Нарушение дикции. Внезапная потеря речи после стресса: как распознать и чем лечить

Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.

Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.

Причины и механизмы

Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.

Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.

  • Возможно, что речевые зоны мозга не были повреждены при нарушении мозгового кровообращения, а причиной их выключения стала защитная реакция мозга. Дело в том, что мозг старается максимально сохранить нейроны, поэтому распространяет на еще неповрежденные нервные клетки специальную предохраняющую их «тормозную волну». В связи с этим по прохождении некоторого времени функция речи может полностью восстановиться.
  • Мозг — структура во многом динамичная и способная к восстановлению утраченных функций за счет других своих зон. При грамотном подходе к лечению даже при расположении очага инсульта в речевой зоне ее функцию берут на себя аналогичные участки мозга, расположенные на противоположной стороне, а также оставшиеся функционирующими близ расположенные нервные клетки.

Восстановительные процедуры

Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.

Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.

Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.

Контакты

И нсульт (острое нарушение мозгового кровообращения)

Инсульт («мозговой удар»)

Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.

Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.

Три пути к инсульту .

Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.

Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.

2. Перекрытие кровеносного сосуда .

Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.

3. Мозговое кровотечение .

Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.

Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .

— сильная головная боль;

— головокружение;

— потеря сознания;

— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);

— коматозное состояние (мозговая кома);

— обвисание уголков рта;

— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;

— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;

— затруднение дыхания или глотания;

— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;

— судороги;

— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.

Помощь при остром (тяжёлом) инсульте

Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.

Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.

Последствия инсульта:

— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);

— слабость;

— онемение;

— снижение чувствительности;

— частичная слепота;

— обвисание века;

— нарушения речи;

— затруднения понимания речи;

— потеря памяти.

Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.

Синдром инсульта умеренной тяжести .

Симптомы инсульта умеренной тяжести .

— лёгкое головокружение;

— головная боль;

— внезапное расстройство памяти;

— слабость в руке или ноге;

— лёгкое помутнение сознания.

Микроинсульты

У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.

Симптомы кратковременного ишемического приступа .

— незначительное расстройство речи;

— лёгкое помутнение сознания;

— лёгкое головокружение;

— мышечная слабость.

Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.

Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.

Что ещё нужно знать при инсультах .

После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.

Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.

Окажите поддержку .

Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.

Как избежать нового инсульта .

1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.

2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.

3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.

4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.

5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.

6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.

7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая - импрессивная.

Вторая - экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

Импрессивная

Экспрессивная

  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом - мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  • Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к .

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам.

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Мозг - уникальный орган, сложнейшие функции которого - мышление, память, речь - собственно, и делают человека человеком. От внешних воздействий эта святая святых надежно защищена черепной костью, и тем не менее мозг остается самым уязвимым органом человека.

Дело в том, что для работы ему абсолютно необходимо бесперебойное поступление кислорода. Именно поэтому при остановке дыхания мозг умирает первым. Уже через 5-6 минут клинической смерти в нем происходят необратимые изменения; перестает существовать личность.

Мало кто знает о том, что мозг и стареет первым. Возрастные изменения обменных процессов в его тканях начинаются примерно с 25-30 лет. Недаром после тридцати многие, к счастью, не все теряют былую обучаемость и креативность.

Практически каждый сталкивается и с другими симптомами старения мозга. Кому из вполне молодых людей не знакомо временное ослабление памяти, внимания, сосредоточения; раздражительность и сонливость, вызванные, к примеру, стрессом в семье или авралом на работе?

С течением лет функционирование мозга постепенно замедляется: падает скорость реакции, ухудшается координация движений, уходит ясность мысли. Заключительную стадию этого процесса мы называем старческим маразмом и надеемся избежать его либо не дожить. Но, к сожалению, нередко работа мозга нарушается самым неожиданным и драматичным образом.

Самый страшный враг мозга

Самый грозный враг деятельности мозга - инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения.

Это настоящая катастрофа, которая настигает ежегодно триста тысяч наших соотечественников.

Примерно для половины из них инсульт оказывается последним событием в жизни.

60-80% из выживших до конца жизни остаются инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи. И даже те, кто выздоравливает до полной социальной и бытовой адаптации, живут под постоянной угрозой повторения трагедии.

В известном романе "Граф Монте-Кристо" об инсульте говорится так:

"Страшны не только смерть, старость и безумие. Существует, например, апоплексия - это громовой удар, он поражает вас, но не уничтожает, однако после него все кончено. Это все еще вы и уже не вы; вы, который были почти ангелом, становитесь неподвижной массой, которая уже почти животное..."

Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Поэтому апоплексический удар означал смерть либо месяцы или годы полурастительного существования. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Инсульт требует огромного мужества от больного и много терпения и любви от его близких, т.к. он вызывает частичное или полное поражение важнейших функций организма - движения, речи, памяти; а также поведенческие, умственные и эмоциональные расстройства, бороться с которыми порой приходится годами.

Как происходит инсульт

Геморрагический инсульт , как правило, является осложнением гипертонической болезни. Не выдержав повышенного давления крови на стенку, сосуд разрывается. Возникшее кровоизлияние сдавливает ткани, вызывает отек - и участок мозга погибает.

В случае ишемического инсульта сосуд сохраняет целостность, но ток крови по нему прекращается из-за спазма или закупорки тромбом, то есть сгустком крови, который образовался на стенке сосуда, пораженного атеросклерозом.

Стрессы, колебания атмосферного давления, переутомление, вредные привычки: алкоголь и курение, резкое колебание уровня сахара в крови - эти причины могут вызвать длительный спазм сосудов головного мозга со всеми атрибутами ишемического инсульта.

Вопреки распространенному мнению, инсульт - не единовременное событие, а процесс, развивающийся во времени и пространстве: от незначительных функциональных изменений до необратимого структурного поражения - некроза.

Болезнь коварна тем, что в первые часы ее развития вплоть до наступления паралича, потери речи или комы человек может не испытывать никаких болевых ощущений. Немеют рука, щека, слегка изменяется речь, иногда появляется головокружение или помутнение зрения. Ни сам больной, ни его родные не подозревают, что происходит мозговая катастрофа, упускается драгоценное время. "Терапевтическое окно", тот период, когда интенсивная терапия может повернуть болезнь вспять, составляет всего около шести часов.

"Ступени к инсульту"

В пожилом возрасте нарушения мозгового кровообращения в той или иной степени настигают каждого человека. Но следует помнить, что первые признаки нарушения обмена в тканях мозга обнаруживаются достаточно рано.

Такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония , начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК), дисциркуляторная энцефалопатия , могут рассматриваться как различные стадии одного и того же процесса: хронической сосудистой патологии мозга. Они не только являются серьезным фактором риска развития инсульта, но и сами по себе существенно ухудшают качество жизни.

Об имеющихся нарушениях функций мозга свидетельствуют частые головные боли, головокружения, ухудшение координации движений, внимания, памяти, смазанность речи, чувство онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Если два и более из перечисленных симптомов наблюдаются не реже одного раза в неделю на протяжении хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз, пренебрегать этим очень и очень опасно.

Еще на шаг ближе к инсульту так называемые преходящие нарушения мозгового кровообращения или транзисторные ишемические атаки. Они отличаются от инсультов лишь тем, что продолжаются несколько минут, реже - часов, но не более суток и заканчиваются полным восстановлением нарушенных функций.

Итак, каковы же основные признаки приближающегося инсульта?

Врачи выделяют очаговые и общемозговые симптомы.

Очаговые: внезапная слабость в одной руке и/или ноге, кратковременное нарушение речи, онемение одной половины губы, языка, одной руки. Возможны временная потеря зрения на один глаз, резкое головокружение, пошатывание при ходьбе, двоение перед глазами, нечеткость речи и даже временная амнезия.

Общемозговые: появление резкой , головокружения, тошноты и рвоты на фоне повышенного артериального давления, при этом возможны судороги, изменения сознания.

Если случилась беда

Лечение инсульта - дело рук врачей: невропатологов, реаниматоров, иногда нейрохирургов. От того, как быстро оно начато, часто зависит жизнь больного.

Немедленно вызывайте скорую медицинскую помощь в случае инсульта!

Неврологическая бригада скорой медицинской помощи проведет комплекс лечебных мероприятий, направленных на поддержание сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

В первые три-пять дней после инсульта желательно пребывание больного в нейрореанимации, отделении интенсивной неврологии или остром инсультном отделении. Здесь будет тщательно контролироваться состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, врачи откорректируют водно-электролитный баланс, будут бороться с отеком мозга, возникающим вокруг инсультного очага.

В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

На первой-второй неделе, с разрешения врача начинают делать больному массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, занятиями по восстановлению речи. Раннее начало реабилитационной терапии очень важно, так как в этом случае больные не привыкают находиться в зависимости от окружающих, вовремя приобретают навыки самообслуживания.

После выписки больной должен наблюдаться участковым неврологом по месту жительства. Медиками разработана программа поэтапной адаптации человека, пережившего инсульт, к домашним условиям. Следуя ей, можно помочь пациенту постепенно вернуться к нормальной активной жизни.

Как избежать инсульта?

Предупреждение инсульта (и его повторения) заключается в правильном режиме труда и отдыха, рациональном питании и урегулировании сна, нормальном психологическом климате в семье и на работе, своевременном лечении атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни.

Существенную помощь способны оказать лекарства, улучшающие микроциркуляцию сосудов, а также предупреждающих гипоксию (кислородное голодание) головного мозга. Одним из таких средств являются болюсы Хуато - современный ноотропный фитопрепарат, обладающий клинически подтвержденной способностью эффективно восстанавливать обмен в участках мозга, поврежденных в результате инсульта, ишемии сосудов, переутомления или травмы.

Итак, основные направления профилактики и лечения сосудистых патологий мозга - устранение причин недостаточного кровоснабжения, медикаментозное воздействие на мозговой метаболизм и, наконец, индивидуальное симптоматическое лечение (лечебная физкультура; физио- и психотерапия).

Комплексные профилактические мероприятия уменьшают заболеваемость почти наполовину, а своевременное и правильное лечение значительно повышает шансы больного вернуться к полноценной жизни.

Обсуждение

Замечательная статья! В 1989 году у моего
папы случился инсульт. Я не знала, что это такое. А знать это должен каждый. Ведь у нас постаревшие родители. С ними это случается. Если рядом сведущий родственник, дети, мы сыграем основную
роль спасении. Дальше помогут врачи, а
потом тщательный уход. Папа жив. И мы
смогли справиться с болезнью очень быстро. Он сам справлялся. Я ему помогала. Сначала вселила надежду. Он
не шевелился, не мог говорить, по щекам текли слезы. После врачебной помощи, я его терла, руки, ноги, голову, поднимала
руки-ноги, забрасывала руки за спинку кровати, чтобы хватался. Делала это все время пока сидела около него. Весь день.
И появилась чувствительность. Потом шевеление, стал поднимать руки, поворачивать головой. Потом я его поднимала. Мы падали на кровать. Он тяжелый, большой. Я маленькая. Когда
мы вышли в корридор, все отделение больницы сбежалось смотреть. Такой поразительный успех за короткое время. А ведь у него не работал даже кишечник, полмесяца не было стула. Он не лежал, все время двигался. Дома с третьего этажа спускался на 5-6 ступенек ниже каждый день. У него остался только неподвижным один глаз. Надо и его было тренировать. Но я об этом не знала. Знания нам очень нужны. Спасибо Вам! Сейчас он поддрерживает свое здоровье Антиоксом.
Это сильнейший антиоксидант с гинго билобой и витяжками и пурпурного винограда. Этому натуральному витаминному комплексу нет равных в мире.
Поскольку я знаю, как надо обезопасить, себя от инсульта я тоже его принимаю.
Ем еще Пакс для улучшения памяти, это
тоже комплекс для мозга и ослабления стрессов. Я боролась с головными болями очень много лет. Наконец, они исчезли.
Как я это делала, можно посмотреть на
сайте http://www.nnabieva.narod.ru/health.html в разделе о себе.
Я использовала очень много методов и победила. Даже ишемия задней стенки левого желудочка сердца ушла. Я изменила
образ жизни, мышления, пищу, принимаю много витаминов и микроэлементов. От проблемы мозга в левой части плохо видит правый глаз. Но и эта проблема излечима. Я сменила очки на меньшие диоптрии.
Я Вам очень благодарна!
С уважением,
Нина Петровна
E-mail: [email protected]

04.05.2001 17:03:53, Нина

Комментировать статью "Инсульт: когда мозгу нужна помощь"

Несмотря на улучшение стандартов помощи больным с инсультом, инсульт по-прежнему - одна из главных причин смертности во всем мире. Лишь 20% пациентов возвращаются к работе, 80% людей, перенесших инсульт, становятся инвалидами, а каждый пятый нуждается в постоянном медицинском уходе 1 . Именно поэтому одной из важнейших задач становится повышение осведомленности о заболевании, которое находится на втором месте по смертности среди заболеваний системы кровообращения, а также самой частой...

Статистика не радует: по официальной версии минздравов всех стран, сердечно-сосудистые заболевания уверенно лидируют в списке болезней-убийц. А в наше время печальная тенденция «омоложения» страшного недуга угрожает не только людям пожилого, но и среднего возраста. Сегодня я беседую с кардиологом поликлиники «Медросконтракт» Евгением Вадимовичем Ночёвкиным. - Евгений Вадимович, сейчас по всем телеканалам и печатным СМИ широко распространяется информация о том, что атеросклероз стал одной из...

Обсуждение

Сына сбила машина, зчмт, перелом ключицы. Кома 4 день. Врачи никаких прогнозов не дают. Что делать?. Помогите!

26.01.2019 23:27:15, Марина Турхан

У меня сына сбила машина, 4 день в уоме, сломана ключица. Врачи никаких прогнозов не дают. Люди помогите советом, что делать? Душа в клочья.

26.01.2019 23:23:59, Марина Турхан

Моя мама перенесла ишемический инсульт. С трудом научилась ходить, много занимались лечебной физкультурой плюс различные сосудистые препараты. С Божьей помощью восстанавливается, но левая рука пока не очень работает. Кто сталкивался с подобным, напишите о лечении, реабилитации и восстановлении. Кто пробовал иглоукалывание и какие результаты?

Обсуждение

У меня теще год назад с такой же проблемой столкнулась, правда ей отказала вся правая сторона тела. Потом мы вот узнали о способе реабилитации при помощи экзоскилета. И вот где то в течении пяти месяцев полностью реабилитировалась.так что могу сказать что реабилитация после инсульта это все таки чудо которое нам предоставили современные разработчики.

Мы нанимали невролога-массажиста. Он назначал лекарства и делал массаж. Всё восстановилось. Второй инсульт был уже фатальным.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. ...хотя бы трех месяцев, особенно на фоне таких заболеваний как гипертония и атеросклероз В специализированном стационаре больной проводит первые две-четыре недели.

Обсуждение

Спасибо большое всем!

У моего сына категория В, как раз по астме. Поставили астму в 11 лет, было 2 госпитализации, в 11 же лет. Потом просто ходили к аллергологу раз в год, пробы делали, все записывали в карту. Приступов с 12 лет не было. Аллерголог в карте писала "астма легкой степени тяжести, ремиссия". Еще обострение поллиноза фиксировали ежегодно.
Медкомиссия в военкомате сразу же дала категорию В в 16 лет, не требуя больше никаких подтверждений, только та карта, в которой были все записи и выписки из стационара. В 18 лет просто выдали военный билет.

Астма, поставленная до 14 лет, подтвержденная выписками из стационара, в военкомате рассматривается однозначно - категория В и все. Стационар нужен обязательно, хотя бы пару раз.
Потом наблюдаться просто.

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Во времена Дюма в Европе не знали лекарств, облегчающих состояние больного после инсульта. Однако и в наши дни инсульт во многих случаях ведет к гибели или тяжелой инвалидности.

Обсуждение

Пробирайтесь как можете.У меня про свекровь так же говорили не волнуйтесь ей ничего не надо.Свекр прорвался а ее просто так положили и лежала еще немного и привет был бы.Поднял всех на уши подключили все аппараты...Свекровь все же умерла.Вопрос в другом возможно бы и жила если бы все сделали сразу...

18.09.2006 15:28:51, TEZ

Соберитесь с силами и не приезжайте. Ну зачем? Она в больнице, в реанимации, все, что могут, врачи делают, Вы им не поможете, и маме тоже, наверное. А просто прийти и разрыдаться:(Зачем?
Что-то передать - наверное, можно, надо к медсестрам, наверное. Что-то конкретно полезное. И все. А врачей, наверное, лучше после благодарить, все же. При "стабильно тяжелом" наверное им самим неловко, вот и гонят Вас. Хотя в принципе - на то и реанимация, чтобы "тяжелое", а "стабильное" - скорее плюс...
В общем, держитесь, все идет правильно и врачи правы, видимо. Постарайтесь успокоиться и максимально разумно-практично подходить к этому. имхо

Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Геморрагический инсульт, как правило, является осложнением гипертонической болезни. онемения конечностей, шум в ушах, ослабление слуха, кратковременные потери сознания.

Обсуждение

Здравствуйте! Во-превых, не отчаивайтесь! Инсульты бывают разные. И преиод восстановительного лечения будет полностью от вас зависеть. Но однозначно необходимы будут препараты для снижения холестереина и укрепления сосудистой стенки, снижения протромбинового индека. Пишите, посоветую.

22.10.2005 18:41:36, Веда

Пусть мама быстрее поправляется.

Если моя информация может быть для вашей мамы применима:
У моей мамы были очень частые прединсультные состояния. Жуткие головные боли со рвотой, не могла даже шевельнуть головой от боли. Это продолжалось в течение нескольких лет. Мы все очень боялись, что когда-нибудь врачи не успеют приехать. От обследования она отказывалясь, но судя по признакам инсульта, микроинсульты у неё были не один раз.
После 3-х чисток печени по Малахову (с травами, маслом, лимоном) на 2 года забыла о болях. Потом лёгкие боли были, но она опять печень чистила. Сейчас проводит себе чистки раз в полгода. Про боли забыла.
Конечно, чистки надо проводить строго по методике (кишечник вычистить обязательно), только в хорошем состоянии здоровья, не в момент обострений.Александр Игоревич