Тургенев интересные факты из жизни. Годы жизни Тургенева. Последние годы жизни и смерть

В жизни Тургенева было не мало интересных фактов, но начнем с начала. Знаете ли вы, что у Тургенева была самая большая голова из всех писателей русской классики? Да, да, вам не показалось, у него была самая большая голова, а мозг весил целых 2 кг, а это больше, чем у других известных личностей.

Говорят, что у него сверху в теменной области был очень тонкий череп, с выпуклостью, из-за аномально большого размера мозга. Через череп можно было нащупать мягкий мозг, но даже от легкого удара по голове, писатель терял сознание и пребывал долгое время в полуобморочном состоянии.

Тургенев в юношестве был очень легкомысленным, он мог на обед пригласить много людей, а потом случайно взять да и забыть об этом. Люди, конечно, высказывали ему свое недовольство, а он горячо извинялся, но история повторялась много раз подряд.

Тургенев любил носиться в своем любимом одеянии: клетчатые панталоны, синий фрак с золотистыми пуговицами, белый жилет и галстук. Александр Герцен, после из встречи прозвал Тургенева – Хлестаковым за такое его поведение.

Во время учебы в Германии вел разгульный образ жизни, транжиря налево и направо родительские деньги. Посещал все пирушки и гулянки, даже не писал родителям письма. Из-за такого отношения сына к матери, она решила проучить его, отправив очень тяжелую неоплаченную посылку. Предварительно перестав пересылать ему деньги, Тургенев отдал последние деньги за посылку, а когда открыл – увидел много кирпичей, вместо еды.

Французский писатель Доде охарактеризовал Тургенева, как женскую натуру в мужском теле. Не смотря на его крупное плотное телосложение, похожее, скорее всего на какого-нибудь борца атлета, чем на писателя, Тургенев был очень добрым и ласковым человеком. Голос был больше похож на женский.

Сильно бросался во внимание контраст между богатырской внешностью писателя и его тонким голосом, однако, не смотря на это, Тургенев любил петь, хотя у него это совершенно не получалось.

Как и у всякого знаменитого человека, у Тургенева тоже были свои странности. Когда он смеялся, то становился на пол, на четвереньки и трясся всем телом, не мог остановить свой заразительный смех. А вот в приступы депрессии он одевал на голову себе высокий колпак и ставил сам себя в угол, до тех пор, пока ему не удавалось справиться с плохим самочувствием.

Он два раза в день менял белье и протирался губкой, очень любил чистоту и порядок. Мог даже ночью проснуться от того, что не положил ножницы на место. Он не мог писать до тех пор, пока не навел полнейший порядок на рабочем месте. Мог утратить краски жизни, если шторы были не аккуратно задвинуты и все в таком духе.

Тургенев очень долго причесывался по утрам, стараясь довести свою прическу до идеала.

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский прозаик, а также поэт, драматург и переводчик, гордость и слава отечественной литературы. Таков «парадный портрет». А что собой представлял этот человек в жизни? Получивший превосходное образование, владевший несколькими европейскими языками блестящий дворянин, который дал клятву бороться с крепостным правом. Он был заядлым охотником, франтом и прославленным гурманом. В его жизни имелось немало любовных увлечений и одна большая любовь. Перед вами – занимательные, порой совершенно неожиданные факты о Тургеневе.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Будущий писатель едва не погиб, когда ему не было и четырёх лет. В 1822 году, во время путешествия семьи Тургеневых по Европе, Иван сорвался с перил, ограждающих ров с медведями (Беренграбен в швейцарском Берне). Спас его отец, успев поймать за ногу.

Прототип жестокой барыни в рассказе «Муму» – собственная мать писателя, Варвара Петровна. Начитанность и образованность странным образом сочетались в ней с жестокостью по отношению к родным и крепостным. В детстве даже Ивану Тургеневу пришлось терпеть от матери истязания и побои – это при том, что он был её любимым сыном.

Многие современники отмечали несоответствие внешности Тургенева его внутренним качествам. Например, несмотря на высокий рост и борцовское телосложение, Тургенев обладал удивительно мягким характером. Литератор Алексей Писемский называл Тургенева «ласковым гигантом с глазами умирающей газели». И всё же при всей своей неконфликтности писатель был непримиримым борцом против крепостничества. Не чужд был Тургенев и мужественным поступкам. В юности он едва не угодил на каторгу за то, что вышел с ружьём против жандарма, вступаясь за крепостную девушку.

Иван Сергеевич отличался повышенной эмоциональностью: когда на него находило веселье, он смеялся до изнеможения. Но приподнятое настроение могло смениться глубочайшей хандрой. Французский писатель Альфонс Доде охарактеризовал Тургенева так: «Женская душа в грубом обличье циклопа» . Кстати, и голос у Тургенева был тонкий, почти женский. Музыкальным слухом писатель не обладал, но петь очень любил.

Отличительной особенностью Тургенева была очень крупная голова. После смерти писателя анатомы взвесили его мозг, и тот «потянул» аж на 2012 граммов. Это намного больше среднестатистических показателей (1300–1400 граммов у взрослого человека). А вот кости черепа у Тургенева были невероятно тонкими. Это зачастую играло с ним дурную шутку: достаточно было несильного шлепка по голове, чтобы он потерял сознание или впал в полуобморочное состояние. В школе это служило причиной нередких издёвок и насмешек.

На протяжении все жизни Тургенев страстно увлекался охотой. Бывало, он целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи вёрст по Орловской, Тульской, Тамбовской, Курской, Калужской губернии. Ему были хорошо известны лучшие охотничьи угодья Англии, Франции, Германии.

В молодости Иван Тургенев не обходил вниманием ни знатных девиц, ни крестьянок. Одним из мимолетных увлечений писателя стала белошвейка Авдотья, которая через год родила ему дочь Пелагею. Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и увёз её с собой за границу.

Роковой любовью Ивана Тургенева стала Полина Виардо-Гарсиа. Первая их встреча произошла осенью 1843 года во время гастролей итальянской оперы в России. Полина Виардо исполняла роль Розины в постановке «Севильского цирюльника». Не слишком привлекательная, она поразила публику изумительным пением. Волшебный голос Полины преобразил её внешность. Кстати, за несколько лет до того великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о юной певице после её дебюта: «Она больше напоминает нам грозное великолепие джунглей, чем цивилизованную красоту». Не устоял перед мощью вокального дара Полины Виардо и Тургенев. Молодого писателя даже не смутило, что его избранница замужем. Тургенева представили ей со словами: «Это молодой русский помещик. Славный охотник и плохой поэт» .

Последней любовью Ивана Сергеевича Тургенева стала Мария Савина – актриса Александринского театра. Тургеневу был 61 год, ей – всего 25 лет. Мария так ярко сыграла роль в постановке по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», что чувствительный писатель не смог устоять. Он влюбился в молодую актрису, в чём открыто признался. Редкость их встреч скрашивалась регулярной перепиской, которая продолжалась четыре года, до самой смерти Тургенева.

С 1874 года в парижских ресторанах проходили знаменитые холостяцкие «обеды пяти». Их устраивали писатели Гюстав Флобер, Эдмон Гонкур, Альфонс Доде, Эмиль Золя и Иван Тургенев. Идея принадлежала Флоберу, но Тургеневу на этих обедах отводилась главная роль. Такие встречи проходили раз в месяц. Естественно, обедали в сопровождении разговоров и поднимали разные темы: беседовали об особенностях литературы, о структуре французского языка, рассказывали байки и случаи из жизни. Порой обеды проходили в доме того или иного из пятёрки писателей.

Каждый раз после завершения нового романа Тургенев говорил друзьям, что романы больше писать не будет. Но спустя некоторое время всё же принимался за следующий роман, который неизменно оказывался длиннее предыдущего (первый, «Рудин» (1855), – самый короткий, а последний, «Новь» (1876), – самый длинный).

Знакомство Ивана Тургенева и Льва Толстого произошло после того, как Толстой посвятил Тургеневу свой рассказ «Рубка леса», почувствовав в своём произведении невольное подражание тургеневским рассказам.

Дружба Тургенева и Толстого распалась из-за ссоры, которая могла завершиться дуэлью. В гостях у Афанасия Фета они разговорились о том, как воспитывается за границей дочь Тургенева Полинет (Пелагея, которой во Франции отец сменил имя). Узнав, что английская гувернантка требует, чтобы девушка для знакомства с нуждой занималась починкой одежды бедняков, Лев Толстой сказал, что такие методы заставляют девушку играть «неискреннюю, театральную сцену», отчего Тургенев вспылил. Разгорелся спор, который продолжился в переписке, где и зашла речь о дуэли. Не все письма сохранились, но Толстой будто бы предложил Тургеневу стреляться на ружьях. Состоялась ли в итоге эта дуэль между боевым офицером и опытным охотником? На вопрос не был в состоянии ответить даже Афанасий Фет, который пытался сыграть роль посредника-примирителя.

Тургенев и Толстой не общались семнадцать лет, но в конце концов их примирение состоялось. В 1878 году Лев Толстой предложил Тургеневу забыть все бывшие между ними недоразумения, на что Тургенев с радостью согласился. Дружеские отношения и переписка возобновились.

Последнее своё письмо, уже на смертном одре, Тургенев написал именно Льву Николаевичу Толстому (произошло это в период творческого молчания Толстого). В письме были такие строки: «Пишу же я вам, собственно, чтобы сказать, как я был рад быть вашим современником, и чтобы выразить вам мою последнюю, искреннюю просьбу. Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли – внемлите моей просьбе! »

Иван Сергеевич Тургенев преклонялся перед творчеством Александра Сергеевича Пушкина. В последние годы жизни он был владельцем перстня-талисмана Пушкина в виде витого кольца с восьмиугольным камнем. На камне была вырезана восточная надпись. Этот перстень после гибели Пушкина на дуэли перешёл к его другу – поэту Жуковскому, потом к сыну Жуковского, а от него – к Тургеневу. Тот подарил перстень Полине Виардо. Спустя несколько лет после смерти Тургенева Виардо передала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, откуда весной 1917 года его украли.

Некоторое время Тургенев был самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям столетия. После выхода романа «Новь» Тургенев получил звание почётного доктора Оксфордского университета – честь, которую до него университет не оказывал ни одному беллетристу.

Иван Тургенев сыграл большую роль в пропаганде русской литературы за рубежом. Он выступал в качестве консультанта и редактора переводов русских писателей на европейские языки, писал предисловия и комментарии к этим переводам. Тургенев и сам переводил русскую литературу на французский и немецкий языки. Так, благодаря Тургеневу зарубежные читатели, например, познакомились почти со всеми лучшими произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.

Андрей Шабашов

Иван Сергеевич Тургенев


Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818, Орёл, Российская империя - 22 августа 1883, Буживаль, Франция) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.

Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.



Увлечение охотой

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич
Портрет И.С. Тургенева в костюме охотника
Литературный музей Пушкинского Дома Российской Академии наук, Санкт-Петербург


И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России охотников. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев, признанный в округе знаток лошадей и охотничьих собак, занимавшийся воспитанием мальчика во время его летних каникул в Спасском.

Также обучал охотничьему делу будущего писателя А. И. Купфершмидт, которого Тургенев считал своим первым учителем. Благодаря ему Тургенев уже в юношеские годы мог назвать себя ружейным охотником. Даже мать Ивана, ранее смотревшая на охотников как на бездельников, прониклась увлечением сына.

С годами увлечение переросло в страсть. Бывало, что он целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи вёрст по многим губерниям центральной полосы России. Тургенев говорил, что охота вообще свойственна русскому человеку, и что русские люди с незапамятных времён любили охоту.

В 1837 году Тургенев познакомился с крестьянином-охотником Афанасием Алифановым, который в дальнейшем стал его частым спутником по охоте. Писатель его выкупил за тысячу рублей; тот поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. Афанасий был прекрасным рассказчиком, и Тургенев нередко приходил к нему посидеть за чашкой чая и послушать охотничьи истории.

Рассказ «О соловьях» (1854) записан писателем со слов Алифанова. Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Записок охотника». Он был известен своим талантом охотника также и в среде друзей писателя - А. А. Фета, И. П. Борисова. Когда в 1872 году Афанасий умер, Тургенев очень сожалел о старом товарище по охоте и просил своего управляющего оказать возможную помощь его дочери Анне.

В 1839 году мать писателя, описывая трагические последствия пожара, произошедшего в Спасском, не забывает сообщить: «ружье твоё цело, а собака очумела». Случившийся пожар ускорил приезд Ивана Тургенева в Спасское. Летом 1839 года он впервые отправился на охоту в Телегинские болота (на границе Болховского и Орловского уездов), посетил Лебедянскую ярмарку, что нашло отражение в рассказе «Лебедянь» (1847). Варвара Петровна специально для него приобрела пять свор борзых, девять смычков гончих и лошадей с сёдлами.

Летом 1843 года Иван Сергеевич проживал на даче в Павловске и также много охотился. В этот год он и познакомился с Полиной Виардо. Писателя ей представили со словами: «Это молодой русский помещик. Славный охотник и плохой поэт». Муж актрисы Луи был, как и Тургенев, страстным охотником. Иван Сергеевич его не раз приглашал поохотиться в окрестностях Петербурга. Они неоднократно с друзьями выезжали на охоту в Новгородскую губернию и в Финляндию. А Полина Виардо подарила Тургеневу красивый и дорогой ягдташ.

В конце 1840-х годов писатель проживал за границей и работал над «Записками охотника». 1852-1853 годы писатель провёл в Спасском под надзором полиции. Но эта ссылка не угнетала его, так как в деревне вновь ждала охота, и вполне удачная. А на следующий год он отправился в охотничьи экспедиции за 150 вёрст от Спасского, где вместе с И. Ф. Юрасовым охотился на берегах Десны. Эта экспедиция послужила Тургеневу материалом для работы над повестью «Поездка в Полесье» (1857).

В августе 1854 года Тургенев вместе с Н. А. Некрасовым приехал на охоту в имение титулярного советника И. И. Маслова Осьмино, после чего оба продолжили охотиться в Спасском. В середине 1850-х годов Тургенев познакомился с семейством графов Толстых. Старший брат Л. Н. Толстого, Николай, также оказался заядлым охотником и вместе с Тургеневым совершил несколько охотничьих поездок по окрестностям Спасского и Никольско-Вяземского.

Иногда их сопровождал муж М. Н. Толстой - Валериан Петрович; некоторые черты его характера отразились в образе Приимкова в повести «Фауст» (1855). Летом 1855 года Тургенев не охотился по причине эпидемии холеры, но в последующие сезоны постарался наверстать упущенное время. Вместе с Н. Н. Толстым писатель посетил Пирогово, имение С. Н. Толстого, предпочитавшего охотиться с борзыми и имевшего прекрасных лошадей и собак. Тургенев же предпочитал охотиться с ружьём и легавой собакой и преимущественно на пернатую дичь.

Тургенев содержал псарню из семидесяти гончих и шестидесяти борзых. Совместно с Н. Н. Толстым, А. А. Фетом и А. Т. Алифановым он совершил ряд охотничьих экспедиций по центральным российским губерниям. В 1860-1870 годы Тургенев преимущественно проживал за границей. Он пробовал и за границей воссоздать ритуалы и атмосферу русской охоты, но из всего этого получалось лишь отдалённое сходство даже тогда, когда ему совместно с Луи Виардо удавалось снять в аренду вполне приличные охотничьи угодья.

Весной 1880 года посетив Спасское, Тургенев специально заехал в Ясную Поляну с целью уговорить Л. Н. Толстого принять участие в Пушкинских торжествах. Толстой отказался от приглашения, поскольку считал торжественные обеды и либеральные тосты перед лицом голодающего русского крестьянства неуместными. Тем не менее Тургенев осуществил свою давнюю мечту - поохотился вместе с Львом Толстым.

Вокруг Тургенева даже сложился целый охотничий кружок - Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Островский, Н. Н. и Л. Н. Толстые, художник П. П. Соколов (иллюстратор «Записок охотника»). Кроме того ему доводилось охотиться вместе с немецким литератором Карлом Мюллером, а также с представителями царствующих домов России и Германии - великим князем Николаем Николаевичем и принцем Гессенским.

Иван Тургенев исходил с ружьём за плечами Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Курскую, Калужскую губернии. Он хорошо был знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции, Германии.

Им были написаны три специализированные работы, посвящённые охоте: «О записках ружейного охотника Оренбургской губернии С. Т. Аксакова», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Пятьдесят недостатков ружейного охотника или пятьдесят недостатков легавой собаки».

Тургенев отличался рассеянностью, которая в молодости граничила еще и с беспечностью. Ему ничего не стоило зазвать к себе гостей и попросту забыть о том, что к нему придут. В назначенный день и час приглашенные подъезжали к дому, но обнаруживали там только удивленных слуг, а не хозяина. Белинский называл такое поведение мальчишеским, а самого писателя — мальчишкой.

Иван Сергеевич практически не испытывал финансовых затруднений, так как его мать – богатая помещица – ни в чем не отказывала сыну и регулярно снабжала его деньгами. Но когда молодой человек отправился в Германию, чтобы грызть гранит науки, то стал сорить деньгами уже бездумно и даже ни разу не поблагодарил родительницу за подарки и денежные переводы. Матушке всё это надоело, и она прекратила «спонсирование» отпрыска. А однажды отправила в Германию тяжеленную посылку огромных размеров, которая оказалась доверху набитой кирпичами.

Писатель очень заботился о внешнем виде и одевался довольно щегольски. За склонность к эксцентричным нарядам он получил еще от одного критика – Герцена – меткое прозвище «Хлестаков». При взгляде на человека, облаченного в синий фрак с блестящими золотыми пуговицами а-ля львиные головы, в клетчатых брюках и с повязанным разноцветным галстуком многие наверняка сравнивали его с гоголевским персонажем.

Любовью всей жизни для Тургенева была известная оперная дива Полина Виардо. Знаменитая артистка не отвечала ему взаимностью, но оказала большое влияние на его творчество. Она часто становилась музой писателя, побуждая его к созданию новых литературных шедевров.

При жизни и после смерти Тургенева его мозгом весьма интересовались анатомы. Ведь этот орган весил два килограмма, что намного превышало аналогичный показатель у других известных людей. А вот кости черепа у писателя были невероятно тонкими. Последний факт часто играл с ним плохую шутку: Ивану Сергеевичу было достаточно получить несильный удар по голове, чтобы упасть в обморок или почувствовать себя на грани потери сознания.

Писатель был ярым противником крепостного права, боролся за его отмену и ликовал, когда подневольные помещикам крестьяне наконец-то обрели свободу.

Многие современники Тургенева отмечали несоответствие внутреннего мира этого человека его внешности. Настоящий атлет по телосложению, он обладал тонким, практически женским голосом и очень мягким характером. Иван Сергеевич был эмоционален: когда на него находило веселье, смеялся до изнеможения. Но периоды веселости могли сменяться глубочайшей хандрой.

Самая серьезная «ссора» писателя с властями произошла после опубликования его некролога на смерть Гоголя . Иван Сергеевич был на год сослан в собственное имение и даже по возвращении в Петербург оставался под полицейским надзором. Наблюдение за Тургеневым прекратилось только после смерти Николая Первого и восшествия на престол Александра Второго в 1855 году.

Как и многие люди, начисто лишенные голоса, писатель любил петь и, не особо тушуясь, демонстрировал окружающим отсутствие вокальных данных. Его безобразное пение производило на слушателей завораживающий эффект и очень их веселило. Тургенев относился к собственному голосу самокритично и сравнивал его со свиным визгом.

Благодаря писателю и его творчеству в литературе в русском языке появилось выражение «тургеневская девушка». Так мы называем особу с сильным характером, способную пожертвовать многим, практически всем, ради любви или убеждений. А вот персонажи-мужчины в произведениях Ивана Сергеевича словно сотканы из противоречий: они нерешительны, склонны к непонятным поступкам и очень часто обнаруживают слабость характера.

В этот день, 9 ноября 1818 года, родился известный русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук, автор произведений "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Ася", цикла рассказов "Записки охотника" и других.
Многие знакомы с его биографией, поэтому предлагаю узнать некоторые интересные факты из жизни писателя.

Иван Тургенев с дыркой в голове.

Тургенева по праву можно было бы назвать «самой большой головой русской литературы». Во всяком случае, как установили анатомы, его мозг - 2000 грамм - превышает по весу мозг других знаменитых людей. Быть может именно поэтому, как выразился Боткин, «на такую большую голову у творца просто не хватило материала»: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: «Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!»

Легкомысленная молодость Тургенева

В молодости Тургенев был весьма легкомысленной личностью, если не сказать больше. Мог, например, наприглашать к себе на обед кучу гостей, а потом «случайно» об этом забыть. На следующий день гости, разумеется, высказывали свое крайнее недовольство нерадивому хозяину. Тургенев начинал заламывать себе руки и отчаянно извиняться, ссылаясь на разные причины. Затем тотчас же приглашал к себе на обед, обещая при этом искупить вину неслыханным пиром. Гости смягчались, но когда в назначенный день и час они вновь съезжались к Тургеневу, хозяина... опять не оказывалось дома! Далее все повторялось: горячие извинения и новые приглашения на обед... За эти и другие «шалости» Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».
Иван Сергеевич любил пофрантить. Ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке. Александр Герцен после первой встречи с Тургеневым назвал его Хлестаковым.
В Германии, куда он приехал пополнить свое образование, Тургенев и вовсе сорвался с тормозов: участвуя едва ли не во всех студенческих пирах и сомнительных похождениях, он принялся транжирить родительские деньги налево и направо, при этом забывая писать матери письма. Мать отправляла блудному сыну деньги и продукты, а сын все проматывал и даже не благодарил. Наконец, денежные посылки прекратились. Это заставило его на время остепениться. Однажды Тургеневу пришла из России неоплаченная посылка необыкновенной тяжести. За ее пересылку он отдал последние гроши, распечатал... и ахнул: матушка набила посылку кирпичами!

Большие странности Тургенева
«Тургенев - это женская душа в грубом обличье циклопа», - так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.
У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. «Да что же мне делать? Ведь я и сам знаю, что у меня не голос, а просто свинья!» - сокрушался Тургенев.
Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича были свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.
По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, - говорил он Полонскому, - я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем - сто раз. А потом - щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства».