Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Основанием преемственности являются

Введение.

Серьезное загрязнение атмосферы началось в XIX веке в связи с ростом потребления всех видов топлива. Размеры воздушного океана нашей планеты огромны, и может показаться, что сотни тонн загрязнений, поступающих ежегодно в атмосферу и составляющих менее одной десяти тысячной доли процентов от массы атмосферы, являются лишь каплей в море. Однако это далеко не так, потому что с течением времени количество загрязняющих атмосферу веществ накапливается. В настоящее время увеличение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду.
Город Чехов является одним из самых молодых городов Подмосковья. Чеховский район расположен на юге Московской области. Его территория составляет 860 кв.км. Промышленность района представлена предприятиями: энергетической, литейной, полиграфической, кондитерской и строительной индустрии.
Экологическая обстановка в г. Чехове, как и в любом другом густонаселенном и промышленном городе, ухудшается. Наблюдается увеличение численности жителей при ограниченном росте жилой площади и увеличение числа транспортных единиц и выхлопных газов, загрязняющих атмосферу.
Некоторые организмы являются чувствительными индикаторами изменений условий окружающей среды. К таким организмам относят лишайники, которые поглощают аэрозоли и газы всей поверхностью талломов. Большое количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью. Особенно много минеральных и органических веществ попадает в тело эпифитных лишайников, растущих на стволах деревьев. Лишайники весьма чувствительны к загрязнению воздуха и поэтому быстро погибают в крупных городах. По этой причине они могут служить индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами. Они представляют собой идеальное средство для контроля за загрязнением среды, так как их численность и видовое разнообразие резко возрастают с увеличением расстояния от источника загрязнения. Поэтому в последние время лишайники широко применяются при оценке загрязнения воздуха и контроля радиоактивной обстановки. По их видовому составу и встречаемости можно судить о степени загрязнения воздуха. Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы...
Лишайники – своеобразные симбиотические организмы, слоевище которых образовано грибом и водорослью с преобладанием в большинстве случаев первого.
Эпифитные лишайники предпочитают старые деревья, играет роль вид поверхности коры. На крупнобугристой коре старых деревьев обычно селятся кустистые виды, реже встречаются листоватые и накипные виды, а на гладкой коре поселяются, в основном, накипные лишайники. Имеются виды лишайников, устойчивых и неустойчивых к городской среде. Выявлена корреляция между загрязнением воздуха отходами промышленных предприятий (серным диоксидом, окислами азота, соединениями фтора) и видовым разнообразием лишайников: чем выше загрязнение атмосферы, тем менее богата их флора (Приложение 1 , табл. № 1). При повышении загрязнения воздуха отличается последовательное исследование лишайников: сначала вымирают кустистые, потом листовые, затем накипные.

Наиболее устойчивы к загрязнению некоторые виды родов Xantoria (Ксантория), Physcia (Фисция), Anaptycia (Анаптихия), Hypogymnia (Гипогимния), Lecanora (Леканора).

На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии – лихеноиндикация. Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:

  • чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречаются в нем видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность;
  • при повышении степени загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листовые и последними – накипные.

На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона города.

Цели исследования:

  • изучение морфологических и экологических особенностей лишайников;
  • изучение видового разнообразия эпифитных лишайников;
  • исследование жизнеспособности видов по состоянию слоевища;
  • определение степени проективного покрытия в различных микрорайонах города;
  • оценка степени частоты воздуха на исследуемых участках;
  • предложение способов решения проблемы по улучшению чистоты воздуха.

Методы исследования:

Работа выполнялась на занятиях экологического кружка МОУ СОШ № 1 города Чехова в летне-осенний сезон 2007–2008 года в различных микрорайонах города:

  1. Микрорайон Чеховского полиграфического комбината (парк около комбината).
  2. Микрорайон Чеховского регенератного завода (аллея около комбината).
  3. Парк-усадьба Васильчиковых-Гончаровых (1,5 км в глубине парка).

Работа № 1. «Изучение морфологических и экологических особенностей лишайников».

Цели работы: .

  • Изучить морфологические и экологические особенности лишайников.
  • Расширить представление о морфологических типах и экологических группах лишайников по их отношению к субстрату.

Выполнение работы:

1. Изучение специальной литературы по данной теме.
2. Описание морфологических и экологических групп лишайников.

1. По отношению к субстрату и другим условиям местообитания среди лишайников различают несколько крупных основных экологических групп:

Эпилитные лишайники – живущие на поверхности горных пород.
Эпифитные лишайники – растущие на коре деревьев и кустарников.
Эпигейные лишайники – растущие на поверхности почвы.
Эпифильные лишайники – развивающиеся на хвое и листьях вечнозеленых растений.
Эпибриофитные лишайники – обитающие на дерновинках мхов, и другие.

2. В различных местообитаниях на скалах, почве, стволах деревьев и т. д. лишайники образуют растительные группировки – синузии, которые характеризуются определенным видовым составом и определенными морфологическими типами. На распределение лишайников влияют как физические, так и химические свойства субстрата.

Работа № 2. «Изучение видового разнообразия эпифитных лишайников, их жизнеспособности и состояния слоевищ»

Цели работы:

  • Изучить видовое разнообразие эпифитных лишайников на исследуемых территориях.
  • Исследовать жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников.

Оборудование:

  • Справочник-определитель водорослей лишайников и мохообразных. Издательство «Мысль», Москва, 1978 год.
  • Блокнот, карандаш, коробка для сбора образцов.

Выполнение работы.

1. Выбрали для визуального обследования 3 площадки (2 с антропогенной нагрузкой около крупных промышленных предприятий – Чеховского полиграфического комбината и Чеховского регенератного завода и одну удаленную от города – парк-усадьбу Васильчиковых-Гончаровых.)
2 .Обследовали по 10 случайно выбранных деревьев на каждой площадке с целью изучения видового разнообразия; жизнеспособности и состояния слоевищ.
3. Сравнили результаты исследований.
4. Объяснили причины различий, обнаруженных при изучении опытных площадок.
5. Занесли полученные данные в таблицу, сделали выводы.

Данные представлены в таблице № 2, Приложение 1 . Систематический обзор лишайников представлен в Приложении 2 .

Выводы.

На участках с антропогенной нагрузкой видовое разнообразие лишайников не велико. В основном представлены виды рода Ксантория и рода Фисция. У основания стволов деревьев встречается накипной лишайник леканора. Жизнеспособность лишайников на этих участках низкая, слоевище чахлое. На участке с уменьшенной антропогенной нагрузкой встречаются виды родов Ксантория, Фисция и Гипогимния. Жизнеспособность лишайников на этом участке умеренная, но встречаются лишайники с высокой степенью жизнеспособности и здоровым слоевищем.

Итоги.

Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что видовое разнообразие, жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников зависит от состояния атмосферы. По состоянию лишайникового покрова можно судить о степени загрязнения воздуха. Лишайники могут служить индикаторами его чистоты. Серьезные антропогенные нагрузки связаны с выбросом различных загрязняю­щих компонентов крупными промышленными предприятиями – Чеховским полиграфическим комбинатом (ЧПК) и Чеховским регенератным заводом (ЧРЗ). Загрязнению атмосферного воздуха способствуют находящаяся в 200 метрах от ЧПК автозаправочная станция и автостоянка около ЧРЗ. Усугубляет ситуацию оживленный поток автотранспорта по улице Полиграфи­стов (микрорайон ЧПК) и улице Чехова (микрорайон ЧРЗ).

Работа № 3. «Оценка чистоты воздуха по частоте встречаемости и степени проективного покры­тия лишайниками»

Цели работы:

  • Исследовать степень проективного покрытия лишайниками в процентах в микрорайонах с высокой антропогенной нагрузкой и микрорайоне с уменьшенной антропогенной нагрузкой.
  • Выявить количество видов лишайников и количество лишайников доминирующего вида.
  • Произвести оценку чистоты воздуха по частоте встречаемости и степени проективного покрытия лишайниками на исследуемых участках..
  • Сравнить полученные результаты.

Выполнение работы.

1. Выделили три микрорайона в городе с различной антропогенной нагрузкой.
2. Определили степень проективного покрытия лишайниками на десяти деревьях методом сеточек-квадратов. Использовали сеточки 10 х 10 см, представляющие собой рамки, на которые через каждый сантиметр натянуты продольные и поперечные тонкие проволочки. Рамку накладывали на ствол дерева и фиксировали.
Затем определяли число (a) единичных квадратов, в которых лишайники занимают на глаз больше половины площади квадрата, такое покрытие принимали за 100 %; определяли число (b) квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата, такое покрытие принимали за 50 %. Общее покрытие в процентах вычисляли по формуле (c – число исследованных площадок):

R = 100 a + 50 b / c.

3. Выявляли количество видов лишайников, количество доминирующего вида и степень проективного покрытия на каждом дереве с юго-западной и северо-восточной стороны.
4. Оценка встречаемости и покрытия давалась по пятибалльной шкале.
5. Сравнили результаты, полученные на трех опытных площадках. .
6. Занесли полученные данные в таблицы и сделали выводы.

Данные по результатам работы представлены в Приложении 3 таблицы 1–3

Выводы.

    Микрорайон Полиграфического комбината находится в зоне умеренного загрязнения (степень проективного покрытия 3 балла). Загрязнение атмосферного воздуха связано с выбросом загрязняющих компонентов Чеховским полиграфическим комбинатом и расположенной в 200 метрах от него автозаправочной станции.

    Микрорайон Регенератного завода находится в зоне сильного загрязнения (степень проективного покрытия 2 балла). На стволах деревьев в основном встречаются накипные лишайники с низкой жизнеспособностью и чахлым слоевищем. Воздух сильно загрязнен веществами, выбрасываемыми Чеховским регенератным заводом, а также автотранспортом, следующим по улице Чехова.

    Парк-усадьба Васильчиковых-Гончаровых находится в зоне относительно чистого воздуха (степень проективного покрытия 4 балла). Это связано с тем, что парк – один из наиболее озелененных районов и находится достаточно далеко от промышленных предприятий.

Проблемы экологии городов – это в первую очередь проблемы уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Их необходимо решать путем создания новых малоотходных технологий производственных процессов и эффективных очистных сооружений.
Необходимо вести регулярные наблюдения за состоянием экосистем и их элементов – экологический мониторинг.
Регулярно (один раз в два года) проводить оценку чистоты воздуха методом лихе-ноиндикации, изучать разнообразие лишайников и состояние их покрова.
В целях регуляции газового состава воздуха и степени его загрязнения необходимо высаживать деревья, разбивать скверы, газоны, парки в микрорайонах с высокой антропогенной нагрузкой (вдоль крупных автомагистралей, около промышленных предприятий, котельных и пр.).
Использовать для озеленения наиболее устойчивые к воздействию пыли, дыма и газа виды древесных пород: тополь, липу, клен, вяз, клен ясенелистный, акацию белую, боярышник обыкновенный, шиповник, бересклет, барбарис обыкновенный, бузину красную. Проводить целенаправленную и планомерную работу по обновлению зеленого фонда
Установить контроль за строительством АЗС и предприятий автосервиса в черте города с целью улучшения экологической ситуации и возможности создания мест интенсивной рекреации.
Комплекс мероприятий по организации зоны отдыха, туризма и благоустройству территории парка-усадьбы Васильчиковых-Гончаровых: благоустройство туристических и рекреационных маршрутов (экскурсионных, познавательных, экологических уголков и пр.), устройство и оборудование площадок и мест отдыха, питьевых источников по санитарным нормам.
Результаты исследований и практические рекомендации направлены в экологический отдел городской администрации.

Литература

1. Жизнь растений. Т.3. Водоросли. Лишайники. М., Просвещение, 1977, 487 с.
2. «Водоросли, лишайники и мохообразные»; справочник-определитель, М.: «Мысль», 1978 г.
3. Определитель лишайников России. Т.6-8.
4. Пчелкин А.В., Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. М., Экосистема, 1997, 25 с.
5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. , Экология России»; 1996 г. М.:, АО МДС.
6. Мансурова С.Е. «Следим за окружающей средой нашего города », М., «Владос», 2001 г.

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований ив работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые работают по программам непрерывного образования и добились определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Особенно у нас, на периферии.

Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из трех детских садов. Нельзя сказать, что совсем не налажена работа по преемственности. Каждый учитель начальных классов проводит определенную работу с будущими первоклассниками и их родителями за год до поступления в школу. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с программами обучения, со школьными требованиями, отвечают на вопросы родителей. Кроме того, учителя знакомятся с программами детских садов, посещают занятия в подготовительной группе. Последнее требует особого разговора. Часто воспитатели приглашают учителей на занятия в детском саду с определенной целью: показать, что занятия практически не отличаются от школьных уроков. Я была просто поражена, когда при посещении занятия в д/с «Березка» увидела обыкновенный школьный урок. Урок хороший, развивающий. Но это был школьный урок. Дети даже получили оценки. Работает ли этот воспитатель по преемственности? Она считает, что отдает этому все свои силы, и у этих детей проблем с обучением в школе не будет. Но практика показала, что эти дети уже после первого месяца обучения в школе выразили свое нежелание учиться. Оказывается, программа первого класса частично пройдена в детском саду, причем обрывками, без всякой последовательности. Дети требовали оценки, а родители – домашние задания уже с сентября, мотивируя тем, что уже сложился определенный ритм работы. Очевидно, ни воспитатель, ни родители не задумывались о непомерных нагрузках, ни о здоровье ребятишек.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Полноценная подготовка ребенка ко школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования можно обозначить следующим образом:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремление к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль).

Таким образом, цель должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.

Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

Такой подход к работе приводит к тому, что обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля. Идет углубление знаний, полученных в дошкольном учреждении. Кроме того, в организации работы по преемственности, считаю, огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и личность учителя. Очень хорошо, если эти люди просто знают друг друга, общаются, интересуются работой друг друга. Не секрет. Что воспитатель в детском саду – это вторая мама. Она может и приласкать, и пожурить ребенка. Малыш тянется к этому человеку, доверяет ему. И вот ребенок пришел в школу. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш увидел в педагоге старшего товарища, который поможет решать трудности и порадуется успехам ребенка. Учитель начальных классов должен быть человеком доброго характера.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моим» детским садом «Березка». Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Однажды моя первоклассница похвасталась, что они с мамой уже учатся по учебнику математики за 2 класс. И показала тетрадь, где «красовались» оценки за работу: редкие «4» соседствовали с «3» и даже с «2». Значит, ребенок уже настроен на посредственную учебу, хотя в школе не получил еще ни одной оценки.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..» А еще в нашем поселке родители любят такую «страшилку»: «Будешь плохо учиться, отдадим тебя в Киселевскую школу» (коррекционная школа, где учатся олигофрены). О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников. Задумала организовать для них работу клуба «Первоклашка», где особое внимание уделить знакомству с семьями своих будущих учеников и корректировке их поведения относительно учебного процесса. План работы клуба, который представляю ниже, рассчитан на два года. Первый год – подготовка родителей к обучению ребенка, второй год – помощь первокласснику. Какие же задачи нужно решить в процессе занятий в клубе?

  1. Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей переходного периода.
  2. Научить понимать и чувствовать своего ребенка.
  3. Помочь родителям в налаживании добрых отношений со своим ребенком.
  4. Предостеречь от ошибок в воспитании детей.
  5. Помочь родителям в преодолении трудностей первого года обучения их ребенка.

Встречи в клубе проводятся один раз в два месяца в школе. Приглашаются все желающие. Напоминание о встрече – через местную газету и через объявление в детских садах.

План работы клуба «Первоклашка»

Занятие 1. Физиология и психология шестилеток

Вопросы для обсуждения.

  1. Знакомство с родителями.
  2. Ознакомление с планом работы, поправки.
  3. Сообщение по теме «Физиологические и психологические особенности шестилеток».
  4. Ответы на вопросы родителей.

Занятие 2. Накануне учебного года

Вопросы для обсуждения.

  1. Если ребенок рвется в школу.
  2. А если он в школу не хочет?
  3. Признаки готовности к обучению.
  4. Существуют ли психологические противопоказания к обучению?

Занятие 3. Адаптация ребенка

Вопросы для обсуждения.

  1. Признаки успешной адаптации.
  2. Что надо знать родителям?
  3. Не навреди!

Занятие 4. Первый раз в первый класс

Вопросы для обсуждения.

  1. Ночь накануне 1 сентября.
  2. Нужно ли устраивать в этот день праздник?
  3. Водить или не водить? Встречать или не встречать?
  4. Кто должен делать домашние задания?

Занятие 5. Какая она, школа?

Вопросы для обсуждения.

  1. Первая учительница. Кто она для тебя?
  2. Взаимоотношения со школьными друзьями.
  3. Что важнее: урок или перемена?

Занятие 6. Новые программы

Вопросы для обсуждения.

  1. Нас в свое время учили не так.
  2. Анализ школьных программ.
  3. Ошибки и их исправления.
  4. Несколько слов о чтении.

Занятие 7. Мой ребенок

Вопросы для обсуждения.

  1. Медлительные дети.
  2. Неусидчивые дети.
  3. Что можно узнать по школьной тетради?
  4. Причины школьной неуспеваемости.
  5. Дети с ослабленным здоровьем.

Занятие 8. Плохое поведение

Вопросы для обсуждения.

  1. Кто такие нарушители дисциплины?
  2. Агрессивность и ее причины.
  3. Лживость маленьких граждан.
  4. О случаях воровства (по необходимости).
  5. Шумный класс.

Занятие 9. Итоги работы

  1. Тест для родителей «Насколько хорошо я знаю своего ребенка?»
  2. Встреча со школьным психологом.

Используемая литература :

  1. Журнал «Начальная школа».
  2. «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.
  3. Е.Н.Коренева «Ох уж эти первоклашки». Ярославль «Академия, К».
  4. Е.Н.Коренева «Эти загадочные малыши». Ярославль «Академия, К».
  5. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.

Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков). Некоторые – характеризуют преемственность в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности (П. М. Якобсон, Е. Д. Маргулис, А. В. Долгополова и др.). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

  • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
  • – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
  • – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
  • специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
  • – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:

  • а) на дошкольной ступени:
    • – обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
    • – формирование элементарных знаний об окружающем мире;
    • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
  • б) на ступени начальной школы:
    • – совершенствование достижений дошкольного развития;
    • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
    • – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:

  • – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
  • – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
  • – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
  • – анализу результатов совместной деятельности.

Весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами (Программы первого класса и Программы обучения и воспитания в детском саду), посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

При этом в течение учебного года должна поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы детского сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.

  • 1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
  • 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
  • 3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  • 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  • 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  • 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
  • 7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
  • 8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

  • 1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
  • 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением "сквозных" линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
  • 3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
  • 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

5. Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства образовательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.

" Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения"

Руднева Татьяна Станиславовна - педагог дополнительного образования.

Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Подготовка к школе - это процесс, требующий пристального внимания и длительного времени. Это одна из функций, которую выполняет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Проблема в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или отсутствием определённых знаний по учебным предметам. Однако психологи и педагоги утверждают, что наличие знаний само по себе не является показателем успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

Поэтому, целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:

· любознательности,

· инициативности.

· самостоятельности,

· творческого воображения, произвольности.

Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.

На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строиться на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт « борьба » за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой, состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками, завышенными требованиями к младшим школьникам. Авторитаризм, негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. А превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самим детям - это серьёзная опасность. Ведь знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребёнка . Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.

Поэтому необходимо максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации.

Ещё одной серьёзной проблемой, на мой взгляд, является то, что нет преемственности в содержании дошкольных и образовательных программ. Программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к переносу их из начальной школы в ДОУ. Программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.

Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.

Проблема преемственности мне очень близка, т. к. я работаю с детьми дошкольного возраста, которые не посещают детский сад. От этого проблема становится ещё острее. Ведь дети посещают занятия 3 дня в неделю. И мы, педагоги, стараемся оказывать помощь своим воспитанникам в установлении контакта со сверстниками, а также с их будущим учителем. Одним из важнейших условий практической реализации преемственности ДОУ и школы является установление делового контакта между воспитателями и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:

Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

Практический аспект – предварительное знакомство учителя с будущими учениками, и общение бывших воспитанников с воспитателем во время их обучениия в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга. Наши дети посещают школьную библиотеку, различные праздники, принимают участие в играх - соревнованиях. Ребята - школьники тоже приходят к нам в учреждение. Они показывают дошколятам различные театрализованные сценки, принимают участие в новогодних утренниках и на выпускных вечерах. В течение года приглашаем будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия и занятия. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности. . Таким образом, учитель знакомится с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже есть возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Свои отношения с родителями мы строим по принципу сотрудничества. Эта работа ведётся по определённому плану, который включает периодические индивидуальные и групповые встречи, консультации, детско - родительские праздники, обучающие семинары и лекции. Такое психолого - педагогическое просвещение восполняет родителям " информационный голод" по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и школьного образования. Поэтому 1 сентября дети и их родители идут в школу счастливые и довольные.

В результате тесного сотрудничества между нашим учреждением и школой, установилась преемственность, и повысилось качество подготовки детей к школе. Учебная деятельность шестилеток стала содержательней, благодаря открытым доверительным и взаимообогащающим отношениям педагогов.

Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе.