Деньги для марии сообщение. Валентин распутин - деньги для марии

«Деньги для Марии»

Для многих из нас понятия «человечность» и «милосердие» неразрывно связаны. Многие и вовсе отождествляют их (что, впрочем, не совсем верно). Писатель-гуманист не мог обойти тему милосердия стороной, и она наша свое отражение в повести «Деньги для Марии».

Сюжет произведения весьма прост. В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став, скорее всего, жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное - пожалел детей.

Такая, казалось бы, вполне житейская ситуация неплохо проявляет людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Произведение отражает восприятие автором разного рода несчастий. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души. Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное - все выявляется без утайки. Такие кризисные психологические ситуации организацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведениях писателя.

В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть - хорошо - нет - ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса - без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь - символ светлого и возвышенного, не способного на какую - либо подлость. Мать - это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство - вот что важно для Кузьмы, а не деньги.

Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом.

Таким образом, в лице главы семейства мы видим идеал, на который нужно равняться, решая вопросы о достатке и его влиянии на сознание людей, о семейных взаимоотношениях, достоинстве и чести семьи. Автор вновь демонстрирует неразрывную связь нескольких нравственных проблем. Мелкая недостача позволяет увидеть моральный облик представителей общества, обнажает разные грани одного и того же качества человека.

  1. Почему Мария согласилась работать продав-щицей, хотя у нее не было опыта, необходимых зна-ний?
  2. Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из ко-торых была ее природная доброта и пони-мание необходимости выручить односель-чан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария по-работает продавцом временно, пока в дек-рете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось ос-таться на постоянную работу. Были у Ма-рии и некоторые практические соображе-ния: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был при-смотр за ребятишками и домом — мага-зин находился рядом, да и семья нужда-лась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опас-ность торговой деятельности для несведу-щего человека, долго не соглашалась при-нять магазин. А потом и ревизию потребо-вала сама.

  3. Как складываются отношения Кузьмы и Марии с односельчанами после прихода в их дом беды?
  4. В целом отношения со стороны одно-сельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испыты-вают перед ними чувство стыда, неловкос-ти. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.

  5. В чем причины крупной недостачи у Марии?
  6. Причины в том, что у нее не было необ-ходимых бухгалтерских знаний для веде-ния учета в магазине, а также в доверчи-вости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получа-ла сама. Не исключено, что опытные лю-ди в райпотребсоюзе, пользуясь безгра-мотностью Марии, могли обмануть в фак-туре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, реви-зор не стал сразу возбуждать судебного де-ла, а дал пятидневный срок, чтобы по-крыть недостачу.

  7. Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы.
  8. В основе повести лежит мотив древне-русских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной провер-ке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встреча-ется с разнообразными характерами, раз-личными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важ-ные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы разме-ренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только од-ни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет <….> к доброта че-ловеческая, уважение к старшим, и тру-долюбие тоже родом из деревни».

    Психологическое состояние героя пери-одически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до бе-зысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обреме-нять их своими просьбами, которые по-рой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего дру-га и бывшего напарника по работе Ва-силия. С большим смущением берет на-копленные теткой Натальей деньги на по-хороны.

    Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в по-вести — это материальная необеспечен-ность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагопо-лучии в обществе. С трудом накопила по-хоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек ди-ректор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он дела-ет это с трудом. Положение сельской ин-теллигенции (специалистов) явно неза-видное, и вряд ли можно осудить меха-ника, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузь-ма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуж-дает.

  9. Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Толь-ко ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям? Почему Кузьма обращается к тем, от ко-го нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)?
  10. Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвы-чайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется луч-шее, что есть в людях. Но надежды оправ-дываются не всегда.

  11. Проанализируйте сцену собрания специалис-тов. Какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора.
  12. В этой сцене раскрываются психологи-ческие особенности каждого из участни-ков — председателя, Кузьмы, специалис-тов. Чувствуется, что каждый испытыва-ет внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувству-ют себя другие. Они согласились с прось-бой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым со-знательным оказался агроном и даже обо-дрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившей-ся ситуации. Другие согласились молча.

    Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Каза-лось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана ис-тория жизни председателя, из которой по-нимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его ха-рактера, его нравственных представле-ний о порядочности, чести, самопожерт-вовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнива-ет, рассказывая историю ареста и осужде-ния председателя, тот рискованный по-ступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.

    Идейный смысл сцены собрания специ-алистов — призыв к традиционной рус-ской соборности, утверждению гуманис-тических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интел-лигенции. Материал с сайта

  13. Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема?
  14. Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи пред-шествующих событий через воспомина-ния. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что про-скальзывает в его мыслях. Через его вос-поминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знако-мимся более подробно, чем это могло слу-читься при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированны-ми в сознании Кузьмы. Осталось прове-рить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, ко-торые также являются исконно русской традицией.

  15. Почему финал повести остается открытым?
  16. Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном мо-менте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута куль-минация повести — Кузьма стоит у две-рей квартиры брата, стоит с надеждой, хо-тя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отре-занный ломоть. Какой бы ни была развяз-ка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце род-ного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет ве-рить в разрушение традиционных родст-венных связей, он верит в голос крови, хо-тя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распу-тина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как складывались отношения кузьмы и мариис односельчанами после прихода в их дом беды
  • как складывается отношение кузьмы и марии с односельчанами после прихода в их дом беды?
  • сочинение по повести В.Распутина деньги для марии
  • какова роль снов в повести деньги для марии
  • распутин деньги для марии высказывание автора

Валентин Распутин


Деньги для Марии

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился но стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы. Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука. Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно. Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать. Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра: повернешься одним боком, холодно другому. Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой. Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Автобус снова трогается. Шофер, молодой еще парень, оглядывается через плечо на пассажиров и лезет в карман за папиросой. Кузьма обрадованно спохватывается: он совсем забыл про папиросы. Через минуту по автобусу плывет синий клочковатый дым.

Опять деревня. Шофер останавливает автобус возле столовой и поднимается. – Перерыв, – говорит он. – Кто будет завтракать, пойдемте, а то еще ехать да ехать.

Кузьме есть не хочется, и он выходит, чтобы размяться. Рядом со столовой магазин, точно такой же, как и у них в деревне. Кузьма поднимается на высокое крыльцо, открывает дверь. Все так же, как и у них: в одной стороне – продовольственные, в другой – промтовары. У прилавка о чем-то болтают три женщины, продавщица, скрестив руки на груди, лениво их слушает. Она моложе Марии, и у нее, видно, все хорошо: она спокойна.

Кузьма подходит к горячей печке и вытягивает над ней руки. Отсюда в окно видно будет, когда шофер выйдет из столовой, и Кузьма успеет добежать. Ветер хлопает ставнем, продавщица и женщины оборачиваются и смотрят на Кузьму. Ему хочется подойти к продавщице и сказать ей, что у них в деревне магазин точно такой же и что его Мария полтора года тоже стояла за прилавком. Но он не двигается. Ветер снова хлопает ставнем, и женщины опять оборачиваются и смотрят на Кузьму.

Кузьма хорошо знает, что ветер поднялся только сегодня и что еще ночью, когда он вставал, было спокойно, и все-таки не может отделаться от чувства, что ветер дует давно, все эти дни.

Пять дней назад пришел мужик лет сорока или чуть побольше, с виду не городской и не деревенский, в светлом плаще, в кирзовых сапогах и в кепке. Марии дома не было. Мужик наказал, чтобы завтра она не открывала магазин, он приехал делать учет.

На следующий день началась ревизия. В обед, когда Кузьма заглянул в магазин, там стоял полный тарарам. Все банки, коробки и пачки Мария и ревизор вытаскивали на прилавок, по десять раз считали их и пересчитывали, сюда же принесли из склада большие весы и наваливали на них мешки с сахаром, с солью и крупой, собирали ножом с оберточной бумаги масло, гремели пустыми бутылками, перетаскивая их из одного угла в другой, выковыривали из ящика остатки слипшихся леденцов. Ревизор с карандашом за ухом бойко бегал между горами банок и ящиков, вслух их считал, почти не глядя, перебирал чуть ли не всеми пятью пальцами на счетах костяшки, называл какие-то цифры и, чтобы записать их, встряхивая головой, ловко ронял себе в руку карандаш. Видно было, что дело свое он знает хорошо.

Мария пришла домой поздно, вид у нее был измученный.

– Как там у тебя? – осторожно спросил Кузьма.

– Да как – пока никак. На завтра еще промтовары остались. Завтра как-нибудь будет.

Она накричала на ребят, которые что-то натворили, и сразу легла. Кузьма вышел на улицу. Где-то палили свиную тушу, и сильный, приятный запах разошелся по всей деревне. Страда кончилась, картошку выкопали, и теперь люди готовятся к празднику, ждут зиму. Хлопотливое, горячее время осталось позади, наступило межсезонье, когда можно погулять, осмотреться по сторонам, подумать. Пока тихо, но через неделю деревня взыграет, люди вспомнят о всех праздниках, старых и новых, пойдут, обнявшись, от дома к дому, закричат, запоют, будут опять вспоминать войну и за столом простят друг другу все свои обиды.

Деньги для Марии краткое содержание

Из повести Деньги для Марии Валентина Распутина мы узнаем о Марии, которая попала в сложную ситуацию. Женщина, по неопытности в торговом деле, допустила большую ошибку, которую выявил ревизор. Таким образом, в деревенском магазине обнаружена недостача около тысячи рублей. Это огромная сумма, за которую женщина может сесть в тюрьму. Нужно было срочно что-то делать и ревизор дает небольшой шанс. Если недостачу вернут за пять дней, то уголовное дело никто заводить не будет. Вот муж Марии Кузьма и занялся вопросом поиска денег, тем более председатель обещает выдать ссуду, так что будет чем отдавать долги.

Но кто займет? Да и как просить денег Кузьма также не имел понятия. В деревне же, хоть и слышали о беде, никто не спешил одалживать деньги, выручая Марию. А между тем, сама женщина в свое время с радостью шла на уступки, давая товар в долг, да еще и согласилась работать в магазине, хотя опыта у нее никакого не было.

Все свои размышления по сложившейся ситуации Кузьма ведет в поезде, на котором он отправился к брату, чтобы у него просить денег. Как раз в дороге он обо всем и вспоминал. Вспомнил о том, что первый к кому пошел просить, был директор школы. Тот дал сто рублей. Помог и дед Гордей, принеся 15 рублей. Вернули соседи долг в магазин около пяти рублей. Вызвался помогать и председатель, который отдал зарплату специалистов. Старая мать Василия отдала деньги, что собрала на похороны. Но потом многие пришли обратно забирать деньги, считая что они не спасут Марию. Как следствие, на руках только половина нужной суммы. Вот и поехал Кузьма за помощью к брату, который жил в городе.

В поезде наш герой повстречал разных людей, которые многим были похожи на сельчан. Там же в дороге Кузьме снился сон, в котором он видит, что жителям деревни достаточно из бюджета семьи выделить по пять рублей, чтобы помочь, но все считают, что они нуждаются больше в деньгах, нежели Мария. И вот поезд остановился, Кузьма направился к брату и стучит в дверь. На этом и заканчивается повесть Распутина.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Деньги для Марии, мы видим такую проблематику, как взаимоотношения между людьми. Автор показал, насколько жестокими могут быть люди, которые закрывают глаза на проблемы окружающих. Что же случилось людьми? Почему они отворачиваются от чужого горя, от человека, который ради них согласился работать в магазине? Правда, нашлись среди жителей и неравнодушные люди, которые готовы последнюю копейку отдать, чтобы помочь. Но больше оказалось тех, кто отвернулся от Марии. Одна лишь надежда осталась и это брат Кузьмы, с которым тот не виделся очень давно.

В чем же особенность повести? В том, что Распутин применяет такой прием, как недосказанность сюжета, поэтому мы не можем знать, чем именно завершится его произведение. Будут ли найдены все деньги в срок пяти дней, откроет ли брат дверь, сядет ли Мария в тюрьму? Будут ли окончательно разочарованы герои в людях или все-таки жители деревни принесут деньги, чтобы помочь женщине?

В 1967 году была написана повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание этого произведения мы предлагаем вашему вниманию. Автором повести является Валентин Распутин. Фото автора представлено ниже.

Его перу принадлежат такие произведения, как "Живи и помни", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Уроки французского", а также интересующая нас повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание ее начинается следующими событиями.

Кузьма решил ехать за помощью к своему брату еще ночью. Но в глубине души он сомневался в том, что тот будет ему помогать: они стали чужими людьми уже давно. Трясясь в автобусе, Кузьма вспоминает события, с которых все началось.

Ревизия в магазине

В их деревню 5 дней назад явился мужик лет 40 для того, чтобы провести в магазине ревизию. Единственной продавщицей этого магазина Кузьмы, Мария. Целый год не было ревизии. За это время образовалась недостача в размере 1000 рублей. Мария могла сесть за это в тюрьму. Однако ревизор пообещал это дело замять, пожалев четверых ее ребятишек. Но для этого нужно было внести недостачу, пока он отправится проверять другие магазины. Марии предстояло за 5 дней найти сумму, которую ни она, ни Кузьма в руках никогда не держали.

Кузьма решает отправиться к своему брату

Про ее несчастье на другой день знала уже вся деревня. Войдя в положение Марии, председатель пообещал выделить женщине ссуду, но только в конце отчетного года. Данное им обещание несколько поддержало Кузьму, но жена его не могла оправиться от шока. Успокоив ее немного, Кузьма стал прикидывать: у них не было денежных сбережений, продать также было нечего. Следовательно, необходимо будет занимать. Кузьма вспомнил сразу же о своем зажиточном брате и решил отправиться через несколько дней к нему на поезде. Плацкартных мест не было, и он вынужден был ехать в мягком вагоне.

Посещение директора школы

Кузьма, дожидаясь прибытия поезда, вспоминает о том, как ходил по домам в деревне, клянчил деньги, унижался. Он направился в первую очередь к наиболее зажиточному односельчанину, Евгению Николаевичу, директору школу. Краткое содержание повести "Деньги для Марии" позволяет лишь в основных чертах описать этот визит. У Евгения Николаевича было свое хозяйство, больших расходов не было, поэтому директор с женой складывали на сберкнижку свои зарплаты. Узнав о том, что Кузьма пришел первым делом к нему, Евгений Николаевич пообещал помочь, подчеркнув при этом несколько раз, что люди бывают разные, могут и не отдать.

Разговор с попутчиками

Ветер гуляет по перрону, и Кузьма никак не может выбросить из головы мысль о том, что он дует не зря. Он присоединяется в поезде к другим пассажирам мягкого купе. Геннадий Иванович, директор радиостанции, его попутчик, относится с презрением и даже с некоторой завистью к "колхозникам": у сельских жителей чересчур много привилегий и льгот по сравнению с городскими. Этот разговор Кузьме не по душе. Но ему приходится терпеть, пока полковник, еще один попутчик, не переводит его на преферанс. 4 игрока требуется для этой Кузьма не умеет, поэтому его просят поменяться местами с другим пассажиром, едущим в купейном вагоне. Кузьме все равно, ему лишь бы доехать, поэтому он соглашается.

Кузьма вспоминает, как его жена стала работать в магазине

Кузьма вспоминает, что магазин, в котором работала его жена, "был как проклятый". Из-за него пострадало множество людей. Почти у каждого из работавших здесь продавцов обнаруживалась недостача. После того как последнюю продавщицу посадили, магазин 3 месяца был закрыт. В конце концов Надя Воронцова, в то время беременная третьим ребенком, после родов согласилась взять его на себя. Марии предложили заменить ее на несколько месяцев, до того как родится ребенок.

Семье Кузьмы в то время туго жилось. Последний родившийся малыш оказался слабым, жена часто болела. Врачи не советовали Марии делать тяжелую работу. Именно поэтому она и пошла в продавщицы, а затем осталась работать. Справлялась Мария неплохо, но из-за доброты отпускала в долг товары, за которыми ездила не сама - посылала других. Она пострадала из-за этого. Сначала Мария верила в то, что ее спасет Кузьма. Однако, послушав причитания своих соседок, перестала верить.

Сон Кузьмы

В купе, где теперь ехал Кузьма, находился сильно выпивший парень и пожилая чета. Пережившие войну старики друг к другу относятся с большой нежностью. Кузьма погружается в сон и видит, что он собирает для Марии деньги. Этот сон приходит к нему уже не в первый раз. Кузьма, проснувшись, не может больше заснуть и пускается вновь в свои воспоминания. Ими продолжается повесть "Деньги для Марии", краткое содержание которой нас интересует. Ниже - фото ее автора.

Сомнения в том, что брат поможет

Директор дал ему 100 рублей. Кузьма вечером пошел к Василию, своему Однако тот не предложил денег, хотя и знал о несчастье, произошедшем в семье Кузьмы. Тогда он подумал о брате. Мария 3 года назад ездила лечиться в город, а пожить остановилась у Алексея. Супруга его тогда решила, что у чужих жить лучше. Односельчанин Кузьмы также ездил в город. Он заходил к его брату, однако тот даже не пригласил его к столу. Но главный герой тем не менее заставлял себя верить в то, что брат поможет ему. Мария считала, что он не даст денег, да и сам Кузьма начинал сомневаться.

Кузьма навещает Степаниду

Главный герой просто относился к деньгам: если они есть, хорошо, если нет, то и не надо. Семья его не голодала, однако средств часто не хватало. Кузьма не понимал, как можно собирать деньги. А теперь ему пришлось это делать.

Василий пришел к нему, когда стемнело. Друзья вместе отправились к Степаниде, торгующей самогонкой. Это была скупая женщина. Все знали, что у нее много денег. Друзья решили подпоить ее, чтобы та стала добрее. Но план этот не удался: Степанида, опьянев, скупой быть не перестала.

Разговор о супружеских изменах

Недавно разошедшийся с женой попутчик Кузьмы к женщинам относится цинично. Он уверен в том, то старик изменил своей жене хотя бы раз. Он спрашивает и Кузьму, изменял ли тот своей супруге. Тот признается, что один раз это было, когда Кузьма встретился со своей первой женщиной. Узнав об этом, Мария хотела уйти. Но супруг уговорил ее вернуться и больше не изменял. Кузьма верит старикам. У него в селе тоже встречаются такие однолюбы. Тем временем поезд приближался к городу.

Помощь председателя

Кособокий дед Гордей на второй день, утром, принес 15 рублей, выпрошенные им у сына. Затем Василий отвел главного героя к своей матери, которая была тяжело больна. Та отдала ему деньги, которые собрала "на смерть", однако попросила вернуть побыстрей, так как смерть не ждет. Жена Кузьмы перестала плакать. Она ходила по дому, будто неживая. Даже дети, глядя на нее, притихли. Невмоготу было находиться дома, поэтому Кузьма пошел к председателю в контору. Он вспомнил события 1947 года, когда председателя в самую страду посадили. Тогда не было бензина, осыпались хлеба. Он купил с баржи краденое топливо. В 1954 году председателя выпустили, после амнистии. Местные жители добивались того, чтобы его вновь назначили на свой прежний пост, но произошло это лишь 5 лет назад.

Председатель, велев обождать, собрал специалистов из колхоза и предложил им отказаться от своего оклада в пользу Кузьмы. Они согласились, так как никто не хотел показаться скупым. Так подошел к концу второй день.

Мы узнали, как провел его Кузьма, главный герой интересующей нас повести. Познакомит с дальнейшими событиями произведения "Деньги для Марии" краткое содержание. "Литра", "Брифли", наш сайт и другие ресурсы знакомят читателей с сюжетами произведений, изучать которые, конечно, лучше по оригиналам. Однако в современном ритме жизни это не всегда удается. А познакомиться с ними все же хочется. Для этого и нужны краткие содержания.

Попутчик рассказывает о своей судьбе

Кузьму среди ночи в поезде будит парень. Он вызывает его покурить и жалуется на свою жизнь. Парень завидует старику, он хотел бы, чтобы все женщины были такими, как его супруга. Попутчик рассказывает о том, что от него забрав дочь с собой. Теперь парень гадает, вернется она или нет. Он злится, когда Кузьма говорит, что его супруга может найти другого.

Идея деда Гордея из повести "Деньги для Марии"

Предлагает его точно так же, как и эта статья) дает представление лишь об основных событиях повести. Она продолжается описанием третьего дня Кузьмы после получения известия о недостаче. На третий день главному герою были выданы деньги в конторе. После этого к нему стали приходить специалисты, а также их жены и жаловаться на нехватку средств к существованию. Кузьма отдавал им деньги беспрекословно. Дед Гордей присеменил под вечер. Он заявил, что никакие деньги Кузьме не нужны. Нужно лишь сделать беременной Марию, и ее не посадят. Лишь половина необходимой суммы собралась к этому времени. Кузьма стал подумывать, что дед Гордей прав. Так заканчивается третий день. На следующее утро главный герой едет к брату.

Финал

Сойдя с поезда, он видит, что ветер стих. Снег падает лохматыми хлопьями. Кузьма думает, что это к добру. Главный герой сходит с автобуса и, дойдя до дома брата, стучит к нему. На этом заканчивается произведение "Деньги для Марии", краткое содержание которого было описано в этой статье.

Для более подробного знакомства с повестью вы можете также посмотреть одноименный фильм-спектакль, снятый по произведению. Он вышел в 1985 году. Режиссеры - Владимир Храмов и Краткое содержание рассказа "Деньги для Марии" было положено в основу этого фильма. Московский театр им. Ермоловой (на фото ниже) поставил этот спектакль.

На этом завершаем наш рассказ. "Деньги для Марии" кратко мы описали в этой статье. Лучше всего, конечно, обратиться к тексту самого произведения. Тем более довольно интересно читать повесть "Деньги для Марии". Краткое содержание по главам, к сожалению, не передает ее художественной ценности. Валентин Григорьевич - великий мастер слова. Это видно уже по ранним его произведениям, к которым относится повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии".