Основные параметры классной комнаты. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнат. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

Роль гепатотропных ядов в патогенезе дистрофических, онкологических и алкогольных поражений печени - Самостоятельно

Алкогольный гепатит (АГ) - это воспалительное поражение паренхимы печени, обусловленное массивным токсическим действием алкоголя.

Это заболевание чаще отмечается у лиц среднего возраста, длительно злоупотребляющих алкоголем. Частота алкогольного гепатита в популяции больных алкоголизмом составляет 10-30%.

Алкогольный гепатит чаще развивается после массивного алкогольного эксцесса или запоя (возможно, при резком повышении дозы этанола гипотетические компенсаторные механизмы печени не успевают адаптировать гепатоциты к возрастанию токсической нагрузки).

Выделяют острую и хроническую формы алкогольного гепатита . Многие гепатологи признают существование только острого алкогольного гепатита (ОАГ).

Считается, что по критериям тяжести, обратимости и динамики развития эта болезнь занимает промежуточное положение между алкогольной жировой дистрофией и алкогольным фиброзом печени.

Острый алкогольный гепатит может развиваться на фоне алкогольного цирроза печени, определяя значительную тяжесть течения алкогольного поражения печени.

Профилактика заболеваний печени достаточно проста:

А) Алкоголизм остается главным фактором, вызывающим заболевания печени, поэтому, научитесь пить в меру. Или еще лучше бросьте пить алкогольные напитки вообще. Ежедневное употребление алкоголя действительно дает большую нагрузку на печень.

Б) Соблюдение диеты является обязательным фактором. Те, кто ест много жирной пищи, провоцируют изменения печени, что приводит к прекращению ее функций. Жир – это как алкоголь для тех, кто не пьет. Постарайтесь ограничивать себя как в алкоголе, так и в приеме жирной пищи.

В) Постарайтесь принимать как можно меньше различных лекарственных препаратов. Врачи назначают различные медицинские препараты для лечения разнообразных болезней и органов, но вы должны помнить, что все эти препараты разрушаются в печени. Слишком сильные лекарства и чрезмерное их употребление приведет к снижению фильтрующей способности печени. Следуйте советам специалистов, особенно когда не знаете, как различные препараты действуют на внутренние органы.

Г) Регулярно выполняйте физические упражнения. Запомните, чем меньше вы двигаетесь, тем больше жира накапливается в организме. Это может привести не только к заболеваниям печени, но также и к болезням кровеносной системы. Заболевания внутренних органов – это крайний и запущенный случай. Постарайтесь всеми силами не допустить полиорганной недостаточности, следуйте вышеприведенным советам, чтобы избежать заболеваний печени и других внутренних органов.

А в народной медицине лечение печени проводят с применением таких трав как: зверобой, корень солодки, одуванчик, расторопша, шиповник, бессмертник, мята и календула.

Поэтому, если у вас болит печень или вы нашли у себя признаки заболевания печени, принимали лекарства или могло произойти заражение гепатитом, то вам необходимо обратиться к врачу для проведения обследования.

Профилактика

Профилактика острой печеночной недостаточности сводится к профилактике инфекционных и токсических поражений печени.

Профилактика хронической печеночной недостаточности – это своевременное лечение заболеваний печени, которые могут послужить причиной печеночной недостаточности.

18.5. Нарушение желчеобразовательной функции печени

Нарушение желчеобразовательной функции печени проявляется в увеличении или уменьшении секреции желчи, как правило, с одновременным изменением ее состава.

Образование и выделение желчи - специфическая функция печени. В состав желчи входят холестерин, соли желчных кислот, желчные пигменты, а также фосфолипиды и незначительное коли­чество белка.

Холестерин - высокомолекулярный ненасыщенный спирт, про­изводное холестана, является обязательным компонентом желчи. Основное место его синтеза в организме - печень и кишечник, в которых образуется 90% эндогенного холестерина. Синтез происхо­дит на эндоплазматической сети гепатоцитов. Часть холестерина человек получает с пищей. Холестерин является исходным матери­алом для синтеза других стероидов, в частности желчных кислот.

Желчные кислоты - высокомолекулярные кристаллические со­единения, относящиеся к стеринам, образуются в печени. Желчные кислоты содержатся в желчи в парных соединениях с гликоколом и таурином. Связанные соединения менее токсичны и лучше раство­римы, чем свободные желчные кислоты, и это облегчает их секре­цию с желчью. Основными желчными кислотами в организме человека являются холевая, дезоксихолевая, хенодезоксихолевая и литохолевая. Они играют важную роль в пищеварении:

0 участвуют в переваривании и всасывании жиров;

0 стимулируют моторную функцию кишечника;

0 улучшают всасывание жирорастворимых витаминов.

Эти важные функции изменяются, если затрудняется отток желчи или нарушается синтез желчных кислот гепатоцитами.

Желчные пигменты - билирубин и биливердин - также образу­ются в печени. Основным источником билирубина у человека является гемоглобин, в состав которого входит молекула белка (глобин) и 4 молекулы гема. Билирубин, как и гем относится к тетрапиролловым производным.

Из биливердина, который в свою очередь представляет собой продукт окислительно-восстановительной трансформации гемогло­бина эритороцитов, образуется "непрямой" билирубин.

"Непрямым" билирубин называется в связи с тем, что нераство­римый в воде он находится в плазме в комплексном соединении с транспортным белком альбумином и не дает прямой реакции с диазо-реактивом Эрлиха. "Непрямой", или свободный билирубин является основным желчным пигментом, находящимся в норме в крови.

Превращение гемоглобина в желчный пигмент происходит глав­ным образом в РЭС печени и частично в клетках РЭС костного мозга селезенки и других органов. Следовательно, содержание непрямого билирубина зависит от интенсивности гемолиза эритроцитов.

В течение суток у человека разрушается около 1% циркулирующих эритроцитов и в результате образуется 100-250 мг непрямого билиру­бина. В норме его концентрация в крови не превышает 16 мкмоль/л. Клетки печени захватывают "непрямой" билирубин из крови и пре­вращают его в "прямой" или связанный посредством соединения первого с двумя молекулами глюкуроновой кислоты. Поскольку такой связанный с глюкуроновой кислотой билирубин не соединен с белком, он дает прямую реакцию с диазореактивом Эрлиха и может в небольшом количестве в норме содержаться в крови (до 5,0 мкмо-лей/л за счет обратного возвращения в кровеносные капилляры), но в целом прямой билирубин находится только в желчи.

В верхних отделах тонкого кишечника и в желчевыводящих путях под влиянием бактериальных дегидрогеназ прямой билирубин пре­вращается в бесцветные хромогены: уробилиноген и стеркобилино-ген. Последние, окисляясь на воздухе в моче и кале, превращаются в оранжево-желтые пигменты - уробилин и стеркобилин, придавая моче соломенно-желтый, а калу - коричневый цвет. Если наруша­ется поступление желчи в кишечник, то уробилин в моче и стерко-билин в кале отсутствуют.

Биологическое значение процесса глюкуронизации билирубина заключается в повышении его растворимости, что способствует экскреции в желчь и снижении его токсичности. Нарушение обмена билирубина обычно приводит к повышению его содержания в крови - билирубинемии, а нарушение образования желчи в печени и синтеза ее составных частей, а также выделение желчи через желчные протоки в кровь проявляется в виде желтухи.

Причины нарушения желчеобразовательной функции печени:

0 изменение нейрогуморалъной регуляции холепоэза (например, уве­личение холепоэза при усилении тонуса блуждающего нерва);

0 алиментарные факторы (белковое голодание, чрезмерное упот­ребление жиров и яичных желтков);

0 некоторые лекарственные препараты (сорбит, настои кукуруз­ных рылец);

0 отравление цианидами, 2,4-динитрофенолом;

0 заболевания печени, приводящие к нарушению секреторной функ­ции гепатоцитов (дистрофия и деструкция), снижению энерге­тического обмена в клетках и изменению реабсорбции компонен­тов желчи (гепатит, холангит, холецистит, гепатоз);

0 гипоксия, гипо- и гипертермия, нарушающие энергетический обмен в организме, в том числе и в печени;

0 снижение активности кишечной микрофлоры;

0 нарушения образования и обмена билирубина и желчных кислот и изменения их содержания в желчи.

Главными звеньями патогенеза, обусловливающими количест­венные и качественные нарушения желчеобразования, являются изменения секреторной активности гепатоцитов, нарушение реаб-сорбции компонентов желчи в желчевыводящих путях и кишках, а также сдвиги в транс- и интерцеллюлярной фильтрации некоторых веществ из крови в печеночные капиллярные сосуды.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.



С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция . Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за контор­ками).

Что касается правил рассаживания уча­щихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, неже­ли меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Компьютерные классы.

Компьютерная техника является источником излучений электромагнитных полей, потенциально опасных для здоровья человека. Неправильная организация рабочих мест с ПЭВМ приводит к усилению электромагнитных полей, превышению предельно допустимых уровней и неблагоприятной электромагнитной обстановке вокруг них. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более, причем, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м.

Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности – одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по -15 0 .

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста, что мы наблюдаем практически во всех сельских школах, наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом школьников. В этом случае рабочее место целесообразно оснащать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм., глубину не менее 400 мм., которая должна иметь регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 0 .Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Вступление

Школьная гигиена – это наука об охране, укреплении и развитии здоровья подрастающего поколения, детей и подростков.

Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию школы и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей; питание школьников; профилактику болезней у детей школьного возраста. Знание этих вопросов необходимо для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания. Поэтому школьная гигиена является обязательном предметом изучения во всех педагогических учреждениях.

Школьная гигиена в своём развитии опирается на такие науки, как физиология, химия, микробиология. Школьная гигиена частично связана и с техническими науками, архитектурой и санитарной техникой. Она учитывает основные требования к проектированию зданий школ и детских дошкольных учреждений, к их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению помещения и оборудования.

Но и архитектура получает от школьной гигиены данные о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школ, внешнему и внутреннему оборудованию. Санитарная техника использует общие данные школьной гигиены при разработке санитарно-технических установок в школьных зданиях.

В данном реферате рассматриваются 2 наиболее важных компонента гигиены классной комнаты – это освещение и воздушно-тепловой режим учебного помещения. В реферате собраны сведения, которые представляют собой синтез данных из книг прошлого,XX века, и последнюю информацию 2002-2003 годов. Именно поэтому реферат имеет значительную ценность для учителя, который хочет познакомиться с требованиями к освещению и воздушно-тепловому режиму классной комнаты.

Гигиенические требования к освещению классной комнаты

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И. П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга.

Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.

Особое гигиеническое значение имеет бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав спектра солнечного света. Под воздействием ультрафиолетовых лучей задерживается развитие бактерий, а при достаточно длительном воздействии бактерии погибают.

Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Активизируя процессы обмена, она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи, переводя провитамин D, находящийся в коже ребёнка, из недеятельного состояния в деятельное, обеспечивают нормальное костеообразование. Свет оказывает и психологическое воздействие; обилие света создаёт эмоционально-приподнятое, радостное настроение.

При выборе ориентации детских учреждений исходят из условий солнечной радиации. Наиболее благоприятной ориентацией во всех климатических районах является южная и юго-восточная. При южной ориентации инсоляция наиболее длительная в осенний, зимний и весенние периоды. При ориентации помещений на запад во вторую половину дня солнечные лучи проникают глубоко в помещение и вызывают значительный перегрев.

Для устранения слепящего действия прямой и отражённой блёскости при инсолюции во II, III,IV климатических районах в световых проёмах учебных и производственных помещений следует предусматривать солнцезащитные приспособления.

Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает биологически наиболее активные лучи солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие солнечных лучей, проникающих в помещения, достаточно велико. Интенсивность ультрафиолетовой радиации в помещении повышается при широкой аэрации, поэтому во всех основных помещениях детских учреждений должны быть установлены фармуги.

Естественное освещение

Уровень естественного освещения классного помещения прежде всего зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. В сельской местности, где школы, как правило, строятся на открытых площадках, световой коэффициент может составлять 1:6. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями. Расположенные против школьных окон дома должны быть окрашены в светлые тона, лучше всего в белый цвет. Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.

Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания и от работников школы зависит мало. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться учителями и другими работниками школы.

Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Потолок в классе должен быть окрашен белой краской, стены - светлой (жёлтой, бежевой, светло- розовой), парты должны быть окрашены в светлые тона: крышки – в светло-зелёный, а боковые части и сидения в белый цвет.

Высокие цветы, расположенные на подоконниках , тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе.

Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, а большие цветы на полу, чтобы они не загораживали свет.

В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Учителя должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.

Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.

Совершенно недопустимо закрашивать стёкла белой масляной краской или вставлять матовые стёкла, как это делают иногда в некоторых школах, чтобы дети не смотрели в окно и не отвлекались от занятий. Это вредно вдвойне. Во-первых, потому, что в классе будет темнее (через матовые стёкла проходит всего только 60% света), во-вторых, в этом случае учащиеся не имеют возможности дать отдых глазам. Учебная работа, как отмечалось выше, связана с постоянным напряжением мышц глаз. Для отдыха глаз полезно расслабить мышцы направив взгляд вдаль, в бесконечность. Учащиеся инстинктивно время от времени отводят глаза от книги и смотрят в окно, но при закрашенных окнах они не могут посмотреть вдаль, так как взгляд их постоянно наталкивается на непрозрачную белую поверхность.

Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором – люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна – удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, - неудовлетворительной.

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф.Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина:

Порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку (рис. 1). Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за конторками).

Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Современный человек с неполных 7 до 16-17 лет большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом 75 % времени он находится в стенах своего класса или предметного кабинета. Естественно, что классная комната становится для ученика важным «местом обитания», а условия в ней влияют на формирование растущего организма, определяют его дальнейшее здоровье. Анализ результатов ежегодно проводимой диспансеризации показывает, что за время обучения в школе у многих учащихся происходит ухудшение здоровья. Так, в этом году выявлено 25 учащихся с нарушениями зрения, 15 – с нарушениями осанки, 17 – с хроническими заболеваниями органов дыхания. Поэтому мы решили изучить характеристики среды нашей классной комнаты, в которой «обитают» ученики 8б класса.

Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Отдельные свойства или части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимыми или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать их выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.

Абиотические факторы – температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на се6бе влияние других, вступает в связь с представителями своего вида и других видов, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир составная часть среды каждого живого существа.

Антропогенные факторы это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.

Изменения факторов среды во времени могут быть: 1). регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года или ритмом приливов и отливов в океане; 2). нерегулярными, без четкой периодичности, например, изменения погодных условий в разные годы; 3). направленными на протяжении известных, иногда длительных, отрезков времени, например, при похолодании или потеплении климата.

Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

Как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

Как ограничители, обуславливающие невозможность существования в данных условиях;

Как модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов;

Как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Положительное или отрицательное влияние переменного фактора на живые организмы зависит от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или его оптимумом для организмов данного вида. Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно. Гигиенические нормы, определяемые для классных помещений СанПиНами, лежат в зоне оптимума для человека.

Факторы среды, наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют возможность существования вида в данных условиях.

Совокупность всех факторов и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, составляют экологическую нишу данного вида. Описание конкретной экологической ниши может иметь несколько измерений.

3. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнаты.

Обеспечение гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях СанПиНов и строго регламентированы количественно. Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, необходимый режим вентиляции помещения и многое другое. Все это направлено на поддержание у учащихся высокой работоспособности на протяжении всего периода занятий. Микроклиматические параметры классных помещений и кабинетов должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, нормальную оксигенацию тканей, оптимальное функционирование зрительной системы.

Наша классная комната находится на третьем этаже здания школы. Расположена она с восточной стороны здания. Внутренняя отделка стен выполнена в соответствии с гигиеническими требованиями. Верхняя часть стен и потолок окрашены побелкой, нижняя часть стен окрашена краской для внутренних работ, что позволяет мыть эту часть стены. Цвет окраски стен зелено-голубой, тон холодный. Это соответствует рекомендациям, т. к. на восточной стороне здания в первой половине дня часто бывает солнечно. Косметический ремонт стен и потолка производился летом 2004 года. Пол имеет линолеумное покрытие, цвет коричневый. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения.

3. 2. Оценка воздушного режима.

Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

Важным является контроль за химическим составом воздуха в учебном помещении. Идеальным вариантом было бы, если бы химический состав воздуха в классе соответствовал химическому составу чистого атмосферного воздуха (кислород – 20,94 %, углекислый газ – 0,03-0,04 %, азот – 78,04 %, инертные газы – около 1 %). Но такой состав в закрытых помещениях возможен лишь при двух условиях: если помещение как следует проветрено и в нем никого нет. Как только человек появляется в комнате, химический состав воздуха в ней меняется.

Следить за химическим составом воздуха нужно, так как во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами (запах пота и продуктов его разложения, соединения аммиака, летучие соли жирных кислот, соединения индола – все то, что делает воздух «спертым»). Эти летучие продукты получили название «антропотоксины». Они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота, иногда даже бывают обмороки. Вот почему необходимо следить за химическим составом воздуха.

Смена воздуха, или вентиляция, может быть естественной, обусловленной разностью температур внутри и снаружи помещения (тепловой напор), и искусственной, обусловленной применением специальных устройств (вентиляторы, эжекторы). Искусственная вентиляция может быть приточной (когда в помещение подается свежий воздух), вытяжной (когда из помещения удаляется плохой воздух) и смешанной (приточно-вытяжной).

В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна и отверстия в них (фрамуги), двери, специальные вентиляционные отверстия, щели в строительных конструкциях.

Расчет площади пола и объема помещения, приходящегося на одного ученика класса.

Длина класса Ширина класса Высота класса Площадь пола Объем класса

8,66 м 6,02 м 3,07 м 52,13 м2 160,05 м3

Расчет площади открывающихся фрамуг.

Длина фрамуги Ширина фрамуги Число фрамуг Площадь фрамуги Общая площадь фрамуг

0,97 м 0,32 м 2 0,31 м2 0,62 м2

Расчет площади вытяжных вентиляционных отверстий.

Длина вытяжного отверстия Ширина вытяжного отверстия Число вытяжных отверстий Площадь вытяжного отверстия Общая площадь вытяжных отверстий

0,2 м 0,2 м 3 0,04 м2 0,12 м2

Расчет площади входной двери класса.

Длина двери Ширина двери Площадь двери

2 м 0,87 м 1,74 м2

В классе 22 ученика. На одного ученика в классе приходится площадь 2,37 м2 (52,13/22), что соответствует требованиям санитарных норм (2-3 м2 на 1 ученика). Объем, приходящийся на 1 ученика, равен 7,28 м3 (160,05/22), что превышает установленные нормами требования (5-6 м3 на 1 ученика).

а). Определение коэффициента аэрации.

КА= S1 \ S, где S1 – площадь всех вентиляционных отверстий; S – площадь пола.

1). При работе только вытяжных вентиляционных отверстий.

КА= 0,12 / 52,13 = 0,0023

Этот показатель почти в 9 раз ниже установленных нормативов (0,02). Значит, работа только вытяжных вентиляционных отверстий не обеспечивает достаточной аэрации воздуха в классе.

2). При работе вытяжных вентиляционных отверстий и фрамуг.

КА = 0,74 / 52,13 = 0,014

В данном случае коэффициент аэрации ниже нормы на 0,006. Полная замена воздуха также не обеспечивается.

3). При работе вытяжных вентиляционных отверстий, фрамуг, при открытой двери.

КА = 2,48 / 52,13 = 0,048

В этом случае обеспечивается достаточная вентиляция класса.

Вывод: 1. Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется полностью открывать фрамуги и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т. к. возникает сильный сквозняк. 2. В классе имеется 3 фрамуги, но одна из них не может быть открыта, т. к. рама окна очень ветхая. Следует заменить рамы в классе, для того, чтобы обеспечивать более эффективную и безопасную вентиляцию воздуха.

б). Определение эффективности вентиляции.

Vвент. = k \ (p – q) · 0,67, где

Vвент. – необходимый вентиляционный объем воздуха;

K – количество углекислого газа, выделяемое за 1 час в литрах одним учеником (л/час) (в среднем каждый ученик выделяет за 1 час столько литров углекислого газа, сколько ему лет);

Р – предельно допустимое содержание углекислого газа в помещении (оно не должно превышать 1 л/м3 или 1 %);

0,67 – коэффициент, продолжительности урока (урок 40 минут).

Возраст ученика k (л/час) Vвент. (м3) Число учеников данного Общий вентиляционный объем возраста (м3)

13 лет 13 12,4 16 198,4

14 лет 14 13,4 6 80,4

Вывод: 1. Так как необходимый вентиляционный объем значительно превышает имеющийся объем воздуха в классе, то при отсутствии вентиляции за время одного урока в помещении класса будет накапливаться количество углекислоты, превышающее норму, что будет негативно сказываться на работоспособности учеников. 2. Необходимо, чтобы во время урока работали вытяжные вентиляционные отверстия. 3. Необходимо проветривать помещение класса на каждой перемене для восстановления нормального содержания углекислоты.

в). Изучение наличия твердых частиц в воздухе.

Данное исследование проводилось с помощью простейших индикаторов, изготовленных из клейкой ленты. Они были размещены в разных местах в классе: №1 – у доски, №2 – на второй парте центрального ряда, №3 – на задней стене класса на уровне глаз, №4 – контрольный экземпляр. Замер производился в течение одного дня (17 декабря). На полученных экземплярах мы видим, что индикаторы №2 и №3 отличаются от контрольного экземпляра незначительным посерением фона, на №3 есть следы 3-х загрязняющих частиц. Это говорит о том, что воздух в классе в основном содержит малое количество твердых загрязняющих частиц (пыль). На индикаторе №1 хорошо заметны следы меловой пыли.

Вывод: 1. Запыленность атмосферы в классе в зимний период незначительная. Удалению пыли способствует ежедневная влажная уборка помещения. 2. Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой, производить влажную уборку в районе доски в течение дня.

3. 3. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса.

Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:

1. Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.

2. Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.

3. Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.

4. Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.

5. Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.

6. Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.

7. Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Для определения соответствия мебели мы провели следующие антропометрические замеры.

А - высота голени (от пятки до колена, без обуви);

Б – длина бедра (от места причленения до колена);

В – передне-задний диаметр грудной клетки (выше груди);

Г – длина предплечья от локтя до конца кисти;

Д – длина предплечья от локтя до начала запястья.

Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели.

а – высота стула от пола до сидения; б – длина от спинки стула до сидения; в – расстояние от спинки стула до переднего края стола (при обычной посадке); г – ширина рабочего стола (половина); д – расстояние по вертикали от крышки стола до сидения стула.

Затем, по имеющимся формулам мы рассчитали показатели мебели и сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами.

Вывод: 1. В основном имеющаяся мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса, но выявлены и некоторые отклонения. 2. Для учеников, по которым антропометрические показатели сильно отклоняются от параметров имеющейся мебели, необходимо подобрать другую мебель.

3. 4. Характеристика светового режима в классе.

Требования к освещенности класса следующие:

1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощность источников искусственного освещения.

2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования, типа арматуры светильников, их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы) и арматуры светильников.

Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3, они расположены по восточной стене класса, равномерно. Площадь имеющихся окон составляет 11,7 м2. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью электроламп накаливания. Их в классе 8, они расположены в 2 ряда. Лампы снабжены матовыми плафонами, что исключает эффект слепимости. Поверхностей с высоким коэффициентом отражения в классе немного, они расположены таким образом, что не ухудшают освещенность для учеников. Недостатком является то, что у доски не оборудованы дополнительные светильники.

Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 2-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.

Вывод: 1. Освещенность в классе в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. 2. Необходимо в дальнейшем более оперативно заменять перегоревшие лампы накаливания. Необходимо установить дополнительные светильники у доски.

4. Заключение.

Совокупный анализ изученных параметров среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы: регулярно проветривать класс, делать влажную уборку. Администрации школы необходимо приобретать мебель различной маркировки для того, чтобы каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Необходимо также предусмотреть замену оконных блоков и установку светильников у доски. При этих условиях факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Данная экологическая ниша позволит «обитать» в ней безопасно.

Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах.

Наше исследование ограничилось изучением только абиотических факторов. В дальнейшем интересно проследить влияние взаимодействия учащихся между собой, с учителями на самочувствие школьника.