Экзаменационная работа по русскому языку. Экзаменационная работа огэ по русскому языку распределение

Экзаменационная работа

по предмету «Русский язык»

10-11 класс

Вариант I

Инструкция для студентов

и дополнительной

Обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная –5.

В бланке ответов напротив каждого номера заданий вам необходимо поставить цифру, соответствующую правильному ответу. Таким образом, напротив заданий 1-8 и 10-22 должна стоять только одна цифра (1,2,3 или 4) В заданиях 9 и 25 нужно вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Успехов на экзамене!

Обязательная часть

1) вандалы

2) дефис

3) вовремя

4) шофёр

2. Какое слово не имеет окончания?

1) вход

2) смелость

3) шипение

4) вскользь

1) нагр…вать, стр…мление, соч…тающий

2) под…рить, хв…стун, просл…вляя

3) переб…рёшь, к…варный, ст…рона

4) об…яние, прик…снуться, л…скающий

4. В каком предложении – НЕ- со словом пишется раздельно?

1) Нам (не)где было даже разложить свои документы.

2)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые, пасмурные дни.

3) Окно на кухне было (не)занавешено.

4) (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад.

Я:

1) родители похвал…т, чару…щая сказка

2) ненавид…щие ложь, люди не обид…т

3)они кле…т, изменя…щийся вид

4)флюгеры верт…тся, стел…щийся дым

6. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква О?

А. ож…говый В. перч…ный

Б. ноч…вка Г. волч…нок

1) А, Б, Г 2) А,В

3) А,Г 4) Б,Г

НН?

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

1) 1,2,4 2) 2,4

3) 3 4) 3,4

8. В каком предложении данные в скобках слова пишутся раздельно?

1) (От) чего мне так трудно дышать (и) так больно в груди?

2) Мне стало грустно не (по) тому, что гунны вымерли, а (от) того, что смысл слова оказался столь простым и (ни) чего не дал мне.

3) (И) так, мы не выяснили, (ни) чего он добивался, (ни) куда неожиданно исчез.

4)Во всём городе (не) было людей, настроенных (так) же спокойно и в то(же) время торжественно, как эти двое.

1) Крытая камыш…м хата ст…яла на лугу окружё…ая ромашками и ф…олетовыми султанами иван-чая.

2) Его лучи проб…ваясь через листву золотыми снопами падали на тр…пинку …свещали бронзу могучей сосны.

примыкание.

Часто ли мы получаем призыв к милосердию?

1)Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.

2)Отсталый да ленивый всегда позади.

3)Лёгкие ветры легко и тепло дули на пристань и уснувший посёлок.

4)Мой собеседник походил на мастера или управляющего.

Сегодня (1) кажется (2)будет дождь. Небо перед дождём (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой.

1)1,2,3,4 2) 1,2

3)3,4 4)2,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Цветы (1) отягощённые (2) росой (3) стоят неподвижно.

1)1,2 2)1,2,3

3)1,3 4)3

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1). Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.

3). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.

4). Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен(2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

1)1,2,3 2)1,3

3)1,2,3,4 4)2,4

БЕЗОБИДНЫЙ нужно употребить
слово
НЕОБИДЧИВЫЙ?

1). Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.

2). Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

3). Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

4). Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

1). у башкир

2). клади быстрее

3) около пятиста метров

4) пять статей

18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбирая стиль одежды,

1). это занимает много времени.

2). руководствуйтесь определёнными правилами.

3). подчёркивается индивидуальность.

4). большую роль играет цвет.

Прочитайте предложения и выполните задания 19 - 20.

А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. Если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы наверно не узнали её.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

19. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А 2) Б

3) В 4) Г

20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,Г,В 2) В,А,Б,Г

3) В,Г,Б,А 4) Г,А,Б,В

Дополнительная часть

(1)... (2)С этим утверждением можно поспорить. (3)Думается, что человек не родится ни ангелом, ни зверем, ни «между ними». (4)Он формируется при жизни. (5)Задача воспитателя всё-таки не в том, чтобы человек не позволял себе делать то, что хочет. (6)…цель у воспитателя позитивная - сформировать такие потребности, «хотения», которые соответствуют, а не противоречат человеческой общественной природе.

21. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1. Многие считают, что слишком жёсткое воспитание наносит больше вреда, чем слишком мягкое, потому что порождает злобных и мстительных людей.

2. Один из известных педагогов говорил, что человек, который позволяет себе делать всё, что ему захочется, перестаёт быть человеком.

3. Наследственность играет большую роль в формировании человека.

4. Нужно ли человеку постоянно запрещать себе какие-то действия, чтобы преодолеть дурные наклонности?

22. Какое слово или словосочетание должно быть в начале предложения 6?

1) Зато 3) К тому же

2) На самом деле 4) И всё же

1) описание 3) рассуждение

2) повествование 4) описание и повествование

24. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1). Можно поспорить (2)

2). Что хочет (5)

3). Цель - сформировать (6)

4). Сформировать такие потребности, «хотения» (6)

25.

Телега выбравшись на шо(с,сс)е опять затряслась забилась быстро загремела по камням. Евсей пог…нял. Звезды за домами уже (не)было. (В)переди была белая голая улица белая м…стовая белые дома. Всё это замыкалось огромным белым собором под новым бело-жестяным куполом и небо над ним стало бледно(синее), сухое.

А дома в усадьбе в это время уже роса падала сад благоухал свежестью пахло из топившейся п…варской. Далеко за р…внинами хлебов за серебристыми тополями на окраинах сада за старой заветной баней дог…рала з…ря.

В гости(н,нн)ой были отворены двери на балкон алый свет мешался с сумраком в углах и жёлто(смуглая) черно(глазая) барышня поминутно поправляла рукава лёгкого и широкого платья из оранжевого ш…лка пристально смотрела в ноты сидя спиной к з…ре ударяя по ж…лтым клавишам.

(По И.А.Бунину)

Экзаменационная работа

по предмету «Русский язык»

Вариант II

Инструкция для студентов

На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку дается 2 часа. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 25 заданий. Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: обязательной (задания базового уровня сложности) и дополнительной (задания повышенного уровня сложности).

Обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная -5.

В задания включены материалы, проверяющие знание разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, морфологии, культуры речи.

Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами, которые указаны в бланке ответов около каждого задания.

В бланке ответов напротив каждого номера заданий вам необходимо поставить цифру, соответствующую правильному ответу. Таким образом, напротив заданий 1-8 и 10-22 должна стоять только одна цифра (1,2,3 или 4). В заданиях 9 и 25 нужно вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Успехов на экзамене!

Обязательная часть

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) процент

2) деяние

3) наискось

4) заняла

2. Какое слово имеет нулевое окончание?

1) воедино

2) набег

3) лучом

4) молчком

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

2) пер…од, к…пошится, предв…рительный

3) с…итуация, ср…жаться, б…седующий

4) см…гчение, увл…кательный, упр…стить

4. В каком ряду НЕ со словом пишется слитно?

1) В классе стоял долго (не) умолкавший гул.

2)Эта задача оказалась далеко (не) лёгкой.

3) Перечень книг был (не) полным.

4) Командир слушал, (не) вмешиваясь.

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А ?

1)моряки служ…т на флоте, колыш…щиеся от ветра

2) они слыш…т, хлопоч…щий по дому

3)держ…щиеся свободно, дожди промоч…т землю

4)волны плещ…тся, дыш…щие свободно

6. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква И ?

А. обидч...вый В. застр...вать

Б. десантн...к Г. гряз...вой

1)АВ 2)АБ

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.

1)1,2,3,4 2)2,4

3) 2,3, 4) 3,4

8. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (По)моему, мы придём к тому, (от)чего отошли , (за)то и будем наказаны.

2) (По)моему лицу было ясно, что сегодня (по)домашнему ему одеваться не следовало бы.

3) (В)виду того, что нас так(же) ждали к ужину, мы отложили прогулку, за (то) явились ( во)время .

4) (Во)время блужданий по России я часто думал о том, что(бы) осталось от природы, если(бы) не было лесов.

9. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1) Волны неслись к берегу и выбрас…вали на песок на камни дли…ые водор…сли (не)осторожных рыб измуче…ых пр…боем крабов и множество красивых маленьких ракушек.

2) Когда Михаська п…смотрел на небо солнце уже катилось по кромке леса как огромный мяч по фу…больному полю.

10. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью согласование.

Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1). Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьёв крошки и крупу.

2). Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира.

3). Венчики трав качались над горизонтом и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.

4). У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Окрестные горы(1) к моему сожалению(2) были совершенно лишены древесной растительности. Я почувствовал, что мне не удастся взойти на их вершины. В этот момент(3) к моему сожалению(4) прибавилось и чувство разочарования.

1)1,2,3,4 2)1,2

3)3,4 4)2,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Соловей(1) рассыпаясь ликующей трелью(2) пел (3) свою весеннюю песню.

1)1, 2 2)1,2,3

3)1,3 4)2,3

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У меня есть одна слабость: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству.(К.Паустовский)

1). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.

2). Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3). Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ни на минуту не умолкая (1) шумели воды прилива, набегали (2) грохочущие волны (3) бьющиеся (4) о подножье горы.

1)2,4 2)1,2,3,4

3)1,2,4 4)1,3

16. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?

1). СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2). Сено в стогу - СЫТЫЙ корм скоту.

3). СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4). СЫТОЕ брюхо к учению глухо.

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1). несколько прутий

2). известные профессора

3) свыше пятисот тридцати участников

4) хотите

18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Пользуясь советами специалистов ,

1). вы можете сами отремонтировать свою квартиру.

2). требуется внимательное отношение к ним.

3). у меня возникло своё решение проблемы.

4). всё станет понятно.

Прочитайте предложения и выполните задания 19 - 2 0.

А. К какому классу относятся зёрна, определяется, прежде всего, их всхожестью и чистотой.

Б. Урожай зависит от погоды от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего - от качества семян.

В. Для первого класса, например, на двадцать пять-тридцать тысяч зёрен допускается не больше пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

19. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А 2) Б

3) В 4) Г

20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

3) БГАВ 4) БВГА

Дополнительная часть

Прочитайте текст и выполните задания 21-24

(1)... (2)И очень быстро, за какие-то 50 лет, мир стал совершенно другим. (3)Появились фабрики, угольные шахты, железные дороги, по морю начали ходить пароходы. (4)Произошло то, что называют промышленной революцией. (5)Что же было причиной этих перемен? (6)…паровая машина оказалась настолько рентабельной, что вызвала невиданный рост производства.

21. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в данном тексте?

1. Паровую машину, как известно, изобрёл Джеймс Уатт.

2. Изобретение паровой машины имело огромное значение.

3. Более двух веков назад в Европе произошла промышленная революция.

4. Более двух веков назад была изобретена паровая машина.

22. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 6 ?

1)Таким образом

2)Дело в том, что

3)На самом деле

4)Так как

23. Укажите тип(-ы) речи данного текста.

1) описание и повествование 3) повествование

2) рассуждение и описание 4) описание

24. В каком (-их) предложении(-ях) слово что служит подлежащим?

1) в предложении 4

2) в предложении 5

3) в предложении 6

4) в предложениях 4 и 5

25. В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Бывает, поз…ней осенью вернётся лето и зацепит уходящую осень огне(н,нн)ым хвост…ком. И осень растает разнежится и пр…тихн…т словно ласковая с…бака которую гладит женщина. И тогда лес запахнет прощальным …роматом палой листвы рубиновыми плодами шиповника и янтарём барбариса белым грибом (ни)кем (не)тронутым уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё п…хучим, напоминающим о прошлых п…годах. И п…течёт по лесу улыбч…вый добрый дух от сосны к берёзё от берёзы к дубу, а тот ответит могучими запахами силы крепости лесной и вечности. В запахах леса есть что(то) вечное и (не)истребимое, особо ощутимое в тёплые мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени. Она уже освободилась от нудных дождей, злых наскоков зимы и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. И будто осень засыпая видит сон о лете а нам показывает свои божественные видения во всём величии одухотворённой красоты и в животв…рящих …роматах земли.

(По Г.Троепольскому)

Ответы

к экзаменационной работе

по предмету «Русский язык»

1) Крытая камышом хата стояла на лугу, окружённая ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.

2) Его лучи, пробиваясь через листву, золотистыми снопами падали на тропинку, освещая бронзу могучей сосны.

12. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1) Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок, на камни длинные водоросли, неосторожных рыб, измученных прибоем крабов и множество красивых маленьких ракушек.

2) Когда Михаська посмотрел на небо, солнце уже катилось по кромке леса, как огромный мяч по футбольному полю.

10

часто получаем

этой оценке

11

1

2

12

2

2

13

3

1

14

2

4

15

1

4

16

3

2

17

3

1

18

2

1

19

2

2

20

3

3

21

2

4

22

2

2

23

3

3

24

1

2

Распределение заданий по частям работы Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Типы заданий Часть 1 1 7 Задание с развернутым ответом Часть 2 13 13 Задания с кратким ответом Часть 3 1 9 Задание с развернутым ответом 10 Практическая грамотность и фактическая точность речи Части 1 и 3 Итого 15 39

Таблица перевода баллов ОГЭ 2017 5 - 34– 39 4 - 25– 33 3 - 15– 24 2 - 0– 14

Три части работы связаны общетематической направленностью 1 текст (для сжатого изложения) 2 текст (для теста и сочинения) обобщённо-отвлечённый характер живой, жизненный материал рассуждение разные функциональносмысловые типы речи и их сочетания

Тексты на ОГЭ Публицистический стиль Нравственные проблемы Художественный стиль Внутренний мир человека Авторское понимание действительности выражается скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных и языковых средств

Требования к сжатому изложению Сжатое изложение требует умений выделять в тексте микротемы определять в них главное отсекать второстепенное связно и достаточно кратко передать полученную информацию

Умения, необходимые ученику Мобилизация памяти и внимания школьника Структурированное восприятие содержания текста (выделение микротем, определение главного, существенного и т. д.) Владение приемами активного слушания Выполнение информационной обработки текста на репродуктивном и продуктивном уровнях Общеучебные действия (выделение главного в тексте, составление плана, выявление опорных слов, сжатие информации, её преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т. д.)

Важная информация обычно содержится В первом предложении абзаца В главной части сложного предложения Задание: прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Приемы компрессии Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; – исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию. – – Обобщение: – замена однородных членов обобщающим наименованием; – замена фрагмента предложения синонимичным выражением; – замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Упрощение: – – – слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена прямой речи косвенной.

Задания Подберите наиболее краткие синонимические средства Замените придаточное предложение словосочетанием существительных с предлогом Определите, какие приемы компрессии использованы в данном фрагменте текста Сократите текст, используя разные приемы компрессии

Правила построения абзаца В одном абзаце излагается только одна тема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

Распределение заданий 2 -14 по содержательным разделам Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Речь. Чтение. Адекватное понимание 1 1 Синтаксис 4 4 Орфография 2 2 Пунктуация 5 5 Выразительность русской речи 1 1

Сочинение 15. 1 на лингвистическую тему 15. 2 на осмысление текста 15. 3 на морально-этическую тему

Задание 15. 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Что требуется от ученика? истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Алгоритм работы с текстом Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

Композиция сочинения Вступление. Рассуждение о смысле высказывания Первый пример и его роль в тексте Второй пример и его роль в тексте Вывод

Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать поразному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише. Вступление Автор пишет о. . . В высказывании. . . говорится о. . . Действительно. . . Как отмечает. . . Бесспорно мнение автора о том, что. . . Я полностью согласен с. . . Не могу не согласиться с. . . Я поддерживаю мнение. . . Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения. . Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение. . . В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как. . . Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Заключение Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что. . . В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Правило шести шагов Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой Шаг 3. Перечитываю текст Шаг 4. Пишу вступление Шаг 5. Пишу основную часть Шаг 6. Пишу заключение

Задание 15. 2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Вступление. Мое понимание высказывания Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А. И. Куприна.

Первый пример из текста Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.

Второй пример из текста Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.

Заключение Итак, А. И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Задание 15. 3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 1.
Часть 1.

1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

2) вд..хновлять, об..днённый, эл..мент
3) ст..листический, педаг.гический, зан..маться
4) сат..рический, бл..гословение, ок..заться
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову дороги,

Сменяются поколения, но каждому из них дороги эти сокровища.
1) существительное
2) причастие
3) прилагательное
4) наречие

2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший
3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек
4) ползунок, отставка, выпадая, орешник
.
5. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
1) советник - название некоторых должностных лиц
2) советчик - тот, кто дает советы
3) стекольный - состоящий или сделанный из стекла; застекленный
4) стеклянный - невыразительный, безжизненный взгляд
6. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый видеоплеер - гордыня Николая.
1) пара туфель 2) несколько полотенец 3) страннейшая ситуация 4) около пятиста километров
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
2) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный
вклад в создание теории реализма.
3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
4) Музыка может не только выразить нежность и радость, также и тревогу, печаль.

Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и
считаем их русскими.
1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 3 4) 1,3


(1) Горький написал свою пьесу не о босяках. (2) Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности
быта всё­таки очень условен. (3) Физиологией там и не пахнет. (4) Пьеса Максима Горького отразила
действительность в форме философской, не бытовой драмы. (5) Вот, кстати, главная причина её столь
долгой жизни в театре на разных сценах мира. (6) Вслед за другими московскими театрами
“Современник” разрушает сложившуюся в 30­х годах школьную концепцию “утешительства” Луки и
резкого противопоставления его Сатину. (7) Странник Лука в исполнении Игоря Кваши – идейный и
нравственный центр спектакля. (8) От него исходят прямые нити в нашу современность. (9) Герой
Кваши воплощает традицию народной нравственности, закреплённую в устойчивых идеалах и обычаях
поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. (10) Можно без
преувеличения сказать, что за Лукой – Россия, он её кровная, неотторжимая часть. (11) Те, кто “на
дне”, из России выпали. (12) В этом духовный смысл драмы. (13) Сохранить в себе человеческое,
несмотря ни на что выстоять в жестоких обстоятельствах – вот чему, в сущности, учит Лука не
столько словами, сколько самим фактом своего существования. (14) Быть человеком – самой трудное
дело на свете. (15) Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от внешней жизни, и от нас
самих. (16) Центральные образы спектакля несут эту простую и вечную мысль, но каждый из них
делает это по­своему.
(По Е. Сидорову)
В 1. Определите стиль и тип речи. Укажите номер правильного ответа.
1. разговорный стиль; повествование
2. художественный стиль; повествование
3. научный стиль; рассуждение
4. публицистический стиль; рассуждение и повествование
В 2. Среди предложений 5­8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью
местоимения. Укажите его номер.
В 3. Укажите способ образования прилагательного человеческое.
В 4. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В 5. Среди предложений 1–8 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.
В 6. Среди предложений 3­8 найдите простое предложение с необособленным определением,
выраженным причастным оборотом.
В 7. Среди предложений 11­16 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
В 8. Среди предложений 4­9 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Укажите
номер этого предложения.
В 9. Среди предложений 1­9 найдите простое предложение с вводным словом. Укажите номер этого
предложения.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 2.
Часть 1.
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр…cль, сокр..щать, р…скошный
2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация
3) пригл…шать, уг…сать, выр…сти
4) д..роженька, ф..нтазия, л…боратория
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову изысканны,
употреблённому в данном предложении?
Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны.
1) наречие
2) прилагательное
3) причастие
4) местоимение
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) разморозивший, роскошный, замасливая, помешивали

3) искривлённый, приготовляя, припрятанный, заглохнувший
4) раскраска, предвечерний, заземление, подстриженный

1) менеджер - наёмный управляющий предприятием; специалист по вопросам организации
управления в производстве и других областях
2) диктат - требование, указание, навязанное для безусловного выполнения
3) эмигрировать - въехать в страну на постоянное место жительства
4) буклет - печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой

6. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?
1) На извилистую горную дорогу обрушилась каменистая глыба.
2) Эта местность известна своей каменистой почвой.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4) Земля на этом участке каменистая, трудная для обработки.
1) удостоен награды 2) доказательство о моей правоте 3) рад встрече 4) обвинен в
предательстве
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Окончив училище,
1) нас направили на стройку
2) мне был присвоен третий разряд
3) многие из нас остались работать в родном городе
4) все преподаватели советовали мне продолжать учебу

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Собравшись в большие стаи (1) белки (2) время от времени (3) отправляются искать новые места
обитания.
1) 1 2) 2 3) 2,3 4) 1,3
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) В то время как вся русская молодёжь читала, читает и знает наизусть стихи Некрасова,
литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех
достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика
находила в изобилии у Тютчева и Майкова. (2) Нечего и говорить, что главною причиною такой
критической оценки было то, что Некрасов был не только поэт, но и издатель “Современника”. (3)
Некрасов имеет полное право на звание мыслителя. (4) Мало того, это – мыслитель глубокий и
честный. (5) В основе его лежит гуманное отношение к своей родине. (6) Я бы назвал Некрасова
народным потом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой
нечистоте. (7) Народным поэтом я назвал бы Некрасова потому, что герой его песен один – русский
крестьянин. (8) Но он говорит о нём, конечно, как человек развитой. (9) Как говорил Добролюбов, он
не “поёт” его, а думает о нём, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением
страдания, но мыслит о нём. (10) Мысли свои, глубокие и светлые, он передаёт в прекрасных
свободных стихах. (11) В них без натяжки укладывается народная речь. (12) по предмету своему, по
своему герою стихотворения Некрасова не имеют равных во всей русской литературе.
(По В. Зайцеву)
В 1. Из предложений 11­12 выпишите слово с двумя корнями.
В 2. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

В 3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В 4. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с однородными обособленными определениями.
Укажите номер этого предложения.
В 5. Среди предложений 5–11 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого
предложения.
В 6. Из предложения 11 выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и
окончания.
В 7. Из предложения 5 выпишите местоимения.
В 8. Укажите способ образования слова мыслитель
В 9. Укажите, какое средство используется для связи предложений 10 и 11. Напишите номер
правильного ответа.
1. союз
2. лексический повтор
3. антонимы
4. местоимение.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 3.
Часть 1.
1) нАверх 2) сОзыв 3) отрОчество 4) клялАсь
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова:
1. ав…ация, ур...нить, разл…вать;
2. по…вление, пов…литься, ум….лкать;
3.
4. потр…сение, прик…сновение, ф…нтазия.
зв…ните, д…ликатный, ч…ртёж;
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову сохранены,
употреблённому в данном предложении?
Однако по­прежнему жив дух Театра, сохранены его традиции, непоколебимые принципы добра и
торжества справедливости.
1) прилагательное
2) глагол
3) причастие
4) наречие
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проткнули, запекая, внушение, размазанный
2) походка, отцветший, вытяжка, заварка


5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1) биография - описание жизни кого­либо
2) вернисаж - торжественное открытие выставки
3) аэробус - двухпалубный самолёт для перевозки большого количества людей
4) мантия - головной убор
6. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1) Ослепительный снег одел все горы и преобразил их.
2) Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра.
3) Хочу одеть новое пальто и показать вам его.
4) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.
7. Укажите ошибку в управлении.
1) плата за телефон 2) вопреки распоряжения 3) описывает встречу 4) сойти с поезда

Пользуясь советами специалистов,
1) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) всё станет простым и понятным.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
а) К несчастью (1) Пелагеи (2) никто в деревне не остался равнодушен.
б) Тающий снег (3) к несчастью (4) затопил все погреба с провизией.
1) 1,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 3,4
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого
смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена
другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2)
Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария
Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла
говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда
перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта
русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и
русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим,
преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов,
не только известный проповедник, но и литератор­переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной
жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина
Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась
как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен,
сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания
русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с
детства пропитан рассказами о народной жизни.
(По Н. Скатову)
В 1. Укажите номер предложения, в котором заключена главная мысль этого текста.
В 2. Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер
правильного ответа.
1. союз
2. лексический повтор
3. местоимение
В 3. Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.
В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта.
В 5. Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.
В 6. Среди предложений 8­11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого
предложения.
В 7. Из предложения 9 выпишите наречие.
В 8. Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения

присоединяются к главному.
В 9. Среди предложений 1­3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого
предложения.
Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 4.
Часть 1.
1. В каком слове ударение указано верно?
1) цЕмент; 2) брАла; 3) чЕрпать; 4) кедрОвый
2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова:
1) анал..гичный, р..довой, фраз..ологизм
2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация;
3) зв…ните, д…ликатный, ч…ртёж;
4) р…внина; ск…чок; к…снуться; з…ревать
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову полностью,
употреблённому в данном предложении?
Когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится
увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает.
1) числительное 3) частица
2) существительное 4) наречие
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
2) порошковый, раскручивая, изнуряющий, иссякнет
3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая
4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной
.
5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1) диктат - требование, указание, навязанное для безусловного выполнения
2) эмигрировать - въехать в страну на постоянное место жительства
3) вернисаж - торжественное открытие выставки
4) аэробус - двухпалубный самолёт для перевозки большого количества людей
6. В каком предложении слово представить (представлять) употреблено неверно?
1) За большие заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
2) Этот дом представляет собой историческую ценность.
3) На совещании нам представили нового сотрудника.
4) Русский язык - это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные
возможности.
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложение,
1) мне было сделано замечание.
2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в
(3) произносимые ею (4) слова.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 3,4 4) 2, 4
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) Прямой противоположностью Ольге в романе “Обломов” выглядит квартирная хозяйка, а затем и
жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте
будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье. (2) Подчёркнуто духовному облику Ильинской, в
чертах которой отражалось “присутствие говорящей мысли”, богатство внутренней жизни, контрастен
внешний портрет Пшеницыной с ее “полными, округлыми локтями”. (3) Просто, не подозревая о
высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья
Матвеевна Обломова. (4) Самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь ее овеяна в
романе глубоким авторским сочувствием. (5) В этой рядовой женщине пробудилась живая душа,
открылся человеческий смысл и свет в ее почти автоматическом существовании. (6) Образ скромной
чиновницы Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом, так
как отвечал основному творческому принципу художника показать и в “простом” современнике
“самого человека”.
(По В. Недзвецкому)
В 1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово подозревая (в предложении 3)
В 2. Из предложения 1 выпишите причастие.
В 3. Из предложения 3 выпишите все местоимения.
В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании овеяна сочувствием.
В 5. Укажите, к какой части речи принадлежит слово контрастен (предложение 2) .
1. краткое причастие
2. краткое прилагательное
3. наречие
4. глагол
В 6. Выпишите из предложения 6 все слова с нулевым окончанием.
В 7. Укажите способ образования слова общественном (предложение 3) .
В 8. Среди предложений 2­6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
Напишите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1­5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого
предложения.
КЛЮЧИ
Вариант 1
№ Отве
т
3
4
т
3
4
1
2
3
3
4
2
4
4
4
3
4
2
1
4
1
№ Отве
2
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
8
9
№ Ответ
Вариант 3
В1 4
№ Ответ
В2 8
В3 суффиксальный
В1 1
В4 Свою пьесу
В2 3
В5 3
В3 Суффиксальный
В6 6
В4 Управление
В7 16
В5 Многообразны, сложны,
В8
В6 11
В9 5
В7 Недаром
В8 Что, ибо
В9 1
сложен
Вариа
нт 2
№ Ответ
Вариант 4
№ Ответ
В1 Стихотворения
В2 6
В3 Народная речь
В1 Деепричастие
В4 10
В2 Растворившаяся
В5 8
В3 Этого, его
В6 Нечистоте
В4 Управление
В7 Его, своей
В5 2
В8 Суффиксальный
В6 Образ, стал, отвечал
В9 4
В7 Суффиксальный
В8 6
В9 3
№ Отве
№ Отве
т
4
3
т
2
3
4
4
3
4
1
1
2
2
3
4
1
2
3
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9

От ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.

Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.

(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.

На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.

Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.

(По Н. Никонову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Озаглавьте текст. Докажите, что это текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стиль текста (докажите своё мнение). Тип текста (докажите своё мнение). Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова облетев. Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений. Выпишите из текста антонимы к слову горит. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме: Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ 4.

В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.

Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.

(По В. Пескову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите своё мнение).

6. Тип текста (докажите своё мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.

9. Произведите фонетический разбор слова конечно.

10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:

12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.

13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.

16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.

Экзаменационная работа по русскому языку

ученика (цы) 9 класса « » МОУ гимназии № 7 ______________________________________________________

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ 2.

Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок. Основная мысль текста. Стиль текста (докажите своё мнение). Тип текста (докажите своё мнение). Составьте план текста. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова легко. Выпишите из текста примеры метафор. Найдите в тексте 2-3 примера многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам: Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6. Какова роль в тексте вводных слов? Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы. Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Составьте схему предложения с прямой речью.