Познавательное занятие «Признаки осени» в средней группе. Народный праздник Покров. Занятие для детей старшей группы

Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

  • учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведениями искусства.

2. Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
  • развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам), умение выразительно исполнять поэтические произведения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  • воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;
  • воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Словарная работа:

  1. Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная...
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка...).
  3. Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Материал:

  • мультимедийная презентация «Покров»;
  • видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
  • репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
  2. Экскурсия в осенний парк.
  3. Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
  4. Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят...»).
  5. Работа с тканью (изготовление бахромы).
  6. Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

1. Беседа об осени.

Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)

Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь...)

Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)

Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)

Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе...)

2. Народный праздник Покров.

Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие...)

Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (Ответы детей.)

Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям.)

Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия.

Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)

Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты.

4. Игра «Облупа».

Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

5. Происхождение праздника «Покров».

Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

Детям предлагается посмотреть на слайд.

Вам интересно узнать о происхождении праздника?

По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.

Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки.

Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

Вы хотите побывать на ярмарке?

Дети хором повторяют скороговорку:

Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара

Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали.

Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

Отгадайте, какими цветами украшали шали?

Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.

Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент.

Дети по очереди описывают понравившийся им платок.

7. Русская народная игра «Арина».

Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия.

Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)

А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками.)

9. Изготовление салфеток.

Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети «змейкой» выходят из группы.

Татьяна Дроздова
Познавательное занятие «Признаки осени» в средней группе

Задачи :

1. Учить детей замечать, называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг;

2. Упражнять в умении классифицировать картинки по временам года;

3. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало-исчезли насекомые, птицы улетели в теплые края, листья меняют цвет и т. д.); развивать логическое мышление.

4. Совершенствовать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные : дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная, туманная, унылая, красивая;

5. Воспитывать умение слушать сверстников и поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Предшествующая работа : наблюдение за погодой на прогулке, беседа об осени , рассматривание альбома «Осень » , д/и «Когда это бывает?» .

Материал : ИКТ с презентацией «Признаки осени » , набор карточек на каждого ребенка для д/и «Признаки осени » , карточки с изображением разных времён года для игры «Разложи картинки» , рисунки А4 с признаками осени для итога .

1. Сюрпризный момент- приход Осени

Здравствуйте, ребята! А вы узнали меня? (ответы детей) . Да, я осень и пришла вам рассказать о себе, о признаках осени . Присядьте на стулья и послушайте.

2. Презентация «Осень »

1слайд-Посмотрите на осенние листья . Раньше они были зелеными, а теперь какие? (желтые, красные, оранжевые, коричневые) . А знаете почему? Подумайте.

2 слайд-С наступлением осени солнце начинает светить не так ярко, как летом, становится прохладнее и листьям не хватает света и тепла, поэтому они меняют цвет.

3 слайд- Как одеваются люди осенью ? Люди начинают одевать теплую одежду : шапки, куртки, ботинки. Почему? Потому что осенью становится прохладно.

4 слайд- Осенью начинают идти дожди , и вы начинаете пользоваться зонтиками и одевать резиновые сапоги, чтоб побегать по лужам.

5 слайд- Птицы улетают в теплые края. Почему? Потому что зимой им не будет хватать пищи, т. к. осенью исчезают насекомые , становится меньше ягод и семян.

6 слайд- В лесу появляются грибы, которые собирают не только люди, но и животные (ежи, белки, так они запасаются на зиму.

7 слайд- Осенью люди начинают собирать урожай. Что такое урожай? (овощи, фрукты)

8 слайд- О чем мы сейчас говорили?

3. Д/и «Разложи картинки»

Ребята, а я заметила интересную коробку на столе, давайте подойдем и посмотрим. Здесь лежат карточки с разными временами года. Я предлагаю вам разделить их, карточки с временем года Осень сложить на один поднос, а остальные- на другой. Семен, почему ты решил, что здесь изображена осень ? Варя, а может быть это осень (показывая на изображение животных после спячки? Почему? Саша, какие признаки говорят о том , что это осень ?

4. Физминутка.

Осень в гости к нам пришла. (наклон вперед)

Свои краски принесла : желтые (круговые движения правой рукой) и красные, (круговые движения левой рукой)

листочки разные (круговые движения обеими руками)

ветер дунул- раз, два, три, (машем руками перед собой)

полетели посмотри. (прыжки, руки в стороны)

Покружились и упали (кружатся вокруг себя и садятся на корточки)

Землю листьями услали.

5. Словесная игра "Погода осенью "

У меня разноцветный мяч : мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. (всем детям)

Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно – ясная

Туман – туманная

Уныло – унылая

Красиво- красивая

6. Игра с карточками «Признаки осени »

Теперь я вам предлагаю поиграть с интересными карточками. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на эту таблицу, в каждом столбике, и на каждой строчке есть по одной картинке гриба, дождя и листьев. Это то, что мы можем встретить осенью . Что мы поставим в пустое окно? (ответы) Теперь заполните свою таблицу. Перед вами тарелки с карточками, какую карточку вы поставите в пустое окно?

7. Самостоятельная работа детей

8. Индивидуальные пояснения, помощь.

Кирилл, почему ты выбрал эту карточку? Катя, а ты почему?

9. Итог. Что вы запомнили? Какие признаки осени ? (на каждый ответ я на мольберте буду выкладывать рисунки с признаками осени ).

Что понравилось вам сегодня? Что было для вас сложно?

Вы сегодня постарались, отвечали на вопросы, выполняли разные задания. Вы молодцы! До свидания!

Публикации по теме:

Интегрировано-игровое познавательное занятие в средней группе «Экопутешествие» Тема: «Эко путешествие».Программное содержание: Дать понятие о чудесах-превращениях в природе; по-знакомить с лесными мастерами пауками;.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе «Подарки осени» Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени. Уточнить представления детей о фруктах и овощах, названиях деревьев,.

Ход: Дети входят в зал и видят там много картин с изображением осени. -Посмотрите как красиво! Что вы видите на картинах? (природу).

Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна. Признаки весны». Образовательные задачи: Закрепить и усовершенствовать знания.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: - закрепление представлений об осени и ее приметах; - уточнение, расширение и активизация словаря по.

Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Подготовила и провела воспитатель Ткаченко Л. В.

Марина Кортусова
Поздняя осень

Тема : Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы)

Цель :

Коррекционно – образовательные : Обучение составлению рассказа об осени с опорой на пиктограммы. Формировать навык соблюдения последовательности изложения. Продолжение уточнения и расширения словаря по теме.

Коррекционно – развивающие : Развитие связной речи, уточнение словаря по теме, развитие общей моторики.

Коррекционно – воспитательные : Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент :

Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года?

Сядет тот, кто назовет первый (второй, третий) осенний месяц .

Сядет тот, кто перечислит признаки осени .

2. Сообщение темы.

Сегодня, ребята, мы будем составлять рассказ о поздней осени .

3. Д/И «Признаки поздней осени »

Ребята, вспомните и назовите, какие признаки осени вы знаете ? (Солнце тусклое. Небо хмурое. Погода ветряная. Листья голые и т. д.)

Логопед выставляет на доску картинки – пиктограммы, соответствующие осенним признакам .

4. Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы.

Поздняя осень . Деревья стоят голые. Птицы улетели в теплые края. Дни становятся короче, а ночи – длиннее. Солнце светит, но греет совсем мало. Уже выпал белый, пушистый снег. С каждым днем становится все холодней и холодней. Совсем скоро наступит долгожданная зима.

5. Физминутка (Развитие общей моторики, координации речи с движением)

Встали тихо из – за парт,

Подравнялись в стройный ряд.

1, 2, 3, 4 – дружно руки опустили,

Наклонились влево, вправо.

Сразу быстро все присели,

Встали, глубже все вздохнули,

Выдохнули, отдохнули.

6. Составление рассказа детьми.

ОСЕНЬ, ПРИМЕТЫ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ
(тематическое занятие)

Задачи: уточнить знания детей об осени, осенних месяцах; учить характеризовать приметы поздней осени; обогащать словарь детей (предзимье, поздняя осень, озимь); развивать связную речь.

Оборудование : картинки с изображением времен года, осенних разноцветных листьев, дождя; иллюстрации, фотографии с изображением осени.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей.

3. Беседа по вопросам:

– Какое сейчас время года? Какой месяц?

– Какие еще осенние месяцы вы знаете?

– Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

– Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

– Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

4. Чтение стихотворения об осени (сопровождается показом иллюстраций) :

Нивы сжаты, рощи голы, Осенний старательный ветер

От воды туман и сырость… Листву по дорогам разнес.

С. Есенин М. Исаковский

Воспитатель . Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег, называется поздней осенью.

– Как называется, повтори, Ульяна (2–3 ученика повторяют.)

– Месяц ноябрь называют предзимним . Как вы думаете почему?

5. Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

6. Динамическая пауза .

Можно повторить дважды.

7. Слушание стихотворения А. Плещеева «Осень».

– Объясните значение слова «озимь».

– О каких еще приметах осени говорится в стихотворении?

– Как сказано о дожде? (Моросит.)

– О ветре? (Воет.)

– Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо, моросит дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? (Солнца, тепла.)

8. Итог занятия.

1) Обобщающая беседа.

– Как можно назвать месяц ноябрь?

– Какие приметы поздней осени вы знаете?

– Нравится ли вам погода поздней осени? Как вы охарактеризуете эту погоду? Почему?

2) Дидактическая игра «Куда пойдем?».

Цель: совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве; закреплять знания о сезонной одежде; развивать связную речь.

Оборудование: плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов , обуви для разных сезонов; различные предметы обихода (зонтик, плетеная корзина, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т. д.); листы-фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, школьный звонок), символизирующие сезон и место, куда отправилась кукла.

Ход игры.

На каждом столе – одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Воспитатель предлагает детям выбрать сезон и вид занятия. Затем дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и подбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку. Для того чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу.

Если задание выполнено правильно, воспитатель выставляет куклу на демонстрационный стол. Когда все куклы выставлены, дети рассказывают каждый о своей кукле. Желающие могут дополнить рассказ. Воспитатель поощряет тех детей, которые используют стихи, загадки, сам может прочитать их.

3) Дидактическая игра «Времена года».

Цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Оборудование: «круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разлинованный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень); сюжетные картинки, наклеенные на фланель.

1-я серия – сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный лучами солнца дождь, мокрые, но радостные дети под дождем.

2-я серия – цветы: весенние (подснежники, тюльпаны, фиалки), летние(розы, ромашки), осенние (астры, георгины); плоды: весенние (редис, зеленый лук, черешня), летние (клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы), осенние (мандарины, лимоны, апельсины, яблоки).

3-я серия – животные. Весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами. Лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать. Осень – косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах . Зима – медведь в берлоге, птицы у кормушек.

4-я серия – люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

5-я серия – развлечения детей. Весна – дети пускают кораблики в ручье. Лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу. Осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы. Зима – дети катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц.

Получить полный текст

Ход игры .

Вращаем диск «круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе.

Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Картинки сериями размещены в разных местах комнаты. Из первой серии дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе-сезоне, когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. так же последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий.

Проверка правильности расположения по секторам – комментарии воспитателя от имени научного консультанта «круглого года».

В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

Вариант.

Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз. Потом вместе проверяем.

4) Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: закрепить знание и представление о признаках времен года; воспитывать умение замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

Ход игры .

Воспитатель сообщает детям, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а они должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает.

Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик должен сказать: «Так не бывает. Летом снега нет».

«Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

5) Дидактическая игра «Лови – назови».

Цель: закрепление знания названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

Оборудование : мяч.

Ход игры .

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?». Ученик должен вернуть мяч со словом «весна».

Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

6) Дидактическая игра «Эстафета».

Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.

Оборудование : палочка-эстафета.

Ход игры.

Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

7) Дидактическая игра «Времена года».

Цель : закрепление знания названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.

Оборудование : четыре большие картинки с изображением времен года, 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок (на четырех – небо, на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.

Ход игры .

Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих у стола. Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня зима: небо серое, солнце стоит низко, светит мало».

Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.

Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль.

8) Дидактическая игра «Угадай, что это».

Цель: закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.

Ход игры .

Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение (доказывать могут разные ученики) полагаются фишки.

Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дел у меня немало: Я соткано из зноя,

Я белым покрывалом Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю, Я руки согреваю,

Белю поля, дома, Купайтесь – приглашаю.

Зовут меня… (зима). И любите за это

Вы все меня. Я… (лето).

Я раскрываю почки Несу я урожаи,

В зеленые листочки, Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю.

Движения полна. Но не касаюсь сосен

Зовут меня… (весна). И елочек. Я… (осень).

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас осень.
- Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

Какое сегодня небо?
- Небо чистое и голубое.
- А каким чаще бывает небо поздней осенью?
- Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
- Какие листья ты видишь на деревьях?
- Листья красные, желтые, оранжевые.
- А какими бывают деревья поздней осенью?
- Поздней осенью деревья голые.
- Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
- Что произойдет с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
- Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
- Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
- Что происходит с насекомыми поздней осенью?
- Поздней осенью насекомые исчезают.
- Посмотри на небо. Кого ты видишь?
- Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

Береза. - Желтые березовые листья.
- Клен. - Алые кленовые листья.
- Осина. - Пунцовые осиновые листья.
- Рябина. - Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.