Мусоросжигательный завод шпиттелау в вене. Технологии, экологичность и искусство: мусоросжигательный завод в Вене. Мусоросжигательный завод в Вене. Переработка мусора без вреда для экологии

Современные технологии, экология, искусство - австрийские специалисты следуют принципу своего соотечественника, архитектора Хундертвассера. 20 лет назад он завершил дизайн-проект котельной, которая со временем стала символом передовых технологий в Вене. Теперь это мусоросжигательный завод, которым хочется любоваться снаружи и изнутри. Но к этому местные жители тоже приложили руку.

Пластик в один контейнер, бумага - в другой. Сортировать мусор для жителей Вены - рутина.

«Дети учатся этому в школе. В школах существует специальная программа. Детям в игровой форме объясняют, как сортировать мусор», - объясняет Хельмут Гретч, местный житель.

Но все равно остается то, что нельзя переработать и приходится сжигать. Эти трубу и кепку на крыше знает каждый турист. Творение архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, мусоросжигательный завод Шпителлау. Да, он может выглядеть и так, а еще находиться почти в центре города. Именно здесь сжигают до трети всех отходов почти двухмиллионной австрийской столицы.

«Раньше дымило очень сильно. Моя мама не могла сушить вещи на балконе, ветер дул в нашу сторону, вещи постоянно были грязные. Но сейчас все изменилось», - рассказывает Георг Бареш, сотрудник мусоросжигательного завода Шпиттелау.

Из трубы клубится не дым, а обычный пар – работает сложная система фильтров. Недавно была очередная модернизация. Все управление - из одной комнаты, больше похожей на Центр управления полетами. Десятки мониторов. Станция сама себя обеспечивает электроэнергией.

«Турбины вырабатывают больше, чем нам нужно, и остальное мы поставляем в городскую сеть», - поясняет инженер Андреас Радоститц.

Остальное - 8 мегаватт в час. Но и это еще не все. Почти все здания вокруг удается отапливать с помощью тепла, которое получают во время сжигания мусора в Шпиттелау - всего 60 тысяч домохозяйств, включая Главное управление полиции, университет и самый крупный госпиталь Австрии.

А еще на завод завязана система охлаждения лабораторий клиники. Самое удивительное, что газ в Шпителау используют лишь раз в году, чтобы разжечь топку после профилактики. Все остальное время мусор горит сам. Нужно лишь вовремя его подкладывать и регулировать подачу воздуха. Самая грязная часть в переработке - разгрузка. Но и здесь все продумано.

Когда работа здесь прекращается, то стальные ворота закрываются на ночь. Конструкция такова, что закрываются они герметично, так, чтобы запах не отравлял воздух в окрестностях завода. И раз в году прямо на этой площади проводят концерт. Шесть тысяч человек собираются здесь и наслаждаются музыкой.

Даже воздух с запахом из бункера, в котором складируется мусор, направляют не в небо, а в камеру сгорания. Кажется, что еще можно придумать? Оказывается, можно. Пепел превращают в шлакобетон.

«Мы можем делать из такого бетона стены мусорохранилищ. В других странах, таких, как Швейцария или Германия, его разрешено использовать в строительстве дорог», - рассказывает Георг Бареш.

Впрочем, некоторые вещи сжигать просто жалко, и для них в Вене есть специальные места в пунктах приема мусора. Потом они попадают в специальный магазин.

Все, что есть в этом магазине, люди когда-либо выбросили. Но вещи в хорошем состоянии и вполне могут пригодиться кому-то еще. Например, ботинки для горных лыж, или кофемашины, телевизоры, музыкальные инструменты. Самое удивительное, что на электротехнику, например, проигрыватель виниловых дисков, распространяется годовая гарантия.

Утилизация мусора в Вене - сложная система. "Зеленые" технологии, конечно, очень важны. Но не менее важно, чтобы сам житель города, понимал: хочешь чистоту вокруг - не надо мусорить там, где живешь.

Современная архитектура должна быть не только оригинальной, шокирующей или вызывающе помпезной. Она ещё должна быть практичной и привлекательной для туристов. Этим людям с фотоаппаратами дай только поглазеть на какое-нибудь необычное здание и сделать сотню-другую фотографий, чтобы выложить их в соцсетях. В Вене среди памятников классицизма и барокко тоже есть неизвестные широкой публике соврменные шедевры. Например, мусоросжигательный завод Шпиттелау .

Трудно себе представить красивый мусоросжигательный завод. Но мэрия Вены в 1987 году решила, что красота ещё никому не вредила, поэтому для реконструкции здания котельной, пострадавшей во время пожара, наняла известного архитектора Фридриха Штовассера , ярого поборника экологичной застройки.

Штовассер сначала возмутился предложением. По его мнению, такие здания вообще нужно сносить, однако городские власти заверили его, что готовы сделать Шпиттелау самым экологически чистым мусоросжигательным заводом из возможных и пообещали не жалеть денег. Это было опрометчиво.



Штовассер превратил мрачное промышленное здание в сказочно-конфетный дворец. Труба, традиционно несущая всем горожанам ужасные запахи и копоть, стала похожей на башню принцессы. Странные позолоченные «бублики» на ней стали контейнерами для передовых фильтров, очищающих выбрасываемые газы от вредных примесей. Из-за этих фильтров стоимость строительства выросла в два раза, но архитектор был непоколебим.



Сейчас Шпиттелау не только избавляет город от груд бытовых отходов, но и предоставляет отопление для 60 тысяч венских квартир. По котельной проводятся экскурсии, а здание завода стало настоящей туристической и архитектурной достопримечательностью.

Завод по сжиганию мусора (District Heating Plant Spittelau, Шпиттелау, Австрия)

Spittelauer Lände 45, 1090 Vienna

Можно ли представить себе что-то более серое, унылое и мрачное, чем завод по сжиганию мусора? У любого из нас почти наверняка не хватит воображения, чтобы это сделать. Дымящие трубы, унылые фасады, неаппетитные потеки на стенах — вот та картинка, которая встает перед глазами любого нормального человека.

Если он конечно не Фриденсрайх Хундертвассер.

Австрийский художник, дизайнер и архитектор, создавший за свою жизнь 37 абсолютно уникальных зданий по всему миру, сумел построить в Вене мусороперерабатывающий завод похожий на что угодно — дворец из волшебной сказки, фантастически огромную детскую площадку, телебашню футуристического дизайна, — но только не на промышленное здание с утилитарными функциями.

Хундертвассер относился к тому типу людей, о которых принято говорить, что «они сделали себя сами». Он родился в бедной еврейской семье в Вене, в 1928 году. Годом раньше была написана книга Адольфа Гитлера «Mein Kampf», а десятью годами позже случилась печально известная «Хрустальная ночь». Тогда (9—10 ноября 1938) в Вене было уничтожено больше 40 синагог, разрушено и разграблено бесчисленное количество еврейских домов, и началась массовая депортация евреев страны, вошедшей к тому времени в состав Германского Рейха.

Откуда у ребенка, пережившего нацистскую оккупацию, потерявшего в годы антисемитских гонений 69 (!) родственников, мог взяться свободный, независимый и бунтарский дух? Вопреки нелегкому детству, или благодаря ему? Как он стал приверженцем ярких красок, ассимметричных линий и «человечности» в архитектуре? В качестве протеста против насаждаемого в годы его взросления «арийского порядка»? Или скудость красок и однообразие окружения его детства потребовали компенсации в творчестве?

Так или иначе, почти сразу после окончания Второй Мировой, Хундертвассер, начавший рисовать еще в шесть лет, поступает в Венскую академию художеств. Он не получит диплома, но именно здесь придумает себе звучный псевдоним. Из Фридриха Стовассера он станет Хундертвассером, заметив созвучие первой части свой фамилии «Сто» славянскому числительному, и переведя его на немецкий язык. А чуть позже и Фридрих превратится в Friedensreich — «богатый миром».

Именно это богатство — весь мир — и станет его главным сокровищем на всю жизнь. В свои двадцать он отправляется путешествовать, учится в Италии и Франции (учеба в Париже продлилась ровно один день), изучает традиции живописи и народного искусства в Японии, на островах Океании и в африканских странах. Строит для себя дома по всему миру: в Австрии, Венеции, Нормандии, Новой Зеландии. В некоторых из них никогда даже не успеет побывать — ветер странствий гонит его дальше по свету — к новым впечатлениям и новым идеям. Единственное его постоянное пристанище — корабль «Regentag», на котором Хундертвассер пересечет практически весь земной шар. Сам он шутил, что не побывал разве что в Антарктиде.

В начале 60-х Хундертвассер уже всемирно известный художник. А архитектурная слава приходит к нему только в начале 80-х годов, когда по заказу городских властей Вены он строит в родном городе необыкновенный жилой дом, до сих пор носящий его имя.

Чуть позже, в 1988, он получает заказ на преобразование венского завода по переработке отходов в Шпиттелау (Spittelau).

Здание завода существовало с 1971 года, но в 1987 году пострадало от пожара и нуждалось в реконструкции. Не совсем понятно, каким образом тогдашнему венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришла в голову мысль поручить реконструкцию именно Хундертвассеру, приверженцу «органического» зодчества и борцу за экологию. Архитектор, заявлявший «я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», был категорически против идеи сжигания мусора, вместо его утилизации. Он, разумеется, отказывался принимать участие в проекте. Но бургомистр оказался настойчив. Во-первых, он пообещал, что производство будет абсолютно экологически чистым. Во-вторых, заверил, что польза, приносимая заводом, не ограничится только переработкой мусора. Благодаря использованию новейших технологий, тепло от сжигания отходов можно пустить на обогрев десятков тысяч венских квартир и близлежащего госпиталя.

В конечном счете архитектор согласился. Но настоял на установке дополнительных фильтров, удаляющих из продуктов переработки тяжелые металлы, диоксид серы и кислоты. В результате стоимость строительства увеличилась едва ли не вдвое, но зато трубы завода украшают зеркальные золотые шары, которые выполняют не только декоративную, но и очистительную функцию. Остальные инженерные вопросы Хундертвассер предоставил решать специалистам, а сам сконцентрировался на дизайне здания.

Идеальной постройкой в представлении архитектора всегда было та, в которой отсутствуют прямые линии и ровные поверхности. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому, хотя в архитектуре завода невозможно обойтись без создания простых вертикальных стен, они настолько ярко раскрашены — в излюбленной манере Хундертвасера, — и на них столько пестрых пятен и неровных линий, что визуально каждая стена кажется причудливо изогнутой и деформированной.

В проектах Хундертвасера никогда не было двух одинаковых окон. И создавая ассиметричные фасады завода, художник остался верен себе — в Spittelau окна, так же, как во всех других его зданиях, совершенно очевидно «имеют право на самоопределение» . То есть у каждого из них собственные пропорции, цвет и размер — абсолютно похожих нет.

Башни с золотыми луковками, изогнутые колонны с разноцветной плиткой, отсутствие прямых углов, яркость орнамента, и, наконец, высокая труба, с золотыми шарами (где разместилось прекрасное видовое кафе) — все это характерно для «почерка» великого архитектора, сумевшего заключить утилитарную функцию завода в фантастическую форму.

Как и все творения Хундертвасера, несмотря на невероятный дизайн, завод безупречно выполняет свою практическую функцию.

Возобновивший работу после реконструкции в 1992, Spittelau утилизирует до 265 000 тонн отходов ежегодно, при этом самостоятельно вырабатывая электроэнергию для производственных нужд. Тепло от сжигания мусора подается в 60 тысяч венских квартир.

Он умер в 2000 году в Тихом океане на борту пассажирского лайнера «Queen Elisabeth II» и был похоронен в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в «Саду счастливых умерших». А уникальный экологически безопасный завод продолжает оставаться интереснейшей туристической достопримечательностью Вены, одновременно позволяя ей сохранять статус одной из самых чистых европейских столиц. Вместе с другими творениями Хундертвассера, разбросанными на всех пяти континентах District Heating Plant Spittelau является яркой иллюстрацией того, что желание великого архитектора сбылось в полной мере!

http://realty.mail.ru/articles/16849/udivitelnye_zdanija_skazochnyj_musoroszhigatelnyj_zavod/

District Heating Plant Spittelau Вена, Австрия

Пожалуй, почти каждый человек, живущий в век индустриализации, хотя бы раз, хотя бы издалека видел заводы. Поэтому, при упоминании слова «завод» в голове без труда вырисовывается его образ и, как правило, не особо привлекательный. А если к этому слову добавить «мусоросжигательный», то вряд ли мысленная картина приукрасится – скорее наоборот. Но доказательством тому, что подобные ассоциации - это всего лишь печальный опыт и заскорузлые стереотипы, является уникальный Мусоросжигательный завод Шпиттелау, реконструированный по проекту неподражаемого художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Как заядлый приверженец экологии, Хундервассер сначала не хотел связываться с мусоросжигающим заводом, стоя на позиции, что необходимо максимально использовать технологии вторичной переработки мусора. Но настоятельные просьбы Венского бургомистра Гельмута Цилька и тот факт, что тепло, выделяемое при сжигании мусора, будет использоваться для отапливания десятков тысяч венских жилищ и нескольких тысяч предприятий, заставили художника изменить свое решение. При этом Хундертвассеру дали слово, что при сжигании мусора будут использоваться самые высокие экологические стандарты и самые лучшие технологии, которые и до сих пор являются образцовыми и востребованными во всем мире. В итоге, с художником удалось договориться, и на рубеже 1990-х годов современный экологический завод-котельная обрел новый неповторимый внешний вид, превративший унылый индустриальный объект в яркую достопримечательность.

Глядя на это диковинное сооружение, трудно даже представить, что за его красочными фасадами скрывается мусоросжигательный завод. Высокая труба-башня, крыши-короны и пестрящие стены делают промышленный объект похожим на сказочный замок. Отдельного внимания заслуживает выдающаяся заводская труба. Она обложена керамической плиткой синего цвета и имеет золотистый «набалдашник», который является отнюдь не декоративным элементом, а средоточием современных фильтров, которые были установлены по настоянию самого Хундертвассера, вызвав удорожание проекта чуть ли не вдвое.

Обновленный завод стал своего рода культурным центром. Его вестибюль служит местом проведения художественных выставок произведений современного искусства. А начало лета ежегодно отмечается проведением фольклорного фестиваля в заводском дворе. Хундертвассер в очередной раз доказал, что везде есть место творчеству, превратив действующий Мусоросжигательный завод Шпиттелау в достопримечательность мирового уровня.