риме в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс перестройки альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

1. Происходит определенное снижение военной активности в рамках НАТО. Хотя традиционная задача организации коллективной обороны в случае внешней агрессии и обеспечения соответствующих военных возможностей сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений после окончания холодной войны сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая их часть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента в военной стратегии 27 . В рамках осуществляемой перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

2. На первом этапе перестройки НАТО после окончания холодной войны особый акцент был сделан на усиление невоенных функций альянса. Одобренная сессией Североатлантического совета на высшем уровне в Риме (1991 г.) «Новая стратегическая концепция» особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решениях брюссельского саммита НАТО (1994г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии с другими структурами, оперирующими на континенте.

3. Прилагаются усилия для укрепления роли альянса как инструмента стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам союза. В 1994г. официально одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» (European Security and Defence Identity - ESDI) в рамках НАТО; принято решение о том, что военные возможности альянса могут быть использованы для операций Западноевропейского союза (ЗЕС). Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок» (Combined Joint Task Force -CJTF) 28 , которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими участниками альянса без участия США.

Предусматривается более широкое использование многонациональных формирований, образуемых участниками НАТО из числа европейских стран.

4. Взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), консультативный форум, включивший в свой состав, наряду с государствами НАТО, бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на территории распавшегося СССР. Впоследствии «партнерами» НАТО стали также несколько нейтральных стран, и общее число участников этой консультативной структуры достигло 44; в 1997 г. она была формально заменена Советом евро-атлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейской безопасности. В 1994 г. инициирована программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), приглашающая все страны ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и военных расходов, введение гражданского контроля над вооруженными силами, осуществление совместного планирования, обучения и боевой подготовки воинских формирований для использования в целях миротворчества, спасательных и гуманитарных операций 29 .

5. Начиная с 1993 г. центральное место в дискуссиях относительно НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса и вступлении в него бывших социалистических стран и стран Балтии. В 1997 г. принято официальное решение о предстоящем присоединении к союзу Польши, Чехии и Венгрии, которые стали полноправными членами НАТО в 1999 г. Россия вела активную политическую кампанию против расширения НАТО, апеллируя к необходимости не допустить возникновения новых линий раздела в Европе. Со стороны НАТО подчеркивалось, что вступление в альянс новых членов расширит зону стабильности на континенте, будет сопровождаться сдержанностью в распространении военной инфраструктуры блока на восток, и что одновременно должно происходить интенсивное наращивание связей с Россией. Перспективы «второй волны» расширения альянса достаточно проблематичны, но официальная позиция НАТО такую возможность предусматривает.

6. Впоследствии главное внимание стало уделяться определению и обоснованию новых миссий альянса, выходящих за пределы тех функций, которые были очерчены Североатлантическим договором. При этом особо подчеркивается необходимость переориентации союза на решение задач кризисного регулирования и миротворчества, с соответствующим изменением ведущихся военных приготовлений и обеспечением гибкости и мобильности вооруженных сил. В «Стратегической концепции НАТО», одобренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число возможных задач впервые было включено «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации, не подпадающие под статью 5 Вашингтонского договора» (т.е. не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии). Первым практическим опытом использования сил НАТО в этих целях стали ракетно-бомбовые удары по Югославии, начавшиеся в марте 1999 г. Официальной целью это операции было объявлено прекращение гуманитарной катастрофы в Косово. Военная кампания НАТО против Югославии показала, что альянс претендует на право применять силу за пределами территории стран-членов и без санкции Совета Безопасности ООН.

7. Место НАТО в формирующейся международно-политической системе на Европейском континенте определяется продемонстрированной Североатлантическим союзом политической и военной дееспособностью, равно как и расширением его пространственного ареала. Но в силу того, что эта структура не включает Россию, превращение Североатлантического альянса в нынешнем его виде в центральный элемент «общеевропейской архитектуры» либо проблематично, либо чревато обострением напряженности. Этот вопрос мог бы быть переведен в конструктивную плоскость в результате более радикальной трансформации союза и формирования качественно новых отношений с Россией. В мае 1997 г. между ними был заключен Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определивший «цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО». Создан и начал функционировать Совместный постоянный совет Россия - НАТО.

Однако вопрос о реальных характере и масштабах их будущего сотрудничества остается открытым. Возможность такого сотрудничества была поставлена под угрозу военной операцией НАТО против Югославии, которую Россия охарактеризовала как ничем прикрытую агрессию. Такие действия побудили ее пойти на резкое снижение уровня отношений с НАТО (отзыв российских представителей из штаб-квартиры альянса, выход из ПРМ и другие меры).

Организация Североатлантического договора была учреждена 4 апреля 1949 г. Вашингтонским договором. В официальной церемонии его подписания приняли участие лидеры США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Португалии, Бельгии, Нидерлан-дов, Люксембурга, Дании, Исландии и Норвегии. Основатели НАТО подчеркивали, что союз основан в соответствии с 51-й статьей Устава Организации Объединенных Наций.

НАТО обеспечивает военно-политическое взаимодействие 26 стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Словакии, Словении, Турции, Франции, Чехии, Эстонии.

В соответствии с провозглашенными политическими целями альянс представляет собой трансатлантическое партнерство между европейскими членами НАТО, Соединенными Штатами Америки и Канадой, направленное на подцержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Прежде всего это политическое партнерство с опорой на общее планирование обороны, военное сотрудничество, а также сотрудничество в экономической, научной, экологической и других сферах. В годы холодной войны НАТО основное внимание уделяла развитию и обеспечению собственной доктрины коллективной безопасности. В последние годы главную сферу своего внимания она формулирует как «укрепление стабильности в Европе посредством сотрудничества и разработки средств коллективного регулиро-вания кризисов и поддержания мира».

Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ. Государства-члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуалыно, так и коллек-тивно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования. Предусмотрено проведение консультаций между государствами-членами в случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. Подчеркивается принципиальная важность широкого процесса консультаций и разъясняются причины проведения союзом миссий, направленных на углубление безопасности в Евроатлантическом регионе в целом.



В статье 5 говорится о праве на коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Отмечается, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться как нападение на них всех.

Статья 10 оговаривает, что другие европейские государства, способные развивать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены в НАТО. В других статьях говорится, что каждая из стран также обязуется вносить вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий, способствующих стабильности.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. Как отмечают историки НАТО, это было сделано в ответ на военные действия на Корейском полуострове, начавшиеся в июне 1950 г. Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и странами советского блока (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Ликвидация в 1949 г. атомной монополии США привела к резкому усилению соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг. и средств доставки его к цели СССР направил усилия на установление военно-стратегического паритета с США, который сложился на рубеже 60-70-х гг. XX в.

Гражданская надстройка НАТО была создана на основе реше-ний, принятых на саммите в Лиссабоне 20-21 февраля 1952 г. В это же время был создан Секретариат, который принял на себя политические функции. В1956 г. была образована верховная тройка - Великобритания, Франция, США, которую чаще называют ядерной тройкой.

10 марта 1966 г. из военной части НАТО выщла Франция, не покидая при этом полностью его структур. 1 апреля 1967 г. из Франции были выведены войска НАТО. В 1974 г. военную часть договора НАТО покинула Греция.

Политические изменения 90-х гг. XX в. в Европе вызвали необходимость нового самоопределения и заявлений НАТО поповоду задач и стратегии альянса:

Лондонская декларация «Североатлантический альянсв процессе перемен» (1990 г.);

Римская декларация о мире и сотрудничестве и новая Страте-гическая концепция Североатлантического союза (1991 г.);

Заявление Совета НАТО в Брюсселе (1994 г.) о программе «Партнерство во имя мира»;

Вашингтонская декларация (1999 г).

Важные положения относительно будущего Организации были также зафиксированы в итоговых документах Пражского (2002 г.) и Стамбульского (2004 г.) саммитов.

По мнению политического руководства НАТО, с 1989 г. обстановка в Европе изменилась. Основную опасность для альянса представляет не столько возможность нападения на одну из стран-членов, сколько проявления нестабильности (экономические, социальные и политические трудности, этнические конфликты, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения и баллистических ракет, нехватка жизненно важных ресурсов, международный терроризм).

Современная Стратегическая концепция НАТО опирается на глобальную взаимозависимость и неделимость безопасности альянса. Она определяет основополагающие задачи, включая поддержание трансатлантических связей и глобального стратегического равновесия в Европе, и фиксируеттри основных элемента обеспечения безопасности: диалог; сотрудничество; поддержание коллективной обороноспособности.

Основным принципом деятельности альянса остаются совместные действия и всестороннее сотрудничество на основе упомянутого принципа неделимости безопасности всех его членов. НАТО является частью системы международной безопасности в Европе, служит трансатлантическим форумом консультаций между союзниками, а в последние годы и с участием стран, не входящих в альянс.

Современную ориентацию и основные задачи НАТО определили Римская и Вашингтонская декларации. В них утверждается, что новые проблемы могут быть решены не одним, а комплексом институтов, связывающим государства Европы и Северной Америки; заявляется, что альянс работает в рамках новой системы безопасности, в пределах которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Кроме того, развивается и институционалыно закрепляется система консультаций и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы.

В 1994 г. Североатлантический совет объявил о начале программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), призывающей к совместному осуществлению новых политических и военных задач.

Провозглашалось, что новая политика проводится в целях обеспечения свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН, совместных действий и всестороннего сотрудничества для укрепления безопасности государств-членов, обеспечения справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.

В соответствии с Вашингтонским договором 1949 г. зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.

Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредством которых осуществляется деятельность стран-членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к бое-вым действиям в случае войны.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток- Запад была практически снята. Это означало, что военный альянс утратил свой смысл, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся сзадачей адаптации к новым обстоятельствам, переосмысления своей роли в новыхусловиях. Процесс переустрой-ства альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

В НАТО происходит определенное снижение военной активности. Хотя традиционная задачә организации коллективной обороны сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая ихчасть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента. В рамках перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

На первом этапе перестройки НАТО акцент был сделан на усиление невоенных функций. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решении Брюссельского саммита НАТО (1994 г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии сдругими структурами, действующими на континенте.

Прилагаются усилия для укрепления альянса как инструмен-та стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам. В 1994 г. официально был одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» в рамках НАТО. Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок», которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими членами альянса без участия США.

Взят курс на установление широких контактов и развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО постсоциалистические стра-ны, а затем и государства, возникшие на территории бывшего СССР. ССАС, где страны-члены представлены, как правило, министрами иностранных дел, имеет целью развитие диалога, консультаций и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. Его задача - формирование «истинного партнер-ства» между Североатлантическим блоком и государствами Цент-ральной и Восточной Европы, а также обеспечение прочного ми-ра в Европе. Совет занимается оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и концепций отношений между гражданскими и военными структурами, согласованием норм воздушной навигации, конверсией оборонного производства, участвует в научных и экологических программах НАТО («Третье измерение») и т.д. В 1997 г. ССАС был заменен Советом евроатлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейс-кой безопасности.

Как уже отмечалось, в январе 1994 г. на брюссельской встрече на высшем уровне инициирована программа «Партнерство ради мира». Она сконцентрирована на сотрудничестве, связанном с военными вопросами, и направлена на те государства ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание парт-нерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности. В январе 1994 г. государства - участники бывшего ССАС и другие страны - члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были приглашены присоединиться к странам НАТО в рамках этой программы. Программа ПРМ основана на базе двусторонних отношений между НАТО и каждой из 27 стран, присоединившихся к ПРМ. Партнеры могут самостоя-тельно определить уровень и направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности, обороны, управления кризисами, вопросах, касающихся региональных проблем, нераспространения ядерного, биологического, химического оружия, борьбы с международным терроризмом, оборонно-го планирования, бюджета, оборонной политики и стратегии, влияния безопасности на экономическое развитие. Участники ПРМ: Албания, Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Финлян-дия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Бывшая Югославская Рес-публика Македония, Молдова, Россия, Швейцария, Швеция, Тад-жикистан, Украина, Узбекистан. Все члены ПРМ являются также членами СЕАП.

Гражданская структура включает Североатлантический совет, Постоянный совет, Комитет военного планирования, Группу ядерного планирования, другие комитеты и генерального секретаря.

Североатлантический совет (САС) является высшей политической инстанцией альянса и венчает гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Его сессии проводятся дважды в год на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и постоянных представителей в ранге послов, поддерживаемых политическим и военным штабом. Обсуждаемые темы касаются всех аспектов деятельности организации, актуальных вопросов, а также докладов и рекомендаций, под-готовленных различными комитетами. Политические консультации распространяются на внешнеполитические вопросы без ограничения рамками территории НАТО.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса - структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т.д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета , который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. При нём созданы три верховных командования, а именно:

1. Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

2. Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

3. Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

Группа ядерного планирования (ГЯП). Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета планирования обороны, проводят регулярные заседания в рамках ГЯП, где обсуж.дают вопросы развертывания и обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, контроля над вооружениями, распространения оружия массового поражения. Ядерная политика Североатлантического союза постоянно анализируется, и решения о ее изменении или адап-тации в свете новых событий принимаются совместно с последующим обновлением или видоизменением процедур планирования или консультаций.

Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников . В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

§ Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

§ Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

1. Восточная Атлантика,

2. Западная Атлантика,

3. Южная Атлантика,

4. Ударный флот,

5. Союзное командование подводными кораблями.

Военному комитету помогает Международный военный штат , состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Встречи министров обороны. На первой встрече было принято решение об углублении диалога и сотрудничества путем организации семинаров и коллоквиумов, в том числе по вопросам оборонной политики, роли конституционных основ в деятельности вооруженных сил в гражданском обществе, стратегии по вопросам реструктуризации вооруженных сил, а также по вопросам ликвидации ущерба, нанесенного окружающей среде воен-ными структурами.

Кобрдинационный комитет по проверке НАТО, состоящий из представителей министерств иностранных дел и обороны, координирует действия членов НАТО по реализации соглашений оразоружении и контроле надобычными вооружениями. Комитет создает рамочные условия для регулярного обмена мнениями и отвечает за сотрудничество с государствами-партнерами.

Сотрудничество в сфере вооружений находится в компетенции Конференции национапьных директоров по вооружению, которая изучает политические, экономические и технические аспекты разработки и закупки вооружений для НАТО. В 1993 г. директора рекомендовали зльянсу расширить сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы на сферу за-купки материалов для оборонного сектора.

Гражданские и военные организации, связанные с НАТО, работают в различных сферах (изучение и развитие воздушного сообщения, стандартизация, связь и информация, метеорология и др.).

Военная академия НАТО в Риме была создана в 1951 г. для переподготовки офицеров и служащих с целью-использования их в НАТО. С 1991 г. право слушать лекции имеют офицеры и служащие стран - партнеров по Совету североатлантического сотрудничества.

Ассоциация Атлантического договора в Париже ставит сво-ей целью укрепление солидарности народов в сфере ответствен-ности НАТО путем развития их отношений и углубления сотрудни-чества, разъясняет населению деятельность НАТО.

Сееероатлантическая ассамблея, межпарламентская организация государств - членов НАТО, предоставляет европейским и американским парламентариям возможность для обсужде-ния вопросов, представляющих взаимный интерес. С 1955 г. она действует как форум законодателей западноевропейских и севе-роамериканских стран - участниц НАТО. В 1990 г. на Лондонской сессии были приняты решения по развитию сотрудничества с парламентами Центральной и Восточной Европы. Парламентариев стран Центральной и Восточной Европы пригласили в ка-чествеассоциированныхчленов. В последующем 15 новыхде-мократических государств из бывшего восточного блока были приглашены в качестве ассоциированных делегаций; это означает, что они могут участвовать в работе ассамблеи и ее дебатах. Договор 1949 г. не предусматривает создание консультативной парламентской организации, однако развитие политического измерения НАТО показало необходимость организованного парламентского сотрудничества.

Главные цели ассамблеи - информирсвание и обеспечение политического консенсуса. Это позволяет законодателям альянса высказывать национальные озабоченности и проблемы, информировать друг друга о различных вопросах, обсуждать региональные перспективы. Делегаты ассамблеи избираются своими парламентами в соответствии с национальными процедурами. Ассамблея собирается два раза в год на пленарные сессии: четырехдневную весеннюю и пятидневную осеннюю. Встречи проводятся в национальных столицах на ротационной основе по приглашению национальных парламентов.

Штаб объединенных вооруженных сил - постоянные представители генеральных штабов стран.

В 1969 г. был создан Комитет министроз обороны; в 1976 г. -Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат.

С 1962 г. Албания прекратила участие в работе ОВД, а в 1968 г, вышла из него.

1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства-участники подлисали протокол о прекращении действий Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и других дополнительных актов.

Перемирие и раскол Кореи.

Высадка войск ООН в Корее.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

План

Контрольные вопросы.

Литература

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.



Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был кризис в Корее.

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея и т.д.) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.

Вопросы:

1.Когда и зачем образовалось НАТО?

2.Роль НАТО на международной арене в настоящее время?

Литература:

1. Александров В.В. «Новейшая история стран Европы и Америки 1945 – 1986 гг.»; Москва: Высшая школа, 1988.

1. Мюллер Х. «50 лет НАТО – гаранту мира и свободы в Европе»; Германия 1999 №2.

3. Алексеев А.Н. «Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы»; Международная жизнь – 1992 – №3/4.

2.Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стояли по разные стороны баррикад, конфронтация между ними нарастала. Гонка вооружений, развернувшаяся между блоком НАТО во главе с США, с одной стороны, и СССР с его союзниками – с другой, набирала силу. Вспыхивали и гасли конфликты разной степени напряжённости, Возникали горячие точки, где сталкивались интересы сторон. Одной из таких точек в начале 50-х годов стал Корейский полуостров.

Корее, аннексированной Японией после Русско-Японской войны, была обещана союзниками независимость на Каирской конференции (1 декабря 1943 г.). Решение было закреплено в Постдамском заявлении (26 июня 1945 г.). Когда Япония капитулировала во второй мировой войне, союзниками была достигнута договорённость (15 августа 1945 г.) об установлении разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу – США. Следуя условиям капитуляции, СССР считало 38-ю параллель политической границей: вдоль неё опускался «железный занавес».

В соответствии с решениями Московского совещания министров иностранных дел в задачи созданной Совместной советско-американской комиссии входило оказание содействия образованию Временного корейского демократического правительства и разработка соответствующих мероприятий. С этой целью Комиссия при подготовке своих предложений должна была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Советская сторона в Комиссии опиралась прежде всего на левые демократические партии и организации, которые выражали волю народа. США сделали ставку главным образом на правые силы и общественные партии и организации, ориентировавшиеся на капиталистическую Америку и сотрудничавшие с ней в Южной Корее. Позиция, занятая США по вопросу о консультациях, снова показала их нежелание прислушаться к голосу корейского народа, прямое противодействие созданию независимой демократической Кореи. Американское правительство преднамеренно старалось исключить участие в консультациях представителей демократических партий, профсоюзных, крестьянских, женских, молодежных и других организаций Юга. Оно настаивало на привлечение к консультациям тех партий и групп, которые выступали против Московских решений в декабре 1945 года.

С конца 1949 года отношения между двумя корейскими государствами всё более обострялись. Оба правительства претендовали на объединение Кореи каждый под своей эгидой.

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г. Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф. Д. Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций - плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле ставшую независимой.
14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.
Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 1950-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингента различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация.
По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон...окажет помошь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...» Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг друг»" военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами.
Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для зашиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.
Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.
Ключевое слово
Атлантический подход - подход к обеспечению безопасности западных стран при активном сотрудничестве европейских государств с США.
Вашингтонский договор было знаком победы атлантического подхода в обеспечении европейской безопасности. Борьба европеистской и атлантической тенденций на этом не закончилась. Европеизм, прежде всего проявляясь во внешней политике Франции, продолжал оказывать влияние на политическое мышление в Европе.

Корейская война

Советский Союз не контролировал внешнюю политику Северной Кореи полностью. Руководитель северокорейской компартии Ким Ир Сен и его коллеги не были уверены, что в лице СССР они имеют верного союзника и доброго соседа, поскольку помнили: в течение почти всей войны на Тихом океане Москва соблюдала пакт о нейтралитете с захватившей Корею Японией, а затем - согласилась на раздел Кореи по 38-й параллели. КНДР зависела от Советского Союза, но она не всегда точно подчинялась указаниям И. В. Сталина.
Сходным образом и США, на помощи которых держалась власть южнокорейского президента Ли Сын Мана, не контролировали его стопроцентно и не могли сдерживать его воинственные устремления. Настроения в пользу объединения были сильны в обеих частях страны.
Подобно тому, как в Китае борьба коммунистов и Гоминьдана была конкуренцией за национальные устремления масс, корейская война была столкновением левой (коммунистической) и правой (квазирыночной) версий молодого, агрессивного национализма. Выработанная для Кореи «буферная» формула стабильности могла работать только при взаимопонимании между ее гарантами - СССР и США. При начавшейся деградации советско-американских отношений требовались дополнительные меры для стабилизации ситуации.
В Пхеньяне учитывали, что Корея не входила в «тихоокеанский периметр безопасности» США и, значит, не считалась жизненно важной для национальных интересов Соединенных Штатов. Весной 1948 г. на обсуждении в Объединенном комитете начальников штабов генерал Д. Макартур заявил, что внутри этого периметра, по его мнению, находятся архипелаг Рююо, Япония и Алеутские острова. Корею и Тайвань в «периметр безопасности» генерал не включил. В марте 1949 г. Д. Макартур изложил свою точку зрения в одном из интервью. Его определение вошло в официальные документы США. Наибольший общественный резонанс концепция «периметра» получила после того, как она была повторена Д. Ачесоном, ставшим государственным секретарем в 1949 г. 12 января 1950 г. Д. Ачесон изложил понимание «тихоокеанского периметра» в своем выступлении в национальном пресс-клубе.
Наиболее распространенными в западной литературе являются два подхода к интерпретации войны в Корее. Первый основан на презумпции существования трехстороннего (СССР-КНР-КНДР) или двустороннего (КНДР-КНР) коммунистического сговора. Второй возлагает вину на американских либералов - разработчиков концепции «тихоокеанского периметра обороны», вне которого оказался Корейский полуостров. Отечественными исследователями на основании архивов МИД РФ показано, что советское руководство было осведомлено о намерении Северной Кореи силой добиться присоединения южной части страны и обсуждало с северокорейскими представителями представленные теми военные планы, внося необходимые коррективы. Единственное, что не подтверждено архивными свидетельствами - это то, что И. В. Сталин непосредственно инициировал начало войны.
В январе-феврале 1950 г. в Москве друг за другом побывали высшие руководители компартий Китая, Кореи и Вьетнама (Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, Ким Ир Сен и Хо Ши Мин), которые, как полагают многие исследователи, обсуждали перспективы всеобщей революции в Азии. Установлено, что в ходе своих бесед со Сталиным лидер северокорейских коммунистов Ким Ир Сен обсуждал принципиальную возможность удара по Южной Корее. Эта информация была передана И. В. Сталиным руководству китайской компартии.
25 июня 1950 г. северокорейские войска перешли демаркационную линию в Корее по 38-й параллели и с боями стали продвигаться в направлении Сеула. Южнокорейская армия отступала. В тот же день ситуация в Корее стала предметом обсуждения в Совете безопасности ООН, который вынес резолюцию с осуждением нападения КНДР на Южную Корею и рекомендацией всем странам ООН воздерживаться от оказания помощи Северной Корее. Резолюция содержала требование к КНДР немедленно отвести свои войска к северу от 38-й параллели.
Ситуация складывалась крайне неблагоприятно для Южной Кореи. Через сутки после начала войны возникла угроза падения Сеула. 27 июня, не дожидаясь повторного обсуждения корейского вопроса в ООН, президент Г. Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам на Дальнем Востоке оказать помощь южнокорейцам, положение которых было отчаянным. Командование американскими силами было поручено генералу Д. Макартуру, руководившему оккупационными войсками США в Японии. В тот же день Совет безопасности принял новую резолюцию с общей рекомендацией всем странам ООН оказать помощь Южной Корее. США в тексте этой резолюции упомянуты не были.
Между тем, 28 июня северяне взяли Сеул. Южнокорейская армия удерживала лишь небольшой плацдарм в районе порта Пусан на Японском море, где была намечена высадка американских экспедиционных сил из Японии.
СССР был в курсе подготовки войны и одобряя ее, не пытался предотвратить втягивание США в этот вооруженный конфликт. С января 1950 г. советский делегат не приходил на заседания Совета безопасности ООН, формально протестуя против отказа Запада передать китайским коммунистам право представлять Китай в ООН (от имени Китая в ООН продолжали выступать посланцы правительства Чан Кайши). В результате решения СБ принимались без участия советской делегации. По сути, СССР «позволил» США и их союзникам втянуться в кровопролитную войну на Дальнем Востоке.
7 июля Совет безопасности принял третью резолюцию, в которой предусматривалось создание многонационального контингента сил ООН в Корее под американским командованием. С этого момента американское вмешательство на стороне Южной Кореи получило правовое обоснование, а американские вооруженные силы в Корее стали действовать под флагом ООН формально в составе многонационального контингента. В операциях ООН в Корее принимали участие небольшие воинские формирования Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Канады, Колумбии, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Таиланда, Турции, Филиппин, Южно-Африканского Союза и Эфиопии. Военная обстановка в Корее резко изменилась. Отступать стали северяне.

Высадка войск ООН в Корее

Осенью 1950 г. американские войска в Корее, выйдя за рамки мандата ООН, не только очистили территорию Южной Кореи от северян, но и предприняли наступление на север, взяв столицу г. Пхеньян и выдвинувшись к границе КНДР с КНР и СССР. Теперь война шла фактически не за восстановление статус-кво, как предусматривалось в резолюции Совета безопасности от 25 июля, а за присоединение Севера к Югу.
Мандат - в данном случае императивное поручение, полномочие на осуществление операции.
25 октября 1950 г. по настоянию СССР и КНДР в войну на стороне Северной Кореи включилась Китайская Народная Республика, огромная армия которой (ее командующим был маршал Пэн Дэхуай) пересекла китайско-северокорейскую границу и, остановив продвижение американо-ооновских сил, затем перешла в контрнаступление. Пользуясь численным превосходством, китайские войска вытеснили противника с территории КНДР и стали продвигаться к Сеулу, который был снова взят коммунистами 4 января 1951 г. Войска ООН, основу которых составлял американский контингент, к началу 1951 г. оказались в тяжелейшем положении, им грозило полное уничтожение. Еще 16 декабря 1950 г. президент Г. Трумэн ввел на территории США чрезвычайное положение. Все свидетельствовало о том, что американское руководство, продолжая «малую войну», приступило к подготовке к общему конфликту с возможным участием в нем Китая и даже - при особенно неблагоприятном ходе событий - СССР.
Ввиду угрозы военной катастрофы главнокомандующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке Д. Макартур в январе 1951 г. предложил администрации расширить операции, организовав блокаду побережья КНР и нанеся удары по Китаю. Но США не были готовы к большой войне и стремились избежать эскалации конфликта, опасаясь, что в него может вмешаться Советский Союз на основании советско-китайского договора 1950 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, хотя Москва не проявляла признаков намерений идти на расширениеконфликта.

Военные в Вашингтоне рекомендовали Совету национальной безопасности проявить сдержанность. Генералу Макартуру в Токио была направлена соответствующая директива ОКНШ, отвергавшая его предложения и предписывавшая рассмотреть вопрос о немедленной эвакуации американских сил из Кореи в Японию во избежание жертв. В нарушение указаний, 23 марта 1951 г. Д. Макартур выступил по радио с ультиматумом в адрес КНР, в котором угрожал применить против нее ядерное оружие, если наступление китайских войск в Корее не прекратится. Д. Макартуру было 70 лет.
Ультиматум - нота протеста, содержащая набор требований, удовлетворения которых страна, предъявляющая ультиматум, ожидает в течение ясно оговоренного в ультиматуме срока. Имеется в виду, что непринятие требований в указанный срок может повлечь за собой применение санкций вплоть до начала боевых действий.
Этот шаг не был санкционирован гражданскими властями США. Он до предела обострил ситуацию, поскольку в случае применения ядерного оружия против Китая всеобщий конфликт мог стать неизбежным. В Москве, Вашингтоне и западноевропейских столицах возникла атмосфера тревожного ожидания. Войны не хотел никто. Советское руководство предприняло энергичные шаги, чтобы убедить КНР отказаться от плана уничтожения американской группировки. Наступление китайских сил было прекращено, и ооновские силы даже смогли перейти в контрнаступление. Линия фронта была отодвинута к северу и стабилизировалась приблизительно по 38-й параллели, в основном совпав с демаркационной линией между КНДР и Республикой Кореей.
Со своей стороны администрация Г. Трумэна принимала меры для разблокирования ситуации. Президент США в обращении к нации дезавуировал заявление Д. Макартура от 23 марта и высказался за переговорное решение конфликта на базе прекращения огня и «более широкого урегулирования» в регионе. 11 апреля 1951 г. генерал Д. Макартур был смещен со своего поста. 10 июля 1951 г. при негласной поддержке СССР начались переговоры КНДР, КНР и США о перемирии. Боевые действия не прекратились, но стали спорадическими и локальными.

4. Перемирие и раскол Кореи. Итоги Корейской войны

Корейская война была первым в истории конфликтом, который мог перерасти в ядерную войну, но не перерос в нее отчасти из-за стремления Советского Союза избежать столкновения с Соединенными Штатами и дать им возможность «увязнуть» в длительном противоборстве с таким противником, как Китай. Это было опасная дипломатическая игра. В целом она прошла по сценарию, который замышлял И. В. Сталин.
Не ясно, насколько серьезно США рассматривали войну в Корее как пролог к глобальной войне с участием СССР. Нервозность Вашингтона была отчасти реакцией на собственную уязвимость перед лицом ставшего возможным после осени 1949 г. ответного ядерного удара со стороны СССР. Из секретных документов СНБ следует, что, несмотря на свои воинственные высказывания, американское руководство сомневалось в намерении СССР расширять конфликт до уровня всеобщего и со своей стороны не собиралось давать ему для этого повод. Общая война не исключалась, но она мыслилась допустимой только в случае нападения СССР на одну из стран НАТО в Европе или на вооруженные силы США или оккупируемые ими территории. Вмешательство Пекина на стороне КНДР не считалось поводом для общей войны против коммунистических держав, если только оно не было бы предпринято совместно с Советским Союзом.
Корейская война и особенно «ультиматум Макартура» произвели шоковое впечатление на американских союзников в Европе. Правительства Британии и Франции, связанные с США договором НАТО, были крайне встревожены возможностью советско-американского конфликта из-за Кореи или Китая, так как в этом случае им пришлось бы выступать на стороне Вашингтона, а значит, СССР мог нанести по ним удар со своих позиций в Восточной Европе и европейских районах Советского Союза. Риск войны с СССР в Европе из-за малозначительного, как казалось в европейских столицах, конфликта в Азии представлялся в Париже и Лондоне неприемлемым. Европейские союзники США оказывали давление на Г. Трумэна, подталкивая его к компромиссу. Глава британского правительства К. Эттли после консультаций с Парижем отправился в Вашингтон, где добился согласия США не применять ядерного оружия в Корее без консультации с западноевропейскими союзниками.
Корейская война ускорила поляризацию по оси «США-СССР». Обе державы были напуганы возможностью прямого столкновения друг с другом. Они находились в трудном положении. В отличие от Соединенных Штатов, где власть на заключительном этапе войны перешла в руки более молодого поколения, в СССР сохранялась диктатура И. В. Сталина. Его представления о взаимоотношениях с США были сформированы годами советско-американского союзничества. Действия Г. Трумэна в Центральной и Восточной Европе («план Маршалла», сохранение западноберлинского анклава среди восточногерманской территории) могли казаться И. В. Сталину посягательствами на обещанную Москве и оплаченную ее потерями «сферу безопасности». Советское видение мира при И. В. Сталине складывалось под влиянием его предубеждения против войны с США и одновременно неприятия идеи диалога с ними.
По сравнению с советскими, руководители США в последние годы власти Г. Трумэна находились в более благоприятном положении в том смысле, что их политика опиралась на ясную концепцию «сдерживания», менять которую американское руководство не собиралось. Корейская война не только показала ограниченность возможностей «сдерживания», но и продемонстрировала отсутствие у США четких представлений о сфере американской стратегической ответственности. Необходимо было определить ее границы и довести до СССР решимость США защищать американские интересы в ее рамках. Осуществлению этой задачи были посвящены усилия Е Трумэна в 1951-1952 гг.


Похожая информация.


создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. 1 Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопас­ности всех членов политическими и военными средствами в соот­ветствии с целями и принципами Устава ООН. Организация на­мерена предпринимать совместные действия и осуществлять все­стороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантическо­го договора НАТО служит трансатлантическим форумом для про­ведения союзниками консультаций по любым вопросам, затраги­вающим жизненно важные интересы его членов, включая собы­тия, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники Североатлантического договора обязуются разре­шать все международные споры мирными средствами таким пу­тем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих меж­дународных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение про­тив всех стран блока.

Процесс политических изменений в Европе (роспуск Органи­зации Варшавского Договора, объединение Германии, распад со­циалистической системы и СССР и т. д.) обусловил необходи­мость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации «Североат­лантический альянс в процессе перемен» (1990 г.), Римской декла­рации о мире и сотрудничестве 1991 г., Новой стратегической концепции альянса 1991 г., Заявлении Совета НАТО в Брюсселе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Россия участвует в данной программе.

В частности, Римская декларация Сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г. предлагает министрам иностран­ных дел Болгарии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польши, Румынии и России проводить ежегодные встречи с Североатлантическим советом и комитетами НАТО, включая политический и экономический комитеты.

Документ, принятый главами государств и правительств НАТО 11 января 1994 г., касается процедуры учреждения программы «Партнерство во имя мира». Эта программа, осуществляемая под руководством НАТО, создает условия для формирования новых отношений в сфере безопасности между НАТО и его партнерами во имя мира. На основе приверженности целям «Партнерства во имя мира» члены НАТО будут развивать вместе с другими госу­дарствами процесс планирования и исследований в целях заклад­ки основы для выявления и оценки сил и мощностей, которые могут быть предоставлены ими для международной боевой подго­товки, учений и операций во взаимодействии с силами НАТО. Го­сударства - члены организации намерены содействовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО в целях обеспечения руководства и управления соответствующей деятель­ностью на основе партнерства с другими государствами, включая планирование, боевую подготовку, учения и разработку доктрин. НАТО будет проводить консультации с любым активным участни­ком партнерства, если этот партнер сочтет, что существует прямая угроза его территориальной целостности, политической независи­мости или безопасности.


Руководящими органами НАТО являются Североатлантиче­ский совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, По­стоянного военного комитета и Международного военного штаба. В НАТО входят 26 государств. Исландия, не имеющая собст­венных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Исландия имеет статус наблюдателя в Коми­тете военного планирования. Испания не участвует в интегриро­ванной командной структуре НАТО, однако является полноправ­ным членом Североатлантического совета, Группы ядерного пла­нирования, Комитета оборонного планирования и Военного комитета. Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры НАТО.

В конце марта 1999 г. авиация НАТО напала на суверенную Югославию. Были убиты и ранены мирные жители, разрушены мосты, дороги, жилые дома, памятники культуры. Нападение НАТО на Югославию вернуло мир к законам джунглей и является грубым нарушением Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., а также Основополагающего акта Россия - НАТО 1997 г. (см. да-пее) и представляет собой бесспорный факт агрессии.

На юбилейном саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратеги­ческая концепция НАТО. В ней провозглашается «право» альянса и проведение военных операций за пределами территории стран - членов НАТО, причем в случае необходимости - без мандата ООН, и Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия «обосновывается» тем, что будто бы «права человека» и «нормы демократии» являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреп­лены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Орга­низацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Со­гласно разделу I этого документа Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принци­пам:

Развитие на основе транспарентности прочного, стабиль­ного, долговременного и равноправного партнерства и сотрудни­чества с целью укрепления безопасности и стабильности в Севе­ро-Атлантическом регионе;

Признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной эко­номики играют в развитии общества;

Отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащимся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципам, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях;

Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заклю­чительном акте и других документах ОБСЕ;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;

Поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасно­сти ООН или под ответственностью ОБСЕ.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к евро­пейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет Россия - НАТО. Цен­тральной задачей этого органа будет формирование более высоко­го уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и со­трудничества между Россией и НАТО.

Положения упомянутого Акта не дают России или НАТО пра­ва вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права сторон этого документа при­нимать решения и действовать самостоятельно.

Основополагающий акт определяет области консультаций и сотрудничества (безопасность и стабильность в североатланти­ческом регионе, предотвращение конфликтов, совместные миро­творческие операции, вопросы контроля над вооружениями, кон­версия оборонной промышленности, борьба с терроризмом и т.д.).

В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или его ядерную политику.

Основополагающий акт применяется с даты его подписания. Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе.