Современные методики подготовки к школе. Все методики подготовки к школе. Диагностика общей подготовки детей к школе: тесты

Существуют различные методики и программы подготовки детей к школе. Они обязаны в ходе занятий по подготовке ребенка к школе научить его. Главной задачей методик подготовки ребенка к школе является определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. как родителям самостоятельно подготовить ребенка к школе. Такие методики помогут родителям выявить слабые места именно у их ребенка и при подготовке к школе обратить на них особое внимание. Обратите внимание на различные виды методик, это могут быть:

  1. Тесты готовности ребёнка к школе.
  2. Диагностическая методика – модифицированный опросник.
  3. Психологические методики, психологические тесты для определения готовности ребенка к школе.
  4. Методика Колесниковой - непринужденная подготовка к школе Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала индивидуальный подход, что обеспечивало лучший результат.

Как подготовить ребенка к школе. Как быстро помочь адаптироваться ему в незнакомой обстановке. В этом Вам помогут различные методики по подготовке к школе. Данные методики помогут родителя самостоятельно подготовить своего ребенка к школе. Помогут приобрести первоначальные навыки обучения.

Методика подготовки ребенка к школе выбирается непосредственно родителями. Не стоит брать программу, по которой педагог будет проверять готовность ребенка, и заставлять его заучивать правильные ответы. Заниматься с малышом нужно всю жизнь, постепенно переходя от легких заданий к сложным. Если ребенок ходит в детский сад, это существенно упрощает задачу. Но все же не стоит полностью полагаться на дошкольного воспитателя, у которого в группе больше тридцати детей. Занимайтесь дома чтением и счетом сами. Купите магнитики на холодильник с буквами и цифрами, и каждый раз, когда едите, выкладывайте слова. Считайте в каждом слове слоги и буквы. По количеству слогов определяйте, сколько в слове гласных букв. Потом вычисляйте, сколько согласных. Подсчитывайте все, что видите. Попытайтесь выучить самые простые расчеты, такие как 2+2, 1+3, 2+3, наизусть. Ребенок должен считать по порядку, как минимум, до 20, прямо и в обратную сторону. Не забывайте читать книги, чтобы у ребенка было развито образное мышление и фантазия. Обязательно пересказывайте и обсуждайте прочитанное. Да и в принципе описывайте все, что видите, что бы ребенок понимал понятия расстояния, длины, величины, веса, высоты и т.д. Купите пару книг для подготовки детей к школе. Там собраны все задания, и таким образом, Вы ничего не упустите.

Еще один очень важный момент – еще до того, как отдать ребенка в школу, определите, к чему у него есть склонности, и что ему нравится делать. Ведь как бы хорошо ни относились к ребенку в школе, и какой бы индивидуальный подход не проявлял учитель, он будет обязан работать в рамках школьной программы. Поэтому в Ваших интересах, как можно раньше определить, к каким дисциплинам у малыша есть склонность, и выбрать соответствующую школу или класс. Поэтому еще в дошкольном возрасте Вы должны перепробовать все, и задания на логику, и изучение иностранного, и рисование, и чтение стихов, и все, что только успеваете сделать, чтобы определить то единственное, что дается Вашему чаду лучше всего. Как показывает опыт, даже очень одаренный ребенок с гуманитарным складом ума может сильно отставать в математическом классе и, в конце концов, просто забросить учебу. А ведь мог бы добиться больших успехов, если бы его отдали в школу с углубленным изучением языков и литературы. И в данной ситуации только от родителей зависит, смогут ли они вовремя отыскать у своего чада талант, и развить его.

Будьте активными, пробуйте все новое. Постарайтесь не просто «натаскать» своего ребенка, чтобы он мог выполнить упражнения для подготовки к школе. Развивайте его так, чтобы выполнение всех этих заданий было лишь небольшим дополнением к его знаниям, умениям, таланту и необъятному внутреннему миру.

Смотрите на этом сайте

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра

Оксана Голубева
Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе

Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью, - инициативности, творческого самовыражения, самостоятельности, любознательности, произвольности. Имея в своем арсенале столь богатое наполнение, каждый дошкольник с уверенностью начинает свое обучение в начальной школе , задача которой, не только сберечь это богатство, но и преумножить, а также организовать единое развивающее пространство – дошкольное и начальное образование.

Формирование у старших дошкольников умения учиться , не теряя свойственной этому возрасту любознательности, решать творческие задачи, используя имеющееся творческое воображение и фантазию – это необходимо поддерживать на протяжении всего периода начальной школы . Развитие коммуникативности при общении с большим, чем в детском саду, количеством детей и взрослых включает воспитанников в различные формы сотрудничества.

Говоря о сотрудничестве ДОУ и начальной школы необходимо обратиться к «хорошо забытым методам советского образования» . Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева, будучи профессиональным историком, большое значение придаёт историческим параллелям, преемственности традиций, наследованию опыта . Прекрасный опыт общения октябрят и пионеров. «Шефство» выпускников начальной школы над первоклассниками. Эти посещения носили не только идеологическую форму, но и являлись возможностью плавно подготовить переход из одной возрастной группы в другую, обретая при этом новых друзей. Во многих школах педагоги отмечают высокую эффективность проведения «Дня самоуправления» , во время которого старшие школьники имеют возможность поставить себя на место учителя и ощутить то, с чем взрослые сталкиваются ежедневно в своей работе . В первую очередь они говорят слово «ответственность» . Первоклассники не могут определить степень ответственности, но могут объяснить свои ощущения волнением, «когда должен рассказать детям (в детском саду) так, чтобы они поняли». Немаловажный фактор- это позитивный настрой. Недавние выпускники сада радостно возвращаются «в детство» к игрушкам, при этом, не теряя важности сознания первоклассника. В процессе «Игры в школу » ребенок не только закрепляет пройденный в школе материал , пересказывая его дошкольникам , он приходит к логическому умозаключению, что его воспринимают, как более опытного , старшего по игре товарища. Коммуницируя, дети обмениваются мнениями, делают выводы, строят планы на новые встречи. «Маленькие учителя» находятся в постоянном поиске новой информации, советуются со своими учителями о предстоящих занятиях с дошкольниками . При этом учителя начальной школы выступают в роли наставников, контролируя процесс «образования» на расстоянии. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Игра «Маленькие учителя» в нашем саду проходит активно и весело, как любая увлекательная деятельность.

Именно игра помогает детям в достижении знаний и умений, необходимых в дальнейшей образовательной деятельности. Дидактические игры, в которых фигурируют герои из любимых сказок и мультфильмов, становятся связующим звеном между детским садом и начальной школой . Именно дидактические игры помогут не только раскрепостить детей в период адаптации к школе , но и установить контакт с новым человеком в их жизни – Учителем. Приход Учителя к дошкольникам , всегда волнителен. Поэтому учителя в игровой форме рассказывают детям о школе , формируя позитивный настрой на обучение в школе . Игры, по мере взросления детей , становятся сложнее, и при этом позволяют всем детям получать новые знания и делать открытия.

Современность вносит свои коррективы в образование. Наличие Wi-Fi в школах- небходимость . Дошкольники , начиная с 4-5 летнего возраста активно интересуются всем, что связано с интернетом и различными гаджетами. Порой дети могут объяснить взрослым многое об их устройстве и функционале. Поэтому наличие интерактивной доски, позволяющей ребенку реализовать свои способности- уже является необходимостью для ДОУ.

Дидактические игры на интерактивной доске являются прекрасным средством реализации преемственности между двумя уровнями образования при условии, что такие игры активно используются и в детском саду , и в школе . У интерактивной доски ребенок чувствует себя уверенно, ведь для него интерактивная доска – это обычный гаджет, это его мир. Ребенок находится в «ситуации успеха» , что поднимает его самооценку и вызывает желание действовать. Такие игры стимулируют восприятие и содействуют осознанию информации за счет визуальной привлекательности и яркости объектов, как у дошкольников , так и у младших школьников . В ходе игрового взаимодействия активизируются партнерские отношения, ребенок открывает для себя возможности коллективного познания. Получаемая информация интегрируется за счет активизации различных органов чувств. Визуализируется абстрактная информация, что способствует формированию у детей понятийного мышления.

Организация любой совместной деятельности воспитателя с детьми в детском саду будь то : создание портфолио, проектная деятельность, продуктивные виды деятельности и т. п. на основе партнерства и сотрудничества, с активным включением ребенка в исследовательскую познавательную деятельность становится своего рода пропедевтикой включения ребенка в обучение в школе в условиях системно- деятельностного подхода.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Многообразие форм преемственности дошкольного образования и начальной школы позволяет каждому образовательному учреждению выбрать именно тот вариант, который им наиболее удобен.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с воспитанниками :

Выставка рисунков и поделок на тему «Моя школа будущего » ;

Экскурсия в школу ;

совместные праздники : День знаний, выпускной в детском саду, участие в школьной театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками занятий , организованных при школе (с логопедом, психологом) для адаптации к школе ;

Знакомство и беседы, совместные досуги дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Посещение городской или школьной библиотеки

Театрализованные или танцевальные постановки для школьных праздников («День Учителя» , «Выпускной» )

2. Взаимодействие педагогических работников :

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

«круглые столы» , мастер-классы и семинары;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Педагогические и психологические наблюдения;

Сотрудничество с методическим кабинетом , взаимодействие медицинских работников , психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Совместные педагогические совещания (школа и ДОУ ) ;

Немаловажную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет тесное сотрудничество с родителями :

3. Сотрудничество с родителями :

Встречи и консультации родителей с учителями начальной школы и педагогами ДОУ ;

Практикумы;

Родительские вечера «вопросов и ответов» ;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, родителей для изучения семейной атмосферы в пред школьный период жизни ребенка;

Тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

Большая часть из вышеперечисленного традиционно используется в дошкольном образовании . Благодаря творческому отношению педагогов детских садов и учителей начальной школы находятся новые формы и методы взаимодействия . Большая нагрузка ложится не только на педагогов, но и на родителей. Педагогу важно поменять свою позицию и не «перегружать» работающих родителей , а быть для них соратником, компетентным помощником. Именно родители, которые поддерживают эмоциональный настрой ребенка стать не воспитанником, а учеником, могут помочь преодолеть этот сложный во всех смыслах «перевал» . И здесь крайне важно найти «золотую середину» в отношениях воспитатель-родитель-учитель. Только совместным творческим подходом мы можем вырастить радостного ученика, а в последствии, счастливого и успешного Человека.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » . – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

2. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу . – М. ; Линка – Пресс, 2014.

3. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. л – 2015. – №21. – С. 842-844.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ПРОГРАММА, МЕТОДИКА)

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить его к школе и что должен обязательно уметь ребенок к 6-7 годам. Что же такое правильная подготовка к школе? Как определить, достаточно ли у малыша знаний для того, чтобы без проблем начать обучение в первом классе? Какие существуют программы подготовки детей к школе ?

Содержание статьи:

Когда начинать подготовку к школе?

Все родители чаще всего делятся на две категории: первые начинают готовить свое чадо к школе фактически с первых лет его жизни, другие же склоняются к тому, что подготовка к школе в 6 лет – наиболее подходящий вариант. Однако парадокс в том, что ни те, ни другие не правы.

Оказывается, детей не нужно специально готовить к поступлению в первый класс в интеллектуальном плане, ведь главная программа подготовки детей к школе – это все те знания, которые малыш получает, познавая окружающий мир. Когда родители постепенно делятся с ребенком теми знаниями и умениями, которыми владеют сами, малыш усваивает информацию от них, поэтому какая-то особая программа подготовки к школе дошкольников не нужна, при условии, что мама с папой и так достаточно занимаются со своим чадом.

Совсем другое дело, когда родители хотят отдать своего малыша на обучение в какую-либо престижную гимназию – в этом случае действительно стоит рассмотреть дополнительные методики подготовки к школе, но лучше в любом случае делать это непосредственно по программам, рекомендованным в выбранном учебном заведении.

Родителям же будущих школьников, собирающихся поступать в обычное образовательное учреждение, достаточно лишь понять, обладает ли их малыш необходимыми навыками и умениями, требующимися в первом классе, и при необходимости немного потренировать его.

Необходимые для поступления в школу навыки и умения малыша

Большинство родителей отдают детей в школу строго по достижению ими возраста 7 лет, однако некоторые мамы и папы делают это немного раньше – в 6 или 6,5. Для подготовки к школе 6 лет – это тот возраст, в котором ребенок уже должен обладать определенными навыками и умениями, облегчающими его поступление в образовательное учреждение.

Самое первое знание, которым должен обладать дошкольник в обязательном порядке – это умение называть целиком свое имя, фамилию и отчество, а также ФИО ближайших родственников: мамы, папы, брата или сестры, бабушки и дедушки. Для того, чтобы проверить это, достаточно периодически задавать ему соответствующие вопросы.

Программа подготовки к школе подразумевает, что ребенок 6-7 лет должен знать, как называются времена года, дни недели, количество месяцев в году. Проверить это очень легко, задав малышу наводящие вопросы, к примеру:

    В какой день мы ходили на новую площадку?

    Когда у папы будет выходной?

    Как называется время года, когда на улице идет снег, и ты одеваешь теплые вещи?

    Когда можно купаться?

    Когда мы будем наряжать елочку?

    В каком месяце твой день рождения?

В подготовку детей к школе входит и обучение их . Нет ничего страшного в том, что малыш не может быстро и уверенно прочитать целую страницу книги - для поступления в первый класс достаточно уметь читать хотя бы несколько самых простых предложений, можно даже по слогам.

Многие родители включают в подготовку к школе и обучение ребенка навыкам письма. На самом деле малышу-дошкольнику достаточно уметь печатными буквами написать два-три слова.

Большое значение в методиках подготовки к школе играют базовые математические знания. Малыш-первоклассник должен в прямом и обратном порядке до двадцати, и выполнять самые простые математические действия с числами до десяти: вычитать и складывать их. Проверить, хорошо ли кроха знает начальную математику можно, положив перед ним несколько яблок и попросив его посчитать их. После первоначального счета можно убрать несколько яблок – пусть малыш посчитает, сколько забрали и сколько осталось.

Важное умение, которым должны обладать все дети-дошкольники – это способность объединять слова или предметы по ряду признаков, а также находить сходства или различия между ними, и выбирать лишнее слово или предмет из ряда представленных. Это называется . Программа подготовки детей к школе обязательно должна включать в себя такие упражнения для развития логики:

    Что общего между предметами или картинками?

    Найди различия!

    Выбери лишнее слово в ряду

Ребенок, поступающий в школу, должен обладать нормальным словарным запасом и . Он должен повторить как минимум 7 из 10 названных ему слов, знать, как называются геометрические фигуры, основные цвета, животные и птицы, а также уметь отвечать на логические вопросы типа:

    Что происходит утром – восход солнца или закат?

    Какое время года наступает позже – зима или весна?

    Какое животное больше – овца или лошадь?

    Как называется детеныш лошади? А кошки, собаки, коровы?

Важный момент в программе подготовки к школе – умение малыша сочинять, запоминать и фантазировать. Ребенок должен уметь описывать своими словами, что нарисовано на картинке, сочинять небольшие истории, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, а также рассказывать наизусть небольшое стихотворение в 2-3 четверостишия.

Подготовка к школе – это также и . Профессиональных художественных навыков от малыша никто, конечно же, требовать не будет, однако он должен уметь нарисовать , схематичное изображение человека и простые объекты (солнце, домик, цветок и т.д.).

Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе

В программу подготовки к школе дошкольников родители обязательно должны включить обучение малыша основным понятиям. Кроха должен иметь представление о том, что такое добро и зло, чем отличаются плохие поступки от хороших, как вести себя со взрослыми, как общаться со сверстниками.

Не лишним будет включить в процесс подготовки к школе и обучение малыша базовым навыкам самообслуживания. Ребенок к школьному возрасту должен , раскладывать предметы и убирать их на положенные места, приводить себя в порядок, .

Родителям стоит заранее объяснить своему малышу, готовящемуся к поступлению к первый класс, подробности о том, что представляют собой школьные уроки, перемены, домашние задания, учебники, как нужно общаться с учителями и одноклассниками. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое дисциплинированность, ответственность и , ведь только тогда его процесс адаптации к новому распорядку дня и незнакомой атмосфере пройдет более легко и спокойно.

Наступает у детей такой возраст, когда они заканчивают одну фазу своего развития и плавно переходят в другую – из детского сада в начальную школу. На этом не заканчивается детство, но появляется определённая мера ответственности, начинается .

Подготовка ребенка к школе — психические процессы

Если у ребёнка хорошо развиты познавательные процессы (память, мышление, речь, воображение, внимание, восприятие), хорошо и правильно развита эмоциональная сфера (стремление к познанию нового, жизнерадостность, активность, общительность и другие положительные эмоции), то такой ребёнок не будет испытывать затруднений в первом классе школы.

Этот переход для него из детского сада в начальную школу будет безболезненным и познавательным, поспособствует всплеску новых эмоций и впечатлений. Тем более первые навыки учебного процесса уже заложены в детском саду, такие как – чтение, письмо, умение считать.

Большие проблемы возникают у невнимательных и не проявляющих интерес к обучению будущих первоклассников, и они с каждым годом только нарастают.

Информация для родителей — не приспособленные к адаптации дети, которые крутятся на уроках, пропускают занятия, самостоятельно сбегают с уроков становятся «хулиганами и двоечниками», их развитие начинает отставать от общего, желание к обучению полностью исчезает, происходит деградация личности в целом.

Уже в старших группах детского сада родители должны проявлять интерес к знаниям ребёнка.

Обязанность родителей — подготовка ребенка к школе, помощь в осваивании задаваемых материалов, научить играть роль старшего помощника, а не просто роли отца и матери или воспитателей или ещё хуже надзирателя. К школе должны готовиться не только дети, но и их родители.

Чем раньше родители без-пяти-минут первоклассников начнут понимать, что их ребёнок растёт, тем лучше они его смогут . Но не стоит концентрировать внимание на одних предметах обучения и забывать про другие – образование должно быть общеразвивающим.

Часто в школу попадают первоклассники с такими знаниями, с которыми уже можно отправлять ребёнка сразу в третий класс, но тут же у этого же ребенка проблемы с физическими функциями или рассеянность, есть дети, физически развиты как космонавты, а умственно не подготовлены к школе.

Есть дети, с которыми вообще никто никогда не занимался с полным отсутствием интересов, физического и интеллектуального развития.

Лучше всего, для восприятия ребёнка, чтобы помощь со стороны родителей была оказана в игровой форме это и поможет детям в усвоении материалов и укрепит семейные отношения, ребёнок легче адаптируется к школьной программе.

Заблаговременно необходимо провести диагностику будущих первоклассников, прибегнув к услугам психолога или педагога, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребёнка, его отношение к обучению, к школе, выявить страхи и предпочтения в предметах.

Занятия с детьми лучше проводить около двух раз в неделю, не переутомляя ребёнка и желательно, чтобы его ничего из постороннего не отвлекало. Ребёнок сам должен видеть мотивацию родителей, что вы хотите помочь ему, настроены приветливо и доброжелательно к нему, а не делаете это потому, что так надо через силу, с усталым, голодным и сонным видом от работы.

Не стоит быть категоричным в проверке заданий, лучше дать время для его выполнения, а потом похвалить ребёнка по итогам выполнения. Скорость выполнения заданий, это индивидуальное качество ребёнка, может он просто медлителен, а может пока еще не достаточно быстро понимает суть задания и способы его решения.

Если ребёнок переутомился то стоит отвлечься и выполнить несложные физические упражнения, способствующие восстановлению физических и умственных способностей, можно прогуляться на свежем воздухе.

Если ребёнок сделал ошибку, то надо дать закончить ему задание и предложить самому проверить работу. Когда уже он сам не может найти ошибку, нужно указать где ребёнок сделал неправильно. И ни в коем случае не оскорблять его самолюбие, не говорить и не думать, что ребёнок лоботряс, бездарь или какой-то не такой. Это окажет негативное воздействие на ребёнка и его психическое состояние.

По мнению многих родителей, и это правильно, что ребёнок должен быть готов к школе физически, интеллектуально, психологически и эмоционально.

Физическая готовность включает себя усидчивость, возможность держать прямо голову без переутомления и болей в шее, развитость мелкой моторики, общее физическое развитие мышц, развитая координация движений и зрительно-двигательная координация, ловкость, точность движений.

Интеллектуальная готовность будущих первоклассников представляет собой накопленный багаж знаний, стремление к познанию нового, развитую наблюдательность, воображение, любознательность, развитую речь, мышление, память. Ребёнок должен уметь правильно задавать вопросы и понимать полученные ответы.

Психологически ребёнок подготовлен, когда он стремится к общению со взрослыми и сверстниками, желает находиться в обществе, умеет действовать коллективно, исполнителен и соблюдает установленные правила.

Эмоциональная готовность будущих учеников – это умение проявлять свои эмоции, поведением, умение организовывать порядок вокруг себя, стремление к преодолению трудностей и достижению результатов, радость ожидания учёбы, отсутствие заниженной самооценки к себе.

Очень важно для родителей с раннего детства развивать у будущих первоклассников мелкую моторику, которая способствует развитию красивого почерка при обучении письму в школе.

Для этого попросим родителей, чтобы ребёнок занимался творчеством, различными манипуляциями с мелкими предметами, научился самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывая шнурки, застёгивая и расстёгивая пуговицы и замки, полезны игры с мячом, с различными конструкторами и мозаиками.

С детьми нужно играть в разные развивающие игры соответствующие их возрасту.

Надо ли готовить детей дошкольного возраста к школе?

По моему мнению, очень необходимо, причем не только детей, но и их родителей.

Должна начинаться задолго до того времени, когда ребенок пойдет в школу, можно сказать, с момента, как он только переступит порог детского сада. Но наиболее активно подготовка ребенка к школе должна вестись в старшей группе.

Цель подготовки к школе - развитие познавательной мотивации, интереса к школе, к чтению.

В дошкольном учреждении создается система подготовки к школе.

Стало доброй традицией первого сентября с детьми старшего возраста проводить экскурсию в школу.

Дошкольники получают сведения о том, зачем нужны знания, размышляют, нужно ли знать родной язык. Во второй половине дня обычно проводится музыкальное развлечение “Путешествие в страну знаний”.

В первую неделю сентября проводится тест “Что я знаю о школе”. Этот тест проводят и в конце учебного года, чтобы сравнить ответы детей.

В течение учебного года время от времени воспитатели разговаривают с детьми про школу, рассказывают об уроках, учат правилам поведения в школе. На базе учреждения часто размещены первые классы школы, и дошкольники с интересом наблюдают за жизнью первоклассников.

В группах проводятся совместные с первоклассниками спортивные мероприятия. Воспитанники посещают помещение классов, где пробуют себя в роли школьника: сидят за партой, пишут на доске, листают букварь.

Все это создает хороший, позитивный настрой по отношению к школе, расширяет знания детей.

Дошкольники также посещают школьную библиотеку, наблюдают за уроками физкультуры, трудового обучения.

В старших группах сада создаются уголки для проведения сюжетно-ролевой игры “Школа”, где находится кукла-школьница, доска, тетради, карандаши, классный журнал, буквы. Это позволяет детям в играх закреплять знания, полученные во время бесед, экскурсий в школу.

Педагоги проводят познавательно-мотивационные комплексы занятий “Я хочу в школу”, которые не только поощряют дошкольников новой , но и развивают процессы познания, коммуникативные способности.

Подготовка ребенка к школе с участием родителей

Подготовка ребенка к школе невозможна без участия родителей. Для них каждый год проводится день открытых дверей “Скоро в школу”. На встрече с родителями приглашают специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, который рассказывает родителям об особенностях языковой подготовки детей, дает советы, как пополнить словарный запас детей, как научить их правильно разговаривать.

Руководитель физического воспитания показывает родителям упражнения для формирования правильной осанки, рассказывает про физическую подготовку дошкольников.

В некоторых детских садах работает заочная школа будущего первоклассника, благодаря которой родители пополняют педагогические знания по темам “Когда начинать готовить ребенка к школе”, “Как сформировать у дошкольников элементарные математические представления”, “Как помочь овладеть чтением и письмом”, “Как выбрать книгу для дошкольника, который начинает читать”, “Как сформировать позитивные отношения к школе” и др.

На сайте дошкольного учреждения почти каждая группа имеет свою страницу. Для воспитанников старших групп педагоги размещают задания для дополнительной подготовки к школе.

Выполняя эти задания, дети не только развивают свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой проводят время вместе с родителями. В конце учебного года проводится родительское собрание, на которое приглашается учитель начальных классов. Он дает полезные советы, советует упражнения, которые можно выполнять с детьми во время летних каникул.

Сегодняшние дошколята через год с улыбками переступят порог школы. Наши дети будут знать, что учеба в школе - это серьезная работа, но в то же время это захватывающее путешествие в страну знаний!

Тест “Что я знаю о школе”

1. Что такое школа? (Школа - это большой красивый дом с классами, со спортивным залом, библиотекой, столовой, медицинским кабинетом. В школе дети учатся.)

2. Что такое урок? (Это время, когда дети учатся чему-либо новому, слушают объяснение учителя, ответы учащихся, выполняющих различные задания и не выходят из класса.)

3. Как узнать, что время начинать урок? (Звенит звонок, коридоры пустеют, дети идут в класс.)

4. Как в школе называется стол, за которым дети пишут? (Парта.)

5. Какая оценка в школе самая высокая? (Самая высокая оценка - “пятерка”. Ее получают внимательные и трудолюбивые дети.)

6. Что такое школьный дневник? (Это специальная тетрадь, куда пишется расписание занятий, задание на дом и куда учитель ставит оценки.)

7. Что такое перемена? (Это свободное время между уроками.)

8. Для чего она нужна? (Она нужна для того, чтобы подготовиться к следующему уроку, выйти из класса, поиграть, поесть.)

9. В школе учатся дети одного возраста или разного? (Разного. Самые младшие из них - первоклассники. Самые старшие учатся в 11 классе.)

10. Где и чем пишет учитель, когда объясняет задание? (На доске мелом.)

11. Как обратить на себя внимание учителя, когда нужно о чем-то спросить на уроке? (Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.)

Если дети правильно ответили:

* на 1-3 вопросы - необходимо уделить много внимания, чтобы дети получили необходимую информацию о школе;

Можно с уверенностью сказать, что с началом обучения в школе совпадает и начало нового этапа в жизни человека. Стоит учитывать и то, что статус ученика автоматически накладывает массу новых обязанностей и требований на ребёнка.

Новые обязательства касаются как поведенческих стандартов, так и отношения к самому себе.

Все методики подготовки к школе обязательно должны учитывать тот факт, что для малыша школа является не просто местом, в котором проходит общение со сверстниками и добываются новые знания, но и местом работы, поскольку для детей уроки и новые обязательства неотделимы от трудовой обязанности. Таким образом, аффективный оттенок приобретают неудачи либо успехи первоклассника в учёбе и сам процесс общения с одноклассниками и отношения с учителями. Так что подготовка дошколят к школе обязательно должна быть и психологической, учитывая при этом все особенности процессов мышления детей. Кроме этого, среди важнейших критериев оценки методик является их наполненность образовательными моментами, развивающими интеллект задачами и воспитательными вопросами, что позволяет должным образом сформировать личность ребёнка. Исходя их этого, подобрать правильный метод для каждого отдельного ребёнка вовсе не так сложно. Учитывать нужно его наиболее слабые и наиболее сильные стороны из вышеперечисленных. Существуют программы подготовки к школе, которые делают упор лишь на образовательных моментах, существуют методики с упором на психологические аспекты, но есть также и комбинированные, целью которых является и отработка вопросов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и формирование личности ребёнка в целом.

Ещё относительно недавно существовало весьма распространённое мнение, что для успешного обучения в школе важно только то, насколько хорошо развиты его умственные способности. При этом не учитывались ни его социальные навыки, ни степень психологической зрелости, что не менее важно для успешной социализации в детском коллективе и получения знаний в целом, поскольку для маленького ребёнка одно практически неотделимо от другого.

Известный педагог и психолог Выготский создал подтвержденную современной наукой теорию о том, что для успешного процесса обучения в школе важен именно уровень, на котором находятся процессы познания ребёнка, а вовсе не количество известных ему знаний об окружающем мире. Таким образом, для того чтобы побрать методику подготовки к обучению в школе необходимо учитывать то, насколько она может помочь в обобщении и дифференциации и классификации понятий о явлениях, предметах и объектах, имеющих место в мире.

С идеями Выготского Л.С. о том, что подготовка непременно должна быть комплексной, были полностью согласны и другие выдающиеся педагоги, которые создавали свои методики развития ребёнка и его подготовки к обучению на основании комплексной парадигмы. Так, Мухина, Запорожец, Люблинская и некоторые другие педагоги-психологи создали весьма востребованные сегодня методики, которые позволяют сделать обучение в школе намного более эффективным и успешным для детей, а также не допустить подавленного эмоционального состояния у ребёнка в связи с множеством новых обязанностей.

Данные программы основаны на том, что учебная программа требует не только осознания и усвоения смысла поставленных целей и задач, но и массы других навыков. Среди них важнейшими является умение отличать теоретические задачи от практических, понимание способов их решения, способность контролировать себя вне зависимости от настроения, должный уровень самооценки. Естественно, не менее важными считаются и развитая память, как зрительная, так и слуховая, умение ставить перед собой определённые цели и задачи, а также способность самостоятельно решать вопросы, связанные с обучением и общением.

В связи с тем, что родители намного лучше ориентируются в личностных качествах своего ребенка, подбирать методику подготовки к школьному обучению должны именно они. Но важно при этом учитывать и мнение авторитетных специалистов, чей опыт позволяет избежать множества ошибок, и выбрать действительно сбалансированный метод, который поможет определённому ребёнку.

Распространенной ошибкой родителей и некоторых учителей является то, что они не учитывают необходимость подготовки детей сразу в трёх различных направлениях, которые одинаково важны. Так что любая выбранная метода обязательно должна содержать комплекс целей задач, которые решают три основные группы вопросов.

Первая линия любой методики должна обязательно учитывать общий уровень умственного развития личности. Дело в том, что для успешного процесса обучения данный уровень должен быть достаточно высок, а если это не так, то выбранная методика должна помочь создать необходимые условия для его роста. Интеллект, концентрация внимания и навык запоминания являются важнейшими составляющими уровня развития. Отдельное внимание родителям нужно обратить не только на то, насколько эрудирован и развит ребёнок, но и на его умение проводить параллели и подбирать ассоциации, а также производить правильный анализ окружающей действительности и отдельных её моментов. Если ребёнок не может проводить подсчёты и вычисления в уме, то методика подготовки призвана помочь ему овладеть данным навыком.

Второй не менее важной целью каждого метода подготовки к образовательному процессу психологи и врачи считают умение ребёнка контролировать себя. Необходимыми эти качества являются исходя из особенностей мышления у детей, поскольку восприятие окружающей действительности достаточно сильно отличается у ребёнка и взрослого. Так, для всех детей характерны яркость в восприятии мира, отличная зрительная память и недостаточная концентрация внимания, которое к тому же легко перескакивает от объекта к объекту. Длительное сосредоточение внимания для ребёнка дошкольного возраста является практически невозможным, если не развивать это качество искусственным путём. Для того чтобы учиться в школе и взаимодействовать с другими детьми и учителями, выработка умения сконцентрироваться на определённом предмете просто необходима. Важно также и с помощью методики подготовки научить ребёнка, что не только его желания имеют ценность, а это поможет и в обучении, и в общении.

Третьим не менее важным направлением каждого метода является создание мотивации для того, чтобы обучение в школе не воспринималось детьми как тягостная и неприятная обязанность. При этом необходимо учитывать личные качества отдельного ребёнка и его интересы. Не смотря на то, что практически все дошкольники проявляют заинтересованность в школьном обучении, для его успешности и эффективности нужно нечто большее, чем естественный интерес. Таким образом, третьей важной функцией подготовки детей является создание мотивации к обучению.

Как ни странно, первым стоит оценивать общий уровень физической подготовки и развития в целом, а также способность к координации своих движений. Далее идёт мотивация к обучению и способность к самоконтролю. Возможность ребёнка производить определённые действия и расчеты в уме, а также навык запоминания и восприятия, без чего невозможно нормально воспринимать информацию и производить адекватный анализ полученных данных.Все методики содержат задачи, благодаря которым можно проверить текущий уровень развития ребёнка, и одним из наиболее распространенных является задание «Чудесные окошки». В нём используется двенадцать картотек прямоугольной формы, и пять картинок другой формы (квадрат, круг и прочие) разных цветов. Задача перед ребёнком ставится в форме повествования о волшебном дворце могущественного мага, который создал множество совершенно различных окон. При этом все картинки должны быть разложены на столе, а ребёнок должен определить цвет и форму каждой карточки, называя её вслух. Анализу при этом подлежит то, насколько хорошо дети различают цвета и геометрические фигуры.

Самостоятельность ребёнка и его умение ладить с людьми необходимо для того, чтобы он смог успешно социализироваться в классе, а его понимание трудовой деятельности и ориентация в целом должны помочь при процессе обучения.