Основные структурные компоненты деятельности. Вводный пример решения творческих задач с помощью методологических знаний о структуре деятельности. Пример, завершающий положения по структуре деятельности

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

У человека активность протекает в трех формах: а) в форме деятельности; б) в форме поведения, не равному поведению животных и в) в форме созерцания (С.Л.Рубинштейн).

Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Отличие деятельности человека от активности животного.

1. Деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.

У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе его создания может быть удалена во времени от использования этого орудия, в отличие от животных.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность есть продукт истории, а активность животных – результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животного обусловлена генотипически.

Психологические черты деятельности.

2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.

3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.

Чтобы говорить о деятельности человека, необходимо выявить у человека наличие сознаваемой цели. Сознавание цели – ее необходимый признак. Когда этот признак отсутствует, имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Часто носит эгоистический характер (при аффекте, гневе, страсти). Импульсивность поведения не означает его бессознательности. Здесь сознается только личный мотив , а не его общественное содержание, воплощенное в цели. Бессознательное поведение – это импульсивные реакции, основанные на рефлексах, инстинктах, чаще инстинкте самосохранения.

От понятия «деятельность» необходимо отличать понятие «поступок». Э то действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Это может быть материальный предмет, могут быть знания, умения, навыки, мысль, идея, теория, произведение искусства.

Иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Одна и та же цель может порождаться различными мотивами, а одни и те же мотивы могут формировать у разных людей различные цели деятельности.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Для трудовой деятельности – это материальный продукт, для познавательной – информация, для учебной – знания и т.д.

Основными составляющими структуры деятельности являются действия и операции. Действиями называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия, характер которой зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия. Пример: запись информации – действие одно, а операция у каждого человека своя.

Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Структуру деятельности можно представить в виде лестницы, спускаясь по ступеням которой человек эту деятельность и осуществляет: цель – частные задачи – действия – движения – элементы.

И последняя характеристика деятельности – средства. Это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к повышению ее продуктивности.

В ходе развития деятельности может изменяться мотивация. Так же может действие выделиться из деятельности и превратиться в самостоятельную деятельность.

Компоненты деятельности: внутренние и внешние. Внутренние – анатомо-физиологические и психологические процессы и состояния. Внешние – движения. Их соотношение не постоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, когда нарушаются какие-либо компоненты, происходит обратный переход – экстериоризация: автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутреннее вновь сознательно контролируемым.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, средства . Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельно­сти чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. ре­шить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

В качестве цели деятельности может выступать ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы" и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход -экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Итак, мы выяснили, что деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Рассмотрим, из каких элементов состоит деятельность


В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди, группа людей, организация, государственный орган.

Объект это то, на что деятельность направлена . В качестве объекта могут выступать отдельные предметы, процессы, явления, внутренне состояние человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Например, средневековый красильщик (субъект деятельности) воздействует на ткань; бригада строителей-отделочников может рассматриваться как субъект строящегося дома, а Министерства образования – как субъекта управленческой деятельности по отношению ко всем учебным заведениям страны

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность . Например, художник, гончар или оружейник сначала придумывают образ, каким может быть пейзаж, или горшок, или клинок. Его образ может быть показан в рисунке, объемной модели, но прежде он возникает в сознании выше перечисленных профессий. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель должен осознавать, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?»- спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-аль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств . Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басню: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.



В этой связи возникает вопрос: достижима ли цель нечестными средствами? Цель оправдывает средства ? Русский писатель Н. С. Лесков писал: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Напомним, что действие это осмысленное проявление активности человека во внешней среде . Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о социальных действиях, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного. Внутренним стержнем целерациональной деятельности является достижение полезного, выгодного для субъекта результат.

Ценностно-рациональное действие характеризуется тем, что человек сообразует свои действия не с соображениями полезности или выгоды, а собственными представлениями о чести, долге, о том, что хорошо и что плохо. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Традиционное действие формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида – вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.

Итак,действияэто элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано. Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок - это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками .

Умения это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – это привычка . От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Наконец, важнейший структурный элемент деятельности – это результат , которые можно описать как заключительное последствие последовательности действий или деятельности в целом. Важно подчеркнуть, что результат тесно связан с целью, но не тождественен ей, поскольку цель описывает желаемый , но еще не достигнутый результат. Более того, мы часто сталкиваемся с тем, что конечный результат нашей деятельности не соответствует первоначальному замыслу.

Кто в нашей стране не знает фразу, брошенную В.Черномырдиным: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»

Действительно, нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

ПОДУМАЙТЕ: Каковы причины несовпадения цели и результата деятельности

Изучение показывает, что чем выше эволюционная форма деятельности, тем, видимо, сложнее ее структура, тем сильнее должна быть выражена дифференциация частей, сторон и элементов этой деятельности. Если на неорганическом уровне выделение ее структурных компонентов вызывает определенные трудности, то на биологическом и социальном уровнях трудность заключается уже в их многочисленности. Большое многообразие частей, сторон и элементов не позволяет достаточно ясно и определенно выделить среди них главные и ведущие. Преимущество социально-философского подхода к деятельности как универсальному свойству материи состоит именно в том, что дает возможность абстрагироваться от этого конкретного многообразия и выделить лишь то, что свойственно деятельности вообще, безотносительно к специфике ее эволюционных форм.

Строение деятельности

О строении деятельности в философской и социологической литературе высказано множество мнений. В конечном счете, их можно разбить на две основные группы. Одни авторы всю проблему сводят к многообразию форм человеческой деятельности. Так, Б. А. Грушин предлагает три классификационных ряда, в которые включает определенные "типы" деятельности. Прежде всего, по характеру затрачиваемой энергии он различает деятельность, связанную с затратой преимущественно мускульных, умственных и психических сил. Затем по составу дифференцирует "предметную деятельность", "информационную деятельность" и "игру физиологических или психических сил". Наконец, по общему характеру выделяет "производство", "потребление" и "общение" .

Другие авторы стремятся вскрыть внутреннюю структуру человеческой деятельности, но серьезно расходятся между собой в вопросе о составе образующих ее элементов. По мнению М. С. Кветного, например, во внутренний, "эзотерический" срез входят четыре "конституирующих элемента всякой деятельности": 1) потребности и интересы, 2) мотивы и цели, 3) действия и средства, 4) продукты .

М. С. Каган считает "возможным вычленение трех основных элементов деятельности... субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта (точнее – субъектов); сама эта активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими" . В свою очередь Э. Г. Юдин признает наличие четырех элементов деятельности – "цель, средство, результат и сам процесс деятельности" . А с точки зрения Л. Николова, о деятельности вообще нельзя говорить, "если нс выделяются три элемента – продуцент, предмет, продукт... ".

Как видим, все названные авторы в предлагаемых структурах деятельности вполне очевидно не проводят различия между деятельностью и взаимодействием. Они, по существу, отождествляют эти феномены, тогда как деятельность – это всего лишь те направленные изменения в процессе взаимодействия, которые происходят внутри взаимодействующих тел. Деятельность есть свойство каждой из сторон взаимодействия. Поэтому, если заходит речь о деятельности субъекта или объекта, надо вести анализ дифференцированно: отдельно исследовать деятельность субъекта и отдельно – деятельность объекта, так как они оба деятельны. А если субъект и объект берутся вместе, да еще дополняются другими "элементами", то это уже не деятельность, а определенная форма взаимодействия. Кроме того, видимо, нелогично в структуре деятельности выделять в качестве особого "элемента" еще какую-то другую "деятельность" или "активность". Деятельность не может включать самое себя в качестве структурного образования.

Проведенный общефилософский и общесоциологический анализ позволяет заключить, что деятельность, будучи всеобщим свойством материи, имеет столько форм, сколько имеется уровней развития материи и форм ее движения. Очевидно, что форм деятельности имеется пять: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Все они имеют материальный характер. По, вполне понятно, что каждой из них свойственны свои особенности, исследование которых составляет отдельную научную задачу. Данные основные эволюционные формы деятельности, в свою очередь, подразделяются на специфические классы и виды со всевозможными подвидами, которые теснейшим образом переплетаются друг с другом.

Каждая эволюционная форма деятельности имеет свои специфические законы, которые определяют способ изменения тех или иных целостных предметов (индивидов). Эти законы характеризуют уровень развития материи, а также то содержательное своеобразие, которое свойственно данной группе явлений. Во всякой эволюционной форме деятельности зафиксирована специфика предметного взаимодействия на соответствующем этапе развития материального мира. Поскольку эти формы деятельности качественно отличаются друг от друга, то переход от одной формы к другой совершается скачкообразно.

Названные пять основных эволюционных форм деятельности не изолированы одна от другой, а взаимосвязаны и существуют так, что одна является основой возникновения другой, более высокой. Например, на основе механической деятельности возникает физическая, на основе последней формируется химическая и т.д. Между ними существуют строго иерархические зависимости, под действием которых низшей формой деятельности выступает механическая, а высшей – социальная.

При этом низшие формы деятельности могут включаться в высшие, но не играют в них уже определяющей роли, а являются подчиненными. Основное, ведущее значение здесь имеют высшие формы деятельности. Именно они обусловливают специфику протекания тех или иных процессов, специфику связей и отношений, характерных для данных деятельных предметов. Однако высшие формы деятельности не могут включаться в низшие. Это объясняется тем, что более сложные и развитые структуры оказываются недоступными для более простых и менее развитых форм деятельности.

Конечно, строение социальной деятельности чрезвычайно сложно. Но если попытаться выделить главное, то, в конечном счете, можно структурировать ее как минимум по трем критериям: 1) удовлетворению основных социальных потребностей, 2) внешнему (экзотерическому) механизму осуществления, 3) внутреннему (эзотерическому) механизму осуществления (рис. 3.1).

Если для классификации выбрать такой критерий, как удовлетворение основных социальных потребностей, то в составе общественной деятельности можно выделить четыре основные формы: труд, отдых, быт и учебу. Они взаимно

Рис. 3.1.

обуславливают и взаимно дополняют друг друга. Главным и определяющим среди них является труд. Он создал человека не только исторически. Реально каждый человек приобретает социальную значимость и необходимость только благодаря труду. Труд – основная форма человеческой деятельности.

Что же такое труд? Понятие "труд" обычно используется в двух смыслах. В широком – для обозначения процесса, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому присущ всем ее общественным формам. В узком смысле понятие "труд" используется в условиях товарного производства для обозначения любой оплачиваемой человеческой деятельности. На получаемую за свой труд заработную плату люди приобретают необходимые материальные и духовные блага, обеспечивающие их существование. Понятие "труд" в узком смысле, по существу, выступает синонимом понятия "рабочая сила".

В условиях рыночных отношений труд, как и всякий товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, т.е. в своей конкретной форме – труд хлебороба, машиностроителя, учителя и т.д. В потребительной стоимости реализуется качество труда – специализация и уровень профессиональной подготовки работника, его мастерство, сноровка и др. С другой стороны, труд является носителем меновой или товарной стоимости. В труде как стоимости также заключен абстрактный человеческий труд. В последнем исчезают различия полезных видов труда, затраченных на формирование и воспроизводство данной рабочей силы. Величина стоимости труда также определяется количеством рабочего времени, общественно необходимого для его формирования (воспроизводства рабочей силы).

Следовательно, потребительная стоимость труда характеризует качество труда, который затрачен на производство рабочей силы, а стоимость труда – количество использованного для этих целей труда. Наиболее полно стоимость труда выражается в уровне жизни работника, т.е. степени удовлетворения его материальных и духовных потребностей, обеспеченности потребительскими благами. Труд, хотя и основывается на естественных свойствах (способностях) человека, является общественным свойством, приобретаемом в процессе социализации. Труд как товар создается путем потребления разнообразных благ, производимых другим трудом.

Труд как оплачиваемая деятельность людей характеризуется теми же особенностями, что и социальная деятельность в целом. Он также имеет общественный характер, направлен на выполнение общих для какой-либо социальной группы функций, необходимо включает сознание (идеальное) и осуществляется искусственно созданными средствами.

В качестве оплачиваемой общественной деятельности труд ориентируется на производство товаров и услуг для других. В отличие от этого отдых, быт и учеба человека ориентированы на удовлетворение по преимуществу собственных (личных) потребностей. Правда, одну часть данных потребностей человек удовлетворяет за счет личной неоплачиваемой деятельности. Тогда как вторую – за счет оплачиваемого труда других людей. С ростом общественного и личного богатства все большую часть своих потребностей в отдыхе, быте, учебе, люди удовлетворяют за счет приобретения платных услуг, выполняемых наемными работниками. При ухудшении материального положения, снижении уровня жизни, наоборот, эти потребности удовлетворяются за счет собственной неоплачиваемой деятельности.

В обществоведении наряду с понятием "общественная деятельность" достаточно часто используется понятие "общественная жизнь". Как они между собой соотносятся? Думается, что эти два понятия имеют идентичное содержание и потому их следует использовать в качестве синонимов.

Если брать внешний (экзотерический) механизм осуществления социальной деятельности, который напрямую и непосредственно связан с конечным результатом, то мы получим еще одну, весьма специфическую деятельностную структуру. В самом общем виде в социальной деятельности можно выделить шесть связанных попарно сфер: производственную и непроизводственную, материальную и духовную, гуманитарную (называемую нередко не вполне корректно "социальной") и негуманитарную. Эти пары не существуют изолированно друг от друга, а тесно переплетаются, но так, что каждая сохраняет свою специфику. В результате в производственной и непроизводственной сферах есть материальная и духовная, а также гуманитарная и негуманитарная сферы. И наоборот.

Действительно, материальное производство делится на производство людей и производство вещей, а духовное производство – на духовное производство (воспитание) людей и производство идей (общественного сознания). В материально-непроизводственной сфере аналогично можно выделить сферу материального обслуживания людей и сферу обслуживания вещей, а в духовно непроизводственной – сферу духовного обслуживания людей и сферу обслуживания идей (например, дизайн обслуживает различные концепции техники). Стало быть, материальное и духовное производство людей, а также их материальное и духовное обслуживание образуют гуманитарную сферу, а материальное производство и обслуживание вещей вместе с духовным производством и обслуживанием идей образуют негуманитарную сферу (рис. 3.2).

Нужно подчеркнуть, что когда речь идет о производстве и обслуживании людей (материальном и духовном), то это

Рис. 3.2.

предполагает не только и не столько производство и обслуживание отдельного человека (что тоже важно), сколько производство и обслуживание определенных для каждого исторического периода социальных общностей (классов, наций, государств). Каждая из перечисленных сфер, в свою очередь, подразделяется на еще более мелкие или объединяется с другими и образует более крупные.

В этом плане экономика посткапиталистического (и постсоциалистического) информационного общества призвана иметь вполне выраженный гуманитарный характер. По самой своей природе она требует ориентиров, направленных на все более полное удовлетворение всесторонних потребностей людей. Поэтому новые производственные отношения должны включать не только производство и обслуживание вещей, но также материальное производство и обслуживание людей. Интересы и потребности конкретных личностей должны быть поставлены в центр экономической деятельности российского общества, всего общественного развития.

Выделение указанных шести сфер социальной деятельности чрезвычайно важно для поддержания социального равновесия на любом этапе общественного движения. Дело в том, что ни одна из этих сфер нс может получать существенных преимуществ в своем развитии, тем более на длительный срок. Между этими сферами всегда должно устанавливаться состояние равновеликости, равнозначности, социального баланса. Если этот баланс по каким-либо причинам нарушается, то такое общество начинает лихорадить, иногда весьма значительно. Именно так произошло с советским обществом, которое в течение более 75 лет преимущественное внимание уделяло производственной сфере в ущерб всем остальным.

Особую важность для сущностной характеристики социальной деятельности имеет анализ се внутреннего строения, выделение основных элементов, сторон, факторов, регуляторов и установление механизмов взаимодействия между ними. По внутреннему (эзотерическому) механизму осуществления в структуре общественной деятельности можно выделить, во-первых, два исходных элемента – актуальную деятельность и накопленную деятельность; во-вторых, две основные стороны – теорию и практику; в-третьих, два фактора – социальную информацию и социальную организацию; наконец, в-четвертых, два регулятора – социальное управление и социальное дезуправление. Анализ данных деятельностных частей будет дан в последующих параграфах и главах.

  • Вопросы философии. 1977. № 2. С. 29–30.
  • Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). С. 32–33.
  • Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). С. 45–46.
  • Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. С. 268.
  • Николае Л. Структуры человеческой деятельности. С. 57.

В настоящее время в психологии существует два основных подхода к пониманию этого вопроса. Первый из них условно обозначается как структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности. Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход обозначается как функционально-динамическая парадигма психологического анализа деятельности. Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном («унитарном») компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - своих «единиц». Они взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Выполненные на основе такого подхода исследования доказали, что в основе любой деятельности независимо от ее вида, типа и даже класса лежит устойчивый, постоянный набор такого рода компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием «инвариантная психологическая структура» деятельности. Правда, в различных психологических концепциях они обозначаются несколько различно. Так, Б.Ф. Ломов использует понятие «основные составляющие» деятельности; В.Д. Шадриков - понятие «блок системы деятельности»; А.В. Карпов, рассматривая процессуальный аспект этих компонентов, использует термин «интегральные процессы» регуляции деятельности.

Указанные подходы не антагонистичны, а, скорее, взаимодополняют друг друга, поскольку второй из них является, по существу, развитием и углублением первого (но в то же время и его своеобразным «отрицанием»).

Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в своей статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в их динамике, функционировании, они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.

Важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции; динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования - потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т.е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности - ее личностный смысл. Существует также понятие вектора «мотив - цель», который уподобляется своеобразному «стержню», вокруг которого организуется вся система деятельности. Под целеобра-зованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает определяющее влияние на все ее содержание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению - антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они имеют уровневое строение. Это означает, что они могут реализо-вываться на качественно различных уровнях сложности, с использованием совершенно различных психических процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сенсомоторная, перцептивная, пред-ставленческая, речемыслительная и рефлексивная.

Следующий базовый компонент - принятие решения занимает в структуре деятельности центральное положение. Основная функция принятия решения - снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода «мост» от фазы ориентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные параметры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам» и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности. Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную последовательность нескольких основных этапов, составляющих временную структуру планирования: 1) общая ориентировка в ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнительный анализ этих вариантов, «взвешивание» их преимуществ и недостатков, а также определение «цены», которую потребует реализация каждого из них; 4) собственно выбор того или иного варианта, максимизирующего вероятность достижения целей деятельности; 5) конкретизация и детализация этого варианта и разработка «технологии» его осуществления; 6) реализация плана; 7) оценка эффективности реализации; внесение в случае необходимости коррекций в него; сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.

Процессы самоконтроля как еще один обязательный компонент деятельности в психологии принято классифицировать по четырем основным принципам - временному, модалъност-ному, структурному и принципу уровня произвольности. В соответствии с временным принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля. В соответствии с модальностным принципом (понятие модальности обозначает ту или иную разновидность ощущений) различают зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический, а также комбинированный виды самоконтроля. В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном самоконтроле поведения.

Процессы коррекции также весьма специфичны в деятельности. Во-первых, они завершают и как бы «замыкают» собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого ее отдельного этапа. Во-вторых, на основе процессов коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Под оперативным образом, объекта деятельности понимается идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу ее выполнения и подчиненное ее основным целям, задачам, условиям. Он характеризуется свойствами прагматичности, схематичности, «лаконичности», адекватности конкретным задачам деятельности, а также свойством «функциональной деформации».

Наконец, еще одним обязательным компонентом деятельности является система индивидуальных качеств субъекта, на основе которой оказывается возможным выполнение этой деятельности. Подчеркнем, что любая деятельность реализуется на основе определенной совокупности организованных между собой индивидуальных качеств. Они обозначаются понятием «профессионально-важные качества» - индивидуальные качества, необходимые для реализации деятельности на заданном нормативном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним из основных результативных параметров деятельности.