Марлинский биография. Александр александрович бестужев-марлинский биография

Биография Мамина-Сибиряка полна трагических моментов, хотя они никак не повлияли на его творчество.

Писатель родился 25.10 (06.11) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе (Урал) в семье приходского священника по фамилии Мамин.

Образование

Семья была очень интеллигентной, и Дмитрий Наркисович получил хорошее домашние образование, которое он продолжил в висимской школе, а потом в Духовном училище Екатеринбурга и семинарии Перми.

Именно в это время молодой человек начал понимать, что труд священника не для него. Из Перми он перевелся в Санкт-Петербург, сначала в Медико-хирургическую академию (учился на отделении ветеринарии, а потом на общем хирургическом), а потом в Петербургский университет на Факультет естественных наук, позднее – на Юридический факультет. Это был настоящий поиск себя, будущий писатель старался понять, что ему действительно интересно).

Первый брак и раннее творчество

Через год из-за резкого ухудшения здоровья (писатель всю жизнь боролся с туберкулезом) Дмитрий Наркисович вернулся к родителям на Урал.

После смерти отца он стал главным кормильцем семьи (было 2 младших брата и сестра). В это же время он женился на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала его главной помощницей и советчицей в первых литературных опытах.

Они поселились в Екатеринбурге, и в 1880 году Мамин – Сибиряк начал писать. Вдохновение он черпал в поездках по родному Уралу. Также он часто бывал в Санкт-Петербурге, где работал с редакторами журналов.

Личная драма

В 1890 году писатель оформил развод с первой женой и женился еще раз на актрисе Марии Абрамовой. Брак был недолгим: Мария умерла родами, оставив на руках мужа свою больную хореей дочь от первого брака.

Писатель долго добивался опеки над Еленой (или Аленушкой, как её называли в семье). В краткой биографии Мамина-Сибиряка для детей упоминается, что он посвятил ей целый цикл произведений «Алёнушкины сказки» и, завершив процедуру удочерения, воспитывал ее как родную дочь.

Нужно отметить, что трагическая смерть жены ввела писателя в глубокую депрессию. Именно литературный труд, работа над сказками помогла ему пережить трагический период и не сломаться.

Библиография

В период с 1876 по 1912 годы писатель опубликовал более 15 романов и около 100 рассказов, очерков и повестей (последняя крупная работа была опубликована в 1907 году). В это же время он много сотрудничает с такими известными литераторам, как В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским. Самые известные его произведения изучаются сейчас детьми в 3 классе.

Последние годы

В последние несколько лет писатель тяжело болел. Он пережил инсульт, паралич, перенес плеврит. Умер писатель в 1912 году в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на одном из кладбищ Северной столицы. Его приемная дочь не надолго пережила отца. Она умерла от туберкулеза в 1914 году.

Другие варианты биографии

  • Вся жизнь писателя так или иначе была связана с Уралом. Именно поэтому в 2002 году была учреждена литературная премия его имени, которая вручается писателям, пишущим об Урале.
  • Брат писателя был довольно известным политиком и даже стал депутатом II Государственной думы.
  • У писателя не было высшего образования: ни медицинский, ни юридические факультеты он так и не закончил.
  • У Мамина – Сибиряка было очень интересное хобби: он коллекционировал необычные фамилии.

Дмитрий Мамин родился 25 октября (6 ноября н.с.) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе тогдашней Пермской губернии (ныне – поселок Висим Свердловской области, под Нижним Тагилом) в семье священника. Он получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Отец Мамина хотел, чтобы он в будущем пошел по стопам родителей и был служителем церкви. Поэтому в 1866 году родители отдали мальчика получать духовное образование в Екатеринбургское духовное училище, где он проучился до 1868 года, а затем продолжил учебу в Пермской духовной семинарии. В эти годы он участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки.

После семинарии Дмитрий Мамин весной 1871 года перебрался в Санкт-Петербург и поступил в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переводится на медицинское.

В 1874 году Мамин сдал экзамены в Петербургский университет. Около двух лет он проучился на естественном факультете.

В 1876 году он перешел на юридический факультет университета, но так и не закончил там даже курса. Мамин был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья. У юноши начал развиваться туберкулез. К счастью, молодой организм смог побороть тяжелую болезнь.

В студенческие годы Мамин занялся написанием небольших репортажей и рассказов в газеты. Первые мелкие рассказы Мамина-Сибиряка появились в печати в 1872 году.

Свои студенческие годы, первые непростые шаги в литературе наряду с острой материальной нуждой Мамин хорошо описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко», ставшим не только одним из лучших, ярких произведений писателя, но и отлично показавшим его мировоззрение, взгляды и идеи.

Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся к родителям на Урал. В следующем году умер его отец. Вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия Мамина. Для того чтобы дать образование братьям и сестре, а также суметь заработать, семья решила переехать в Екатеринбург. Здесь началась новая жизнь начинающего писателя.

Вскоре он женился на Марии Алексеевой, которая стала ему еще и хорошим советчиком по литературным вопросам.

В эти годы он совершает много поездок по всему Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с людьми, имеющими огромный жизненный опыт.

Два продолжительных выезда в столицу (1881-82, 1885-86) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

В 1881-1882 гг. появляется серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем его уральские рассказы и очерки появляются в изданиях «Устои», «Дело», «Вестник Европы», «Русская Мысль», «Отечественные Записки».

Некоторые из произведений этого времени были подписаны псевдонимом «Д.Сибиряк». Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

В этих творениях писателя начинают прослеживаться характерные для Мамина-Сибиряка творческие мотивы: шикарное описание грандиозной уральской природы (не подвластное никаким другим писателям), показывание ее воздействия на жизнь, человеческий трагизм. В произведениях Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы, взаимосвязаны.

В 1883 году на страницах журнала «Дело» появляется первый роман Мамина-Сибиряка - «Приваловские миллионы». Он работал над ним целых десять (!) лет. Роман имел большой успех.

В 1884 году в «Отечественных записках» выходит уже его второй роман - «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком славу писателя-реалиста.

В 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой. Вместе с ней он навсегда переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни.

Через год после переезда Абрамова умирает из-за тяжелых родов, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Смерть жены, которую он сильно любил, до глубины души потрясла Мамина-Сибиряка. Он очень сильно страдает, не находит себе места. Писатель впал в глубокую депрессию, о чем свидетельствуют его письма на родину.

Мамин-Сибиряк начинает снова много писать, в том числе для детей. Так он написал для своей дочери «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. «Аленушкины сказки» навсегда вошли в детскую классику.

В 1895 году писатель издает роман «Хлеб», а также двухтомный сборник «Уральские рассказы».

Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

«Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!» говорит Мамин в «Чертах из жизни Пепко». Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать.

В возрасте 60 лет 2 ноября (15 ноября н.с.) 1912 года Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.

В 2002 году, к 150-летнему юбилею писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, на Урале учреждена премия его имени. Премия присуждается ежегодно в день рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка - 6 ноября

Статья посвящена популярному писателю-сказочнику - Д.Н. Мамину-Сибиряку. Вы узнаете биографические сведения об авторе, список его произведений, а также ознакомитесь с интересными аннотациями, раскрывающими суть некоторых сказок.

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Биография. Детство и юность

Родился Дмитрий Мамин 6.11.1852 года. Его отец Наркис был священником. Большое внимание воспитанию Димы уделяла его мама. Когда он подрос, родители отправили его в школу, где обучались дети рабочих Висимо-Шайтанского завода.

Папа очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поначалу все было так, как запланировал Наркис. Он поступил в духовную семинарию в Перми и учился там целый год в качестве слушателя. Однако мальчик понял, что посвящать всю свою жизнь делу священника он не хочет, в связи с чем решил бросить семинарию. Отец был крайне недоволен поведением сына и не разделял его решение. Накаленная обстановка в семье вынудила Дмитрия уехать из дома. Он решил отправиться в Санкт-Петербург.

Поездка в Санкт-Петербург

Здесь он скитается по медицинским учреждениям. В течение года он обучается на ветеринара, после чего переходит на медицинское отделение. Потом он поступает в Петербургский университет на факультет естественных наук, после чего начинает заниматься юриспруденцией.

В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил ни одного диплома. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

Из-под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса". Уже в этом сочинении виден его творческий потенциал и незаурядный талант. Но не все его произведения сразу стали шедеврами. Его роман "В водовороте страстей", который вышел в малотиражном журнале под псевдонимом Е. Томский, был раскритикован в "пух и прах".

Возвращение на родину

В возрасте 25 лет он возвращается на родину и пишет новые сочинения под псевдонимом Сибиряк, чтобы никак не ассоциироваться с неудачником Е. Томским.

В 1890 году последовал его развод с первой женой. Он женится на артистке М. Абрамовой. Вместе с новой супругой Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк переезжает в Санкт-Петербург. Их счастливый брак продлился совсем недолго. Женщина умерла сразу после рождения дочери. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

Важно отметить такой интересный факт: некоторые произведения Мамина-Сибиряка вышли под псевдонимами Оник и Баш-Курт. Скончался он в возрасте шестидесяти лет.

Список произведений Мамина-Сибиряка

  • "Аленушкины сказки".
  • "Балабурда".
  • "Вертел".
  • "В каменном колодце".
  • "Волшебник".
  • "В горах".
  • "В ученье".
  • "Емеля-охотник".
  • "Зелёная война".
  • Серия "Из далекого прошлого" ("Дорога", "Казнь Фортунки", "Болезнь", "История одного пильщика", "Новичок", "Книжка").
  • Легенды: "Баймаган", "Майя", "Лебедь Хантыгая".
  • "Лесная сказка".
  • "Медведко".
  • "На пути".
  • "Около нодьи".
  • "Отцы".
  • "Первая корреспонденция".
  • "Постойко".
  • "Под землей".
  • "Приемыш".
  • "Сибирские рассказы" ("Авва", "Депеша", "Дорогие гости").
  • Сказки и рассказы для детей: "Акбозат", "Богач и Еремка", "В глуши", "Зимовье на Студеной".
  • "Серая шейка".
  • "Упрямый козел".
  • "Старый воробей".
  • "Сказка про славного царя Гороха".

Аннотации к сказкам Мамина-Сибиряка

Настоящим талантливым рассказчиком является Мамин-Сибиряк. Сказки этого автора очень нравятся детям и взрослым. В них чувствуются душевность и особая проникновенность. Они создавались для любимой дочери, мать которой умерла при родах.


Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — замечательный русский писатель. При напоминании имени писателя перед нами встают его романы - «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Хлеб», «Золото», «Три конца» , глубоко и правдиво раскрывающие жизнь уральских рабочих и крестьян, жестокую эксплуатацию их труда владельцами заводов и приисков. Вспоминаем и прекрасные «Уральские рассказы», в которых ожила величественная природа Урала и Сибири, вервые раскрытая читателям Маминым-Сибиряком.

Знаменит Мамин-Сибиряк и творчеством для детей . На книжных полках детских библиотек среди лучших книг русской классической литературы стоят и томики его произведений.

Произведения и книги Мамина-Сибиряка для детей

Да, Мамин-Сибиряк любил писать для детей. Он называл детскую книгу «живой нитью, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром». «Детская книга, - писал он, - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян. Книга является для ребенка окном в мир, неудержимо манящий к себе светом настоящего знания и настоящей науки».

Свои произведения для детей писатель отдавал в наиболее передовые журналы того времени: «Детское чтение», впоследствии переименованный в «Юную Россию», «Родник», «Восход», «Природа и люди», в которых печатались такие писатели, как А. Серафимович, К. Станюкович, А. Чехов и впоследствии М. Горький.

Младшие дети полюбили его поэтические «Аленушкины сказки» . Одухотворены животные и растения и в других сказках: «Серая шейка», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Светлячки» . Этот художественный прием дает возможность Мамину-Сибиряку в занимательном сюжете дать детям ценные сведения о жизни животного и растительного мира и раскрыть важные моральные и нравственные вопросы. Адресованные самым младшим читателям, эти сказки вызывают активность детского восприятия и расширяют жизненный кругозор ребенка.

В рассказах писателя «Вертел», «В ученье» и «В каменном колодце» описывается судьба подростков, находящихся «в ученье» в кустарных мастерских. Особенно запоминается образ двенадцатилетнего Прошки - «вертела» в гранильной мастерской. По 14 часов в день, простаивая в самом темном углу мастерской, у шлифовальной машины, он вращает тяжелое колесо. Он болен и умирает от туберкулеза. «Мальчик умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы и всё же продолжал работать. А сколько детей умирает таким образом по разным мастерским, как мальчиков, так и девочек! - негодующе восклицает автор. - И всё это для того, чтобы богачи могли носить драгоценности, созданные ценой человеческой жизни».

Во многих рассказах Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение, прослеживается судьба людей из народа: пастухов - укротителей диких степных лошадей (рассказ «Макарка» ), богатырей-сплавщиков (рассказы «Балабурда» и «Вольный человек Васька» ), приисковых рабочих («На теплой горе», «Дедушкино золото» ). Внимание автора уделено показу «разбойников», то есть тех бунтарей, которые безуспешно выступали против фабрикантов, заводчиков и их прислужников.

Тепло обрисованы в детских рассказах старики-охотники и лесные сторожа. Они живут вдали от селений на стойбищах и заимках, их единственные друзья - прирученные ими животные и птицы. Знатоки природы, они не только любят ее, но и охраняют от бесцельного уничтожения. Таков девяностолетний Тарас из рассказа «Приемыш» , и деревенский сторож Богач из рассказа «Богач и Еремка» , и одинокий Елеска в «Зимовке на Студеной» , и лесной сторож Сохач, герой рассказа «Малиновые горы» , и старый Емеля из рассказа «Емеля-охотник» .

Все эти герои имеют общие, глубоко роднящие черты: любовь к природе, полное бескорыстие и решительное осуждение жадности и эгоизма собственников.

Писателя глубоко волновали вопросы воспитания детей и юношества. Резко критикуя постановку образования в школах и гимназиях царской России, он протестовал против сословных ограничений в образовании и требовал широкого народного просвещения. С большой любовью им обрисованы студенты, курсистки, учителя, врачи, ученые-изобретатели и другие представители интеллигенции, бескорыстно и самоотверженно работающие для народа.

Негодование писателя вызывала и постановка обучения в духовных училищах и семинариях. Испытав на себе всё изуверство Екатеринбургского духовного училища - бурсы, куда его отвезли еще двенадцатилетним ребенком, он требовал полного упразднения «этой фальшивой системы воспитания», говоря, что она принесла «нам больше вреда, чем любая европейская война».

Серия очерков под общим заглавием «Из далекого прошлого» - это не только яркое воспроизведение отвратительных нравов бурсы, но и характеристика всей порочной педагогики буржуазного общества.

Высокую оценку творчеству Мамина-Сибиряка дала еще в 1912 году большевистская «Правда», предвидя то время, когда его произведения получат заслуженное признание широких читательских масс освобожденной социалистической Родины. Газета писала: «Нарождаются новый читатель и новый критик, которые с уважением поставят твое имя на то место, которое ты заслужил в истории русской общественности».

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой, но и другом и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900)). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891-1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др.Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Meдведко

Барин, хотите вы взять медвежонка? - предлагал мне мой кучер Андрей.

А где он?

Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трех. Забавный зверь, одним словом.

Зачем же соседи отдают, если он славный?

Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживет, а там увидим, что с ним делать.

Сказано - сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принес крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырех ногах и еще забавнее таращила такие милые синие глазенки.

За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришел домой. Он спокойно все осмотрел, обошел вокруг стен, все обнюхал, кое-что попробовал своей черной лапкой и, кажется, нашел, что все в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал все как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал все с необыкновенной комичной важностью.

Медведко, хочешь молочка?

Медведко, вот сухарики.

Медведко!..

Пока происходила вся эта суета, в комнату незаметно вошла моя охотничья собака, старый рыжий сеттер. Собака сразу почуяла присутствие какого-то неизвестного зверя, вытянулась, ощетинилась, и не успели мы оглянуться, как она уже сделала стойку над маленьким гостем. Нужно было видеть картину: медвежонок забился в уголок, присел на задние лапки и смотрел на медленно подходившую собаку такими злыми глазенками.

Собака была старая, опытная, и поэтому она не бросилась сразу, а долго смотрела с удивлением своими большими глазами на непрошеного гостя, - эти комнаты она считала своими, а тут вдруг забрался неизвестный зверь, засел в угол и смотрит на нее как ни в чем не бывало.

Я видел, как сеттер начал дрожать от волнения, и приготовился схватить его. Если бы он бросился на малютку медвежонка! Но вышло совсем другое, чего никто не ожидал. Собака посмотрела на меня, точно спрашивая согласия, и подвигалась вперед медленными, рассчитанными шагами. До медвежонка оставалось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага, а только еще сильнее вытянулась и сильно потянула в себя воздух: она желала, по собачьей привычке, сначала обнюхать неизвестного врага.

Но именно в этот критический момент маленький гость размахнулся и мгновенно ударил собаку правой лапой прямо по морде. Вероятно, удар был очень силен, потому что собака отскочила и завизжала.

Вот так молодец Медведко! - одобрили гимназисты. - Такой маленький и ничего не боится…

Собака была сконфужена и незаметно скрылась в кухню.

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котенок.

Ах, какой он милый! - повторили гимназисты в один голос. - Мы его оставим у нас жить… Он такой маленький и ничего не может сделать.

Что ж, пусть его поживет, - согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим черным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребенок.