Thread устное народное творчество 3. Символика числительных в устном народном творчестве в трех языках. Роды и жанры фольклора
Или Устное народное творчество - художественная коллективная литературная и музыкальная творческая деятельность народа , которая средствами языка сохранила знания о жизни и природе, древние культы и верования, а также отражение мира мыслей, представлений, чувств и переживаний, народно фантазии.
Изучаются проявления культуры человека - речь, музыка и кинетика; словесные, музыкальные и кинетические образы; архетипические образы и их понимание нашего нынешнего понимания культурной иммунизации. Из фольклорной классики будет рассмотрено изучение способности человека устроить свою жизнь - календарно-ритуальную и семейно-ритуальную практику. Способность человека устроить свою жизнь через слово, сказки, музыку и кинетику, способность упорядочить телесное пространство - ходьбу, людей и носорогов.
Темы, которые необходимо учитывать в ходе курса
Успешные выпускники. Предпосылки: нет. Язык курса: болгарский. Тематический план семинаров. Основные понятия - культура - некультура, гипофиз - дикий, космос - хаос, синкретизм, минимализм, табу - культурная иммунизация. Основные факты и реалии - ритуал - обычай, биосоциальные отношения, социально-антропологическое сообщество - девушка - женщина, бакалавр - мужчина.
Фольклор - созданные народом и существующие в народных массах словесность (переводы , песни , сказки , эпос), музыка (песни , инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец .
Юридическая защита фольклора
Тема: Типы культуры - устные и литературные. Текст как «лицо и хвост вязание». Организация текста - проза и поэзия. Фольклорная и не-народная культура. Представьте себе изображения времени. «Круговое» время фольклора. Тема: Навыки народного человека, чтобы управлять временем.
Тема: Культура народного смеха. Очарование «Горница и дно». Франсуа Рабела и средневековой скорбной культуры. Тема: Культура фольклорного плача. Тема: Фольклорная свадьба как история. Бык, петух, свадебное дерево и т.д. Бакалавр - старый холостяк, тесть, тесть.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры , источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
1. Роды и жанры фольклора
Традиционно выделяют четыре фольклорные рода:
Мумия - старая горничная, «грудастая невеста», «сука невесты», теща, теща. Тема: Народное или народное христианство. «Рождаемость: грех». Понятия и их образы - богатые - бедные, сэр, мадам. Тема: Фольклорная культура как тип иммунизации не-народной культуры. Фольклор как синдром этнического самосознания. «Веда Словена».
Этнические стереотипы - пословица, загадка. Собственная работа ученика. Независимая работа - изучение рода - эссе. Эссе о моем буднем дне и праздниках. Тема: Христианская цивилизация. Тема: Средневековый город и его топос - храм, мегадан, гостиница, рынок - центр и периферия, столица.
2. Юридическая защита фольклора
Как и любой другой результат творческой деятельности фольклор является объектом права интеллектуальной собственности . Однако в отличие от традиционных произведений, охраняемых авторским правом с целью исключения их незаконного использования, фольклор имеет особую систему защиты, суть которой заключается в исключении незаконного присвоения фольклорных произведений или ограничение доступа к ним каким-то конкретным лицом с использованием механизмов защиты интеллектуальной собственности. С юридической точки зрения фольклор как объект интеллектуальной собственности охватывается более широким понятием традиционные знания . Фольклор не является объектом авторского права .
3. Специфические черты
Устность Вариативность Анонимность Импровизационность Народность Традиционность Бифункционализм Синкретизм
Примечания
- Словарь иностранных слов / Сост.: С.М.Морозов, Л.М.Шкарапута. - К.: Наукова думка, 2000. - 680с. - (Словари Украины).
Литература - это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства - устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы. Первая глава посвящена их рассмотрению.
1. Фольклор и фольклористика
Международный термин "фольклор" появился в Англии в середине XIX в. Он происходит от англ. folk-lore ("народное знание", "народная мудрость") и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.
Фольклор - предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы - хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества - театроведы, народное декоративно - прикладное искусство - искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее. Особенно значительна роль этнологии (от греч. ethnos: "народ" + logos: "слово, учение") - науки, которая много внимания уделяет народному быту.
Для филологов фольклор важен как искусство слова. Филологическая фольклористика изучает совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими поколениями народа.
Народное словесное творчество хранилось в памяти людей, в процессе общения произведения переходили от одного к другому и не записывались. По этой причине фольклористы должны заниматься так называемой "полевой работой" - выезжать в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклор. Записанные тексты устных народных произведений (а также фотографии, магнитофонные записи, дневниковые за метки собирателей и проч.) хранятся в фольк-
лорных архивах. Архивные материалы могут быть опубликованы, например, в виде фольклорных сборников.
Когда фольклорист занимается теоретическим изучением фольклора, он использует как опубликованные, так и архивные записи народных произведений.
2. Специфика фольклора
Фольклор имеет свои художественные законы. Устная форма создания, распространения и бытования произведений - та главная особенность, которая порождает специфику фольклора, вызывает его отличие от литературы.
2.1. Традиционность
Фольклор - массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор - народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре - исполнители и слушатели.
Устные произведения создавались по уже известным образцам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной, направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека.
Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполнители сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стремились прежде всего донести до слушателей то, что соответствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.
Развитию фольклора, способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим даром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рассказ И. С. Тургенева "Певцы").
Устная художественная традиция была общим фондом. Каждый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.
Летом 1902 г. М.Горький наблюдал в Арзамасе, как две женщины - горничная и кухарка - сложили песню (рассказ "Как сложили песню").
"Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной <...> Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито: "Ну-кось, Мангутка, подсказывай..." - "Чего это?" - "Песню сложим..." И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:
"Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце..."
Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:
"Беспокойно мне, девице молодой..."
А Устинья уверенно и очень, трогательно доводит мелодию до конца:
"Все тоскою сердце мается..."