Олег Громов: Потребительское отношение к природе ведет к непоправимым последствиям. ⁠аргументы к сочинению

Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них - он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.
Численность человечества растёт. Оно требует всё новых и новых ресурсов. Где их взять? Только у Природы, больше негде. Но у неё-то они небезграничны. И тогда кто-то говорит, например:

Мы хотим получить поддержку самой широкой части общественности, а затем подписей для окончательного документа. Мы хотим помочь производителям, продавцам и клиентам договориться об общем подходе к этой проблеме. Образец из новой книжной психологии взаимоотношений с природой и окружающей средой.

Многие люди любят говорить об их теплом отношении к природе. Садовник, турист, натуралист, лесник, пастор, художник-пейзажист, спортсмен на открытом воздухе, экологический активист и путешественник в дикой природе. Просто слушайте их на мгновение, и люди думают, что все говорят о чем-то другом.

«Кому он нужен, этот лес?»



Выжигание или вырубки лесов - обычное дело в Азии, Африке, Латинской Америке. Леса, как правило, заменяются сельхозугодьями - пастбищами, плантациями хлопчатника, масличной пальмы, бананов и т.п. Но ведь человеку нужны не только еда и одежда, но и оптимальная для дыхания атмосфера, мягкий климат, чистая вода - то, что как раз и обеспечивают обширные леса.
Результат массового сведения лесов - глобальное потепление, смыв дождями плодородного слоя почвы. Климат становится суше, падает уровень подземных вод, мелеют водоёмы. К примеру, из-за вырубки 90% естественных лесов некогда цветущий Мадагаскар стремительно опустынивается и уже не в состоянии обеспечить себя ни продовольствием, ни пресной водой.

Если мы хотим понять отношения людей с природой и окружающей средой, нам помогут пять основных характеристик: потребность в контакте с природой, адаптация к природным условиям, эстетическое отношение к природе, этическое отношение к природе и экологическое сознание.

Прежде чем мы подробно познакомимся с деталями в следующих главах, давайте кратко изложим их здесь. Человек с большей потребностью в контакте с природой ищет способы быть как можно ближе к природе и как быть как можно ближе к природе. Природный мир привлекает и привлекает его, и если он не может жить рядом с ним, он идет туда, где может. С природными ресурсами и природными материалами мы встречаемся дома, с естественными темами в его библиотеке и с естественными пейзажами на стенах его квартиры или на фоне компьютера.

Фауна на прицеле



Казалось бы, одомашнивание животных и растений, должна умерить аппетиты людей в эксплуатации дикой природы. Но в представлении многих её ресурсы по-прежнему ничейные и неисчерпаемые, а эгоизм человека не позволяет ему отказаться от прибыли и удовольствий.

Если такой человек не имеет необходимого контакта с природой, он беспокойный и не сфокусированный, и в своих фантазиях он убегает в моменты, когда он был в природе или когда он снова выходит. Человек с более высокой потребностью в контакте с природой может быть такой же хижиной на выходные, как турист, паломник Моха, а также полевой велосипедист, гриб, проезжающий по лесной машине, альпинист, ландшафтный дизайнер и охотник.

Человек с более низкой потребностью в контакте безразличен к проживанию в сельской местности. Природа не «тянет» ее - если она проводит время в ней, это, например, из-за партнера, друзей, доходов или улучшения физической формы. Необходимость в контакте с природой можно найти, например, на фоне пятничных колонн в оттоках больших городов, чешских коттеджей и коттеджей, страстей, высоких цен реалий вблизи городской растительности, распространения городских спутников и городских побегов, всех видов туристической и спортивной деятельности на природе или охоты.

В 1986 г. Международный китобойный комитет ввёл запрет на коммерческий промысел китов. Акцию поддержало большинство стран, которые его вели. Япония же объявила, что продолжит отстрел «с научными целями». За истекшие с тех пор годы японские китобои добыли 10 тысяч китов, в том числе несколько тысяч малых полосатиков - вида, включённого в Красную книгу.

Встречи с природой также связаны с определенными способностями и навыками, которыми люди обладают в разной степени. Человек с более высоким уровнем адаптации к природным условиям может справиться с природой. Он может передвигаться по естественной местности, он может оставаться в стране несколько дней, он стреляет, знает, что есть и что не делать, что делать в штормах и где можно получить ночь. Он используется для разных типов погоды и различных наружных температур. Для контакта с природой он физически, эмоционально и разумно оборудован - своими способностями, навыками и знаниями.

В 2014 г. Международный суд ООН признал японскую программу добычи китов ненаучной и запретил Японии их добычу. Напомним - речь идёт о стране, которая отнюдь не голодает. Стране, наука и технологии которой вполне могут найти замену китовому жиру и прочим продуктам промысла.

Из одной лишь Кении для капризных модниц контрабандисты вывозят ежегодно 50 000 меховых шкур хищников (пантер, гепардов и т.п.). Браконьеры вырезают бивни убитых ими слонов и рога носорогов и в джунглях туши в несколько тонн весом. Во Франции вовсю идёт охота на журавлей, лебедей, аистов, охраняемых розовых фламинго.

Она может отдыхать в ней и знает, на что нужно следить. Он контролирует основы навыков разведения и разведения. Человек с низкой адаптацией к природным условиям подчеркивается в природе нереалистичными угрозами, где бы он ни стеснялся, а момент в природе связан с неприятной потерей комфорта. Он может компенсировать свои недостатки сложной наружной одеждой и оборудованием, которые позволят ему справляться с ситуациями, которые в противном случае были бы слишком требовательными для него.

Высокий уровень адаптации к природным условиям является идеальным для скаутов, дровосеков и всех, кто учится выживать в классах выживания в дикой природе. В то время как адаптация к природным условиям управляется энергией и связана с способностями и навыками, эстетическое отношение к природе отражает разницу между людьми в глубине их эстетического опыта контакта с природой. Внимание человека с развитым эстетическим отношением к природе привлекает окружающую природу, интересует его, иногда поглощает.

Если человек не способен отказаться от убийства животных ради своего удовольствия, трудно ожидать, что он сделает это в ущерб собственным доходам. Увы, помимо разумности, люди наделены ещё и легкомыслием и жадностью.



Знаете, какое самое большое в мире сооружение, созданное цивилизацией? Нью-Йоркская свалка! Особенно, она была проблемой в начале 70-х. В 2001 году свалку закрыли, но тут же создали на её месте новый свалочный полигон, где ежедневно сбрасывается 13000 тонн мусора.

Он видит и слышит, что многие проходят, чувствуют и ощущают то, что другие не имеют понятия. В то время как дерево будет общим деревом для менее эстетически чувствительного человека, оно представляет широкий спектр стимулов и ощущений для человека с развитым эстетическим отношением к природе: естествознание может захватывать целый ряд деталей, наслаждаться различными цветами и огнями, участвовать в симфонии листового грохота или чувствовать волосы в шею с потоком «энергии». Она может настраиваться на природу, она привлекает его внимание и, в свою очередь, дает ему массу впечатлений и впечатлений, предложений и ощущений, которые она может ретроспективно вспомнить.

С давних пор человек все отходы своей деятельности оставлял природе. А уж она их хранила, транспортировала, обезвреживала и разлагала. Но объём и характер отходов современного общества уже становится природе не под силу. Из-за массы отходов в 1969 г. загорелась река в США, в 2014 г. - в Китае. Огромные острова из миллионов тонн пластика и прочего мусора дрейфуют в океанах.
Пестициды и радиоактивные отходы, целые облака газов, выброшенных промышленностью и транспортом - люди уверен, что природа всё примет и всё как-то утрясётся. Близорукое потребительство оборачивается ухудшением качества жизни.

Человек с низким уровнем эстетического отношения к природе имеет мало естественных деталей в своем окружении. Ему трудно сосредоточиться на природе - мысли и чувства ведут его в другом месте. Эстетическое отношение к природе проявилось в естественной мистицизме и искусстве на протяжении веков, в настоящее время, например, в растущем интересе к ландшафту, паломничеству и биорайонизму.

Обратим внимание на то, как люди ведут себя по отношению к природе вокруг них, где начинается и заканчивается их сострадание с живой природой. Давайте послушаем, как они справляются с ситуациями, когда интересы человека отвечают интересам природы. Это всего лишь моральные эмоции и убеждения о том, что люди имеют права и обязанности в отношении природы, суть этического отношения к природе.

Человек привык смотреть на природу как на универсальную кладовую и свалку. Ему не приходит в голову, что он в этой же природе и живёт и что она, собственно, его дом. Любой дом немало даёт жильцам, но он требует ещё и поддержки и заботы. Иначе он становится малопригодным для жилья. Разве кто-то хочет жить на заброшенном складе или на свалке?

В отличие от других четырех характеристик отношения к природе и окружающей среде, нам нужно два шкалы, чтобы описать этическое отношение к природе: диапазон подчинения и доминирования к природе, а также диапазон принадлежности и враждебности природе. Взаимосвязь этих двух шкал описывает самые известные типы этического отношения к природе, с которыми мы можем столкнуться в социальных науках, таких как управленческое, партнерское или романтико-духовное отношение к природе.

Не каждый, кто уважает природу в своем непосредственном окружении, ведет себя ответственно как гражданин и потребитель. Человек с более высокой экологической осведомленностью имеет внутреннюю мотивацию для защиты окружающей среды. Вы не услышите, как он смягчает экологические проблемы - загрязнение, исчезновение видов и угрозы естественным циклам планеты воспринимаются как серьезные угрозы. Он понимает экологический контекст своей жизни и ищет способы вести себя более естественно. Он принимает целый ряд про-природоохранных навыков - например, сортировку отходов, ограничение потребления воды и энергии и, в собственных целях, попытку сохранить окружающую среду.

После нас хоть трава не расти?

Духовная нищета нашего общества многообразна, и проявляется она при различных обстоятельствах. Это безразличие, с которым новые хозяева бывших государственных общежитий выбрасывают прямо на улицу вместе с детьми даже законопослушных жильцов. Равнодушие, с которым власть предержащие взирают на то, как гибнет отечественное село, и на ту колоссальную разницу в уровне жизни между жителями города и деревни. Была ли в истории Российского государства беда в таких масштабах, когда при живых родителях дети воспитываются в битком набитых детских домах? Только у нас в Асине за период "перестройки" открыто три (!) детских специальных учреждения. Все это, в конечном счете, и есть свидетельство духовной нищеты нашего постсоветского общества. Но еще более ярко и откровенно безобразно она проявляется в отношении людей к природе.

Для человека с высокой экологической осведомленностью охрана природы - это не просто вопрос его знаний и убеждений, но и его эмоции - он опечален опустошением экосистем, симпатией к животным, находящимся под угрозой исчезновения, и страдает от экологического будущего.

Человек с низким уровнем экологической осведомленности безразличен к защите природы. Он не стесняется действий, наносящих ущерб окружающей среде, и в худшем случае он может презирать охрану окружающей среды. Экологическая осведомленность материализуется в кампаниях по повышению осведомленности общественности, акциях протеста, направленных на защиту природы и окружающей среды, работу активистов в области окружающей среды, заботу о детских кругах и секциях об охраняемых районах и значительных ландшафтных особенностях, растущий спрос на экологически чистые продукты или зеленый политических концепций.

Еще "на заре туманной юности" я привык по утрам неизменно делать спортивные пробежки или совершать прогулки, нажимая на педали велосипеда. Всякий раз такая утренняя зарядка приводила меня куда-нибудь в расположенный поблизости лесок, на поляну или берег речки, где я, переводя дух, наслаждался красотой нашей сибирской природы. Знаете ли вы, какое это счастье! Наблюдать живую природу, радоваться ей и чувствовать, как она дышит и светится!

Пять характеристик отношения к природе и окружающей среде показывают, что реальность не является ни черной, ни белой, ни одномерной. Нет никакого смысла в необходимости контакта с природой, адаптации к природным условиям, эстетического отношения к природе, этического отношения к природе и экологического сознания к одному слову, одному термину, одному шкале. Нет смысла говорить, что у кого-то есть положительное или отрицательное отношение к природе, которое отчуждено природе или нет.

Мало того, что отношения с природой и окружающей средой не могут быть существенно сведены к одной характеристике, но, наоборот, они по своей сути являются внутренними дисбалансами и несоответствиями. Давайте посмотрим вокруг и увидим больше типичных примеров.

В последние годы я всерьез пристрастился к изучению трав, кустарников, деревьев, а также наблюдению за птицами и животными, населяющими боры и рощи Причулымья. Со временем я по-настоящему осознал одну очень простую и глубокую истину, которая, если призвать на помощь поэтический дар русского поэта "серебряного века" В. Хлебникова, состоит в том, что: "Мне мало надо: краюшка хлеба, капля молока, да это небо, да эти облака".

Подобный дисбаланс по отношению к характеристикам природы распространен среди людей. Напротив, редко бывает, что люди разработали все пять характеристик или «затмевают» по всем характеристикам. Поэтому связь не может быть выражена в одном масштабе - и, как мы увидим в следующих главах, даже пять характеристик отношения к природе и окружающей среде не могут быть захвачены пятью шкалами.

Давайте, однако, продолжим делать некоторые упрощения на мгновение, и давайте сделаем два примера, сделанные студентами, которые показывают, насколько лучше описание отношения к природе и окружающей среде соответствует нескольким характеристикам, чем один масштаб.

Конечно, современный человек не может жить, только восторгаясь природой, он хочет иметь хорошую высокооплачиваемую работу, собственное жилье, машину, сотовый телефон, компьютер. Достижения цивилизации делают жизнь интереснее, насыщеннее. Но она не будет полноценной, если человек будет жить только в городе, а на природу смотреть в экране телевизора. Но, увы, и горожанин, попавший в ближайшие леса, не ощутит поэтических восторгов, поскольку, как можно восторгаться тем, что осталось от природы, над которой варварски надругался человек...

Пример, иллюстрирующий Петра Прюшова

Разработан в соответствии с характеристиками: высокая потребность в контакте с природой, а не адаптация к природным условиям, низкое эстетическое отношение к природе, средний уровень экологического сознания. Он проводит свой отпуск исключительно по своей природе, но не под палаткой, не говоря уже об инкубатории, лучше в кафетерии или пансионе с услугой - чтобы наслаждаться природными красотами и не беспокоиться о такой банальности, как сушить вещи, когда он намокает, где мыть вечером, что есть и т.д.

К сожалению, отношение к лесу, его дарам, у нас бывает такое, что не укладывается ни в какие разумные рамки. Иной раз приходит ощущение, что правит закон джунглей. Хапнуть, урвать, удовлетворить свои эгоистические потребности, а остальное - как придется.

Браконьерство стало обыденным уродливым явлением, образом поведения. Рвем недозревшую ягоду: чернику, бруснику, клюкву. Колотим с кедров сырые шишки. Ловим в период нереста рыбу, а сколько губим ее запрещенными орудиями лова. А потом удивляемся, почему все чаще становятся неурожайными годы. И невдомек, что сами способствуем этому. Природа не прощает браконьерского отношения к себе. В результате люди собственными руками наносят вред и урон своему земному благополучию. Вроде азбучная истина, но как трудно пробивается через дебри человеческого сознания!

Он путешествует в основном с туристическим агентством или, по крайней мере, с помощью текстового руководства, потому что он не очень внимателен к себе. Если кто-то не сказал ему, что искать в природе и где искать, он даже не заметил бы этого; поэтому ей нравится давать советы о том, что важно и красиво.

Пример, иллюстрирующий Ивана Рипарова

Что касается природы и характера поведения, то оно ведет себя позитивно, если оно особо не ограничено, например, сортировка отходов, если она не должна слишком долго заходить в мусорную корзину. Разработанный в соответствии с характеристиками: более высокая потребность в контакте с природой, низкая адаптация к природным условиям, высокий уровень эстетического отношения к природе, более низкое экологическое сознание.

Посмотрите на некогда живописные окраины Асина: как минимум на десяток километров во все стороны от города великолепные и уникальные леса превращены в настоящие несанкционированные свалки бытового мусора и отхожие места. И все сами мы, люди! Не раз я был свидетелем того, как владелец дорогой иномарки, остановив ее прямо на дороге, вываливал целые мешки с мусором прямо в придорожный кювет. Так и хочется закричать: "Люди, остановитесь! Подумайте, что вы творите!"

Ведь все эти полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и прочие банки и склянки из-под бытовой химии сотню лет вперед будут, разлагаясь, отравлять природу и со временем превратят сосновые боры-красавцы в обширные антропогенные пустоши. Когда наконец до нас дойдет, что сибирская природа хрупка, легкоранима, и что обращаться с ней нужно очень осторожно и брать у нее ровно столько, сколько она сама в состоянии воспроизвести.

Уникальные асиновские кедрачи - таежные "жемчужины" Асиновского района - сегодня, как и вчера, совершенно беззащитны перед лесорубами. Беззаконно и варварскими способами выхлестываются сотни кубометров хвойного "корабельного" леса. Прав Николай Шилов, заведующий биологической практикой Томского СХТИ, который в газете "Красное знамя" в статье "Кто остановит черных лесорубов?" прямо говорит: "Берегите лес!", ибо то, что сегодня происходит в лесу, - это настоящая катастрофа. Он предлагает объединить усилия депутатов и неравнодушных граждан, власти для последовательной и настойчивой деятельности по отстаиванию интересов матушки-природы.

Или те же дровяные лесозаготовки. Вблизи поселков, на обочинах полей, где удобнее и проще, с нарушением всех лесозаготовительных требований, выхлестывают самые лучшие деревья, разделку, как попало, ведут прямо на полях, отходы не убирают. Некоторые лесосеки выглядят так, как будто бурелом прошел. Больно, конечно, наблюдать это. Но еще больнее видеть, как из года в год уничтожают лесорубы хвойную "жемчужину" Причулымья - ее озоновые легкие. Один из героев романа "Русский лес" Л. Леонова произнес пророческие слова: "И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку".

И еще одна беда обрушилась на сибирский лес. Это варварское уничтожение зверей и птиц вооруженными до зубов современными видами оружия с военными прицелами, "натовскими патронами", средствами связи и приборами ночного видения "охотниками-любителями". Такое ощущение, что едут не на охоту, а на войну с врагом. Особенно в этом преуспевают местные и заезжие "новые русские", устав пить водку, проводить время в ночных клубах и париться в баньках, целыми армиями устремились в лес... Видел я таких горе-охотников, хвастающих друг перед дружкой: мол, я только за одну поездку "добыл" целых два мешка... боровой дичи.

Зачем ему два мешка боровой дичи! Он что, голодный?!

Еще один удалец-охотник, оседлав американский снегоход "Бомбардир", убил за месяц... более 40 лис (целая стая!). Зачем?! Какой урон он нанес природе, сможет ли она залечить такие раны?

Вот почему, возвращаясь из очередной лесной прогулки, я ощущаю какую-то угнетенность и безысходность: ведь целый день бродил по лесу, а кругом только белое безмолвие, ни единого следа, и даже ворона не каркнет. Ни вспорхнет рябчик, не пролетит стая тетеревов, не выскачет заяц. Одни только следы от снегоходов...

Спросите любого старого охотника, и он с болью скажет, что такого беспредела, как в последние два десятка лет, не было. Нарушен неписаный охотничий закон: не губить самок птиц и животных, не уничтожать молодняк. Современные браконьеры - душегубы природы. Иной оценки они не заслуживают. Насмотрелся я на них. Кичатся друг перед другом своей удачей. А ведь этот, простите, хоббист не от голода пухнет, а от сытости. Пострелять из нарезного оружия с оптическим прицелом беззащитных птиц для него - спортивный кайф. Постыдились бы хоть перед простыми сельскими жителями, дурной пример заразителен.

Я сам стараюсь, насколько возможно, быть примером защитника природы. Вот уже более 15 лет каждую весну я высаживаю возле своего дома, что на окраине города, деревья и кустарники. Сколько именно? Я уже со счета сбился, ну не менее тысячи - это точно. Несколько последних отпусков я посвятил очистке прилегающей к дому территории, превращенной жителями в свалку. Природа отблагодарила: заиграла новыми красками, что сразу заметили жители ближайших домов, приходя полюбоваться на это чудо.

Кстати, я тоже охотник (когда-то был вообще охотником-профессионалом, имел в тайге свои избушки, а добытого зверя сдавал государству), да и сейчас не расстаюсь с ружьем, но позволяю добывать только перелетных уток, иногда зайца. Пока и утки в наших водоемах, и зайцы в лесу еще встречаются и по сравнению с другими видами птиц и животных обладают способностью быстрого воспроизводства. А чтобы они и другие звери снова во множестве наполнили наши леса, по моему глубокому убеждению, в первую очередь необходимо ужесточение наказаний (по примеру европейских стран) по отношению к нарушителям существующих законов по экологии, лесопользованию и правил рыбной ловли и охоты.

Но меры надо все-таки принимать, и экстренные. По законодательству у нас нет "ничейной" земли, леса и воды, где бы браконьер чувствовал себя вольготно, оставался безнаказанным за свои грязные делишки. Все природопользование находится в ведении или федеральных, или местных властей, которые должны следить за порядком и наводить его.

На огромной площади нашей области имеется всего 18 госзаказников областного значения. Это крайне мало. Надо увеличивать их количество. Создавать новые там, где еще сохранились флора и фауна, чтобы сократить объем Красной книги Томской области. Необходимо, на мой взгляд, финансово подкрепить инициативу тех муниципальных образований, которые организуют на своих территориях экологические зоны для отдыха и туризма, а также для спортивной охоты и рыболовства. Всемерно поддерживать такие общественные организации, как экологический центр "Стриж", созданный в ТГУ, которые активно занимаются подвижнической природоохранной деятельностью, вовлекают в нее молодежь и школьников, формируют экологическое мышление у населения. Словом, форм и путей решения острой проблемы сохранения окружающей среды более чем достаточно, если только осознаем значимость ее для самих себя.

Кто тонко чувствует природу, тот хорошо понимает прямую зависимость людей от ее самочувствия. Она наглядно показывает это на себе. Вот непролазная чащоба, где сыро, холодно, мрачно, переплетено паутиной. А вот изумительный, солнечный пригорок с малинником. Природа тем самым как бы подсказывает: сравнивай и делай выбор, человек. Ты можешь обречь себя на трущобное существование, а если захочешь, то будешь жить на моей солнечной стороне.

Не случайно, наверное, все больше выходит фильмов об угрозах токсического апокалипсиса на земле. Она катастрофически теряет экологическую защиту, которую надо людям общими усилиями восстанавливать. На каждом земном пятачке. Но для этого необходимо преодолеть в себе социальный дарвинизм, потребительское отношение к природе и нравственное одичание.

У нас только в последние годы наметился реальный поворот в сторону обретения утраченных человеческих ценностей. А до этого все реформы шли в сторону денег. Впереди - рубль, за ним - человек. Наконец-то осознали, что надо переставить их местами, тогда мечты о сильной российской державе обретут прочную основу. Почему? Потому что морально-этические постулаты, такие как совесть, порядочность, патриотизм и другие, - это не голая абстракция, а вполне предметные свойства, проявляющиеся в поведении и поступках людей. Разве позволит себе культурный, воспитанный человек выбросить прямо на улицу пакет с бытовыми отходами или у дороги вывалить домашний хлам? У нас подобное безобразие творится сплошь и рядом. Так что вопрос о том, кто мы есть, остается злободневным. ...В конце прошлого года мы испытали огромную семейную радость. Младшая дочь родила двойняшек. Теперь у нас с женой, Светланой Петровной, семь внуков. Самое бесценное богатство! Конечно, я хочу, чтобы у них жизнь была лучше, чем у нас. Но какой вес будут иметь материальные ценности, если мы не сохраним для подрастающего поколения теплоту и красоту земной природы? Разве не убедительно сказано: небо без птиц - не небо, море без рыб - не море, земля без зверей - не земля, человек без души - дикарь?..

О. Громов, депутат Государственной Думы Томской области, председатель совета Асиновского РПС,
"Красное знамя", 18.01.2008