Краткое содержание крыжовник для читательского дневника. Антон чехов - крыжовник

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник . Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николай Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца имение у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе имение, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чем-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки - самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как. веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.

Чимша-Гималайский Николай Иваныч - главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат - ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н. И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету - на вдове, у которой есть деньги.

После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Н. И. много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «…Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: - Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Серия: Маленькая трилогия – 2 рассказ

Год издания рассказа: 1898

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» - это второй рассказ из его «Маленькой трилогии» включающей в себя кроме этого произведения, рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все три рассказа «Маленькой трилогии» Чехова включены в школьную программу, что обеспечило им высокий интерес среди учеников. Ну а самому автору это обеспечило высокое место в нашем .

Рассказа «Крыжовник» краткое содержание

В рассказе Чехова «Крыжовник» читать можно историю, рассказанную ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимша-Гималайским своему другу Буркину. В тот день они шли к селу Мироносицкого, которое пока только виднелось на горизонте. Неожиданно Буркин вспомнил, что Иван Иваныч в сарае старосты Прокофия обещал рассказать какую-то историю. Иван Иваныч сказал, что хотел рассказать о брате. Но только он забил трубку и решил начать, как полил дождь. Сначала несильный, а потом сильнее и сильнее. Всего за пару минут двое друзей и их собаки были мокрыми. Буркин предложил укрыться у помещика Павла Константиновича Алехина, который жил в Софьино совсем недалеко.

Софьино встретила их шумом от мельницы, сыростью и грязью. Сам помещик высокий, статный и длинноволосый был больше похож на профессора или художника. Он стоял в амбаре подпоясанный веревкой в грязной рубахе. Друзей он сразу признал и обрадовался им. Он предложил пройти с ним в дом, где их встретила очень красивая горничная Пелагея. Алехин предложил друзьям пройти вместе с ним в купальню, пока Пелагея принесет сухую одежду и приготовит здесь все. Иван Иваныч и Буркин согласились. В добротной купальне Алехин немного застеснялся, что он такой грязный. Ведь вода с него бежала черной. И уже после того как друзья переоделись в шелковые халаты, а Пелагея разлила чай в гостиной, Иван Иваныч начала свой рассказ.

Далее в кратком содержании Чехова «Крыжовник» читать можно о том, как Иван Иваныч начал свой рассказ о брате Николай Иваныче, который был на два года младше. Их отец был из канонистов и свой офицерский чин и дворянство честно выслужил. Именье и чин он оставил своим двоим сыновьям. Но именье вскоре забрали за долги, и брат подался в город, где устроился в казенные палаты. С детства братья росли как крестьянские дети – драли лыко, стерегли лошадей и рыбачили. Поэтому городская жизнь тяготила брата. Проходили годы и у Николай Иваныча появилась мечта обзавестись усадьбой на берегу озера или речки. Иван Иваныч не одобрял эту мечту. Ведь как принято говорить человеку надо лишь три аршина земли. Но это ведь трупу, а не человеку. А попытку обзавестись усадьбой он воспринимал как попытку убежать от житейских проблем. А Николай Иванович тем временем жил впроголодь, одевался как бедняк, а все деньги относил в банк. И даже те деньги который присылал ему Иван Иваныч нес в банк. В газетах он читал только объявления о продаже усадьб, а из книг только работы по садоводству. В своих мечтах он составлял планы свой усадьбы и всюду у него были только барски дом, людская, огород и крыжовник.

Далее в рассказе Чехова «Крыжовник» кратком содержании вы узнаете, как годы шли. Николай Иванычу перевалил уже четвертый десяток, а он все так же копил. Вскоре он удачно женился, без любви на вдове. Но деньги жены он положил на свой счет, а с ней так и жил впроголодь. Вскоре она от этого померла, но Николай Иваныч не видел в том своей вины. После смерти жены он начал поиски усадьбы. И вскоре купил 112 десятин с домом, людской и парком. Но не сада не крыжовника здесь не было. А вместо реки текла непонятная субстанция кофейного цвета. Ведь рядом был кирпичный завод и костопальный. Но он не расстроился купил себе 20 кустов крыжовника и зажил.

В прошлом году главный герой рассказа «Крыжовник» Чехова решил поехать проведать брата. Его встретила распухшая собака, которой даже гавкать было лень. Затем он встретил такую же кухарку, а потом прошел и к брату, который тоже обрюзг и превратился в настоящего барина. Он рассказывал, как его любит народ, как он им ставит пол ведра, и они пьют и ему кланяются в ноги. Рассказывал о необходимости образования, но для мужиков оно пока не нужно. А нашу, в общем то несозвучную фамилию, называл дворянской. Вечером к чаю подали крыжовник, с тех самых двадцати кустов. Николай Иваныч с жадностью ел его и приговаривал: «Как вкусно!». Иван Иваныч вспомнил «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Ведь крыжовник был кислый и твердый.

Главному герою рассказа Чехова «Крыжовник» постелили в соседней комнате. Поэтому он слышал, как всю ночь его брат вставал и брал еще крыжовника. А на Ивана Ивановича тем временем нашли размышления о нашем погоне за счастьем. И в этой погоне мы часто не замечаем того несчастья, которое происходит совсем рядом. Иван Иваныч осуждал себя, ведь и он еще не так давно высказывался о неприемлемости телесных наказаний, но их необходимости, о том, как управлять народом, как жить и многом другом. От брата он уехал рано утром. С тех пор он больше не может бывать в городе и смотреть на счастливые семейства, пьющие чай. Ведь счастья нет. А Иван Иванович желает творить добро Алехину. Ведь он еще в отличие от Ивана Ивановича молод и способен к борьбе.

Ни Алехина ни Буркина рассказ главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова не впечатлил. Алехин вообще хотел спать ведь встал в 3 часа утра. Но не уходил, боясь пропустить что-то интересное. А к рассказу он особо и не прислушивался, ведь речь шла не о сене и не о крупе. А затем по предложению Буркина все пошли спать. И лишь Буркин не мог заснуть, не понимая откуда этот тяжелый запах.

Рассказ «Крыжовник» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Крыжовник» читать настолько популярно, что он уже не в первый раз попадает в наш . При этом всплеск интереса к нему происходит во время прохождения рассказа в школьной программе. Исходя из этого можно предположить, что и в дальнейшем рассказ «Крыжовник» Чехова будет частым гостем на страницах нашего сайта.

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ А П Чехова «Крыжовник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Маленькая трилогия:

  1. Крыжовник

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил Деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чем-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль». Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник». В сочинении на тему «"Крыжовник" (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.

Трилогия Чехова. «Крыжовник»

Сюжет истории начинается с того, что два друга идут по полю, вдали от которого виднеется село Мироносицкое. Вдруг небо нахмурилось, и неожиданно пошел дождь. Тогда они решили зайти в гости к своему знакомому небогатому барину Алехину Павлу Константинычу, дом которого располагался совсем недалеко, в селе Софьино. Алехин оказался мужчиной на вид лет сорока, высоким, упитанным и с длинными волосами. На помещика он не был похож, а больше на деятеля искусства. Он рад был видеть гостей, предложил им умыться и переодеться. После этого хозяин с гостями пошел пить чай с вареньем. За столом Иван Иваныч начал рассказывать историю о своем брате Николае Ивановиче.

Мечта всей жизни

И тут очень заманчиво раскрывает сюжет произведения «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание дальше повествует о том, что, будучи детьми, они жили в имении отца-кантиста, получившего офицерский чин и оставившего детям титул потомственного дворянства. Когда их отец умер, именье было отдано за долги. С девятнадцати лет Николай, работая в казенной палате, только и мечтал о собственной небольшой усадебке, где непременно должны были расти кусты крыжовника. О другом он и думать не мог.

Николай стал судорожно копить деньги, недоедал и ничего лишнего себе не позволял. Женился на некрасивой богатой вдове, деньги которой положил в банк, а ее саму держал впроголодь. Жизни такой она, конечно же, выдержать не смогла и вскоре умерла. А Николай, ничуть не сомневаясь и не раскаиваясь, купил себе вскоре желанное именье и развел крыжовник. Да так и зажил помещиком.

Приезд брата

Но на этом не закончил сюжет произведения «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание продолжается тем, что однажды к нему приехал его брат Иван Иваныч, который увидел, что Николай Иваныч постарел и стал брюзглив. Он постоянно судился и говорил фразами министра что-то наподобие того, что образование необходимо для народа, но только оно преждевременно. Брат Николай угощал Ивана крыжовником, и по нему было видно, что он доволен жизнью. Самого же Ивана Ивановича охватило недовольство и даже отчаяние. В эту ночь он не спал и все думал о том, как много несчастливых людей, которые спиваются, сходят с ума, их дети умирают от недоедания. И сколько других, которые живут «счастливо»: спят, едят, говорят всякие пустые речи, женятся, старятся и благодушно хоронят своих покойников. Он пришел к мысли, что за дверью каждого такого «счастливого человека» должен стоять человечек с молоточком, который своим стуком будет напоминать им, что есть люди несчастные, и что и с теми, кому сейчас хорошо, рано или поздно случится беда, и тогда их точно никто не услышит и не увидит.

Вот так подытоживает свое произведение «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание сюжета заканчивается, как и сам рассказ, тем, что Иван Иваныч, подытоживая свое повествование, говорит о том, что жизнь не может быть счастливой без добрых дел. Но ни Алехин, ни Буркин не вникали в саму суть рассказа, потому что не были особо в нем заинтересованы, ведь речь в нем не шла о чем-то насущном. Да и к их жизни все это, как они считали, не имело никакого отношения. Однако Алехин все равно был рад общению с гостями. Но время было уже позднее, и всем нужно было отправляться спать.

Чехов, «Крыжовник»: анализ творческих идей

Надо отметить, что получилось очень самобытное и умное произведение с очень хорошими мыслями, которое достойно оценил критик Немирович-Данченко.

Долго писал Чехов «Крыжовник». Анализ сюжета занял у него много времени. Идей для написания у него было много, и все они были разные по сюжету, но по смыслу одинаковые. Сначала он хотел написать про человека, у которого была мечта накопить на дом, но он скуп и даже не женится, но потом к 60 годам все же приобретает желанное имение и садит крыжовник, однако потом, как только крыжовник созрел, у него обнаруживают рак желудка.

Вторая история, им задуманная: один чиновник хотел купить новый парадный мундир с золотыми вышивками, и тоже на всем экономил, в итоге он его пошил, но надеть на прием или на бал ему все как-то и не удавалось. В итоге мундир убрали в шкаф, а на осень оказалось, что нафталин сделал золото тусклым и неприглядным. В итоге через полгода чиновник умер, его хоронили как раз в этом мундире.

На этом можно закончить сочинение по теме «Крыжовник». Чехов (идея этого рассказа придумана просто замечательно) заставляет задуматься об очень важных вещах, которые весьма полезны для воспитания нравственности любого человека.