Игры по рус яз 3 кл. Интеллектуальная игра по русскому языку (3 класс). Ход внеклассного мероприятия «Звездный час»
Поделка из природного материала в садик — излюбленная для многих педагогов тема детсадовских и школьных выставок, поэтому столкнуться с ней рано или поздно приходится каждым родителям.
Посмотрите, как сделать розу из листьев на видео:
Поделки из шишек своими руками
Очень эффектную поделку можно сделать из шишек, пластиковой бутылки и пластилина:
Из шишки и фетра получаютя забавные белочки.
Из шишек и других природных материалов получается загадочная зверушка с крылышками.
Очень милая и забавная поделка из шишки и ваты — совы. Для того, чтобы сделать сов промазываем клеем чешуйки шишки. Затем заталкиваем между чешуйками вату.
Приклеиваем поверх глазки и носик. У нас получились забавные пушистые совы!
Из природных материалов можно сделать очень эффектных птичек в гнезде. Из шишек и каштанов у нас получается голова и тельце. Из листиков делаем крылышки. Все части поделки фиксируем хорошим клеем.
Осталось сделать птичкам их домик — гнездышко. Его мы вьем из тонких веток, которые скрепляем с помощью ниток. Дно гнезда делаем из переплетенных веток, которые вставляются в боковые части поделки.
Приклеиваем птичкам глазки и клювики. Располагаем птичек в их домике. Замечательная поделка из природных материалов — готова!
К зиме и Новому Году будет актуальной поделка «Елочка из шишек». Из плотного картона склеиваем конус. С помощью клеевого пистолета приклеиваем к конусу шишки, начиная с нижнего ряда.
Обклеиваем таким образом весь конус. Елка из шишек — готова!
Их шишек можно сделать очень красивое дерево счастья — топиарий. Такая поделка займет достойное место на выставке осенних поделок в детском саду.
Еще один несомненный победитель конкурса осенних поделок — топиарий из листьев.
Посмотрите на видео, как сделать дерево счастья с использованием бумаги и природных материалов:
Поделки из иголок, орехов, желудей и каштанов
Для начала из пластилина делаем тело, головку и лапки ежика. Начинаем втыкать иголочки в спинку ежика, стараясь расположить их как можно ближе друг к другу.
Из шляпок желудей можно сделать очень эффектную змею.
Из желудя и каштана получается прелестная белочка. Хвостик и лапки белочки сделаны из пушистой проволоки. Все детали поделки соединяем с помощью клея.
Если скреплять детали поделки спичками, то можно сделать очень эффектные фигурки животных.
Самым умелым мастерам будет под силу сделать гордого и веселого оленя.
Для детского сада популярны поделки в коробке из природных материалов. Такие поделки получаются очень яркими и красивыми — главное набрать побольше мха, желудей, шишек, веток и листиков.
Поделки из тыквенных семечек
Тыквенные семечки легко окрасить обычным пищевым красителем. Окрашенные и подсушенные тыквенные семечки становятся хорошим материалом для поделок в технике мозайки.
Так же можно выложить яркое и красивое осеннее дерево.
Из круп можно сделать очень эффектную объемную картину. Для начала карандашом делаем набросок.
Затем наносим на лист бумаги клей и посыпаем разными крупами. Дополняем образ веточками зелени, цветами и корой.
Поделки из овощей и фруктов
Овощи и фрукты так же являются замечательным материалом для творчества. Посмотрите, какой изумительный зоопарк можно сделать из овощей и фруктов.
Из баклажана и морковки получается умный пингвин в очках.
Из кабачка, баклажана, моркови и капусты получается настоящий морской фрегат.
Корабль из кабачка — вариант №1
Этот кораблик из кабачка имеет прочные и красивые паруса из бумажных листиков.
Корабль из кабачка — вариант №2
Из кабачка, капусты и морковки у нас может получиться очень эффектный зайчик!
Из лука и морковки можно сделать лисичек и котиков.
Из кукурузы, цветов и ягод можно сделать очень красивую поделку, посвященную празднику осени и сбору урожая.
Из картошки и ягодок с помощью зубочисток можно сделать ежика.
Из розовой картошки и морковки получается прелестная свинка. Ушки, пятачок и ножки крепятся с помощью зубочисток.
Из таких свинок можно собрать очень интересную и познавательную игрушку «ферма со свинками».
Очень эффектный петушок получается из яблок. Детали поделки скрепляем с помощью зубочисток.
Мы не можем обойти вниманием поделку, уже ставшую классикой — «Штампы из картофеля и моркови»
Как сделать такие штампы смотрите на видео:
Поделки из камней в садик
Камни, являются еще одним замечательным материалом для творчества в детском саду. Особенно эффектные поделки получаются из гладкой гальки. Раскрасив гладкую гальку можно получить наших любимых персонажей, например, ежика.
Если воспользоваться клеем и соединить несколько камней, то можно сделать веселых лягушат.
Для осенней выставки наверняка пригодятся яркие мухоморы.
Поделки из ракушек в садик
Ракушки — достаточно редкий но очень любимый детьми материал для творчества. Посмотрите, как сделать из ракушек очаровательных зайчиков.
Поделки из веток и палочек
Из палочек можно сделать очень эффектную вазочку. В основе вазочки пластиковая бутылка. Отрезаем у нее верхнюю часть и раскрашиваем.
Обламываем палочки средней толщины. С помощью двустороннего скотча приклеиваем палочки к бутылке.
Перевязываем вазочку сверху и снизу для прочности и красоты тесемкой. Лучше всего в вазе из веток смотрится осенний букет из листьев, сухих веток и шишек.
В широкую и низкую вазочку из веток можно поставить букет осенних цветов.
Очень интересные поделки получаются из спилов веток.
Из веток можно сделать красивых оленей. Отверстия в крупных ветках делаются дрелью. Затем туда вставляются и фиксируются клеем маленькие веточки (ножки, шейка, рожки).
Сухими срезанными палочками можно украсить картонный домик.
Посмотрите, какие еще замечательные поделки можно сделать из природного материала:
Включив воображение, из предложенных вариантов можно сложить свой собственный, подхватив идею и придав ей неповторимый облик.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в начальных классах.
Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык».
Для учащихся 3 - 4 классов.Лаврова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Глинская средняя общеобразовательная школа» д. Глинки.
Описание материала: Данный материал способствует обобщению знаний по русскому языку у учащихся 3 - 4 классов, воспитанию любви и бережного отношение к родному языку, развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке. Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов и педагогам.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Повторить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову.
Ход игры.
Самоопределение к деятельности.Учитель:
Русский язык (1959).
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А.Я. Яшин
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей игры. Сегодня у нас игра по русскому языку. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Главный гость сегодня – его величество русский язык
. Могуч и прекрасен русский язык. На языке мы думаем, общаемся, творим. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком?
– Дорогие ребята, нужно научиться общаться друг с другом.
В нашей игре участвуют две команды. Давайте их поприветствуем!!!
(Представляются участники каждой команды).
– Ребята, мы сегодня будем с вами играть за круглым столом. (Приглашаются за игровой стол).
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри).
По ходу игры будем подводить временные итоги, и записывать их.
– Итак, Ребята, подумайте пожалуйста, что вам пригодится для успешной победы в игре?
Буква заблудилась.
Учитель:
Буква заблудилась.
Неизвестно, как случилась,
Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
– Ребята, я сейчас буду читать вам стихотворения, а вы должны исправить ошибку: назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери).
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу).
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (Маки).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук. (Жук).
С длинными усами!..
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей).
Мы собрали васильки,
На головах у нас у нас –щенки. (Венки).
Старый дедушка Пахом
На козе (коне)
скакал верхом.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
Мама с бочками (дочками)
пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки (чайки)
над волнами.
Учитель:
Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. А теперь давайте отгадывать загадки.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён.
Сам её рождает. (Лёд).
Конь стальной, хвост льняной.(Игла).
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).
В середине алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета).
Учитель:
Молодцы, загадки отгадали. А теперь, прежде чем начать следующую игру, предлагаю вам вспомнить знакомое правило о правописании безударных гласных, а потом разучить и хором повторить его в стихах:
Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Учитель:
Я сейчас буду называть слова с безударными гласными, а вы должны к каждому слову подобрать проверочные (изменить его так, чтобы безударный звук стал ударным) и произнести хором. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Тропа – тропы
Гора – горы
Трава – травы
Стена – стены
Поля –поле
Холмы – холм
Для второй команды.
Голова –головы
Борода –бороды
Садовник – сад
Старик –старец
Листок – лист
Бежать – бег
Учитель:
Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют омонимами? (Омонимами называют слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. Например: «коса» – заплетённые волосы и «коса» – сельскохозяйственное орудие.
Давайте отгадаем – Омонимы-загадки
. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…(Иголки).
Я в дверях, я в замке,
И в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать…(Ключ).
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец порою
В шеренгу вас построю…(Линейка).
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают…(Очки).
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей…(Нос).
К розе он не подпускает,
Доски накрепко скрепляет…(Шип).
Учитель:
Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют антонимами
? Слова с противоположным значением. Например: высокий-низкий. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Загадки в стихах.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня…(Прохлада).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я …(Зима).
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех
Я бываю по неволе.
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались – это …(Плач).
Не бываю без начала.
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я…(Конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь…(Тишина).
Учитель:
Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте теперь вспомним синонимы
. (Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение). Каждый игрок называет слово, к которому играющие из другой команды, должны подобрать синонимы. Кто не сумеет этого сделать, тот уступает другому игроку. Примеры:
бездельник-лодырь, дерзкий- грубый, мокрый-сырой, дорога-путь, глаза-очи, думать-мыслить, лётчик-пилот, пища-еда, смелый-храбрый, успех-удача, горячий-жаркий.
Учитель:
Ребята, было трудно? Вы справились и с этим заданием?
В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик. Я сейчас буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте их во множественном числе, обозначьте в ловах ударение
. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Герб – гербы
Адрес – адреса
Мука –…
Директор – директора
Договор –догово
ры
Трактор –трактора
Еда – …
Столяр – столяры
Для второй команды.
Шарф –ша
рфы
Инженер – инжене
ры
Метро –…
Портфель – портфе
ли
Торт – то
рты
Повар – повара
Лень – …
Век – века
– Как видите, не всё так просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например: метро, мука, лень), как поставить ударение.
Вспомни фразеологизмы.
– Ребята, вспомните в русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Например: Ушки на макушке. Кто-то очень внимательно, напряженно вслушивается.
– Я сейчас буду вам давать объяснение устойчивым сочетаниям, а вы должны вспомнить как эти фразеологизмы звучат в русском языке.
Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Обижаться, сердится - надувать губы
.
Очень быстро - сломя голову
.
Кто-либо никак не может удержаться от смеха - смешинка в рот попала
.
Знает, что сказать, как ответить - за словом в карман не полезет
.
Очень медленно - черепашьим шагом
.
Итоговая рефлексия.
Учитель:
Дорогие ребята!
Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Вам понравилось? Что у вас хорошо получалось, а над чем ещё надо поработать? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Где можно применить новые знания?
Выявление победителей. Награждение команд.
Учитель: Слово в словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить,
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
– Уважаемые гости, участники нашей игры – Учитесь общаться друг с другом!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Спасибо за внимание!
Интеллектуальная игра по русскому языку
3 класс
Цели: через занимательные задания содействовать
поднятию
интереса учащихся к русскому языку.
Задачи:
1) формировать умения применять полученные знания на практике; 2) развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 3) воспитывать дружбу, коллективизм.
I. Организационный момент.
II. Беседа с детьми о русском языке.
-В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Встретились два приятеля.
1-ый ученик: Привет!
2-ой ученик: Привет!
1-ый ученик: Все? Отстрелялся?
2-ой ученик: Сдал. А Васька, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, такую чепуху.
1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.
-Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море – слов
Купаться ежечасно!
Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 – и команды.
1 команда (дети хором) «Грамотеи»
2 команда (дети хором) «Всезнайки»
3 команда (дети хором) «Любознательные».
III. Викторина по русскому языку.
1-ое задание: «Алфавитная»
- Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов.
2-ое задание: «Заблудившиеся буквы».
- Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу.
1.Говорят один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).
2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело!
3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол.
4. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном!
5. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву.
6. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами.
3- е задание: «Дети».
-У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок. - Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу.
1 команда: У вороны. ………..(вороненок). 2 команда: У лошади………..(жеребенок). 3 команда: У лисы …………..(лисенок).
1 команда: У галки…………(галчонок). 2 команда: У свиньи ……….(поросенок). 3 команда: У коровы……. (теленок).
1 команда: У козы………(козленок). 2 команда: У собаки…….(щенок). 3 команда: У лягушки……(Лягушонок).
4 – ое задание: «Найди пару».
-Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше. 1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда Гав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка).
5 – ое задание: Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)
Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь)
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Кого один раз в году наряжают? (Ёлку)
Два братца в одну сторону глядят. (Глаза)
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт -
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
Яркий, жёлтый, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (Апельсин)
Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)
6 конкурс- игра «Наоборот»
-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) ----------------------- влево. 2 р.
7) Закройте глаза (откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.
7 – ое задание: «Угадай знак»
(На доске записано три знака «!», «?», «.».)
-Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.
- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
- Это День Победы.
- Какое счастье быть свободным!
- Ты любишь раннее весеннее утро?
- Выйди в сад и открой глаза.
- Чувствуешь радость наступающего дня?
- Как прекрасно все вокруг!
- Что ты еж такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи!
8 –ое задание: конкурс «Телеграмма».
Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)
2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)
3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)
1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)
2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)
3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова.
1) Ученье - свет, а не ученье -
2)
Знай больше, говори -
3) Не имей сто рублей,а имей -
4) Не бойся врага
умного, бойся друга -
5) Лучшая вещь новая, лучший друг -
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз –
IV. Итог мероприятия.
Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Цели игры:
- Вызвать интерес к русскому языку.
- Формировать образную и выразительную речь.
- Расширить кругозор учащихся.
- Развивать образное и логическое мышление.
Оборудование:
- Школьные песни.
- Оформление зала (высказывания великих о русском языке, фразеологизмы, игры со словами - информация, которая размещалась на стендах в школе всю неделю; выставки стенгазет всех классов).
- Распечатанные задания, карандаши.
- Звездочки (жетоны), набор цифр для ответов (от 1 до 8).
Ход внеклассного мероприятия «Звездный час»
До начала мероприятия звучат школьные песни. Учащиеся 3 классса А танцуют танец «Мы маленькие дети» («Непоседы»).
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит». Расскажу вам древнюю легенду.
Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» - спросил хозяин.
«Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, вы-ражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», - ответил Эзоп.
В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:
«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаро-вывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Ребята, прав ли Эзоп?.. Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас - средство общения. И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.
У нас среди параллели третьих классов есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их!
Сегодня сражаются ученики...
Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы будут и для вас!
По правилам нашей игры после каждых двух конкурсов выбывает участник, набравший меньшее количество баллов.
Конкурс 1. «Разминка»
Вопросы для участников игры:
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).
3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы).
4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов).
5. Как переносится слово? (По слогам).
6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком).
7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу).
8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая?
(Признаки предметов).
Конкурс 2. «Люки и львы».
В пропущенные места вставьте подходящие буквы. Вопросы для участников:
1. _ Л Ю _ К _ 1. Без этого не играют в хоккей (клюшка
).
2. _ Л Ю К _ 2. Этот в руке у Бабы-Яги (клюка
).
3. _ Л Ю _ К _ 3. Этот пекут, как пекут пироги (плюшка
).
4. _ Л Ю К _ 4. Этот не знает, что значит улыбка (злюка
).
5. _ Л Ю _ _ _ К _ 5. В тот молочко наливают кошке (блюдечко
).
6. _ Л Ю К _ _ 6. Этот с болота приносят в лукошке (клюква
).
7. _ Л Ю _ _ К 7. Этот искал Карабас-Барабас (ключик
).
8. _ _ Л Е В _ _ _ _ 4. Лев—источник новостей (телевизор
).
Жюри подсчитывает баллы.
Конкурс для болельщиков «Загадки»
1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное).
2. Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, оживают,
Кто их отгадает.
(Буквы).
3. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:…
(алфавит).
4. Что для меня предметы? Лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт.
(Глагол).
5. Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают.
(Грамота).
6. Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь
. (Имя прилагательное).
Конкурс 4. «Пословицы и поговорки»
Стихотворение читает болельщик .
Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья!
Задание: каждой пословице найти её продолжение.
Конкурс для игроков
Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
1.
Шило
в горшке
не утаишь
(в мешке).
2.
В семье не без
водопровода
(урода).
3. Не имей сто рублей, а имей
миллион
(сто друзей).
4. Умный в гору не пойдёт, умный гору
подорвёт
(обойдёт).
5.
Волков бояться -
под одеялом лежать
(в лес не ходить).
6. Кашу
соляркой
не испортишь
(маслом).
7.
Тяжело в учении, легко
на каникулах
(в бою).
8.
У
мышки
глаза велики
(у страха).
Вопросы для болельщиков:
1. Без труда ищи, а нашёл - береги.
2. Век живи - а горы копает.
3. На ловца и борозды не портит.
4. Нет друга - не вытащишь рыбку из пруда.
5. Муравей невелик, зверь бежит.
6. Старый конь век учись.
Конкурс 5. «Грамотеи»
Стихи читают дети 1 класса .
Буква
А
и буква
О
Обижаются давно:
- Нас, ни в чём не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через
а
- «к
а
рова».
Букве
а
стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «тр
о
ва»,
То какие-то «др
а
ва»,
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Буква
А
и буква
О
Обижаются давно:
- Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги
. (Л. Дружинина)
А сейчас проверим, нет ли среди вас таких Петруш Ляминых.
Задание для игроков - исправить Кузины ошибки:
«Развеможнобезулыбкиоченьболноиобидно,
ВидетьКузиныошибки: гласподшышкоюневидно».
«НалителянасугропБыстроКузепомогайте,
ирасшибсебеялоп, всеошибкиисправляйте.
(Подсчёт баллов жюри)
Конкурс для болельщиков
Ведущий: А мы с болельщиками в это время отдохнём. Поработают наши языки. Кто быстрее других и правильно произнесёт скороговорку.
СКОРОГОВОРКА
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара. (Елена Благинина)
Конкурс 6. «Крылатые выражения»
Ведущий: Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:
1. Знать, как свои пять пальцев.
2. Сидеть, сложа руки.
3. Вариться в собственном соку.
4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.
Задания для участников - коротко объяснить значение фразеологизмов.
Вопросы для игроков:
1. Как снег на голову (неожиданно).
2. Яблоку негде упасть (тесно).
3. Хоть глаз выколи (темно).
4. Держать язык за зубами (молчать).
5. С гулькин нос (мало).
6. Как в воду глядел (знал).
Жюри подводит итог. Осталось3 участника.
Конкурс 8. Шарада
Из рассыпанных кубиков составить, как можно больше слов. По итогам этого конкурса выбывает 1 участник. А участник, составивший наибольшее количество слов имеет право на приз в ящике. Так же и среди болельщиков выбирается тот, кто составил самое длинное слово. Победитель получает приз из выбранного им ящика.
Суперигра
В финал выходят 2 игрока. Из слова ПАТРИОТИЗМ составить, как можно больше слов. Если у участников слова заканчиваются им могут помочь их пара.
Подведение итогов
Ведущий: Вот и закончились наши соревнования. Попросим жюри подвести итог. А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.
Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш» .
Награждение .
Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек - по речам». До свидания! До новых встреч!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразова тельная школа№2
Внеклассное мероприятие,
посвящённое
« Дню русск ого языка».
Учитель начальных классов
Савкина Е.М.
с. Троицкое
2014г
Интеллектуальная игра по русскому языку, 3 классы
« О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев)
Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по русскому языку;
Формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
Развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся.
- развитие устной речи.
Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать чувство дружбы и умения слушать других.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация , флажки, фишки, калькулятор. шарики для команд, ведомость для жюри, грамоты, муз. сопровждение (песни: «Учат в школе», «Если с другом вышел в путь»).
В игре участвуют команды 3 а, 3 б, 3в классов. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся
Ход игры
Вступление.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей игре, посвящённой самому интересному, самому увлекательному и самому трудному предмету в школе – русскому языку . Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.
Песня «Учат в школе»
Дети:
1.Наш язык – язык труда и света,
славный прекраснейший язык.
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык. (Талдыкина)
2. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. (Севда)
3. Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (Долгова)
Слайд №2
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
Слайд №3
А как вы знаете русский язык? Предлагаю вам ребята поучаствовать в конкурсах. (Команды занимают места. Представление команд, жюри.)
Участвуют три команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри)
Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку и находчивость. Задания будут, как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила:
1. Знаешь, подними руку.
2. Отвечай не выкрикивая.
Приветствие команд: Слайд №4
Ведущий. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга. Командиры представьте команды.
команда
класс
девиз
«Находчивые »
3Б кл.
И пусть острей кипит борьба,
сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
а только наши знания.
И, соревнуясь, вместе с вами
мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
и наша дружба крепнет с ней
«Смекалистые».
3Вкл
Мы смекалистые дети,
Всё хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.
«Сообразительные».
3Акл.
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятёрки получать.
Приветствия для команд от болельщиков.
3в к л. За команду мы болеем и друзьям помочь сумеем!
3б кл. Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,
Кому достанется победа совсем, совсем неважно!
3Акл.
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!
Ведущий. Команды поприветствуйте уважаемое жюри.
Дети (хором). Вам и слава, и почёт,
А мы любим точный счёт.
Учитель: Команды есть, жюри на месте, приступаем к состязанию.
I. Разминка Слайд №5 (условие игры)
Задание для команд ( Кто вперед!) :
1.Какую речь используют дети, записывая предложение в тетрадь.
а) устной речью; б) письменной речью
2. Какой слог называют “безударный”? (Слог, на который не падает ударение)
3. Что мы пишем и читаем: а) звуки; б) буквы?
4. Сколько звуков в слове “вью”? (3)
5. Сколько слогов в слове “яма”? (2)
6. Сколько звуков в слове “ель”? (3)
7. Что обозначает глагол? (Действие предмета)
8. Что обозначает существительное?
9. Что обозначает прилагательное? (признак предмета.)
10. . Назовите а нтоним к слову « мокрый» (сухой).
11. Назовите а нтоним к слову “вредный”. (Полезный.)
12. Назовите синоним к слову “отважный”. (Храбрый.)
Капитаны сдайте свои фишки.
Жюри подводят итоги .
Физминутка.
Игра «Как живёшь?»
(Учитель задаёт вопрос, а дети отвечают и показывают одновременно движения).
Как живёшь? (Вот так!)
А плывёшь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Вдаль глядишь? (Вот так!)
Ждёшь обед? (Вот так!)
Машешь вслед? (Вот так!)
Ночью спишь? (Вот так!)
А шалишь? (надув щёки, хлопнуть по ним кулачками)
Слово жюри
Слайд №6 ( для всех)
Задание №2 Подчеркни лишнее слово. (1мин)
Для команды (на карточках):
1. Дождь, снег, град, луна (слово состоит из 2 слогов ).
2. Земля , серая, жёлтая, зелёная (имя существительное).
3. Увидеть, покрасить, красный , добежать (имя прилагательное, без приставки).
4. Белый, белизна, белеет, белка (животное, существительное, отвечает на вопрос кто?).
Слово жюри
IV. Второй тур
Условия игры:
Этот тур потребует внимания. Вам надо собрать наибольшее количество словарны х слов, которые нечаянно рассыпались.
№3 Задание (одно для всех команд на чистых листочках): Слайд №7
I слог
II слог
III слог
ро
ца
жур
даш
ве
ши
ник
ли
го
ный
ка
че
ва
де
си
ло
ма
ран
да
ко
се
на
Ответы : ученик, ягода, весело, лисица, карандаш, дежурный, машина, корова.
Болельщики тоже попробуйте определить слова.
Слово жюри
Слайд №8
№4 задание Капитаны возьмите на столах карточки под №4 (2 мин)
Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините линией.( Мы выполняли такие задания на факультативе «Умники иумницы»)
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
Слово жюри
5.Задание для команд: Орфографический диктант. (кто первый сдаст выполненное задание)
5) Орфографический диктант.
На карточках у каждой команды слова с пропущенной буквой.
Задание : вставь пропущенную букву.
Дож.ь, в.лна, ч.сы, пуш.нка, см.шной, к.нюшня, пл.сать, кру., сторо., рука. .
Игра с болельщиками. Условия игры: (устно, кто первый ответит)
а) Раскрой смысл выражений.
Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.
1. Рукой поддать ( близко )
2.Морочить голову ( обманывать ),
3. В час по чайной ложке (медленно )
4.Засучив рукава (хорошо работать ).
б) Закончи пословицы:
Век живи … ( век учись ).
Терпенье и труд … (всё перетрут ).
Делу время… ( потехе час ).
6. Конкурс капитанов ( Кто больше наберет баллов ) (Поднимаем руку)
А)1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
Б)Игра: Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот
что:
Неуклюжий как крот (медведь)
Трусливый как медведь (заяц)
Злой как лиса (собака)
Упрямый как сорок а (осел)
Сдайте свои фишки жюри.
Жюри подводят итоги
Игра со зрителями
Угадай, что это. Замени одним словом каждую фразу:
Его вешают, приходя в уныние (нос).
- Его задирают, задаваясь. (нос).
- Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (нос).
Не цветы, а вянут. (уши)
- Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)
- Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить. (язык)
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. (язык)
-Её набирают в рот, когда молчат. (вода)
Дети читают стихи:
1.Грамматика, грамматика – наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее плохое было бы житье! (Хамлюк)
Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом. (Третьяков)
Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.
Слайд №9
(Объявляется победитель. Каждой команде и болельщикам вручаются призы.)
Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба. Давайте закончим нашу игру песней « Если с другом вышел путь ».