Особенности обучения университетах японии. Школа в Японии: образование и классы. Факультет международных отношений

Глава 11 Негативные отношения

Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Русская правда, 1072 г.

Жизнь в современном мире требует гораздо большей рациональности в оценках, мыслях и действиях каждого человека, чем это было в древности и Средние века. Нормы кровной мести уступили место более взвешенным отношениям. Уже наши предки пытались с помощью законов и суда регулировать негативные отношения между людьми. Тем более этого требует современная жизнь. Необходима рационализация межличностных, деловых и общественных отношений, в которых мы не должны больше полагаться только на свои эмоциональные впечатления, потому что часто они бывают неверными и служат основой для формирования предубеждений. Мы видим, как подозрительность и недоверие, злоба и ненависть разъедают тонкую ткань добрых отношений в семье, в группе и в обществе. Но в чем причины разрушения отношений, почему нам нравятся одни люди и активно не нравятся другие, как избежать негативных эмоций, которые отрицательно воздействуют на всю нашу жизнь? Как уберечься от агрессии, нивелировать, а еще лучше – избежать конфликта? Как воздействует на людей поток агрессии, льющийся на нас с телеэкранов? Чтобы ответить на эти вопросы, следует разобраться в истоках и причинах негативных отношений.

Негативные отношения имеют свою эволюционную историю, в основе которой древняя, как и мир людей, дихотомия «мы – они». Негативные отношения разнообразны по форме, но многие из них основаны на чувстве предубеждения. Это чувство знакомо людям по собственному опыту – как отношения к другим, так и других по отношению к ним.

11.1. Предубеждения

Предубеждение – это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а принимается на веру. Изучение природы предубеждений имеет общественное значение, поскольку восприятие людьми других людей, групп и этносов довольно часто строится на основе предубеждений. По особенностям поведения одного или нескольких представителей других групп люди склонны делать выводы о психологических особенностях всей общности, причем такого рода предубеждения нередко оказываются очень устойчивым психологическим образованием. Негативная информация о качествах личности нового работника способна вызвать предубеждение у членов трудового коллектива по отношению к нему, что значительно затруднит процесс его адаптации.

Предубеждение – это негативное отношение к представителю какой-либо социальной группы, основанное только на его принадлежности к этой группе.

Предубеждения касаются достаточно широкого перечня групп, что позволяет говорить о разных видах предубеждений. Наиболее часто встречающимся предубеждением в мире является расизм. Наличие в мире людей с разным цветом кожи и разрезом глаз дает основания для их различения. Но для того, чтобы появилось предубеждение по отношению к той или иной группе, нужны определенные социальные условия. Вряд ли у россиян могут возникнуть предубеждения против эскимосов или индонезийцев, ведь с этими народами мы не соприкасаемся. Но что касается ближайших соседей, то непростая история взаимоотношений народов, историческая память дают основания для возникновения этнических предубеждений.

Еще одна часто встречающаяся разновидность предубеждений – сексизм. Он подразумевает наличие предубеждений по поводу качеств мужчин и женщин, которые основаны на давних и довольно устойчивых стереотипах. В результате почти во всех странах наблюдается дискриминация прав женщин, что выражается в более низкой заработной плате, невозможности занять руководящую должность, быть избранной в органы управления. К разновидностям сексизма относятся и предубеждения против людей нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Третья разновидность предубеждений связана с возрастом (эйджизм) и также имеет место в любом обществе. Пожилые люди, как правило, очень невысокого мнения о современной молодежи. А современные молодые люди относятся скептически к людям, которые не пользуются Интернетом, мобильным телефоном, не знают иностранных языков, а значит, и современного сленга, и ничего не понимают в современной музыке. На этом основании возникает предубеждение по поводу не только физических, но и интеллектуальных способностей пожилых людей.

В отличие от этих видимых и довольно простых причин возникновения предубеждений существует еще достаточно обширный класс социальных явлений, который также приводит к появлению предубеждений и формированию стереотипов. Предубеждения и стереотипы отрицательно воздействуют на отношения между людьми, делая эти отношения иррациональными и приводя, таким образом, к конфликтам. В результате затрудняется взаимодействие между людьми и нарушается нормальное функционирование общества.

11.1.1. Как возникают предубеждения

Психологи предложили довольно много ответов на этот вопрос. Оказалось, что предубеждения возникают по разнообразным причинам, как биологическим, так и социальным. Мы уже видели, что на чувственном уровне дети до 6 лет способны различать людей по признаку их этнической принадлежности. Познавая окружающий социальный мир, дети создают сложные категории – понятия, объясняющие этот мир. Одной из первых, базовых категорий является деление всех людей на две категории – свои и чужие, «мы – они». Идентифицируя себя с определенной группой по полу, возрасту, национальности, языку, социальному статусу, профессии и происхождению, люди условно выделяют социальные категории, с которыми себя соотносят. Разумеется, к «своим» они расположены больше, чем к «чужим». Психологи называют данный феномен внутригрупповой пристрастностью, а противоположные чувства – предубеждением. И на этом процесс категоризации не заканчивается. Кроме того что мы воспринимаем как «чужих» довольно обширные группы людей, мы склонны приписывать им негативные качества вне зависимости от реального положения дел. В основе этого процесса лежит иное явление – дух соперничества.

Соперничество – это рожденное в процессе эволюции чувство, которое было обусловлено борьбой заресурсы и статус, связанные с завоеванием представительниц противоположного пола.

У современных людей сохранились эти чувства и переживания, хотя брачных боев больше никто не устраивает. Но в результате длительной эволюции и сегодня в период полового созревания и молодости у мужчин наблюдается повышенный уровень гормона тестостерона. К. Палмер (Palmer, 1993) изучал агрессивное поведение канадских хоккеистов-любителей. Молодые неженатые хоккеисты действовали агрессивно в 42 % игр, а более взрослые и женатые – только в 15 %. Исследователь обнаружил, что молодые игроки менее склонны к шутливому проявлению соперничества, чаще демонстрируя его враждебные формы. К. Палмер рассматривал эту «холодную агрессивность» с точки зрения эволюции. Неженатые мужчины, которые еще не имеют постоянной партнерши, более склонны к агрессии, чем женатые. Ученый считает, что это связано с борьбой за статус (203, с. 83).

Соперничество касается и других сфер жизни, поскольку разнообразные блага (хорошая работа, дома, машины, вещи, продукты питания) распределяются неравномерно. Соперничество бывает тем острее, чем в большей степени люди расценивают ситуацию как несправедливую. В результате продолжительного соперничества люди начинают воспринимать друг друга все более негативно, как это было в эксперименте М. Шерифа в детском лагере.

Важной составляющей формирования предубеждений является социальное научение. Уже в детском возрасте мы приобретаем социальные установки по отношению к разным группам людей. Предубеждения могут иметь вид оскорбительных обозначений – кличек представителей «чужих». Они существуют во всех странах мира и выполняют определенную функцию, позволяя представителям одного этноса завышать свой статус и социальную роль по сравнению с другими. Клички создают негативный фон, так как несут в себе элементы ничем не оправданного унижения других этносов. Это как комплекс неполноценности у личности, когда человек может себя уважать, только унижая других. И это плохая практика.

Большую роль в социальном влиянии при формировании предубеждений играют средства массовой информации. Предубеждения, которые высказывают редакторы и ведущие, бывают довольно тонко завуалированными, но от этого они не становятся менее вредными. И если члены той или иной этнической группы представляются в негативном свете, то это начинает воздействовать на аудиторию. СМИ должны быть особенно осторожны в оценках, если только они не ставят перед собой специальной цели дискредитации событий и целых народов.

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 27. НЕГАТИВНЫЕ СЛОВА ДАЮТ НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Когда родители Дэвида развелись, по судебному решению он должен был остаться жить с матерью. Поскольку более стеснённые финансовые обстоятельства заставили их переехать в другой город, Дэвиду пришлось пойти в новую

Из книги Личное развитие для умных людей автора Павлина Стивен

ГЛАВА 12. ОТНОШЕНИЯ Самая безнравственная глушь сильно нуждается в искренней дружбе. SIR FRANCIS BACON Человеческие отношения являются огромным источником обучения и роста. Самую большую пользу, как и наши самые сложные проблемы в жизни, мы получили от них. Отношения временами

Из книги Основы гипнотерапии автора Моисеенко Юрий Иванович

Негативные внушения Один из подходов к лечению никотиновой зависимости при помощи гипноза - запретительный. В состоянии транса процесс курения стараются связать с чем-то неприятным, страшным, делая акцент на вреде здоровью, внушая, что вкус табачного дыма будет очень

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Негативные галлюцинации Наиболее интересный гипносомнамбулический феномен - негативные галлюцинации, характеризующиеся потерей реальности сенсорного впечатления. Внушить негативные галлюцинации означает запретить видеть реально существующие предметы или людей.

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги От текста к сексу: скандальное руководство как, что и когда написать девушке в СМС автора Шереметьев Егор

Как отвечать на негативные СМС? Девушки часто проверяют парней, чтобы увидеть их реакцию. Не удивительно, что девушка пытается задеть тебя, пытаясь проверить, будешь ли ты выходить из себя… Ты должен быть разносторонним парнем, и если она нападает на тебя, это не такая уж и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Глава 7. Негативные стороны помогающего поведения 7.1. Когда помощь превращается в «медвежью услугу» Бывают ситуации, когда помогающее поведение приносит не пользу, а вред. В этом случае говорят о «медвежьей услуге». «Медвежья услуга» - фразеологизм, обозначающий услугу,

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

УРОК 14 Если ваши отношения должны храниться в секрете, тебе не нужны такие отношения Был в моей жизни период - лет с двадцати и чуть ли не до сорока, - когда мужчины проходили через меня, как хлебные крошки сквозь гуся. На самом деле я встречалась с одним и тем же мужчиной,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Глава 20 Долой негативные эмоции! Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти. М. Аврелий В предыдущих главах мы рассмотрели девять способов, с помощью которых вы

Из книги Дитя человеческое.Психофизиология развития и регресса автора Базарный Владимир Филиппович

Глава 2 Меняем негативные установки на позитив Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют. Вадим Зверев Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние

Из книги Из противников в союзники автора Бург Боб

Глава 9 Негативные последствия бесполого образования О кризисе «мужского начала» и качества мужской личности сегодня много пишется в специальной научной и популярной прессе. Большинство исследователей соглашаются, что мальчики и девочки - это совершенно разные не

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Глава 40 Не создавайте негативные рамки общения Несколько лет назад я ехал в машине с другом, недавно перебравшимся во Флориду из Массачусетса. Он был за рулем. После остановки перед знаком на перекрестке он совершил запрещенное правилами дорожного движения действие. Нас

Из книги Прямой контакт с Подсознанием автора Кордюкова Анастасия

Негативные стратегии Чтобы избавиться от тревоги, некоторые люди порой употребляют алкоголь или марихуану. Эти вещества подавляют неприятные ощущения беспокойства. Кроме того, предвидя ситуацию, которая может спровоцировать тревогу, кое-кто начинает использовать эти

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Негативные эмоции А каких эмоций следует избегать в любом случае? Безусловно, это все проявления негативных эмоций (страх, неуверенность, опасение, сомнения, беспокойство и др.). Выкиньте всё это, запрячьте подальше в сундук и больше никогда не открывайте. Конечно, мы не

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги автора

Негативные коннотации Когда Джесси разговаривает с очередным клиентом и речь заходит о тренерах по фитнесу, все те негативные чувства, которые она пыталась в себе подавлять, вновь выплескиваются наружу. Это форма привязки, о механизмах которой мы подробнее поговорим в


... Негативное отношение к работе, которые могли проявить в процессе работы некоторые члены команды; 3. ... Научитесь с пониманием относиться к мнениям и идеям друг друга, и воспринимайте их как что-то, чему вы все в процессе работы сможете научиться, и от чего вы все сможете выиграть. ... Иными словами, работу необходимо распределять справедливо.


... Им необходим простой проект общественных отношений , который объединяет всех работающих по отношению к поведению той же внешней аудитории, убеждаясь в том, что попытки организации общественных отношений остаются под чутким наблюдением. ... И если вы хотите быть хорошим менеджером, вы должны чувствовать негативное отношение к вашей организации, особенно уклончивые или нерешительные ответы.


... Вы можете проделывать такие шутки с одним или двумя собеседниками, но никак не с большой аудиторией, они быстро поймут, что вы фальшивите и просто остынут по отношению к вам, а из этого дальше будет вытекать все остальное негативное относительно вас. ... Будьте корректны в отношениях с авторами идей, проектов, источниками информации, т.


... Негативной стороной публикуемых статей является то, что компании не имеют никакого контроля над тем, что будет сказано, а следовательно и над тем мнением, которое сложится о продукте. ... Каждая компания должна осознавать, что очень важно налаживать хорошие отношения с прессой. ... Пиар может включать в себя деятельность по донесению информации до покупателей и управлению мнением клиентов,...


... Стресс – это то, что нам всем приходится время от времени испытывать, но слишком много стресса имеет негативное последствие. ... Однако, достичь это можно, как только вы это сделаете, вы обнаружите, что ваш салон в финансовом отношении теперь работает намного успешнее. ... При этом, ситуация усугубляется далее, если вам приходится целый день сидеть в закрытом помещении без окон, через...


... Вам нужно будет их исправить, потому что мы знаем, что негативное представление несомненно ведёт к негативному поведению, что должно быть устранено для того, чтобы способствовать вашей работе. ... Помните, что успех ваших усилий, направленных на налаживание новых общественных отношений , зависит от того, как хорошо вы поработали над сбором предпочтений и мнений этой аудиенции.


... Используя подобную последовательность в ваших отношениях с внешней аудиенцией, вы всегда будете знать о тех отрицательных воздействиях, которые влияют на отношение окружающих к вашей организации. ... Вам повезло, потому что существует три основных направления стратегии, а именно: создать восприятие (если такое отсутствует вообще), изменить имеющееся восприятие или отношение к вам, и...


... При активном, интересном и расслабляющем отдыхе люди избавляются от отрицательных эмоций, которые могли бы негативно отразиться на их рабочих показателях конфликтами, напряженными отношениями . ... Где некоторые, запредельные отношения иногда играют более важную роль в построении и улучшении взаимоотношений, что лучше сказывается на показателях работы сотрудников.


... Существует огромное количество факторов, влияющих на продуктивность, таких, как: качество материала, мастерство людей, системы и методики, оборудование и тип инструментов, знания рабочего, мастерство в управлении рабочим персоналом, но самым важным фактором является отношение руководства. ... Невежественное поведение менеджера создает атмосферу недоверия и страха и, как результат,...

Высшее образование в Японии - это своеобразный культ, который поддерживается в государстве, обществе и семье. Начиная с ранних лет, японцы постоянно учатся, интенсивно изучая как обязательную, так и дополнительную образовательную программу. Это необходимо для того, чтобы сначала поступить в престижную школу, а после этого - в престижный вуз, и по окончанию учебы стать сотрудником известной и уважаемой компании. Принцип «чеболей», существующий в Японии, определяет только одну возможность успешного трудоустройства. И университеты Японии предоставляют лучшие возможности для того, чтобы выпускники могли использовать этот шанс по максимуму.

Вузы Японии имеют очень высокие образовательные стандарты. Об этом свидетельствуют международные рейтинги, которые оценивают японскую систему высшего образования одной из лучших в Азии. Так, 16 университетов страны входят в топ-50 лучших вузов Азии, 13 из которых занимают высокие позиции и в мировых рейтингах - это очень высокий показатель по сравнению с другими странами.

На сегодня насчитывается более 600 университетов в Японии, 457 из них являются частными. В стране насчитывается более 2.5 миллионов студентов, большинство из которых учатся в небольших частных университетах. Существует большое количество совсем небольших университетов, в которых насчитывается не более 300 студентов на двух факультетах. В государственные университеты студент может поступить только при наличии полного среднего образования. Прием абитуриентов осуществляется в два этапа: первое тестирование проводится Национальным центром по приему студентов в университеты, а сам тест носит название «Общий тест по достижениям на первой ступени». Если студент успешно сдал данный тест, он может переходить к сдаче вступительного экзамена в самом университете. Отметим, что при наличии максимальных оценок по первому тесту абитуриент может претендовать на место в наиболее престижных вузах страны.

Характерная особенность вузов в стране - это четкая градация на специальные и общие дисциплины и науки. В течение первых двух лет обучения студенты проходят курс изучения общих наук, к которым относятся история, обществоведение, иностранные языки, философия и литература, а также прослушивают специальные курсы, посвященные избранной специальности. Первые два года отводятся для того, чтобы студент составил общее представление о своей будущей профессии, а преподаватели могли сделать выводы касательно потенциала каждого студента. Следующие два года отводятся изучению специализированных дисциплин по той отрасли, которая была выбрана студентом. Срок обучения везде одинаков, вне зависимости от профессии и направления - общее высшее образование получается за четыре года.

Стоматологи, ветеринары и медики учатся на два года больше, чем другие студенты. В конечном итоге учащиеся получают степень gaku-shi, что соответствует европейской степени бакалавра. Отметим, что студенты имеют право числиться в вузах 8 лет, поэтому отчислений практически не существует.

В большинстве университетов страны учебный процесс представлен в виде семестровой системы. В течение двух семестров студент должен набрать определенное количество зачетных единиц по предмету. Количество зачетных единиц определяется суммарным количеством часов, отведенных для изучения дисциплины. После этого все показатели суммируются и к окончанию четвертого курса студент для получения степени бакалавра должен обязательно набрать от 124 до 150 единиц . В Японии высшее образование считается обязательным и оно как бы слито с системой профессионального образования. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

университеты полного цикла (4 года);

университеты ускоренного цикла (2 года);

профессиональные колледжи;

технические институты.

В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на "поточный" выпуск квалифицированных представителей рабочего класса. Это связано с небывалыми масштабами "пролетаризации умственного труда" в Японии, где для работы на заводе (из-за усиления автоматизации производства) стал требоваться высокий уровень образования, а работа "белых воротничков" перестала быть прерогативой класса интеллектуальной элиты. Японский менеджер, обладатель диплома бакалавра, не нуждается в узкоспециальных знаниях, его подготовка "стандартизована", он не представляет собой "уникального продукта" японской высшей школы. Поэтому разрыв в требуемом уровне образования между менеджером и рабочим стал стремительно сокращаться. И чем меньше был разрыв в образовании между "белыми" и "синими воротничками", тем больше дистанция между бакалавриатом и магистратурой.

Задача бакалавриата - выпуск специалистов, необходимых для поддержания системы, задача магистратуры - выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию её развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счёт такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования. Однако подобное положение оставалось эффективным лишь до тех пор, пока в японских корпорациях существовали система пожизненной занятости, патернализм по отношению к работникам и "продвижение по старшинству". Бизнес действительно не был заинтересован в повышении уровня преподавания в бакалавриате, поскольку при каждой корпорации существовали свои учебные центры, где выпускники вузов доучивались и приобщались к корпоративной культуре. (Такое вложение средств в работников оправдано, если они остаются связанными с корпорацией всю свою жизнь). Но сейчас эта система пошатнулась, корпорации недовольны низким уровнем обучения в бакалавриате, поскольку "дообучение" выпускников "на месте" требует слишком много средств и времени. В смене приоритетов кроется одна из причин упразднения старых и возникновения новых иерархий, которые принесла реформа образования (например, резкое падение престижа большинства частных вузов и рост престижа вузов, имеющих развитые школы последипломного обучения).

Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;

студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.

Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки. Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет. Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.

В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё" стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники” могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России.

Для получения звания магистра студент должен закончить двухлетнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет три года, но после двухлетнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он обязательно представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и хорошо сдаст экзамен по специальности .

У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

Сначала манеры - потом знания
Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания - это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Начало учебного года приходится на 1 апреля
Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений - цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения
Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками
В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Огромной популярностью пользуется дополнительное образование
Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии
Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бумаге. В Японии шодо ценится не меньше обычной живописи. А хайку - это национальная форма поэзии, которая лаконично представляет природу и человека как единое целое. Оба предмета отражают один из принципов восточной эстетики - соотношение простого и изящного. Занятия учат детей ценить и уважать свою культуру с ее вековыми традициями.

Все школьники должны носить форму
Начиная со средней школы каждый ученик обязан носить униформу. Многие школы имеют свою форму, но традиционно для мальчиков это одежда в военном стиле, а для девочек - матроски. Правило призвано дисциплинировать учащихся, поскольку сама одежда создает рабочий настрой. Также одинаковая форма помогает сплотить одноклассников.

Процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%
Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не прогуливал занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А 91% школьников всегда слушают учителя. Какая еще страна может похвастаться подобной статистикой?

Результаты одного выпускного экзамена решают все
По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как «экзаменационный ад».

Университетские годы - лучшие каникулы в жизни
Неудивительно, что после многих лет беспрерывной подготовки к поступлению и «экзаменационного ада» японцам хочется сделать небольшой перерыв. Так вышло, что он приходится на университетские годы, которые считаются самыми легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Отличный отдых перед работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью как к делу своей жизни.

Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба - залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.

Основная цель японской педагогики - воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.

Дошкольное

Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.

В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 - публичные, 11 918 - частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них - государственные, остальные – частные и префектурные.

Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев - с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов - для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Высшее

Заключительный этап системы образования в Японии - высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года. В технических институтах студенты проводят пять лет.

Всего в Японии 726 вузов, 507 из них - университеты: 96 - национальные, 39 - государственные, 372 - частные.

Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:

  • первый - тестирование Национального центра по приему в университеты;
  • второй - вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.

Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.

Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.

Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:

  • бакалавра - 4 года;
  • магистра - еще 2 года;
  • доктора - три.

Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.