Информационно-коммуникационная технология. ИКТ-технологии. Дидактические задачи, решаемые с помощью икт

Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г. Серпухов

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

ИКТ занимают достойную нишу в нашем дошкольном учреждении. Сегодня вы могли видеть небольшой фрагмент использования такого цифрового образовательного ресурса, как виртуальная экскурсия.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения.

В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
  • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
  • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
  • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

  • большого профессионального мастерства,
  • умения владеть собой в незнакомой обстановке,
  • держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии) .

Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

  • определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

В работе с детьми я использую такие виртуальные экскурсии:

  • на Бабаевскую фабрику, экскурсия называется «Энциклопедия шоколада» www. babaevskiy. ru/virtur/;
  • по музею паровозов rzd. ru/steams/;
  • по территории Московского Кремля и Большому Кремлевскому дворцу tours. kremlin. ru/#/ru&1_5;
  • по международной космической станции www. nasa. gov/externalflash/ISSRG/index. htm;
  • по центру подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина www.gctc. ru/main. php? id=152;
  • по залу химии в Политехническом музее dem-media. com;
  • по аптеке – музею во Львове (Украина) www. priglyadis. ru/6025 и др.

Так же в образовательной деятельности я пользуюсь и другими видами ЦОРОВ (цифровых образовательных ресурсов) : презентации, видеоролики, электронную библиотеку, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

В образовательной деятельности я применяю материалы электронной библиотеки по темам:

  • времена года;
  • мир живой природы;
  • солнечная система;
  • вода – источник жизни;
  • полезные ископаемые;
  • воздух – невидимка и др.

Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.

Виртуальная экскурсия эффективное средство

повышения информационной грамотности учащихся

Черникова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №22" г. Калуги

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко и эффективно используются человеком во всех сферах его жизни и деятельности. Для многих людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни, эффективным способом общения между людьми, незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни способствовала появлению новой категории культуры – информационной, овладение которой начинается с самого раннего детства.

В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий возросло значение информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса, изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний», на формирование «компетентностей».

Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное (активное,) интерактивное взаимодействие человека и компьютера.

Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.

Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.

Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания учеником окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т.д.

Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность учащимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Виртуальные экскурсии можно условно разделить на несколько видов:

    естественнонаучные - экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк, музей;

    краеведческие – это экскурсии с целью изучения природы и истории родного края;

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителю добиться успешного результата:

    определение цели и задач экскурсии;

    выбор темы;

    отбор литературы и составление библиографии;

    определение источников экскурсионного материала;

    отбор и изучение экскурсионных объектов;

( Отобрать из множества объектов 10 20 самых интересных и по внешнему виду, и по той информации, которую они несут. Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. )

    сканирование фотографий или других иллюстраций, необходимых для представления проекта;

    составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

( Маршрут строится по принципу логической последовательности осмотра объектов. Материал виртуальной экскурсии может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.)

    подготовка текста экскурсии;

(Текст виртуальной экскурсии должен обеспечить тематическую направленность рассказа и раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала, литературный язык.)

    определение техники ведения виртуальной экскурсии;

(Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них соответствует одной из подтем.)

    показ экскурсии;

(Показ объектов осуществляется в логической последовательности и обеспечивает зрительную основу для раскрытия темы.)

      • подведение итогов экскурсии.

( Итогом экскурсии может стать обобщающая беседа, тестирование, мини-сочинение, статья в газету, выставка рисунков, презентация) .

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Основными преимуществами являются: доступность возможность осмотра объектов экскурсии без больших материальных и временных затрат и в любое время; возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой информации. Правильно организованные виртуальные экскурсии способствуют пониманию и раскрытию причинно-следственных связей, пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Но есть и недостатки: отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию; ограниченность впечатлений.

Использование интерактивных средств обучения на уроках позволяет сделать урок более интересным, продуманным, мобильным; дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Это усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует осознанному усвоению знаний.

Применение информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности создает благоприятные условия для организации личностно-ориентированного обучения, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня информированности учащихся. Не следует отказываться и от реальных экскурсий. Необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности, исходя из интересов учащихся и задач обучения. Экскурсионная работа в различных ее формах: очная, заочная и виртуальная предоставляет уникальную возможность учащимся глубже узнать и наглядно ознакомиться с окружающим миром, историческим и культурным наследием своей страны, родного края.

Подготовка и проведение виртуальных экскурсий, способствует повышению информационной компетентности и культуры самих педагогов.

Литература:

    Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.

    Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).

    Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.; Л. : ГИЗ, 1930. - 114, с. Библиогр.: с. 107-114. (Экскурсионная библиотека).

Описание опыта работы

«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса»

МБОУ СОШ № 7 «с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинска Нижегородской обл.

г. Дзержинск 2014г.

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса

Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. На экскурсии учащиеся учатся: 1)ориентироваться на местности 2)наблюдать 3)сравнивать 4)видеть нужные объекты 5)находить примеры взаимосвязи организма друг с другом и условия окружающей среды Биологические экскурсии давно и прочно вошли в практику, так как они имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью можно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Но проведение экскурсий порой сопряжено с определенными неудобствами. Ведь достаточно часто в условиях города сложно выбраться на экскурсию для непосредственного наблюдения за живой природой в естественных условиях. С внедрением новых информационных технологий в процесс образования, выход из этой ситуации оказался прост – это создание виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. У виртуальных экскурсий есть свои плюсы и минусы, однако их использование на уроке и во внеурочной деятельности, позволяют педагогу выполнять поставленные задачи. Возможно понятие «виртуальная экскурсия» в скором времени может прочно укрепится в методике преподавания. Виртуальная экскурсия представляет собой объемный информационный проект, требующий сбора и ознакомления информации, анализа и обобщения фактов, разработки презентации. Обеспечить работу над виртуальной экскурсией позволит погружение в проект, организация и осуществление деятельности учащимися, презентация проекта. Структура виртуальной экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий. Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. При этом учитывается наличие необходимого оборудования: мультимедийный проектор, ЭОР. Также при подготовке к экскурсии можно использовать такие источники информации, как школьная библиотека, Интернет, краеведческий музей. Методический подход проведения и организации экскурсии учитель может выстраивать в традиционной форме или по разному: 1)самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, учитель руководит их деятельностью, консультирует; 2)учитель сам раскрывает содержание экскурсии, а затем организует самостоятельную по заданиям; В конце проводится отчет об экскурсии. Учитель правильно оценивает, вносит коррективы. В заключении проводится беседа с анализом. Например, особенно большой интерес вызывает у учащихся виртуальная экскурсия на тему «Лес- богатство человечества». Следующий кадр после обозначения темы показывал правила поведения в природе. Далее кадры знакомили с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождался голосами птиц, шумом крон деревьев. Меняя кадры ученики как бы передвигались по лесу от объекта к объекту в естественной среде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, то есть возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно остановить в любую секунду и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачиваться вокруг оси, наклоняться или поднимать глаза, и в соответствии с его действиями меняется картинка на экране. Создание полноценной виртуальной реальности предполагает использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями. Безусловно, после виртуальной экскурсии необходимо провести реальную экскурсию в природу (лес, парк, на территорию школы) с выполнением тех же заданий, но непосредственно в природе. И хотя виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей, все же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, рассмотреть то, что в живой природе рассмотреть сложно (полет птицы, рост растения). В любом случае, применение средств ИКТ на уроке- экскурсии позволяет проводить увлекательный и познавательный урок биологии, как для учащихся, так и для самого учителя.

Список литературы

1 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: Просвещение, 1979.-285 с. 2 Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. -М.: Просвещение, 1993.- 224с. 3 Пономорева И.Н. Общая методика обучения биологии: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-272с.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ - интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Видеообучение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании.

Телевизионные ИКТ

Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов.

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве

Н. А. Никитина,

г. Междуреченск, Кемеровская обл .

Широкие возможности для воспитания школьников предоставляет музейная педагогика, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейной педагогике относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Детям должно быть интересно знакомство с историей города и страны, культурой, традициями, поэтому задача педагога преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Музейная педагогика призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования, виртуальные экскурсии. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях .

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Виртуальные экскурсии дают педагогам возможность творчески подойти к образовательному процессу. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности развивает интерес ребенка к образовательному процессу; развивает умение и навыки работы с информационными ресурсами; способствует эффективному управлению внимания учащихся; активизации познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.

Основными преимуществами являются:

    доступность – возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат.

Интернет есть в каждой школе и во многих кабинетах интерактивные доски, поэтому, не выходя из школьного кабинета можно в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В Интернете есть много познавательных сайтов, с которыми необходимо знакомить ребят. Организовать это можно очень интересно, например, с помощью проведения виртуальных экскурсий, как формой организации учебно-воспитательной деятельности родственной традиционной экскурсии. Не всегда у нас есть возможность побывать в других странах и полюбоваться их достопримечательностями. Но, благодаря специальным интернет-сервисам, посетить знаменитые музеи и памятники искусства можно не выходя из дома. Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому ее планированию уделяется пристальное внимание и тщательная организация.

При подготовке виртуальной экскурсии для урока или классного часа придерживаюсь следующего плана:

1) выбираю ее объект,

2) выясняю его образовательное значение, знакомлюсь с ним, определяю содержание, цели и задачи экскурсии,

3) сообщаю ребятам тему экскурсии, знакомлю их с тематической лексикой, даю краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии,

4) разъясняю порядок дальнейшей работы, подведения итогов; уточняю индивидуальные и групповые задания.

Одним из ресурсов, используемых мною в учебно- воспитательном пространстве, является портал культурного наследия России, размещенного по адресу: , который дает возможность посетить 199 мест нашей необъятной Родины. Это места, что отзываются в сердце каждого россиянина, и куда хочется возвращаться снова и снова. Виртуальные туры, позволяющие в режиме реального времени отправиться практически в любую точку России, в ее культурные центры, напоминают о том, что наша страна была и остается великой державой, и русская духовность, русское слово, русская культура – не просто красивые слова. Это символы России – наше культурное наследие, истоки нашей культуры.

Выбираем место, тему, которая нас интересует, это может быть исторический музей, или выставка, музей-усадьба, академия художеств и многое другое, и отправляемся в путешествие.

Учитель сам выбирает сопутствующие формы заданий и контроля.

Самой интересной и запоминающейся экскурсией для учащихся моего класса стала виртуальная экскурсия в Архангельский музей «Малые Карелы» на странице сайта . Здесь мы заглянули в русские избы, познакомились с разнообразием их форм. Двух одинаковых не найдешь, каждый хозяин хотел выделиться. В этом нетрудно убедиться, сравнив крестьянские и купеческие избы, которых очень много перевезли в Малые Корелы. Другая характерная черта северных домов – их размеры: избы монументальные, похожие на небольшие замки, высокие и просторные. Иногда две избы соединяли в одну так, чтобы и разросшаяся семья, и вся скотина находились под одной крышей. В такой избе легче пережить долгую суровую зиму.

После этой экскурсии многие ребята в классе, провели вечер с родителями, вновь посещая удивительные места России и обсуждая увиденное.

Проведение виртуальных экскурсий с использованием портала культурного наследия России сделает классные часы и уроки литературы, истории, географии, музыки и изобразительного искусства незабываемыми и увлекательными.

Литература

    Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А. В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – №3.

    Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/ Б. П. Сайков.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.