Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Основанием преемственности являются
Введение.
Серьезное загрязнение атмосферы началось в XIX
веке в связи с ростом потребления всех видов
топлива. Размеры воздушного океана нашей планеты
огромны, и может показаться, что сотни тонн
загрязнений, поступающих ежегодно в атмосферу и
составляющих менее одной десяти тысячной доли
процентов от массы атмосферы, являются лишь
каплей в море. Однако это далеко не так, потому
что с течением времени количество загрязняющих
атмосферу веществ накапливается. В настоящее
время увеличение загрязнения атмосферного
воздуха токсичными веществами, выделяемыми
промышленными предприятиями и автомобильным
транспортом, является одной из важнейших
проблем, стоящих перед человечеством
Загрязнение воздуха оказывает вредное
воздействие на человека и окружающую среду.
Город Чехов является одним из самых молодых
городов Подмосковья. Чеховский район расположен
на юге Московской области. Его территория
составляет 860 кв.км. Промышленность района
представлена предприятиями: энергетической,
литейной, полиграфической, кондитерской и
строительной индустрии.
Экологическая обстановка в г. Чехове, как и в
любом другом густонаселенном и промышленном
городе, ухудшается. Наблюдается увеличение
численности жителей при ограниченном росте
жилой площади и увеличение числа транспортных
единиц и выхлопных газов, загрязняющих
атмосферу.
Некоторые организмы являются чувствительными
индикаторами изменений условий окружающей
среды. К таким организмам относят лишайники,
которые поглощают аэрозоли и газы всей
поверхностью талломов. Большое количество
химических элементов лишайники получают из
атмосферы с осадками и пылью. Особенно много
минеральных и органических веществ попадает в
тело эпифитных лишайников, растущих на стволах
деревьев. Лишайники весьма чувствительны к
загрязнению воздуха и поэтому быстро погибают в
крупных городах. По этой причине они могут
служить индикаторами загрязненности воздуха
вредными веществами. Они представляют собой
идеальное средство для контроля за загрязнением
среды, так как их численность и видовое
разнообразие резко возрастают с увеличением
расстояния от источника загрязнения. Поэтому в
последние время лишайники широко применяются
при оценке загрязнения воздуха и контроля
радиоактивной обстановки. По их видовому составу
и встречаемости можно судить о степени
загрязнения воздуха. Наиболее резко лишайники
реагируют на диоксид серы...
Лишайники – своеобразные симбиотические
организмы, слоевище которых образовано грибом и
водорослью с преобладанием в большинстве
случаев первого.
Эпифитные лишайники предпочитают старые
деревья, играет роль вид поверхности коры. На
крупнобугристой коре старых деревьев обычно
селятся кустистые виды, реже встречаются
листоватые и накипные виды, а на гладкой коре
поселяются, в основном, накипные лишайники.
Имеются виды лишайников, устойчивых и
неустойчивых к городской среде. Выявлена
корреляция между загрязнением воздуха отходами
промышленных предприятий (серным диоксидом,
окислами азота, соединениями фтора) и видовым
разнообразием лишайников: чем выше загрязнение
атмосферы, тем менее богата их флора (Приложение
1
, табл. № 1). При повышении загрязнения
воздуха отличается последовательное
исследование лишайников: сначала вымирают
кустистые, потом листовые, затем накипные.
Наиболее устойчивы к загрязнению некоторые виды родов Xantoria (Ксантория), Physcia (Фисция), Anaptycia (Анаптихия), Hypogymnia (Гипогимния), Lecanora (Леканора).
На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии – лихеноиндикация. Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:
- чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречаются в нем видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность;
- при повышении степени загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листовые и последними – накипные.
На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона города.
Цели исследования:
- изучение морфологических и экологических особенностей лишайников;
- изучение видового разнообразия эпифитных лишайников;
- исследование жизнеспособности видов по состоянию слоевища;
- определение степени проективного покрытия в различных микрорайонах города;
- оценка степени частоты воздуха на исследуемых участках;
- предложение способов решения проблемы по улучшению чистоты воздуха.
Методы исследования:
- Изучение теоретического материала.
- Изучение методик исследования.
- Практическое выполнение исследования.
Работа выполнялась на занятиях экологического кружка МОУ СОШ № 1 города Чехова в летне-осенний сезон 2007–2008 года в различных микрорайонах города:
- Микрорайон Чеховского полиграфического комбината (парк около комбината).
- Микрорайон Чеховского регенератного завода (аллея около комбината).
- Парк-усадьба Васильчиковых-Гончаровых (1,5 км в глубине парка).
Работа № 1. «Изучение морфологических и экологических особенностей лишайников».
Цели работы: .
- Изучить морфологические и экологические особенности лишайников.
- Расширить представление о морфологических типах и экологических группах лишайников по их отношению к субстрату.
Выполнение работы:
1. Изучение специальной литературы по данной
теме.
2. Описание морфологических и экологических
групп лишайников.
1. По отношению к субстрату и другим условиям местообитания среди лишайников различают несколько крупных основных экологических групп:
Эпилитные лишайники – живущие на поверхности горных пород.
Эпифитные лишайники – растущие на коре деревьев и кустарников.
Эпигейные лишайники – растущие на поверхности почвы.
Эпифильные лишайники – развивающиеся на хвое и листьях вечнозеленых растений.
Эпибриофитные лишайники – обитающие на дерновинках мхов, и другие.
2. В различных местообитаниях на скалах, почве, стволах деревьев и т. д. лишайники образуют растительные группировки – синузии, которые характеризуются определенным видовым составом и определенными морфологическими типами. На распределение лишайников влияют как физические, так и химические свойства субстрата.
Работа № 2. «Изучение видового разнообразия эпифитных лишайников, их жизнеспособности и состояния слоевищ»
Цели работы:
- Изучить видовое разнообразие эпифитных лишайников на исследуемых территориях.
- Исследовать жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников.
Оборудование:
- Справочник-определитель водорослей лишайников и мохообразных. Издательство «Мысль», Москва, 1978 год.
- Блокнот, карандаш, коробка для сбора образцов.
Выполнение работы.
1. Выбрали для визуального обследования 3
площадки (2 с антропогенной нагрузкой около
крупных промышленных предприятий – Чеховского
полиграфического комбината и Чеховского
регенератного завода и одну удаленную от города
– парк-усадьбу Васильчиковых-Гончаровых.)
2 .Обследовали по 10 случайно выбранных деревьев
на каждой площадке с целью изучения видового
разнообразия; жизнеспособности и состояния
слоевищ.
3. Сравнили результаты исследований.
4. Объяснили причины различий, обнаруженных при
изучении опытных площадок.
5. Занесли полученные данные в таблицу, сделали
выводы.
Данные представлены в таблице № 2, Приложение 1 . Систематический обзор лишайников представлен в Приложении 2 .
Выводы.
На участках с антропогенной нагрузкой видовое разнообразие лишайников не велико. В основном представлены виды рода Ксантория и рода Фисция. У основания стволов деревьев встречается накипной лишайник леканора. Жизнеспособность лишайников на этих участках низкая, слоевище чахлое. На участке с уменьшенной антропогенной нагрузкой встречаются виды родов Ксантория, Фисция и Гипогимния. Жизнеспособность лишайников на этом участке умеренная, но встречаются лишайники с высокой степенью жизнеспособности и здоровым слоевищем.
Итоги.
Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что видовое разнообразие, жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников зависит от состояния атмосферы. По состоянию лишайникового покрова можно судить о степени загрязнения воздуха. Лишайники могут служить индикаторами его чистоты. Серьезные антропогенные нагрузки связаны с выбросом различных загрязняющих компонентов крупными промышленными предприятиями – Чеховским полиграфическим комбинатом (ЧПК) и Чеховским регенератным заводом (ЧРЗ). Загрязнению атмосферного воздуха способствуют находящаяся в 200 метрах от ЧПК автозаправочная станция и автостоянка около ЧРЗ. Усугубляет ситуацию оживленный поток автотранспорта по улице Полиграфистов (микрорайон ЧПК) и улице Чехова (микрорайон ЧРЗ).
Работа № 3. «Оценка чистоты воздуха по частоте встречаемости и степени проективного покрытия лишайниками»
Цели работы:
- Исследовать степень проективного покрытия лишайниками в процентах в микрорайонах с высокой антропогенной нагрузкой и микрорайоне с уменьшенной антропогенной нагрузкой.
- Выявить количество видов лишайников и количество лишайников доминирующего вида.
- Произвести оценку чистоты воздуха по частоте встречаемости и степени проективного покрытия лишайниками на исследуемых участках..
- Сравнить полученные результаты.
Выполнение работы.
1. Выделили три микрорайона в городе с различной
антропогенной нагрузкой.
2. Определили степень проективного покрытия
лишайниками на десяти деревьях методом
сеточек-квадратов. Использовали сеточки 10 х 10 см,
представляющие собой рамки, на которые через
каждый сантиметр натянуты продольные и
поперечные тонкие проволочки. Рамку накладывали
на ствол дерева и фиксировали.
Затем определяли число (a) единичных квадратов, в
которых лишайники занимают на глаз больше
половины площади квадрата, такое покрытие
принимали за 100 %; определяли число (b) квадратов, в
которых лишайники занимают менее половины
площади квадрата, такое покрытие принимали за 50 %.
Общее покрытие в процентах вычисляли по формуле
(c – число исследованных площадок):
R = 100 a + 50 b / c.
3. Выявляли количество видов лишайников,
количество доминирующего вида и степень
проективного покрытия на каждом дереве с
юго-западной и северо-восточной стороны.
4. Оценка встречаемости и покрытия давалась по
пятибалльной шкале.
5. Сравнили результаты, полученные на трех
опытных площадках. .
6. Занесли полученные данные в таблицы и сделали
выводы.
Данные по результатам работы представлены в Приложении 3 таблицы 1–3
Выводы.
Микрорайон Полиграфического комбината находится в зоне умеренного загрязнения (степень проективного покрытия 3 балла). Загрязнение атмосферного воздуха связано с выбросом загрязняющих компонентов Чеховским полиграфическим комбинатом и расположенной в 200 метрах от него автозаправочной станции.
Микрорайон Регенератного завода находится в зоне сильного загрязнения (степень проективного покрытия 2 балла). На стволах деревьев в основном встречаются накипные лишайники с низкой жизнеспособностью и чахлым слоевищем. Воздух сильно загрязнен веществами, выбрасываемыми Чеховским регенератным заводом, а также автотранспортом, следующим по улице Чехова.
Парк-усадьба Васильчиковых-Гончаровых находится в зоне относительно чистого воздуха (степень проективного покрытия 4 балла). Это связано с тем, что парк – один из наиболее озелененных районов и находится достаточно далеко от промышленных предприятий.
Проблемы экологии городов – это в
первую очередь проблемы уменьшения выбросов в
окружающую среду различных загрязнителей. Их
необходимо решать путем создания новых
малоотходных технологий производственных
процессов и эффективных очистных сооружений.
Необходимо вести регулярные наблюдения за
состоянием экосистем и их элементов –
экологический мониторинг.
Регулярно (один раз в два года) проводить оценку
чистоты воздуха методом лихе-ноиндикации,
изучать разнообразие лишайников и состояние их
покрова.
В целях регуляции газового состава воздуха и
степени его загрязнения необходимо высаживать
деревья, разбивать скверы, газоны, парки в
микрорайонах с высокой антропогенной нагрузкой
(вдоль крупных автомагистралей, около
промышленных предприятий, котельных и пр.).
Использовать для озеленения наиболее устойчивые
к воздействию пыли, дыма и газа виды древесных
пород: тополь, липу, клен, вяз, клен ясенелистный,
акацию белую, боярышник обыкновенный, шиповник,
бересклет, барбарис обыкновенный, бузину
красную. Проводить целенаправленную и
планомерную работу по обновлению зеленого фонда
Установить контроль за строительством АЗС и
предприятий автосервиса в черте города с целью
улучшения экологической ситуации и возможности
создания мест интенсивной рекреации.
Комплекс мероприятий по организации зоны отдыха,
туризма и благоустройству территории
парка-усадьбы Васильчиковых-Гончаровых:
благоустройство туристических и рекреационных
маршрутов (экскурсионных, познавательных,
экологических уголков и пр.), устройство и
оборудование площадок и мест отдыха, питьевых
источников по санитарным нормам.
Результаты исследований и практические
рекомендации направлены в экологический отдел
городской администрации.
Литература
1. Жизнь растений. Т.3. Водоросли. Лишайники. М.,
Просвещение, 1977, 487 с.
2. «Водоросли, лишайники и мохообразные»;
справочник-определитель, М.: «Мысль», 1978 г.
3. Определитель лишайников России. Т.6-8.
4. Пчелкин А.В., Боголюбов А.С.
Методы
лихеноиндикации загрязнений окружающей среды:
Методическое пособие. М., Экосистема, 1997, 25 с.
5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.
, Экология России»;
1996 г. М.:, АО МДС.
6. Мансурова С.Е.
«Следим за окружающей
средой нашего города », М.,
«Владос», 2001
г.
В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований ив работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые работают по программам непрерывного образования и добились определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Особенно у нас, на периферии.
Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из трех детских садов. Нельзя сказать, что совсем не налажена работа по преемственности. Каждый учитель начальных классов проводит определенную работу с будущими первоклассниками и их родителями за год до поступления в школу. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с программами обучения, со школьными требованиями, отвечают на вопросы родителей. Кроме того, учителя знакомятся с программами детских садов, посещают занятия в подготовительной группе. Последнее требует особого разговора. Часто воспитатели приглашают учителей на занятия в детском саду с определенной целью: показать, что занятия практически не отличаются от школьных уроков. Я была просто поражена, когда при посещении занятия в д/с «Березка» увидела обыкновенный школьный урок. Урок хороший, развивающий. Но это был школьный урок. Дети даже получили оценки. Работает ли этот воспитатель по преемственности? Она считает, что отдает этому все свои силы, и у этих детей проблем с обучением в школе не будет. Но практика показала, что эти дети уже после первого месяца обучения в школе выразили свое нежелание учиться. Оказывается, программа первого класса частично пройдена в детском саду, причем обрывками, без всякой последовательности. Дети требовали оценки, а родители – домашние задания уже с сентября, мотивируя тем, что уже сложился определенный ритм работы. Очевидно, ни воспитатель, ни родители не задумывались о непомерных нагрузках, ни о здоровье ребятишек.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Полноценная подготовка ребенка ко школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования можно обозначить следующим образом:
– охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремление к
расширению знаний;
– формирование и развитие основных
познавательных процессов (внимания, воображения,
памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений,
произвольности поведения, доброжелательности,
умения взаимодействовать с педагогами и
сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности,
активности;
– формирование отдельных приемов
учебно-познавательной деятельности (умение
ориентироваться в задании, осуществлять
самоконтроль).
Таким образом, цель должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.
Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных
видов детского творчества (игр, драматургии,
художественного моделирования,
экспериментирования, словесного творчества,
танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического
цикла; приобщение детей к национальной
художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов,
особенно в первый год обучения в школе.
Такой подход к работе приводит к тому, что обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля. Идет углубление знаний, полученных в дошкольном учреждении. Кроме того, в организации работы по преемственности, считаю, огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и личность учителя. Очень хорошо, если эти люди просто знают друг друга, общаются, интересуются работой друг друга. Не секрет. Что воспитатель в детском саду – это вторая мама. Она может и приласкать, и пожурить ребенка. Малыш тянется к этому человеку, доверяет ему. И вот ребенок пришел в школу. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш увидел в педагоге старшего товарища, который поможет решать трудности и порадуется успехам ребенка. Учитель начальных классов должен быть человеком доброго характера.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моим» детским садом «Березка». Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.
Однажды моя первоклассница похвасталась, что они с мамой уже учатся по учебнику математики за 2 класс. И показала тетрадь, где «красовались» оценки за работу: редкие «4» соседствовали с «3» и даже с «2». Значит, ребенок уже настроен на посредственную учебу, хотя в школе не получил еще ни одной оценки.
Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..» А еще в нашем поселке родители любят такую «страшилку»: «Будешь плохо учиться, отдадим тебя в Киселевскую школу» (коррекционная школа, где учатся олигофрены). О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.
Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников. Задумала организовать для них работу клуба «Первоклашка», где особое внимание уделить знакомству с семьями своих будущих учеников и корректировке их поведения относительно учебного процесса. План работы клуба, который представляю ниже, рассчитан на два года. Первый год – подготовка родителей к обучению ребенка, второй год – помощь первокласснику. Какие же задачи нужно решить в процессе занятий в клубе?
- Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей переходного периода.
- Научить понимать и чувствовать своего ребенка.
- Помочь родителям в налаживании добрых отношений со своим ребенком.
- Предостеречь от ошибок в воспитании детей.
- Помочь родителям в преодолении трудностей первого года обучения их ребенка.
Встречи в клубе проводятся один раз в два месяца в школе. Приглашаются все желающие. Напоминание о встрече – через местную газету и через объявление в детских садах.
План работы клуба «Первоклашка»
Занятие 1. Физиология и психология шестилеток
Вопросы для обсуждения.
- Знакомство с родителями.
- Ознакомление с планом работы, поправки.
- Сообщение по теме «Физиологические и психологические особенности шестилеток».
- Ответы на вопросы родителей.
Занятие 2. Накануне учебного года
Вопросы для обсуждения.
- Если ребенок рвется в школу.
- А если он в школу не хочет?
- Признаки готовности к обучению.
- Существуют ли психологические противопоказания к обучению?
Занятие 3. Адаптация ребенка
Вопросы для обсуждения.
- Признаки успешной адаптации.
- Что надо знать родителям?
- Не навреди!
Занятие 4. Первый раз в первый класс
Вопросы для обсуждения.
- Ночь накануне 1 сентября.
- Нужно ли устраивать в этот день праздник?
- Водить или не водить? Встречать или не встречать?
- Кто должен делать домашние задания?
Занятие 5. Какая она, школа?
Вопросы для обсуждения.
- Первая учительница. Кто она для тебя?
- Взаимоотношения со школьными друзьями.
- Что важнее: урок или перемена?
Занятие 6. Новые программы
Вопросы для обсуждения.
- Нас в свое время учили не так.
- Анализ школьных программ.
- Ошибки и их исправления.
- Несколько слов о чтении.
Занятие 7. Мой ребенок
Вопросы для обсуждения.
- Медлительные дети.
- Неусидчивые дети.
- Что можно узнать по школьной тетради?
- Причины школьной неуспеваемости.
- Дети с ослабленным здоровьем.
Занятие 8. Плохое поведение
Вопросы для обсуждения.
- Кто такие нарушители дисциплины?
- Агрессивность и ее причины.
- Лживость маленьких граждан.
- О случаях воровства (по необходимости).
- Шумный класс.
Занятие 9. Итоги работы
- Тест для родителей «Насколько хорошо я знаю своего ребенка?»
- Встреча со школьным психологом.
Используемая литература :
- Журнал «Начальная школа».
- «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.
- Е.Н.Коренева «Ох уж эти первоклашки». Ярославль «Академия, К».
- Е.Н.Коренева «Эти загадочные малыши». Ярославль «Академия, К».
- Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».
Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.
Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков). Некоторые – характеризуют преемственность в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности (П. М. Якобсон, Е. Д. Маргулис, А. В. Долгополова и др.). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
- – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
- – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
- – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- – специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
- – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:
- а) на дошкольной ступени:
- – обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- – формирование элементарных знаний об окружающем мире;
- – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- б) на ступени начальной школы:
- – совершенствование достижений дошкольного развития;
- – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
- – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.
В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:
- – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
- – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
- – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
- – анализу результатов совместной деятельности.
Весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами (Программы первого класса и Программы обучения и воспитания в детском саду), посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
При этом в течение учебного года должна поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы детского сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.
- 1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
- 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
- 3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
- 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
- 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
- 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
- 7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
- 8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.
- 1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
- 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением "сквозных" линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
- 3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
- 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Большое значение при этом играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.
5. Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства образовательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.
" Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения"
Руднева Татьяна Станиславовна - педагог дополнительного образования.
Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Подготовка к школе - это процесс, требующий пристального внимания и длительного времени. Это одна из функций, которую выполняет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или отсутствием определённых знаний по учебным предметам. Однако психологи и педагоги утверждают, что наличие знаний само по себе не является показателем успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому, целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
· любознательности,
· инициативности.
· самостоятельности,
· творческого воображения, произвольности.
Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.
На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строиться на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт « борьба » за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой, состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками, завышенными требованиями к младшим школьникам. Авторитаризм, негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. А превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самим детям - это серьёзная опасность. Ведь знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребёнка . Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.
Поэтому необходимо максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации.
Ещё одной серьёзной проблемой, на мой взгляд, является то, что нет преемственности в содержании дошкольных и образовательных программ. Программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к переносу их из начальной школы в ДОУ. Программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.
Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.
Проблема преемственности мне очень близка, т. к. я работаю с детьми дошкольного возраста, которые не посещают детский сад. От этого проблема становится ещё острее. Ведь дети посещают занятия 3 дня в неделю. И мы, педагоги, стараемся оказывать помощь своим воспитанникам в установлении контакта со сверстниками, а также с их будущим учителем. Одним из важнейших условий практической реализации преемственности ДОУ и школы является установление делового контакта между воспитателями и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
Практический аспект – предварительное знакомство учителя с будущими учениками, и общение бывших воспитанников с воспитателем во время их обучениия в 1 классе школы.
Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга. Наши дети посещают школьную библиотеку, различные праздники, принимают участие в играх - соревнованиях. Ребята - школьники тоже приходят к нам в учреждение. Они показывают дошколятам различные театрализованные сценки, принимают участие в новогодних утренниках и на выпускных вечерах. В течение года приглашаем будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия и занятия. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности. . Таким образом, учитель знакомится с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже есть возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Свои отношения с родителями мы строим по принципу сотрудничества. Эта работа ведётся по определённому плану, который включает периодические индивидуальные и групповые встречи, консультации, детско - родительские праздники, обучающие семинары и лекции. Такое психолого - педагогическое просвещение восполняет родителям " информационный голод" по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и школьного образования. Поэтому 1 сентября дети и их родители идут в школу счастливые и довольные.
В результате тесного сотрудничества между нашим учреждением и школой, установилась преемственность, и повысилось качество подготовки детей к школе. Учебная деятельность шестилеток стала содержательней, благодаря открытым доверительным и взаимообогащающим отношениям педагогов.
Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе.