Эмоциональный интеллект упражнения. Как развить эмоциональный интеллект. Упражнение для развития «осознанности»

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано

Интегралы, теоремы, химические формулы и малоизвестные исторические даты – штука сложная, но совершенно бесполезная в обычной повседневной . Как много времени уделяется заучиванию практически ненужного материала за школьной партой, тогда как действительно значимые вещи упускаются. А ведь и реализация человека в жизни гораздо больше зависит от умения управлять своими , чем от умственных способностей.

Возьмем примеры любых успешных предпринимателей – Джек Уэлш, Ричард Бренсон, Рид Хоффман, Ларри Пейдж. Все они добились колоссального успеха не только благодаря уму, но также и умению собрать вокруг себя нужных людей, правильно организовать их труд, направить способности в нужное русло. Как им это удалось? Огромная заслуга таких личностей лежит в эффективном использовании эмоционального интеллекта! Значит, развиваем эмоциональный интеллект!

В сущности, эмоциональный интеллект – это умение управлять, понимать, а также манипулировать своими и чужими эмоциями; способность распознавать намерения и человека, используя их для достижения личных целей. Так, Д. Уэкслер и К. Штайнер в свое доказали, что высоких карьерных достижений и успехов в социуме добиваются именно те личности, у которых хорошо развита способность находить общий язык с окружающими, которые научились эффектно взаимодействовать в социуме благодаря эмоциональным связям.

Эмоциональный интеллект

Профессор Д. Гоулман выделил следующие составляющие эмоционального интеллекта.

1. Способность к распознанию эмоций по внешнему поведению, жестам и голосу, без которой невозможно легко завязывать контакты.

2. Способность к эмпатии как умение слышать и понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, вовремя проявляя заботу и сопереживание. Это качество помогает выстраивать доверительное общение.

3. Способность мотивировать себя не только материальным (денежным) вознаграждением, но и получать удовольствие от самого факта покорения .

4. Способность к самосознанию, анализу самого себя и своих чувств, пониманию причины конфликтов во взаимоотношениях, целей , своих сильных и слабых сторон.

5. Способность к самоконтролю, что проявляется в умении гибко управлять собственными чувствами и эмоциями, сдерживая негативные порывы.

6. Способность манипулировать другими людьми, умение быть убедительным в глазах собеседника, призывая его работать на благо собственных профессиональных интересов.

Как развить эмоциональный интеллект?

Зная практическую ценность умелого управления эмоциями, мы подходим теперь к главному вопросу: как развить эмоциональный интеллект? Перед вами 6 простых, но оттого не менее эффективных способов.

1. Ведение дневника самонаблюдения. Чтобы научиться управлять другими, надо хорошо изучить самого себя и свои . Заведите , в который записывайте конфликты дня, что вы чувствовали в этот момент, и каким образом вам удалось справиться с опасной ситуацией? Какие довлели над вами? Какие выводы вы сформировали?

2. Уроки общения и взаимодействия. Даже если вы не любите находиться в большом коллективе, либо не горите желанием много общаться, постарайтесь пересилить себя и построить диалог с самыми разными людьми вашего круга. Попробуйте узнать их мнение о вас и ваших способностях, слабых и сильных сторонах, посмотрите на себя их глазами. Вы откроете много нового!

3. Взгляд всех сторон конфликта. Очень важно в общении проявлять гибкость, особенно если собеседник обладает ярким темпераментом и отстаивает противоположную точку зрения. Попробуйте взглянуть на предмет его глазами, откажитесь от старого способа мышления для достижения компромисса.

4. Умение ставить на паузу. Перед тем, как отреагировать привычным образом на очередное предложение или обвинение, сделайте паузу и обдумайте возникшую реакцию, так ли она хороша? Можно ли как-то иначе выразить мысль, чтобы не обидеть собеседника и лучше донести до него свою ?

5. Советчик с противоположным мнением. Очень часто люди, непохожие на нас, могут дать такой дельный совет, который никогда бы не пришел нам в голову. Заведите дружбу со своей противоположностью и советуйтесь с ним в сложных ситуациях, это позволит избежать многих неприятных моментов в будущем.

6. – в результат. Если что-то вынуждает вас злиться или нервничать, не стоит опускать руки или заливать стресс алкоголем. Самое правильное решение – направить энергию разрушения на достижение результатов. То есть не пускать на самотек, но еще раз обозначить направление.

Развивая эмоциональный интеллект, вы учитесь не только решать задачи, но и управлять мыслями и чувствами окружающих во благо ваших личных интересов. Такая способность сделает вас неформальным лидером любого коллектива, подготовив хороший плацдарм для будущих успехов.

Так случилось, что EQ часто связывают с умением влиять на людей. На самом деле его роль шире. Развитый эмоциональный интеллект - это полезный «фоновый» навык, который улучшает жизнь почти во всех сферах. Вкладываясь в работу с собственными эмоциями, мы заботимся о своем благополучии и успехе.

Что такое эмоциональный интеллект

Специалисты по продажам шутят: «Обычный интеллект поможет решить задачу. Эмоциональный - поможет убедить других решить ее за тебя». В широком смысле интеллект можно описать как нашу компетентность в чем-то. Если мы хорошо , свободно оперируем абстрактными величинами, думаем формулами и алгоритмами, у нас хорошо развит математический интеллект. Эмоциональный интеллект - тоже компетентность, но в области чувств и их выражения.

В XX веке психолог Ричард Лазарус пришел к выводу , что эмоции участвуют в процессе познания и оценки всего, что с нами происходит.

Сырые данные от органов чувств, которые мы получаем «на входе», мозг перерабатывает в ощущения, а потом оценивает, что они должны значить. Позже Джон Мейер и Питер Сэловей описали эту систему как «эмоциональный интеллект».

Если внутренняя «логистика» у нас организована четко, на выходе мы получаем адекватную картину мира и собственных реакций.

Если нет - мы путаемся в своих чувствах и желаниях, приписываем окружающим выдуманные намерения и ведем себя непоследовательно. Не самая приятная ситуация, верно?

Чем важен высокий EQ

Представьте, что вы работаете в небольшой компании. Число клиентов пока невелико, но дела идут неплохо, и руководство решает расширяться. Открываются новые подразделения, наклевываются сделки с крупными партнерами, а все процессы организованы по-старому. Начинаются проблемы.

То же происходит и с человеком, когда он пытается брать на себя больше ответственности, но не работает с эмоциями. Постоянное общение выматывает, стрессы и незакрытые вопросы не дают спать по ночам, дома и на работе постоянно вспыхивают конфликты.

Поток задач стал более интенсивным, связанные с ними переживания усилились, но обрабатываются они по-старому.

«Человек, у которого высокий эмоциональный интеллект, умеет регулировать свое состояние - отпускать эмоции, которые забирают энергию, и удерживать те, которые энергию дают, - объясняет Елена Мечетина, психолог, коуч и основатель центра по развитию эмоционального интеллекта у детей „Д-А“. - Это не значит, что он избегает конфликтов и напряженных ситуаций. Но он быстро возвращается в состояние равновесия и не поддается на провокации».

«Проявлять эмоциональный интеллект - значит ориентироваться не на причину, а на цель, - добавляет бизнес-тренер Елена Сидоренко. - Эмоциональный интеллект направлен в будущее - как, кстати, и интеллект рациональный. Хотите сделать так, чтобы недоверие или неприязнь к вам сменились на любопытство? Значит, вы должны делать не то, что вам подсказывают эмоции, а то, что приведет к желаемому результату».

Можно ли развить EQ?

В определенном смысле уровень интеллекта - это данность, определенная с рождения. На эту данность наслаиваются воспитание, жизненный и профессиональный опыт, однобокие знания о мире. Можно ли изменить эмоциональную «прошивку», которая диктует нам те или иные реакции, в сознательном возрасте?

Здесь важна вера в то, что мы можем измениться. Психолог Кэрол Дуэк и ее последователи утверждают , что на наши результаты влияет изначальная установка - на стабильность или рост. Если мы верим, что можем измениться (и в любом случае ощутимо меняемся под действием нового опыта), значит, мы на самом деле меняемся.

«Стиль эмоций, как и стиль мышления, - это во многом вопрос привычки, - говорит Елена Мечетина. - Главная прелесть нашего организма в том, что он может адаптироваться к нагрузкам, которые мы ему даем. Не удается сесть на шпагат сейчас - удастся через полгода тренировок. То же и с эмоциональными реакциями. В изменения трудно поверить, потому что мы не привыкли целенаправленно работать с собой».

Упражнения для развития EQ

1. Пересматривайте свои убеждения

Вспомним Лазаруса и его коллег: чувства формируются уже после того, как мы оценили событие. Это может происходить молниеносно, потому что есть привычка думать и чувствовать определенным образом. А она формируется убеждениями.

Неправильно понятые, не соотнесенные с реальностью или устаревшие убеждения могут стать эмоциональной ловушкой.

«Была у меня клиентка - врач, которая долго нарабатывала себе базу контактов, - вспоминает Елена Мечетина. - Ее профессионализм тоже долго развивался. Проблема была в том, что пациенты звонили ей постоянно, даже ночью, и она не могла отказать: „Я же дала клятву Гиппократа!“ Но разве в ней сказано, что врач должен помогать пациентам ценой своей личной жизни? Это убеждение поначалу помогало ей, но затем - в новых условиях - стало тормозом и источником страданий».

Важной частью работы с эмоциональным интеллектом может быть психотерапия, где специалист учит нас осознавать наши убеждения, понимать причины их появления и актуальность для нашей жизни. И - если нужно - пересматривать эти убеждения и отказываться от них.

2. Ведите эмоциональный дневник

Исследования психолога Джеймса Пеннебейкера показали: тот, кто освоил привычку регулярно записывать свои чувства, быстрее и легче находит решение сложного вопроса.

Вот один из вариантов, как можно это делать. Шаг 1. Установите таймер на 20–30 минут. Шаг 2. Опишите, что чувствуете в данный момент или что переживали в течение последней недели (месяца, года).

Пишите все, что приходит в голову, не обращая внимания на стиль, ошибки и другие несовершенства. Оставьте запись или удалите ее - это не так важно.

Сам процесс письма приучит вас систематизировать эмоциональное мышление, «расклеивать» слепившиеся в комок чувства и точнее находить их причины.

3. Практикуйтесь в выражении эмоций

Кто виртуознее всех владеет своими эмоциями? Театральные актеры! Конечно, это заявление не бесспорно, но подумайте: демонстрировать глубокий спектр переживаний для этих людей - работа. Мастерство актера во много связано с умением впускать в себя определенную эмоцию и выпускать ее, не проникаясь ей.

Елена Мечетина советует всем, кто хочет развить свой эмоциональный интеллект, прочесть книгу Константина Станиславского «Работа актера над собой» . Писатель или журналист владеет словом как инструментом, и точно так же актер владеет эмоцией. А развитый эмоциональный интеллект как раз и предполагает умение владеть эмоцией, а не отдаваться ей.

4. Расширяйте свой эмоциональный словарь

Сьюзен Дэвид, психолог Гарвардской медицинской школы и автор книги «Эмоциональная гибкость» , советует не только прислушиваться к себе, но и расширять эмоциональный словарь: изучать нюансы эмоций, называть их и находить для каждой спектр применения.

Язык обладает удивительной магией - он задает эмоции определенный сценарий развития, и она подчиняется ему.

Когда вы подобрали подходящее название для чувства, постарайтесь отыскать еще хотя бы два слова для описания его оттенка. То, что переживается как грусть, может быть разочарованием, подавленностью, опустошенностью или сожалением. Разматывая эти ниточки, вплетенные в общую ткань, вы дойдете до причин и оснований ваших реакций.

5. Помните о цели

По словам Елены Сидоренко, умение управлять своими чувствами связано с таким качеством, как самоотречение. Если мы готовы сдаться на милость порыва злости или раздражения, значит, мы позволяем этим эмоциям управлять нами. Мы идем на поводу у тех, кто вызывал эти эмоции, не думая о своих интересах.

Находясь внутри ситуации, развивайте в себе внутреннего наблюдателя, который сопоставляет интуитивные реакции с целями. Например, если кто-то втягивает вас в конфликт, задумайтесь: «Какие цели у этого человека? А какие цели у меня? Какой эмоциональный отклик будет больше соответствовать моим целям?» Это сложное упражнение, поскольку требует хорошей практики осознанности и умения быстро переключаться. Но со временем можно освоить и его.

Школа Юрия Окунева

Приветствую всех читателей моего блога. С вами Юрий Окунев.

Как вы думаете, какое личное качество нужно иметь в своем арсенале, чтобы стать хорошим руководителем? Честность? Настойчивость? Дисциплину? Да, все это должно быть. Но в первую очередь руководитель должен обладать мощным эмоциональным интеллектом. Сегодня поговорим о том, как развить эмоциональный интеллект.

В статье мы с вами разобрали, что такое IQ и как повысить его уровень.
Знать свой айкью, конечно, хорошо. Еще лучше обладать достаточно высоким уровнем интеллекта. Тем не менее, это не дает гарантию успешности.

Жизнь показывает, что люди с достаточно высокими показателями айкью часто работают дворниками, водителями, простыми рабочими. И, наоборот, чтобы стать, допустим, президентом США, совсем не обязательно иметь запредельный IQ.

Если проанализировать, кто состоит в организации МЕНСА (закрытое общество, куда входят самые интеллектуальные люди со всей планеты), то напрашивается вывод, что можно иметь достаточно высокий уровень интеллекта и, тем не менее, прожить всю жизнь «с дыркой в кармане».

Так в чем же дело? Получается, что IQ не дает объективных данных об уровне успешности и состоятельности индивидуума?

Секрет лидерства

В середине 90-х годов прошлого века именно таким вопросом задались психологи США Д.Гоулман и Л.Гарднер. Тогда введено было понятие «эмоционального интеллекта»(EQ).

До сих пор считалось, что эмоции – это некая неуправляемая субстанция, под влиянием которой человек теряет разум. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман [ /urlspan] высказывает противоположную точку зрения. Эмоциями, говорит автор, можно и нужно управлять.

Для этого нужно научиться понимать свои чувства и выходить из сферы их влияния. Это позволит:

  • Побеждать собственные страхи и переживания;
  • Понимать мотивы поступков других людей;
  • Воздействовать на окружающих.

Руководителю не обязательно обладать высоким интеллектом. За счет эмоционального превосходства он сумеет окружить себя умными и одаренными людьми и использует их гениальность. Этим обуславливается эффективность действий.

Четыре сферы воздействия

Эмоциональный интеллект подразделяется на четыре составляющих:

  • Понимание себя;
  • Самодисциплину, умение сдерживать негативные эмоции;
  • Понимание окружающих;
  • Взаимодействие с окружающими.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно в достаточной степени овладеть каждой из этих ступенек. Разберем каждую из них подробнее.

Понимание себя

Чувства приходят и уходят. Есть негативные эмоции, есть позитивные. Грусть, радость, опасение, тревога, скука – все это плод нашего воображения. И, тем не менее, они могут помогать нам, а могут и мешать в повседневных делах.

В книге психолога В.Синельникова «Возлюби болезнь свою» подробно описывается, что такое негативные эмоции и откуда они берутся. У каждой негативной эмоции есть своя подцель, положительное намерение.

Например, для эмоции гнева таким намерением будет желание изменить мир в лучшую сторону. Важно осознавать, зачем, с какой целью возникает данная эмоция, и научиться достигать этой же цели более позитивным способом. Кстати, в этой же книге можно найти информацию о том, к каким хроническим заболеваниям может привести та или иная негативная эмоция, переживание, если с нею вовремя не поработать.

Не научившись понимать себя и природу своих чувств, мы никогда не сможем понять мотивацию поступков окружающих нас людей: коллег по работе, друзей и тех, кто нам дорог.

Самодисциплина

Приходилось ли вам общаться с человеком, у которого каменное и непроницаемое лицо? Как ощущения? Пожалуй, нам одинаково неуютно, как в обществе собеседника совсем не эмоционального, так и эмоционального чересчур, когда эмоции доходят до уровня фальши и лжи.

Необходимый уровень эмоций – вежливая улыбка, доброжелательные интонации в голосе – должен присутствовать при официальном общении. Ну, а в дружеском тесном кругу живые эмоции – радость, удивление, интерес – это часть обмена информацией друг с другом.

Умение контролировать свою мимику, интонацию, жесты – это привилегия лиц с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Люди, которые хорошо владеют данным навыком, в любом коллективе пользуются уважением и становятся примером для подражания.

Понимание окружающих

Тут все понятно. Хочешь понять окружающих – умей слушать и вникать. Проявлять внимание к собеседнику. Уметь по мельчайшим движениям мимики и интонации угадывать ход мыслей.

Но это еще не все. Невербальные методы общения несут в себе значительный объем информации о том, говорит человек правду или лжет, испытывает ли он при разговоре неприязнь, недоверие.

Гоулман вводит понятие эмпатии – осознанное внимание к поведению собеседника. Благодаря развитой эмпатии, руководитель может:

  • Поддерживать авторитет в глазах окружающих;
  • Добиваться доверия и расположения к себе;
  • Всегда знать, что думают работники, суметь вовремя разговорить человека и выведать дополнительную информацию;
  • Удалить из своего окружения заведомо опасных людей.

Взаимодействие с окружающими

Освоение всех предыдущих ступенек – распознание своих и чужих чувств, овладение методами самоконтроля – позволяет проявлять влияние на окружающих.

Эмоционально развитые люди всегда становятся лидерами. Они умеют сплотить команду вокруг себя, воодушевить идеей, урегулировать возникающие конфликты. Даже в обычной компании приятелей таких людей всегда можно заметить. Они обычно в центре внимания: травят анекдоты, дают оценку окружающим, их голос всегда выделяется из общей массы.

Задача лидера – вести за собой. Важно выбрать и применить на практике правильную политику взаимодействия с окружающими. Гоулман рассматривает шесть базовых моделей управления.

Четыре резонансные (конструктивные):

  • Демократическая;
  • Обучающая;
  • Идеалистическая;
  • Товарищеская.

И две диссонансные (деструктивные):

  • Авторитарная;
  • Амбициозная.

Вообще, способам взаимодействия с окружающими, способам урегулирования конфликтов и методам общения с неприятными людьми посвящено много книг отечественных авторов. Мне, например, нравятся книги психолога Н.Козлова с подробным разбором каждой жизненной ситуации. В частности можно почитать его «Книгу для тех, кому нравится жить» — это про то, как проявлять эмоциональный интеллект в повседневной жизни и личных отношениях и книгу «17 мгновений успеха: стратегии лидерства» — для тех, чья работа связана со сферой менеджмента.

Пройти тест

В настоящий момент проблемой эмоционального интеллекта, в основном, занимаются западные психологи, а потому тесты на определение уровня EQ (их более сорока) в своем большинстве англоязычные. Из русских версий можно предложить тест MSCEIT 2.0 под редакцией Е.Сергиенко и И.Ветровой, наиболее точный и объективный русскоязычный тест. Пройти его самостоятельно можно здесь .

Работа над собой

Возможно вы ждете от меня списка упражнений, выполнив которые дома, вы сразу же взойдете на пьедестал эмоционального интеллекта? Таких упражнений нет.

Дело в том, что развитие эмоционального интеллекта – это многолетний процесс постоянной работы над собой, самосовершенствования и повышения дисциплины.

  1. Читайте книги, изучайте видео курсы по практической психологии, позитивному мышлению, самоанализу. Кое что можно почерпнуть в восточной философии. Можете почитать книгу того же В.Синельникова «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» , содержащую ряд советов по освоению эмпатии и эффективному общению.
  2. Занимайтесь спортом. Активные движения выполняют функцию динамической медитации. При выполнении упражнений внимание переключается на правильную работу мышц, при этом мозг полностью освобождается. Часто бывает, что решение самых тяжелых вопросов приходит само во время или после тренировки.
  3. . Планирование заставляет мозг постоянно работать, избавляться от внутренних комплексов, барьеров и страхов.
  4. Изучайте типологию личностей, язык жестов, искусство риторики – все то, что помогает эффективно общаться. Учитесь слушать того, с кем говорите.
  5. Старайтесь вести анализ своих эмоций. Столкнувшись с очередной проблемой, положите перед собой листок бумаги и ручку. Поделите листок пополам. В левой стороне напишите те решения проблемы, которые вам подсказывают эмоции, в правой части напишите, что говорить разум. Еще прежде, чем закончите писать – придет верное решение.

Послесловие

На сегодня все. Занимаясь развитием эмоционального интеллекта не забывайте уделять время логике. В этом вам поможет сервис Брайнаппс , который предоставляет комплекс простых и весьма эффективных тренажеров, доступных для детей и интересных для взрослых.

Надеюсь, что статья была для вас полезной. Пишите комментарии, оставляйте отзывы. Подписывайтесь на новости блога.

До свидания. Ваш Юрий Окунев.

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».