Идеал учителя в моем представлении. Эссе на тему «Идеальный педагог. Структура педагогической деятельности

Дата публикации: 09.03.16

Музыкальный руководитель – это не просто профессия, это звание, которое необходимо пронести с достоинством, чтобы позднее твои воспитанники вспоминали свои первые встречи с музыкой. Прав тот мудрец, сказавший, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам. Основное предопределение музыкального руководителя заключается в том, чтобы доносить красоту музыки до всех малышей, чтобы они смогли увидеть, почувствовать и понять через нее всю прелесть изумительного мира.

Со стороны многим покажется, будто бы профессия музыкальный руководитель сводится к игре на фортепиано и подпеванию детям на утреннике. Это далеко не так! В сущности «музыкальный руководитель» - это педагог - универсал. Ему необходимо уметь отвечать на все детские«почему», уметь пробудить и поддержать желание общаться и воспринять окружающий мир через эмоции, чувства. Он в одно время музыкант и певец, скульптор и чтец, танцор и художник, сценарист и режиссер праздников.

Музыкальному руководителю нужно только учить детей, но и самому учиться у своих дошкольников. Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция:«Учитель и ученик растут вместе».

Музыкальному педагогу нужно стремиться к тому, чтобы на его занятиях и праздниках детям было всегда интересно, чтобы при любой встрече они обнаруживали для себя что-то полезное, новое и запомнили это на долгое время. Руководитель, по-моему мнению,должен доставлять музыкальными занятиями удовольствие и радость детям, делать их жизнь счастливее и красочнее! Поможет в этом музыка. Это и есть основная цель, а может быть даже и МИССИЯ.

Главным подходом работы с детьми должна являться педагогика сотрудничества, когда педагог и ребенок общаются и действуют «на равных». Музыкальный руководитель должен сосредоточивать особенное внимание на создание проблемных ситуаций, строительно-конструктивной и экспериментально-поисковой деятельности, в которой ребенок ярко проявляет себя, выражает свое подлинное отношение к тем или другим явлениям.

Педагогу необходимо найти в маленьком человеке целый мир, привлекательный и загадочный, стараюсь понять его. Открыть в другом человеке личность можно, только имея качества: уважение и терпение, я всегда пытаюсь сохранить данные качества в себе и учу этому детишек. Основным критерием отношений являются слова: «Уважая себя, с уважением относись к другим», поэтому нужно активно применять личностно-ориентированную технологию, задачей которой является обеспечить безопасные комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, осуществления ее природных потенциалов.

Я считаю, современный музыкальный руководитель дошкольного образования – это человек широкого кругозора, который обладает необходимыми знаниями в области педагогики, методики, психологии, компьютерных технологий, хорошо разбирается в проблемах воспитания и обучения детей, способен проявить инициативность, самостоятельность в устойчиво изменяющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.

В наше трудное время, педагогам дошкольного образования XXI века, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, творчество, профессионализм, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются основными качествами педагога. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец». К чему и нужно стремиться.

Таким образом, благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, которая умеет находить верный выход из любой ситуации. Именно этому и нужно учить воспитанников. На занятиях детям не просто нужно петь, слушать и двигаться. Не просто учиться отличать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Педагогу по музыке нужно воспитывать разносторонне-развитую личность, которая умеет понимать и принимать прекрасное. Учить жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть лишь самоеположительное, яркое и жизнеутверждающее.

Эссе «Мой идеал педагога-мастера»

Остается совсем немного времени, как я закончу колледж и стану готовым специалистом. Я уже несколько раз была на практике и видела разные примеры учителей начальных классов. Теперь я хочу разобраться: какой же мой идеал педагога-мастера?

Я считаю, что сложно дать точное определение данному выражению. Каждый человек подумает о своем, у каждого свои идеалы и ценности. Но для меня педагог-мастер - это не тот, кто получает большую зарплату, имеет высшую квалификационную категорию или уже много лет работает в школе и имеет большой опыт. Педагог-мастер – это тот, кого признали мастером все окружающие: дети, их родители, коллеги, это человек, у которого открыто сердце и горят глаза. Такого человека сразу видно, к нему тянет.

Учитель – мастер! Только настоящему мастеру, любящему свое дело подвластно то, что его предмет понимает и любит каждый ученик. Его уроки не похожи друг на друга, каждый раз он ищет новые подходы и приемы, использует различные методики, старается провести каждый урок так, чтоб он запомнился, и учащиеся с нетерпением ждали бы следующего, который будет еще интереснее.

Настоящий мастер не относится к работе как к способу прожить от зарплаты до зарплаты, он живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Учитель-мастер должен постоянно развиваться, не сидеть на месте, стремится к самосовершенствованию.

Педагог-мастер должен уметь грамотно выстраивать воспитательно-образовательный процесс, но при этом уметь импровизировать, учитывать мнение своих учеников, не бояться отойти от намеченного плана. Учитель должен легко налаживать контакт с детьми, сделать так, чтобы путешествие за знаниями стало увлекательным процессом, быть рядом с маленьким искателем, поддерживать его в этом поиске – значит открывать новые перспективы и смыслы и для него и для себя. Этот совместный «поход» делает педагога и учеников единомышленниками, равноправными членами команды.

Конечно, в педагогической деятельности есть место и для ошибок, но "не ошибается лишь тот, кто ничего не делает”. Путь к мастерству напрямую связан с умением признавать свои ошибки, анализировать их причины и нести ответственность за них.

В своем эссе я описывала не вымышленный образ, а реального учителя, который искренне предан своему делу. Я очень хочу быть похожей на него, быть такой же открытой, добродушной, заряжать всех позитивом и энергией. Я буду очень стараться когда-нибудь в будущем стать похожей на него, стать педагогом-мастером.

2010 год объявлен годом Учителя. Это очень правильно, ведь профессия учителя – одна из самых благородных и нужных на Земле. Именно учитель закладывает в детях основы знаний, учит мыслить и рассуждать, а самое главное – учит быть честными и достойными людьми.

О профессии учителя я знаю не понаслышке. Моя прабабушка работала учителем начальных классов, получила высокое звание – Заслуженный учитель РСФСР, учителем географии и краеведения работает моя мама. В нашей школе преподают замечательные учителя, многих из которых можно назвать Учителем с большой буквы.

Как же я представляю себе образ идеального учителя? Конечно, педагог должен быть умным и эрудированным, знать свой предмет на «отлично», разбираться во всех жизненных вопросах. Но самое главное – он должен не только передавать нам свои знания, а строить свои уроки так, чтобы побуждать в нас стремление к самопознанию, желание стать образованнее и лучше, раскрывать в нас лучшие качества.

Я рада, что в школе меня окружают не просто учителя, а мудрые наставники, которые могут помочь в трудной ситуации, дать совет, поддержать, позволить почувствовать себя уверенней.

Ещё учитель должен быть всегда справедливым и одинаково относиться ко всем ученикам, не выделяя « любимчиков» или тех, кто ему не очень симпатичен.

Мне нравятся добрые учителя, но одновременно и строгие. Ученики должны знать, что педагог всегда может отнестись к нему с теплом и лаской, но если он провинился – справедливо его наказать и « поставить на место».

Некоторые мои ровесники считают, что только очень строгие учителя??огут вызывать уважение. Я с этим не согласна. Я считаю, что учитель должен добиваться уважения другими способами, ведь страх перед учителем не даёт детям по – настоящему раскрыть свои качества и не добавит интереса к предмету. Хотя я согласна с тем, что именно строгий и требовательный учитель сможет добиться идеальной дисциплины на уроке.

Эссе: «Мой идеал учителя»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. О. Ключевской

Почему я стала учителем? Почему выбрала эту непростую профессию, этот жизненный путь? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Может быть - это выбор, сделанный еще в школе, ведь именно там я встала на этот путь, путь педагога. Еще в 8 классе я сделала выбор в пользу психолого-педагогического класса, о чем сейчас совершенно не жалею. А может, это вовсе и не я выбрала эту профессию, а она..она долго и настойчиво выбирала меня?! Переступив порог класса, и впервые взглянув детям в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого. Ощущать себя учителем я начала в профессиональном учебном заведении. И сегодня все чаще задаю себе вопрос: каким должен быть идеальный учитель?

Идеальному учителю интересен процесс развития ребенка, его результаты, он удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что интересен учителю. Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать, что у каждого ребенка разные родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, темперамент и характер.

Идеальный учитель это тот, который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются должным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…

Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе унижать ученика, оскорблять, показывать свое превосходство или свою власть над ним. Иначе он сломает личность ученика.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке разглядеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, кроме искусства (музыки, живописи, литературы, архитектуры) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее?!

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе.

Идеальный учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «втягивается» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится творцом прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет великим и известным, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «великое искусство».

Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, но всегда чистый, как лист бумаги. Это мы иногда «засоряем» его своим поведением, своим отношением к нему. Иногда мы бесцеремонно вмешиваемся, советуем, а его надо просто понять, а иногда и принять таким, какой он есть.

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.
Но…“Кто я?” Не раздумывая: “Я – учитель”. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – человек”, или “Я – девушка”. Но “Я – учитель!”
Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя и пусть даже будущего постоянно о школе во время учебы, на практике.

Именно во время практики я поняла, что никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, использую те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, к которому он хочет подражать. Для меня всегда таким идеалом служил Вячеслав Васильевич Белоглазов. Познакомилась я с этим педагогом, когда училась в 8 классе. Мне сразу стал близок его педагогический стиль (хотя тогда, такие термины я еще не знала). Зато знала, какого учителя я бы хотела видеть рядом с тобой. Каким он должен быть. Какой он – мой идеал. Вячеслав Васильевич удивил меня тем, насколько он разносторонне развитый и целеустремленный человек. Ставя перед собой, кажется недостижимые цели, он их с легкостью достигал. Так в 1967 году в амурской столице появились «Ровесники». В своем ансамбле он создал живой, целенаправленный процесс художественно- эстетического образования детей, когда старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами и родителями воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки. Таким ансамбль остается и сегодня. Так же как и свой создатель, они ставят себе все новые и новые высоты и достигают их, выходя на мировой уровень. Он оставался учителем и для «ровесников» и для студентов педагогического института, несколько лет Вячеслав Васильевич Белоглазов руководил кафедрой педагогики в пединституте, ныне БГПУ.

Вячеслав Белоглазов создал отделение семейного воспитания, главная цель которого - формирование культуры отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и обществу, это оказание помощи растущему человеку в поисках смысла жизни, обогащении себя необходимыми знаниями, умениями для создания своих будущих семей.

К этому отчасти стремлюсь и я. Я знаю, каким педагогом я хочу быть. Я считаю, что будет целесообразно в моей дальнейшей работе с детьми выстраивать именно такие отношения взаимодействия всех трех субъектов учебного процесса учитель-ученик-родитель, как это делал Вячеслав Васильевич. Нужно помочь маленькому человеку не только погрузиться в мир знаний, но и раскрыть свой творческий потенциал.

Все, что невозможно постичь умом, нужно постигать сердцем. Нам нужно перестать учить детей методом «от головы к голове», необходимо учить «от сердца к сердцу»

Кто-то скажет: «Современная жизнь и научные достижения диктуют другие взгляды». Известный хирург Войно - Ясецкий на вопрос о том, видел ли он душу, когда оперировал сердце, ответил «Когда я делал операции на головном мозге, ума я там тоже не видел». Чтобы понять ребенка, не столько важно перечитать «горы» учебно-методической литературы, гораздо важнее - чувствовать ребенка, нужно думать как ребенок, нужно «стать ребенком».

Открой глаза! Распахни Душу! Призови на помощь сердце! И оглянись вокруг. Что увидят твои глаза?

Получить красный диплом учителя может каждый, но нет никакой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей. Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире! Идеальный учитель приложит к этому максимум усилий, максимум душевных затрат.

Подписи к слайдам:

Мой идеал учителя

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.Ключевской

Каким должен быть идеальный учитель?

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ Интересуется результатами, успехами ребенка Учитывает то, что все дети разные Видит в ребенке личность

Я – УЧИТЕЛЬ!

Учитель для ребенка – это идеал.

Вячеслав Васильевич Белоглазов. Кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР. Руководитель ансамбля 1967 - 1994

От сердца к сердцу

Спасибо за внимание


Пожарская А.В.

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ – СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Результат превзошел все наши ожидания. «Трудные» дети получили одобрение одноклассников, почувствовали вкус успеха. Работа учащихся в малой группе стала частью коллективной работы всего класса. Ее мы поместили на сайт нашей школы. На следующем уроке проблем с дисциплиной не было – дети сразу стали работать в группе. Значит, нужно заинтересовать детей на уроке. Не только поставить цель перед детьми, но и указать путь к этой цели, создать ситуацию успеха – вот нехитрые «открытия» неидеального учителя изобразительного искусства.
Ведь учитель понимает, что он не «вставит ученику свои мозги» и не проживет за ученика его жизнь, а потому дело чести для учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией качеств настоящего учителя. Профессионал, не создающий новые формы, рискует быть простым ремесленником и транслятором чужих знаний и образцов, а низкая саморегуляция и слабая рефлексия закрывают его возможности к саморазвитию, жизнетворчеству и мастерству педагога-интегратора.
Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе друга и собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей.
Идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом – устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.
В конце концов, смысл человеческой жизни – постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни – трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования.
И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, так как любой, встретившийся в жизни, может быть учителем.
И, наконец, даже самому талантливому учителю трудно будет реализовать свой творческий потенциал при несовершенстве системы образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования.
Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества.
Ведь, по сути, образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Учитель – проводник, духовный наставник, он помогает детям осознать подлинное значение духовных ценностей, дает ту нравственную опору, на которой строится прогресс.
Надежда на реформу образовательной системы живет в педагоге-новаторе. Он понимает, что необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху. Современная система образования должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.
Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.
Мы исходим из того, что «идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса. Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.
Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету знаний, культуры.

Список литературы
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика. – М., Высшее образование, 2008.
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1995.
3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.: Знание, 1989.
4. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М., 1958. – Т. V.
5. Мейдер В.А., статья //Личность педагога в образовательном пространстве» // «Здравый смысл». – 2007. – № 3 (44).
6. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. – Ростов на Дону, 1998.
7. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, /в 2-х книгах/., Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
9. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996,