В. А. НикитюкИстория стран Азии и Африки (Новое время). Страны африки в эпоху европейской колонизации

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

Предисловие

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

В принципе такое определение является достаточно распространенным и типичным для характеристики основного лейтмотива периода Нового времени. Однако многочисленные споры и дискуссии вызывало и продолжает вызывать определение конкретных хронологических рамок. Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. При этом западные историки прежде всего исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Западной Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.). А вот верхняя рамка Новой истории находится как бы в поступательно-подвижном состоянии. По мнению большей части зарубежных историков, грань Нового и Новейшего периодов отстоит всего лишь на время жизни одного поколения (20–25 лет) от текущего календарного года. При этом период новейшей истории, когда события и процессы последних двадцати пяти лет еще не могут получить должной оценки, относится скорее к политологии.

Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840–1842 гг.), а ее окончание – к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские – французскую (конец XVIII в.). Это нашло отражение в изданных и переиздававшихся учебниках: Ф. М. Ацамбы «История стран Азии и Африки в Новое время» (МГУ) и Г. В. Ефимова «История стран зарубежной Азии в Средние века» (ЛГУ).

Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. – год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Авторам данного учебника представляется, что ни одно из предложенных решений (прежде всего в отношении «водораздела» между Средневековьем и Новым временем) не является адекватным, так как ни одно из рассматриваемых событий или процессов не оказало решающего влияния на весь мир: как на Запад, так и на Восток.

В предлагаемом учебнике авторы в качестве рубежа между Средними веками и Новым временем рассматривают эпоху Великих географических открытий, начало которой положили плавания Христофора Колумба (1492 г.) и Васко да Гамы (1498 г.). Ведь именно эти открытия коренным образом реально изменили не только географическую, но и экономическую, социальную, политическую картину всего мира. На Западе началась так называемая «революция цен», ставшая мощнейшим катализатором развития капиталистических отношений и, в конечном итоге, превращения большинства европейских держав и США в метрополии. На Востоке, в свою очередь, тот же процесс вызвал противоположные последствия. Там многократно усилился кризис феодальных структур, замедлились темпы развития, что в конечном итоге превратило когда-то высокоразвитые восточные страны в колонии и полуколонии. Таким образом, произошли процессы огромной важности, приведшие к возникновению колониальной системы, в рамках которой возник общемировой экономический рынок (где страны Востока играли подчиненную роль), и впервые в истории человечества история стала единой.

Рубежом Новой и Новейшей истории авторы обозначили грань XIX и ХХ веков. Это мотивировано тем, что меняющиеся реалии того времени также оказали огромное влияние на весь мир – как на Запад, так и на Восток. На Западе в конце XIX в. свободный капитал стал переоформляться в монополистический, что совершенно изменило ситуацию в развитых странах. А на Востоке именно в конце XIX в. начинается развитие собственных капиталистических отношений, что, в свою очередь, вызвало процесс появления новых классов и групп общества, возникновения буржуазного революционного движения и последующие буржуазные революции («пробуждение Азии»), ставшие прологом к развалу колониальной системы. Кроме того, именно на грани веков произошли первые межимпериалистические конфликты (испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899–1902 гг. и русско-японская война 1904–1905 гг.), ставшие прообразом будущих мировых войн. Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI – конца XIX веков. Однако это не означает, что авторы отрицают право на другие точки зрения по данному вопросу.

Глава I. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время

§ 1. Экономическое развитие стран Востока в доколониальную эпоху

В отечественных и зарубежных учебниках и научных публикациях встречаются неоднозначные, но преимущественно описательные характеристики уровней, тенденций и факторов долгосрочного экономического развития стран Востока и Запада. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе с особенностями методологии различных исследователей, наличием или отсутствием в их распоряжении тех или иных материалов, источников, статистических показателей. Попытаемся уточнить некоторые контуры и детерминанты долгосрочной экономической динамики этих стран (речь пойдет главным образом о Китае, Индии и Египте, а также, для сравнительных характеристик, о ряде крупных западноевропейских государств).

Судя по описаниям, наблюдениям и оценкам, имеющимся в историко-экономической литературе, страны и народы Востока, реализовав в прошлом географическое и историческое преимущество, предоставленное относительно щедрой, хотя и весьма нестабильной и не во всем благодатной природой, сумели, адаптируясь к ней, освоить (но далеко не полностью подчинить себе) мощные естественные производительные силы, развив при этом немалые для своего времени материальные, социальные и духовные средства общественного производства (и общения).

Речь идет об ирригационных и иных инфраструктурных сооружениях, внедрении разнообразных технических и технологических инноваций (некоторые из них позднее стали достоянием западной части ойкумены), сравнительно высоком уровне общественного разделения и координации труда, относительно эффективных формах организации производства, впечатляющем уровне развития культуры, искусства, религиозных и этических систем, отражающих заметный прогресс в эволюции духовных элементов производительных сил.

Ханьский Китай к началу нашей эры по уровню развития, возможно, не отставал, а даже несколько опережал Римскую империю эпохи раннего принципата, экономика которой базировалась на естественных и общественных производительных силах не только Южной и Западной Европы, но также Северной Африки и Передней Азии. Усредненные показатели подушевого национального продукта в ханьском Китае и Римской империи достигали, по нашим ориентировочным расчетам и оценкам, соответственно 340–440 и 300–400 дол. (в относительных ценах 1980 г.), урожайность зерновых – 8–10 и 6–8 центнеров с гектара, уровень урбанизации (города с населением более 5 тыс. человек) – 11–12 и 9–10 %, продолжительность жизни – примерно 24–28 и 22–26 лет.

Первое тысячелетие нашей эры отмечено многими событиями, среди которых: гибель империй, переселения народов, массовые пандемии, вызвавшие в дальнейшем стагнацию (Китай, Индия, Западная Европа), а в некоторых регионах мира (Ближний Восток) снижение общей численности населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности населения в странах Востока и Запада (млн. человек)

1 Включая нынешние территории Пакистана и Бангладеш.

2 Включая Северную Африку.

3 Данные в скобках – оценки, учитывающие также численность европейских эмигрантов и их потомков в переселенческих колониях и странах. ...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

По решению правообладателя книга «Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 1» представлена в виде фрагмента


Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского материка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на север, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан населяли к началу нового времени многие племена и народности. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийского полуострова арабы. Народности северной части страны восприняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нилотов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили первобытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наиболее значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находившийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существовало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного султаната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жителей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было государством раннефеодального типа с наличием сильного рабовладельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др., - находившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Путешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховьях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, возникли школы, города стали центрами культуры. Один из арабских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее месторасположение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверждал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое государственное объединение - Мали, включавшее в XIII - XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Нигерии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средневековых государств Западной Африки. В них широко применялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовенству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, выплачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, большинство сельского населения составляли свободные общинники, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также народности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые государства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были государствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Расположенный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каиром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусульманской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных территорий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские войска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового времени сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения первобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории современной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на территории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвинейское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находилось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали начальные формы государственности.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»



Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским.

Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса
План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Тема 1.2 (семинар)
Идеологии национально-освободительного движения
План

1. Национализм и наднациональные идеологии.

2. Национализм и религия.

3. Антииностранный аспект народных движений.


Формирование идеологии национально-освободительного движения как общее явление для политической мысли народов колониальных и зависимых стран. Развитие национализма как главное направление в общественной мысли народов Востока второй половины XIX – начала XX в. Разочаровывающий опыт освободительной борьбы против колонизаторов традиционными методами. Значение поражения народных движений в Китае, Индии, Иране, Ираке в конце XIX – начале XX в. для развития национальной идеи. Многочисленные попытки определения сущности национализма в его идеологической социальной, общественно-политической и культурно-психологической сущности. Нация и национализм как категории индустриальной эпохи (с корнями, уходящими в далекое прошлое). Национализм – идеология, облеченная в форму внеклассовой системы взглядов, отражающих гиперболизацию национальной специфики на лингвоэтнической или территориальной основе, с идеализацией национального своеобразия, культивированием традиций, обычаев, языка, истории, моральных норм, общности интересов и т. и. Национализм угнетенной нации, направленный против чужеземного гнета или угрозы порабощения (реального или надуманного). Сфокусированность всех передовых общественных движений колониального Востока на проблемах национально-освободительного движения. Превращение национализма в господствующую идеологию. Связь национализма с национальным самосознанием как формой группового сознания, фиксирующего действительность или воображаемые черты лингвоэтнической группы, для которой такое единство и общность исторической судьбы и интересов, а иногда также общность вероисповедания выполняют объединительную функцию. Полный приоритет принадлежности к нации над племенной и классовой общностью, семейными узами и личностью.

Определение наднациональных идеологий как условное название течений политической мысли, абсолютизирующих подлинное или иллюзорное единство социальных и политических макрогрупп на общей территориальной, расовой, этнокультурной, религиозной основе, притом, что системообразующим элементом таких идеологий выступает, как правило, что-нибудь одно. Сущность паназиатизма, панисламизма, паносманизма, пантюркизма и религиозного национализма. Взгляды Мустафы Камиля, Каи Ювэя, Ляо Цичао, Аун Сана, Дж. Неру, Хосе Рисаля, аль-Кавакиби и др.

Религия как орудие политики, нередко определяющая поведенческие нормы верующих, вплоть до колониального периода являвшаяся главной доступной для масс формой осознания ими своего угнетенного и униженного положения. Секуляризм первой волны восточных националистов, попытки провести четкую грань между политикой и религией. Стремление националистов предотвратить религиознообщинные конфликты в многоконфессиональных странах ради достижения общегосударственных целей. Апелляция либеральных лидеров к традициям нерелигиозного характера, национальной истории, чтобы не задевать чувств верующих. Отношение к религии как к важному источнику культурных и морально-этических ценностей, при стремлении ограничить ее влияние на политику и общественную жизнь. Тесная связь национализма и ислама в арабских странах, наличие там исламизированных форм национализма. Сложная и противоречивая связь национализма и религии, выступающих мощными идейными стимулами социальной и политической жизни. Зависимость в их совместных действиях или противодействия друг другу от местной специфики. Взгляды на эту проблему виднейших восточных националистов и религиозных реформаторов: Зия Гёкальп (Турция), Аун Сан (Бирма), Даянанда, Ахмад-хан (Индия), Аль-Афгани, Мухаммед Абдо (арабские страны), Сукарно (Индонезия), Каи Ювэй (Китай) и др.

Роль идеологий национально-освободительных движений в анти-иностранных (антиколониальных) народных движениях: Иран (1848–1852), Индия (1857–1859), Китай (1850–1864), крестьянские и городские бунты в Корее (конец XIX в.), восстание в Аче (Индонезия, 1873–1913), Корея (1893–1896), махдистское восстание в Судане (1879–1881), восстание ихэтуаней в Китае (1898–1901), революции периода «Пробуждения Азии» и бунты в период Первой мировой войны. Девизы народных восстаний (например, «Убивай англичан и турок и не плати налоги!» – Судан 1879 г.). Национализм и религия в борьбе за «попранную справедливость» и против иностранцев. Программы и идеологии восставших. Движущие силы революционной борьбы и возникновение радикальных идеологий.

Тема 1.3 (семинар)
Проблемы социальной справедливости
План

1. Пути достижения национальных целей.

2. Социальные утопии.

3. Распространение и преломление социалистической идеи.


Качественные изменения в антифеодальном и антиколониальном движении к началу XX в. Политические партии вместо просветительских клубов. Возрастание поддержки масс средним слоям городского общества и складывание политических институтов. Широкий спектр по степени радикализации требований, путей и методов достижения целей. Повсеместное выделение двух главных направлений политической мысли: умеренно-либеральное в духе европейского либерализма и радикальное. Расхождение в выборе средств достижения главной цели – независимости. Ориентация умеренных на западное общество, стремление достижения независимости через осторожную модернизацию политической и экономической структур, внедрение конституционно-парламентских норм жизни. Стремление радикалов к немедленному освобождению и национальному суверенитету, признание законным и необходимым применение насилия в борьбе за свободу, вера в народ. Выход в разных странах на авансцену (в зависимости от обстановки) то одного, то другого течения. Переход к началу XX в. лидерства в национальном движении и в разработке его идеологии к средним слоям городского общества как наиболее активной политической силе того времени. Многочисленные примеры прихода к руководству национально-освободительным движением радикальных элементов, оттеснявших на время умеренных националистов. Обстоятельства, определяющие преобладание умеренно-либеральных тенденций: вера восточной интеллигенции в цивилизаторскую миссию Запада на Востоке, вера в могущество разума, способность науки, просвещения, демократических институтов преобразовать мир на основе прогресса, кризис традиционных идеологий, которые уже не в состоянии служить опорой новым формам общественного бытия. Желание либерального Востока «стать Европой», сохранив культурное своеобразие. Реформаторские и революционные взгляды крупных националистов данного периода: Тилак, Наороджи (Индия), Бургиба (Тунис), Аббас (Алжир), Рисаль (Филиппины), аль-Кавакиби (Сирия), ас-Сейид (Египет), Сунь Ятсен (Китай).

Отчаянное положение и гнев голодающих народов Востока, извечно лелеявших мечту о социальной справедливости («Хлеба! Хлеба! Я не верю в Бога, который не может дать мне хлеба здесь на земле…» Вивекананда). Мечта золотого века, заключающая в себе революционный потенциал. Эгалитаризм в духе потребительского коммунизма в земельных программах народных движений XIX – начала XX в. Увязывание народами Востока чаяний о социальной справедливости с успехами национально-освободительного движения. Появление (начало XX в.) в литературе и публицистике темы «страдающего маленького человека» (Таха Хусейн, Кермани и др.). Возникновение противостояния умеренно-либеральных представлений об идеальном общественном устройстве и народнических концепций, в которых элементы демократизма и мелкобуржуазных утопий соединялись с отдельными положениями социалистических теорий. Популизм национальных идеологов под давлением нарастающей активности народных масс. Основные характеристики популистов: внимание к жизни крестьянина, городских низов, идеализация национальной традиции, стремление ликвидации экономической отсталости, резкая критика капитализма, машинного производства («Люди, которые изобрели машины, стали их рабами, утратили моральный облик». М. Ганди). Уравнительная социальная программа М. Ганди, в духе крестьянского уравнительного социализма; некапиталистический путь развития А. Кумарасвами; теория «Великого единения» Каи Ювэя; мусульманские доктрины в «Природе деспотизма» аль-Кавакиби и др. Принятие социалистической окраски распространяющимися на Востоке утопиями об идеальном общественном устройстве.

Европейская колонизация затронула не только Северную и Южную Америку, Австралию и другие земли, но и весь Африканский континент. От былого могущества Древнего Египта, который вы изучали в 5 классе, не осталось и следа. Теперь все это колонии, поделенные между разными европейскими странами. Из данного урока вы узнаете, как проходил процесс европейской колонизации в Африке и были ли какие-то попытки противостоять этому процессу.

В 1882 году в Египте вспыхнуло народное недовольство, а Англия ввела в страну свои войска под предлогом защиты своих экономических интересов, под которыми понимался Суэцкий канал.

Другим мощным государством, которое распространяло свое влияние на африканские государства в Новое время, была Оманская империя . Оман располагался в восточной части Аравийского полуострова. Активные арабские торговцы проводили торговые операции почти по всему побережью Индийского океана. В результате под их влияние попали многочисленные торговые фактории (небольшие торговые колонии купцов определенной страны на территории другого государства) на побережье восточной Африки, на Коморских островах и на севере острова Мадагаскар. Именно с арабскими торговцами столкнулся португальский мореплаватель Васко да Гама (рис. 2), когда ему удалось обогнуть Африку и пройти через Мозамбикский пролив к берегам восточной Африки: современной Танзании и Кении.

Рис. 2. Португальский мореплаватель Васко да Гама ()

Именно это событие и стало началом европейской колонизации. Оманская империя не выдержала конкуренции с португальскими и другими европейскими мореплавателями и распалась. Остатками этой империи считаются султанат Занзибар и немногочисленные султанаты на побережье восточной Африки. К концу XIX века все они исчезли под натиском европейцев.

Первые колонизаторами, обосновавшимися на территории Африки к югу от Сахары, оказались португальцы . Сначала мореплаватели XV века, а затем Васко да Гама, который в 1497-1499 гг. обогнул Африку и добрался до Индии морским путем, оказывали свое влияние на политику местных правителей. В результате побережья таких стран, как Ангола и Мозамбик, уже к началу XVI века были ими изучены.

Португальцы распространяли свое влияние и на другие земли, некоторые из которых были признаны менее эффективными. Основным интересом для европейских колонизаторов была работорговля. Основывать большие колонии не было необходимым, страны ставили свои торговые точки на побережье Африки и занимались обменом европейских продуктов на рабов или же завоевательными походами с целью захвата рабов и отправлялись торговать ими в Америку или Европу. Такая работорговля сохранялась в Африке до конца XIX века. Постепенно разные страны запрещали у себя рабство и работорговлю. В конце XIX века велась охота за рабовладельческими судами, но все это не имело большой пользы. Рабство продолжало существовать.

Условия содержания рабов были чудовищными (рис. 3). В процессе переправки рабов через Атлантический океан погибало не менее половины. Их тела выбрасывали за борт. Никакого учета рабов не было. Как минимум 3 миллиона человек, а современные историки утверждают, что до 15 миллионов, потеряла Африка из-за работорговли. Масштабы торговли менялись от века к веку, а своего пика она достигла на рубеже XVIII-XIX веков.

Рис. 3. Африканских рабов переправляют через Атлантический океан в Америку ()

После появления португальских колонизаторов на территорию Африки стали претендовать другие европейские страны. В 1652 году активность проявила Голландия . В это время Ян ван Рибек (рис. 4) захватил точку на крайнем юге африканского континента и назвал ее Капстад . В 1806 году этот город был захвачен англичанами и переименован в Кейптаун (рис. 5). Город существует и по сей день и носит то же название. Именно из этой точки началось распространение голландских колонизаторов по всей Южной Африке. Голландские колонизаторы называли себя бурами (рис. 6) (в переводе с голландского - «крестьянин»).Крестьяне составляли основную массу голландских колонистов, которым не хватало земли на территории Европы.

Рис. 4. Ян ван Рибек ()

Рис. 5. Кейптаун на карте Африки ()

Точно так же, как в Северной Америке, колонисты столкнулись с индейцами, на территории Южной Африки голландские колонисты столкнулись с местными народами. В первую очередь, с народом коса, голландцы называли их кафрами . В борьбе за территории, которая получила название Кафрские войны , голландские колонисты постепенно оттесняли туземные племена все дальше к центру Африки. Захваченные ими территории, однако, были небольшими.

В 1806 году на юг Африки прибыли англичане. Бурам это не понравилось, и они отказались подчиняться британской короне. Они стали отступать дальше на Север. Так появились люди, называвшие себя буры-переселенцы, или буртрекеры . Этот великий поход продолжался на протяжении нескольких десятилетий. Он привел к тому, что в северной части нынешней ЮАР образовалось два независимых бурских государства: Трансвааль и Оранжевая республика (рис. 7).

Рис. 7. Независимые бурские государства: Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство ()

Англичане были недовольны таким отступлением буров, ведь она хотела контролировать всю территорию южной Африки, а не только побережье. В результате в 1877-1881 гг. произошла первая англо-бурская война. Англичане требовали, чтобы эти территории вошли в состав Британской империи, но буры с этим были категорически не согласны. Принято считать, что в этой войне принимало участие около 3 тысяч буров, а вся английская армия составляла 1200 человек. Сопротивление буров было настолько ожесточенным, что Англия оставила попытки влиять на независимые бурские государства.

Но в 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899-1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Несмотря на то что война велась на территории Африки, она проходила, по сути, между двумя европейскими народами: голландцами (бурами) и англичанами. Ожесточенная война закончилась тем, что бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южно-африканской колонии Великобритании.

Вместе с голландцами, португальцами и англичанами в Африке быстро появились представители других европейских держав. Так, в 1830-е годы активную колонизационную деятельность осуществляла Франция, которая захватила огромные территории в Северной и Экваториальной Африке. Активной колонизацией занималась и Бельгия, в особенности во время правления короля Леопольда II . Бельгийцы создали на территории центральной Африки собственную колонию под названием Свободное государство Конго. Оно существовало с 1885 по 1908 год. Считалось, что это личная территория бельгийского короля Леопольда II. Это государство только на словах было м. На самом же деле ему было присуще нарушение всех принципов международного права, а местное население загоняли на работы на королевских плантациях. Огромное количество людей на этих плантациях погибло. Существовали специальные карательные отряды, которые должны были наказывать тех, кто собирал слишком мало каучука (сок дерева гевеи, основное сырье для изготовления резины). В доказательство того, что карательные отряды справились со своей задачей, они должны были приносить к точке, где находилась бельгийская армия, отрубленные руки и ноги людей, которых они карали.

В итоге почти все африканские территории к концу XIX века оказались разделены между европейскими державами (рис. 8). Настолько велика была активность европейских стран по присоединению новых территорий, что эта эпоха получила название «гонки за Африку» или «драки за Африку». Португальцы, владевшие территорией современной Анголы и Мозамбика, рассчитывали на захват промежуточной территории, Зимбабве, Замбии и Малави, и, таким образом, на создание сети своих колоний на африканском континенте. Но реализовать этот проект было невозможно, поскольку у англичан на эти территории были свои планы. Премьер Капской колонии с центром в Кейптауне, Сесиль Джон Родс, считал, что Великобритания должна создать цепочку своих собственных колоний. Она должна начинаться в Египте (в Каире) и заканчиваться в Кейптауне. Таким образом, англичане рассчитывали построить свою колониальную полосу и протянуть по этой полосе железную дорогу от Каира до Кейптауна. После Первой мировой войны цепочку англичанам построить удалось, а железная дорога оказалась недостроенной. Не существует ее и по сей день.

Рис. 8. Владения европейских колонизаторов в Африке к началу XX века ()

В 1884-1885 годах европейские державы устроили в Берлине конференцию , на которой принимали решение по вопросу о том, какой стране принадлежит та или иная сфера влияния на территории Африки. В результате почти вся территория континента оказалась между ними поделена.

В итоге, к концу XIX - началу XX века европейцы освоили всю территорию континента. Оставалось только 2 полунезависимых государства: Эфиопия и Либерия . Связано это с тем, что Эфиопию было трудно колонизовать, ведь одной из своих главных задач колонизаторы ставили распространение христианства, а Эфиопия еще со времен раннего Средневековья являлась христианским государством.

Либерия , по сути, была территорий, созданной США. Именно на этой территории находились бывшие американские рабы, вывезенные из США по решению президента Монро.

В результате англичане, французы, немцы, итальянцы и прочие народы начали конфликтовать на территории Англии. Немцы и итальянцы, имевшие немного колоний, были недовольны решениями Берлинского конгресса. Другие страны тоже хотели заполучить в свои руки как можно больше территорий. В 1898 году между англичанами и французами произошел фашодский инцидент. Майор французской армией Маршан захватил опорный пункт в современном Южном Судане. Англичане считали эти земли своими, а французы хотели распространить там свое влияние. В результате произошел конфликт, в ходе которого отношения между Англией и Францией сильно ухудшились.

Естественно, что африканцы сопротивлялись европейским колонизаторам, но силы были неравны. Можно выделить только одну успешную попытку в XIX веке, когда Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди (рис. 9), создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых территорий на африканском континенте.

Рис. 9. Мухаммед ибн абд-Аллах (Махди) ()

Против европейского влияния боролся самый известный из эфиопских правителей этой эпохи Менелик II , правивший с 1893 по 1913 год. Он объединил страну, провел активные завоевания и успешно противостоял итальянцам. Также он поддерживал хорошие отношения с Россией, несмотря на существенную удаленность этих двух стран.

Но все эти попытки противостояния были лишь единичными и серьезного результата дать не могли.

Возрождение Африки началось только во второй половине XX века, когда африканские страны одна за другой начали получать независимость.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Учебник по Истории за 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Дроговоз И. Англо-бурская война 1899-1902 гг.. - Минск: Харвест, 2004.

3. Никитина И.А. Захват бурских республик Англией (1899-1902 гг.). - М., 1970.

4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.

6. Яковлева Е.В. Колониальный раздел Африки и позиция России: Вторая половина XIX в. - 1914 г. - Иркутск, 2004.

Домашнее задание

1. Расскажите о европейской колонизации в Египте. Почему египтяне не хотели открытия Суэцкого канала?

2. Расскажите о европейской колонизации южной части африканского континента.

3. Кто такие буры и почему разразились англо-бурские войны? Каков был их итог и последствия?

4. Были ли попытки противостоять европейской колонизации и в чем они проявлялись?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским. Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса

План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.